Научная статья на тему 'Психологические условия формирования этнической идентичности и этнической толерантности студентов Республики Алтай'

Психологические условия формирования этнической идентичности и этнической толерантности студентов Республики Алтай Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
377
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / ЗЕМЛЯЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Агавелян Оганес Карапетович, Касенова Надежда Николаевна, Кергилова Наталья Викторовна

В данной статье авторами раскрываются психологические условия формиро-вания этнической идентичности и этнической толерантности у студентов Республики Алтай обучающихся в вузах Новосибирска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические условия формирования этнической идентичности и этнической толерантности студентов Республики Алтай»

УДК 159.922.8+378+316.3/.4

Агавелян Оганес Карапетович

Доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, oganesagavelyan@ yandex.ru, Новосибирск.

Касенова Надежда Николаевна

Старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск.

Кергилова Наталья Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики психолого-педагогического факультета ФБГОУ ВПО «ГАГУ», заведующая кафедрой педагогики, психологии и управления образованием БОУ «ИПКиППРО РА», [email protected], Горно-Алтайск

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ*

Аннотация: В данной статье авторами раскрываются психологические условия формирования этнической идентичности и этнической толерантности у студентов Республики Алтай обучающихся в вузах Новосибирска.

Ключевые слова: этническая идентичность, этническая толерантность, полиэтническая среда, землячество.

Agavelyan Oganes Karapetovich

Doctor of Psychology, Professor of Correctional Pedagogics Chair and of Psychology of Childhood Institute Chair of Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], of Novosibirsk.

Kasenova Nadezda Nikolaevna

Senior lecturer of Pedagogics Chair and Primary Education Methodology Chair of Childhood Institute Chair of Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], of Novosibirsk.

Kergilova Natalya Victorovna

Candidate of Pedagogics, Associate Professor of Social Pedagogics Chair of Psychological and Pedagogical Faculty of FBGOU VPO "GAGU", Head of Chair ofPedagogics, Psychologyand Administration of Education of BOU "EPKePPRO RA", [email protected], of Gorno-Altaysk.

TO THE QUESTION OF PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF ETHNIC IDENTITY FORMATION AND ETHNIC TOLERANCE OF STUDENTS FROM ALTAY REPUBLIC

Annotation. In present article the authors describe the psychological mechanisms of ethnic identity formation and ethnic tolerance of students from Altay Republic who study in Novosibirsk universities.

Keywords: ethnic identity, ethnic tolerance, polyethnic environment, association (of people from the same area or country).

‘Работа выполнена в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012-2016 гг., проект 2.3.1.

На сегодняшний день вопросы этнического характера как никогда стоят перед человечеством, особенно в нашем государстве, как одного из самых многонациональных. В последнее десятилетие появился тревожный фактор, крайне негативно сказывающийся на социально-психологической атмосфере общества и психическом здоровье населения в целом. Речь идет о широкой волне террористических актов, прокатившейся по России и другим странам, которая характеризуется значительным масштабом отрицательных последствий, высоким уровнем тревожных реакций у населения [4, С. 222], вызванных часто страхом потерять свою идентичность. В связи с этим, исходя из многовекторности национальных и конфессиональных предпочтений, возникает необходимость в создании условий формирования этнической идентичности и этнической толерантности в полиэтнической среде. Одним из средств достижения этой задачи является деятельность Землячества, широко распространённой в студенческой среде.

В современных условиях проблема регулирования этнических отношений является предметом изучения многих наук. Очевидно, что характер этнического взаимодействия во многом определяется установками на ценностное равенство этнических культур, осознания специфики взаимодействия с представителями других этносов, особенностями этнического самовосприятия, и изучение этнической идентичности и этнической толерантности в условиях поликуль-турного общества, как факторов этнического взаимодействия. Уместно привести слова Д.А.Медведева о том, что «Мы должны работать над тем, что бы, в конечном счете, все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу».

