РАЗДЕЛ VI ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
УДК 32.009
Касенова Надежда Николаевна
Соискатель кафедры педагогики и психологии факультета начальных классов ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», kasenova_n@ mail.ru, Новсибирск
Кергилова Наталья Викторовна
Кандидат педагогических наук, дог{ент кафедры педагогики и психологии факультета начальных классов ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», [email protected], Новсибирск
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Kasenova Nadezhda Nikolayevna
Competitor at the chair of pedagogics and psychology of the faculty of primary education, the Novosibirsk Stale Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
Kergilova Natalia Viktorovna
Candidate of pedagogy, senior lecturer at the chair of Pedagogics and Psychology, Faculty of Elementary School, Novosibirsk State Pedagogical University, Kergilova@,mail.ru, Novosibirsk
PECULIARITIES OF VOCATIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER OF PRIMARY SCHOOL IN POLYCULTURAL SPACE
В условиях глобальных перемен в теории и практике высшей школы существует проблема эффективного повышения уровня профессионально-педагогической подготовки будущего учителя в педагогическом ВУЗе. Этой проблеме уделено особое внимание в работах известных психологов и педагогов С. И. Архангельского, С. И. Зиновьева, Т. А. Ильиной, Н. В. Кузьминой, А. М. Матюшкина, Н, А. Менчинской, В. А. Сластенина, Л. М. Фридмана, Г, И. Щукиной и др.
По вопросу о подготовке квалифицированных педагогических кадров, мы обратимся к практике факультета начальных классов, который является структурном подразделением Новосибирского государственного педагогического университета. Факультет создан в 1975 г С 1995 г. факультет начальных классов стал воплощением современной формы интеграции науки
и высшей школы. Факультет начальных классов действует в соответствии с Законодательством Российской Федерации об образовании, концепцией развития российского образования до 2010 г. и Уставом Новосибирского государственного педагогического университета.
Факультет начальных классов в профессиональной деятельности опирается на принцип единства обучения и воспитания, т. к. образование призвано не только давать знания, но воспитывать человека - в первую очередь, формировать профессиональный менталитет специалиста, должно закладывать «внутренние условия» постоянного личностного и профессионального развития, т. е. формировать личностную потребность в постоянном, непрерывном профессиональном образовании, развивать у студентов креативный, научно-поисковый характер профессионального мышления, способного в различных ситуациях находить творческие нестандартныеМноголетний опыт работы по подготовке факультета начальных классов позволил достичь хороших результатов в воспитании студентов. На факультете реализуется концепция воспитательной работы со студентами. Особое внимание уделяется изменению отношения преподавателей к проблеме организации воспитательной работы на факультете.
На сегодняшнем этапе развития факультета как структурного подразделения указанные принципы сохраняют свое значение как важные ориентиры в системе управления содержанием и качеством подготовки специалиста.
Профессиональная подготовка специалистов факультета начальных классов отличается насыщенностью как фундаментальным теоретическим, так и практическим содержанием, что дает возможность выпускнику быть подготовленным не только поу ровню знаний, но ипо у ровнюум ений и исследовательских навыков. Этому способствует логикапостроения содержания и последовательности освоения дисциплин всех блоков образовательной программы.
Факультет начальных классов контролирует реализацию учебных планов и учебных программ и их соответствие Государственному образовательному стандарту, утверждает введение новых курсов и учебных программ, разрабатывает методические рекомендации, позволяющие полноценно организовывать самостоятельную работу студентов над учебным материалом, использовать эффективные формы контроля знаний и достижений студентов, общей результативности обучения, формирует оценочные средства для осуществления итогового контроля.
Помимо всего перечисленного факультет ставит основную цель, формирование профессиональной личности студента в контексте поликуль-турного образования. На факультете изучаются такие дисциплины, как «Воспитание культуры межнационального общения», которое предполагает проведение специальных занятий, сопряженных с практическими работами.
В содержательном плане «Воспитание культуры межнационального общения» включает:
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ...
- знание норм и правил, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей, или выработку их во взаимных интересах;
- соблюдение сложившихся традиционных или стереотипных форм межнационального общения;
- социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей;
- потребность утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия;
- способность противостоять антиподам культуры межнационального общения — национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и неприязни, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму, национальному тщеславию.
Также изучаются следующие дисциплины как «Национальная школа Сибири», «Образовательные технологии этнопедагогической подготовки учителя», «Этнокультурные ценности образования (наматериале Сибирского региона)», «Этнопедагогические основы культуры»,«Этпопедагогика и здоровье».
Данные дисциплины, позволяют глубоко изучать этнические особенности педагогики того или иного народа позволяет выяснить его общность с педагогической культурой других народов.
Основной целью данных курсов, является формирование у будущего учителя современных общекультурных и профессиональных знаний, умений, навыков, развитие личностных качеств и способностей, позволяющих организовать педагогическую деятельность в соответствий с национальными особенностями и культурными традициями педагогики и психологии тех или иных этнических общностей.
В обозначенных курсах одной из главных задач стоит задача - воспитание личности, способной познавать и творить культуру путем диалогического общения, обменом смыслами, что требует от всех участников педагогического процесса высокого уровня коммуникативной культуры, коммуникативной компетенции, развитых навыков общения, в том числе и на других языках. Сюда входят: чувствительность к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, готовность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур. Эти навыки являются мостиками к пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также основой для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами.
Вопросы воспитания личности, с уважением относящейся к своим этническим корням и в тоже время лишенной национальной ограниченности приобретают особую актуальность и могут быть разрешены педагогами, осмыслившими эту проблему через мировой опыт поликультуризма с учетом
теоретических и практических разработок по этой проблематике отечественных исследователей (А. О. Белогрудов, Г. Д. Дмитриев, Б. Л. Вульфсон, В. В. Макаев, Д. В. Сажин и др.). Рост потребности в развитии отечественного поликультурного образования совпадает с аналогичными проблемами в мировом образовательном процессе. В России формируется традиция поликультурного образования. Поликультуризм трактуется как демократическая концепция культуры и образования, провозглашающая приоритет прав человека в культурной и общественной жизни, равенство наций и культурных моделей, недопустимость расизма и шовинизма в государственной политике и частной жизни.
Под поликультурным образованием понимается образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде.
Поликультурное образование заключается в «формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований» [2].
Российским школам, где совместно обучаются представители разных народов с различной национальной культурой и с разнообразными национальными обычаями, психологическим укладом и менталитетом, необходимы квалифицированные педагоги, которые способны реализовать весь свой потенциал. В сложившихся условиях задача формирования культуры нравственных отношений, основанных на национальных и общечеловеческих ценностях, в школах с многонациональным составом учащихся приобретает особую актуальность.
Таким образом, на факультете начальных классов разворачивается полная профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов в поликультурном пространстве.
Библиографический список
1. Жуйкова, Т. П. Профессиональная направленность личности студента в контексте поликультурного образования [Текст] / Т. П. Жуйкова // Сборник материалов научно-практической конференции «Реализация этнопедагогических идей в образовательном пространстве России» г. Абакан, 2008,
2. Макаев, В. В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы [Текст] / В. В. Макаев, 3. А. Малькова, Л. Л. Супрунова // Педагогика, - М., 1999. - № 3.
3. Пакачакова, Г. Т. Поликультурное образование как условие воспитания гражданственности и общественно-значимых умений личности [Текст] / Г. Т. Пакачакова // Сборник материалов научно-практической конференции «Реализация этнопедагогических идей в образовательном пространстве России» г. Абакан, 2008.