2- жадвал
Талабалар мотивларини тажрибадан олдинги ва кейинги суровномаларни урганиш натижалари п = 485 (йигитлар )
Курсаткичлар Назорат усули Тажириба усули Фарклари
Текши-рилувчи (n) % Текширилувчи (n) % Текши-рилувчи (n) %
Факат синовдан угаш - бахо олиш зарурати 213 43.92 151 31.14 -62 -12.78
Кадди-комати(та-на тузилишини) яхшилаш 71 14.62 120 24.74 -49 -10.1
Юксак спорт нати-жаларига эришиш 41 8.45 60 12.38 +19 +3,93
Спортда ракобат килиш 38 7.84 70 14.43 +32 +6.59
Саломатликни мустахкамлаш 35 7.22 10 2.06 -25 -5.16
Жисмоний сифатларни риво-жлантириш 26 5.36 20 4.12 -6 -1.24
Рухий эмоционал бардамликга эришиш 25 5.15 20 4.12 -5 +1.03
Дунёкарашни кенгайтириш 19 3.92 14 2.89 -5 +1.03
Спорт мулокот учун 17 3.50 20 4012 +3 +0.62
Ушбу жадвалдан куриниб турибдики, назорат ва тажириба натижалари бир-биридан фарк килади. Уларни комплекс холда бу фаркларни Пирсоннинг Х2 назарий = 18.48, Х2 факт = 132. Х2факт > Х2назарий булганлигидан таккосланган назорат ва тажриба гу-рухларини ишончлилиги Р > 0.001 тенг эканлигидан исботланиб, педагогик тажриба мотивлари жисмоний тарбияда мухим ахамиятга эга эканлиги яна бир бор исботланди.
Хулоса. Фаргона Давлат унверситетида тахсил олаётган 474 нафар талаба кизлар ва 485 нафар талаба йигитлар жисмоний маданият ва жисмоний тарбия-
Подготовка педагогических кадров
ни мотивлари буйича суровномалар фон сифатида утказилди. Сунгра уларга жисмоний тарбия дарсла-рида оммавий спортни Республика худудида амалга оширишни ахамияти хакида тушунтириб борилди. Сунгра шу сохада саволномалар тузилиб уларнинг мотивларига жавоблар фан сифатида ва икки ойдан сунг тажриба сифатида кайтадан утказилганда ижо-бий натижалар олинди.
К^из болалар n= 474, назорат билан тажириба натижаларини биргаликда тарзда Пирсоннинг Х2усулида тацосланди = (.....
n = 474, К=9-2=7, Х2 назарий=18.48, Х2факт = 64.58.
Х2 факт > Х2 назарий булганлигидан ишончлилиги Р >0.001 тенг.
Йигитлар n= 485, К=9-2=7, Х2назарий =18.48, Х2факт > 132.
Х2 факт > Х2назарий булганлигидан таккосланган назорат ва тажриба гурухларини ишончлилиги Р > 0.001 тенг эканлиги исботланиб, педагогик тажри-ба мотивлари жисмоний тарбияда мухим ахамиятга эга эканлиги яна бир бор асосланди.
Адабиётлар:
1. Узбекистан Республикаси Президентининг 5368-сонли "Жисмоний тарбия ва спорт сохдсида давлат бошкаруви тизимини тубдан такомиллаштириш чора тадбирлари туфисида"ги Фармони, 2018 йил 5 март.
2. Астафьев В.С., Верещагина Л.М., Потребность и мотив как внутренний побудитель двигательной активности человека [Текст] / Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №1. - Том 13. - С. 6-9.
3. Гайнуллин Р.А., Исаев А.П., Абзалов Р.Я., Морфофункциональ-ное состояние физическая подготовленность студентов с различными тотальными размерами тела и двигательной активностью, Теория и практика физической культуры. 2019. № 6. С. 60-62.
4. Усманходжаев Т.С., Байтураев Э.И., Педагогические аспекти физического совершенствования детей и молодежи в связи с их двигательной активностью, Фан -спортга, 2017 г., № 4, С.3-6.
