учебного тестового задания в 1-й группе было повышено значение SI, а значения SDNN, CV, RMSSD и pNN50 - во 2-й, что отражает тенденцию к усилению симпатической активности у лиц 1-й и парасимпатической активности у лиц 2-й группы.
Заключение. Группа юношей, имеющая средний уровень тревожности, выполняющая быстро сенсомоторные тесты, принадлежала к лицам с преобладающей активностью парасимпатического отдела как в покое, так и после выполнения учебного задания. В группе девушек, находившихся в состоянии психологического комфорта, преобладала равная активность правого и левого полушарий, а симпатический отдел нервной системы превалировал над парасимпатическим отделом.
Лица с симпатическим вегетативным статусом чаще находились в условиях психологического комфорта. Они характеризовались равной активностью левого и правого полушарий и выполняли сенсомоторные тесты быстрее и точнее, а тенденция к преобладанию симпатического отдела над парасимпатическим у них наблюдалась как в исходном состоянии, так и после выполнения тестового задания. Лица с нормотоническим вегетативным статусом имели более высокий уровень тревожности и менее точно и медленнее выполняли сенсомоторные тесты. У них в покое наблюдалось относительное преобладание активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, которое усиливалось после выполнения тестового задания.
В процессе выполнения тестового задания во всех трех сериях имело место изменение 6 гемодинамических и 14 кардиоин-тервальных показателей. Другими словами, ритм сердечной деятельности при решении тестовых вопросов более динамичен, чем основные характеристики движения крови по артериальным сосудам. При этом в процессе выполнения однотипного системо-кванта гемодинамические показатели имели отрицательную динамику, а кардиоинтервальные, как правило, положительную. Разнонаправленные значения гемодинамических и интегральных показателей ритма сердца описаны при умственной нагрузке и эмоциональных состояниях [3, 13]. При сравнении тех показателей, которые изменили свое значение в каждой из исследуемых групп в процессе решения учебного задания можно видеть, что в первой серии их было 7, во второй - 11. Это позволяет прийти к заключению о ведущей роли вегетативного статуса и вегетативной реактивности в обеспечении системокванта целенаправленного поведения. Половая принадлежность испытуемых в меньшей степени оказывают влияние на характер этого обеспечения.
Литература
1. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.,Наука. 1984. 222 с.
2. Ванюшин Ю.С., Ситников Ф.Т. // Физиология человека. -2001. Т.27, №2. С. 91.
3. Геворкян Э.С., Минасян С.М., Адамян Ц.И., Даян А.В., Ксаджикянян Н.Г. // Физиол. человека. 2006. Т.32, № 4.С. 57-63.
4. Глазачев О.С. Системная оценка функционального состояния человека в экстремальных условиях и при эмоциональном стрессе. В сб. Санатрон. М., 2001. С. 222-245.
4. Довгалевский П.Я., Гриднев В.И., Котельникова Е.В., Моржаков А.А. // Кардиология. 1999. Т.39, № 7. С. 21.
5. Кардиология. Т.3. (Под ред. Е.И.Чазова). М.: Медицина. 1982. 670 с.
6. Каменкович В.М., Шевелев И.А. // Ж. высшей нервной деятельности. 2002. Т.52, № 1. С. 25-30.
7. Михайлова Е.С., Никитаева Е.С., Давыдов Д.В. // Ж. высшей нервной деятельности. 2001. Т.51, №.4. С. 443-451.
8. Михайлов В.М. Вариабельность сердечного ритма. 2000.
182 с.
9. Ноздрачев А.Д., Чумасов Е.И. Периферическая нервная система. СПб.: Наука. 1999. 281 с.
10. Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. // Физиология человека. 2001. Т.27, №.6. С. 95-101.
11. Ситников Ф.Г., Шайхелисламова М.В., Валеев И.Р. // Физиология человека. Т.27, № 5. С. 60.
12. Судаков К.В. Доминирующая мотивация. М.: РАМН. 2004. 235 с.
13. Щербатых Ю.В.//Физиол.человека.2000.Т.26,№5. С.151.
14. Юматов Е.А., Кузьменко В А., Бадиков В.И. // Физиология человека. 2001. Т.27, № 2. С. 104.
15. Явелов И. С., Деев А.Д.. Травина Е.Е., Грацианский НА // Кардиология. 1999. Т. 39, № 6. С. 6.
