УДК 159.922.8 Цветкова Наталья Афанасьевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета
Tsvetkova Natalia Afanasyevna
PhD in Psychology, Assistant Professor, Developmental Psychology Department, Moscow State Pedagogical University
Макарова Елена Юрьевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Makarova Elena Yurievna
PhD in Psychology, Assistant Professor, Developmental Psychology Department, Moscow State Pedagogical University
GENDER PECULIARITIES OF THE IDEAS ABOUT LOVE IN PREADULT AGE
Аннотация:
В статье обсуждаются гендерные особенности представлений о любви студентов вузов в зависимости от направленности образования - гуманитарной, технической и спортивной. В исследовании выявлены три типа любви: реалистический, романтический и прагматичный. Большинство респондентов демонстрирует предпочтение реалистичному типу. Положительных представлений у юношей и девушек примерно одинаково, а отрицательных представлений у юношей почти в 5 раз больше, чем у девушек. Юношам больше свойственен романтический тип любви, у них отсутствует прагматическое отношение, в отличие от девушек.
Ключевые слова:
гендерные особенности, типы любви, реалистичный тип любви, романтический тип любви, прагматичный тип любви.
Summary:
The article discusses the gender peculiarities of the ideas about love of higher school students depending on their major subjects (humanities, engineering and sports). The research distinguishes three types of love: realistic, romantic and pragmatic. The majority of respondents show preference to the realistic type of love. Both boys and girls have equal number of positive ideas of love, as for negative ones, the boys have almost 5 times more of them than the girls. The boys show a tendency for the romantic type of love and have no pragmatic attitude, unlike the girls.
Keywords:
gender peculiarities, types of love, realistic type of love, romantic type of love, pragmatic type of love.
Ввиду сложности и многогранности феномена любви, его исследование - весьма непростая задача. Именно поэтому, несмотря на наличие множества разных подходов к его описанию, первые из которых были созданы еще во времена античности, исследования любви до сих пор являются актуальными, тем более что в настоящее время традиционные взгляды на взаимоотношения полов претерпевают значительные изменения. Отношения мужчин и женщин во всех сферах общественной и личной жизни становятся более демократичными, а стереотипы маскулинности и феминности - менее полярными.
Как показывают результаты многих исследований (Л.И. Антоновой, Н.А. Цветковой и т. д.) [1], для современной молодежи именно наличие любви является основным мотивом вступления в брак, а не социальные стереотипы или финансовые соображения, что было характерно для предыдущих поколений. Взаимная любовь входит у молодых людей - юношей и девушек - в ценностное ядро, определяющее степень гармоничности супружеских отношений и благополучия семьи. Но что именно понимают, говоря о любви, юноши и девушки первого десятилетия XXI в., - вопрос, на который ответа пока не найдено.
Изучение исторического аспекта исследований феномена любви позволяет проследить динамику взглядов представителей различных научных школ об этом чувстве.
Для античных философов Древней Греции и Древнего Рима любовь мужчины и женщины не есть загадка - она стоит в одном ряду с другими природными феноменами жизни: космосом, животными, растениями.
В Средневековье природное начало в человеке противопоставлялось божественному. Далее, в эпоху Возрождения, утвердилось мнение, что эти два начала находятся в гармоничном единстве:
тело и душа человека составляют неразрывное целое. Рене Декарт, французский ученый XVII в., внес любовь в список основных человеческих эмоций, от которых берут начало «прочие страсти».
Для русской философии тема любви всегда была очень близка. По мнению русских философов Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, В.В. Розанова, С.Л. Франка, любовь - это феномен, в котором наиболее адекватно проявляется богочеловеческая сущность личности. «Любовь выше человека», - утверждал Н.А. Бердяев. В любви нет произвола личности, нет личного безудержного желания. Соединяет людей, предназначает их друг другу божественная воля. Поэтому не может и не должно быть любви неразделенной. Неразделенная любовь - грех против мировой гармонии, против начертанного в мировом порядке андрогинического образа. И вся драма любви - в мучительном искании этого образа, космической гармонии [2, с. 203].
