Научная статья на тему 'Интегративно-деятельностный подход как теоретико-методологическая стратегия исследования формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей'

Интегративно-деятельностный подход как теоретико-методологическая стратегия исследования формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / INTEGRATIVE-ACTIVITY APPROACH / INTEGRATION / ACTIVITY / FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR CHILDREN / RESEARCH ACTIVITIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вихорева Ольга Александровна

Рассматриваются сущность и значение интегративно-деятельностного подхода как стратегии исследования, а также результаты его реализации к изучению процесса формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вихорева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE-ACTIVITY APPROACH AS A THEORETICAL AND METHODOLOGICAL RESEARCH STRATEGY OF THE FORMATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS' RESEARCH COMPETENCE IN A SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR CHILDREN

The paper highlights the nature and significance of integrative-active approach as a strategy for research, as well as the results of its implementation to the study of the formation of high school students' research competence in supplementary education of children.

Текст научной работы на тему «Интегративно-деятельностный подход как теоретико-методологическая стратегия исследования формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей»

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 37.013+37.091.398 ББК Ч421.387

О. А. Вихорева

шок

ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ГСНТИ 14.27.09 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интегративно-деятельностный подход; интеграция; деятельность; формирование исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей; исследовательская деятельность учащихся старшего школьного возраста.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются сущность и значение интегративнодеятельностного подхода как стратегии исследования, а также результаты его реализации к изучению процесса формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей.

O. A. Vikhoreva

Chelyabinsk

INTEGRATIVE-ACTIVITY APPROACH

AS A THEORETICAL AND METHODOLOGICAL RESEARCH STRATEGY OF THE FORMATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS’ RESEARCH COMPETENCE IN A SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR CHILDREN

KEY WORDS: integrative-activity approach; integration; activity; formation of research competence of high school students in supplementary education for children; research activities of high school students.

ABSTRACT. The paper highlights the nature and significance of integrative-active approach as a strategy for research, as well as the results of its implementation to the study of the formation of high school students’ research competence in supplementary education of children.

В современном информационном обществе происходит превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор

экономического роста и инновационного развития. В этих условиях актуальной образовательной задачей становится приобщение учащихся к исследова

© Вихорева О. А., 2011

тельской деятельности, обеспечивающей их интеллектуальное и творческое развитие. Широкие возможности для организации исследовательской деятельности учащихся старшего школьного возраста предоставляет дополнительное образование детей, нормативно ориентированное на образовательный процесс, включающий исследовательскую деятельность. Нами было предпринято построение концепции формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей.

Формирование исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей рассматривается нами как взаимодействие педагога и учащегося в ходе специально организованной исследовательской деятельности, обеспечивающей накопление научно-предметных знаний, мета-предметных и исследовательских умений, опыта исследовательской деятельности и развитие таких личностных качеств учащегося, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность.

Изучить процесс формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования позволяет интегративно-деятельностный подход, который представляет собой интеграцию положений интегративного и деятельностного подходов. Данный подход был определен нами как теоретико-методологическая стратегия исследования. Мы исходили из понимания стратегии в педагогическом исследовании как наиболее общей формулировки направлений дальнейшего совершенствования образования, выраженной в виде точно сформулированных целей, задач и сроков, допустимых при наличном состоянии психоло-го-педагогической науки и возможностях современной педагогической системы [1. С. 212].

Проблема интеграции в образовании исследуется в работах Э. Н. Гусинского, А. Я. Данилюка, А. В. Золотаревой, Н. М. Яковлевой и др. Интеграция

рассматривается с позиции трех аспектов: как состояние, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей компонентов системы; как процесс, обеспечивающий достижение этого состояния; как показатель целостности системы. В контексте нашего исследования интеграция обеспечивает объединение частей (деятельностей) в определенный тип целостности — формирование исследовательской компетентности учащихся. Интеграционный аспект деятельности педагога и деятельности учащегося важен в контексте получения нового качества явления — исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста.

Теоретико-методологические основания деятельностного подхода представлены в трудах К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. В. Бруш-линского, В. А. Беликова, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сластенина, В. Д. Шадрикова, Г. П. Щедровицкого и др. Деятельностный подход предполагает рассмотрение явлений через характеристические особенности деятельности (цель, объект, субъект, методы, средства и результат деятельности). Деятельность — целенаправленная активность личности, посредством которой человек реализует свои потребности. Мы солидарны с позицией Г. П. Щедровицкого: «...познать и описать человека конкретно, это значит — проанализировать и описать те наборы деятельностей, которые он должен осуществлять, чтобы быть социальным человеком. А проанализировать деятельности, в свою очередь, значит — выделить в них задачи, преобразуемые объекты и знаки, средства, операции и их последовательности, наконец, объединяющие все это связи и зависимости» [4. С. 123].

В свете представленных позиций интегративно-деятельностный подход — это методологическая ориентация исследования, позволяющая изучить образовательный процесс с позиции интеграции деятельности его субъектов. Интегративно-деятельностный подход позволяет исследовать интегративные характеристики деятельности субъектов

образовательного процесса с учетом принципа дополнительности всех видов деятельности и их единства при рассмотрении формирования сложных (интегративных) личностных новообразований.

