УДК 159.922.8
особенности представлений о брачном партнере у современных девушек
Бережная Алина Михайловна Лукьяненко Екатерина Станиславовна
В статье раскрыты теоретические и практические аспекты представлений о брачном партнере у современных девушек. Представлен теоретический анализ проблемы изучения брачно-семейных отношений в психологической науке, вопроса формирования супружеского сценария и образа будущего партнера в юношеском возрасте. На современном этапе развития общества наблюдается снижение востребованности традиционной семьи, культурного и духовного уровней супружеских отношений, что приводит к кризису института семьи. Авторы отмечают, что важнейшим фактором формирования супружеского сценария, как неотъемлемой составляющей жизненного сценария личности, выступает образ будущего партнера.
Представленное эмпирическое исследование представлений о брачном партнере у девушек, обучающихся по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям в Южном федеральном университете, описывает этапы, обоснованность методов и результаты исследования. Экспериментальная работа показала, что представления девушек о будущем партнере структурируются по трем группам: деловые качества, личностные качества и внешние данные, где деловые качества превалируют. Анализ оценок ролевых ожиданий и притязаний девушек доказал, что отводится малая роль интимно-сексуальным, родительско-воспитательским и эмоционально-психотерапевтическим возможностям партнера, однако хозяйственно-бытовая функция, социальная активность и внешняя привлекательность выступают значимыми показателями. Полученные результаты послужили основанием для разработки и реализации программы психолого-педагогического сопровождения развития представлений о брачном партнере. По завершении апробации данной программы была проведена контрольная психодиагностика, в результате которой были выявлены позитивные изменения показателей установок девушек на брачно-семейные отношения, что подтвердило эффективность предложенной психолого-педагогической работы.
Ключевые слова: семья, родительская семья, брачно-семейные отношения, жизненный сценарий, супружеский сценарий, брачный партнер,
представления о партнере, юношеский возраст, межличностные отношения, образ партнера.
Введение
В настоящее время институт семьи подвержен глубокому организационному и содержательному кризису, обусловленному политическими, экономическими и культурными трансформациями современного общества. Исследователями выделяется ряд негативных аспектов данного кризиса, среди которых снижение качества семейного воспитания, духовное обнищание семьи и социально опасное падение востребованности традиционного супружеского типа семьи.
В современных психологических исследованиях по проблемам семейных и супружеских отношений личность супругов признается важнейшим фактором всех многоаспектных проявлений семьи, что стимулировало расширение радиуса исследований соответствующей проблематики и, в частности, изучение особенностей брачно-семейной самореализации личности на начальном этапе [5, 10, 11]. Испытываемые личностью трудности создания, развития и сохранения семьи способствуют организации психологического сопровождения становления брачно-семейных отношений, где основным компонентом подобной помощи выступает подготовка личности к созданию семьи [9]. В этой связи важнейшим направлением в исследовании брачно-семейного вопроса выступает изучение психологического содержания представлений личности о себе и других участниках брачно-семейных отношений. Представления служат платформой для прогнозирования и планирования субъектом будущего поведения в брачно-семейной сфере [7]. Логически возникает необходимость рассмотрения таких категорий, как жизненный и супружеский сценарии. Под жизненным сценарием в психологической науке понимается ценностно-смысловая система представлений о собственном жизненном пути, включенная в образ мира личности и трансформирующаяся на протяжении жизни под влиянием самопознающей и самореализующей активности личности и воздействий социальной среды [3]. Именно в юношеском возрасте начинает формироваться так называемый супружеский сценарий [1].