16. Akselrod S., Gordon D., Ubel F. et al. // Science. 1981.Vol.213. P. 220.
УДК 612.821.3
ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ 7-18 лет В
РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ СРЕДЫ
Т.В. ВОЛОКИТИНА**, Е.В. ПОПОВА
Ключевые слова: принятие решений, среда
Изучение проблемы принятия решения является актуальной для многих дисциплин - к ней обращаются кибернетика, теория управления, инженерная психология, социология. Как наиболее сложный механизм высшей нервной деятельности, процесс принятия решения является обязательным звеном в обеспечении всех видов познавательной деятельности, поэтому закономерно, что психофизиологическое обеспечение этой стадии процесса мышления является предметом специального анализа [1, 5, 9]. В мыслительной деятельности кульминационной операцией является стадия принятия решения. В теории функциональных систем данное понятие введено для обозначения этапа, на котором заканчивается формирование и начинается исполнение какого-либо поведенческого акта. Принятие решения в функциональной системе является одним из этапов развития целенаправленного поведения, сопряженного с выбором, поскольку на стадии афферентного синтеза происходит сличение и анализ информации, поступающей из разных источников [2]. Показатели поведенческого реагирования могут оказаться информативными при оценке свойств нервно-психической сферы человека и выявления сенситивных и критических периодов развития организма.
Цель исследования - изучить особенности принятия решения школьниками 7-18 лет в стохастической, вероятностной и детерминированной среде.
Методы исследования. Для объективной оценки принятия решения использовался компьютерный комплекс для психофизиологических исследований «Психомат» производства НИИ медицинского приборостроения РАМН (г. Москва, 2006). Инструментальные тестовые компьютерные системы позволяют получать результаты, независимые от социальнокультурологических и других факторов, дают возможность углубленного изучения высших психических функций [7, 8, 10]. Исследование проводилось в режимах «Свободный выбор», «Вероятностный выбор» и «Управляемый выбор».
В режиме «Свободный выбор» школьникам предлагалось произвольно нажимать на левую и правую кнопки, не отдавая предпочтения ни одной из них, т.е. осуществлялся свободный генерированный паттерн реакций. Анализ оперативности принятия решения проводился по показателям среднего времени повтора и среднего времени смены выбора ответа (мс). Среднее время повторения выбора отражало информационный компонент, среднее время смены выбора - динамическую составляющую мотивационного компонента, в частности, поисковую активность [4, 11]. Анализировался показатель времени выбора ответа.
В режиме «Вероятностный выбор» учащимся предлагалось предсказать последовательность чередования стимулов, каждый раз угадывая какая из двух кнопок (правая или левая) загорится при следующем предъявлении. Использовалась «Бер-нуллиевская» (стохастическая) последовательность стимулов, при которой у испытуемого появляется интуитивное ощущение принципиальной возможности успешного («поощряемого») принятия решения. При каждом нажатии испытуемый получал подтверждение своего выбора, если его ответ совпадал с «загаданным» в последовательности (ситуация успеха), или опровержение - в случае неправильного ответа (ситуация неуспеха). Анализ стратегии поведения в ситуации успеха и неуспеха проводился по показателям повторных выборов левой и правой кнопки (%). В режиме «Управляемый выбор» ребенку предлагалось быстро и без ошибок реагировать на предъявляемый световой стимул, который включается на левой или правой кнопке в определённой последовательности. Эта задача требует от испытуемого усвоения тестовой последовательности стимулов и необходимости быстрого переключения с одних стереотипов принятия решения на другие. Детерминация поведения в данном режиме предусмотрена текущим стимулом. Изучались динамические показатели оперативности принятия решения: время ответа,
Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)», регистрационный номер: 2.2.3.3/438.
** Институт развития ребенка Поморского университета имени М.В. Ломоносова, 163045, Архангельск, проезд Бадигина, д.3
время повторного нажатия на одну и ту же кнопку при успехе, время смены кнопки при успехе (мс).
Полученные результаты подвергались статистической обработке с применением пакета программ статистического анализа SPSS 12.0 for WINDOWS. Вычислялась одномерная описательная статистика для каждого из исследуемых показателей. Достоверность различий проводилась с использованием t-критерия Стью-дента. Психофизиологическая интерпретация полученных данных проведена с учётом рекомендаций НИИ педиатрии РАМН и ВНИИ медицинского приборостроения РАМН [13].
Результаты. Обследован 251 учащийся средней общеобразовательной школы №1 г. Новодвинска в возрасте от 7 до 18 лет, из них 124 мальчика и 127 девочек. Учащиеся были разделены на 6 возрастных групп: 7-8, 9-10, 11-12, 13-14, 15-16 и 17-18 лет.
