- -J* . -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
ляющих документально подтвердить наличие правонарушения, т.е. контрафактность продукции. Таким образом, экспертиза изъятых вещей и документов является важным этапом рассмотрения данной разновидности деликтов, что необходимо учитывать при планировании и осуществлении разбирательства по делу, в том числе для соблюдения процессуальных сроков.
В заключение можно сделать вывод о том, что к числу основных тенденций, наблюдаемых в сфере незаконного оборота программного обеспечения следует отнести:
♦ увеличение количества правонарушений и причиняемого материального и морального ущерба правообладателям;
♦ высокую латентность наиболее опасных правонарушений в данной сфере;
♦ привлекательность деятельности по незаконному обороту программного обеспечения для организованных преступных групп;
♦ рост числа попыток проникновения в базы данных государственных органов и финансовых учреждений;
♦ появление новых форм несанкционированного введения в оборот охраняемой законом и противоправной информации;
♦ расширение круга потребителей программных продуктов, произведенных недобросовестными изготовителями.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ,
СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ
В.И. КОВШЕВАЦКИЙ,
адъюнкт ФПН и НПК Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
E-mail: Kovshevatsky@yandex.ru Рецензент: доктор юридических наук, доцент Зырянов С.М.
Аннотация. Статья посвящена анализу текста Федерального закона «О полиции»1, определяющего правила применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, особенностям применения мер государственного принуждения при оказании принудительной помощи гражданам.
Ключевые слова: полиция, гражданин, физическая сила, специальные средства, оружие, государственное принуждение.
PECULIARITIES OF APPLICATION OF PHYSICAL FORCE, SPECIAL MEANS AND FIREARMS BY THE POLICE IN PROVIDING INVOLUNTARY CARE TO CITIZENS
V.I. KOVSHEVATSKY,
graduated in a military academy of FPN and NPK of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. The article is devoted to the analysis of the text of the Federal law «About police», determining the rules of using by the police officers of physical force, special means and fire-arms, peculiarities of application of measures of state coercion in the provision of compulsory assistance to the citizens.
Keywords: police, citizen, physical force, special means, weapon, state enforcement.
Р. Моль писал: «Полицейская помощь государства по самой своей сущности предоставляется гражданам только по их свободному желанию, хотя, впрочем, есть много случаев, в которых государство прибегает к принуждению»2.
Принудительность предполагает несогласие гражданина, которое зачастую выражается в физи-
ческом сопротивлении исполнять законные требования сотрудника полиции. Это, в свою очередь, является основанием и дает право применения фи-
1 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
2 Моль Р. Энциклопедия государственных наук: сб. док. Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью / сост. Т.И. Москалькова и др. С. 216.
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
зическои силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Анализируя текст Федерального закона «О полиции»3, определяющий правила применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, представляется необходимым обратить внимание на следующие его положения.
1. Прежде всего, право сотрудника применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружия, с точки зрения авторов ФЗ «О полиции», видимо, имеет особый статус. По неустановленной причине это право не включено в общий перечень прав полиции (ст. 13), а закреплено в других статьях: п. 6 ст. 25 — право на ношение и хранение огнестрельного оружие; пп. 5 п. 3 ст. 28 — право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Детализация правил применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия произведена в гл. 5 «Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» (ст. 18—24). Может быть, причиной является встречающееся в научных публикациях утверждение о том, что право применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия принадлежит не полиции, а конкретному сотруднику. Но ведь и другие права, определенные в ст. 13 ФЗ «О полиции» как права полиции, также может осуществлять только конкретный сотрудник: например, требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, проверять документы и др.
