V_/
Буранова Д.Д.,
заведующая кафедрой «Организация здравоохранения и медицинской реабилитации» Ташкентского государственного стоматологического института, кандидат медицинских наук, доцент
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
БУРОНОВА Д.Д. ТИББИЙ ТАЪЛИМДА ИНТЕРФАОЛ УСЛУБЛАРНИ ЦУЛЛАШНИНГ УЗИГА ХОС ХУСУСИЯТЛАРИ
Мак,ола тиббиёт укув юртларининг таълим жараёнида фойдаланиладиган х,озирги замон инновацион ёндашувларига баFишланган. Унда, жумладан, талабаларга тиббий фанларни укитишда интерфаол услублар, уларни куллашнинг узига хос хусусиятлари ва амалий ах,амияти туFрисида фикр юритилади.
Таянч суз ва тушунчалар: таълимни модернизациялаш, тиббий таълим, инновацион ёнда-шувлар, интерфаол услублар.
БУРАНОВА Д.Д. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматриваются современные инновационные подходы, применяемые в учебном процессе медицинского учебного заведения. В частности, в ней нашли отражение вопросы интерактивных методов обучения медицинским предметам, особенности их применения и практическое значение.
Ключевые слова и понятия: модернизация образования, медицинское образование, инновационные подходы, интерактивные методы.
BURANOVA D.D. INTERACTIVE METHODS AND FEATURES OF THEIR IMPLEMENTATION IN MEDICAL EDUCATION
The article discusses the contemporary innovative approaches being applied in higher medical education institutions. In particular, it covers the application of interactive methods in teaching in the medicine field, essential points of these methods implementation and their practical importance.
Keywords: modernization of education, medical education, innovative approaches, interactive methods.
Сегодня опыт Узбекистана в области образования и в деле воспитания подрастающего поколения, привлекает внимание специалистов за рубежом. Политика государства в этом направлении продолжает развиваться. Принципиально важными вопросами должны стать повышение качества образовательного процесса, создание широких возможностей и оказание помощи выпускникам учебных заведений в применении ими в жизни приобретенных знаний и профессий.
В настоящее время в условиях социального развития во всем мире идёт процесс осмысления того, каким должно быть современное образование, чем оно должно отличаться от образования прошлого. XXI век - это эпоха увеличивающейся потребности в высококвалифицированных, конкурентоспособных кадрах, непрерывного процесса обновления и совершенствования знаний. За годы независимости для молодежи Узбекистана созданы все необходимые условия, которые дают им возможность получать самые современные знания, овладевать практическими умениями, обогащаться творчески как личности.
Развитие современного образования требует постоянного увеличения объёма полученных специальных знаний, которыми должен овладеть выпускник ВУЗа для успешной практической деятельности в рамках своей специальности. Происходящие преобразования в системе высшего образования нашей страны обусловлены движением в сторону инновационной личностно-развивающих подходов образования, необходимостью использования интеллектуально-творческого потенциала человека для созидательной деятельности во всех сферах жизни1. Одним из таких трансформационных процессов в этой сфере можно считать требование к использованию в обучении студентов интерактивных методов.
Общеизвестно, что интерактивные методы обучения являются одним из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в высшем меди-
1 Каримов И.А. Выступление на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны». // Наш путь - углубление демократических реформ и последовательное продолжение модернизации страны. Том 20. - Т.: «Узбекистан», 2012. -С. 144-146, 157.
цинском учебном заведении. Ибо современному преподавателю ВУЗа недостаточно быть компетентным в области своей дисциплины, давая только теоретические знания в аудитории.
С XIX века можно выделить два различных подхода к медицинскому образованию.
Во Франции основным принципом обучения будущих врачей стал госпитальный, когда студенты с первого до последнего курса последовательно осваивали навыки и умения санитара, медицинской сестры, фельдшера и помощника врача в условиях стационара. Основным методом был практический, теоретические же лекции лишь обобщали познания об увиденных формах заболеваний. Значительное преобладание обучения через практическое действие приводило к возникновению серьезных пробелов в теоретическом багаже студента.
В Германии XIX века, наоборот, высшие медицинские учебные заведения основное внимание уделяли теоретическим аспектам врачевания, что неизбежно приводило к возникновению столь же серьезных пробелов, но уже в освоении практических умений. ХХ век не привел к единому пониманию специфики подходов в медицинском образовании2.
В настоящее время в системе высшего медицинского образования Узбекистана сосуществуют оба подхода, что диктует необходимость несколько по-иному подходить и к организации учебного процесса, который ныне включает интерактивные формы обучения.
