ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
О.Л. Рубцова,
доцент кафедры экономической теории и экономического образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук [email protected]
В статье проанализированы правовая основа предпринимательской деятельности образовательных организаций и основные подходы к содержанию и видам предпринимательской деятельности в сфере образования в современной России.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, приносящая доход деятельность, коммерческая деятельность в сфере образования, предпринимательский университет
УДК 37.01 ББК 65.49
Предпринимательская деятельность является важнейшей чертой современной экономки. Основными её характеристиками являются: инициативность, самостоятельность, систематичность, новаторство, риск. Цель такой деятельности — получение прибыли. В настоящее время в России предпринимательство развивается в различных сферах, имея в каждой сфере свои особенности.
Целью данного исследования является анализ особенностей предпринимательства в сфере образования. Эти особенности связаны, прежде всего, с тем, что образование относится к отраслям социальной сферы. Образовательные организации создаются в основном, как некоммерческие организации и получение прибыли не может выступать целью их деятельности, в т.ч. и предпринимательской. В то же время, в условиях ограничения бюджетного финансирования, бюджетные образовательные организации вынуждены находить различные виды деятельности, которые приносят им доход. Внедрение рыночных принципов в работу образовательных организаций позволяет снижать бюджетные расходы по их содержанию, обеспечивать развитие качества и объема оказываемых услуг. Расширяется самостоятельность образовательных организаций. Конкуренция побуждает повышать качество образования, внедрять различные инновации. Это обуславливает необходимость предпринимательской деятельности в образовательных организациях, которая становится необходимым условием их развития, повышения конкурентоспособности, улучшения материально-технической базы, увеличения заработной платы педагогов и сотрудников.
Правовая основа. Правовые возможности для предпринимательской деятельности образовательных организаций обозначены в Гражданском кодексе РФ, Федеральных законах «О некоммерческих организациях», «Об автономных учреждениях», «Об образовании в Российской Федерации». Однако понятие такой деятельности законодательством чётко не определено. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» [2] нет понятия предпринимательской деятельности образовательной организации, как нет и понятия «приносящая доход деятельность», не обозначены и виды предпринимательской деятельности, которые могут осуществляться в сфере образования. В главе «Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования» [2, гл. 13] речь идёт о более широких аспектах деятельности образовательных организаций, чем предпринимательская деятельность. Осуществление образования за счет средств физических и юридических лиц рассматривается в качестве одного из видов экономической деятельности в образовании. Для него установлены определённые правила [2; 4]. Законодательство предоставляет право образовательным организациям самостоятельно определять виды платных образовательных услуг, но они должны быть зафиксированы в уставе образовательной организации прямым перечислением.
В настоящее время большинство образовательных организаций, действующих в Российской Федерации, созданы в форме учреждений (государственных, муниципальных, частных),
иногда используется такая форма как автономная некоммерческая организация. Образовательные организации функционируют как некоммерческие организации. Некоммерческая организация согласно федеральному закону «О некоммерческих организациях» может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, постольку это служит достижению целей, ради которых она создана [3, ст. 24]. Критерии соответствия предпринимательской деятельности уставным целям для некоммерческих организаций законодательно не определены. В данном законе [3] встречаются понятия «предпринимательская деятельность» и «приносящая доход деятельность», поэтому возникает вопрос о дифференциации этих понятий. В то же время по своей сути приносящая доход деятельность является предпринимательской, т.к. её осуществление связано с активным стремлением образовательной организации занять свои позиции на рынке образовательных услуг [7, с. 77].
Согласно ст. 298 Гражданского кодекса РФ автономные и бюджетные образовательные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение указанных учреждений [1, ст. 298]. При этом бюджетное финансирование не зависит от доходов учреждения, полученных в рамках приносящей доход деятельности.
В качестве основной цели деятельности образовательных организаций выступает образовательная деятельность по реализации различных образовательных программ. Можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность образовательных организаций должна служить образовательной деятельности. Следует отметить, что образовательная деятельность невозможна без выполнения целого ряда дополнительных видов деятельности, таких как, управление учреждением, материально-техническое и хозяйственное обеспечение, бухгалтерское обслуживание и др. Если обратиться к уставам образовательных организаций, то можно увидеть, что там перечислен немалый перечень видов деятельности, приносящей доход. Возникает вопрос о соответствии их целям образовательной организации. На наш взгляд, было бы целесообразно законодательно определить понятие и виды предпринимательской деятельности, которыми вправе заниматься образовательная организация. Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что нужна правовая доработка законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в сфере образования, с учетом всех особенностей данной сферы [9; 11].
