Научная статья на тему 'Особенности представлений о брачном партнере у современных девушек'

Особенности представлений о брачном партнере у современных девушек Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2375
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РОДИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ / БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ / СУПРУЖЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ / БРАЧНЫЙ ПАРТНЕР / FAMILY / PARENT FAMILY / MARRIAGE RELATIONS / LIFE SCENARIO / MARITAL SCENARIO / MARRIAGE PARTNER / REPRESENTATIONS OF THE PARTNER / ADOLESCENCE / INTERPERSONAL RELATIONSHIP / PARTNER''S IMAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бережная А. М., Лукьяненко Е. С.

В статье раскрыты теоретические и практические аспекты представлений о брачном партнере у современных девушек. Представлен теоретический анализ проблемы изучения брачно-семейных отношений в психологической науке, вопроса формирования супружеского сценария и образа будущего партнера в юношеском возрасте. На современном этапе развития общества наблюдается снижение востребованности традиционной семьи, культурного и духовного уровней супружеских отношений, что приводит к кризису института семьи. Авторы отмечают, что важнейшим фактором формирования супружеского сценария, как неотъемлемой составляющей жизненного сценария личности, выступает образ будущего партнера. Представленное эмпирическое исследование представлений о брачном партнере у девушек, обучающихся по педагогическому и психологопедагогическому направлениям в Южном федеральном университете, описывает этапы, обоснованность методов и результаты исследования. Экспериментальная работа показала, что представления девушек о будущем партнере структурируются по трем группам: деловые качества, личностные качества и внешние данные, где деловые качества превалируют. Анализ оценок ролевых ожиданий и притязаний девушек доказал, что отводится малая роль интимно-сексуальным, родительско-воспитательским и эмоционально-психотерапевтическим возможностям партнера, однако хозяйственно-бытовая функция, социальная активность и внешняя привлекательность выступают значимыми показателями. Полученные результаты послужили основанием для разработки и реализации программы психолого-педагогического сопровождения развития представлений о брачном партнере. По завершении апробации данной программы была проведена контрольная психодиагностика, в результате которой были выявлены позитивные изменения показателей установок девушек на брачно-семейные отношения, что подтвердило эффективность предложенной психологопедагогической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бережная А. М., Лукьяненко Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Representation of the Marriage Partner among Modern Young Girls

The article deals with the theoretical and practical aspects of the concepts of marriage partner among modern young girls. The article presents theoretical analysis of the problem of studying marriage and family relations in psychological science, the issue of formation of marital scenario and image of the future partner in adolescence. At the present stage of society development there is a decrease in demand for the traditional family, cultural and spiritual level of the marital relationship, which leads to the crisis of the family institution. The authors note that the most important factor in the formation of marital scenario, as an integral part of the life scenario, stands the image of the future partner. The present empirical investigation exploring perceptions of marriage partner of girls studying in the pedagogical and psycho-pedagogical direction at the Southern Federal University, describes the steps, the reasonableness of the chosen methods and results of research. Experimental work has shown that representation of girls on the future partner is structured into three groups: business qualities, personality qualities and appearance, where the business acumen prevalent. The analysis estimates of role expectations and aspirations of girls proved that the withdrawal of a small sexual role, parent-educators, and emotional and psychotherapeutic possibilities of the partner, but a function of household, social activity, and visual appeal are the important indicators. The results formed the basis for the development and implementation of the program of psycho-pedagogical support of the development of ideas about marriage partner. Upon completion of the testing program was carried out psychodiagnostics control, which resulted in positive changes were identified indicators installations girls marriage and family relations, which confirmed the effectiveness of the proposed psychological-pedagogical work.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений о брачном партнере у современных девушек»

УДК 159.922.8

особенности представлений о брачном партнере у современных девушек

Бережная Алина Михайловна Лукьяненко Екатерина Станиславовна

В статье раскрыты теоретические и практические аспекты представлений о брачном партнере у современных девушек. Представлен теоретический анализ проблемы изучения брачно-семейных отношений в психологической науке, вопроса формирования супружеского сценария и образа будущего партнера в юношеском возрасте. На современном этапе развития общества наблюдается снижение востребованности традиционной семьи, культурного и духовного уровней супружеских отношений, что приводит к кризису института семьи. Авторы отмечают, что важнейшим фактором формирования супружеского сценария, как неотъемлемой составляющей жизненного сценария личности, выступает образ будущего партнера.