Представим методологические ориентиры интегративно-деятельностного подхода применительно к формированию исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей.

1. Результат деятельности носит интегративный характер. Деятельность является тем фактором, который превращает все элементы (и вещи, и отношения) социума в одну или несколько целостных структур [4. С. 35]. Соответственно, она обеспечивает интеграцию в социуме. Интегративный результат образовательной деятельности детерминирован совокупным результатом усилий всех ее субъектов, что позволяет рассматривать образовательный процесс как единое целое. В процессе формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в дополнительном образовании детей в качестве субъектов образовательного процесса выступают педагоги дополнительного образования (ученые) и старшие школьники, деятельность которых обеспечивает интегративное новообразование учащихся — исследовательскую компетентность.

2. Формирование исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей осуществляется при интеграции деятельности педагога и деятельности учащегося. В нашем исследовании рассматривается деятельность педагога, которая направлена на формирование исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в соответствии с характеристическими особенностями дополнительного образования детей; совместно-распределенная исследовательская деятельность педагога и учащегося с ее специфическими методами и формам; исследовательская деятельность уча-

щихся старшего школьного возраста как диалектическое единство учебнопознавательной и научно-поисковой деятельности. Педагогическая деятельность представляет собой процесс создания условий для формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста. Взаимодействие педагогов и учащихся определяется объективной потребностью обучения учащихся необходимым специфическим исследовательским операциям в процессе совместной деятельности. Деятельность учащихся представляет собой осуществление исследовательского процесса с использованием типичных исследовательских средств, в ходе которого формируется их исследовательская компетентность. Интеграция всех обозначенных деятельностей обеспечивает появление интегративного результата — исследовательской компетентности учащихся.

3. Освоение специфических интеллектуальных содержаний исследовательской деятельности интенсивно осуществляется в процессе совместно-распределенной исследовательской деятельности педагога и учащегося старшего школьного возраста, которая является интегрированной. Исследовательская деятельность представляет собой средство интеллектуального развития учащихся старшего школьного возраста, что обеспечивает становление личности и субъектности как целостной и интегративной характеристики всех личностных новообразований старшего школьника. На основании этого мы можем констатировать реализацию обучения в процессе исследовательской деятельности учащихся старшего школьного возраста. Помощь обучаемому со стороны педагога возможна лишь в той мере, насколько самостоятельно осуществляется учащимся исследовательская деятельность: чем ближе школьник подошел к успешному решению задачи, тем меньше нужна ему помощь извне, но и тем проще ее реализовать. Деятельность педагога определяется помощью в овладении специфическими исследовательскими способами деятельности и созданием условий, способствующих

формированию ситуации удовлетворенности учащимся своей деятельностью как наиболее существенного фактора мотивации к деятельности. Это обусловливает необходимость интеграции исследовательской деятельности педагога и исследовательской деятельности учащихся, что проявляется в образовании «совокупного (целостного) субъекта совместно-распределенного учебного действия по освоению исследовательской деятельности» [3. С. 46].

4. Продуктивное формирование исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей происходит на двух уровнях: внешней интеграции и внутренней интеграции. Внешняя интеграция определяется характером интеграции деятельности субъектов образовательного процесса на основе его цели, а интеграция различных видов деятельности учащегося в процессе достижения этой цели будет характеризовать внутреннюю интеграцию.

Педагогическое воздействие приведет к значимому изменению личности учащегося, если оно является условием его деятельности как внутреннего фактора личностного развития. Соответственно внешняя интеграция при формировании исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста проявляется в реализации совместно-распределенной исследовательской деятельности педагога и учащегося. При этом совместная деятельность педагога и учащегося рассматривается в контексте принципа детерминизма «внешнее через внутреннее» (А. В. Брушлинский), т. е. помощь педагога должна быть адекватна уровню развития и саморазвития учащегося. Внутренняя интеграция при формировании исследовательской компетентности учащегося старшего школьного возраста определяется интеграцией его учебно-познавательной и научнопоисковой деятельности как способа и формы реализации исследовательской деятельности.

5. Интегративно-деятельностный акт при интеллектуально-развиваю-

щем взаимодействии проявляется как на уровне интеграции явлений одной природы, так и явлений, взаимодополняющих друг друга.

При изучении интеграции в первом случае мы рассматриваем интеграционные процессы в отношении цели, объекта, средств, методов, результата деятельности педагога и учащегося. Во втором случае мы исследуем интеграционные процессы, обеспечивающие целостность педагогической деятельности, поскольку она включает в себя не только традиционный педагогический процесс, но и процесс совместного с учащимся исследования, т. е. совместно-распределенную исследовательскую деятельность. С другой стороны, мы должны рассмотреть интеграцию, обеспечивающую целостность исследовательской деятельности учащихся, так как она включает в себя учебно-познавательный и научно-поисковый процесс.

