Научная статья на тему 'Особенности принятия решения у школьников 7-18 лет в условиях детерминированной среды'

Особенности принятия решения у школьников 7-18 лет в условиях детерминированной среды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arctic Environmental Research
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ 7-18 ЛЕТ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ / ДЕТЕРМИНИРОВАННАЯ СРЕДА / УПРАВЛЯЕМЫЙ ВЫБОР / СЕНСИТИВНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА / ПСИХОМОТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова Елена Вячеславовна

Проведено изучение особенностей принятия решения школьниками в детерминированной среде с использованием микропроцессорного аппарата КПФК-99 «Психомат». Получены достоверные половые различия по временным параметрам в возрасте 13-14 и 17-18 лет, выявлены межгрупповые различия динамических показателей в сенситивных и критических периодах онтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попова Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DECISION MAKING IN SCHOOLCHILDREN AGED 7-18 UNDER THE CONDITIONS OF DETERMINISTIC CIRCUMSTANCES

Peculiarities of decision making in schoolchildren under the deterministic circumstances are studied with the help of the Psychomat KPFK-99 system. The research shows reliable sex differences by time parameters at the age of 13-14 and 17-18 and reveals intergroup differences in dynamic indexes during sensitive and critical periods of ontogenesis.

Текст научной работы на тему «Особенности принятия решения у школьников 7-18 лет в условиях детерминированной среды»

УДК 612.821.1-053.6/.7

ПОПОВА Елена Вячеславовна, аспирант кафедры физиологии и патологии развития человека Института развития ребёнка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, психолог высшей категории, педагог-психолог средней школы № 1 г. Новодвинска. Автор 6 научных публикаций

ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 7-18 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДЕТЕРМИНИРОВАННОЙ СРЕДЫ

Проведено изучение особенностей принятия решения школьниками в детерминированной среде с использованием микропроцессорного аппарата КПФК-99 «Психомат». Получены достоверные половые различия по временным параметрам в возрасте 13-14 и 17-18 лет, выявлены межгрупповые различия динамических показателей в сенситивных и критических периодах онтогенеза.

Школьники 7-18 лет, принятие решения, детерминированная среда, управляемый выбор, сенситивные и критические периоды онтогенеза, психомоторная деятельность

При оценке свойств нервно-психической сферы человека и выявлении сенситивных и критических периодов развития организма весьма информативными могут оказаться показатели механизмов принятия решений и функционального состояния нервной системы [1, 2, 3]. По утверждению П.К. Анохина [2], принятие решения в функциональной системе является одним из этапов в развитии целенаправленного поведения. Оно всегда сопряжено с выбором, поскольку на стадии афферентного синтеза происходит сличение и анализ информации, поступающей из разных источников. Принятие решения представляет критический «пункт», в котором происходит организация эфферентных возбуждений, порождающих в дальнейшем определённое действие. Как наиболее тонкий и

сложный механизм высшей нервной деятельности, процесс принятия решения является обязательным звеном в обеспечении всех видов познавательной деятельности.

Цель настоящего исследования - изучить особенности принятия решения школьниками 7-18 лет в детерминированной среде.

Методика. Для объективной оценки принятия решения был использован компьютерный комплекс для психофизиологических исследований КПФК-99 «Психомат» производства НИИ медицинского приборостроения РАМН (Москва, 2006 г.). Инструментальные тестовые компьютерные системы (ТКС) позволяют получать результаты, независимые от социально-культурологических и других факторов, что непосредственно связано с проявлениями фундаменталь-

ных механизмов центральной нервной системы, возможностью углублённого обследования высших психических функций и использования ТКС как экспресс-метода [4].

