Психологические науки
УДК 159.9.072+316.621
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О ГЕРОИЗМЕ
Е.В. Хохлова
Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия)
О.А. Белобрыкина
Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия); ORCID: 0000-0003-0407-6208
Аннотация. В статье рассмотрена проблематика феномена героизма, ее соотношение с категорией славы и их место в структуре гражданственности и патриотичности личности. Представлен обзор взглядов исследователей по проблеме формирования гражданско-патриотической позиции личности. Обсуждаются результаты эмпирического исследования, посвященного выявлению представлений современных подростков о героизме.
Ключевые слова: героизм, патриотизм, слава, подростки, гражданская позиция личности
UDC 159.9.072+316.621
FEATURES OF IDEAS OF TEENAGERS OF HEROISM
E.V. Khokhlova
Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia)
O.A. Belobrykina
Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia)
Abstract. The article examines the problems of the phenomenon of heroism, its relationship with the category of fame and their place in the structure of citizenship and patriotic personality. A review of the views of researchers on the problem of the formation of a civil-patriotic position of the individual is presented. The results of an empirical study on the identification of ideas of modern adolescents about heroism are discussed.
Keywords: heroism, patriotism, fame, adolescents, citizenship
Во все периоды истории развития человеческой цивилизации существовали нравственные примеры, которые в сознании народов утверждались как приоритетные ориентиры при воспитании новых поколений. Они не только определяют состояние духовного здоровья других людей, но и способствуют воспитанию у них морально-нравственных и гражданских качеств, формированию патриотической позиции личности в целом. Как полагал А. Эйнштейн, «единственное, что может направить народ к благородным мыслям и поступкам, - это пример великих и нравственно чистых личностей» [24, с. 27].
Проблема осмысления героизма как социально-психологического явления в настоящее время чрезвычайно значима в нашей стране в связи с тем, что на современном этапе развития информационное общество вырабатывает огромное количество виртуальных героев, пытаясь восполнить недостаток героизма в реальной жизни. Особо сильное влияние подобные образы оказывают на ещё формирующееся мировоззрение подростков. Современные СМИ не только меняют смысл явления героизма, заменяют его новым, но и оказывают неблагоприятное влияние на мировосприятие подрастающего поколения, искажая систему ценностей детей и подростков, которые активно воспринимают множество информации, в том числе и недостоверной, посредством Интернет-пространства, социальных сетей. Как утверждает Л.Б. Шнейдер, одна из первоочередных задач
современного общества - формирование личности с устойчивой гражданской жизненной позицией, которая будет способна конструктивно и продуктивно влиять на социокультурную ситуацию в стране [22]. Социально-психологическим же основанием гражданского мировоззрения как раз и являются представления о героизме и славе родного Отечества, своей семьи и себя самого.
Следует отметить, что взгляды исследователей о феномене героизма, с момента его появления и обсуждения как социально-психологического явления, претерпевали с течением времени различные изменения. В более ранних исследованиях ученых, которые не имели прямого отношения к психологической науке, данный феномен зачастую был связан с религиозной тематикой, где герой был представлен как нечто святое и божественное, причем присущее лишь определенному периоду времени. Так Дж. Вико, а вслед за ним и Г. Гегель, рассматривали героизм как характерную черту века героев, предшествующего становлению развитого государственно-правового строя, а сами герои были описаны ими как сильные, инициативные, свободные в своем выборе и действиях вершители судеб народов, для которых общее дело являлось их собственным делом [5; 6].
Согласно заключению Л. Стефанович, изучавшей культуру Древней Греции, термин «герой» в тот период времени имело несколько значений: его рассматривали и как божественное существо, и как воина-победителя. Обе эти позиции нашли свое отражение в существовавших тогда героических культах, возникновение которых было обусловлено потребностью людей в нравственной опоре, в защите, а также необходимостью веры в то, что высокий идеал достижим [27].
В дальнейшем взгляды на феномен героизма неоднократно видоизменялись, в частности, в эпоху Средневековья примером героических действий стало духовное служение [21], а в эпоху Возрождения подвигом считали интеллектуальный труд [20]. С конца XIX века феномен героизма и вовсе потерял свою однозначность, причем, в связи с новыми социально-экономическими условиями, существовавшие на тот период научные школы начали создавать собственные концепции героизма.