2. В ст. 11 ФЗ «О полиции» указывается, что полиция в своей деятельности использует достижения науки и техники. Однако из текста не понятен характер этого положения: это право или обязанность и распространяется ли этот тезис на специальные средства и оружие. На наш взгляд, это положение в данной редакции следует исключить либо необходимо указать, какой государственный орган обязан обеспечивать его исполнение. Следует обратить внимание на отсутствие указания о необходимости обеспечивать полицию современными специальными средствами и оружием, которое бы соответствовало требованиям Основных принципов: «Правительства и правоохранительные органы разрабатывают как можно более широкий арсенал средств и обеспечивает должностных лиц по поддержанию правопорядка различными видами оружия и боеприпасов, позволяющими дифференцированно применять силу
и огнестрельное оружие. В их число входит разработка не приводящих к смерти, но нейтрализующих видов оружия, применяемого в надлежащих ситуациях, в целях все большего сужения сферы использования средств, способных убить или ранить. В тех же целях необходимо также иметь возможность оснащения должностных лиц по поддержанию правопорядка для их самозащиты таким снаряжением, как щиты, каски, пуленепробиваемые транспортные средства для уменьшения необходимости использования любого рода оружия» (второй принцип).
Пункт 4 ст. 23 можно рассматривать как попытку соответствовать вышеназванным требованиям, поскольку в нем идет речь о праве сотрудника полиции применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусматривающих основания применения оружия вообще. На наш взгляд, некорректность приведенного положения заключается в том, что в данном случае необходимо вести речь не о праве, а об обязанности сотрудника применять средства ограниченного поражения. И только лишь при их неэффективности можно воспользоваться правом применять более мощные огневые средства. В этой ситуации уместно использовать опыт других стран, которые вооружают своих сотрудников нелетальными средствами принудительного воздействия4.
Полагаем необходимым п. 1 ст. 27 («Основные обязанности сотрудника полиции») ФЗ «О полиции» дополнить следующей обязанностью: «при выполнении служебных обязанностей, предполагающих возможность применения огнестрельного оружия, использовать штатные средства самозащиты (щиты, каски, пуленепробиваемые транспортные средства)». Наличие и соблюдение этой обязанности будет способствовать уверенности сотрудника в собственной безопасности и предопределять более уравновешенные и рациональные действия.
3. Необходимо также обеспечить единообразное наименование употребляемых понятий. Так, в п. 1 ст. 18 ФЗ «О полиции» указывается, что сотрудник
3 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
4 С 2008 г. управление полиции Нью-Йорка выдает своим сотрудникам усовершенствованные электрошоковые пистолеты М-26 Taser. Новые М-26 Taser позволят избежать применения огнестрельного оружия. М-26 Taser получают в первую очередь те офицеры, в обязанности которых входит реагирование на инциденты с участием эмоционально неуравновешенных лиц. URL://http://www.lenta.ru/news/2008/06/10/taser/).
- -я.¿¿¿Ь'-
Актуальные проблемы административного права
полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, «настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами». А в пп. 5 п. 3 ст. 28 предусматривается, что сотрудник имеет право «применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом». Выделенные понятия имеют одно и то же содержание — перечень обстоятельств, предусмотренных ст. 18—24 ФЗ «О полиции», но именуются по-разному.
4. Анализируя ст. 18 ФЗ «О полиции», следует отметить следующее:
♦ название статьи «Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» является некорректным. По своему содержанию она раскрывает пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Исходя из этого, мы считаем, что название статьи должно звучать следующим образом: «Пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия»;
♦ предлагаем п. 8 ст. 18 ФЗ «О полиции» перенести в ст. 22 «Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств», добавив в нее ч. 6 со следующей конструкцией: «превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную Уголовным Кодексом Российской Федерации».
5. В ст. 19 ФЗ «О полиции» следует обратить внимание на следующее:
♦ часть 1 статьи обязывает сотрудника полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.
Статья 19 ФЗ «О полиции» по своей смысловой нагрузке раскрывает общие требования применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, хотя имеет название «Порядок применения
физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия». Аналогичные требования предъявляет к сотрудникам охраны психиатрических больниц ст. 12 Федерального закона от 7 мая 2009 г. № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением»5 и называется «Общие требования к применению физической силы, специальных средств и (или) оружия». На наш взгляд, данная трактовка является более удачной. Предлагаем заимствовать это название, применительно к ст. 19 ФЗ «О полиции», с незначительными поправками. Так как речь идет о специальном субъекте, а именно о сотруднике полиции, наделенным правом, а в некоторых случаях и обязан применить оружие, то союзы «и (или)» целесообразно заменить на «и». Для правоприменителя более понятным было бы следующее название статьи: «Общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия».