Представленное эмпирическое исследование представлений о брачном партнере у девушек, обучающихся по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям в Южном федеральном университете, описывает этапы, обоснованность методов и результаты исследования. Экспериментальная работа показала, что представления девушек о будущем партнере структурируются по трем группам: деловые качества, личностные качества и внешние данные, где деловые качества превалируют. Анализ оценок ролевых ожиданий и притязаний девушек доказал, что отводится малая роль интимно-сексуальным, родительско-воспитательским и эмоционально-психотерапевтическим возможностям партнера, однако хозяйственно-бытовая функция, социальная активность и внешняя привлекательность выступают значимыми показателями. Полученные результаты послужили основанием для разработки и реализации программы психолого-педагогического сопровождения развития представлений о брачном партнере. По завершении апробации данной программы была проведена контрольная психодиагностика, в результате которой были выявлены позитивные изменения показателей установок девушек на брачно-семейные отношения, что подтвердило эффективность предложенной психолого-педагогической работы.

Ключевые слова: семья, родительская семья, брачно-семейные отношения, жизненный сценарий, супружеский сценарий, брачный партнер,

представления о партнере, юношеский возраст, межличностные отношения, образ партнера.

Введение

В настоящее время институт семьи подвержен глубокому организационному и содержательному кризису, обусловленному политическими, экономическими и культурными трансформациями современного общества. Исследователями выделяется ряд негативных аспектов данного кризиса, среди которых снижение качества семейного воспитания, духовное обнищание семьи и социально опасное падение востребованности традиционного супружеского типа семьи.

В современных психологических исследованиях по проблемам семейных и супружеских отношений личность супругов признается важнейшим фактором всех многоаспектных проявлений семьи, что стимулировало расширение радиуса исследований соответствующей проблематики и, в частности, изучение особенностей брачно-семейной самореализации личности на начальном этапе [5, 10, 11]. Испытываемые личностью трудности создания, развития и сохранения семьи способствуют организации психологического сопровождения становления брачно-семейных отношений, где основным компонентом подобной помощи выступает подготовка личности к созданию семьи [9]. В этой связи важнейшим направлением в исследовании брачно-семейного вопроса выступает изучение психологического содержания представлений личности о себе и других участниках брачно-семейных отношений. Представления служат платформой для прогнозирования и планирования субъектом будущего поведения в брачно-семейной сфере [7]. Логически возникает необходимость рассмотрения таких категорий, как жизненный и супружеский сценарии. Под жизненным сценарием в психологической науке понимается ценностно-смысловая система представлений о собственном жизненном пути, включенная в образ мира личности и трансформирующаяся на протяжении жизни под влиянием самопознающей и самореализующей активности личности и воздействий социальной среды [3]. Именно в юношеском возрасте начинает формироваться так называемый супружеский сценарий [1].

Проводя аналогию с жизненным сценарием, супружеский сценарий можно рассматривать как систему представлений личности в добрачном периоде, образующую для нее наиболее приемлемую модель супружеского взаимодействия в будущем [6]. Некоторые исследователи рассматривают супружеский сценарий как модель будущих семейных отношений. В частности, С. В. Заев связывает понятие «супружеский сценарий» с «внешним» и «внутренним» аспектами отношений в психологии [3]. Представляя собой

смысловую систему личности, связанную с семейной сферой жизнедеятельности, супружеский сценарий выступает как модель супружеских отношений, проектируемая на добрачном этапе («внутренний аспект»). В дальнейшем в будущих семьях будут строиться реальные межличностные отношения («внешний аспект»). Таким образом, «внешний» аспект - это реальные отношения на межличностном уровне, а «внутренний» аспект - это переживаемые человеком, упорядоченные в системную модель личностные смыслы. Супружеский сценарий как модель востребованных супружеских взаимоотношений представляет собой планирование субъектом будущих брачно-семейных отношений, основанное на оценке личностных возможностей самореализации в данных отношениях.