Анализ публикаций показал, что для представителей зарубежных научных школ больше свойственно представлять феномен героизма как некий долг человека, его призвание, способность мотивировать и вдохновлять других людей, давать надежду, идти на риск, защищать справедливость и противостоять всему, что ей противоречит. Так, Дж. Кемпбелл описывает героя как того, кто в рискованной ситуации руководствуется холодным разумом, действует четко и смело, несмотря на то, что осознает грозящую опасность и возможность остаться в стороне [11]; Х. Ортега-и-Гассет отмечал, что быть героем - значит быть самим собой и оказывать сопротивление всему общепринятому [15]; для Т. Карлейля героизм - это уникальная черта личности, которой свойственны благородство, мужество, способность противостоять серому обществу и бороться с его деструктивными идеями [10]; Ф. Зимбардо, создавший совместно с З. Франко и К. Блау классификацию героических личностей, полагал, что поступок может считаться героическим только в том случае, если в нем присутствует определенная степень риска (физический героизм, связанный с опасностью для жизни или социальный героизм, связанный с «социальной жертвой») [26]; и др.
Феномен героизма был исследован не только зарубежными, но и отечественными исследователями, которые, несмотря на некую схожесть своих взглядов на проблему с зарубежными представлениями, все-таки большее внимание акцентируют на том, что героизм является неким выходом человека за собственные пределы, выражением силы характера, способностью соотнести свои интересы с общественными, специфическим реагированием на конкретные ситуации. В частности, С.Н. Булгаков утверждал, что героическая личность стремится спасти человечество, совершить что-то свыше сил, далеко выходящее за пределы обыденного долга, и отдать при этом свою жизнь [3]. П.А. Сапронов героизм рассматривает через соотнесение с неотвратимостью судьбы, как путь преодоления личностью ее действия, как человеческое самоутверждение и самообожествление, которое может принести не только триумф, но и гибель [17]. Д.А. Леонтьев связывает героизм с конкретной ситуацией и реакцией человека на нее - в обстановке
военных действий, по его мнению, героем является тот, кто находит возможность спасать жизни, нежели тот, кто идет на смерть, чтобы убить как можно больше врагов, также героем можно считать того, кто совершает нечто превосходящее его возможности [19]. Л.Б.Шнейдер отождествляет героизм с выдающимися по своему общественному значению поступками, требующими от человека готовности к самопожертвованию, отмечая, что герой - не тот, кто не знает страха, а тот, кто умеет побороть его в себе [22].
Следует отметить, что в настоящее время, согласно определению, представленному в философской энциклопедии, под героизмом понимается героическое совершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народа и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию [7]. Именно на эту трактовку понятия «героизм» мы будем опираться в своем исследовании как на эталонную при интерпретации эмпирических данных.
В целом, несмотря на видимые различия, взгляды и позиции разных исследователей на феномен героизма, единым в понимании является то, что каждый из авторов полагает героизм тем качеством, которое выделяет личность из остальной массы людей и обязательно требующим риска со стороны героя.
В контексте тематики героизма принципиально важным является соотношение этого феномена с категориями славы, гражданственности и патриотичности личности. Можно полагать, что гражданское воспитание, в процессе которого формируется гражданская позиция личности [2; 13; 23], неразрывно связано с патриотическим воспитанием, которое, в свою очередь, предполагает просвещение молодежи в вопросах вариативности героических поступков выдающихся личностей, славы Родины, героев [1; 14]. Понятие «гражданская позиция», как отмечают О.А.Байгужинова и О.А. Белобрыкина, «представляет собой осознанное и целенаправленное участие человека в жизни общества», содержательно близким которому выступает категория «патриотизм». Патриот - это гражданин, живущий в своей стране, уважающий ее язык, чтящий её культуру, традиции, горячо и искренне любящий свою Родину
- большую и малую, испытывающий чувство гордости за социальные и культурные достижения своей страны, неравнодушный к её истории -прошлому, настоящему и признающий личную ответственность за её будущее» [1, с. 39]. Важно и то, что представления о героизме и славе родного Отечества, своей семьи также являются особым психологическим основанием гражданского мировоззрения [22], исходя из которых личность в будущем будет ориентироваться на описанные модели поведения тех людей, которых ей представили как выдающихся [2; 13]. Поэтому очень важно в процессе гражданско-патриотического воспитания ориентировать молодое поколение на примеры истинного героизма и подлинной, народной славы.
