УДК 687.15
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ С УЧЕТОМ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ
UDC 687.15
DESIGN OF GARMENTS WITH ELEMENTS OF THE REHABILITATIONS FOR CHILDREN-INVALIDS
Харлова Ольга Николаевна, к. т. н., доцент,
Новосибирский технологический институт МГУДТ, Новосибирск, Россия
Панферова Елена Г еннадьевна, старший преподаватель
НТИМГУДТ (филиал), г. Новосибирск, Россия
В статье описаны результаты исследования процесса проектирования одежды для детей-инвалидов, больных детским церебральным параличом. Разработаны схемы характерных положений тела и видов движений детей-инвалидов. Даны рекомендации к проектированию конструкций деталей одежды.
Karlova Olga Nikolaevna, Cand. Sci. Tech.,
Associate Professor, Novosibirsk Institute of Technology, a branch of MSUDT, Novosibirsk, Russia
Panferova Elena Gennadievna, Senior lecturer,
Novosibirsk Institute of Technology, a branch of MSUDT, g. Novosibirsk, Russia
In this article described results of research work of the process of designing garments for children-invalids, affected by a child's cerebral paralysis. Scheme worked of the typical positions of the body and type of the motion children-invalids. Recommendations are given to designing design details of the garments.
Ключевые слова: Keywords:
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ, ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ CHILDREN-INVALIDS, A CHILD'S CEREBRAL
ПАРАЛИЧ, ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ, PARALYSIS, MOTOR DEFLECTIONS,
КОНСТРУКЦИЯ ОДЕЖДЫ CONSTRUCTIONS OF GARMENTS.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это заболевание
центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики [1].
Двигательные дефекты зависят от формы ДЦП и отличаются своеобразием и специфичным сочетанием двигательных патологических компонентов. Вместе с тем, можно выделить общие для всех форм ДЦП нарушения, характерные для двигательных дефектов при ДЦП.
Изучение положений тела и движений ребенка-инвалида играет важную роль для проектирования эргономичной одежды, так как построение чертежей конструкций деталей одежды должно происходить с
учетом морфологических и динамических особенностей ребенка, больного ДЦП.
Проведено наблюдение за детьми с различными формами ДЦП в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях г. Новосибирска. Для изучения характерных положений тела и движений использовано визуальное, видео- и фотонаблюдение поведения детей младшей школьной и дошкольной групп в обычной повседневной обстановке. Анализ характерных положений тела и движений детей с ДЦП проведен согласно характеристике двигательного дефекта, с учетом характера и степени двигательных отклонений [1].
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков для целей проектирования одежды дети-инвалиды были разделены на три группы:
- дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не
сформировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений и навыками самообслуживания владеют частично;
- дети со средней степенью выраженности двигательных нарушений
(наиболее многочисленная группа): большая часть детей может
самостоятельно передвигаться на ограниченное расстояние, они владеют навыками самообслуживания, которые, однако, недостаточно автоматизированы;
- дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят
самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но, вместе с тем, могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения.
В результате выявлены и систематизированы патологии органов опоры и основные двигательные нарушения в зависимости от формы и степени тяжести заболевания.
При определенных формах ДЦП двигательные нарушения, выражены гиперкинезами, при которых может наблюдаться резкое выпрямление туловища, разгибание руки в локте и одновременное «отбрасывание» руки вперед в сторону. При ходьбе дети с этим синдромом совершают вращательные движения ногами и руками с одновременным резким отведением рук или ног в стороны и назад, при этом руки согнуты в локте. При гиперкинетической форме ДЦП произвольные движения маловыразительны, замедленны, затруднена автоматизация двигательных навыков.
Выявлено, что при диплегической неосложненной форме ДЦП характерно уменьшение объема движений плеча, предплечья и кисти, ограничение разгибания, отведения, вращения кисти и разведения пальцев. При диплегической форме, осложненной насильственными движениями, органичены движения в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах. При диплегической форме, осложненной сочетанием нарушений, наблюдаются двигательные нарушения в крупных суставах и расстройства движений кисти и пальцев. При неосложненой гемипаретической форме выявлено ограничение или отсутствие движений предплечья, кисти и пальцев. Опорная функция рук не сформирована. При гемипаретической форме с сочетающимися осложнениями отмечены нарушения тонкой моторики кисти и пальцев, а также функций плеча и предплечья. Опорная функция кисти достаточная или резко ограниченная.
У больных гиперкинетической формой ДЦП двигательные нарушения проявляются в виде насильственных движений, ограничивающих функцию
плеча и предплечья, разведение, противопоставление пальцев, а также опорную функцию кисти.