В режиме «Управляемый выбор» ребёнку предлагалось быстро и без ошибок реагировать на предъявляемый световой стимул, который включается на левой или правой кнопке в определённой последовательности. Эта задача требует от испытуемого усвоения тестовой последовательности стимулов и необходимости быстрого переключения с одних стереотипов принятия решения на другие. Детерминация поведения в данном режиме предусмотрена текущим стимулом. Изучались динамические показатели оперативности принятия решения: время ответа, время повторного нажатия на одну и ту же кнопку при успехе, время смены кнопки при успехе (мс).

Для определения функционального состояния центральной нервной системы использовал-

ся компьютерный теппинг-тест [5]. Школьнику предлагалось в максимально быстром темпе совершать удары моторным щупом по кнопке -сначала правой, затем левой рукой. Изучался показатель «Средний интервал» - среднее время между двумя последовательными нажатиями на кнопку (мс) для правой и левой руки.

Полученные результаты подвергались статистической обработке посредством пакета программ статистического анализа SPSS 12.0 for Windows. Вычислялась одномерная описательная статистика для каждого из исследуемых показателей. Достоверность различий проводилась с использованием критерия t-Стьюдента. Взаимосвязь психомоторных качеств и динамических показателей принятия решения определялась методом корреляционного анализа Пирсона.

Результаты и обсуждение. Обследован 251 учащийся средней общеобразовательной школы № 1 г. Новодвинска в возрасте от 7 до 18 лет, из них 124 мальчика и 127 девочек.

Таблица 1

Оперативность принятия решения (мс) у школьников в детерминированной среде (M±m)

Показатели Возраст, лет Мальчики Девочки

Время выбора ответа 7-8 923,4±97,4 974,3±75,8

Время повтора при успехе 819,35±91,26 827,64±72,9

Время смены при успехе 987,55±91,74 108,86±77,58

Время выбора ответа 9-10 719,2±33,3* 743,2±29,4**

Время повтора при успехе 618,1±35,0* 677,5±30,8

Время смены при успехе 840,8±39,01 821,9±36,7**

Время выбора ответа 11-12 730,7±42,9 774,0±74,4

Время повтора при успехе 562,95±25,6 657,95±51,8

Время смены при успехе 896,5±87,7 915,4± 135,2

Время выбора ответа 13-14 971,6±66,2** 1045,2±74,0**

Время повтора при успехе ***654,7±44,8 892,9±58,8**

Время смены при успехе 1176,3±97,29* 1314,0±161,3

Время выбора ответа 15-16 904,5±51,5 911,1±65,2

Время повтора при успехе 692,8±55,5 777,2±45,6

Время смены при успехе 1118,8±84,0 1045,6±86,2

Время выбора ответа 17-18 ***523 4±18 5*** 647,7±49,1**

Время повтора при успехе **485,0±22,28*** 645,0±38,68*

Время смены при успехе 544,9±35,53*** 663,6±61,95***

Примечание. * - справа обозначена достоверность различий между возрастными группами, слева -половые различия (* - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001).

Сформированы половозрастные группы: 7-8, 9-10, 11-12, 13-14, 15-16 и 17-18 лет. Результаты диагностики оперативности принятия решения в детерминированной среде представлены в таблице 1.

В возрастной группе 9-10 лет, по сравнению с группой 7-8 лет, наблюдается улучшение результатов по всем динамическим показателям, как у мальчиков, так и у девочек. Дети 9-10 лет достоверно быстрее выбирают ответ, мальчики быстрее повторяют ответ при успехе - выбирают ту же кнопку (различия достоверны), а девочки меняют кнопку при успехе (различия достоверны). Возраст 9-10 лет рассматривается физиологами как особо чувствительный для развития произвольного внимания [6, 7], что, вероятно, нашло отражение в результатах диагностики.

Ухудшение результатов, по сравнению с предыдущей возрастной группой, отмечено у школьников 13-14 лет. Подростки данного возраста

дольше выбирают ответ (различия достоверны и у мальчиков, и у девочек), медленнее повторяют ответ при успехе (различия достоверны у девочек) и производят смену ответа при успехе (различия достоверны у мальчиков). Также в этом возрасте по всем динамическим показателям прослеживается тенденция к более быстрому принятию решения мальчиками, по параметру «Время повтора при успехе» различия достоверны. Таким образом, можно говорить о влиянии периода полового созревания на время принятия решения учащимися в детерминированной среде (рисунки 1, 2, 3).