Изучение механизма принятия решения в среде без детерминации представляет особый интерес, так как при этом проявляется способ принятия решения, который определяется внутренними механизмами последовательного целеобразования [6]. При анализе времени выбора ответа в режиме «Свободный выбор» отмечены межгрупповые различия (табл. 1).
Таблица 1
Временные показатели у школьников в стохастической среде (M±m)
Возраст, лет Пол Временные показатели (мс)
Выбор ответа Повтор ответа Смена ответа
7-8 0 1 £ 528,8±41,2 490,1±137,7 779,3±150,8
Д(П=22) 504,0±37,2 408,1±39,5 615,4±52,5
9 10 М (п=19) 386,6±25,5** 280,3±24,9 520,6±37,2
Д(п=22) 467,1±38,1 330,5±20,1 604,0±87,2
11 12 М (п=21) 329,9±18,8 259,7±25,2 423,2±23,0*
Д(п=20) 380,6±18,3* 300,0±17,4 461,9±21,5
13 14 М (п=28) 340,9±22,9 242,9±18,8 454,4±24,1
Д (п=24) 362,1±21,5 283,0±24,7 450,0±17,0
15 16 М (п=23) 339,5±13,0 252,3±14,7 401,7±17,0
Д(п=20) *384,2±12,1 *295,4±15,5 *449,8±16,7
17 18 М (п=20) 269,3±17,8** 200,5±13,1** 349,5±20,4*
Д(п=21) **354,4±16,2 ***285,3±17,0 *412,4±17,8
звёздочкой * обозначены межгрупповые различия временных показателей, слева - половые различия (*- p<0,05; **- p <0,01; ***- p <0,001)
Быстрее делают выбор ответа, по сравнению с предыдущей возрастной группой, мальчики 9-10 лет (p<0,01) и юноши 17-18 лет (p<0,01). Более быстрый выбор имел место и у девочек 11-12 лет, по сравнению с возрастом 9-10 лет (p<0,05).
Статистически значимые различия во временных показателях обнаружены между группами юношей 15-16 и 17-18 лет: старшие по возрасту учащиеся быстрее выбирают ответ (p<0,001), быстрее меняют и повторяют ответ (p<0,05). Между группами девушек этих возрастов такой закономерности нет. В возрастных группах 15-16 и 17-18 лет найдены и половые различия: девушки медленнее выбирают, меняют и повторяют ответ (различия достоверны). Вероятно, это свидетельствует о более высокой физиологической лабильности юношей. При изучении оперативности принятия решения отмечено достоверное преобладание информационного компонента практически во всех возрастных группах (табл. 2), за исключением группы мальчиков 7-8 лет. У девочек этой возрастной группы среднее время смены ответа выше среднего времени повтора (p<0,01), то есть информационный компонент в оперативности принятия решения у девочек является преобладающим уже в 7-8 лет.
Таблица 2
Оперативность принятия решения в стохастической среде (M±m)
Возраст, лет Пол Время повтора ответа Время смены ответа
490,1±137,7 779,3±150,8
Д (п=21) 408,1±39,5 615,4±52,5**
9-10 £ (І 9) 278,2±23,7 513,3±36,1***
Д (п=22) 330,5±20,1 604,0±87,2**
11-12 М (п=21) 259,7±25,2 *423,2±23,0***
0) 1 Д 300,0±17,4 461,9±21,5***
13-14 М (п=28) 242,9±18,8 454,4±24,1***
Д (п=24) 283,0±24,7 450,0±17,0***
15 16 М (п=23) 252,3±14,7 401,7±17,0***
0) Д 295,4±15,5 449,8±16,7***
17 18 М (п=20) 200,5±13,1 349,5±20,4***
Д (п=21) 285,3±17,0 412,4±17,8***
Примечание: звёздочкой * справа обозначены различия между временем повтора и смены ответа, слева - межгрупповые различия (*-р<0,05; **- р <0,01; ***- р <0,001)
У мальчиков достоверное преобладание информационного компонента отмечено с возраста 9-10 лет (р<0,001), что может
свидетельствовать о снижении их поисковой активности. У мальчиков 11-12 лет можно говорить о повышении поисковой активности, по сравнению с предыдущим возрастом (р<0,05), но мотивационный компонент в этой возрастной группе всё-таки достоверно ниже. В возрастных группах 13-14, 15-16 и 17-18 лет в механизме принятия решения учащимися информационный компонент достоверно преобладает (р<0,001).
