УДК 316.64
22.00.00 Социологические науки
ГЕРОИЗМ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Миронец Елена Васильевна к.с.н., ст. преподаватель БРШ-код в РИНЦ 2372-1620 [email protected]
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Яковлева Ирина Павловна к.и.н., доцент
БРШ-код в РИНЦ 7768-1939 ратту @гатЬ1ег. ги
Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия
Статья посвящена анализу представлений современной молодежи о героизме, как основе патриотического и гражданского воспитания. Особое внимание в статье уделено рассмотрению трансформации понятия «героизм», снижению социальной значимости подвига в сознании современного российского общества. Анализируется значение создания образа героя как способа формирования чувства патриотизма и усвоения образцов социальной активности, необходимых для создания гражданского общества. На основе проведенного авторами социологического исследования среди студентов вузов г. Краснодара выявлено понимание сущности «героизма» и отношение к героическим поступкам. Установлена связь данного социального феномена с набором личностных черт и моральными качествами человека. Определены сферы, максимально благоприятные для совершения подвигов, и персоналии, претендующие на роль героев для современного молодого поколения. Авторы делают вывод о существовании у студенческой молодежи интереса к феномену героизма и пассивной потребности в формировании отчетливого образа героя на основе, как известных исторических личностей, так и современников. Кроме того, отмечена противоречивость в ряде ответов студентов, что свидетельствует об отсутствии у современной молодежи четкого представления о героизме и героических поступках, их значимости в личностном развитии. Это в свою очередь, усложняет и замедляет процесс формирования чувства патриотизма и высокой гражданской активности
Ключевые слова: ПАТРИОТИЗМ, ГЕРОИЗМ, ГЕРОЙ, ПОДВИГ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, МОЛОДЕЖЬ
UDC 316.64 Sociological sciences
HEROISM IN REPRESENTATION OF STUDENT'S YOUTH
Mironets Elena Vasilyevna Cand.Sociol.Sci., senior lecturer SPIN-code in SCIENCE INDEX 2372-1620 E-mail: [email protected]
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
Yakovleva Irina Pavlovna Cand.Histor.Sci., associate professor SPIN-code in SCIENCE INDEX 7768-1939 E-mail: [email protected]
Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia
This article analyzes the representations of modern youth of heroism as the basis of patriotic and civic education. Special attention is paid to consideration of the transformation of the concept of "heroism", reduce the social significance of the feat in the consciousness of modern Russian society. Value of creating an image of the hero as a way of formation a sense of patriotism and learning patterns of social activity necessary for the creation of a civil society is analyzed. On the basis of sociological research among students of higher education institutions of Krasnodar, the understanding of the essence of "heroism" and attitude to the heroic deeds is revealed. The connection of this social phenomenon with a set of personal lines and moral qualities of the person is established. The most favorable for commission of feats spheres and the personalities applying for a role of heroes for today's younger generation are defined. The authors draw a conclusion about the existence of student's interest in the phenomenon of heroism and the passive need for the formation of a distinct image of the hero on a basis, both the celebrated historic figures, and contemporaries. In addition, discrepancy in a number of answers of students is noted, indicating the absence of a modern young people a clear idea of heroism and heroic acts, their importance in personal development. This, in turn, complicates and slows down the process of forming a high sense of patriotism and high civil activity
Keywords: PATRIOTISM, HEROISM, HERO, FEAT, PATRIOTIC EDUCATION, YOUTH
Деидеологизация российского общества, произошедшая после распада СССР, как показала практика, имела и определенные негативные последствия. В частности, привела к разрушению универсальной картины мира, трансформации системы ценностных ориентаций, к кризису индивидуальной и групповой идентичности россиян, падению уровня патриотизма. Признаком осознания указанных выше пагубных последствий реформ стали попытки руководства страны разработать действенные меры гражданского и патриотического воспитания населения России.
В январе 2016 г. была принята очередная государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы. В ней в качестве важной составляющей патриотического воспитания названа популяризация подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Труда, граждан, награжденных за большие заслуги перед государством и обществом, достижений и успехов профессионалов в различных сферах деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны [1].