Следует отметить, что в рамках российского общества, кроме исследования суждений о героических поступках у представителей подросткового возраста, можно с уверенностью говорить и о реально существовавших и существующих юношах и девушках, которых с полным основанием можно назвать героями. В Советском Союзе к числу героев относили отдельных представителей пионерского движения (Леня Голиков, Валентин Котик, Зина Портнова и др.), которые обществу того времени представлялись как примеры высокой морали и нравственности [16]. В условиях ведения военных действий они оказывали посильную поддержку взрослым в роли разведчиков, а нередко и сами принимали участие в боевых действиях, подвергая себя опасности и порой жертвуя собственной жизнью. Примерами юных героев служат поступки Марата Казея, который, будучи разведчиком, участвовал в рейдах и диверсиях, а также спасал своих товарищей, жертвуя собственным благополучием [9]; Владимира Дубинина, который входил в состав разведывательной группы и помогал, помимо добычи ценных сведений, запутывать следы, сбивая противника с пути, участвовал в разминировании подходов к каменоломням, чтобы освободить дорогу для своих товарищей [8]; Леонида Голикова, участвовавшего в 27 боевых операциях и защищавшего Родину вне зависимости от условий ведения боя, численности противников и собственного физического и психического состояния [4]; и многих других.
Заметим, что со времен СССР героизм почитался и ценился на
государственном уровне, даже, несмотря на то, что он часто носил чрезмерно радикальный характер, так как власти стремились мотивировать общество на помощь стране и участие в военных действиях, зачастую прибегая к категоричным установкам и прививая молодежи ненависть ко всему, что мешало бы благополучию государства. Для героев была разработана и изготовлена специальная государственная награда, которая нередко присуждалась посмертно, а подвиги таких детей ставили в пример молодому поколению и пусть не так часто, но продолжают ставить до сих пор [4; 16; 21]. Однако разница состоит в том, что в настоящее время, в связи со стремительным развитием медиа-сферы, не только транслируется, рекламируется, но и активно внедряется в сознание подрастающего поколения огромное количество недостоверной, а часто и заведомо искаженной информации [12; 25], вследствие чего многие из представителей детского, подросткового и молодежного сообщества склонны считать знаменитых и богатых «звезд» (или персонажей) героями, не вдаваясь в подробности, чем именно они знамениты, как они этого добились и какими принципами руководствовались.
Вместе с тем можно отметить и факты проявления истинного героизма со стороны самих подростков в современной социокультурной реальности, о которых периодически сообщается с СМИ. Например, в «Русской газете» представлена информация о школьнике Амире, который в июне 2018 года спас человека из горящего дома, за что был награжден медалью МЧС «За содействие в борьбе с пожаром» и Почетной грамотой Всероссийского гражданско-патриотического проекта «Дети - герои» [18]. Однако, при сравнении современной действительности с периодом СССР, можно заметить, что хотя государство и предпринимает определенные попытки чтить память прошлого, в том числе и героев, но, как правило, делается это не систематизировано, преимущественно перед празднованием дня Великой Победы или в случаях широкого освещения героических поступков отдельных граждан, в остальное же время на героическом внимание не акцентируется. Здесь важно заметить, что феномен истинного героизма актуализируется и непосредственно проявляется в
сложные для страны и общества периоды (например, когда возникает угроза жизни населению), поскольку в мирное время у людей зачастую отсутствует потребность в безопасности, соответственно, и о героях-защитниках практически не вспоминают.
Для современных подростков как субъектов социального взаимодействия важны позитивные примеры и образцы поведения, благодаря которым формируется самоотношение, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, что является необходимым в становлении гражданской-патриотической позиции личности [23]. Вместе с этим подросток, ощущая потребность в признании, включается в референтную для себя группу, осуществляя, в том числе, поощряемую и признаваемую ею деятельность, и, если она носит позитивную, общественную направленность, это уже можно считать проявлением гражданско-патриотической позиции [22].
Исходя из актуальности проблемы героизма, было осуществлено эмпирическое исследование, цель которого состояла в выявлении представлений современных подростков о содержании понятия героизма.