В психологической науке выделяют ряд факторов формирования супружеского сценария, среди которых важнейшими выступают: родительская семья; матримониальный менталитет; образовательная среда, ценностные ориентации личности; средства массовой информации [3, 6, 8, 10, 11]. Современные исследования констатировали, что брачно-семейные представления формируются в условиях собственной родительской семьи. В своих работах Э. Г. Эйдемиллер и А. В. Черникова рассматривают влияние семейного сценария старшего поколения на семейный сценарий младшего поколения [1]. Однако в современном обществе наблюдается тенденция к ослаблению позитивного эффекта влияния обозначенных выше факторов. Отмечается, что родители не принимают активного участия в подготовке младшего поколения к семейной жизни [4, 14]. К сожалению, современная реальность демонстрирует снижение роли семейного воспитания и возрастание значимости других общественных институтов [6]. Исследователи различных областей науки подчеркивают увеличение роли так называемой «телеэкранной социализации» [12, 13].

Не менее значимым фактором, играющим существенную роль в формировании супружеского сценария, является образ будущего партнера. Важность данной группы представлений обусловлена тем, что представления о будущем партнере способны сыграть ведущую роль в построении всего супружеского сценария и планировании брачно-супружеских отношений в целом. Формирование представлений о будущем брачном партнере, подчиняясь общим закономерностям образования представлений о другом человеке, обладает некоторыми особенностями. В своих работах И. С. Кон говорил, что представления о будущем супруге начинают формироваться на основе первого опыта любовных отношений, которые выступают своеобразным эталоном выбора и критерием оценки партнера [6]. Значимым компонентом брачно-семейной установки является адекватное отношение к противоположному полу [10]. Юноши и девушки должны понимать особенности

поведения своего партнера, т. к. мужское и женское поведение отличаются характерными чертами, сформированными в ходе культурно-исторического развития и транслируемыми в процессе воспитания [8, 14].

Актуальность исследования

С учетом того, что именно в юношеском возрасте начинают создаваться первые супружеские пары, необходимым является формирование адекватных представлений о брачно-семейных отношениях у юношей и девушек. На данном возрастном этапе на формирование системы жизненных представлений о брачно-семейных отношениях значительное влияние оказывает профиль учебного заведения, в рамках которого реализуется профессиональное образование субъектов. Высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям, обладают спецификой (в частности, однородность контингента по половому признаку), что ограничивает возможность адекватного развития образа брачного партнера. В то же время, значимость для юношеского возраста построения целостного сценария супружеских отношений, способного составить основу будущего супружества, обусловливает необходимость организации психологического сопровождения данного процесса.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования.

Цель эмпирического исследования: изучить психологические особенности представлений о будущем брачном партнере у современных девушек.

В качестве экспериментальной гипотезы выступило предположение, согласно которому представления о брачном партнере у девушек, обучающихся по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям подготовки, обладают элементами несформированности, не позволяющими им выстроить целостный супружеский сценарий.

В соответствии с выдвинутой гипотезой нами были поставлены следующие экспериментальные задачи:

1) раскрыть основные разновидности несформированных представлений о брачном партнере у девушек-студенток, обучающихся по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям подготовки;

2) разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития представлений о брачном партнере.

Для проведения экспериментального исследования представлений о брачном партнере у современных девушек нами была сформирована выборка общей численностью 180 человек в возрасте 17-19 лет, включающая студенток ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», обучающихся по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям подготовки.

В качестве исследовательского инструментария использовался комплекс методов и методик: беседа, тестирование с помощью методики «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой [2], метод психосемантики в форме ассоциативного эксперимента, критерий Стьюдента. Эмпирическое исследование проходило в несколько этапов.