2 Балахонов А.В. История соотношения фундаментальных и прикладных аспектов высшего медицинского образования. / Фундаментальные и прикладные исследования проблем образования. - Т.2. Материалы Всероссийского методологического семинара. СПб., 2004. С. 141-150; Балахонов А.В., Незговорова В.В. Франко-германский маятник в российском медицинском образовании. // «Медицина. XXI век», 2008, № 9. -С. 94-101.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 9
Возникает правомерный вопрос - в чем актуальность этой формы обучения в этом процессе?
Интерактивная форма обучения - это
организация познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают работу, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по решению проблем. Интерактивными формами обучения являются: анализ конкретных ситуаций (кейсов), игровые формы, выполнение проектов, тренинг, дискуссия и др.
Позитивным моментом интерактивного обучения является то, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания. Интегрированная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что стимулирует не только получение новых знаний, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия.
Указанная форма обучения предполагает также вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании оптимальных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. В результате этого при использовании интерактивной стратегии роль преподавателя коренным образом меняется:
• он перестает быть центральной фигурой, его роль сводится к регулированию учебно-воспитательного процесса;
• преподаватель чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, фаси-литатора1, создающего условия для инициативы учащихся;
1 Фасилитатор [анг., facilitate, facility] - специалист по тренингам, способствующий проведению занятий с применением интерактивных методов.
• в его функции преобладает общая организация, определяющая направление (он готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах);
• он контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации;
• он разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений.
При этом у студентов появляются дополнительные источники информации - книги, словари, энциклопедии, поисковые компьютерные программы и т.п. Они также заимствуют социальный опыт как свой, так и своих сокурсников, вступая в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, а при необходимости идут на компромиссы. Важное значение для интерактивных методик имеет взаимозависимость между заданиями групп, а результаты их работы дополняют друг друга. Студенты чаще вступают в контакт друг с другом, а преподаватели должны заботиться о направлении их усилий для достижения положительного результата, консультировать и помогать в организации процесса.
Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. В этих целях на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа. Применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с медицинской документацией и различными источниками информации, используются творческие работы2.
Главной особенностью интерактивных методов обучения является инициативность сту-
2 Дианкина М.С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы. - М., 2000.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 9
дентов в образовательном процессе, которую стимулирует педагог с позиции партнера-помощника.
В арсенале современной педагогики существует богатый набор интерактивных методов, среди которых можно выделить следующие:
• творческие задания, работа в малых группах;
• обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);
• интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериала-ми, «студент в роли преподавателя»,
• разрешение проблем, case-study - анализ определенных ситуаций.
Интерактивные методы обучения помогут решить следующие проблемы:
• формирование у обучающихся интереса к предмету;
• оптимальное усвоение рабочего материала;
• развитие интеллектуальной самостоятельности, что даёт студентам возможность индивидуального поиска путей и вариантов решения проблемы;
• приобретение навыков работы в команде, терпимость к чужой точке зрения;
• обучение уважению права каждого на собственное мнение, его достоинства;
• установление взаимодействия между учащимися;
• формирование у студентов мнений, отношений, профессиональных и жизненных навыков.
В ходе проведения интерактивных занятий используются следующие принципы работы:
• занятие - не лекция, а общая работа;
• опыт всей группы больше опыта преподавателя;
• все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы;
• каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;
• исключает прямую критику личности (подвергнуться критике может только идея);
• все сказанное на занятии - не руководство к действию, а информация к размышлению.
В последние годы в Узбекистане широкое распространение в высшем медицинском образовании получает метод ситуационно-ролевой или деловой игры. Теоретической основой этого метода является положение о решающей роли активной, специально организованной деятельности студентов в процессе усвоения.
Особенностью метода ситуационно-ролевой игры состоит в импровизированном разыгрывании ситуации, моделирующей типичную для данной группы деятельность и проблемы, которые возникают в ходе этой деятельности. В игре участвуют несколько участников, которые по ходу игры используют роли отдельных персонажей ситуации. Аналогичная ситуация может проигрываться несколько раз, чтобы дать возможность участникам игры побывать в разных ролях. Существуют многочисленные модификации ситуационных игр с использованием различных методик. Их выбор определяется конкретными педагогическими задачами. Но обязательным условием является проигрывание нескольких игр по нарастающей сложности, так как участие в одной игре обычно не дает желаемого эффекта. Моделируемая в игре ситуация должна максимально приближаться к реальной действительности1.