В результате применения интегративно-деятельностного подхода мы выявили свойства как педагогической деятельности, направленной на формирование исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста, так и исследовательской деятельности самих учащихся в процессе их интеграции как средства формирования исследовательской компетентности учащихся. Нами зафиксировано следующее:

- целью педагогической деятельности является создание условий, обеспечивающих эффективное формирование исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в соответствии со спецификой дополнительного образования детей; содержание цели исследовательской деятельности учащихся составляют освоение и реализация исследовательской деятельности; результат интеграции представляет собой формирование исследовательской компетентности учащегося;

- объектом педагогической деятельности выступает развивающаяся личность учащегося старшего школьного возраста; объектом исследовательской деятельности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей являются научные проблемы, отличи-

тельными характеристиками которых являются междисциплинарность, актуальность, выход за границы школьных программ; результат интеграции составляет развитие личности учащегося в процессе освоения исследовательской деятельности;

- субъектом педагогической деятельности выступает педагог дополнительного образования, он создает условия для формирования субъектности учащегося в отношении исследовательской деятельности, что составляет результат педагогической деятельности и обозначено нами как исследовательская компетентность учащегося; в рамках исследовательской деятельности необходимо выделение коллективного субъекта педагог-учащийся и субъекта учащегося, т. е. осуществляется «субъ-ект-порождающее взаимодействие» (В. И. Панов). Таким образом, результат интеграции может быть представлен как активное взаимодействие педагога и учащегося. Интеграция педагогической деятельности и исследовательской деятельности учащегося детерминирована субъектом;

- материальными средствами педагогической деятельности являются дополнительные образовательные программы, научные лаборатории со специфическим оборудованием, музеи различной направленности, экспедиционное оборудование, библиотеки, компьютерные классы с выходом в Интернет и т. д., духовными средствами — ключевые положения теории дидактики, мотивационные ценностносмысловые пространства принятых и поддерживаемых традиций, норм и правил для обучающихся и педагогов, характерные для дополнительного образования детей как вида неформального образования, мировоззренческие составляющие научного исследования и пр.; материальными средствами исследовательской деятельности учащихся выступают источники информации (книги, ресурсы Интернета), специфическое научное оборудование; духовными средствами — ценностно-смысловые ориентации, знания, умения. Таким образом, интеграция педагогической деятельности и исследователь-

ской деятельности учащегося детерминирована средствами совместно-распределенной исследовательской деятельности: материальными средствами, обеспечивающими процесс научного исследования (информационные средства, экспериментальное оборудование, экспедиционное оборудование) и духовными средствами, составляющими мировоззренческую основу исследовательской деятельности (традиции, нормы, правила, «этос» науки);

- методами педагогической деятельности являются метод проектов, метод коллективно-творческой деятельности, синектика, рефлексия, прогнозирование и др., для всех обозначенных методов характерны диалогичность и полилогичность, творческий характер деятельности, направленность на поддержку самостоятельности, инициативности учащегося и создание ситуаций выбора содержания и способов деятельности для учащегося; к методам исследовательской деятельности учащихся относятся методы учебнопознавательной деятельности, обеспечивающие освоение методов исследования (восприятие, подражание, произвольный контроль воспроизведения действий), и методы научно-поисковой деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция, эксперимент, наблюдение, верификация результатов). В качестве результата интеграции следует обозначить реализацию педагогом и учащимся совместно-распределенной исследовательской деятельности;

- результатом педагогической деятельности является формирование всех компонентов исследовательской компетентности учащихся как их интегративной личностной характеристики; результатом исследовательской деятельности учащихся выступает, с одной стороны, новое знание (как субъективно новое, так и объективно новое), а с другой — способы его получения в виде определенных знаний и умений учащегося, а также развитие личностных качеств, необходимых для исследовательской деятельности (самостоятельность, инициативность, целеустремленность). Этот личностный результат определен нами как исследовательская компе-

тентность учащегося. Таким образом, интеграция педагогической деятельности и исследовательской деятельности учащегося детерминирована результатом, что представляет собой исследовательскую компетентность учащихся старшего школьного возраста.

Итак, мы представили содержание внешней интеграции в процессе формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей: интеграции педагогической деятельности и исследовательской деятельности самих учащихся, что порождает совместно-распределенную исследовательскую деятельность педагога и учащегося. На основе интегративно-деятельностного подхода мы выявили интегративные характеристики педагогической деятельности по формированию исследо-

вательской компетентности учащихся старшего школьного возраста и исследовательской деятельности учащихся. Полученные результаты являются теоретико-методологическим основанием для построения технологии формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей, так как раскрывают все специфические особенности взаимодействия педагогов и учащихся с точки зрения получения интегративного результата — исследовательской компетентности учащихся. Таким образом, интегративно-деятельностный подход позволил определить сущность стратегии формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста с позиции интеграции деятельности всех субъектов образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. БЕСПАЛЬКО В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995- 336 с.

2. БРУШЛИНСКИЙ А. В. Субъект : мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 392 с.

3. ПАНОВ В. И. Становление субъекта и субъектности в исследовательской деятельности // Школьные технологии. 2008. № 4. С. 45—46.

4. ПЕДАГОГИКА и логика. М.: Касталь, 1993. 415 с.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. Г. Калугина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.