ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ
В.Н. Петрова, С.А. Богомаз (Томск)
Аннотации: Обсуждаются возможности формирования и специфика проявления профессионального самосознания и готовности к личностному самоопределению у студентов младших курсов факультета психологии ТГУ С помощью Опросника терминальных ценностей (ОтеЦ), психологических тренингов и социометрии выявляются структура ценностных ориентации, ее влияние на межличностные отношения.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, ценностно-смысловая сфера личности, ценностные ориентации
Научно-теоретические и прикладные исследования за последние десятилетия свидетельствуют о возрастающей остроте проблем личностного и профессионального самоопределения студентов в условиях динамически изменяющегося мира профессий и становления рынка труда.
Традиционные способы работы с учащимися и студентами по формированию профессионального самосознания и готовности к личностному самоопределению, применяемые в стабильных, устойчиво развивающихся социальных структурах, становятся неэффективными в ситуации экономической и социальной дестабилизации российского общества. В ходе сложного процесса становления рыночных отношений в сфере труда и образования необходимы пересмотр концепций такой работы со студентами и разработка принципиально новых образовательных моделей. Причем целью профессионального самосознания студентов в современных условиях, по нашему мнению, должна стать не узко направленная профессиональная специализация, а их готовность к профессиональному и карьерному росту, а также образованию в течение всей жизни.
Личные планы молодых людей тесно связаны с привлекательностью для них определенных профессий и в значительной мере следуют за ней. Готовность же к личностному самоопределению предполагает способность самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения, оптимально используя при этом имеющиеся ресурсы в условиях нелинейной стратегии развития общества [1]. Такой тип будущего профессионала во многом определит степень последующей стабилизации социально-профессиональной ситуации в стране и регионе.
Проблема личностного самоопределения тесно связана с вопросом выбора жизненных ценностей, стремлением сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ориен-
тации, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение до сих пор [2-4].
Индивидуальное бытие личности формируется через становление связной системы личностных смыслов, на основе чего человек строит свое мировоззрение. В конечном итоге именно мировоззрение определяет понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человечества в целом. Л.С. Выготский определял мировоззрение человека как то, что характеризует все поведение человека в целом и в его культурной части по отношению к внешнему миру. Для каждого человека его система личностных смыслов определяет индивидуальные варианты ценностных ориентации.
Все это, на наш взгляд, и определяет особую важность проведения исследований, нацеленных на выявление существующих моделей самосознания и самоопределения студентов, которые могут повлиять на формирование готовности к успешной самореализации в условиях возникновения новых стратегий развития социально-профессиональных сообществ.
Методы исследования. С целью изучения модели самосознания и структуры жизненных ценностей студентов нами было проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали студенты младших курсов факультета психологии ТГУ в количестве 210 человек (160 девушек и 50 юношей в возрасте от 17 до 20 лет). Они были протестированы с использованием опросника терминальных ценностей (ОТеЦ, автор Се-нин), который позволяет определить структуру жизненных ценностей (количественно оценивается восемь ценностей: собственный престиж, материальное положение, креативность, социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, индивидуальность) и сферу их реализации (профессиональная деятельность, образование, семья, общественная жизнь, увлечения). Часть испытуемых (43 человека) принимала участие в психологическом тренинге, направленном на личност-
ный рост, самоосознание и формирование готовности к групповому взаимодействию. В ходе тренинга была выполнена социометрическая методика (Морено), по итогам которой для каждого испытуемого был рассчитан суммарный коэффициент комфортности внутригруп-повых отношений. Экспериментальные данные были обработаны статистически (дисперсионный и корреляционный анализ) с использованием пакета программ 31аП5Пса.
Полученные результаты. Статистическая обработка результатов выполнения опросника терминальных ценностей показала, что у студентов младших курсов наиболее выраженной ценностью является «духовное удовлетворение» (39 баллов), а минимальной - «собственный престиж» (27,3 балла). При этом наиболее значимой жизненной сферой является «обучение» (59,8 баллов), а наименее значимой - «семья» (48,3 балла) (табл. 1).