Проблему идентичности освещали Л. С. Выготский, У. Джемс, М. Лацарус, Н. М. Лебедева, М. Мид, С. Московичи, Л. Г. Почебут, Г. У Солдатова, Т. Г. Сте-фаненко, Д. Тейлор, Дж. Тернер, Г. Тэд-жфел, Э. Фромм, Г. Г. Шпет, Г. Штейнталь, Э. Эриксон и многие другие исследователи. Проблема этнической идентичности как и проблема толерантности, рассматривается в различных аспектах научного знания: фило-

софском, историческом, лингвистическом, политическом, этнологическом, антропологическом, этносоциологическом, кросс-культурном и социально-психологическом.

Термин толерантность рассматривался во многих науках (философия, педагогика, психология, политология и т.д.).

Многие ученые (Н. А. Бердяев, Е. В. Бон-даревская, А. С. Выскочил, М. Ганди, И. А. Ильин, Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Ф. М. Малзохова, А. В. Петровский, Платон, А. Д. Сахаров, Сократ, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, Дж. Тернер, В. А. Тишко-ва, Л. Н. Толстой, Э. Фромми и др.) уделяли внимание изучению этнической толерантности.

Этническая толерантность понимается как уважение и терпимое отношение к представителям «других» этносов, а также принятие и понимание их этнокультурных ценностей. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностными, этническими, политическими религиозными ориентирами может быть достигнуто на общей платформ социальных норм толерантного поведения.

Сегодняшнее общество не только заинтересованно во всеобщей глобализации, но и заинтересованно повышать свою этническую культуру и национальные ценности.

Интерес к корням, традициям и обычаям предшествующих поколений возникает вследствие того, что человек ощущает нестабильность окружающего мира, проявляющуюся в социально-экономической, политической сферах, межнациональных конфликтах, при этом возникает потребность искать поддержку и защиту в стабильных ценностях предков. Именно меж-поколенные стабильные общности, прежде всего этносы, несмотря на предсказанные Маргарет Мид и действительно наметившиеся тенденции к их разрушению, приобретают существенное значение в жизни современного человека. Реалии последних десятилетий привели к необходимости концептуальной переработки этнической проблематики, так как унификация современного общества и личности подводит к проблемам психического и духовного развития людей, подчеркивая значимость этнической идентичности [1, с. 23].

Актуальность нашего исследования по формированию этнической идентичности и этнической толерантности у студентов Республики Алтай обучающихся в вузах Новосибирска обусловлена рядом факторов: 1) Мало изученным остается вопрос о том, что же происходит с толерантностью, когда позитивность этнической идентичности повышается или понижается; 2) Почти не рассматривался вопрос по исследованию как баланс или дисбаланс установочной структуры этнической идентичности влияет на степень выраженности этнической толерантности; 3) Представляет интерес исследование структуры и направленности этнической идентичности (позитивная, гипо/ гиперпозитивная идентичность) в ситуации межэтнического взаимодействия в г. Новосибирске, которая имеет особенность, в том, что молодые люди оторваны от социальных особенностей своего региона, и буквально вынуждены на время учебы находится в не привычной для них обстановке г. Новосибирска. В Алтайском Землячестве г. Новосибирска, в качестве этнического большинства представлены, алтайцы, казахи и русские (тубалары, теленгиты, меньше представлены), ощущают себя меньшинством, и только собираясь совместно на мероприятиях Землячества, можно отметить, что принадлежность к этническому большинству или меньшинству является фактором, определяющим особенности этнической идентичности. Однако, остаются не исследованными особенности этнической идентичности (ее структура, типы и виды) в ситуации, когда, исходя из количественной характеристики, меняются местами этническое большинство и меньшинство, и то, как это сказывается на этнической толерантности.