Создание образа героя - один из наиболее действенных механизмов воздействия на общественное сознание, способов формирования нужных государству социальных установок и усвоения образцов социальной активности, типичной для данной идеологической парадигмы [2, с. 224]. Д.Р. Торосян отмечает, что героико-патриотическое мировосприятие облегчает поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией, нестабильном мире, вызывающем чувство беспокойства и тревоги [3, с. 159]. Сохранение общественной потребности в моделях и образцах положительного героя, особенно в молодежной среде, обеспечивает устойчивость развития и передачу духовно-нравственных
представлений из поколения в поколение [4, с. 108].
Однако действенность данного рычага воздействия на массовое сознание зависит от особенностей восприятия идеи героизма, востребованности данной идеологемы среди населения страны [5, с. 224]. И прежде всего речь должна идти о молодежи, самой динамичной части общества, чья система ценностей прежде всего подверглась трансформации в результате произошедших в стране в конце ХХ века реформ.
Среди существующих в этой области проблем ученые выделяют нарастающую неоднозначность восприятия «героев» современным обществом отражается в утрате или, по крайней мере, изменении смысла ряда концептуальных метафор, таких как «народный герой», «герой труда», «герой без страха и упрека» и пр. [3, с. 157].
По мнению С.Ю. Смирнова в последние годы все чаще возникает переоценка деяний признанных в советском обществе героев, когда под видом «открытия новых фактов» происходит девальвация подвига. Это ведет к принижению, осмеянию и забвению людей, отстоявших и приумноживших богатство и славу государства российского. Данную ситуацию автор рассматривает как процесс дегероизации, который активно осуществляется ныне в российском общественном сознании [6, с. 223]. Кроме того, при наличии общих черт, новые эпохи диктуют, как полагают отдельные исследователи [7, с. 803] своих героев, обладающих определенными качествами.
Поскольку героизму выступает важным показателем ценностной смысловой установки формирования и развития личности и, как отмечал в своей монографии Т. Карлейль, «уважение к героям... является душой общественных отношений между людьми и. способ выражения этого уважения служит истинным масштабом для оценки степени нормальности или ненормальности господствующих в мире отношений» [8, с. 15], то
возникает теоретическая и практическая проблема совершенствования методологии измерения и уточнения набора показателей, отражающих отношение населения страны к феномену героизма.
С целью выявления отношения современной студенческой молодежи ВУЗов Краснодарского края к героическим событиям прошлого и настоящего, героическим личностям и героизму, в целом, нами проведено социологическое исследование с использованием метода анкетного опроса на основе разработанной анкеты.
Общий объем выборки составил 948 человек. Подмассивы выборки: студенты 1 - 4 курсов, обучающиеся в 3 вузах г. Краснодара: Кубанском государственном технологическом университете (КубГТУ) - 40,5 % общего объема выборки, Кубанском государственном аграрном университете (КубГАУ) - 38,8 %, и Кубанском государственном университете (КубГУ) - 20,7 %. По категории пола студенты распределились следующим образом: 64,6 % женщины и 35,4 % мужчины.
С целью наиболее полного отражения сущности понятия «героизм» респондентам было предложено выбрать определения, максимально раскрывающие природу данного социального феномена. Полученная информация показала, что в основе интерпретации студентами данного понятия, прежде всего, лежат идеи жертвенности, подвига, образца для подражания. Наибольшую популярность у студентов имеют следующие определения: «человек готовый пожертвовать всем ради блага людей» (46,6 %), «человек, совершивший какое-либо доблестное, важное для многих людей действие» (45,8 %) и «человек подающий пример другим, который своим примером способен воодушевить большие массы людей на глубокие перемены в обществе» (44,1 %).
Кроме того, респонденты связывают героизм с определенным набором личностных черт и моральными качествами человека (достоинство, долг, идеал) и выполняемой им ролью защитника.
Студентами были выбраны такие варианты, как «человек, обладающий исключительными мужеством, отвагой, храбростью» (28,3 %), «человек, достойно и мужественно переносящий страдания и тяготы жизни ради высокой цели, достижения идеала» (22,8 %), «человек, который оберегает слабых, обездоленных от враждебных действий и вредного влияния» (21,5 %) и «человек, самоотверженно выполняющий свой долг» (21,5 %).