Результаты исследования

На начальном этапе констатирующего эксперимента применялся метод свободных ассоциаций. Испытуемым предлагалось назвать все ассоциации, возникающие у них в ответ на стимульное высказывание «Брачный партнер -какой он?». В результате проведенного анализа полученных данных все характеристики брачного партнера были структурированы по группам:

1) внешние характеристики: симпатичный, стильный, спортивный и др.;

2) личностные качества, отражающие способность к взаимодействию с другими людьми: внимательный, добрый, любящий, заботливый и др.;

3) деловые качества: успешный, обеспеченный, умный, без вредных привычек, надежный, ответственный, благополучный, активный и др.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Группы характеристик образа будущего партера в % соотношении

55,84

44,16

57,62

42,38

73,35

Внешние данные

Личностные

Деловые

50 % и более □ менее 50%

26,65

Рисунок 1. Процентное распределение групп, элементы которых называются в менее 50 % случаев и в 50 % и более случаев

Далее изучалось соотношение качеств, называемых в не менее 50 % случаев (частота не менее 0,5) и в менее 50 % случаев (частота менее 0,5). В результате группы распределились следующим образом: 1 место - деловые качества (73,35 % таких качеств); 2 место - личностные качества (57,62 %); 3 место - внешние данные (55,84 %) (рисунок 1).

Анализируя полученные данные ассоциаций, можно заключить, что в образе брачного партнера современные девушки предпочитают видеть качества, способные обеспечить благополучие семьи и материальную стабильность, при этом значимость личностных качеств, отражающих ценностное отношение к семье, нивелируется. Таким образом, возникающие противоречия между ожидаемым партнером и реальным создают ситуацию непринятия реального супруга. При выборе в брачные партнеры мужчины, способного к материальному обеспечению и благополучию семьи, девушками не учитываются сопутствующие такому типу личностные качества. Они оказываются в ситуации неготовности принять реального супруга.

В завершение констатирующего эксперимента было проведено сопоставление ролевых ожиданий и притязаний девушек в браке, полученных по методике РОП А. Н. Волковой, которое позволило сформулировать следующий вывод: наименьшая роль отводится эмоционально-психотерапевтическим (2,6 балла), родительско-воспитательным (3,3 балла) и интимно-сексуальным (3,4 балла) возможностям будущего брачного партнера; однако более значимыми для современных девушек выступают такие характеристики будущего партнера, как: реализация социальной активности (7,3 баллов), наличие внешней привлекательности (7,7 баллов) и выполнение хозяйственно-бытовой функции (8,8 баллов).

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

Интимно- Личностная Хозяйст-сексуальная иденти- венно-фикация... бытовая...

Рисунок 2. Распределение средних оценок семейных ролевых ожиданий девушек

РО □ ПР

Роди-тельско-...

Эмоционально-...

Внешняя..

Методика позволила также выявить различия между семейными ролевыми ожиданиями и притязаниями девушек по интимно-сексуальной, хозяйственно-бытовой, родительско-воспитательной и эмоционально-

психотерапевтической шкалам. У девушек наблюдается большая требовательность к себе, чем к брачному партнеру в сфере интимно-сексуальных отношений (с 3,4 баллов до 8,6 баллов) и родительско-воспитательных функций (с 3,3 баллов до 8,9 баллов), также у них отмечено снижение требовательности по отношению к хозяйственно-бытовым установкам: с 8,8 баллов до 4,2 баллов. Таким образом, у девушек прослеживается наибольшее различие между тем, что они ожидают от брачного партнера, и тем, что готовы реализовать в будущем.

Полученные эмпирическим путем данные позволили сформулировать следующие выводы: представления студенток о брачном партнере распределились по трем группам - деловые личностные качества, личностные качества и внешние физические данные; несформированность представлений о брачном партнере может проявляться в нескольких формах - несовместимости приписываемых ему индивидуальных характеристик друг с другом, чрезмерного превалирования характеристик одной смысловой группы за счет игнорирования или обесценивания других.

