УДК 371.398
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РАМКАХ СЕТЕВОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
М.А. Соколова
В статье раскрываются особенности реализации технологии образовательного туризма на региональном уровне. Использование данной технологии в современных социально-педагогических условиях способствует высокоэффективной учебной деятельности, расширяет границы профессиональной компетентности педагога, усиливает учебно-мотивационную составляющую у обучающихся. Реализация сетевого инновационного проекта Курганской области «Потенциал образовательного туризма в создании познавательно-развивающей среды в образовательной организации (По малой родине моей)», позволяет успешно достигать поставленных образовательными программами и образовательными стандартами цели, что обеспечивает качество образовательного процесса.
Ключевые слова: образовательный туризм, технология, профессиональная компетентность педагога, качество образования, мотивация обучающихся, информационная компетентность.
Профессиональный стандарт педагога, включающий в себя перечень профессиональных и личностных требований к учителю, содержит компетенции, которые формируются в реализации туристско-образова-тельной деятельности. Например, «владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.», «управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность», «организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеоб-
разия региона» [5].
Некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания. К таким технологиям, безусловно, относится образовательный туризм, который ныне возрождается, широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как
высокоэффективная технология обучения и одновременно как форма организации учебного процесса.
Под образовательным туризмом понимают познавательные туры,
совершаемые с целью выполнения задач, определенных образовательными
программами образовательных организаций. Учебные образовательные поездки помогают обучающимся осваивать содержание предметов и являются основой успешного формирования компетенций, определенных образовательными
стандартами [3].
Погодина В.Л. определяет
образовательную туристскую деятельность как одно из важнейших условий повышения эффективности процесса обучения и воспитания на любом образовательном уровне [4].
Основная задача качественно новой системы образования заключается в том, чтобы вызвать у обучающихся устойчивый интерес к изучаемому предмету, стимулировать в них тягу к саморазвитию и самообразованию, привлечь к научным поискам. Образовательный туризм, как форма учебной работы, великолепно реализует эту установку, позволяя учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебно-воспитательную, социально-педагогичес-
М.А. Соколова
кую, культурно-просветительную, научно-методическую и др. Технология образовательного туризма в современных социально-педагогических условиях способствует высокоэффективной учебной деятельности, расширению границ профессиональной компетентности обучающихся, усиливает моти-вационно-педагогическую направленность педагогического образования [3].
На территории Курганской области насчитывается 1098 объектов культурно-исторического наследия, внесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, что сопоставимо с большинством других регионов России. Из них: 25 объектов культурного наследия федерального значения и 1073 объекта регионального значения. Регион имеет большой потенциал для активного развития туристско-экскурсионной и краеведческой деятельности. Все специфические черты истории, культуры и природные особенности Курганской области составляют тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к малой родине, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность [2].
В июне 2016 года была утверждена программа регионального сетевого инновационного проекта по теме «Потенциал образовательного туризма в создании познавательно-развивающей среды в образовательной организации. (По малой родине моей)». Цель проекта заключается в организации эффективной работы по развитию поисково-краеведческой деятельности, детского познавательного туризма в образовательной организации. Одной из основных задач инновационной деятельности проекта является разработка образовательных маршрутов для обучающихся по родному краю для использования их в урочной и внеурочной деятельности школы. Для решения этой задачи образовательные организации - участники проекта были распределены по пяти направлениям:
1. природно-экологическое;
2. культурно-историческое;
3. духовно-нравственное и гражданско-патриотическое;
4. профориентационное;
5. спортивно-оздоровительное.
Такое распределение проектной деятельности способствовало охвату различных учебных дисциплин образовательного процесса, где можно применить туристско-экскурси-онную форму работы. Школьники хорошо воспринимают учебный материал, когда изучаемый предмет можно увидеть воочию, потрогать, пропустить через себя. Считается, что экскурсия, как ничто другое, формирует у детей интерес к познанию мира, способствует расширению кругозора. Формирование мотивации к учению и развитие познавательной деятельности обучающихся создают условия к повышению качества образования. Туристско-экскурсионная форма работы особенно хорошо применима на уроках истории, биологии, географии, где на примере родного края можно наглядно показать и объяснить обучающимся учебный материал.
Условиями успешного использования ту-ристско-образовательной технологии являются:
- предварительное проектирование учебного процесса на стадиях подготовки, проведения и подведения итогов тура;
- осуществление на всех этапах объективного контроля достижения поставленных дидактических задач;
- выбор и применение оптимальных для данной формы организации учебного процесса методов, приемов и средств;
- организационная и методическая мобильность, позволяющая своевременно и оперативно корректировать процесс обучения в изменяющихся обстоятельствах.