УУК(УДК, UDC) 355.253.001:796
Старший преподаватель А.А. АТАШАЙХОВ1
'МВД Академии Республики Узбекистан,
город Ташкент, Узбекистан
Информация для связи с автором:
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО БОЕВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С КУРСАНТКАМИ АКАДЕМИИ МВД
Аннотация
Annotation
В статье освещаются информация об особенностях строения и функциональное состояние организма девушек и женщин, различия между женщинами и мужчинами в структуре и функциях внутренних органов. А также, особенности проведения занятий и рекомендации по боевой и физической подготовке с девушек-курсанток.
Ключевые слова: физическая нагрузка, физические упражнения, физическая подготовка, физическое развитие, боевая-физическая подготовка, функциональное состояние организма, самоконтроль.
Ма^олада ^из ва аёллар организмининг узига ^ос тузилиши ва угил бола ва эркаклар организмидан функционал ^олатлари жи^атдан фар^лари хавдца маълумотлар, шунингдек жанговар-жисмоний тайёргарлик машгулотларини утказиш хусусиятлари, тавсиялар ёритилган.
Калит сузлар: жисмоний юклама, жисмоний машцлар, жисмоний тайёргарлик, жанговар-жисмоний тайёргарлик, жисмоний ривожланганлик, организмнинг функционал уолати, узига-узи назорат амалга ошириш.
The article highlights the information about the structure and functional state of the body girls and women, the differences between women and men in the structure and functions of internal organs and particuliary training to famale cadets (listeners) and some recommendations.
Key words: physical activity, healthy lifestyle, physical exercises, physical training, physical development, combat-physical training, functional state of the body, self-checking.
68 e-mail: [email protected] №3-2020
Педагогик кадрларни тайёрлаш
Подготовка педагогических кадров В настоящее время в стране идёт широкомасштаб- особенности женского организма. В связи с тем, ная работа по реформированию системы органов что в 2019 - 2020 учебном году на первый курс по внутренних дел, которые занимают особое место в требованию МВД Республики Узбекистан девушек обеспечении спокойствия и безопасности государ- приняли в 4 раза больше чем предыдущий учебный ства, борьбе с преступностью, охране общественного год, встала необходимость пересмотреть учебные порядка. программы и нормативные требования. Методически Особенно, поэтому направлений важную роль последовательно распределить средства по объёму и играет высшие образовательные учреждения МВД, интенсивности выполняемой нагрузки без ущерба в частности Академия МВД Республики Узбекистан, здоровью. в котором огромное внимание уделяется подготовке Цель работы: разработать адекватную программу высококвалифицированных, отвечающих современ- для курсанток с учётом функциональных особенно-ным требованиям, духовно развитых, физически стей женского организма, по годам обучения. здоровых молодых кадров. Методы исследования: анализ данных на-На современном этапе развития государства к учно-методической литературы, педагогические сотрудникам ОВД предъявляются все новые требо- наблюдения, медико-биологические методы, педаго-вания по организации, содержанию и методике их гическое тестирование, педагогический эксперимент, профессиональной подготовки. методы математической статистики. Ведь именно от степени профессионализма, Результаты исследования и их обсуждение. уровня боевой, физической и служебной подготовки Необходимость повышения физической подготов-зависит качество выполнения служебных задач по ленности девушек-курсанток (слушательниц) или обеспечению безопасности граждан. женщин-сотрудниц ОВД связана с укреплением В современных условиях значительно увеличился здоровья, повышения функционального состояния, объём деятельности, осуществляемой в вероятност- а также продления активной профессиональной дея-ных и неожиданно возникающих ситуациях, которая тельности женщин. Занятия физической подготовкой требует проявления находчивости, быстроты реак- с женскими группами должны быть направлены на ции, способности к концентрации и переключению решение задач, отражающих характерные особенно-внимания, пространственной, временной, динамиче- сти женского организма, психической и двигательной ской точности движений и их рациональности. сферы женщин. В частности, стратегии действий по дальнейше- Систематические