А.Г. Щитов
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СЛОВЕСНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Рассмотрены особенности преподавания словесности старшеклассникам с использованием информационно-коммуникативной педагогической технологии на основе созданного автором мультимедийного учебного комплекса, позволяющего решать сложные дидактические задачи в разных сценарных вариантах.
Словесность как учебная дисциплина заключает в себе ценности науки и искусства («это как бы два глаза человеческой культуры» [1. С. 265], создающие объемность нашего знания). Сложность преподавания словесности в дополнительном образовании состоит в неизменном обращении изучаемого предмета к уму и сердцу старшеклассников. Сегодня общество переживает поразительное безразличие и к материальным, и к духовным ценностям. Литература как форма интеллектуальной и общественной деятельности утратила свои ведущие позиции в воспитании гуманного человека, и это позволяет говорить о кризисе духовных ценностей в обществе и поиске новых приоритетов. При исследовании причин падения интереса к обучению оказалось, что 58% школьников «почему-то» не хотят учиться, а 30% учителей обследуемых школ не считают себя обязанными формировать мотивацию к учёбе, в то время как 73% педагогов дополнительного образования детей ответили, что выработали свою методику формирования интереса к преподаваемому предмету [2].
Современная филологическая наука определяет данное явление как проблему социальную: «резкое понижение коммуникативности... составляет... социальную болезнь» [1. С. 198]. Указанное обстоятельство, по мысли Л.Л. Федоровой, приобретает особую значимость в условиях неустойчивого культурно-языкового состояния общества, балансирующего на грани русского литературного языка и жаргона [3. С. 271-279]. М.А. Кормилицына отмечает значительные перемены в речевом поведении носителей русского языка, проявляющиеся в личностно мотивированном выражении оценок происходящих событий [4. С. 465-475]. О.Б. Сиротинина считает, что при этом главным становится отталкивание от прежнего официоза [5. С. 548-555].
Описанное положение дел является не столько отрицанием культурного наследия, сколько его непониманием. Присвоение знаний в процессе рефлексирования обучающегося по поводу прочитанного происходит тем активнее, чем значительнее протекает интими-зация общения с текстом средствами диалога [4. С. 465]. Выход из зоны кризиса может быть осуществлен на основе общенациональных и общечеловеческих духовных ценностей, и в этих условиях нет лучшей социальной рекомендации и лучшей опоры для молодого человека, чем основательное знание родного языка и родной литературы [6. С. 262].
Основная задача преподавания словесности состоит в открытии духовных сокровищ классической литературы и русского языка новому поколению. Выдающийся математик и педагог Д. Пойа писал: «Временами преподавание может приближаться к поэзии, а иногда -
к цинизму. используйте все средства, чтобы сделать их более осязаемыми. Пусть ничто не будет слишком хорошим или плохим, слишком поэтичным или слишком низменным для того, чтобы прояснить ваши абстрактные построения» [7. С. 289].
Применительно к обсуждаемой теме это значит, что в преподавании словесности задачи обучения необходимо приводить в соответствие с новыми качествами педагогической среды, в первую очередь с мультимедийными возможностями и средствами обучения. Материальная база для этого создана практически в каждом образовательном учреждении, но современные мультимедийные системы обучения переживают трудный этап становления. Электронных обучающих комплексов по словесности, да и по другим гуманитарным предметам по-прежнему недостает. Мы ещё только начинаем работать с большим массивом различной по своей природе учебной информации и учим старшеклассников самостоятельно добывать знания из разных источников.
До определенного времени, как отмечает Ф. Уэбстер, образованным считался человек, усвоивший определенный объем знаний, но вместе с процессом компьютеризации важнее всего стало не удерживание в голове этих знаний, а умение обращаться к соответствующим базам данных. Беглое владение клавиатурой или навыки поиска информации приходят на смену традиционным знаниям, и достижения учащихся в этом ценятся не менее, чем успехи в традиционных академических дисциплинах [8. С. 349]. Использование информационно-коммуникативной педагогической технологии (ИКПТ) в обучении способно преодолеть сложившийся разрыв между собственно культурой и учащимися. Мы исходим из понимания ИКПТ как системы педагогических действий и средств, пригодных для достижения образовательных целей, осуществляемых педагогом, подготовленным к такой работе [9. С. 501].