6. Анализируя ст. 20 ФЗ «О полиции» целесообразно пояснить следующее:
♦ часть 1 указанной статьи раскрывает перечень случаев, когда сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
Данный перечень является не исчерпывающим. Часть 2 статьи указывает, что сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
При оказании принудительной помощи гражданам сотруднику полиции следует понимать, что «неправомерно использовать в отношении граждан, совершивших незначительные правонарушения, а
5 СР РФ. 2009. № 19. Ст. 2282.
-ii.^'fe-
Актуальные проблемы административного права
нередко и просто законопослушных граждан такие же методы (в нашем случае — физическую силу, в том числе, боевые приемы борьбы), как и в отношении опасных преступников»6.
7. При анализе ст. 21 ФЗ «О полиции» мы обратили внимание на следующие моменты: основания применения специальных средств, имеющихся на вооружении полиции, перечислены в ч. 1 ст. 21 ФЗ «О полиции»7. Вместе с тем, все виды специальных средств, перечисленных в ч. 2 ст. 21 ФЗ «О полиции», кроме того, могут применяться, когда сотруднику полиции предоставлено право применить огнестрельное оружие.
Согласно ст. 21 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право в случае необходимости применять наручники. Однако эта необходимость определяется ситуацией и, в сущности, остается на усмотрение сотрудника. Например, отказ пройти в ОВД можно квалифицировать и как сопротивление, и как попытку скрыться. А на примере разгона акции в г. Москве 6 мая 2012 г. на Болотной площади можно отметить и такой повод применения наручников: в целях пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, или «для ограничения подвижности лица, совершающего административное правонарушение».
В мире известны несколько вариантов поведения полицейских при задержании. В интервью The New Times Эрик Сиско, старшина следственного отдела жандармерии Парижа, рассказал, что в отличие, скажем, от Америки, где наручники используют постоянно, во Франции их надевают только в крайних случаях, когда задержанный представляет опасность для полицейских. О том, чтобы использовать их в суде, вообще не может идти речи — это прямо запрещено инструкциями. Нельзя фотографировать или публиковать фотографии арестованных в наручниках, если только они уже не осуждены — это было бы нарушением презумпции невиновности. По словам месье Сиско, полицейские иногда используют наручники для того, чтобы физически воздействовать на арестованных, хотя это запрещено. В судах часто рассматриваются иски задержанных против полицейских с жалобами на то, что наручники были применены незаконно или были слишком туго застегнуты, так что причинили боль при передвижении. «Чтобы избежать подобных случаев, полицейские стараются использовать наручники как можно реже: это не инструмент пытки, а защита
полицейского от насилия со стороны арестованного», — говорит старшина Эрик Сиско8.
Англосаксонская модель поведения полицейских иная: наручники могут надеть на человека, если это предписывают закон и полицейские инструкции, которые обязывают полицейских заботиться о собственной безопасности. Например, в Америке, задерживая граждан, подозреваемых в совершении нетяжких преступлений — скажем, мелкое хулиганство или вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, полицейский, скорее всего, обязательно использует браслеты, но пластиковые. Они, по сути, выполняют ту же функцию, что и наручники. Зато стоят дешевле и легкие. В последние годы ИаБисиЙБ стали популярны среди служб охраны общественного порядка во время демонстраций, где теоретически возможно большое количество задержанных9.
8. Анализируя ст. 22 ФЗ «О полиции» следует отметить, что данная статья посвящена запретам и ограничениям, связанным с применением специальных средств. Часть 1 указанной статьи раскрывает запреты, когда сотруднику полиции нельзя применять специальные средства10, ч. 2 определяет ограничения, с учетом которых применяются специальные средства11.