В исследовании использовался следующий комплекс процедур, созданных в рамках идеографического подхода:
1) мини-сочинение на тему «Личность героя и его поступки», позволяющее выявить содержательно-смысловые составляющие представлений о феномене героизма у подростков;
2) контент-анализ, позволяющий проанализировать продукты деятельности испытуемых (сочинения) по следующим критериям:
а) понимание основного содержания феномена героизма;
б) степень необходимости проявлений героизма в современном обществе;
в) наличие примеров героических личностей;
г) обозначение основных черт и качеств героической личности;
3) модификация (применительно к теме и объекту исследования) проективной методики «Незавершенные предложения», включающая 12 предложений (например, К характеристикам героя
относят...; Герой как патриот...; Для меня героями являются такие личности как.; Героизм проявляется в таких поступках как.; Слава для героя.; и др.), дифференцированных на следующие смысловые блоки:
а) понятие о героическом поведении и героизме в разные периоды времени;
б) поступки героя;
в) представление о герое как о патриоте и гражданине;
г) представление о славе и ее значении для героя.
В пилотажном исследовании приняли участие 21 испытуемый из числа учащихся 6 класса одной из школ г.Новосибирска.
Анализ сочинений учащихся на тему «Личность героя и его поступки» по заданным критериям позволил обнаружить, что:
1. Общее понимание феномена героизма подростками достаточно неоднородно. Большинство респондентов охарактеризовали героизм как «хороший поступок» (52%), заключающийся в помощи людям в различных ситуациях. Менее распространенным определением было «спасение кого-либо» (38%), в частности, животных или людей. Часть респондентов (10%) просто указали, что героизм - это «важное качество, которое должно быть у всех». Наименее упоминаемыми были ответы, напрямую связанные с феноменом героизма: «совершение подвига» (5%), «принесение себя в жертву во благо других» (5%). Весьма информативно мнение части (5%) испытуемых о том, что героизм - это «цель, которую можно достичь», свидетельствующее либо о недостаточном осмыслении отдельными подростками истинности личностной и содержательной стороны явления, либо о их целевой готовности к самопожертвованию и совершению общественно значимых действий, к проявлению мужества и стойкости характера.
2. Степень необходимости проявлений героизма в современном обществе, по мнению большинства респондентов, в целом достаточно высока. Значительная часть испытуемых определяет, что герои в современном мире нужны, но для разных целей. Наиболее распространенным (43%) стало мнение о том, что герои нужны, чтобы «оказать помощь слабым и беспомощным», почти столь же распространенным (33%) был ответ, что «герои нужны», но без
аргументации. Часть подростков отмечает либо востребованность героев в конкретных ситуациях, например, пожаров (19%), либо указывает на абсолютную ненужность героев в современном мире (14%).
3. Картина сложившихся образов и примеров героических личностей в представлении подрастающего поколения также достаточно разрозненная и неоднородная. 24% испытуемых обозначали какие-либо абстрактные примеры без указания конкретных лиц, например, «тот, кто помог кому-то», «кто спас кого-то», тогда как 19% подростков указали в качестве героев своих родителей, но без аргументации своего мнения. Равное количество респондентов в качестве примера героической личности указали прадедушек, воевавших на войне (10%), трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина (10%), Героя России И.Ю. Шелохвостова (10%), имя которого носит школа, в которой учатся подростки, актера Джеки Чана (10%), своих друзей (10%). 10% учащихся не привели никаких примеров. Встречались и такие примеры, как космонавт Ю.А. Гагарин (5%), люди определенных профессий - врачи (5%) и пожарные (5%), актер Арнольд Шварцнеггер (5%), скандальный видео-блоггер Владимир Вечный (5%), киногерой Человек-Паук (5%).
4. Основные черты и качества героической личности также составили достаточно большой разброс в плане ответов. Самым распространенным качеством была названа «доброта» (48%), менее обозначаемыми оказались «храбрость» (33%) и «смелость» (24%). Одинаковое количество (по 19%) ответов получено по таким характеристикам, как «сила воли» и «ум». Такой же процент испытуемых (19%) предпочел не отвечать на данный вопрос. В качестве менее упоминаемых качеств героя явились «бесстрашие» (14%), «скромность» (10%), «отвага» (10%). Причем самыми непопулярными у испытуемых оказались черты, непосредственно относящиеся к характеристике героической личности: «мужество» (5%), «доблесть» (5%), «честность» (5%), «патриотизм» (5%).