Возможности педагогических средств, создаваемых на базе компьютера, весьма привлекательны богатством и разнообразием информационных ресурсов, оперативностью сбора и быстротой обработки учебной информации, расширением пространства учебной деятельности за счет самостоятельного и дистанционного обучения. А.В. Осин подчеркивает, что «компьютер дает нам интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность» [10. С. 19]. Использование компьютера в учебном процессе обеспечивает возможность организации диалога обучающегося и с учебным материалом, и с учителем [11. С. 3133]. Существуют общие закономерности восприятия информации: большинство людей запоминает 5% ус-
лышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50% [10. С. 21].
Преподавание словесности в дополнительном образовании с использованием ИКПТ на основе инструментальной программы «Sydney» [12], разработанной на кафедре СВЧ ТУСУРа (Н.Д. Хатьков, Ю.А. Павличен-ко), предполагает научно обоснованную подготовку дидактических материалов, развивающих способности к мыслительным операциям, организацию учебной деятельности по развитию продуктивного мышления старшеклассников, совершенствование форм учебной работы и создание более широкой системы учебноисследовательской деятельности учащихся, чем классно-урочная [13. С. 31-35].
Мультимедийный учебно-методический комплекс по словесности для старшеклассников общим объемом более 20 Мб был создан автором данной статьи в ходе продолжительного педагогического эксперимента (2000-2006 гг.), в котором участвовало более 500 учащихся из разных школ и Центра дополнительного образования г. Томска, при этом были определены границы использования ИКПТ в изучении всех уровней языка, освоении теоретических вопросов языка и литературы, комплексного анализа художественного текста.
На основе гипертекстовой мультимедийной лекции и обучающих тестовых заданий разработаны такие типы упражнений, которые включают все механизмы памяти и обеспечивают быстрое и эффективное выполнение конкретной мыслительной деятельности. Обучающая программа позволяет контролировать процесс усвоения учебного материала. Мультимедийные упражнения, как показывают наблюдения, применимы на всех этапах урока и изучения темы и становятся не только материалом для анализа текста и источником предметной эрудиции, но и эффективным способом овладения теорией литературоведческого анализа. В процессе комплексной работы с разными типами текстов обучающимся усваивается образный строй русского языка, обогащается словарный запас и понятийный аппарат [14. С. 235-250].
Средствами мультимедиа разрешима одна из сложнейших задач дидактики: переведение художественного образа литературного произведения в систему современных понятий. Такой подход к пониманию задач мультимедийного обучения позволяет преодолеть довольно распространенное явление - репродуктивность в обучении. Примеры и задания должны быть различной степени сложности: и простые, которые принято считать классическим примером тропа или фигуры, и сложные, побуждающие учителя к творческому поиску. Инструментальная программа наряду с текстовыми материалами воспроизводит статическое или динамическое изображение события или явления с соответствующим звуковым сопровождением. Применение ИКПТ активно способствует развитию образного и логического мышления.
Опытно-экспериментальная работа по использованию ИКПТ в преподавании словесности старшеклассникам в дополнительном образовании показала, что при 68-часовом учебном курсе оптимальным представляется следующее сочетание составляющих ИКПТ: мультиме-
дийные лекции - не более 25%, учебное тестирование -в пределах 50%, контрольное тестирование - 20% учебного времени. При подготовке занятия с использованием ИКПТ следует учитывать эргономические требования. Высокая степень творческой свободы учителя налагает на него большую ответственность за результаты обучения. После каждого занятия в условиях эксперимента мы проводим экспресс-опрос по оценке результатов мультимедийного обучения, на основе которых осуществляется коррекция дальнейших действий.
Следует сделать еще одну очень важную оговорку о необходимости предварительного чтения текстов изучаемых литературных произведений, составляющих основу возможного диалога и читательской рефлексии. Искусство учителя проявляется в постановке для обсуждения сложных познавательных социальных, этических и эстетических задач.
При подготовке мультимедийных материалов для анализа текста следует ориентироваться на то, что отвечает интересам развития личности, стимулирует познавательную деятельность. На исходе минувшего века это остро почувствовал Р. Барт: «.между наукой и письмом есть. область удовольствия» [15. С. 381].