занятия спортом у женщин спо-му развитию Республики Узбекистан планируется собствуют увеличению мышечной массы, но она не повышение качества и эффективности деятельности достигает уровня, свойственного мужчинам. высших образовательных учреждений на основе Незначительная сила мышц спины и шеи у внедрения международных стандартов обучения и подростков-девочек может быть одной из причин оценки качества преподавания. искривления позвоночника. Этим объясняется то, Во исполнении приоритетного плана стратегии что деформация позвоночника у девушек молодого Министерство внутренних дел установила задачи по возраста встречается чаще, чем у курсантов-юношей. радикальному совершенствованию системы высшего Поэтому во время занятий физическими упражнени-образования, также правоохранительным органам ями следует обращать особое внимание на развитие поручается предоставление профессиональных, вы- этих групп мышц у девушек. сококвалифицированных, подготовленных кадров по Сила у девушек развивается посредствам соб-боевой-физической подготовке. ственно-силовым и скоростно-силовым упражне-Рядом с сотрудниками мужчинами твёрдо стоят ниям, но нельзя забывать, что не следует применять сотрудницы-женщины которые, играют немаловаж- специальные физические нагрузки и преднамеренно ную роль в обеспечении безопасности государства, влиять на развитие какой-либо функции организма, борьбе с преступностью и охране общественного пока она не достигнет высокой степени своего есте-порядка по своей сфере деятельности. ственного развития. Однако оптимальные физические Проблема подготовки сотрудниц ОВД является нагрузки могут служить только положительными объектом постоянного внимания специалистов. стимуляторами. Особо остро эта проблема встала в последние годы, в Туловище у женщин длиннее, плечи уже, таз связи с изменениями характера преступной деятель- шире, ноги и руки короче, центр тяжести тела, играю-ности в стране и применением правонарушителями щий большую роль в механизме движений, ниже, чем холодного и огнестрельного оружия. у мужчин. Эти особенности ограничивают быстроту Актуальность. На группах где присутствуют бега, высоту прыжков и другие. девушки-курсанты, преподавателями кафедры по С возрастом у женщин, особенно у тех, кто не боевой и физической подготовке, проводится за- занимается физическими упражнениями, показатели нятия одинаково для всех курсов утверждённой физического развития ухудшаются: нарастает вес, учебной программой, не учитывая физиологические снижаются сила мышц, экскурсия грудной клетки, 6 Iе0! Fan - sportga • №3/2020
№3-2020 e-mail: [email protected]
о сч о сч 00
го
£ о о.
СО
ЖЁЛ (жизненная ёмкость лёгких) и т. д.
Между женщинами и мужчинами имеются также различия в структуре и функциях внутренних органов. Так, вес сердца у женщин меньше, чем у мужчин, на 10-15%, объем сердца у нетренированных женщин составляет 580 ± 8,5 см3, у нетренированных мужчин 760+11,0 см3.
В условиях выполнения максимальной физической нагрузки сердечный выброс крови у женщин также существенно ниже, чем у мужчин. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в спокойном состоянии у женщин выше на 10-15 уд/мин. Всё это указывает на более низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой системы у женщин по сравнению с мужчинами.
У женщин более высокая частота дыхания, меньшая глубина дыхания и несколько меньший минутный объем дыхания, чем у мужчин. ЖЕЛ также меньше на 1000-1500 см3, МПК (максимальное потребление кислорода) - на 500-1500 мл/мин. Тип дыхания у женщин - грудной, у мужчин - брюшной.
Основные задачи физической подготовки курсантов (слушательниц)-девушек и женщин:
- содействовать гармоническому развитию всех органов и функций как основы здоровья и работоспособности;
- способствовать всестороннему владению своим двигательным аппаратом (управлять своими движениями);
- развивать и совершенствовать морально-волевые качества, силу, гибкость (подвижность в суставах), быстроту, выносливость, активность, настойчивость, смелость, решительность и др.;
- укреплять эмоциональную устойчивость.
Решение перечисленных задач возможно благодаря огромному разнообразию средств занятий боевой-физической подготовки с женщинами. Средства боевой-физической подготовки позволяют решать, как общие, так и специальные задачи физического развития девушек и женщин.
