ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Носенко Д. В. Особенности применения норм уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15116. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
ART 15116 УДК 000
Носенко Дмитрий Викторович,
студент-магистрант Института дополнительного профессионально го образования при ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный техни ческий университет», г. Мурманск NDV0o0@vandex. ru
Особенности применения норм уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих
Аннотация. В статье обозначены особенности применения действующих норм уголовно-исполнительного законодательства в отношении военнослужащих, осужденных за совершение уголовных преступлений. Автором выделены основные отличия в назначении уголовных наказаний военнослужащим, порядок их исполнения, а также их влияние на процесс исправления личности осужденных военнослужащих. Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство, военнослужащие как специальный субъект права, уголовное наказание.
Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Все лица, проходящие военную службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, относятся к особенной категории субъектов в уголовном праве, и в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством к данной категории субъектов за совершение преступлений могут быть назначены не все виды закрепленных в отечественном законодательстве уголовных наказаний. В данном аспекте исключение составляет лишь такой вид наказания, как исправительные работы, так как их назначение не только нецелесообразно, но и противоречит особой природе данной категории субъектов, в связи с чем данный тип наказания законодателем заменен ограничением по военной службе, о чем говорится в ч. 1 ст. 51 УК РФ. Кроме того, к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме обязательных работ исключается наказание в виде ограничения свободы.
Все особенности назначения наказаний в отношении осужденных военнослужащих основываются на базовом значении статуса военнослужащего, и при этом назначение отдельных наказаний в отношении военнослужащих может повлечь прекращение статуса военнослужащего, что исключает сочетание уголовно-исполнительных и военных отношений. К таким наказаниям относятся такие виды наказаний, как ограничение свободы в отношении военнослужащих, проходящих срочную службу по призыву, и лишение свободы, а также смертная казнь в отношении всех категорий военнослужащих. Схожие последствия может повлечь назначение осужденному военнослужащему дополнительного наказания в виде лишения специального воинского звания.
В случае лишения военнослужащего его статуса это в первую очередь означает его дальнейшее увольнение и исключение конкретного физического лица из списков Вооруженных сил Российской Федерации. Однако есть и много других типов наказаний, назначение которых не влечет увольнения осужденного военнослужащего; это обусловливается тем, что военнослужащий проходит военную службу в соответствии с закрепленным военным законодательством, ему назначается и он отбывает уголовное наказание в соответствии с нормами уголовно-исполнительного законодательства.
С юридической точки зрения формирование существующего порядка назначения и отбывания наказаний в отношении военнослужащих тесно связано с Уголовно-исполнительным кодексом РФ, с принятием которого правовое регулирование ис-
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Носенко Д. В. Особенности применения норм уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15116. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
полнения уголовных наказании в отношении осужденных военнослужащих претерпело существенные изменения. Ранее порядок и условия исполнения наказания в отношении военнослужащих регламентировались специальным отдельным нормативным правовым актом, а именно «Положением о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР», который был принят в 1983 г. Однако с принятием УИК функции данного «Положения» были закреплены полностью в едином федеральном законодательном акте - Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Вторым аспектом является то, что законодатель принятием УИК не лишает военнослужащих как категории особого статуса, а наоборот, подчеркивает его, устанавливая наряду с нормами общей части УИК нормы, специально регулирующие исполнение (отбывание) уголовных наказаний военнослужащими, делая упор на такие виды наказаний, как ограничение по военной службе, арест и содержание в дисциплинарной воинской части. При этом арест как форма наказания может применяться и в отношении военнослужащих, и в отношении гражданских лиц, однако в соответствии со ст. 51 и ст. 55 УК РФ ограничение по службе и содержание в воинской части могут быть применены только в отношении военнослужащих, что полностью соответствует их правовому статусу.
Одной из наиболее распространенных форм наказания осужденных лиц - военнослужащих является мера наказания в виде ограничения по военной службе, которое в соответствии с действующим законодательством может быть назначено только в качестве основной меры наказания и в пределах установленных законом сроков, а именно на срок от трех месяцев до двух лет, и только за совершение военнослужащими преступлений против военной службы или уже осужденным военнослужащим вместо исправительных работ.