В целом результаты анализа сочинений свидетельствуют, что героизм в представлении современного подростка - это, прежде всего, хороший поступок, предполагающий помощь и спасение людей, что частично соответствует содержанию определения феномена героизма в
той части, что он совершается на благо людей. Однако у большей части подростков в качестве приоритетных черт личности героя обозначаются доброта и ум, которые, с одной стороны, не противоречат понятию героя, тогда как с другой стороны, не являются самыми значимыми. Из качеств, наиболее точно характеризующих личность героя, большинством испытуемых были названы «храбрость», «сила воли» и «смелость», тогда как ключевые черты - «мужество» и «доблесть» -указаны в единичных случаях. Следует также отметить, что значительная часть респондентов не способна назвать конкретных примеров героев и не представляет, для чего они нужны в настоящее время. Лишь малая часть выборки привела в качестве примеров личностей, которых можно отнести к истинно героическим. В отдельных случаях в качестве героев подростки указывали актеров и киногероев.
Результаты, полученные по методике «Незавершенные предложения», показали, что:
1. Понятие о героическом поведении и о его проявлениях в современной реальности в своем большинстве не осознается большей частью испытуемых, поскольку многие из них (38%) предпочли совсем не отвечать на вопрос о том, кто является героем в настоящее время. Чуть меньшая часть респондентов ответила, что герой нашего времени -это «человек, помогающий другим» (29%), тот, кто делает хорошие дела, например, «уступает место» в транспорте (14%). Самая немногочисленная часть учащихся ответила, что героическими личностями сегодня являются пожарные (5%), патриоты, готовые защитить Родину (5%).
2. Поступки героя понимаются современными подростками в целом верно по смыслу. Ответы распределились таким образом, что самую высокую позицию по частоте заняло «спасение кого-либо» (62%) из различных ситуаций. В меньшей степени отмечались действия, осуществляемые, например, в условиях «тушения пожара» (14%), а также ситуаций, относящиеся к категории соблюдения правил этикета, социального поведения (14%), например, «уступить место в транспорте для более нуждающихся». Примечательно, что почти четверть респондентов (24%) ответа на вопрос о поступках, в которых
проявляется героизм, не представила.
3. Представления о герое как патриоте и гражданине осознаются подростками в разной степени. Героя как патриота испытуемые характеризуют достаточно адекватно, отмечая, что он любит свою Родину (24%), защищает и помогает развивать её (29%). Незначительная часть респондентов уклонилась от ответа (14%), некоторые ответили, что патриотом обязательно должен быть военнообязанный (10%). Лишь малая часть подростков отметила готовность патриота к самопожертвованию (5%), что в ряде исследований рассматривается в качестве одного из связующих звеньев патриотизма и героизма [22; 23]. Представление о герое как о гражданине у респондентов сформировано недостаточно. Так, одинаковое количество учащихся либо не представили ответа на вопрос (19%), либо указали, что в данном контексте герой - это простой человек (19%), который живет в своей стране (19%) и помогает другим (19%). Меньшее количество учащихся отметило, что герой как гражданин, прежде всего, соблюдает закон (14%) или является известным (5%).
4. Представления о славе и её значении для героя, судя по эмпирическим данным, являются у современных подростков самыми несформированными. Саму славу большая часть респондентов определяет содержательно верно, как известность (38%), указывая на ее связь с величественным, значимым поступком (29%). По 14% подростков приравнивают славу к уважению или оставляют вопрос без ответа. 10% респондентов связывают славу с высоким материальным достатком. Вопрос о значении славы для героя большая часть подростков либо оставляет без ответа (24%), либо отмечает, что для героя «слава - это ничто» (24%), либо никак не дифференцирует это понятие для героя и для обычного человека, определяя его как величественный, значимый поступок (24%), известность (19%), деньги (10%), уважение (5%).