Основным моментом игры является характер задаваемой в ней ситуации. Ситуация включает в себя: сюжет игры, поставленную проблему, характер заданных отношений и исполняемых ролей. При выборе ситуации важное значение приобретает содержание ситуации, смоделированной адекватно реальной деятельности, а также значимые для участников проблемы, возникающие в игре.
Специалисты в области разработки деловых игр выделяют игры с достаточно жёстким сценарием и ролевые игры без жёсткого сце-нария2.
Сценарий игры с достаточно жёстким сценарием содержит эталоны действий на каждом её этапе, возможные варианты состояния
1 Артюхина А.И. Педагогическое проектирование образовательной среды кафедры при ситуационно-средовом подходе. // Вестник ВолГМУ, Волгоград, 2006, №4 (16). -С.24-26.
2Там же.
объекта имитации (в случае клинических игр - пациента или родственников пациента) в зависимости от различных действий (правильных или ошибочных) играющих. Для каждого из состояний больного также имеются соответствующие эталоны действий и новые состояния в зависимости от принятых решений и т.д.
Таким образом, в период подготовки игры преподаватель должен заранее предусмотреть все возможные результаты исходной ситуации, постоянно должен быть готовым предоставить играющим информацию об изменениях в состоянии больного, обусловленных реальными действиями студентов. Методическое обеспечение игры представляет весьма сложную и трудоемкую задачу. В период подготовки игры трудно предусмотреть все возможные действия студентов, все их запросы.
Сценарий игры может выглядеть следующим образом: студентам раздаются роли: преподаватель называет «пациенту» его диагноз, неизвестный другим участникам, выдает «его» рентгенограмму и/или данные других методов обследования, согласно тексту кейса, «пациент» предъявляет жалобы, характерные для данного диагноза и клинической картины (закрепление знаний симптоматики основных стоматологических заболеваний), «врач» исходя из полученных данных должен поставить и обосновать диагноз, назначить лечение, «ассистент» - принести все необходимые материалы и инструменты для осуществления предполагаемого вмешательства. Студентам с высоким уровнем подготовки отводится роль «контролирующей организации», которая следит за происходящим и корректирует действие «врача» и «ассистента».
Как было отмечено выше, целью ролевой игры является формирование познавательных и профессиональных мотивов, системного мышления будущего врача-стоматолога, и в соответствие с основными компетенциями -коллективной практической работы и навыков взаимодействия.
Рассмотрим пример ролевой игры со студентами-стоматологами, где продемонстрировано значение учебной игры в усвоении темы, индивидуальной и групповой оценки профессиональной деятельности участни-
ков игры. В игре использованы принцип игрового моделирования (метод ситуационно-ролевой игры), который несет на себе обучающие функции и принцип совместной деятельности, предусматривающий вовлечение в познавательную деятельность нескольких участников1.
В ходе подготовки проведения игры на первом этапе преподаватель должен смоделировать ситуацию, максимально приближенную к практической деятельности будущего врача-стоматолога. При игровом процессе студент - пациент должен сформулировать жалобы, с которыми больные обычно обращаются к врачу при данной ситуации, смоделировать клинические признаки заболевания, в виде отдельных симптомов, характерных для данного конкретного случая - хронический периодонтит 10-го зуба в стадии обострения.
Задача врача смежной специальности состояла в том, чтобы по конкретным симптомам воссоздать картину заболевания, дополнить её результатами соответствующих методов обследования, поставить диагноз, который известен только студенту-пациенту. На этом этапе проведения игры основным моментом, который учитывался при обсуждении хода игры, было соблюдение порядка обследования больного, норм этики и деонтологии.
Студент-врач-стоматолог уточняет жалобы больного, подробно детализирует условия возникновения и развития названных симптомов, чем они купируются. После полного опроса (анамнез развития болезни, жизни) выделяет основные симптомы. Проводит детальное обследование пациента (внешний осмотр, осмотр полости рта, состояние твердых тканей зубов, пальпация, перкуссия), выявляет объективные симптомы предполагаемого диагноза, определяет и обосновывает необходимость дополнительных методов обследования (рентгенограмма, остеометрия, проба Кулаженко и др.) и их значение при постановке окончательного диагноза. Уточнив необходимость консилиума в составе
1 Материалы конференции «Совершенствование учебно-методического процесса при подготовке высококвалифицированных врачей стоматологов: проблемы, задачи, пути их решения», 24 декабря 2014 г. - Т., 2014. -С.30-36.
врача - ортодонта, хирурга или других смежных специалистов для составления протокола комплексного лечения больного, даёт рекомендации на дом.