Полученные результаты, во-первых, соответствуют возрастным особенностям испытуемых, а во-вторых, свидетельствуют о стремлении студентов следовать морально-нравственным принципам и преобладании духовных потребностей над материальными, а также об отсутствии стремления к завоеванию признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям, т.е. низкой конформности.
Следует также обратить внимание на то, что разброс средних значений по шкалам используемого опросника невелик. Это указывает, по нашему мнению, на возможность некоторой динамики ценностных ориентаций студентов в процессе их дальнейшего обучения.
Организация индивидуального подхода в обучении требует учитывать различия в ценностно-смысловых ориентациях у юношей и девушек. В связи с этим нами был проведен дисперсионный анализ тендерных различий, результаты которого приведены в табл. 2.
Как видно из результатов, у девушек более выраженными показателями оказались «создание семьи с целью престижа» (4,7 балла), «духовное удовлетворение» (8,5, 7,6, 8,6 баллов соответственно) и «индивидуальность как в профессиональной, так и в досуговой деятельности» (8 и 7,1 баллов); у юношей - «выбор профессии и участие в общественной жизни с целью упрочения собственного материального положения» (5,1, 6,2 баллов соответственно).
Таким образом, можно говорить о том, что в ходе статистического анализа были выявлены значимые различия в ценностно-смысловых ориентациях между юношами и девушками. Причем эти различия в большей степени касаются представлений студентов о собственном будущем (о профессиональной и общественной деятельности, создании семьи). Что касается наиболее важной в данный период для этой группы испытуемых сферы деятельности, а именно, образования, то существенных различий выявлено не было.
В трех группах первокурсников (п = 43) нами был проведен психологический тренинг, в ходе которого была выполнена социометрическая процедура (в последний день тренинга). При этом каждый участник группы оценивал в баллах (использовалась 10-балльная шкала) всех участников группы. По итогам социометрии строилась матрица и вычислялся индивидуальный коэффициент
Показатель Среднее Ошибка среднего Нижний квартиль Верхний квартиль
Терминальные ценности
Собст. престиж 27,3 0,4 24 31
Материальное положение 28,9 0,4 25 33
Креативность 33,1 0,4 30 36
Социальные контакты 33,6 0.3 31 37
Развитие себя 36,9 0,3 34 41
Достижения 35,2 0,4 32 39
Духовное удовлетворение 39 0,3 37 42
Индивидуальность 34,2 0,4 30 38
Жизненные сферы
Профессия 56,7 0,4 53 60
Обучение 59,8 0,5 55 64
Семья 48,3 0,5 44 52
Общественная жизнь 52,7 0,5 48 58
Увлечения 50,2 0,6 45 56
Таблица 1
Средние значения, нижний и верхний квартили шкал опросника терминальных ценностей у студентов младших курсов факультета психологии 11 У
№ 14-15
Сибирский психологический журнал
2001 г.
Таблица 2
Результаты дисперсионного анализа различий в ценностных ориентация* и жизненных сферах между юношами (50 чел.) и девушками (160 чел.)
Жизненные сфе ры
Профессия Обучение Семья Обществ, жизнь Увлечения
Собст. престиж - - ж 4,7 - -
- - м 4,2 - -
Мат. положение ж 4,5 - ж 5,6 -
м 5,1 - м 6,2 -
Креативность - - ж 6,3 - -
- - м 5,7 - -
Социал. контакты - _ ж 4,7 ж 7,8 -
- - м 5,3 м 7,2 -
Развитие себя - - - - -
- - - - -
Достижения - - - - -
- - - - -
Духовное удовлетворение ж 8,5 - ж 7,6 ж 8,6
м 8,0 - м 6,8 м 7,8
Индивидуальность ж 8 - - - ж 7,1
м 7,5 - - - м 6,3
Примечание. В таблице приведены только статистически значимые различия, р < 0,05.