Исходя из выше сказанного можно выделить функции полиэтнической среды: этнокультурное просвещение (знакомство не только со своей национальной культурой, но и культурами других народов мира), ценностно-ориентационная функция (формирование системы ценностных ориентаций и отношений в процессе межэтнического взаимодействия), функция этнокультурного самосохранения (дает возможность студентам, сохраняя и охраняя их индивидуальность, разобраться в своих этнопсихологических и этнокультурных особенностях,

актуализировать чувства принадлежности к определенному этносу и культуре), функция социальной адаптации (обеспечивает воспитание гражданина, заботящегося о сохранении целостности РФ, а также эффективное приспособление воспитанников к условиям жизни в современном полиэтническом обществе), креативная функция (способствует реализации творческого потенциала личности через развитие как познавательной, так и социальной активности) [2, с. 211].

Таким образом, мы считаем, что одним из условий формирования этнической идентичности и этнической этнотолерантности, являются такие организации как Землячество.

Землячество - организация, объединявшая студентов-земляков с целью материальной и культурной взаимопомощи.

На сегодняшний день, много студентов и будущих студентов (абитуриентов), учатся и хотят учиться, и получить образование за пределами своих республик, края, области. Поэтому Землячество является консолидирующим центром для студентов объединенных общей историей и этнической культурой.

История Новосибирска неразрывно связана с судьбами разных народов, которые внесли огромный вклад в становление и развитие столицы Сибири. Сегодня в нашем городе действуют 12 национально-культурных автономий и более 40 общественных национальных организаций.

Для представителей многих народов Новосибирск стал родным городом. Здесь мирно соседствуют культуры разных народов, взаимно обогащая друг друга. Уже трудно представить столицу Сибири без общегородских национальных праздников. Яркое событие для всех новосибирцев - городской фестиваль национальных культур «Новосибирск - город дружбы». Ежегодно в сибирской столице проводятся Дни славянской письменности и культуры, татарский праздник «Сабантуй», украинский - «Со-рочинская ярмарка», греческий фестиваль «Эхо Эллады» и многие, многие другие. Новосибирск можно по праву назвать городом дружбы, многонациональной столицей Сибири [2, с. 212].

Отношение молодежи к культуре характеризует преимущественно развлекательно

- рекреативная направленность. В рамках эксперимента мы предприняли попытку декомпенсации досугово-развлекательной направленности в гражданско - патриотическую. Преследующую цель формирование этнотолерантности студентов. Была проведена «Неделя этнотолерантости» для студентов Землячества и студентов ИД.

Концептуальная идея - «Мы Россияне

- мы будущее России», содействие формированию уважения, терпимости и взаимопонимания у молодежи разных убеждений, культур и религий.

Основными формами реализации поставленных задач явилось - проведение дискуссий о роли молодежи в современном российском обществе, развитие молодежных образовательных проектов и укрепление международных контактов. Одним из эффективных методов формирования этнической толерантности, эффективным средством «конструирования» этнической идентичности и для нас явился социальнопсихологический тренинг.

Алтайское Землячество в Новосибирске является одним из самых крупных по численности студентов, обучающихся за пределами своей исторической Родины. Например, студентов из Республики Алтай на данный момент насчитывается около 600 человек, которые обучаются в Вузах города Новосибирска. Прокомментируем роль и значение Землячества: сплочение алтайской молодежи для укрепления деятельности общественной организации Алтайского Землячества в Новосибирске; оказание взаимной поддержки в решении жизненных проблем возникающих у членов Алтайского Землячества; сохранение традиций и воспитание учащейся молодежи на этнокультурных ценностях; организация совместных мероприятий образовательного, коммерческого, спортивного и развлекательного характера; помощь в реализации потенциала талантливой и целеустремленной молодежи; расширение связей с молодежью Сибири; помощь в адаптации молодых людей, прибывших в Новосибирск; налаживание деловых контактов и решение вопроса трудоустройства, подбора сотрудников среди членов Землячества; организация встреч со знаменитыми земляками для освоения личного и профессионального опыта. [2, с. 212].