В результате анализа полученных данных выявлены возрастные отличия по показателям оперативности принятия решения в условиях неопределённости среды. В целом можно говорить о преобладании информационного компонента в поведенческом реагировании учащихся, что свидетельствует о сниженной поисковой активности.
Анализ особенностей принятия решения учащимися в вероятностной среде показал, что во всех возрастных группах повтор предыдущей реакции в ситуации успеха достоверно преобладает. Это может говорить о благоприятном влиянии ситуации успеха на принятие решения школьниками. Однако, как отмечает [11], механизм положительных эмоций вовлекается при осуществлении реакции избегания. Можно предположить, что основной стратегией в принятии решения школьниками 7-18 лет в условиях вероятностной среды является избегание неудач. Половых различий по данным показателям не выявлено. Результаты диагностики оперативности принятия решения в детерминированной среде представлены в табл. 3.
Таблица 3
Оперативность принятия решения у школьников 7—18 лет в детерминированной среде (M±m)
Возраст, лет Пол Временные показатели (мс)
Выбор ответа Повтор при успехе Смена при успехе
М (п=20) 923,4±97,4 819,35±91,26 987,55±91,74
Д (п=22) 974,3±75,8 827,64±72,9 108,86±77,58
9 10 М (п=19) 719,2±33,3* 618,1±35,0* 840,8±39,01
Д (п=22) 743,2±29,4** 677,5±30,8 821,9±36,7**
11 12 М (п=21) 730,7±42,9 562,95±25,6 896,5±87,7
Д (п=20) 774,0±74,4 657,95±51,8 915,4±135,2
13 14 М (п=28) 971,6±66,2** ***654,7±44,75 1176,3±97,29*
Д (п=24) 1045,2±74,0** 892,9±58,8** 1314,0±161,3
15 16 М (п=23) 904,5±51,5 692,8±55,5 1118,8±84,0
Д (п=20) 911,1±65,2 777,2±45,6 1045,6±86,2
17 18 М (п=20) ***523,4±18,5*** **485,0±22,28*** 544,9±35,53***
Д (п=21) 647,7±49,1** 645,0±38,68* 663,6±61,95***
Примечание: звёздочкой *справа обозначены различия между возрастными группами, слева - половые различия (*-р<0,05; **- р <0,01; ***-р <0,001).
В возрастной группе 9-10 лет, по сравнению с группой 7-8 лет, наблюдается улучшение результатов по всем динамическим показателям, как у мальчиков, так и у девочек. Дети 9-10 лет достоверно быстрее выбирают ответ, мальчики быстрее повторяют ответ при успехе - выбирают ту же кнопку (различия достоверны), а девочки - меняют кнопку при успехе (различия достоверны). Возраст 9-10 лет рассматривается физиологами как особо чувствительный для развития произвольного внимания [3, 12], что, вероятно, нашло отражение в результатах диагностики.
Ухудшение результатов, по сравнению с предыдущей возрастной группой, отмечено у школьников 13-14 лет. Подростки этого возраста дольше выбирают ответ (различия достоверны), медленнее повторяют ответ при успехе (различия достоверны у девочек), и производят смену ответа при успехе (различия достоверны у мальчиков). В этом возрасте по всем динамическим показателям прослеживается тенденция к более быстрому принятию решения мальчиками по параметру «время повтора при успехе» различия статистически значимы. Н время принятия решения учащимися в детерминированной среде оказывают влияние физиологические особенности периода полового созревания. Улучшение динамических показателей оперативности принятия решения наблюдается только в возрасте 17-18 лет, что может свидетельствовать о сформированности мозговых структур, отражающих состояние нервно-психической сферы. По сравнению с возрастной группой 15-16 лет, как у юноши, так и у девушки, быстрее выбирают, повторяют и меняют ответ при выполнении задания (различия достоверны). В этой возрастной группе получены и половые отличия - девушки достоверно медленнее выбирают ответ и повторяют его при успехе, чем юноши. Это говорит о более высокой физиологической лабильности нервной системы юношей.