Следует отметить, что, сравнивая с ФЗ «О милиции», дополнительно внесен запрет на нанесение человеку ударов палкой резиновой по голове, шее, ключич-
6 О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 г.: Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ // Рос. газета. 2001. 16 мая; 27 июня; 21, 24, 25 июля; 10 августа.
7 В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ «О полиции» применять специальные средства по следующим основаниям: 1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции; 2) для пресечения преступления или административного правонарушения; 3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции; 4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться; 5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление; 6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе; 7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; 8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций; 9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке; 10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения; 11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
8 URL://http://www.newtimes.ru.
9 URL://http://www.newtimes.ru.
- -я.¿¿¿Ь'-
Актуальные проблемы административного права
ной области, животу, половым органам, в область проекции сердца. Однако, было бы целесообразно ввести такой запрет не только относительно палки резиновой, но и других специальных средств, предметов, а также относительно применения физической силы.
9. Представляется необходимым конкретизировать основания применения оружия, установленные п. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции» и предусматривающие возможность посредством использования поражающих свойств оружия причинения физическому лицу ранения либо смерти. Поскольку на сотрудников правоохранительных органов распространяются требования российского уголовного законодательства о необходимой обороне, то применение оружия «защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья»12, в случае смерти нападающего может быть квалифицировано как превышение пределов необходимой обороны. Для того чтобы не дезориентировать сотрудников, необходимо уточнить, что в случае угрозы для здоровья оружие необходимо применять так, чтобы не причинить смерти нападающему. Аналогично необходимо конкретизировать и другие основания применения оружия, предусмотренные ст. 23 Закона. Идея, высказанная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, о необходимости подходить к оценке правонарушений, совершаемых сотрудниками полиции, более строго, чем к обычным гражданам13, пока еще официально не закреплена, хотя по некоторым признакам, содержащимся в Законе «О полиции», скоро может стать реальностью. Официальный статус, физическая и специальная подготовленность, возможность использовать средства самозащиты, информированность о потенциальных правонарушителях, использование оперативной информации — все это предопределяет наличие особого статуса, который предполагает не только права, но и обязанности и дополнительные ограничения.
Правильным представляется исключение из Закона РФ «О милиции» выражения «использование ору-жия»14. Употребление выражения «применение оружия» при наличии оснований, предусмотренных п. 3 ст. 23, выглядит корректным и логически обоснованным.
Необходимо уточнить редакцию п. 6 ст. 23 Закона «О полиции», которая содержит внутреннее противоречие: «Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут по-
страдать случайные лица». Противоречивость заключается в том, что запрещение «не имеет права» исключается посылкой, допускающей альтернативу «если в результате его применения могут пострадать случайные лица». Но возможны обстоятельства, при которых пострадавших может не быть, либо так самонадеянно может полагать сам сотрудник, что допускает конструкция нормы.
Проведенный анализ некоторых положений Закона «О полиции» показывает, насколько сложно правовыми средствами разрешить возникающие общественные противоречия. Попытки создания универсальных «законодательных рамок» применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, нормирования отношений не будут иметь практического значения до тех пор, пока их «соблюдение» не станет частью сознания каждого сотрудника, что достигается воспитанием, обучением и специальной подготовкой. Конечно, это возможно при условии, что нормы, регламентирующие деятельность по применению мер государственного принуждения, будут логически не противоречивыми, простыми и понятными всем сотрудникам полиции.
10 В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О полиции» сотруднику полиции запрещается применять специальные средства: 1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции; 2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.
11 В соответствии с ч. 2 ст. 22 ФЗ «О полиции» устанавливаются следующие ограничения, с учетом которых применяются специальные средства: 1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца; 2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия; 3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях; 4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом, сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.
12 Ст. 37 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
13 URL://http://www.epochtimes.ru/content/view/62015/3.
14 Предложения по разграничению понятий «использование оружия», «применение оружия», «демонстрация оружия», «ношение оружия» и т.д. (Щербак С.И. К вопросу о понятиях «использование» и «применение» оружия в правоохранительной деятельности // Право и государство. 2005. № 5. С. 57—62).