Одной из отличительных черт данной формы наказания является то, что она применяется только к таким категориям военнослужащих и приравненных к ним лиц, которые проходят службу в Вооруженных силах Российской Федерации по контракту.
Второй, не менее важной особенностью наказания в форме ограничения по военной службе является то, что она может быть назначена как реально, так и условно. Это означает, что в течение установленного приговором суда периода времени военнослужащий, который был осужден к данной мере наказания, не может быть повышен в занимаемой им должности. Ряд ученых-правоведов утверждают, что данная форма наказания оставляет лазейку для осужденных лиц и их командования. Эта лазейка предусматривает право командования осужденного военнослужащего на их усмотрение, в порядке службы, перевести осужденного военнослужащего на время отбывания наказания на иные должности, не связанные с осуществлением руководства личным составом, так как последний, совершив преступление, с моральной точки зрения не может подавать личный пример должного поведения и отношения к службе своим подчиненным. Также следует заметить, что срок наказания в форме ограничения по военной службе не засчитывается в выслугу лет на присвоение очередного звания осужденному военнослужащему.
Эта форма наказания, как и многие другие, имеет несколько составных частей. В данном аспекте одной из них является материальная часть. Материальная часть устанавливается только судом и только в приговоре в виде определенной суммы денежных средств, удерживаемых из денежного содержания осужденного военнослужащего, исчисляемых из должностного оклада, а также оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и иных дополнительных денежных выплат. Сумма денежных взысканий не может превышать при этом двадцати процентов. Кроме того, к указанным надбавкам и другим дополнительным денежным выплатам относятся ежеквартальные премии за напряженность службы, единовременное де-
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Носенко Д. В. Особенности применения норм уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15116. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
нежное вознаграждение по итогам года, ежемесячные процентные надбавки за выслугу лет, материальная помощь к основному отпуску и иные.
К вопросу о материальной стороне следует добавить, что в случае назначения осужденному военнослужащему меры наказания в виде ограничения по службе это не создаст препятствий для дальнейшего получения им предусмотренных законодательством иных дополнительных выплат и надбавок, которые включаются в денежное довольствие и из которых в последующем будут производиться удержания в соответствии с приговором.
С другой стороны, существует несколько видов дохода, с которых не производится удержание. К таким видам дохода относятся доходы от ведения личного хозяйства или вознаграждения, получаемые осужденным военнослужащим в соответствии со ст. 10 Закона «О статусе военнослужащих», допускающие занятие преподавательской, научной или иной творческой деятельностью, если данная деятельность не препятствует исполнению обязанностей военнослужащего по несению им военной службы.
Наряду с назначением наказания в виде ограничения по службе, которое само по себе является мерой наказания, к осужденным военнослужащим также могут применяться и иные средства исправления. Перечень этих средств закреплен законодателем в ст. 9 УИК РФ, и к ним относятся общественно полезный труд, воспитательная работа с осужденными военнослужащими. Указанные средства направлены на формирование и закрепление у осужденных лиц уважительного отношения к правам человека, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого сосуществования, а также на общее повышение его образовательного и культурного уровня, которые у человека, обладающего статусом военнослужащего ВС РФ, должны всегда быть на высоком уровне.
При должном отношении командования воинской части, в которой военнослужащий осужденный к ограничению по службе проходит военную службу, последний в обязательном порядке является участником установленных общим планом воспитательных мероприятий, а также специальных, предназначенных только для конкретного осужденного военнослужащего и других военнослужащих, осужденных к ограничению по службе. Способы, частота, продолжительность и характер воспитательных работ, а также круг ответственных за проведение её должностных лиц должны быть установлены на основании общих требований военного законодательства. К сожалению, на практике проведение воспитательных мероприятий с осужденными к ограничению по военной службе военнослужащими в большинстве случаев носит формальный характер, что впоследствии может привести к повторному нарушению осужденными военнослужащими норм закона.
Законодатель предусматривает две формы прекращения наказания в виде ограничения по службе в отношении военнослужащего. Первая форма - это превращение наказания в виде ограничения по службе по истечении срока наказания, а вторая - в случае досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания, что определяется ст. 147 УИК РФ.