Заключение. Найдены возрастные и половые различия по временным показателям выбора ответа в режиме свободного
выбора. Наибольшее число статистически значимых различий отмечено в старших возрастных группах 15-16 и 17-18 лет. В принятии решения в стохастической среде учащимися 7-18 лет информационный компонент преобладает над мотивационным. Это свидетельствует о сниженной поисковой активности школьников, что может приводить к гипермобилизации функциональных резервов организма и не исключает вероятности развития утомления. Анализ полученных данных также позволяет говорить о существовании статистически значимых различий в поведенческом реагировании учащихся в условиях вероятностной среды и благоприятном влиянии ситуации успеха на принятие решения школьниками всех возрастных групп. В условиях детерминированности среды на онтогенетическом возрастном отрезке 7-18 лет выявлены межгрупповые и половые различия в оперативности принятия решения. У школьников отмечены периоды улучшения и ухудшения результатов динамических показателей, соответствующих сенситивным и критическим периодам развития организма. Получены статистически значимые половые различия по временным параметрам в возрасте 1314 и 17-18 лет, прослеживается тенденция к более быстрому принятию решения мальчиками в этих возрастных группах, что может говорить о более высокой физиологической лабильности.
Литература
1.Анохин П.К. //Вопросы психологии. 1974. № 4. С.89-103.
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 447с.
3. Дубровинская Н.В., Фарбер ДА., Безруких ММ. Психофизиология ребенка М.: Владос, 2000 144с.
4. Дерягина Л.Е. Психофизиологические аспекты формирования дифференцированных стратегий адаптивного поведения: Автореф. дис... д-ра мед. наук. Архангельск, 2001. 39с.
5. Костандов Э.А. /Вестник АМН СССР. М.: Наука, 1987. №8. С. 20-28
6. Матвеев Е.В., Надеждин ДС. //Медицинская техника. 1994. №4. С. 31-34
7. Матвеев Е.В., Надеждин ДС. // Медицинская техника.
1999. №1. С. 18-20
8. Матвеев Е.В., Надеждин ДС. // Медицинская техника.
2000. №3. С. 4-8
9. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2001. 400 с.
10. Руководство по эксплуатации комплекса для психофизиологических исследований компьютерного КПФК-99 «Психомат», РАМН, ВНИИ Медицинского Приборостроения ЗАО «ВНИИМП-ВИТА», 2006 - 38 с.
11. Симонов П.В. //Журн. высш. нерв. деятельности.
1997. Т. 47, №2. С. 320-328.
12. Фарбер Д.А. Младший школьник: развитие мозга и
познавательная деятельность. М.: Вентана-Граф, 2002.
С.14-24.
13. Физиологические показатели когнитивных (познавательных) функций детей школьного возраста: Метод. рекомендации /Сост. Головкина И.Д., Дзюба С.В., Днепрова Л.И. и др. М.: Комитет здравоохранения. 1997. 19 с.
ченных для прямого прессования: модифицированные лактозы -Tablettose 70/80/100, FlowLak 100, Cellactosa 80, MicroceLak 100, StarLac, Ludipress, сахароза Compri Sugar®, кальция карбонат Formaxx® 70, маннит Parteck® M, сорбит Parteck® SI, ГПМЦ Walocel®, кроскармеллоза натрия Explocel®, модифицированный крахмал Explosol, МКЦ Tabulose®, Tablo®.
Смеси для прессования имели хорошую прессуемость, смешиваемость и высокую адгезивную активность, низкую чувствительность к лубрикантам. Сыпучесть гранулята уменьшалась с ростом в нём количества лекарственного вещества. Полученные таблетки оценивали по средней массе, времени распадае-мости, растворению, прочности на сжатие, истираемость. Полученные таблетки по внешнему виду белого цвета, с гладкой блестящей поверхностью. Прочность таблеток на излом от 4 Н до 6 Н. Время распадаемости таблеток <15 мин, что соответствует требованиям фармакопейной статьи «Таблетки» ГФ XI.
Оценка подлинности лоратадина проводили методом ВЭЖХ и СФ-методом. Подлинность методом ВЭЖХ устанавливали одновременно с количественным определением по сопоставлению времен удерживания основных пиков на хроматограммах испытуемого раствора и раствора РСО лоратанина. Спектрофотометрическое определение подлинности проводили одновременно с определением однородности дозирования. Ультрафиолетовые спектры поглощения растворов препарата и РСО лората-дина в области от 210 до 300 нм имели максимум и минимум при одних и тех же длинах волн. Отклонение содержания лоратадина в таблетках находилось в пределах ±15%. Определение посторонних примесей проводили методом ВЭЖХ одновременно с количественным определением, на приборе, оборудованном хроматографической колонкой из нержавеющей стали размером 250x4,6 мм, Luna C18 с размером частиц 5 мкм. Скорость потока подвижной фазы составляла 1 мл/мин. Детектирование проводили при длине волны 210 нм. Для извлечения лоратадина из таблеток использовали подвижную фазу, состоящую из смеси спирта метилового и буферного раствора с рН 3 в соотношении 39:11. Для расчета содержания посторонних примесей используется метод внутренней нормализации. Содержание единичной примеси в таблетках не превышало 0,5%, суммы примесей <2%.