Обобщая данные по методике «Незавершенные предложения», можно отметить, что представления о герое у подростков четко не сформированы, лишь отдельные из них отмечали, что современный герой помогает людям и совершает «хорошие» поступки. Связь героизма и патриотизма достаточно отчетливо прослеживается в сознании
учащихся и выражается в том, что героическая личность любит свою Родину и стремится ее защитить. Соотношение героизма и гражданственности осознается подростками в меньшей степени. Они отмечают, что герой-гражданин живет на территории своей страны, помогает другим людям и соблюдает закон. Связь героизма и славы в представлении респондентов отражена в меньшей степени, поскольку многие из них достаточно категорично отмечали, что для героя слава либо не имеет особого значения, либо, как и для всех людей, заключается в известности, в наличии денежных средств и крайне редко - в совершении значимого поступка.
Однако, несмотря на расплывчатые и не структурированные представления, нельзя однозначно полагать, что современные подростки совершенно не способны обозначить конкретные примеры героического поведения из истории, литературы, средств массовой информации и повседневной жизни. В целом результаты эмпирического исследования указывают на актуальную необходимость формирования у учащихся адекватных представлений о героизме и гражданско-патриотической позиции личности.
Подводя краткий итог, важно отметить, что:
1) понимание героизма и сопряженных с ним понятий (герой, слава, гражданин, патриот) у современных подростков характеризуется недостаточной структурированностью и не вполне адекватной содержательной наполненностью;
2) современные опосредованные формы коммуникации (Интернет, соцсети и пр.), реклама, СМИ, кинематограф и иные социальные средства воздействия оказывают влияние на формирование у подрастающего поколения представлений о героизме и образе героя, которые не всегда соответствуют истинному смыслу этих понятий;
3) неадекватное или искаженное понимание детьми и подростками содержательно-смысловой стороны явления героизма обусловлено недостаточным вниманием общества, государства, образовательной системы и иных социальных институтов к воспитанию гражданско-патриотической позиции личности.
Литература
1. Байгужинова О.А., Белобрыкина О.А. Роль истории русской психологии в гражданско-патриотическом воспитании личности в условиях современного профессионального образования (на материале работ Н.Я.Грота) // Актуальные проблемы психологического знания. 2013. № 3 (28). С. 39 - 48.
2. Басова Т.В., Белобрыкина О.А. Особенности представлений о героизме у подростков с отклоняющимся поведением // Международный журнал экономики и образования. 2019. Т. 5. № 2. С. 48 - 60.
3. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Два Града. Исследования о природе общественных идеалов /под ред. Абышко Л. А. СПб.: «Изд-во Олега Абышко», 2008. С. 430 - 469.
4. Вахов А.А. Девять бесстрашных: Очерк о комсомольцах-партизанах Ленинградской области, Героях Советского Союза. Л.: Лениздат, 1944. 168 с.
5. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М.: Киев, 1994. 628 с.
6. Гегель Г.В. Ф. Эстетика: в 4 т. Т. 4. / пер. с нем. Б.Г. Столпнер и др. М.: «Искусство», 1973. 667с.
7. Героизм // Философская энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://endic.ru/enc_philosophy/Geroizm-3540.html (дата обращения: 02.01.2020).
8. Дубинин Владимир Никифорович // Википедия [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дубинин,_Владимир_Никифорович (дата обращения: 10.12.2019).
9. Казей Марат Иванович // Википедия [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Казей,_Марат_Иванович (дата обращения: 10.12.2019).
10. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М.: Эксмо, 2008. 864 с.
11. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой: пер. с англ. О. Ю. Чекчурина. СПб.: Питер, 2018. 473 с.
12. Лидин К.Л. Реклама как трансляция болезненных и здоровых образов // Рыночная экономика, маркетинг, инфраструктура рынка: Сборник научных трудов. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2002. С. 117-185.
13. Лукьянова Е.Е., Белобрыкина О.А. Место психологии в формировании патриотизма личности в современных условиях // Педагогическое образование в современных условиях: материалы заочной Всероссийской научно-практической конференции (24-25 октября 2012 г) /науч. ред. Н.Д.Жидкова, А.А.Куруленок. Новосибирск: Немо Пресс, 2012. С. 25-34.
14. Метелев С.Е., Ефимова С.В. Формирование гражданско-патриотической позиции специалиста основа процветания государства // СТЭЖ. 2011. №14. С. 52-61.
15. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о Дон Кихоте. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997. 332 с.
16. Пионерское движение // Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пионерское_движение (дата обращения: 10.12.2019).
17. Сапронов П.А. Феномен героизма. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2005. 512 с.
18. Сергеев О. Глава Адыгеи вручил школьнику из аула знак «Горячее сердце» // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/06/26/reg-ufo/glava-adygei-vruchil-znak-goriachee-serdce.html (дата обращения: 03.01.2020).
19. Фабрика героев // Русская планета [Электронный ресурс]. URL: https://rusplt.ru/society/society_6402.html (дата обращения: 10.12.2019).
20. Хёйзинга Й. В тени завтрашнего дня: Диагноз духовного недуга нашего времени. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. С. 17-158.
21. Шевяков Е.Г. Героическое в поэзии В. С. Высоцкого: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Нижний Новгород, 2006. 216 с.
22. Шнейдер Л.Б. Представления о славе и героизме в контексте становления гражданской активности личности // Вестник РМАТ. 2015. №2. С. 82-95.
23. Шнейдер Л.Б., Егоров И.В., Симанина А.И. и др. Гражданское
мировосприятие молодежи: теоретико эмпирическое исследование: монография / науч. ред. Л.Б. Шнейдер. М: ИИУ МГОУ, 2016. 116 с.
24. Эйнштейн А. Как изменить мир к лучшему / пер. Л. Коротеевой, М. Десятовой. М.: Алгоритм, 2013. 260 с.
25. Юшкова Л.А. Психологические воздействия в рекламе: массовая культура и свобода личности // Альманах современной науки и образования. № 1 (1). 2007. С. 276 - 278.
26. Blau K., Franco Z., Zimbargo Ph. Fostering the Heroic Imagination: An Ancient Ideal and a Modern Vision // Eye on PSI CHI. Spring: Psi Chi, 2009. № 13 (3). Рр. 18 - 21.
27. Stefanovic L. Human or Superhuman: the Concept of Hero in Ancient Greek Religion and/in Politics // Bulletin of the Institute of Ethnography, 2008. № 56 (2). Рр. 7 - 20.
References
1. Bajguzhinova O.A., Belobrykina O.A. Rol' istorii russkoj psihologii v grazhdansko-patrioticheskom vospitanii lichnosti v usloviyah sovremennogo professional'nogo obrazovaniya (na materiale rabot N.YA.Grota) // Aktual'nye problemy psihologicheskogo znaniya. 2013. № 3 (28). Pp. 39 - 48.
2. Basova T.V., Belobrykina O.A. Osobennosti predstavlenij o geroizme u podrostkov s otklonyayushchimsya povedeniem // Mezhdunarodnyj zhurnal ekonomiki i obrazovaniya. 2019. T. 5. № 2. Pp. 48 -60.
3. Bulgakov S.N. Geroizm i podvizhnichestvo // Dva Grada. Issledovaniya o prirode obshchestvennyh idealov /pod red. Abyshko L. A. SPb.: «Izd-vo Olega Abyshko», 2008. Pp. 430-469.
4. Vahov A.A. Devyat' besstrashnyh: Ocherk o komsomol'cah-partizanah Leningradskoj oblasti, Geroyah Sovetskogo Soyuza. L.: Lenizdat, 1944. 168 p.
5. Viko D. Osnovaniya novoj nauki ob obshchej prirode nacij. M.: Kiev, 1994. 628 p.
6. Gegel'G.V. F. Estetika: v 4 t. T. 4. / per. s nem. B.G. Stolpner i dr. M.: «Iskusstvo», 1973. 667 p.
7. Geroizm // Filosofskaya enciklopediya [Elektronnyj resurs] URL: http://endic.ru/enc_philosophy/Geroizm-3540.html (data obrashcheniya: 02.01.2020).
8. Dubinin Vladimir Nikiforovich // Vikipedija [Jelektronnyj resurs] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Dubinin,_Vladimir_Nikiforovich (data obrashhenija: 10.12.2019).
9. Kazej Marat Ivanovich // Vikipedija [Jelektronnyj resurs] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Kazej,_Marat_Ivanovich (data obrashhenija: 10.12.2019).