Содержание занятий. Для определения содержания и правильной организации занятий с девушками-курсантами (женщинами) подбор упражнений и методика обучения им должны исходить из морфологических, физиологических и психологических особенностей женского организма, особенностей двигательной функции и уровня развития физических качеств.
Участвовать на занятиях по боевой-физической подготовке во время менструации при соблюдении контроля за самочувствием, настроением, поведением занимающихся, при индивидуальном подборе и дозировке упражнений. Боевая-физическая подготовка и её разделы дают возможность наиболее полно решать задачи общей и специальной физической подготовки девушек и женщин, дифференцировать
Подготовка педагогических кадров
и строго регламентировать нагрузку.
Внедрение современной техники и инновационных технологий в систему ОВД намного облегчила физический труд сотрудниц, что привело в определенной мере к сокращению двигательной активности. Недостаточная двигательная активность способствует развитию заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной системе, нарушению функций опорно-двигательного аппарата; приводит к огромным нервно-психическим напряжениям, которые могут вызвать тяжёлые функциональные расстройства организма, снижение работоспособности.
Сохранение гармоничности телосложения также одна из задач, которая решается на занятиях с женщинами средствами боевой-физической подготовки и имеет свою специфику. Гармонически развитого человека характеризует определенное соотношение между весом тела и ростом. Оно должно находиться в пределах 350-400 г/см.
Методика проведения занятий должна формироваться с учетом основных законов биологического развития женщин и дидактических принципов обучения.
В методике работы с женскими группами необходимо большое внимание обращать на дозировку и подбор упражнений. Дозируя нагрузку, применять упражнения, которые способствуют ускорению восстановительных процессов в организме после утомления. Подбор упражнений должен базироваться на основных дидактических принципах: от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Методика проведения занятий с женщинами различного возраста имеет существенные различия.
Для курсанток (слушательниц) Академии МВД (18-22 года) предпочтительны занятия по программе боевой-физической подготовки, утренняя зарядка и спортивные игры (вне учебное время), подготовка к сдачи нормативов по физической подготовки. Для курсанток (слушательниц), женщин этого возраста обязательно участие во всех спортивно-оздоровительных мероприятиях Академии в составе команды курсов (отрядов).
Для молодых женщин, работающих на различных отделах и службах Академии участвовать два раза в недели на занятиях физической подготовки по утверждённому графику, обязательно выполнение комплекса обще развивающих упражнений, подготовка к сдачи нормативов по физической подготовки, отработка приёмов рукопашного боя и занятие общей физической подготовкой.
Занятия с женщинами среднего и старшего возрастов имеют ярко выраженную оздоровительную направленность, особое внимание необходимо обращать на дыхание в процессе выполнения упражнений, избегать упражнений, связанных с настуживанием, длительными статическими позами.