Психологическая суть любви определилась только в XX в., с возникновением психоанализа, который сделал акцент на ее эротическом содержании. Понимание любви у Зигмунда Фрейда близко к платоновскому понятию «эроса». Любовь - это интеграция всего, что проистекает от энергии либидо: это и телесная любовь, и любовь к себе, родительская любовь, дружба, любовь детей к родителям и общечеловеческая любовь [3, с. 90-93].
Карен Хорни, одна из ключевых фигур неофрейдизма, в своей работе «Невротическая личность нашего времени» описывает любовь как невротическое состояние, которое проявляется в повышенном внимании к партнеру, в вечном требовании совершенства партнера, в использовании другого человека как средства достижения своих целей и удовлетворения своих неосознаваемых невротических потребностей [4].
В дальнейшем в психологических исследованиях, фокус внимания в которых был обращен на людей зрелых, творчески активных, А. Маслоу пришел к идее различения типов любви в зависимости от мотивации ее возникновения: любовь, утверждал он, может быть дефицитарная и бытийная. Дефицитарная любовь развивается в результате наличия у человека неудовлетворенных потребностей (в самоуважении, сексе, безопасности). Бытийная любовь утверждает автономную ценность партнера и не связана с удовлетворением собственных потребностей за счет другого.
Наиболее значительный вклад в раскрытие феномена любви внес Эрих Фромм. В его концепции любовь - это искусство, и всем формам любви присущи следующие элементы внутренней структуры [5]:
- забота о другом, связанная с активной заинтересованностью в его жизни и развитии;
- ответственность как состояние готовности добровольно «отвечать» на потребности человеческого существа;
- уважение как способность осознавать уникальную индивидуальность другого;
- знание как способность увидеть человека в его собственном проявлении, проникнуть в самую сущность.
В своих работах он ввел понятие о таких типах любви, как «подлинная любовь», «плодотворная любовь», «зрелая любовь». «Любовь - это деятельность, забота и ответственность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то "захвативший"» [6, с. 68].
Виктор Франкл говорил о любви как об исключительно человеческом феномене, экзистенциальном акте. Подлинная любовь, по В. Франклу, представляет собой «глубокое проникновение в личную структуру партнера, а именно: вступление с ним в связь на духовном уровне» [7].
Одним из продуктивных способов анализа любовного чувства, широко используемым в практической работе психотерапевтов и психологов-консультантов, является трехкомпонентная модель, разработанная американским психологом Р. Стернбергом [8] и получившая название «триангулярной теории любви». Согласно этой концепции, любовь включает в себя сексуальное влечение, психологическую близость и ответственность за любимого и судьбу отношений. Сочетание этих трех компонентов дает восемь типов любви: нелюбовь (отсутствие любви); приязнь (симпатия); страстная любовь; любовь-долженствование (придуманная любовь); романтическая любовь; дружеская любовь; роковая (слепая) любовь; совершенная любовь, включающая в себя близость, влечение и ответственность.
В отечественной психологии любовь понимается как сложное психическое явление, которое рассматривается не только как субъективное отношение одного человека к другому, но и через призму взаимоотношений двух людей. В контексте развития личности различные теории любви понимают любовь как устойчивое гармонизирующее, психостимулирующее состояние исключительного приятия, которое проходит этапы зарождения и развития.
П.В. Симонов утверждал, что «любовь - вовсе не эмоция» и что «в зависимости от обстоятельств любовь порождает разные эмоции». По его мнению, любовь - это разновидность потребности, потребности очень сложной, сформированной влияниями социальной среды, этикой и мировоззрениями данного общества» [9].
Таким образом, научные представления о любви в философии и психологии эволюционируют от представлений о любви как божественной силе и источнике жизни к описанию психоло-
гических и экзистенциальных аспектов становления и развития этого чувства. В западной психологии любовь рассматривается преимущественно как субъективное отношение одного человека к другому. В отечественной психологии любовь рассматривается также и через призму взаимоотношений людей, влияния социальной среды, этики и мировоззрения данного общества.