Некоторые отечественные ученые скептически относятся к указанным формам освобождения осужденных военнослужащих от отбывания наказания: «Основным предназначением наказаний, связанных с прохождением военной службы, является стремление государства в мирное время обучить военному делу осужденных, сохранить их как боевые единицы, обеспечить укомплектованность Вооруженных Сил личным составом, использовать этих лиц как специалистов в соответствии с их специальностями» [1 ].
С юридической точки зрения отбывание наказания в виде ограничения по военной службе прекращается в последний день установленного приговором суда срока
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Носенко Д. В. Особенности применения норм уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15116. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
наказания. В данном случае судом учитываются все изменения, которые могут быть внесены в указанный срок на основании действующих норм закона. Реальное наступление факта окончания установленного приговором судом срока ограничения по военной службе в отношении осужденного военнослужащего ведет к немедленному устранению всех неблагоприятных последствий и режимных ограничений наказания. Все указанные изменения происходят на основании соответствующего приказа, обладающего необходимыми юридическими правами командования осужденного военнослужащего. Данный приказ должен быть издан за три дня до истечения установленного срока наказания и представляет собой действительное правовое основание и в полном объеме восстанавливает статус осужденного военнослужащего. Для осуществления надзора за законностью приказа его копия после вынесения направляется в соответствующий военный суд, который выносил приговор в отношении конкретного военнослужащего.
Наряду со стандартным освобождением от отбывания наказания в виде ограничения по службе по истечении срока законодатель также предусматривает ряд оснований для досрочного освобождения от данного наказания. К таким основаниям законодатель, прежде всего, относит болезнь осужденного военнослужащего, его амнистию, условно-досрочное освобождение, помилование, а также отмену приговора с прекращением дела производством.
Одной из наиболее важных особенностей досрочного освобождения от наказания в форме ограничения по службе является тот факт, что оно производится непосредственно в день поступления соответствующих документов. В тех случаях, когда указанные документы получены после окончания рабочего дня, ограничения снимаются утром следующего дня. В данном случае приказ командования воинской части выносится в те же сроки, но не позже, а его копия по аналогии направляется в военный суд, который выносил приговор.
Если переходить от менее суровых мер наказания к более жестким, то очередной, хоть и менее распространённой, но все же реальной мерой наказания в отношении военнослужащих, совершивших преступление, является арест. Арест как мера наказания установлен п. «и» ст. 44 УК РФ. Основания и порядок применения ареста установлены в положениях ст. 54 УК РФ. В соответствии с указанными положениями арест как мера наказания заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества, на срок от одного месяца до шести месяцев. В случае если арест назначается в качестве замены обязательных или исправительных работ, то он может быть назначен на срок менее одного года.
Самой актуальной и весомой особенностью данной меры наказания в отношении военнослужащих является то, что арест осужденные военнослужащие отбывают только на гауптвахте, что закреплено законодателем в ст. 54 УК РФ.
С учетом особенностей правового статуса военнослужащих установленные порядок и условия применения ареста как меры наказания военнослужащих определяются нормами различных законодательных и нормативных правовых актов нескольких отраслей права.
Первоочередную роль в данном вопросе играют нормы общей части УИК РФ, которыми установлены общие положения для всех видов уголовных наказаний. Следом за нормами общей части УИК в данном вопросе идут нормы особенной части УИК РФ, а именно 10-й главы, которая регулирует порядок и условия применения данной меры наказания.
Кроме того, более детально порядок и условия отбывания осужденными военнослужащими меры наказания в виде ареста устанавливаются нормативными правовыми
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Носенко Д. В. Особенности применения норм уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15116. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
актами Министерства обороны Российской Федерации. Данные акты регламентируют порядок и условия содержания осужденных военнослужащих на гауптвахтах. В первую очередь к таким актам относится «Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации», где вопрос об отбывании наказаний военнослужащими закреплен в приложении № 14 «О гауптвахте». Еще один нормативный правовой акт Министерства обороны, имеющий непосредственное отношение к отбыванию осужденными военнослужащими меры наказания в виде ареста, а также иных мер наказания, - это «Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими», который принимается Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Второй особенностью данной меры наказания является дифференцирование категорий осужденных военнослужащих в зависимости от их воинских званий, что не присуще гражданским лицам. В данном аспекте осужденные военнослужащие, которые относятся к числу офицеров, должны содержаться отдельно от иных категорий осужденных военнослужащих. Что касается категории военнослужащих, к которым относятся прапорщики, мичманы, сержанты и старшины, то они должны содержаться отдельно от осужденных военнослужащих рядового состава. Категория военнослужащих, которые проходят военную службу по призыву и были осуждены к данной мере наказания, обязательно должны содержаться отдельно от осужденных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Кроме того, осужденные военнослужащие должны содержаться отдельно от военнослужащих, арестованных по иным основаниям.