На основе классификации движений здоровых детей, предложенной Бескоровайной Г.П. и Куреновой С.В. [2], и результатов
вышеперечисленных исследований разработаны схемы наиболее часто принимаемых положений тела и выполняемых движений детьми-инвалидами с ДЦП в зависимости от формы заболевания. Пример схем характерных положений тела и видов движений детей-инвалидов, больных ДЦП, при гиперкинетической форме и при гемипаретической форме (спастической гемиплегии) приведен на рисунках (рис.1-3). Все движения разделены на две большие группы: выполняемые из положения «стоя» и выполняемые из положения «сидя». Группа движений, выполняемых из положения «стоя», включает три подгруппы: движения верхних
конечностей, движения нижних конечностей, движения туловища. Группа движений, выполняемых из положения «сидя», включает две подгруппы: движения верхних конечностей и движения туловища.
В результате анализа характерных положений тела и видов движений при различных формах ДЦП выявлено, что наибольшее напряжение в одежде возникает в узле пройма-рукав (вследствие большой амплитуды движений), в области спинки, горловины, локтя, на передних и задних половинках брюк по ширине брюк на уровне линии бедер и линии сидения (в зависимости от принимаемого положения тела) и в области коленей. Места наибольшего напряжения, которое испытывает одежда при эксплуатации, показаны стрелками.
По результатам визуального, фото- и видеонаблюдения детей, больных ДЦП, выделены отклонения положения тела ребенка-инвалида в статике и динамике. Схема отклонений положения тела ребенка-инвалида, больного ДЦП представлена на рис.4.
Положение «сидя» Положение «стоя»
I
естественная поза
Положение • 1
нижних ь /1ж
конечностей п
угол
Рис. 4 - Схема отклонений положения тела ребенка-инвалида,
больного ДЦП
Установлено, что для детей-инвалидов, способных принимать и удерживать вертикальное положение тела, необходимы преобразования БК одежды, учитывающие форму тела ребенка, деформации органов опоры. Напряжения, возникающие в одежде больного ребенка в статике и при ходьбе, могут соответствовать движениям здорового ребенка в игре, при занятии спортом, на отдыхе и т.д. Положение рук при ходьбе и удержание равновесия значительно отличается от типового положения свободно опущенных рук здоровых детей, поэтому, для улучшения эргономических свойств одежды в динамике рекомендуется проектировать рукава покроя «рубашечный» и «реглан».
при таком характере движений одежда должна быть свободной по горловине, по ширине переда и спинки.
Дополнительные движения туловища при ходьбе проявляются в наклоне туловища вперед и в стороны. В этом случае напряжение в одежде фокусируется по спинке, в плечевой области, в узле пройма-рукав и в рукаве, поэтому для уменьшения давления на тело ребенка необходимо увеличивать прибавку к ширине спинки, проймы, рукава на уровне локтя и основания оката, к полуобхвату талии и бедер, к ширине плеча.
При неустойчивой, неритмичной походке с широко расставленными ногами нагрузка приходится на участки спинки, плечевые швы, узел пройма-рукав, средний срез брюк, поэтому необходимо увеличивать прибавку к ширине спинки и проймы, к полуобхвату бедер. В одежде можно использовать различные членения.
Дети, не способные принимать и удерживать вертикальное положение тела, основную часть времени проводят в сидячем положении (в кресле, на диване или на полу), либо лежа на животе и передвигаясь ползком. Одежда для таких детей должна отвечать требованиям одежды для детей дошкольной группы. Поскольку дети проводят много времени в сидячем положении, то необходимо увеличить прибавку к среднему шву задних половинок брюк, т. е. необходимо учесть размерный признак «высота сидения». Одежда должна быть с минимальным количеством швов. Необходимо предусматривать элементы конструкции, облегчающие передвижение по полу - проектирование накладок и мягких прокладок в области коленей и локтей. Гипотония мышц ног у таких детей и контрактуры коленных суставов создают необходимость создавать объёмную форму в области коленей. Этого можно достичь при помощи вытачек, защипов или сборки. Лучшее конструктивное решение в данном случае - использование защипов или сборки, поскольку вытачки могут
травмировать кожные покровы. Не рекомендуется использовать членения, накладные элементы и застежки на деталях переда, поскольку подобные элементы могут травмировать кожные покровы и вызывать дискомфорт при передвижении ребенка ползком.
Для детей, способных принимать вертикальное положение тела, но не способных его удерживать (третья группа) необходимо проектировать плечевые виды одежды как для детей первой группы, а поясные - как для второй.
Проектирование одежды для детей-инвалидов, больных ДЦП, с учетом морфологических и динамических особенностей ребенка, обеспечивает эргономичность конструкций изделий, повышает качество жизни.
Список использованной литературы
1 Бронников В.А. Детский церебральный паралич / В.А. Бронников, А.В.Одинцова, Н.А. Абрамова и др. - Пермь: Здравствуй, 2000. - 255 с.
2 Бескоровайная Г. П., Куренова С. В. Проектирование детской одежды: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общей ред. Г.П. Бескоровайной. - М.: Мастерство, 2000. - 96 с.