Стоит отметить, что наименьшую популярность получили такие определения, как «человек, занимающийся упорным многолетним трудом и отказывающийся от материальных благ и признания, для достижения своей цели» (5,5 %), «человек, имеющий и отстаивающий свое собственное мнение, отличное от мнения окружающего большинства» (4,4 %) и «харизматичный человек, привлекающий к себе внимание, вызывающий восхищение» (1,7 %).
Для более детального анализа отношения студенческой молодежи к изучаемой проблематике респондентам были предложены некоторые утверждения, касающимися темы героизма. Полное распределение ответов представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Отношение студенческой молодежи к героизму и
героическим поступкам, %
Полностью Скорее Скорее не Полностью Затрудняюсь
согласен согласен согласен не согласен ответить
Человек должен быть 30,4 42,9 12,0 2,7 12,0
готов к подвигу
каждую минуту
Героические поступки 18,4 37,1 30,6 9,7 4,2
совершают, как
правило, в
экстремальных
ситуациях
Любой человек 31,9 20,2 26,8 17,1 4,0
способен совершить
героическии поступок
Даже в повседневной 61,0 30,3 4,6 1,1 3,0
жизни есть место
подвигу
Таблица 1 позволяет сделать следующие выводы. По мнению большинства опрошенных студентов (91,3 %) «даже в повседневной жизни есть место подвигу». Вместе с тем, чуть более половины от общего числа ответивших (55,5 %) считают, что «героические поступки совершают, как правило, в экстремальных ситуациях». Данное распределение ответов подтверждает сохранение в сознании молодежи стереотипа «героики повседневности», соединяющего героизм, мыслящийся как экстремальный способ существования, как контраст с «нормой», «догмой», и статичность окружающего человека мира повседневности [9, с. 221-222].
Продолжением отмеченной тенденции можно считать и то, что 73,3 % опрошенных студентов полностью и частично согласны с суждением «человек должен быть готов к подвигу каждую минуту». Стереотип «будь готов» можно считать одним из фундаментальных в советском обществе. Как отмечали Л.Т. Баранская и Т.С. Вершинина, предполагалось, что основным механизмом осуществления деятельности и, одновременно, ценностным ориентиром в поведении советских граждан является героизм - военный, трудовой, в повседневной жизни [10, с. 108]. Готовность к труду и обороне формировалась в процессе социализации всеми социальными институтами. Полученные данные свидетельствуют о сохранении этого стереотипа в общественном сознании.
Около половины опрошенных студентов (52,1 %) в той или иной степени согласны с тем, что «любой человек способен совершить героический поступок». По результатам ответов на данный вопрос необходимо отметить, что, несмотря на почти тотальную уверенность (91,3 %) в существовании возможности совершения подвига в повседневной жизни, о чем свидетельствуют данные, представленные выше, способность к героическим поступкам присутствует не у каждого человека.
В соответствии с предыдущим вопросом особый интерес http://ej.kubagro.ru/2016/05/pdf/12.pdf
представляет определение набора личностных качеств, которыми, по мнению респондентов, должен обладать настоящий герой. По результатам ответов студентов на данный вопрос, рейтинг 5 наиболее популярных характеристик героической личности выглядит следующим образом:
1. Мужество - 55,5 %;
2. Самопожертвование - 37,3 %;
3. Храбрость - 30,4 %;
4. Стойкость - 21,5 %;
5. Сила воли - 20 %.
Наименьшую популярность у респондентов получили такие качества личности, как «скромность» (2,5 %), «харизма» (1,9 %), «святость» (1,1 %), «активность» (1,3 %) и «авантюризм» (0,6 %). Отдельно стоит отметить, что, по мнению студентов в числе нехарактерных для героев оказались лидерские качества и честность (4,4 %).
Наиболее благоприятными для проявления героизма сферами, как свидетельствуют полученные данные, являются военная (91,4 %), сфера открытий, прежде всего географических, освоение космоса (34,8 %), труд (22,4 %). Студенты допускают определенную возможность проявления героизма в сфере спорта (15 %) и политики (13,5 %). Меньше всего героических поступков, по мнению студентов, совершается в науке (9,1 %), религии (2,7 %) и бизнесе (1,1 %).