При создании учебного курса следует функционально оценивать дидактическую роль каждого фактора, влияющего на восприятие учебного задания: цвета, звука, шрифта, элементов анимации, видео, слайдов, качества голоса, темпа речи, звуковых эффектов, объема предоставляемой информации. Пользователь вправе регулировать громкость звука, яркость экрана, иметь возможность дважды и более прослушать необходимый фрагмент лекции. Современный уровень развития ИКПТ позволяет активно использовать мультимедийный гипертекст, обучающие и контрольные тестовые задания в различных сценарных решениях проведения занятия.
Работа со словом в формате ИКПТ встречает ряд трудностей, обусловленных самим предметом изучения. Слово многозначно, оно может иметь несколько лексических значений, в речи бывает метафорично, употребление слова связано с продуктивным и репродуктивным мышлением человека. Слово способно выражать и сложные философские модели мира, и интимные эстетические переживания человека. «Значение слова. представляет собой такое далее неразложимое единство обоих процессов, о котором нельзя сказать, что оно представляет собой: феномен речи или феномен мышления. Значение слова является одновременно речевым и интеллектуальным феноменом. Значения слов развиваются», - писал Л.С. Выготский [16. С. 276-277]. Данное обстоятельство необходимо учитывать в подготовке учебных заданий, так как может случиться, что у обучающихся возникнут дополнительные вопросы по изучаемой теме, их надо уметь предвидеть и заранее подготовить соответствующий справочно-информационный материал. Возникающие вопросы - показатель интеллектуального и культурного уровня развития личности, обладающий мощным мотивирующим эффектом. Прагматический смысл подобной работы с текстом состоит в том, что обучающийся начинает осознавать функциональное различие слова в авторской и собственной речи. Обогащение
словаря, выразительность речи, осознание ценности коммуникативной культуры являются наградой за успешно выполненные задания.
В практической работе возникает проблема подготовки дидактических материалов. Если учитель будет самостоятельно готовить примеры и задания к каждому мультимедийному уроку, то это очень быстро сведет на нет саму идею технологизации гуманитарного образования. Средства мультимедиа создают условия для иного решения. В интернет-пространстве, по подсчетам И.Н. Розиной, существует уже более 12 000 сайтов с учебно-методическими материалами, которые можно с соответствующей коррекцией сразу использовать в работе (например, Фестиваль педагогических идей [17]), тем более что материалы доступны для свободного чтения и использования [18].
Создание медиатеки дидактических материалов позволяет качественно влиять на познавательные интересы и самостоятельную работу учащихся. Итогом этой совместной деятельности учащегося и педагога становится языковая компетентность школьника и свободное речевое поведение в соответствии с нормами литературного языка, умение анализировать и оценивать художественный текст и овладение разными жанрами письменных творческих работ.
Учебный анализ художественного текста сводится не только к разбору идейно-тематического содержания и поэтики произведения, но и предполагает продуцирование собственной читательской рефлексии по поводу прочитанного, осознание ценности заключенного в тексте знания, его отношения к истине, добру и красоте и осознается одной из главных задач учителя словесности. Рефлексивное чтение текста любого произведения носит оценочный характер. Аргументация читательской позиции и обогащение речи осуществляется созданием в процессе анализа текста банка тропов и фигур, наиболее распространенных цитат. Это не только источник предметной эрудиции школьника, но и материал для осмысления и оценки роли тропов и фигур в художественном тексте [19. С. 349-359]. Такой банк можно составлять в течение всего учебного периода как из прозаических текстов, так и из поэтических.
Художественный текст - это форма образного мышления. Включиться в него, по-пушкински «следовать за мыслями великого человека» значит понять не только логику образа, но и логику автора («какую мысль художник выразил своим изображением» [1. С. 363]). Применение с этой целью в обучении ИКПТ создает условия для развития мысли.
Преимущества анализа художественного текста с использованием ИКПТ выражаются в строгой логичности структуры анализа и его полноте, следовании от коллективного опыта к индивидуальному сознанию, полной информационно-справочной обеспеченности этой процедуры на основе гипертекста, соблюдении принципов от предметного к абстрактному, от простого - к сложному, от частного - к общему. Многолетняя систематическая работа с одними и теми же текстами позволяет создать банк дидактических материалов, которые применимы в разных по уровню подготовки аудиториях. Их можно использовать в учебном процессе как на бумажных носителях, так и в локальной сети в мультимедийном варианте. Средства мультимедиа в данной аналитической работе являются мощным инструментом предметной эрудиции учащегося, позволяют соотнести поэтический образ с абстрактными понятиями, литературоведческими терминами, смыслами и художественными деталями, и это способствует формированию духовно-нравственной сферы человека [20. С. 144-151].
