УДК 37. 013.46
Ланцова Т.И.
Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,
Железноводск, Россия
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
В данной статье рассматриваются теоретические основы программы развития творческих способностей педагога-психолога средствами театральной педагогики. Рассматривается система Станиславского как базовая теоретическая основа программы. Представляются цели и задачи, содержание программы «Театральная педагогика» как дисциплины по выбору для студентов-психологов. В статье более детально представлена информация о содержательной стороне данной программы. Даны рекомендации по применению курса «Театральная педагогика».
Ключевые слова: театральная педагогика, способность к гипотетичности, дивергентное мышление, способность к импровизационности.
Театральная педагогика — это смесь педагогики и искусства. Для создания программы мы опирались на основные принципы системы К. С. Станиславского. Проблема самосовершенствования актера — это ежедневный тренинг [1,2]. Органическое, целенаправленное проявление актера в тех обстоятельствах, которые предлагает автор — это и есть фундамент искусства актера. Актерское искусство — это психофизический процесс, в котором участвуют чувство, воля, ум актера, его внутренние и внешние артистические данные, которые Станиславский назвал «элементами творчества». К этим элементам относятся способность к общению, внимание, воображение, эмоциональная память, чувство правды, чувство ритма, пластика, техника речи и т. д. [4].
«Принцип жизненной правды — первый принцип системы, который является основным принципом любого реалистичного искусства». Это фундамент всей системы. Однако, для искусства необходим художественный отбор. Что же является критерием этого отбора? На этом строится второй принцип.
«Принцип сверхзадачи — то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему он стремится в итоге. Мечта, цель, желание. Идейность творчества, идейная активность. Сверхзадача — это цель произведения. Правильно используя сверхзадачу, художник не ошибется в выборе технических приемов и выразительных средств.
Принцип активности действия — не изображать образы и страсти, а действовать в образах и страстях». Станиславский полагал, что тот, кто не понял принципа сверхзадачи, тот не понял систему и метод в целом. Перечисленные выше технологические и методологические указания Станиславского имеют одну цель — «разбудить естественную человеческую природу актера для органического творчества в соответствии со сверхзадачей».
Третий принцип органичности (естественности) «прорастает» из предшествующего принципа. «В творчестве не может быть ничего искусственного и механического, все должно подчиняться требованиям органичности».
Четвертый принцип перевоплощения — заключительный этап творческого процесса — «создание сценического образа через органическое творческое перевоплощение».
В основу программы обучения педагогов-психологов элементам театральных приемов взята программа, разработанная на основе ранее существующих курсов театральной педагогики. Программа «Театральная педагогика» по форме организации является студийной, групповой, кружковой; по времени проведения — краткосрочной. Программа «Театральная педагогика» должна способствовать всестороннему развитию личности педагога-психолога, раскрытию его неповторимой индивидуальности. В разработанной нами программе «Театральная педагогика» подобраны приемы, методы и средства театральной и игровой деятельности, происходит поэтапное внедрение отдельных видов творческой деятельности (игровой, танцевальной, песенной) [3].
Игра в театральном искусстве играет фундаментальное значение, внедряя в педагогический процесс игру, мы получаем возможность естественного взаимодействия преподавателя со студентами, получая максимально положительный результат. Игровые упражнения, игра, особенно на первом курсе, выступают как способ адаптации к среде. Помочь раскрепоститься в общении, а в дальнейшем и в творчестве — это важно для профессионального становления, что и происходит в результате освоения курса «Театральная педагогика».
Театральная деятельность может выступать как условие развития творческих способностей и является процессуальной. Важнейшим в театре является процесс творческого переживания, процесс репетиций и перевоплощения, а не конечный результат. Именно во время работы над образом и происходит изменение личности, развиваются дивергентное мышление, гипотетичность, способность к импровизации. Происходит закрепление профессиональных норм поведения, развивается способность к импровизации, гипотетичности [2].
Задача курса «Театральная педагогика» — пробудить непроизвольность приспособления к сценической условности и творческую фантазию. В рабочей программе большое место занимает непосредственная творческая деятельность при разучивании и исполнении хореографических и музыкальных номеров.
Тренинг тоже занимает важное место, так как он способствует отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель и развитию пластических качеств психики. Студент максимально раскрывает свое неповторимое Я, у него появляется возможность выразить себя как подлинную творческую индивидуальность [2, с. 242].
Тренинг строится на использовании элементов игры. Обязательным условием успеха при выполнении задания является подлинная заинтересованность студента, которая может доходить до азарта. Только в игре можно пережить непосредственность, чувство свободы, смелость [1, 2].