Одной важной особенностью данной меры наказания в материальном плане является то, что в период отбывания военнослужащим данного наказания он не получает денежное содержание по должности, а только по воинскому званию. Это вызвано тем, что на период отбывания наказания на гауптвахте военнослужащий не исполняет возложенных на него обязанностей, однако при этом у него остается статус военнослужащего и его звание. Кроме того, период, проведенный осужденным военнослужащим под арестом, не засчитывается ему в общий срок военной службы. На время отбывания ареста эти сроки приостанавливаются. Законодатель, тем не менее, позволяет командованию осужденного военнослужащего в исключительных случаях в качестве меры поощрения за примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе зачесть период отбывания осужденным военнослужащим ареста в общий срок военной службы полностью или частично.
Согласно установленным Министерством обороны РФ нормам, временным местом службы осужденного военнослужащего на период ареста является гауптвахта, в связи с чем осужденный военнослужащий на гауптвахте не может быть переведен по общим основаниям на иное место службы, будь то другая местность или иная воинская часть. В то же время осужденный военнослужащий в период нахождения на гауптвахте не может быть уволен из рядов ВС РФ по общим основаниям. Исключением в данном случае может быть только ухудшение состояния здоровья военнослужащего, если он будет признан соответствующей военно-врачебной комиссией негодным к дальнейшему несению военной службы по состоянию здоровья, хотя данный аспект до сих пор вызывает споры в научном сообществе о правильности его применения.
Согласно исходному значению арест, а именно отбывание на гауптвахте, для осужденного военнослужащего уже представляет собой основное наказание и в данном аспекте само по себе должно оказывать воспитательный эффект; несмотря на это для более эффективной реализации целей уголовного наказания к осужденным военнослужащим, уже отбывающим наказание на гауптвахте, применяются и иные меры воздействия, которые могут носить как положительный, так и негативный
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Носенко Д. В. Особенности применения норм уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15116. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
эффект. Что касается негативных эффектов, то к таковым относится в первую очередь тот факт, что за нарушение порядка к отбывающим наказание на гауптвахте осужденным военнослужащим могут применяться различные меры взыскания, такие как выговор или перевод в одиночную камеру на срок до 10 суток. В дополнение к этому применение данных взысканий значительно понижает шансы осужденного военнослужащего на получение в дальнейшем мер поощрения, что также является методом воспитательного воздействия. В то же время к положительным эффектам следует отнести тот факт, что командованием части могут в качестве меры поощрения применяться благодарность, или досрочное снятие ранее наложенного взыскания, или, что более важно, зачет отбытого осужденным военнослужащим периода времени на гауптвахте в общий срок военной службы частично или полностью, что является мощнейшим мотивирующим к исправлению фактором.
Еще одной из мер наказания, применяемых к осужденным военнослужащим, является содержание в дисциплинарной воинской части. В соответствии с положениями ст. 55 УК РФ, такая мера наказания, как содержание в дисциплинарной воинской части, может быть назначена в качестве основного наказания и применяться исключительно к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или в особом порядке к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, если они занимают должности рядового и сержантского состава и на момент вынесения приговора еще не отслужили установленного законом срока службы по призыву, который в настоящее время составляет 1 год. Кроме того, данная мера наказания применяется к военнослужащим за совершение преступлений непосредственно против военной службы, а также в ряде случаев, где характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности реальной замены лишения свободы на срок не свыше двух лет, на содержание осужденного в дисциплинарной воинской части на аналогичный срок.
Применение данной формы наказания установлено в ст. 55 Уголовного кодекса РФ и в соответствии со ст. 73 УК РФ может носить как реальный характер, так и условный, может устанавливаться на срок от трех месяцев до двух лет включительно. По своей сути данная форма наказания представляет собой наказание в виде дальнейшего прохождения военной службы в отдельных дисциплинарных батальонах или ротах, которые входят в состав ВС РФ.