Таким образом, чёткие границы предпринимательства в сфере образования законодательством не определены. Необходимо отметить, что свобода предпринимательской деятельности образовательных организаций ограничена.
Помимо организаций образовательную деятельность могут осуществлять индивидуальные предприниматели. Образова-
тельную деятельность, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, можно рассматривать как предпринимательскую. Законодательство допускает возможность ведения образовательной деятельности как непосредственно индивидуальным предпринимателем, так и с привлечением педагогических работников. При этом закон «Об образовании в Российской Федерации» предъявляет особые требования к осуществлению индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности [2, ст.32].
Прибыль от предпринимательской деятельности. Целью предпринимательской деятельности, как известно, является получение прибыли. В предпринимательской деятельности в сфере образования нельзя рассчитывать на получение большой прибыли. Некоторые исследователи считают, что предпринимательство в сфере образования относится к одному из видов социального предпринимательства [6]. Социальное предпринимательство не предполагает высокой рентабельности и поэтому является не очень привлекательным. Для образовательной организации целью предпринимательской деятельности выступает получение средств, которые используются для развития данной организации. Полученная прибыль не может распределяться между учредителями образовательной организации, а направляется на реализацию целей, зафиксированных в её уставе.
Средства, получаемые за счёт предпринимательской деятельности, направляются на:
• выплату заработной платы привлекаемым для выполнения работ и оказания услуг педагогам и сотрудникам образовательной организации;
• ремонт помещений;
• приобретение оборудования, инструментов и материалов для обеспечения учебного процесса;
• покупку научной и учебно-методической литературы;
• организацию различных мероприятий по вопросам совершенствования образования, в том числе семинаров и конференций.
Содержание и виды предпринимательской деятельности в сфере образования. Существуют разные подходы к определению содержания предпринимательской деятельности в сфере образования. На наш взгляд, неправильно сводить предпринимательскую деятельность образовательной организации только к одному из способов дополнительного финансирования. Такой подход представляется слишком узким, т.к. предпринимательская деятельность в образовательной сфере многогранна.
Деятельность образовательной организации можно разделить на предпринимательскую деятельность по:
• форме, понимая ее как в определенной степени самостоятельную, соответствующую уставу образовательной организации и не запрещенную законом деятельность с целью получения прибыли для обеспечения образовательного процесса.
• содержанию, определяя ее как хозяйственную деятельность, направленную на повышение качества образовательных услуг в результате управления эффективностью использования ресурсов [7, с.79].
Такой подход к предпринимательской деятельности образовательной организации представляется вполне оправданным. Тем более, что и сущность предпринимательства можно рассматривать с различных сторон.
На наш взгляд, правильно рассматривать вместе с предпринимательской и инновационную деятельность образовательных организаций. Основу современного подхода к исследованию предпринимательства заложил австрийский экономист йозеф Шумпетер, обосновавший представления об инновационной деятельности как основной характеристике предпринимательства [13]. Инновационная деятельность основана на поиске и реализации новых идей. Функция предпринимателей заключается в том, что они реализуют нововведения. Следует отметить, что в концепции предпринимательского университета присутствует инновационная составляющая. Раскрывая смысл понятия «предпринимательский университет», исследователи делают
акцент на новаторском содержании деятельности менеджмента, его ориентации на постоянный поиск, активизацию, развитие и рациональное использование ресурсов [14].
Предпринимательская функция университета, в свою очередь, реализуется через такие показатели, как:
• генерация малых инновационных предприятий и предпринимателей;
• развитие предпринимательских образовательных программ для студентов и сотрудников;
• трансфер знаний (патентов, технологий и т.д.);
• получение патентов;
• публикация совместных статей с сотрудниками предприятий [11, с.426].
Организация коммерциализации научно-исследовательской деятельности может рассматриваться как направление предпринимательской деятельности университета. В последние годы много внимания уделялось малым инновационным предприятиям (МИП), которые создавались при вузах в целях коммерциализации результатов научно-интеллектуальной деятельности преподавателей, аспирантов и студентов. Одним из ключевых факторов успеха при создании субъектов малого предпринимательства на базе вузов является ресурсоёмкость систем высшего образования. Ресурсы вуза обеспечивают снижение управленческих и финансовых рисков на всех этапах создания и работы МИПа, по сравнению с «независимым» предпринимательством, при этом подструктуры вузов, например, бизнес-инкубаторы становятся средой развития предпринимательства, значительно повышающей конкурентоспособность своих резидентов [5, 429]. Однако, на практике создание и развитие МИПов встретило много трудностей, и в 2016-2017 гг. рост МИПов затормозился [15].