70 е-шаИ: [email protected] №3-2020
Педагогик кадрларни тайёрлаш
Подготовка педагогических кадров При комплектовании учебных групп учитывать Средства заключительной части занятий: отвле-возраст, физическую подготовленность и физиче- кающие и успокаивающие упражнения, медленная ское развитие женщин. Подбор занимающихся по ходьба, упражнения на расслабление и дыхание, на паспортному возрасту не всегда целесообразен, так восстановление правильной осанки. как женщины одного и того же возраста могут иметь Занятия физической подготовкой с женщина-существенные различия в физическом развитии и ми предполагают систематический медицинский физической подготовленности. контроль за состоянием их здоровья. Медицинское Основная форма проведения занятий с женщи- обследование даёт возможность следить за работой нами - урок, время которого от 45 мин до 80 мин, в сердечно-сосудистой системы, наблюдать отклоне-зависимости от подготовленности занимающихся. ния давления; если оно возникнет, изменить режим Дозировка упражнений впервые месяцы занятий занятий. Большое значение имеет самоконтроль относительно меньше, после регулярных занятий в занимающихся в процессе занятий. течение 6-7 месяцев дозировка повышается. При физических нагрузках происходят изменения Темп выполнения упражнения для 19-34-летных в организме и системах человека. Чтобы занятия женщин - от медленного к быстрому. Для женщин физической культурой и спортом не повредили здо-более старшего возраста - от медленного к среднему. ровью, необходимо проводить регулярный контроль Особое внимание в занятиях с женщинами следу- и самоконтроль состояния организма. Это задача не ет обращать на обучение их правильному дыханию только тренеров и педагогов, но и самих занимаю-в покое и в движении. При выполнении упражнений щихся. дыхание должно быть диафрагмальными, так как Однако оценивать влияние занятий на организм сокращение диафрагмы во время вдоха способствует только по самочувствию не рекомендуется, так как более глубокому выдоху. оно может носить субъективный характер. Методические указания к проведению подгото- Занимающиеся должны вести дневник самокон-вительной и основной части занятий. Особое вни- троля, в котором фиксировать самочувствие, пульс, мание обращать на решение организационно-вос- аппетит, сон, настроение и др. Отмечать положи-питательных задач: сосредоточение внимания на тельные или отрицательные сдвиги в физической чётком выполнении команд и распоряжений, при- подготовленности. При появлении слабости, недомо-обретение навыков подсчёта пульс, формирование гания занятия необходимо прекратить и немедленно правильной осанки, общая подготовка двигатель- обратиться к врачу. ного аппарата и совершенствование координации Вывод. В учебных программах по боевой-физи-движений. ческой подготовке для девушек (женщин)-курсанток На разделе легкой атлетики бег проводиться упро- (слушательниц) указать в пунктах, не выходя из щенным методом, например, темп бега, дистанция учебной программы обучать приёмы и упражнения меньше чем у мужчин. в облегченных и упрощенных вариантах. На разделе гимнастики предпочтение отдаётся Упражнения, требующие проявления значитель-вольным упражнениям, на снарядах простейшие ной силы и выносливости, женщины выполняют висы и упоры. относительно хуже, чем мужчины. На разделе борьбы и рукопашного боя не давать Вместе с тем женщины с большой легкостью женщинам броски с переворотами в стойке, бро- выполняют упражнения, требующие пластичности, ски через плечи (мельница), через плечо, захватом чувства ритма, равновесия, поскольку они соответ-двух ног. Броски можно выполнять с заваливанием ствуют физиологическим особенностям женского и с поставкой на ковер, задняя подножка, бросок организма. через бедро и др. Все приёмы с упрощенными При тренировке в одних и тех же занятиях объём вариантами. и интенсивность физических нагрузок у женщин Методические указания к проведению заключи- должны быть существенно ниже, чем у мужчин. И тельной части занятий. Основное требование к методы тренировки не должны быть одинаковыми. заключительной части занятий приведение организма r г Литература: занимающихся в относительно спокойное состояние, создание хорошего настроения, снятие напряжения, 1. ТеоРия и методик фи^ческой культуры. Учебник / Ю.М. ЮнУ- „ т Т сова; Министерство высшего и среднего специального образования возникшего в пр°цессе занятий. Упражнения вы- Республики Узбекистан. - Т.: Iqtisod-moliya, 2007. - 173 с. полняются в медленном темпе. Обращать внимание 2. Формирование здорового образа жизни: (Учебно-методическое на глубину дыхания, расслабление мышц, вместо пособид.)/ Светличная кк. - Ташквкл «т^ккиг с,^» -2°15. - 140 а 3. Спортивная медицина: Учебник для инстетутов физ. культуры/ команд пользоваться распоряжениями в спокойном Под ред. В.Л. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 218 с. и доброжелательном тоне, выполнять приёмы ауто- 4. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры / под ред. В.М. Смолевского. - М.: Физкультура генной тренировки. и спорт, 1987. После окончания занятий необходимо принять 5. Эргометрические и кардиологические критерии физической водные процедуры работоспособности у спортсменов/ З.Б.Белоцерковский. - М., Сов. . спорт, 2009. - 348с. 7 1 -Ч Fan - sportga • №3/2020
№3-2020 e-mail: [email protected]