В основу формирующего эксперимента легло предположение, согласно которому несформированность у девушек представлений о брачном партнере выступает следствием субъективной ограниченности их возможностей получать необходимую информацию для построения соответствующего образа. Расширение у студенток сферы возможностей получения информации о брачно-супружеских отношениях путем прямой и косвенной психологической помощи способно повысить уровень их готовности к брачно-семейной самореализации, способствовать развитию адекватных представлений о брачном партнере.

Соответственно выдвинутому предположению, разработанная нами программа психолого-педагогического сопровождения развития представлений о брачном партнере включает два блока работы со студентками: теоретический и практический [1].

Содержание теоретического блока направлено на психологическое просвещение девушек по вопросам брачно-супружеских отношений с целью гармонизации представлений о будущем партнере. В основу проектирования данного блока были определены следующие принципы: связи с жизнью, доступности, преемственности, перспективности, гуманизма. Исследователями отмечается, что поверхностные представления о брачно-семейных отношениях выступают предикторами формирования неадекватных представлений о брачном партнере. Таким образом, содержание теоретического блока предполагало проведение двух спецкурсов: 1) «Основы психологии семьи и семейных отношений»; 2) «Психологическое сопровождение супружеских отношений».

Блок практической работы представлял собой психокоррекционную работу со студентками, направленную на развитие у них навыков построения межличностных отношений с лицами противоположного пола с целью самостоятельного получения информации, способной составить основу представлений о брачном партнере, и состоит из трех разделов:

1) управление эмоциями;

2) анализ конфликта;

3) научение уверенному поведению в межличностном взаимодействии.

В каждом разделе содержатся приемы (техники), которые на практике

доказали свою эффективность (гештальттерапия, психодрама, НЛП, телесная терапия) [1, 12, 15]. В первом разделе представлены техники, разработанные в традициях различных психотерапевтических школ и направленные на урегулирование разрушающих эмоционально-насыщенных переживаний. Основная задача данных техник - лишить конфликт эмоциональной поддержки, способствовать разрешению конфликта путем перенесения проблемы в рациональный план действий. Во втором разделе содержатся упражнения, помогающие проанализировать интересы, увлечения субъектов, выбрать эффективную стратегию поведения и т. д. В третий раздел включены психотехнические приемы, позволяющие делать шаги к примирению, формирующие умения извиняться и прощать других, противостоять давлению, уверенно излагать свою позицию, высказывать свое мнение и слушать другого человека.

Для апробации разработанной программы психолого-педагогического сопровождения развития представлений о брачном партнере была выбрана студенческая группа, имеющая однородный женский состав (п = 20). В группе были проведены предварительная психодиагностика с помощью методики «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой и сравнение показателей с помощью критерия Стьюдента, что позволило выявить значительную долю студенток с неадекватными брачно-семейными ориентациями (таблица 1).

Следующий этап предполагал просветительскую и коррекционно-развивающую работу с группой студенток в течение 4 месяцев по развитию у них адекватных представлений о брачном партнере.

По завершении апробации программы психолого-педагогического сопровождения развития представлений о брачном партнере был проведен контрольный психодиагностический срез результативности программы. Применение критерия Стьюдента к полученным баллам по брачным ролевым ожиданиям и притязаниям позволило выявить значительную долю лиц, у которых наблюдается статистически значимое совпадение этих показателей (таблица 2).

Таблица 1.

Распределение девушек с совпадением брачных ролевых ожиданий (РО) и притязаний (РП) по шкалам методики РОП (констатирующий этап)

Наименование шкалы Соотношение РО и РП

сходство различие

П % п %

1. Интимно-сексуальная 2 10 18 90

2. Личностная идентификация с супругом 3 15 17 85

3. Хозяйственно-бытовая 6 30 14 70

4. Родительско-воспитательная 2 10 18 90

5. Социальная активность 8 40 12 60

6. Эмоционально-психотерапевтическая 6 30 14 70

7. Внешняя привлекательность 9 45 11 55

Таблица 2.

