Xmax K12 Ь13 w1
K21 X max Ь23 * w2 = 0,
Ь31 K32 Xmax max w3
что обеспечивает построение системы уравнений
X1 - Лпах) + Ь12 М2 + Ь13 М3 = 0 Ь21 + (1 - Лпах ) М2 + Ь23 М3 = 0 . (6)
Ь.-М, + Ьт^ + (1 - Я ) ^ = 0
^ 31 1 32 2 V шах / 3
Затем вводится условие нормировки: + + = 1. Одно из уравнений системы заменяется условием нормировки:
w1 + w2 + w3 = 1
b.w, + (1 - X ) W + Kw^ = 0.
21 1 V max / 2 23 3
+ Kw^ + (1 -X )w = 0
31 1 32 2 max 3
Решения данной системы при X имеют вид:
(7)
w1 = C
w2 = C2
w3 = C3
(8)
Искомые значения коэффициентов а находятся умножением элементов Cj
на n: a,j =ncj
Таким образом, критерий экстремальности территории определяется по формуле (1) при условии, что а, - числовые коэффициенты, характеризующие вклад каждой из вариаций гидрометеорологических параметров. Значения критерия экстремальности перед определением сценария необходимо преобразовать таким образом, чтобы множество его значений находились в интервале [0, 1].
Таблица 2
Типы сценариев, определяемых методом экспертного оценивания
Тип состояния климата (сценарий) Интервал значений интегрального показателя экстремальности
Комфортная ситуация 0,0-0,3
Относительно комфортная ситуация 0,3-0,5
Умеренно экстремальная климатическая ситуация 0,5-0,7
Очень экстремальная климатическая ситуация 0,7-0,9
Чрезвычайно экстремальная климатическая ситуация 0,9-1,0
Сценарии выделяются экспертным оцениванием, при котором определяется воздействие климатических условий на объекты военной инфраструктуры и возможности адаптационных мер при изменении климата. Каждому из сценариев ставятся в зависимость определенные условия и возможности деятельности войск (сил) при определенных гидрометеорологических условиях. Эксперт-
ная классификация может носить как диагностический (оценка комплекса природоохранных мероприятий после проведения эксперимента), так и прогностический (предварительная оценка последствий) характер.
Как указано в таблице 2, для классификации выделено пять вариантов сценариев. Для каждого варианта сценария в дальнейших исследованиях необходимо разработать типовой комплекс защитных действий и мероприятий при деятельности войск и эксплуатации ВВТ.
Библиографический список
1. Михайлов В. В. Оптимизация использования метеоинформации при решении практических задач // Метеорология и гидрология. Научно-технический журнал, № 2. 2006. - С. 17-25.
2. Андреев С. С. Экология человека. - М.: АПСН СКНЦВШ, 2004. - 247 с.
3. Методические рекомендации по изучению влияния изменений климата на строительство, энергетику, транспорт и здоровье человека. - СПб, 2000. - 16 с.
4. Борисов А. Н., Крумберг О. А., Федоров И. П. Принятие решений на основе нечетких моделей: Примеры использования. - Рига: Зинатне, 1990. - 184 с.
Актуальность использования беспилотных летательных аппаратов в МЧС России и в Воронежской области
Попов Н. И., Ефимов С. В.,
Воронежский институт ГПС МЧС России,
г. Воронеж
Создание беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) началось еще в 60-х годах прошлого века. К моменту развала СССР он и США обладали соизмеримым числом проектов и действующих комплексов. Однако с 1991 г., после того, как советский ВПК оказался в критическом состоянии, разработки перспективных БПЛА в России перестали получать должное финансирование и были заморожены.
Вместе с тем, по экспертным оценкам, в ближайшее десятилетие мировой объем продаж беспилотных летательных аппаратов удвоится и составит более 7 млрд. долл. Уже сегодня существуют сотни таких комплексов различных типов и классов. Размер одних не превышает нескольких сантиметров. Другие соизмеримы с современными авиалайнерами. Разнятся они и по назначению, хотя, в большинстве случаев универсальны. Могут применяться как автономно, так и во взаимодействии с наземными средствами и пилотируемой техникой.[4]
БПЛА могут оказывать эффективную информационную поддержку в чрезвычайных ситуациях, осуществлять мониторинг районов стихийных бедствий и