Занятия проходят с использованием классических педагогических, а так же нетрадиционных методов и форм работы, как то: посещение музеев, театров, выставок; работа с подручным материалом; просмотр видеофильмов, слайдов, проведение тематических экскурсий; прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, викторины и т. д. [1,2].
Содержание разработанной нами программы направлено на развитие творческих способностей педагога-психолога через собственное творчество и освоение опыта прошлого в опоре на приобщение к общечеловеческим ценностям. Содержание программы нацелено на развитие кругозора, формирование чувства гармонии, расширении представлений о направлениях в искусстве, художественных стилях, жанрах и т. д. [4].
Основой программы послужили современные методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, который рассматривает относительно самостоятельные компоненты образовательного процесса не изолированно, а в системе с другими, в их взаимосвязи. Данный подход рассматривает педагогическую систему работы как слияние нескольких взаимосвязанных компонентов: цель образования, содержание образования, методы и формы педагогического процесса, субъекты педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
2. Личностно-ориентированный подход, который базируется на утверждении представления о личности студента как: социальной, деятельной и творческой сущности. Содержание такого подхода предполагает опору в обучении и воспитании на естественность саморазвития задатков, способностей и творческого потенциала личности. Для этого необходимо создание соответствующих условий.
3. Деятельностный подход, который рассматривает деятельность как средство, основу и важное условие в процессе развития личности. Для реализации деятельностного подхода необходимо обучение студентов навыку выбора цели и планирования собственной деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Полисубъектный подход, который рассматривает сущность человека как субстанцию гораздо богаче, сложнее, разностороннее, чем его деятельность.
5. Культурологический подход, который рассматривает связь человека с культурой как системой ценностей. Человек развивается в меру освоенной им культуры. Одновременно он вносит в культуру что-то принципиально новое, человек является творцом не существовавших до него элементов культуры. Поэтому, приобщение к культуре как к системе ценностей является процессом, во-первых, развивающим самого человека и во-вторых, формирующем его как творческую личность [3].
Приобщение к художественному творчеству, в том числе и через актерское мастерство, ярко и самобытно раскрывает задатки и способности личности-творца [1]. Основная цель разработанной нами программы состоит в равномерной дозировке в учебном процессе технически--репетиционных навыков с игровой свободой творчества [2].
Творческая деятельность педагога-психолога характеризуется его позицией, которая претерпевает развитие от момента педагога-организатора на начальном этапе и до консультанта-соратника на заключительном этапе, в каждый момент не исключая синтез различных позиций. Педагог-психолог — это личность, которая способна к самокоррекционной работе: в процессе сотворчества с людьми, он не только понимает, слышит, принимает идеи, но изменяется сам, растет интеллектуально, нравственно, творчески совместно с творческим коллективом.
Театральная педагогика, задачей которой является развитие навыков выразительного поведения, должна использоваться в процессе профессиональной подготовки и переподготовки педагогов-психологов. Такой процесс позволяет существенно изменить общепринятую работу педагога-психолога, трансформировать её и реализовать активную творческую позицию каждого [5].
При разработке программы нами использовались специфические принципы, такие как: мастерство перевоплощения, искреннее проживание образа. Освоение основ актерского мастерства происходит динамично и поэтапно.
В разработанной нами программе определено два типа задач:
Первый тип — это образовательные задачи, которые направлены на непосредственное развитие общей и эстетической культуры обучающихся, навыков сценических воплощений и артистизма, художественно-творческих склонностей и способностей. Образовательные задачи носят ярко выраженную креативную направленность, предусматривают возможность творческой импровизации, реализации дивергентного мышления гипотетичности, творческого самовыражения.
Второй тип — это воспитательные задачи, которые ориентированы на развитие интеллекта, эмоциональности, коммуникативных особенностей личности средствами театральной педагогики.
Представленная программа важна, поскольку театр является инструментом решения конфликтов, способом самовыражения, средством создания психологического позитивного состояния. Осваивая сценическую работу по программе «Театральная педагогика» студенты осуществляют проверку через творческое действие множества межличностных отношений. В аудитории формируются навыки поведения, отношения друг с другом, коллективной творческой работы.
Освоение данной программы важно в связи с тем, что развитие осуществляется через полноценное восприятие искусства через понимание специфики искусства и его языка.
Значимость программы «Театральная педагогика» доказательна ее практической актуальностью. У студентов происходит развитие фантазии, мысли, чувственного восприятия, эмоций, в процессе приобщения к искусству. В духовном мире человека происходят позитивные изменения, благодаря осмыслению и целого переживания искусство охватывает весь духовный мир человека, развивает творческие способности личности в целом.