комфортности межличностных отношений в группе [5]. Вычисленные индивидуальные коэффициенты затем были сопоставлены с показателями шкал опросника ОТеЦ для каждого участника малой группы. Выполненный корреляционный анализ позволил обнаружить ряд важных закономерностей. Так, например, было установлено следующее:
- чем в большей степени у девушек выражена ценность «достижения», тем напряженнее у них отношения с другими членами группы (г = 0,481; р = 0,05; п = 33);
- чем в большей степени для девушек значима жизненная сфера «обучение», тем также напряженнее у них отношения с другими членами группы (г = 0,419; р = 0,015; п = 33);
- чем в большей степени выражена у юношей ценность «достижения», тем комфортнее у них отношения с другими членами группы (r = -0,730; р = 0,016; п= 10).
Как можно заметить, имеются разнонаправленные тенденции формирования межличностных отношений в малых группах в зависимости от пола. У девушек значимость жизненной сферы «обучение» и личностное стремление к достижениям расцениваются членами группы как негативные черты, что затрудняет принятие этих девушек группой. Напротив, у юношей наличие выраженного стремления к достижениям расценивается членами группы в качестве положительной личностной черты.
Нам представляется, что выявленные различия в формировании межличностных отношений могут быть легко объяснены спецификой выборки. Действительно, любой внимательный преподаватель при работе со студентами-первокурсниками неоднократно мог наблюдать, как негативно в студенческой группе могут относиться к девушкам, открыто демонстрирующим заинтересованность в учебе. На эту особенность первокурсников, общую для большинства факультетов вузов, накладывает-
ся специфическая особенность студентов-психологов. В их среде, где большинство составляют девушки с «мягким» характером, с трудом могут «приниматься» девушки, которым свойственно выраженное стремление к достижениям. Вместе с тем в этой же среде могут положительно оцениваться юноши с типично мужскими чертами, в частности со стремлением к достижениям.
Несомненно, что выявленные различия должны учитываться при работе с первокурсниками в ходе организации учебного процесса на факультете психологии. Проведение психологических тренингов и практических занятий по психологии на младших курсах должно быть направлено, в том числе, и на разумное «переформатирование» структуры ценностей и системы межличностных отношений у студентов, начинающих обучение в вузе.
Общие выводы. Полученные результаты позволяют сделать некоторые заключения:
1. Структура ценностей студентов младших курсов факультета психологии ТГУ в целом соответствует их возрастным особенностям и выбору будущей профессии психолога.
2. Обнаружены различия в структуре ценностей у юношей и девушек:
- юноши в большей степени ориентированы на материальную выгоду; девушки - на индивидуальные результаты и признание со стороны социума;
- девушки-первокурсницы, у которых выражено стремление к достижениям и для которых значимой является жизненная сфера «обучение», могут в той или иной степени отвергаться членами студенческой группы.
3. Полученные результаты характерны именно для юношей и девушек, выбравших профессию психолога. Для более глубоких выводов необходимо проведение исследования на большей выборке.
Литература
1.ГоловахаЕ.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1998.144 с.
2. Абульхакова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М., 1999.145 с.
3. Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.168 с.
4. Гинзбург М.Ю. Психология личностного самоопределения. М., 1996.60 с.
5. Богомаз С.А. Психологические типы К. Юнга, психофизиологические типы и интертипные отношения. Томск, 2000.71 с.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов, 1996.235 с.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Наука, 1996.266 с.
8. Пряжниюв Н С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж: МОДЭК, 1996.374 с.
9. Пряжников Н С. Психологический смысл труда. М.; Воронеж: МОДЭК, 1997.352 с.
10. Степанский В И. Психологические проблемы выбора профессии. М., 1995.166 с.
11. Абульхакова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.301 с.
THE PECULIARITIES OF FIRST YEAR STUDENT'S PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION Petrova V.N., Bogomaz S.A.
Summary. Possibilities of formation and specifics of first year student's professional self-consciousness and preparedness to personal self-determination are discussed. With the help of Terminal Values Questionnaire (TVQ), psychological trainings and sociometry terminal value's structure and its influence on the student's interrelations are revealed.
Key words: professional self-determination, value-sense sphere of the personality, value orientations.