Врач-рентгенолог описывает рентгенограмму пациента, обратив внимание на изменения в периапикальных тканях, степень резорбции костной ткани, определяющую тяжесть течения хронического периодонтита в стадии обострения.
Врач-лаборант интерпретирует анализы, определяя изменения в данных и их значение для клиники (например, анализ крови).
Заведующий стоматологическим отделением анализирует работу врача с точки зрения соблюдения этики, деонтологии, асептики и антисептики, выбора лекарственных препаратов, обоснованности их назначения.
Эксперт пошагово анализирует работу всех участников игры, оценивает этапы работы с больным, выставляет оценки по оценочной карте.
На заключительном этапе важным является обсуждение хода игры, модератор подводит итоги игры, обсуждает выступление участников, дает оценку участникам игры.
Педагог, резюмируя, отмечает положительные стороны, а также недостатки исполнителей ролей, побуждает к дискуссии, даёт возможность участникам защитить отдельные позиции, определяет уровень усвоения знаний, профессиональных умений и навыков по данной теме.
Использование такой игровой формы приближает практическое занятие к реальным ситуациям работы врача и позволяет провести занятие живо и занимательно, что резко повышает интерес студентов как к данному занятию, так и к предмету вообще.
На кафедре «Организация здравоохранения и медицинская реабилитация» ТГСИ получил также распространение метод ситуационно-ролевой или деловой игры, а также case-study1. Теоретическим базисом этого метода является положение о решающей роли активной, специально организованной дея-
1 Материалы конференции «Совершенствование учебно-методического процесса при подготовке высококвалифицированных врачей стоматологов: проблемы, задачи, пути их решения». 24 декабря 2014г. - Т.: 2014. С.30-36.
тельности студентов в процессе усвоения. Целесообразность использования именно интерактивных методов согласуется и с данными экспериментальной психологии, согласно которым усваивается 10% материала, принятого на слух, 50% материала увиденного и 90% из того, что обучающиеся сделали сами. Для улучшения усвоения дисциплины необходимо использовать разнообразные методы активного обучения, в том числе ролевые игры (деловые, имитационные), в которых главным является имитационная модель лечебного процесса.
Выводы.
• Анализ государственных образовательных стандартов, нормативно-правовых документов влечёт за собой изменения в требованиях к образовательному процессу. Одним из таких изменений можно считать требование к использованию в процессе обучения студентов интерактивных методов обучения.
• Использование ситуационно-ролевой игры способствует развитию творческого потенциала и познавательного интереса к предмету. Анализ проведения игры помогает объективно оценить уровень подготовленности студента. В основу любой ролевой игры (в том числе и деловой) положен принцип моделирования условий профессиональной деятельности путём решения различных ситуаций: постановка диагноза, составление протокола лечения. При этом отрабатывается возможность индивидуальной и групповой оценки деятельности участников игры.
• В процессе проведения ситуационно-ролевой игры основным принципом должно быть соблюдение этики и деонтологии, правовых норм врача и больного, последовательности при обследовании. Для реализации этих принципов определялись основные роли участников: модератор (роль педагога или сам педагог), пациент, врач-стоматолог, эксперт-аналитик и вспомогательные роли: врач-рентгенолог, врач-лаборант и другие персонажи в зависимости от клинической ситуации (врач - стоматолог-ортопед, ортодонт, врач - стоматолог-хирург).
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 9
Г ТАЪЛИМ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 45 У
Литература:
1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 9, ст. 225.
2. Закон Республики Узбекистан «О национальной программе по подготовке кадров». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 9, ст. 227.
3. Каримов И.А. Выступление на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны». // Наш путь - углубление демократических реформ и последовательное продолжение модернизации страны. Том 20.
- Т.: «Узбекистан», 2012. -С. 144-146, 157.
4. Артюхина А.И. Педагогическое проектирование образовательной среды кафедры при ситуационно-средовом подходе. // Вестник ВолГМУ, Волгоград, 2006, № 4 (16). -С. 24-26.
5. Балахонов А.В. История соотношения фундаментальных и прикладных аспектов высшего медицинского образования. / Фундаментальные и прикладные исследования проблем образования. Т.2. Материалы Всероссийского методологического семинара.
- СПб., 2004. -С. 141-150.
6. Балахонов А.В., Незговорова В.В. Франко-германский маятник в российском медицинском образовании. // «Медицина. XXI век», 2008, № 9. -С. 94-101.
7. Дианкина М.С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы. -М., 2000.
8. Материалы конференции «Совершенствование учебно-методического процесса при подготовке высококвалифицированных врачей стоматологов: проблемы, задачи, пути их решения». 24 декабря 2014 г. - Т., 2014.