Проводя аналогию с жизненным сценарием, супружеский сценарий можно рассматривать как систему представлений личности в добрачном периоде, образующую для нее наиболее приемлемую модель супружеского взаимодействия в будущем [6]. Некоторые исследователи рассматривают супружеский сценарий как модель будущих семейных отношений. В частности, С. В. Заев связывает понятие «супружеский сценарий» с «внешним» и «внутренним» аспектами отношений в психологии [3]. Представляя собой
смысловую систему личности, связанную с семейной сферой жизнедеятельности, супружеский сценарий выступает как модель супружеских отношений, проектируемая на добрачном этапе («внутренний аспект»). В дальнейшем в будущих семьях будут строиться реальные межличностные отношения («внешний аспект»). Таким образом, «внешний» аспект - это реальные отношения на межличностном уровне, а «внутренний» аспект - это переживаемые человеком, упорядоченные в системную модель личностные смыслы. Супружеский сценарий как модель востребованных супружеских взаимоотношений представляет собой планирование субъектом будущих брачно-семейных отношений, основанное на оценке личностных возможностей самореализации в данных отношениях.
В психологической науке выделяют ряд факторов формирования супружеского сценария, среди которых важнейшими выступают: родительская семья; матримониальный менталитет; образовательная среда, ценностные ориентации личности; средства массовой информации [3, 6, 8, 10, 11]. Современные исследования констатировали, что брачно-семейные представления формируются в условиях собственной родительской семьи. В своих работах Э. Г. Эйдемиллер и А. В. Черникова рассматривают влияние семейного сценария старшего поколения на семейный сценарий младшего поколения [1]. Однако в современном обществе наблюдается тенденция к ослаблению позитивного эффекта влияния обозначенных выше факторов. Отмечается, что родители не принимают активного участия в подготовке младшего поколения к семейной жизни [4, 14]. К сожалению, современная реальность демонстрирует снижение роли семейного воспитания и возрастание значимости других общественных институтов [6]. Исследователи различных областей науки подчеркивают увеличение роли так называемой «телеэкранной социализации» [12, 13].
Не менее значимым фактором, играющим существенную роль в формировании супружеского сценария, является образ будущего партнера. Важность данной группы представлений обусловлена тем, что представления о будущем партнере способны сыграть ведущую роль в построении всего супружеского сценария и планировании брачно-супружеских отношений в целом. Формирование представлений о будущем брачном партнере, подчиняясь общим закономерностям образования представлений о другом человеке, обладает некоторыми особенностями. В своих работах И. С. Кон говорил, что представления о будущем супруге начинают формироваться на основе первого опыта любовных отношений, которые выступают своеобразным эталоном выбора и критерием оценки партнера [6]. Значимым компонентом брачно-семейной установки является адекватное отношение к противоположному полу [10]. Юноши и девушки должны понимать особенности
поведения своего партнера, т. к. мужское и женское поведение отличаются характерными чертами, сформированными в ходе культурно-исторического развития и транслируемыми в процессе воспитания [8, 14].
Актуальность исследования
С учетом того, что именно в юношеском возрасте начинают создаваться первые супружеские пары, необходимым является формирование адекватных представлений о брачно-семейных отношениях у юношей и девушек. На данном возрастном этапе на формирование системы жизненных представлений о брачно-семейных отношениях значительное влияние оказывает профиль учебного заведения, в рамках которого реализуется профессиональное образование субъектов. Высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям, обладают спецификой (в частности, однородность контингента по половому признаку), что ограничивает возможность адекватного развития образа брачного партнера. В то же время, значимость для юношеского возраста построения целостного сценария супружеских отношений, способного составить основу будущего супружества, обусловливает необходимость организации психологического сопровождения данного процесса.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель эмпирического исследования: изучить психологические особенности представлений о будущем брачном партнере у современных девушек.
В качестве экспериментальной гипотезы выступило предположение, согласно которому представления о брачном партнере у девушек, обучающихся по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям подготовки, обладают элементами несформированности, не позволяющими им выстроить целостный супружеский сценарий.
В соответствии с выдвинутой гипотезой нами были поставлены следующие экспериментальные задачи:
1) раскрыть основные разновидности несформированных представлений о брачном партнере у девушек-студенток, обучающихся по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям подготовки;
2) разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития представлений о брачном партнере.
Для проведения экспериментального исследования представлений о брачном партнере у современных девушек нами была сформирована выборка общей численностью 180 человек в возрасте 17-19 лет, включающая студенток ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», обучающихся по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям подготовки.