10. Karlejl' T. Geroi, pochitanie geroev i geroicheskoe v istorii. M.: Eksmo, 2008. 864 p.
11. Kempbell Dzh. Tysyachelikij geroj: per. s angl. O. YU. CHekchurina. SPb.: Piter, 2018. 473 p.
12. Lidin K.L. Reklama kak translyaciya boleznennyh i zdorovyh obrazov // Rynochnaya ekonomika, marketing, infrastruktura rynka: Sbornik nauchnyh trudov. Irkutsk: Izd-vo IrGTU, 2002. Pp. 117 - 185.
13. Luk'yanova E.E., Belobrykina O.A. Mesto psihologii v formirovanii patriotizma lichnosti v sovremennyh usloviyah // Pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennyh usloviyah: materialy zaochnoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (24-25 oktyabrya 2012 g) /nauch. red. N.D.ZHidkova, A.A.Kurulenok. Novosibirsk: Nemo Press, 2012. Pp. 25 - 34.
14. Metelev S.E., Efimova S.V. Formirovanie grazhdansko-patrioticheskoj pozicii specialista osnova procvetaniya gosudarstva // STEZH. 2011. № 14. Pp. 52-61.
15. Ortega-i-Gasset H. Razmyshleniya o Don Kihote. SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 1997. 332 p.
16. Pionerskoe dvizhenie // Vikipedija [Jelektronnyj resurs]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Pionerskoe_dvizhenie (data obrashhenija: 10.12.2019).
17. Sapronov P.A. Fenomen geroizma. SPb.: IC «Gumanitarnaya Akademiya», 2005. 512 p.
18. Sergeev O. Glava Adygei vruchil shkol'niku iz aula znak «Goryachee serdce» // Rossijskaya gazeta [Elektronnyj resurs]. URL:
https://rg.ru/2018/06/26/reg-ufo/glava-adygei-vruchil-znak-goriachee-serdce.html (data obrashcheniya: 03.01.2020).
19. Fabrika geroev // Russkaya planeta [Elektronnyj resurs]. URL: https://rusplt.ru/society/society_6402.html (data obrashcheniya: 10.12.2019).
20. Hyojzinga J. V teni zavtrashnego dnya: Diagnoz duhovnogo neduga nashego vremeni. SPb.: Izd-vo Ivana Limbaha, 2010. Pp. 17 - 158.
21. Shevyakov E.G. Geroicheskoe v poezii V. S. Vysockogo: dis. ... kand. filol. nauk: 10.01.01. Nizhnij Novgorod, 2006. 216 p.
22. Shnejder L.B. Predstavleniya o slave i geroizme v kontekste stanovleniya grazhdanskoj aktivnosti lichnosti // Vestnik RMAT. 2015. № 2. Pp. 82 - 95.
23. Shnejder L.B., Egorov I.V., Simanina A.I. i dr. Grazhdanskoe mirovospriyatie molodezhi: teoretiko empiricheskoe issledovanie: monografiya / nauch. red. L.B. SHnejder. M: IIU MGOU, 2016. 116 p.
24. Ejnshtejn A. Kak izmenit' mir k luchshemu / per. L. Koroteevoj, M. Desyatovoj. M.: Algoritm, 2013. 260 p.
25. Yushkova L.A. Psihologicheskie vozdejstviya v reklame: massovaya kul'tura i svoboda lichnosti // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. № 1 (1). 2007. Pp. 276 - 278.
26. Blau K., Franco Z., Zimbargo Ph. Fostering the Heroic Imagination: An Ancient Ideal and a Modern Vision // Eye on PSI CHI. Spring: Psi Chi, 2009. № 13 (3). Pp. 18 - 21.
27. Stefanovic L. Human or Superhuman: the Concept of Hero in Ancient Greek Religion and/in Politics // Bulletin of the Institute of
Ethnography, 2008. № 56 (2). Pp. 7 - 20.
— • —
Сведения об авторах
Елена Валерьевна Хохлова, студентка 4 курса (специальность «Педагогика и психология девиантного поведения», специализация «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»)
факультета психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»; Российская Федерация, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28; e-mail: [email protected]
Ольга Альфонсасовна Белобрыкина, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии и виктимологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», научный сотрудник НИЛ социально-психологических исследований НГПУ; Российская Федерация, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28; e-mail: [email protected]
— • —