Многие специалисты по праву считают данную форму наказания одной из наиболее эффективных. Первым фактором в данном аспекте является то, что все осужденные военнослужащие, отбывающие наказание в дисциплинарной части, пребывают на особом режиме, обеспечиваемом постоянной охраной и жестким надзором за поведением, соблюдением правил и взаимоотношений между персоналом дисциплинарной воинской части, командованием и осужденными военнослужащими. Кроме того, законодателем предусмотрена гибкая система применения различных мер поощрения и взыскания. В ходе отбывания наказания в дисциплинарной части к осужденным военнослужащим применяются основные средства исправления, закрепленные в ст. 9 УИК РФ. Кроме того, наряду с основными средствами исправления к ним применяются и дополнительные, обусловленные прохождением ими военной службы и, как следствие, их особым правовым статусом. К подобным средствам исправления в первую очередь относятся активная воинская подготовка, регулярное воинское обучение и воспитание.
Кроме того, при назначении данной формы наказания может быть установлен испытательный срок, целесообразность назначения которого, однако, ставится под сомнение его практическим смыслом в связи с уже давно проведенной реформой ВС РФ.
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Носенко Д. В. Особенности применения норм уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15116. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
Вторым, не менее важным средством, которое применяется с учетом особого режима, в котором находятся осужденные военнослужащие, отбывающие наказание, является разрешение указанным лицам на посещение краткосрочных или длительных свиданий. Первая категория, а именно краткосрочные свидания, является более доступной и предоставляется осужденным военнослужащим с их близкими родственниками и иными лицами до двух раз в месяц, при продолжительности до четырех часов. Указанные свидания не проходят бесконтрольно, наоборот, за их ходом следит дежурный по части. Согласно установленному режиму, проходят указанные свидания в свободное от занятий и работы время, в установленные в официальном порядке командиром дисциплинарной воинской части часы и дни и исключительно в специально оборудованной комнате на территории указанной части.
Длительные свидания, также предоставляемые осужденным военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной части, являются более сложной формой и доступны осужденным военнослужащим исключительно с ограниченным кругом лиц, к которым относятся супруг или супруга, а также с близкими родственниками. В качества исключения и только с разрешения командира дисциплинарной воинской части осужденным лицам могут быть предоставлены длительные свидания с иными лицами, но не более четырех раз в течение одного года. Продолжительность длительных свиданий может составлять до трех суток с предоставлением права на совместное проживание в специально оборудованном помещении, расположенном на территории дисциплинарной воинской части. Опять же в исключительных случаях и с разрешения командира дисциплинарной воинской части длительное свидание может происходить за пределами дисциплинарной воинской части. Кроме озвученных плюсов краткосрочных и длительных свиданий они имеют еще один положительный фактор, который заключается в том, что в период указанных свиданий осужденные военнослужащие полностью освобождаются от исполнения возложенных на них служебных обязанностей, а также от различных работ и занятий.
Кроме краткосрочных и длительных свиданий осужденным военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, предоставляются свидания с адвокатами и иными лицами, уполномоченными оказывать им юридическую помощь. Данные свидания также не проходят бесконтрольно. Хотя они могут проводиться в отсутствие надзирающих лиц, тем не менее, для их производства осужденному военнослужащему необходимо написать отдельное заявление, которое в последующем будет рассмотрено и либо удовлетворено, либо в его удовлетворении будет отказано при наличии реальных оснований для этого.
В отличие от краткосрочных и длительных свиданий, подобного рода свидания предоставляются осужденным военнослужащим с целью предоставления им необходимой юридической помощи. По обращению осужденного военнослужащего подобное свидание может проходить наедине, в отсутствие надзирающего лица.
Находящиеся в условиях особого режима осужденные военнослужащие не лишены, а напротив, сохраняют за собой предоставленное им особым статусом военнослужащего право на получение и отправку писем и телеграмм в неограниченном количестве и бесплатно. Тем не менее в целях соблюдения безопасности вручение всех писем осужденным военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, происходит по контролем представителя дисциплинарной воинской части, в присутствии которого они их вскрывают. В тех случаях, когда в письмах обнаруживаются запрещенные вложения, то они изымаются. Что касается информационной составляющей, то содержание текста писем и телеграмм руководством не проверяется, что позволяет сохранить тайну переписки.
