тизированный доступ к различным источникам информации научного, учебно-методического и организационного характера. Соответственно возникает потребность в некоторой системе организационных, методических и технических средств удовлетворения информационных потребностей студентов и преподавателей.
Г. И. Громова, И. Г. Широкова
Особенности профессиональной направленности старшеклассников образовательных учреждений с разным профилем обучения
Одним из направлений модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы является профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее создавать условия для развития способностей старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. При выборе профиля обучения необходим подбор психодиагностических методик для изучения профессиональной направленности личности. Специалисты по профориентации, в том числе школьные психологи, должны выявить профессиональные диспозиции учащихся.
Диспозиции личности - это фиксированные в социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность и действовать в предлагаемых условиях определенным социальным образом.
Личностные диспозиции образуют иерархически организованную систему, вершину которой составляет общая направленность интересов и система ценностных ориентаций. Система ценностных ориентаций указывает на направленность интересов личности и отношения к общим условиям деятельности, нравственные принципы человека. Знание о ценностной системе - показатель для прогноза общей направленности поведения человека в разных условиях, например, при выборе профессии.
Ценности определяют то, ради чего человек осознает, формулирует и формирует цели, добывает необходимую информацию и приобретает нужные навыки. Они являются ядром любых личностных изменений.
В психолого-педагогических исследованиях изучается взаимосвязь ценностных ориентаций с индивидуальными особенностями личности и с профессиональной направленностью. Актуальность изучения ценностных ориентаций и профессиональных диспозиций молодежи несомненна. Юношеский возраст является периодом ин-
167
тенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.
Данная работа посвящена изучению и анализу профессиональной направленности, ценностных ориентаций и личностных характеристик школьников 9-11 классов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях разного профиля: средней школе гуманитарного профиля с углубленным изучением предметов музыкального цикла и лицее естественно-научного профиля Санкт-Петербурга.
В ходе исследования была поставлена цель - выявить взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональной направленности школьников.
Проблемы ценностных ориентаций и интересов молодежи были предметом исследования целого ряда ученых: К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, И.В. Бестужева-Лады, М.И. Бобневой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Г. Здравомыслова, В.Т. Лисовского, Т.Н. Мальковской, В.И.Чупрова, Е.В. Шороховой, В.Н. Ядова и др.
Исследование ценностных ориентаций учащихся 9-11 классов проводилось с помощью адаптированной методики М. Рокича «Ценностные ориентации», адаптация которой была произведена Э.С. Чугуновой. В исследовании личностных свойств применялся адаптированный вариант методики Р. Кеттела, форма С. Профессиональные предпочтения школьников были изучены с помощью методики оценки профессиональных типов, разработанной американским профессором Дж. Голландом. Следует заметить, что использование данной методики вызывало определенные трудности при обследовании учащихся, так как многие профессии неизвестны современным школьникам. Для выявления взаимосвязей между данными, полученными в результате психологического тестирования учащихся гуманитарной школы и естественно-научного лицея, был применен корреляционный анализ.
В группе учащихся гуманитарной школы выявлена положительная корреляционная связь между артистическим типом и эмоциональной устойчивостью как личностной характеристикой; а также с
168
такими ценностными ориентациями как эстетические ценности, способность воспринимать и переживать прекрасное в природе, искусстве, в человеческих взаимоотношениях.
В группе учащихся школы естественно-научного профиля наблюдается положительная корреляция между социальным типом (по Дж. Голанду) и такими особенностями личности, как чувствительность, склонность к эмпатии и сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, а также отзывчивость, чуткость к людям. Учащиеся естественно-научного лицея более общительны, открыты, чем учащиеся гуманитарной школы, для которых характерна жизнерадостность, импульсивность, экспрессивность.
Ценностные ориентации учащихся обеих школ схожи: на приоритетные места они ставят ценности межличностных взаимоотношений. У учащихся школы гуманитарного профиля превалируют ценности творческой работы и способности воспринимать прекрасное во всем окружающем. Для школьников естественно-научной школы наиболее важны ценности семейной жизни, любви и здоровья.
Следует отметить положительную корреляцию между артистическим типом и фактором Н: смелостью, активностью, готовностью сотрудничать с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способностью принимать самостоятельные неординарные решения, склонностью к авантюризму. Учащиеся школы естественнонаучного профиля обладают большей эмоциональной устойчивостью, чем учащиеся музыкальной школы. Интеллектуальный тип связан отрицательной связью с фактором Q4 (невозмутимость-фрустрированность), что свидетельствует о спокойствии, невозмутимости, излишней удовлетворенности учащихся этого типа.
Учащиеся гуманитарной и естественно-научной школы отличаются по типу профессиональной направленности. У учащихся гуманитарной школы наиболее ярко выражен артистический тип, естественно-научной - социальный. Таким образом, можно предположить, что большинство учащихся выбрало профиль обучения в соответствии со своей профессиональной направленностью. Общительность имеет высокие баллы для всех учащихся, но более общительны представители социального типа - учащиеся естественнонаучного лицея. Экспрессивность выше у представителей артистического типа - учащихся гуманитарной школы. У них превалируют ценности творческой работы и способности воспринимать прекрасное во всем окружающем.
Для учащихся гуманитарной школы ярко выражена профессиональная ориентация на артистический тип поведения. Они опираются на эмоции, воображение, интуицию, имеют сложный взгляд на жизнь. Школьники независимы в своих решениях, оригинальны. У них высоко развиты моторные и вербальные способности, предпо-
169
читают творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество, дирижирование.
Для школьников естественно-научной школы наиболее важны ценности семейной жизни, любви и здоровья. Это можно объяснить влиянием их будущей профессии и семейного окружения. Большинство их них в будущем мечтает получить профессию врача или учителя.
На профессиональное самоопределение школьников существенное влияние оказывает семья, их ближайшее окружение. Если проанализировать в целом, из каких семей происходят учащиеся музыкальной школы, то можно сделать вывод, что это артистические семьи. Профессии родителей - художники, музыканты, актеры. Профессии родителей учеников естественно-научного лицея отличаются большим разнообразием: руководители, врачи, ученые.
Профессиональная направленность подростков общеобразовательных учреждений различного профиля обучения статистически значимо коррелирует с личностными характеристиками и ценностными ориентациями.
М. А. Гончарова
Развитие самостоятельной деятельности студентов
Основной задачей высшего профессионального образования является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Проводимая в настоящее время реформа высшего образования связана с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В связи с этим следует признать, что развитие самостоятельной учебной деятельности студентов является основой образовательного процесса. Большую роль в развитии самостоятельной учебной деятельности играет самостоятельная работа как метод обучения.
Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебновоспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способ-
170