Распределение девушек с совпадением брачных ролевых ожиданий (РО) и притязаний (РП) по шкалам методики РОП (контрольный срез)

Соотношение РО и РП

Наименование шкалы сходство различие

П % п %

1. Интимно-сексуальная 8 40 12 60

2. Личностная идентификация с супругом 16 80 4 20

3. Хозяйственно-бытовая 18 90 2 10

4. Родительско-воспитательная 17 85 3 15

5. Социальная активность 18 90 2 10

6. Эмоционально-психотерапевтическая 14 70 6 30

7. Внешняя привлекательность 19 95 1 5

Выводы

Полученные позитивные изменения объективных показателей установки девушек на брачно-семейные отношения позволяют констатировать эффективность разработанной программы развития представлений студенток ЮФУ о брачном партнере.

Однако на этом исследовательская работа по заявленной проблематике не может считаться окончательно завершенной. Проблема организации и реализации психолого-педагогического сопровождения личности в ее подготовке к успешному осуществлению брачно-семейных отношений в настоящее время сохраняет свою актуальность и востребованность в исследовательском пространстве психологической науки. Исследования в данной сфере могут быть продолжены на основе охвата иных содержательных областей брачно-

семейных отношений, учета различных внешних факторов, оказывающих

влияние на формирование данных представлений, привлечения другого

психодиагностического инструментария.

Литература

1. Бережная А. М. Развитие представлений о брачном партнере у студенток педагогических вузов: дисс. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2007. - 191 с.

2. Волкова А. Н., Трапезникова Т. М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 1985. - № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Заев С. В. Взаимосвязь супружеских сценариев и гендерных характеристик личности в процессе семейного самоопределения молодежи: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Краснодар: Изд-во КубГУ, 2006. -26 с.

4. ЗритневаЕ.И. Воспитание будущего семьянина в современной России: автореф. дисс. ... д. пед. наук. - Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2006. - 47 с.

5. Зубкова Е. А. Особенности семейной и трудовой самореализации личности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Курск: Изд-во КГУ,

2006. - 21 с.

6. Кон И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

7. Котова И. Б., Бережная А. М. Эмпирическое исследование содержания представлений о брачном партнере у студентов педагогических вузов // Российский психологический журнал. - 2007. - Т. 4. - № 3.

8. ЛукьяненкоЕ. С,ДобрынинаН. И. Представления о браке у современных юношей и девушек в зависимости от их ценностных ориентации // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация» / Отв. ред. А. В. Черная. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2015.

9. МитичкинаЕ. Е. Использование знаний об интегральной индивидуальности в психологической подготовке студентов к стабильной супружеской жизни: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2004. - 24 с.

10. Сорокина Т. Ю. Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Самара: Изд-во СГПУ,

2007. - 22 с.

11. Тащёва А. И., КирееваЛ. Е. Восприятие супружеских отношений в связи с представлениями партнеров о «двухкарьерном» браке // СевероКавказский психологический вестник. - 2012. - № 10 / 3. - С. 27-30.

12. Duncan S., Phillips M., Carter J., Roseneil S. & Stoilova M. Practices and perceptions of living apart together // Family Science. - 2014. - 5 (1). -pp. 1-10.

13. HilpertP., Bodenmann G., NussbeckF. W. & Bradbury T. N. Predicting relationship satisfaction in distressed and non-distressed couples based on a stratified sample: a matter of conflict, positivity, or support? // Family Science. -2013. - 4 (1). - pp. 110-120.

14. Merz C. A., Meuwly N., Randall A. K. & Bodenmann G. Engaging in dyadic coping: Buffering the impact of everyday stress on prospective relationship satisfaction // Family Science. - 2014. - 5 (1). - pp. 30-37.

15. Nelson-Jones R. Human Relationship Skills: Coaching and Self-Coaching. -New York: Routledge, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.