7
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Носенко Д. В. Особенности применения норм уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15116. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
Пожалуй, еще одной особенностью отбывания осужденными военнослужащими данной меры наказания, истекающей из особого правового статуса указанных лиц, является то, что при обнаружении исключительных обстоятельств, к которым следует относить смерть или тяжелую болезнь близкого родственника, угрожающую жизни больного, стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному военнослужащему или его семье, то последнему может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы дисциплинарной воинской части. Законодателем установлено ограничение данного выезда, не превышающее семь суток, в которые не входит время, затраченное на проезда до места и обратно.
Все осужденные военнослужащие, которые отбывают наказание в дисциплинарной воинской части, автоматически лишаются стандартных отпусков, предоставляемых остальным категориям военнослужащих. С целью исправления указанных лиц к ним применяются различные меры воспитательного характера: их регулярно привлекают к труду на разного рода объектах дисциплинарной воинской части или на иных объектах, перечень которых определяется Министерством обороны Российской Федерации. К тому же осужденные военнослужащие регулярно привлекаются к выполнению различных работ по обустройству дисциплинарной воинской части. Данные аспекты кроме воспитательной обладают материальной составляющей, которая заключается в том, что выполняемые осужденными военнослужащими работы на иных объектах, не находящихся на территории дисциплинарной воинской части, оплачиваются. В данном аспекте вся стоимость выполненных осужденными военнослужащими работ не носит хаотичный характер, а определяется в соответствии с расценками, установленными в организациях, в которых выполнены указанные работы. Важно отметить, что 50 процентов денежных средств, выплачиваемых за данные работы, перечисляется на банковский счет дисциплинарной воинской части для обеспечения возмещения расходной части на содержание осужденных военнослужащих, а также на дальнейшее обустройство дисциплинарной воинской части и создание и развитие собственной производственной базы, а также для формирования фонда материального поощрения и последующего решения социально-бытовых нужд осужденных военнослужащих. Оставшаяся часть заработной платы осужденных военнослужащих перечисляется на их лицевые счета.
Отбывание наказания в дисциплинарной воинской части может происходить на обычных и на облегченных условиях. Как уже следует из наименования, облегченные условия являются более привилегированной формой отбывания наказания. Первоначально при поступлении в дисциплинарную воинскую часть все осужденный военнослужащие находятся на обычных условиях. Дальнейший перевод осужденного военнослужащего из обычных условий в облегченные представляет собой форму стимулирующего поощрения, которая предусмотрена за отличное поведение и дисциплину осужденного военнослужащего. Само собой разумеется, что между облегченными и обычными условиями есть ряд отличий, к которым в первую очередь относятся измененные нормы приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости, а также длительность свиданий. Всем осужденным военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части на облегченных условиях, разрешено иметь краткосрочные и длительные свидания за пределами дисциплинарной воинской части, а также передвигаться за пределами дисциплинарной воинской части без сопровождения конвоя. Последний пункт носит обоснованный характер и предусматривается только в тех случаях, когда передвижение лиц из указанной категории является служебной необходимостью.
8
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Носенко Д. В. Особенности применения норм уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15116. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
Перевод осужденных военнослужащих из обычных условий в облегченные не является гарантированным и безвозвратным. В тех случаях, когда осужденные военнослужащие нарушают установленный порядок отбывания наказания, к ним в качестве меры наказания взыскательного характера, может быть применен перевод из облегченных условий отбывания наказания в обычные. В такой ситуации возникает еще один фактор, который заключается в том, что повторный перевод на облегченные условия будет доступен осужденному военнослужащему не ранее чем через три месяца. Наряду с этим осужденные военнослужащие сохраняют за собой статус военнослужащего, а значит, сохраняют ряд прав, предусмотренных для них их особым правовым статусом. К таким правам в первую очередь следует отнести право на применение общепринятых в Вооружённых силах мер поощрения. К таким мерам поощрения законодателем отнесены: благодарность, награждение ценным подарком, денежная премия. Кроме основных существуют и дополнительные меры поощрения, к которым отнесены: разрешение на одно дополнительное краткосрочное или длительное свидание либо на один телефонный разговор с близкими родственниками, кроме того, право на досрочное снятие ранее наложенного взыскания. В порядке поощрения время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть зачтено им в общий срок военной службы, что является важным фактором для военнослужащих, которые намерены в будущем продолжить службу в рядах ВС РФ.