Таблица 1
Значения концентраций (нг/мл) лоратадина после однократного перорального введения кроликам в дозе 3,7 мг/кг
УДК 616-005
ТЕХНОЛОГИЯ И БИОФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТАБЛЕТОК ЛОРАТАДИНА
С.К. АЛЕКСЕЕВА, С.Н. СУСЛИНА, О.Ю. КРАВЦОВА*
Ключевые слова: биофармацевтическое исследование
№ кролика Время после введения, ч
0,25 0,5 1 1,5 2 3 4 7 10
Лоратадин ООО «АНКИТАФАРМ», Россия
1 17,70 31,75 43,15 40,66 24,86 10,54 6,25 2,82 2,70
2 46,90 77,88 101,72 66,77 51,72 23,71 12,18 5,23 5,21
3 18,76 38,14 46,84 44,84 30,66 10,79 6,68 3,47 3,33
4 48,13 82,45 114,13 90,94 64,22 29,35 13,91 6,45 5,51
5 20,66 50,72 63,03 44,92 30,72 14,55 10,12 3,53 3,50
6 47,63 79,28 109,21 78,08 57,38 24,30 13,90 5,63 5,29
Среднее 33,30 60,04 79,68 61,03 43,26 18,87 10,51 4,52 4,26
Стандартное 14,29 20,65 29,54 18,95 15,08 7,26 3,13 1,32 1,11
Доверит. 11,43 16,52 23,63 15,16 12,07 5,81 2,51 1,06 0,89
Кларитин
1 25,63 53,25 67,61 45,68 32,15 15,06 10,74 4,39 3,73
2 37,72 73,76 89,47 65,43 49,24 18,31 11,17 4,92 4,54
3 30,34 66,49 70,26 57,97 41,09 15,34 10,76 4,58 4,15
4 50,17 82,95 116,36 92,85 69,29 30,35 13,96 7,94 5,57
5 31,97 71,68 82,75 59,88 45,57 17,59 10,97 4,69 4,33
6 41,22 77,14 94,60 69,91 51,07 21,40 11,73 5,14 5,03
Среднее 36,17 70,88 86,842 65,28 48,07 19,67 11,55 5,28 4,56
Стандартное 8,03 9,35 16,33 14,43 11,32 5,22 1,12 1,22 0,60
Доверит. 6,42 7,48 13,07 11,54 9,06 4,17 0,90 0,97 0,48
Цель - разработка технологии и биофармацевтиче-ское исследование разработанных таблеток лоратадина.
Лоратадин по внешнему виду представляет собой белый кристаллический порошок, практически не сыпучий, рыхлый, не прессующийся. Изучены технологические свойства субстанции лоратадина, такие, как сыпучесть, насыпная масса, форма и размер частиц, прессуемость, пористость, растворимость и другие [2]. Проведены исследования по подбору оптимальной рецептуры таблеток исходя из физико-химических свойств субстанции лекарственного вещества и используемых вспомогательных веществ. [1]. Изучена возможность изготовления таблеток лора-тадина с использованием вспомогательных веществ, предназна-
* Российский университет дружбы народов, г.Москва
Содержание лоратадина находилось в пределах от 9,0 до
11,0 мг, считая на среднюю массу одной таблетки. Изучена стабильность таблеток при хранении. Срок годности - 2 года.
В соответствии с требованиями ОФС 42-0003-04 определение растворения проводили на приборе, оснащенном «Вращающейся корзинкой». Среда растворения - 0,1 М раствор кислоты хлористоводородной, объем среды растворения - 500 мл, скорость вращения корзинки - 100 об/мин. Для растворения РСО использовали 0,1 М раствор кислоты хлористоводородной. Процентное содержание растворившегося лоратадина определяли спектрофотометрическим методом при длине волны 280 нм в кювете с толщиной слоя 10 мм. Проведенные исследования показали, что на растворение лоратадина in vitro существенное влияние оказы-