В качестве исследовательского инструментария использовался комплекс методов и методик: беседа, тестирование с помощью методики «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой [2], метод психосемантики в форме ассоциативного эксперимента, критерий Стьюдента. Эмпирическое исследование проходило в несколько этапов.
Результаты исследования
На начальном этапе констатирующего эксперимента применялся метод свободных ассоциаций. Испытуемым предлагалось назвать все ассоциации, возникающие у них в ответ на стимульное высказывание «Брачный партнер -какой он?». В результате проведенного анализа полученных данных все характеристики брачного партнера были структурированы по группам:
1) внешние характеристики: симпатичный, стильный, спортивный и др.;
2) личностные качества, отражающие способность к взаимодействию с другими людьми: внимательный, добрый, любящий, заботливый и др.;
3) деловые качества: успешный, обеспеченный, умный, без вредных привычек, надежный, ответственный, благополучный, активный и др.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Группы характеристик образа будущего партера в % соотношении
55,84
44,16
57,62
42,38
73,35
Внешние данные
Личностные
Деловые
50 % и более □ менее 50%
26,65
Рисунок 1. Процентное распределение групп, элементы которых называются в менее 50 % случаев и в 50 % и более случаев
Далее изучалось соотношение качеств, называемых в не менее 50 % случаев (частота не менее 0,5) и в менее 50 % случаев (частота менее 0,5). В результате группы распределились следующим образом: 1 место - деловые качества (73,35 % таких качеств); 2 место - личностные качества (57,62 %); 3 место - внешние данные (55,84 %) (рисунок 1).
Анализируя полученные данные ассоциаций, можно заключить, что в образе брачного партнера современные девушки предпочитают видеть качества, способные обеспечить благополучие семьи и материальную стабильность, при этом значимость личностных качеств, отражающих ценностное отношение к семье, нивелируется. Таким образом, возникающие противоречия между ожидаемым партнером и реальным создают ситуацию непринятия реального супруга. При выборе в брачные партнеры мужчины, способного к материальному обеспечению и благополучию семьи, девушками не учитываются сопутствующие такому типу личностные качества. Они оказываются в ситуации неготовности принять реального супруга.
В завершение констатирующего эксперимента было проведено сопоставление ролевых ожиданий и притязаний девушек в браке, полученных по методике РОП А. Н. Волковой, которое позволило сформулировать следующий вывод: наименьшая роль отводится эмоционально-психотерапевтическим (2,6 балла), родительско-воспитательным (3,3 балла) и интимно-сексуальным (3,4 балла) возможностям будущего брачного партнера; однако более значимыми для современных девушек выступают такие характеристики будущего партнера, как: реализация социальной активности (7,3 баллов), наличие внешней привлекательности (7,7 баллов) и выполнение хозяйственно-бытовой функции (8,8 баллов).
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Интимно- Личностная Хозяйст-сексуальная иденти- венно-фикация... бытовая...
Рисунок 2. Распределение средних оценок семейных ролевых ожиданий девушек
РО □ ПР
Роди-тельско-...
Эмоционально-...
Внешняя..
Методика позволила также выявить различия между семейными ролевыми ожиданиями и притязаниями девушек по интимно-сексуальной, хозяйственно-бытовой, родительско-воспитательной и эмоционально-
психотерапевтической шкалам. У девушек наблюдается большая требовательность к себе, чем к брачному партнеру в сфере интимно-сексуальных отношений (с 3,4 баллов до 8,6 баллов) и родительско-воспитательных функций (с 3,3 баллов до 8,9 баллов), также у них отмечено снижение требовательности по отношению к хозяйственно-бытовым установкам: с 8,8 баллов до 4,2 баллов. Таким образом, у девушек прослеживается наибольшее различие между тем, что они ожидают от брачного партнера, и тем, что готовы реализовать в будущем.