Наиболее мощным положительным стимулирующим фактором для исправления военнослужащих, осужденных к отбыванию наказания в дисциплинарной части, является тот факт, что при наличии у них примерного поведения, добросовестного отношения к военной службе и труду они могут быть представлены командиром дисциплинарной воинской части к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания. В такой ситуации военный суд в дальнейшем может вынести определение о досрочном освобождении либо о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, и осужденный военнослужащий увольняется с военной службы. В случае избрания более мягкого вида наказания у осужденного военнослужащего отбирается подписка о явке в орган, исполняющий это наказание, и он самостоятельно следует к месту жительства.
Что касается дисциплинарных взысканий, которые могут применяться к осужденным военнослужащим, отбывающим наказание, то наряду с переводом из облегченных условий в обычные к ним еще могут применяться и выговор, строгий выговор, а также арест в дисциплинарном порядке, при этом арестованный военнослужащий отбывает арест на гауптвахте дисциплинарной воинской части в одиночной камере.
Таким образом, законодатель достаточно грамотно регулирует все стороны назначения наказаний в отношении осужденных военнослужащих с учетом их юридического правового статуса. А о том, что система специальных наказаний для военнослужащих отличается от аналогичной системы в отношении гражданских лиц, заявляют не только отечественные ученые: «вне зависимости от принадлежности государства к правовой семье, для большинства зарубежных стран, как и для Российской Федерации, при наличии общих подходов характерны и отличия в построении системы специальных видов наказаний, применяемых к военнослужащим» [2].
При этом уделяется большое внимание всем обстоятельствам совершения преступления, наличию у военнослужащего специальных званий, его состоянию здоровья, личным качествам и характеристикам. Министерство обороны РФ активно взаимодействует с органами надзора для максимально эффективного и гуманного осуществления исправления осужденных военнослужащих, а также соблюдения их прав и обязанностей.
9
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Носенко Д. В. Особенности применения норм уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15116. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
Из этого следует, что существующая система исполнения специальных наказаний в отношении осужденных военнослужащих является достаточно урегулированным механизмом, основанным на определенной преемственности и имеющемся опыте применения норм уголовно-исполнительного права в отношении военнослужащих, и при этом существуют все возможности для повышения эффективности механизма их реализации и формирования соответствующей социально значимой практики.
Ссылки на источники
1. Ермолович Я. Н. Применение оснований освобождения от уголовной ответственности и от наказания к военнослужащим Российской Федерации // Вестник Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2014. - № 3(41).
2. Сивов В. В. Применение к военнослужащим специальных видов наказаний по современному зарубежному уголовному законодательству // Бизнес в законе. - М., 2011. - № 2.
Dmitry Nosenko,
Master student, Institute of Additional Professional Education, Murmansk State Technical University, Murmansk
Application of penitentiary legislation against convicted militaries
Abstract. The paper designates features of application of acting rules of criminal enforcement legislation against militaries convicted for criminal offenses. The author identifies the main differences in criminal penalties for militaries, procedure of their execution, their influence on correction of personality for convicted militaries.
Key words: criminal enforcement legislation, militaries as a special subject of law, criminal penalty. References
1. Ermolovich, Ja. N. (2014) “Primenenie osnovanij osvobozhdenija ot ugolovnoj otvetstvennosti i ot naka-zanija k voennosluzhashhim Rossijskoj Federacii”, Vestnik General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii, № 3(41) (in Russian).
2. Sivov, V. V. (2011) “Primenenie k voennosluzhashhim special'nyh vidov nakazanij po sovremennomu zarubezhnomu ugolovnomu zakonodatel'stvu”, Biznes v zakone, Moscow, № 2 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Тумановым А. А., кандидатом философских наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 06.04.15 Получена положительная рецензия 10.04.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 10.04.15 Опубликована 30.04.15
Accepted for publication Published
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Носенко Д. В., 2015
10