Проведение опытно-экспериментальной работы позволяет заключить, что использование ИКПТ:
- формирует навыки успешной учебной деятельности старшеклассников, направленные на оперативную обработку получаемых результатов;
- расширяет учебное пространство и развивает различные формы памяти обучающихся;
- развивает образное и логическое мышление старшеклассников;
- инициирует возбуждение рефлексии, актуализацию и ревизию этических представлений и норм обучающихся как в отношении к культурно-историческому опыту прошлого, так и в области существующих социальных отношений;
- формирует и укрепляет междисциплинарные ассоциации и связи, отражающие глубокое понимание истории, культуры, теоретических знаний и современности;
- обеспечивает мотивацию к философскому осмыслению природы, общества и человека к личному успеху и развитию;
- способствует интенсивному овладению за более короткие сроки в достаточном объеме учебной информацией, необходимой для успешного обучения и подготовки к ЕГЭ;
- позволяет оперативно вносить коррективы и дополнения в содержание лекций, обучающих и контрольных тестов, обеспечивает опору на актуальный социальный опыт обучающихся и на текущие события.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств») / Сост. Р.Г. Григорьева, Пред. С.М. Даниеля. СПб.: Ака-
демический проспект, 2002.
2. Фомина А.Б. Теоретические основы формирования и развития ДОД на базе общеобразовательных школ [Электронный ресурс]. Режим дос-
тупа: http://vidod.edu.ru/science/pedagogic/457/img/img/MAN_pic.swf
3. Федорова Л.Л. Современное состояние молодежной речи: к определению жаргона // Русский язык сегодня: Сб. статей / РАН. Ин-т рус. яз.
им. В.В. Виноградова; Отв. ред. Л.П. Крысин. М.: Азбуковник, 2003. Вып. 2. С. 271-279.
4. Кормилицына М.А. Усиление личностного начала в русской речи последних лет // Русский язык сегодня: Сб. статей / РАН. Ин-т рус. яз.
им. В.В. Виноградова; Отв. ред. Л.П. Крысин. М.: Азбуковник, 2003. Вып. 2. С. 465-475.
5. Сиротинина О.Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об её эталоне // Русский язык сегодня: Сб. статей / РАН. Ин-т рус. яз.
им. В.В. Виноградова; Отв. ред. Л.П. Крысин. М.: Азбуковник, 2003. Вып. 2. С. 548-555.
6. Климовская Г.И. Русский язык. Теория (для средних школ). Томск: Изд-во НТЛ, 2005.
7. Пойя Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. М., 1976.
8. Уэбстер Ф. Теории информационного общества: Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс,
2004.
9. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.
10. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Издательский сервис, 2004.
11. Майер Г.В., Демкин В.П., Можаева Г.В., Вымятнин В.М. Академический университет в открытой системе образования. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005.
12. «Sydney» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sydney.city.tomsk.net
13. Щитов А.Г. О формировании культуры учебно-исследовательской деятельности // Вместе к вершине: шаг третий: Материалы третьей научно-практической конференции «Проблемы самоопределения в опыте учащихся Центра планирования карьеры». Томск: Пеленг, 2000. С. 31-35.
14. Щитов А.Г. Учебный анализ художественного текста с применением инструментальной программы «Sydney» // Лингвистические и культурологические традиции образования: Материалы II Международной научно-методической конференции / Под общ. ред. Н.А. Качалова. Томск: Изд-во Том. политех. ун-та, 2002. С. 235-250.
15. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс; Универс, 1994.
16. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999.
17. Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://festival.1september.ru
18. Розина И.Н. Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v6_i2/html/s4.html.
19. Щитов А.Г. Стилистические тропы и фигуры в тексте как дидактическая проблема // Материалы Международной научной конференции «Интеграционные процессы и проблемы междисциплинарного взаимодействия в современной науке». Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. С. 349359.
20. Щитов А.Г. Комплексный анализ художественного текста с использованием средств мультимедиа // Вестник Том. гос. ун-та: Бюллетень оперативной научной информации. 2006. № 84. Томск: Том. гос. ун-т, 2006. С. 144-151.
Статья представлена кафедрой русского языка филологического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Филологические науки» 1 декабря 2006 г.