Развитие творческих способностей происходит через освоение театральной деятельности, в основе которой лежат два направления: это изучение теории и творческая практика. Знания, которые необходимы для творчества, их ценность определяется системностью и деятельностью в основе которых лежит театральное мастерство. В программе «Театральная педагогика» используются определенные формы работы: теоретические занятия; практические занятия; индивидуальная работа со студентами; творческие мероприятия; концерты; экскурсии. Данные формы работы позволяют каждый элемент рассматривать в системе многосторонних функциональных связей. Кроме того, этот подход к структуре программы служит моделью развития художественной творческой деятельности.
В соответствии с требованиями учебного плана, программа курса рассчитана на 72 часа. Периодичность занятий 1 пара в неделю (с делением на подгруппы).
«Театральная педагогика» в вузе, являясь дисциплиной по выбору студента, преследует цели и задачи по развитию творческих способностей педагога-психолога:
1) в опоре на синтез и творческую природу театрального искусства, раскрывать и развивать творческий потенциал личности каждого,
2) помогать овладевать навыками коллективного общения и взаимодействия,
3) через театральную деятельность прививать интерес к импровизации и гипотетичности,
4) учить с воображением и фантазией, творчески относиться к работе. Цели программы «Театральная педагогика»:
1. Привить необходимые навыки для реализации творческих способностей.
2. Развивать умение чувствовать и проживать заданную ситуацию.
3. Формировать способность сочетать технику актерской игры с психологией проживания.
Задачи программы:
1. Раскрывать творческие возможности личности.
2. Создавать условия для развития различных анализаторов: зрительных, слуховых, речедвигательных, кинестетических.
3. Активизировать и совершенствовать звукопроизношение, темп речи, выразительность речи, мелодико-интонационность речи;
4. Формировать навык совместного творчества, ответственность и коллективизм;
5. Не испытывать страх перед свободой самовыражения.
6. Помогать студенту проявлять себя как незаурядная, яркая личность.
Структура программы «Театральная педагогика» состоит из трёх разделов: (теория, практика, проект).
Все разделы предусматривают усвоение теоретических знаний, развитие деятельностно-практического творческого опыта.
Практические занятия направлены на развитие умений осуществлять через тренировочные упражнения общие творческие способности. Теоретические и практические занятия способствуют:
- развитию зрительной памяти,
- дивергентного мышления,
- способности к гипотетичности,
- способности к импровизационности,
- способности осуществлять координацию в пространстве,
- проявлению выразительности во внутренней и внешней пластике эмоций.
Реализация «Театральной педагогики» в процессе профессиональной подготовки
педагога-психолога стимулирует потребность в самообразовании, в самосовершенствовании своих творческих способностей. Совмещение внеаудиторной и учебной деятельности через приобщение к театральному искусству формирует любовь к выбранной профессии. Таким образом, театральная педагогика способствует творческому развитию личности будущего педагога-психолога.
Применение театральной педагогики в профессиональной подготовке будущего педагога-психолога в педагогическом вузе развивает потребность в театральном искусстве, к творческому подходу в различных его проявлениях. Студенты получают возможность прочувствовать и попробовать собственные силы при публичном выступлении, реализовать возможность самовыражения (активное использование своей эрудиции, своих музыкальных, художественных, хореографических, вокальных, режиссерских, дизайнерских, конструкторских, актерских способностей).
Таким образом, применение элементов театральной педагогики в профессиональной подготовке будущего педагога-психолога развивает и способствует становлению творческих способностей личности в духовном освоении окружающего мира, пониманию и раскрытию собственных потенциальных творческих возможностей. Цель применения элементов театральной педагогики в подготовке будущего педагога-психолога в педагогическом вузе не в подготовке его в качестве актера, а в развитии профессионально значимых творческих качеств его личности, таких как дивергентное мышление, гипотетичность, импровизация. Именно эти творческие способности способствуют становлению педагога-мастера.
Литература
1. Квасюк Е.Н Педагогические условия формирования способности к творчеству. М., 2012. 342 с.
2. Ситак Л.А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы //Крымский научный вестник №4. Т.2 — 2015. — с. 242-248.
3. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания; Дневник ученика // Станиславский К. С. Собр. соч. В 9 т. М., 19881999. Т. 2. [Ред. тома и авт. вступ..ст. А. М. Смелянский.] 1989. С. 440.
4. Станиславский К. С. Собр. соч. В 9 т. М., 1988-1999. Т. 3.: Работа актера над собой. Ч. 2: Работа над собой в творческом процессе перевоплощения / Вступ. ст. Б. А. Покровского. Общ. ред. А. М. Смелянского. 1990. С. 496.
5. Эллиот П. К. Префронтальная область коры больших полушарий головного мозга как организатор волевых действий и ее роль в высвобождении творческого потенциала человека // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение. — 1988. — № 1. — С. 86-87.