Улучшение динамических показателей оперативности принятия решения наблюдается только в возрасте 17-18 лет, что может свидетельствовать о сформированности мозговых структур, отражающих состояние нервно-психической сферы. По сравнению с возрастной группой 15-16 лет, и юноши, и девушки быст-

—Мальчики —«—Девочки

Рис. 1. Изменение показателя «Время ответа» у школьников 7-18 лет в детерминированной среде

Мальчики —Девочки

Рис. 2. Изменение показателя «Время повтора при успехе» у школьников 7-18 лет в детерминированной среде

Мальчики -Щ— Девочки

Рис. 3. Изменение показателя «Время смены при успехе» у школьников 7-18 лет в детерминированной среде

рее выбирают, повторяют и меняют ответ при выполнении задания (различия достоверны). В данной возрастной группе получены и половые отличия: девушки достоверно медленнее выбирают ответ и повторяют его при успехе, чем юноши. Вероятно, это говорит о более высокой физиологической лабильности нервной системы юношей.

Результаты исследования особенностей психомоторной активности детей и подростков 7-18 лет с помощью теппинг-теста представлены в таблице 2.

В возрастной группе 7-8 лет выявлены низкие результаты по исследуемым показателям, что соответствует критическому периоду в развитии организма. В дальнейшем показатели среднего интервала моторной реакции уменьшались по отношению к предыдущей возрастной группе. Достоверное улучшение результатов наблюдалось у девочек в 9-10 лет (р<0,01), тогда как у мальчиков - в 11-12 лет (р<0,05). Средний интервал моторной реакции девочек 11-12 лет также достоверно меньше, чем в предыдущей группе (р<0,001). В возраст-

Таблица 2

Показатели среднего периода воспроизводимого темпа учащихся 7-18 лет

Показатели Возраст, лет Мальчики Девочки

Средний интервал (правая рука) 7-8 218,9±8,6 221,1±4,1

Средний интервал (левая рука) 245,7±10,1 254,4±6,1

Средний интервал (правая рука) 9-10 209,6±4,8 211,1±5,6

Средний интервал (левая рука) 236,3±6,6 232,4±5,6**

Средний интервал (правая рука) 11-12 191,2±7,4* 171,8±9,5***

Средний интервал (левая рука) 216,4±7,5* 205,3±4,6***

Средний интервал (правая рука) 13-14 *169,7±3,3** 183,5±5,8

Средний интервал (левая рука) 197,2±4,5* 206,0±4,0

Средний интервал (правая рука) 15-16 167,0±3,7 176,7±4,5

Средний интервал (левая рука) 194,4±5,6 194,0±4,2*

Средний интервал (правая рука) 17-18 158,0±3,5 165,7±2,4*

Средний интервал (левая рука) 181,9±3,7* 182,3±2,5**

Примечание. * - справа обозначена достоверность различий между возрастными группами, слева -половые различия (* - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001).

ной группе 13-14 лет отмечены половые различия: мальчики продемонстрировали достоверно лучшие результаты, по сравнению с девочками (р<0,05).

Межгрупповые достоверные различия получены также в возрастной группе 15-16 лет у девочек по среднему интервалу моторной реакции для левой руки (р<0,05), в группе 17-18 лет у юношей - для левой руки (р<0,05), у девушек - для левой (р<0,05) и правой руки (р<0,01).