Полученные эмпирическим путем данные позволили сформулировать следующие выводы: представления студенток о брачном партнере распределились по трем группам - деловые личностные качества, личностные качества и внешние физические данные; несформированность представлений о брачном партнере может проявляться в нескольких формах - несовместимости приписываемых ему индивидуальных характеристик друг с другом, чрезмерного превалирования характеристик одной смысловой группы за счет игнорирования или обесценивания других.
В основу формирующего эксперимента легло предположение, согласно которому несформированность у девушек представлений о брачном партнере выступает следствием субъективной ограниченности их возможностей получать необходимую информацию для построения соответствующего образа. Расширение у студенток сферы возможностей получения информации о брачно-супружеских отношениях путем прямой и косвенной психологической помощи способно повысить уровень их готовности к брачно-семейной самореализации, способствовать развитию адекватных представлений о брачном партнере.
Соответственно выдвинутому предположению, разработанная нами программа психолого-педагогического сопровождения развития представлений о брачном партнере включает два блока работы со студентками: теоретический и практический [1].
Содержание теоретического блока направлено на психологическое просвещение девушек по вопросам брачно-супружеских отношений с целью гармонизации представлений о будущем партнере. В основу проектирования данного блока были определены следующие принципы: связи с жизнью, доступности, преемственности, перспективности, гуманизма. Исследователями отмечается, что поверхностные представления о брачно-семейных отношениях выступают предикторами формирования неадекватных представлений о брачном партнере. Таким образом, содержание теоретического блока предполагало проведение двух спецкурсов: 1) «Основы психологии семьи и семейных отношений»; 2) «Психологическое сопровождение супружеских отношений».
Блок практической работы представлял собой психокоррекционную работу со студентками, направленную на развитие у них навыков построения межличностных отношений с лицами противоположного пола с целью самостоятельного получения информации, способной составить основу представлений о брачном партнере, и состоит из трех разделов:
1) управление эмоциями;
2) анализ конфликта;
3) научение уверенному поведению в межличностном взаимодействии.
В каждом разделе содержатся приемы (техники), которые на практике
доказали свою эффективность (гештальттерапия, психодрама, НЛП, телесная терапия) [1, 12, 15]. В первом разделе представлены техники, разработанные в традициях различных психотерапевтических школ и направленные на урегулирование разрушающих эмоционально-насыщенных переживаний. Основная задача данных техник - лишить конфликт эмоциональной поддержки, способствовать разрешению конфликта путем перенесения проблемы в рациональный план действий. Во втором разделе содержатся упражнения, помогающие проанализировать интересы, увлечения субъектов, выбрать эффективную стратегию поведения и т. д. В третий раздел включены психотехнические приемы, позволяющие делать шаги к примирению, формирующие умения извиняться и прощать других, противостоять давлению, уверенно излагать свою позицию, высказывать свое мнение и слушать другого человека.
Для апробации разработанной программы психолого-педагогического сопровождения развития представлений о брачном партнере была выбрана студенческая группа, имеющая однородный женский состав (п = 20). В группе были проведены предварительная психодиагностика с помощью методики «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой и сравнение показателей с помощью критерия Стьюдента, что позволило выявить значительную долю студенток с неадекватными брачно-семейными ориентациями (таблица 1).
Следующий этап предполагал просветительскую и коррекционно-развивающую работу с группой студенток в течение 4 месяцев по развитию у них адекватных представлений о брачном партнере.
По завершении апробации программы психолого-педагогического сопровождения развития представлений о брачном партнере был проведен контрольный психодиагностический срез результативности программы. Применение критерия Стьюдента к полученным баллам по брачным ролевым ожиданиям и притязаниям позволило выявить значительную долю лиц, у которых наблюдается статистически значимое совпадение этих показателей (таблица 2).
Таблица 1.
Распределение девушек с совпадением брачных ролевых ожиданий (РО) и притязаний (РП) по шкалам методики РОП (констатирующий этап)
Наименование шкалы Соотношение РО и РП
сходство различие
П % п %
1. Интимно-сексуальная 2 10 18 90
2. Личностная идентификация с супругом 3 15 17 85
3. Хозяйственно-бытовая 6 30 14 70
4. Родительско-воспитательная 2 10 18 90
5. Социальная активность 8 40 12 60
6. Эмоционально-психотерапевтическая 6 30 14 70
7. Внешняя привлекательность 9 45 11 55
Таблица 2.