Данная тенденция нашла свое отражение и в примерах герое, приведенных студентами. Среди названных студентами фамилий героев большую часть составляют участники Великой Отечественной войны -68,1 % (в том числе «маршал победы» Г.К. Жуков (36,3 %), З. Космодемьянская (9,3 %), А.И. Покрышкин (8,4 %), А. Матросов (6,3 %), П.М. Гаврилов (5,1 %)); герои других войн и полководцы - 32,7 % (в частности А.В. Суворов (12,4 %), М.И. Кутузов (8 %), Александр Невский (4,2 %), И. Сусанин (3,2 %), Дмитрий Донской (1,7 %)); космонавты и
летчики - 24,1 % (были указаны Ю.А. Гагарин (23,8 %), В.В. Терешкова, С.Е. Савицкая, С.А. Леваневский, А.В. Ляпидевский); современные политики (в числе которых лидирует В.В. Путин) - 19,2 %; исторические личности - 16 % (среди них Петр I (6,3 %), Екатерина Великая, Иван Грозный, Ярослав Мудрый); ученые - 4,9 %, литературные и киногерои -4,4 %, спортсмены - 3,6 %. 11,4 % опрошенных назвали героями своих родственников (родители, деды и т.д.).
Проведенное исследование позволило выделить еще одну особенность восприятия героизма студентами - прежде всего акцент делается на духовно-нравственной составляющей данного феномена. На вопрос: «Какую роль в жизни (судьбе) человека играет совершенный им подвиг?» получены следующие ответы: «способствует духовному и нравственному развитию, росту» (75,3 %); «открывает новые возможности для дальнейшей самореализации, свершения новых подвигов» (50,6 %); «расширяет круг общения, обеспечивает уважение и авторитет у окружающих» (38,4 %). Особо стоит отметить, что достаточно популярным среди респондентов является вариант ответа: «накладывает дополнительную ответственность, бремя» (24,9 %).
В заключение была проанализирована потребность респондентов в новых героях, соответствующих требованиям эпохи и ее идеалам. Для этого студентам было предложено выразить степень их согласия с двумя суждениями. Распределение ответов представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Отношение студентов к современным героям и героям прошлых эпох
Полностью согласен Скорее согласен Скорее не согласен Полностью не согласен Затрудняюсь ответить
Россияне должны помнить и чтить героев прошлых эпох 87,8 10,6 0,4 0,4 0,8
Современная Россия нуждается в новых героях 35,0 47,3 7,6 1,2 8,9
Из таблицы 2 видно, что почти единодушно респонденты полностью согласны с мнением, что «россияне должны помнить и чтить героев прошлых эпох» - 87,8 %. В то же время существует потребность в новых героях, с чем «полностью согласны» 35,0 % и «скорее согласны» 47,3 % от общего числа опрошенных. Можно предположить, что на данный момент существует определенные лакуны в сфере презентации образа героя -современника. Среди названных имен героев, лишь 23,5 % пришлось на людей живших и живущих на рубеже ХХ - XIX в. Студентами были упомянуты В.В. Путин, В.В. Жириновский, Р. Кадыров, С. Лавров, С. Шойгу, Б. Немцов, С. Хокинг, А. Брейвиг, Е. Вальнов, Е. Родионов, А. Аверкиев, С.А. Солнечников, С. Султангабиев, Тимати, А. Шварцнегер, Л. ди Каприо, К. Ривз, Е. Плющенко, А. Радулов, И. Акинфеев, Н. Вуйчич и другие. Исходя из предложенных студентами персоналий, стоит отметить сомнительность героической основы в деятельности значительной части из них, и не соответствия определению «героизма» и «героя», данному респондентами в рамках опроса: «человек, готовый пожертвовать всем ради блага людей», «человек, совершивший какое-либо доблестное, важное для многих людей действие» и др.