Отношение к любви у каждого поколения, как и у каждой возрастной категории лиц, отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в конкретном социуме. С точки зрения психологической науки любовь можно рассматривать как эмоциональное и чувственное восприятие людьми друг друга.
В данной работе мы определяем любовь как «интенсивное напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно-значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости» [10].
Мы считаем, что представления о любви в юношеском возрасте влияют на брачно-семей-ное поведение молодежи на этапе выбора брачного партнера и затем - при освоении семейных ролей в молодой семье. Это обстоятельство обусловливает актуальность темы исследования в период резкого повышения нестабильности российских семей.
Проведенное нами исследование представлений о любви в юношеском возрасте включало в себя два этапа. В пилотажном исследовании приняли участие 40 человек (20 девушек и 20 юношей) педагогического университета (возраст от 18 до 20 лет). Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью следующих методик: 1) контент-анализ содержания интернет-форумов, на которых велись обсуждения на тему любви; 2) шкала дифференциальных эмоций К.Э. Изарда, модифицированная С.В. Несыной; 3) методика «Отношение к любви и чувствам» (Л. Собчик) [12; 13].
На основании полученных данных нами были выявлены три типа любви: романтический, реалистический и прагматичный. Этот результат мы использовали далее, на втором этапе эмпирического исследования.
Романтическая любовь характеризуется высокой степенью эмоциональности, умением любить глубоко и верно, не стыдиться своего чувства и способностью его проявлять. Но при неблагоприятных обстоятельствах и сложности во взаимоотношениях с близким человеком любовь может стать источником страданий.
Реалистическая любовь характерна для людей, которым любовь важна, но не стоит на первом месте. Их поведением руководят реализм, терпимость, часто - гордость. Временами чувство может полностью завладеть «реалистом», хотя вряд ли он способен «потерять голову».
Прагматичная любовь характеризуется здравым смыслом. Прежде чем проявить чувство, «прагматик» десять раз все взвесит и обдумает. Любовь кажется им смешной детской забавой.
Анализ интернет-высказываний о любви посетителей форумов позволил определить приоритетные направления в понимании любви молодежью: на первом месте оказалось «физическое наслаждение», на втором - «основа семейных отношений», на третьем - «лучшая из возможностей не быть одной / одному». Это свидетельствует о неоднозначности понимания данного феномена молодежью.
Наше эмпирическое исследование показало, что у современных девушек и юношей в представлениях о любви наблюдается разделение физической и психологической составляющих любви, и у большинства испытуемых физическая сторона любовных отношений стоит на первом месте. Присутствует и представление о любви как способе «получить», а не «отдать».
Для студентов обоего пола одинаково значимыми являются эмоциональное проявление в любви радости, но у юношей превалирует эмоция гнева, а у девушек - страха. В эмоциональное ядро у студентов-юношей входят любовь и радость.
Во втором, основном, этапе исследования, приняли участие 64 человека, 33 юноши и 31 девушка в возрасте от 21 до 30 лет. Целью исследования было выявление особенностей представлений о любви в юношеском возрасте в зависимости от направления образования - гуманитарного, технического и спортивного (исследование реализовывалось на базе трех вузов города Москвы: Московского городского педагогического университета, исторический факультет - гуманитарная направленность образования; Московского государственного технического университета им. Баумана - техническая направленность образования; Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), факультет теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло -спортивная направленность образования).
В исследовании мы исходили из следующих гипотез:
- для студентов вуза гуманитарной направленности более характерны романтические представления о любви, чем для студентов вузов технической и спортивной направленностей;
- из широкого спектра переживаний студенты технического и спортивного вузов склонны выделять положительные эмоциональные состояния, а гуманитарного вуза - отрицательные эмоциональные состояния;
- гендерные различия в представлениях о любви выражены сильнее, чем различия, связанные с направлением получаемого молодыми людьми образования.
Помимо методов, примененных в пилотном исследовании, на этапе основного исследования нами использовался контент-анализ сочинений респондентов на тему «Любовь».