Кроме предоставления платных образовательных услуг, предпринимательская деятельность университета организуется в таких направлениях, как проведение научно-исследовательских и проектных работ по хозяйственным договорам, просветительская деятельность, издательская деятельность и др.
Предпринимательская деятельность университета реализуется в инновационной инфраструктуре: технопарках, бизнес-инкубаторах, молодёжных инновационных центрах (МИЦ). Целью МИЦ выступает развитие инновационного предпринимательства среди студентов, аспирантов и молодых преподавателей, содействие в реализации предпринимательских инициатив посредством оказания информационной, методической и консультационной поддержки.
Таким образом, на практике предпринимательская деятельность университета тесно связана с инновационной.
Вполне оправдано в предпринимательской деятельности образовательной организации выделять образовательные услуги и иную деятельность, приносящую доход [8]. Основным видом предпринимательской деятельности в образовании является предоставление разного рода платных образовательных услуг, например реализация различных образовательных программ. Предоставление в аренду помещений, услуги общежитий и т.п. можно рассматривать как иную деятельность, приносящую доход образовательной организации.
На наш взгляд, следует разделять предпринимательскую деятельность частных образовательных организаций и государственных. Представляется, что у частных образовательных организаций больше возможностей для предпринимательской деятельности, т.к. меньше ограничений.
Выводы. Таким образом, предпринимательская деятельность в сфере образования имеет свои особенности. Понятие такой деятельности законодательством чётко не определено, но свобода предпринимательской деятельности в сфере образования имеет ограничения. Предпринимательство в сфере образования достаточно многообразно. Существуют разные подходы к определению его содержания и классификации. На практике предпринимательская деятельность университетов тесно связана с инновационной, а инновационная деятельность является необходимым условием и определяющим фактором предпринимательства в сфере образования.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/3b8eaaf84b59c73761e963046f96813d5 5b45d9b/ (дата обращения 12.09.17)
2. Федеральный закон от 29.12.12 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/6435040c38bb1f7667a3151d7470eb0be25c36cd/ (дата обращения: 12.09.17).
3. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/70c0a8cdc34b8e2d7e7ef698488d51acc556dc7e/ (дата обращения: 12.09.17).
4. Постановление правительства российской федерации от 15 августа 2013 г. № 706. «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // http://base.garant.ru/70436460/ (дата обращения: 12.09.17).
5. Авилкина С.В., Леонтьева Л.С. Система высшего образования как ресурс развития предпринимательской среды //Российское предпринимательство. — 2017. — Т.18. — № 3. — С. 427-437.
6. Балашов А.Е. Предпринимательская деятельность в сфере образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// elibrary.ru/download/elibrary_24407574_33926522.pdf (дата обращения: 12.09.17).
7. Василенко Н.В., Линьков А.Я. Экономика образования: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 413 с.
8. Волошина Т.А. Предпринимательство в образовании: Учебное пособие. Ч.1. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015. — 56 с.
9. Дьяков И.И Особенности предпринимательской деятельности организаций высшего образования: теоретический аспект. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scjournal.ru/articles/issn_1993-5552_2016_12_12.pdf (дата обращения: 12.09.17).
10. Ивинский Д.В., Чепурова И.Ф. Предпринимательская деятельность вуза как элемент рыночной экономики // Социально-экономические явления и процессы. — 2014 — № 3 (061). — С.31-36.
11. Сюбарева И.Ф. Унификация понятий в сфере экономической деятельности в образовании: правовой аспект // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2014. — Вып.3. — С. 137-142.
12. Каменских М.А. Исследование концепции предпринимательского университета и институциональных факторов его деятельности // Вестник УрФу. Сер. Экономика и управление. — 2016. — Т.15. — №3. — С.420-433. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26525761_21829202.pdf (дата обращения: 12.09.17).
13. Шумпетер И.А. Теория экономического развития. — М.: Экомо, 2007. — 864 с.
14. Clark В. R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation. P.: IAU Press Pergamon, Elsev Sciens, 1998.
15. https://mip.extech.ru/index.php — сайт ФГБНУ «Научно-исследовательский институт — Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы». Учёт и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы. [Электронный ресурс] (дата обращения: 12.09.17).