Таким образом, на основании данных проведенного исследования, можно сделать вывод о существовании у студенческой молодежи интереса к феномену героизма и пассивной потребности в формировании отчетливого образа героя на основе, как известных исторических личностей, так и современников. Однако стоит отметить противоречивость в ответах студентов о наличии определенных героических качеств, таких как «мужество», «самопожертвование», «храбрость» и др., общественных сфер, благоприятных для совершения героических поступков: военная, сфера открытий, политика и т.д., и предложенных в качестве героев персоналий: К. Ривз, Тимати, Е. Плющенко и др., что свидетельствует об отсутствии у современной молодежи четкого представления о героизме и
героических поступках, их значимости в личностном развитии. Кроме того, наблюдается тенденция сохранения советской установки «готовности к подвигу в любой момент» и в то же время обесценивания героизма и снижения значимости героических поступков. Следовательно, в рамках государственной программы гражданского и патриотического воспитания современной молодежи необходима реализация ряда продуманных последовательных мероприятий по формированию доступного для восприятия и последующей популяризации образа настоящего героя, как базовой основы патриотизма, ориентира в жизненной стратегии молодого поколения и фактора повышения гражданственности.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 16-36-00348 "Мониторинг исследовательской деятельности образовательных учреждений".
Литература
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» //Официальный сайт Правительства России. URL: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1j sKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения 16.04.2016)
2. Вершинина Т.С., Баранская Л.Т. Феномен подросткового военного героизма как отражение социопатического поведения на войне // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. Т. 95. №4. С. 220-224.
3. Торосян Д.Р. Героизм и патриотизм как социальные факторы стабилизации жизни общества // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2010. № 1. С.157-163.
4. Теряева О. А. Воспитание молодежи: образы героев, псевдогероев и антигероев // Социальная педагогика. 2012. № 4. С. 107-120.
5. Салчинкина А.Р. Образы казачьих генералов как героические символы Кавказской войны 1817-1864 гг. // Культура. Духовность. Общество. 2013. № 8. С. 224-228.
6. Смирнов С.Ю. Технологии дегероизации в сознании российского общества // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 4. Т. 3. С. 222-226.
7. Земсков Р. Герои в современном обществе // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2014. Т. 4. № 5. С.803.
8. Карлейль, Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М., 2008. 864 с.
9. Серединская Л.А. Героика повседневности в современном обществе: героика
труда и героика войны // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2-2 (74). С. 221-224.
10. Баранская Л.Т., Вершинина Т.С. Психосемантика героизма в историко-лингвистическом межкультурном контексте // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 6 (85). Ч. 2. С. 107-117.
References
1. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 godyi» //Ofitsialnyiy sayt Pravitelstva Rossii. URL: http://government.ru/media/files/8qqYUwwz HUxzVkH1j sKAErrx2dE4q0ws.pdf (data obrascheniya 16.04.2016)
2. Vershinina T.S., Baranskaya L.T. Fenomen podrostkovogo voennogo geroizma kak otrazhenie sotsiopaticheskogo povedeniya na voyne // Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 1: Problemyi obrazovaniya, nauki i kulturyi. 2011. T. 95. № 4. S. 220224.
3. Torosyan D.R. Geroizm i patriotizm kak sotsialnyie faktoryi stabilizatsii zhizni obschestva // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 18. Sotsiologiya i politologiya. 2010. № 1. S.157-163.
4. Teryaeva O.A. Vospitanie molodezhi: obrazyi geroev, psevdogeroev i antigeroev // Sotsialnaya pedagogika. 2012. № 4. S. 107-120.
5. Salchinkina A.R. Obrazyi kazachih generalov kak geroicheskie simvolyi Kavkazskoi voinyi 1817-1864 gg. // Kultura. Duhovnjct. Obschestvo. 2013. № 8. S. 224-228.
6. Smirnov S.Yu. Tehnologii degeroizatsii v soznanii rossiyskogo obschestva // Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 4. T. 3. S. 222-226.
7. Zemskov R. Geroi v sovremennom obshchestve // Biulleten meditcinskikh Internet konferentcii. 2014. T. 4. № 5. S. 803.
8. Karleil T. Geroi pochitanie geroev i geroicheskoe v istorii. M., 2008. 864 s.
9. Seredinskaia L.A. Geroika povsednevnosti v sovremennom obshchestve geroika truda i geroika voiny // Izvestiia Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 2-2 (74). S. 221-224.
10. Baranskaia L.T., Vershinina T.S. Psikhosemantika geroizma v istoriko-lingvisticheskom mezhkulturnom kontekste // Izvestiia Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovaniia nauki i kultury. 2010. № 6 (85). Ch. 2. S. 107117.