Распределение девушек с совпадением брачных ролевых ожиданий (РО) и притязаний (РП) по шкалам методики РОП (контрольный срез)
Соотношение РО и РП
Наименование шкалы сходство различие
П % п %
1. Интимно-сексуальная 8 40 12 60
2. Личностная идентификация с супругом 16 80 4 20
3. Хозяйственно-бытовая 18 90 2 10
4. Родительско-воспитательная 17 85 3 15
5. Социальная активность 18 90 2 10
6. Эмоционально-психотерапевтическая 14 70 6 30
7. Внешняя привлекательность 19 95 1 5
Выводы
Полученные позитивные изменения объективных показателей установки девушек на брачно-семейные отношения позволяют констатировать эффективность разработанной программы развития представлений студенток ЮФУ о брачном партнере.
Однако на этом исследовательская работа по заявленной проблематике не может считаться окончательно завершенной. Проблема организации и реализации психолого-педагогического сопровождения личности в ее подготовке к успешному осуществлению брачно-семейных отношений в настоящее время сохраняет свою актуальность и востребованность в исследовательском пространстве психологической науки. Исследования в данной сфере могут быть продолжены на основе охвата иных содержательных областей брачно-
семейных отношений, учета различных внешних факторов, оказывающих
влияние на формирование данных представлений, привлечения другого
психодиагностического инструментария.
Литература
1. Бережная А. М. Развитие представлений о брачном партнере у студенток педагогических вузов: дисс. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2007. - 191 с.
2. Волкова А. Н., Трапезникова Т. М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 1985. - № 5.
3. Заев С. В. Взаимосвязь супружеских сценариев и гендерных характеристик личности в процессе семейного самоопределения молодежи: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Краснодар: Изд-во КубГУ, 2006. -26 с.
4. ЗритневаЕ.И. Воспитание будущего семьянина в современной России: автореф. дисс. ... д. пед. наук. - Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2006. - 47 с.
5. Зубкова Е. А. Особенности семейной и трудовой самореализации личности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Курск: Изд-во КГУ,
2006. - 21 с.
6. Кон И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
7. Котова И. Б., Бережная А. М. Эмпирическое исследование содержания представлений о брачном партнере у студентов педагогических вузов // Российский психологический журнал. - 2007. - Т. 4. - № 3.
8. ЛукьяненкоЕ. С,ДобрынинаН. И. Представления о браке у современных юношей и девушек в зависимости от их ценностных ориентации // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация» / Отв. ред. А. В. Черная. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2015.
9. МитичкинаЕ. Е. Использование знаний об интегральной индивидуальности в психологической подготовке студентов к стабильной супружеской жизни: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2004. - 24 с.
10. Сорокина Т. Ю. Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Самара: Изд-во СГПУ,
2007. - 22 с.
11. Тащёва А. И., КирееваЛ. Е. Восприятие супружеских отношений в связи с представлениями партнеров о «двухкарьерном» браке // СевероКавказский психологический вестник. - 2012. - № 10 / 3. - С. 27-30.
12. Duncan S., Phillips M., Carter J., Roseneil S. & Stoilova M. Practices and perceptions of living apart together // Family Science. - 2014. - 5 (1). -pp. 1-10.
13. HilpertP., Bodenmann G., NussbeckF. W. & Bradbury T. N. Predicting relationship satisfaction in distressed and non-distressed couples based on a stratified sample: a matter of conflict, positivity, or support? // Family Science. -2013. - 4 (1). - pp. 110-120.
14. Merz C. A., Meuwly N., Randall A. K. & Bodenmann G. Engaging in dyadic coping: Buffering the impact of everyday stress on prospective relationship satisfaction // Family Science. - 2014. - 5 (1). - pp. 30-37.
15. Nelson-Jones R. Human Relationship Skills: Coaching and Self-Coaching. -New York: Routledge, 2006.