Алтайское Землячество в Новосибирске существует с 2000 года. В большинстве своем это - студенты, молодые, амбициозные и имеющие своей целью получить, прежде всего, хорошее образование, стать квалифицированными и конкурентноспособными специалистами, чтобы внести вклад в развитие своей Республики и Новосибирской области. На смену выпускникам приходят первокурсники. Задача Землячества в том, чтобы молодые люди не чувствовали себя одинокими, а нашли здесь друзей, которые помогут адаптироваться, интегрироваться в общество, но при этом сохранить свою индивидуальность, свою этническую принадлежность. [2, с. 213].

Проанализировав результаты деятельности Землячества по созданию условий для формирования идентичности и толерантности, мы пришли к выводу о необходимости расширения сферы научного исследования. Нами определена цель - изучение этнической идентичности и этнической толерантности студентов Землячества. Объектом нашего исследования является этническая идентичность и толерантность студентов. Предметом исследования являются формирование этнической идентичности и этническая толерантность студентов. Следовательно, гипотезой исследования может стать следующее обстоятельство: Баланс структуры этнической идентичности предопределяет нормальное состояние этнической идентичности и этнической толерантности. Напротив, дисбаланс структуры этнической идентичности приводит к гипо-или гиперпозитивной этнической идентичности, межэтнической интолерантности и, как следствие, напряженности в межэтнических взаимоотношениях.

Для подтверждения гипотезы необходимо решить ряд задач: определить роль структурных компонентов этнической идентичности в формировании этнической идентичности; провести сравнительный анализ характера этнической идентичности студентов Землячества; определить характер связи между этнической толерантностью и видами, типами и структурными компонентами этнической идентичности в условиях межэтнического взаимодействия; обосновать использование тренинга как метода формирования позитив-

ной этнической идентичности и этнической толерантности.

Нами был подобран и разработан блок методик исследования, разработан тренинг по формированию позитивной этнической идентичности и этнической толерантности, базой которого послужили тренинг толерантности Г.Н. Солдатовой, Л. А. Шайгеро-вой, Е.А. Шаровой «Жить в мире с собой и другими», тренинг межкультурной коммуникации и компетентности Г.Н. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой, А.В. Макарчук «На перекрестке культур», по формированию межэтнической толерантности и Н. М. Лебедевой, О. В. Луневой и Т. Г. Стефаненко по формированию этнической компетентности и толерантности.

На сегодняшний день в исследовании приняли участие 120 студентов из вузов и колледжей г. Новосибирска, из них 25 респондентов из СГГА, 35 респондентов из НГАСУ, 15 студентов из НППК (Новосибирский профессионально-педагогический колледж), 10 студентов из НГАХА (Новосибирская Архитектурно-художественная академия), 5 студентов из СибУПК,5 студентов из СибГути, 25 студентов из НГПУ (Новосибирский государственный педагогический университет). Среди респондентов представители алтайского этноса - 70 человек, русского этноса - 50 человек. Пять респондентов, который не смогли отнести себя к определенному этносу, определила себя как метисы. Молодых людей 36 человек, и 84 девушек. Испытуемые в большинстве являются из моноэтнических семей - 98 человек, из них полиэтнических семей - 22 человека.

Предварительные исследования показали, что проблемы адекватной к социуму идентичности и толерантности в студенческой среде являются началом формирования личностно-гражданской позиции, которая в дальнейшем служит основанием для успешной деятельности в многовекторном обществе.

Библиографический список

1. Верещагина М. В. Этническая идентичность и этническая толерантность русских и осетинских студентов: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2010 г. -23 с.

2. Кергилова Н. В., Касенова Н. Н., Уха-нов С. В., Акунов М. Н. Формирование этнокультурной компетентности учащейся молодежи (На материале алтайского землячества г. Новосибирска) // Образование и культура в развитии современного общества: Материалы международной научно практической конференции - Саранск, 2009 - С. 209-218.

3. Секач М. Ф., Товуу Н. О., Ондар С. О. Формирование толерантности: психологические проблемы и подходы // Сибирский педагогический журнал. - № 1. - 2012. - С. 222-225.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.