Выбор разных направленностей образования был продиктован тем, что в молодежной среде длительное время существовало и до сих пор существует разделение на «сухарей-физиков» и «романтиков-лириков (гумаритариев)». Распространено убеждение, что «физики», погруженные в сложные, полные математических абстракций задачи, которые им необходимо решать в процессе обучения, не умеют влюбляться. Что они слишком далеки от реальностей мира, чтобы быть способными переживать состояние влюбленности, что затрудняет задачу поиска молодыми людьми своей «второй половинки».
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Из трех выделенных нами типов любви - романтического, реалистического и прагматичного - все группы респондентов демонстрируют предпочтение реалистичному типу любви. Кроме того, у респондентов гуманитарного направления, в отличие от технического и спортивного направления, присутствует прагматичный тип любви (3,4 %), и он характерен только для девушек (3,4 %). У современных девушек в целом в представлениях о любви наблюдается разделение физической и психологической составляющих любви, где физическая сторона у большинства испытуемых стоит на первом месте. Также присутствует представление о любви как способе «получить», а не «отдать».
2. Гипотеза о том, что гендерные различия в представлениях о любви выражены сильнее, чем различия, связанные с направлением получаемого молодыми людьми образования, подтверждается частично. По полученным результатам, у юношей и девушек примерно одинаковое количество положительных представлений о любви в процентном соотношении от общей выборки, и их больше, чем отрицательных. При этом отрицательных представлений у юношей почти в 5 раз больше, чем у девушек.
Наибольшее число положительных представлений о любви у респондентов технической направленности образования (37 %). У респондентов спортивной гуманитарной направленностей образования положительные представления составляют почти равное количество (20 и 19 % соответственно).
Наибольшее количество отрицательных представлений о любви выявлено в группе респондентов гуманитарного профиля образования (14 %). У группы спортивного профиля образования их почти в 2 раза меньше (8 %), а наименьшее количество - у респондентов технического профиля образования (2 %).
3. Большая часть респондентов выбрала в качестве идеала реалистичную любовь (53 %), далее идет романтическая любовь (44 %), и наименьшее число выборов относится к третьему типу -прагматичному (3 %). Среди респондентов, которые предпочли реалистичный тип любви: 28,8 % -мужского пола и 23,7 % - женского; среди приверженцев романтической любви - 27 % мужского пола и 17 % - женского; среди респондентов прагматичного типа были только девушки - 3,4 %.
Таким образом, у молодежи существуют положительные представления о любви. При этом большая часть респондентов демонстрирует предпочтение реалистичному типу любви, что является особенностью восприятия любви современной молодежью. Это может свидетельствовать о том, что современные молодые люди имеют больше представлений о реальностях семейной жизни и готовы преодолевать трудности начального этапа семейных отношений. Большая представленность романтического типа любви может свидетельствовать о романтизации любви, об отношении к ней как к особенному чувству, которое необходимо поддерживать. В то же время мы можем предположить, что «романтики», в силу имеющихся идеальных представлений о любовных отношениях, могут испытывать сложности в выстраивании гармоничных партнерских отношений в паре на начальном этапе семейных отношений.
Понимание особенностей представлений о любви у юношей и девушек поможет специалистам в практической консультативной работе с проблемами, возникающими у молодых людей в добрачный период и в период создания молодой семьи.
Ссылки:
1. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Семья в системе жизненных ценностей 16-17-летних подростков, проживающих в мегаполисе // Педагогические науки. 2006. № 1. С. 126-128.
2. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры, искусства. М., 1994. Т. 1. С. 203.
3. Фрейд З. Я и Оно. Труды разных лет : в 2 кн. Тбилиси, 1991. С. 90-93.
4. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 2000.
5. Фромм Э. Искусство любви. Харьков, 1990.
6. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1993. С. 66.
7. Франкл В.Э. Психотерапия на практике. СПб., 2000. 256 с.
8. Sternberg R.J., Barnes M.L. The Psychology of Love. New Haven ; London, 1988.
9. Симонов П.В, Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984, 163 с.
10. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 494 с.
11. Розанов В. Религия и культура // Сочинения : в 2 т. М., 1990. Т. I. С. 201.
12. Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду) // Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2003. С. 226-227.
13. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 2004. С. 68.