В помощь педагогам при составлении программы и содержания образовательного тура по родному краю в рамках реализации проекта был разработан региональный сайт «Образовательный туризм». Официальный адрес сайта: http://www.otur45.ru/ (Рис. 1).
Особенности применения технологии образовательного туризма в рамках сетевого инновационного проекта на региональном уровне
Рис. 1. - Главная страница регионального сайта «Образовательный туризм»
В структуре сайта существует ряд разделов, по которым учителя могут найти полезную информацию, которую систематически формируют и пополняют специалисты Государственного автономного образовательного учреждения
дополнительного профессионального
образования «Институт развития образования и социальных технологий». Работа с ресурсами сайта способствует повышению информационной
компетентности педагогов, тем самым обеспечивая качество учебного процесса. Можно подчеркнуть, что владение информационной компетентностью
включают следующие умения и навыки, значимые для учебного процесса:
- умение работать с различными источниками информации;
- умение анализировать и интерпретировать разные точки зрения;
- владение основами компьютерной грамотности [1].
Раздел «Экскурсии» содержит сведения и ссылки на официальные сайты культурно-досуговых организаций города,
предлагающих свои экскурсионно-образова-
тельные туры для школьников.
В разделе «Новости» систематически ведется анонс предстоящих мероприятий и событий этих организаций. Педагоги могут воспользоваться готовыми предложениями и подобрать интересующую их культурно-развлекательную или оздоровительную программу для школьников.
При самостоятельном составлении образовательного тура педагогу необходимо привлекать конкретный тематический материал. С этой целью в разделе «Библиотека» сайта он может найти полезные ссылки на контенты, где содержатся различные сведения о родном крае, а также видеофильмы об истории и природе Зауралья. В этом же разделе размещены методические рекомендации из опыта других регионов по составлению экскурсий, а также полезная литература. Самостоятельная подготовка
образовательного тура создает условия для раскрытия творческого потенциала каждого учителя, то есть побуждает его к самообразованию в данном виде деятельности.
Таким образом, технология образователь-
А.М. Соколова
ного туризма, интегрируясь в реальный образовательный процесс, позволяет успешно достигать поставленные образовательными программами и образовательными стандартами цели, тем самым обеспечивая качество образования.
Список литературы
1. Блохин, А. О. Формирование многоуровневой информационной компетентности как фактор повышения качества образования [Электронный ресурс] / А. О. Блохин -Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-
pedagogika/library/2015/02/27/formirovanie-mnogourovnevoy-informatsionnoy
2. Объекты культурного наследия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.kurganobl.ru/obekty-kulturnogo-naslediya
3. Пономарева, Т. В. Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процессах [Текст] // Молодой ученый. - 2015. -№12. — С. 792-795.
4. Погодина, В. Л. «Образовательный туризм и его роль в формировании профессиональной компетентности учителей географии [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. пед. наук (13.00.02) / В. Л. Погодина; Российск. гос. пед. универ. им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2009. - 44 с.
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70435556/
References
1. Blohin, A. O. Formirovanie mnogourov-nevoy informatsionnoy kompetentnosti kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya [El-ektronnyy resurs] / A. O. Blohin - Rezhim dostupa: https://nsportal.ru/npo-spo/obra zova-
nie-i-pedagogika/lbrary/2015/02/27/formiro-vanie-mnogourovnevoy-informatsionnoy
2. Ob"ekty kul'turnogo naslediya [El-ektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://gov.kurganobl.ru/obekty-kulturnogo-naslediya
3. Ponomareva, T. V. Obrazovatel'nyy tur-izm kak innovatsionnyy metod obra-zovatel'nogo protsessah [Tekst] // Molodoy uchenyy. - 2015. -№12. — S. 792-795.
4. Pogodina, V. L. «Obrazovatel'nyy turizm i ego rol' v formirovanii professional'noy kom-petentnosti uchiteley geografii [Tekst]: avtoref. dis. na soisk. uchen. step. dok. ped. nauk (13.00.02) / V. L. Pogodina; Rossiysk. gos. ped. univer. im. A. I. Gertsena. - Sankt-Peterburg, 2009. - 44 s.
5. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy federatsii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n «Ob utverzhdenii profession-al'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego ob-shchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')». -Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/70435556/
Сведения об авторе
Соколова Марина Анатольевна - старший научный сотрудник Центра развития социальной сферы ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий», г. Курган
Information about author
Sokolova M.A. - Senior Researcher of the Center for Social Development, «The Institute of Development Education and Social Technologies», Kurgan