Изучение взаимосвязи скоростных характеристик моторных действий с динамическими параметрами принятия решения в детерминированной среде выявило значимые корреляции в возрастной группе 7-8 лет: у мальчиков показатели «Время ответа» и «Время повтора при успехе» положительно коррелируют с интервалом реакций правой (г=0,7) и левой руки (г=0,6). У девочек сила связи между временем ответа и интервалом реакции правой и левой руки составляет соответственно г=0,6 и г=0,5, у параметра «Время повтора при успехе» более сильная взаимосвязь отмечена с интервалом реакций правой руки г=0,6, для левой руки коэффициент корреляции составляет г=0,35. В последующих возрастных группах сила связи динамических параметров принятия решения с психомоторными качествами у мальчиков составила от г=0,15 до г=0,35. У девочек отмечено два пика: в возрасте 11-12 лет «Время ответа» и «Время повтора при успехе» отрицательно коррелируют с интервалом реакций правой руки (г= -0,86 и г= -0,67 соответственно). В 13-14 лет между этими параметрами и интервалом реакций как правой, так и левой руки обнаружена положительная взаимосвязь (г=0,4 и г=0,6 соответственно). Самые незначительные показатели взаимосвязи изучаемых пара-

метров получены в возрастной группе 17-18 лет, как у юношей, так и у девушек.

Заключение. Выявлены межгрупповые и половые различия в оперативности принятия решения в условиях детерминированности среды на онтогенетическом возрастном отрезке 7-18 лет. У школьников 7-18 лет отмечены периоды улучшения и ухудшения результатов динамических показателей, соответствующих сенситивным и критическим периодам развития организма. Получены достоверные половые различия по временным параметрам в возрасте 13-14 и 17-18 лет, прослеживается тенденция к более быстрому принятию решения мальчиками в этих возрастных группах, что может свидетельствовать о более высокой физиологической лабильности.

При исследовании особенностей психомоторной активности детей и подростков 7-18 лет показано, что мальчики имеют лучшие скоростные характеристики моторных действий по сравнению с девочками. Наиболее интенсивно формирование скоростной составляющей двигательного акта происходит в период от 9 до 14 лет, когда создается фундамент двигательного опыта.

Проведение корреляционного анализа скоростных характеристик моторных действий и динамических параметров принятия решения в детерминированной среде выявило существование наиболее сильных взаимосвязей в возрастной группе 7-8 лет. Также были показаны половые различия в развитии данных взаимосвязей: у мальчиков они более монотонны по сравнению с девочками. У девочек отмечены два пика: в 11-12 и 13-14 лет, что соответствует сенситивному и критическому периодам развития организма.

Список литературы

1. АнохинП.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Вопросы психологии. 1974. N° 4. С. 89-103.

2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.

3. Костандов Э.А. Соотношение физиологического и психического в высшей нервной деятельности человека // Вестник АМН СССР. М., 1987. № 8. С. 20-28.

4. Матвеев Е.В., Надеждин Д. С. Системные вопросы проектирования приборов и комплексов для психофизиологических исследований // Медицинская техника. 1994. № 4. С. 31-34.

5. Руководство по эксплуатации комплекса для психофизиологических исследований КПФК-99 «Психомат». РАМН, ВНИИ медицинского приборостроения, 2006.

6. Дубровинская Н.В., ФарберД.А., БезрукихМ.М. Психофизиология ребенка. М., 2000.

7. ФарберД.А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность. М., 2002. С. 14-24.

Popova Elena

PECULIARITIES OF DECISION MAKING IN SCHOOLCHILDREN AGED 7-18 UNDER THE CONDITIONS OF DETERMINISTIC CIRCUMSTANCES

Peculiarities of decision making in schoolchildren under the deterministic circumstances are studied with the help of the “Psychomat” KPFK-99 system. The research shows reliable sex differences by time parameters at the age of 13-14 and 17-18 and reveals intergroup differences in dynamic indexes during sensitive and critical periods of ontogenesis.

Рецензент - Грибанов А.В., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии и патологии развития человека, директор Института развития ребёнка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заслуженный работник высшей школы РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.