УДК 340
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПСИХОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
© Татьяна Ивановна АКИМОВА
Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права, e-mail: [email protected]
Динамика происходящих в России социально-экономических и политико-правовых процессов, осмысление характера государственных преобразований, реальной ситуации в правовой системе актуализируют проблему социальной значимости правовой психологии как структурного элемента правового сознания. Цель работы заключается в выявлении специфики содержания правовой психологии государственных гражданских служащих, форм ее проявления. В качестве характерной особенности правовой психологии государственных гражданских служащих отмечено одновременное наличие в ней психических проявлений, свойственных изучаемой социальной группе, и свойств индивидуального правового сознания. Это обстоятельство обусловливает особенности индивидуальной правовой психологии государственных гражданских служащих, отражая противоречия, возникающие в результате соединения индивидуальных стремлений и профессиональных потребностей. Доказано, что правовая психология государственных гражданских служащих представляет собой специфическую форму отражения общественного бытия, особую форму духовной деятельности в виде правовых установок, потребностей, интересов, чувств и настроений, возникающих у государственных гражданских служащих на основе сходных условий деятельности и окружающей профессиональной среды. Раскрыты наиболее значимые для государственных гражданских служащих формы проявления правовой психологии. Обосновано, что правовые потребности, правовые интересы, правовые установки, правовые чувства и настроения определяют правовую направленность деятельности государственных гражданских служащих, формируют позитивное отношение к праву, выступают основой формирования правовой идеологии, побуждают к правовой активности гражданских служащих. В совокупности это усиливает факторы, формирующие систему ценностных ориентаций государственных гражданских служащих, чувства ответственности, законности, уважения к праву.
Ключевые слова: правовая психология; правовые чувства; правовые установки; правовые настроения; правовые эмоции; государственные гражданские служащие.
Известный русский дореволюционный ученый Н.Н. Баженов в статье «Психология и политика» писал: «В решении вопросов организации государственной власти и управления многомиллионными народными массами обычно упускается из виду или умышленно замалчивается один фактор, несравненно более значительный и более определяющий, чем всякие иные исторические, бытовые или экономические факторы - это фактор психологический» [1, с. 12].
Проводя исследование вопроса правовой психологии государственных гражданских служащих, прежде всего, следует сказать, что в механизме государственного регулирования и правовой системе общества опредмечиваются и материализуются правовые потребности целого общества. Одновременно система государственных органов и правовая система есть форма объективации интересов правящей социальной группы. С этой целью создается разветвленный адми-
нистративный аппарат. Государственные гражданские служащие составляют основу этого аппарата.
Поэтому особый интерес представляет правовая психология государственных гражданских служащих, которая содержит чувства, эмоции, стереотипы, свойственные как правящей социальной группе, так и индивидуальному правовому сознанию.
Социальная и личная необходимость преломляется в правовом сознании государственных гражданских служащих и неизбежно приобретает различные формы. В своих правовых отношениях гражданские служащие реализуют не объективную потребность как таковую, а сложившиеся у них субъективное понимание и переживание, которые определяют направленность некоторых действий и поступков. К тому же этот процесс происходит через столкновение пониманий, субъективных переживаний своих групповых интересов и потребностей.
Государственные органы изначально возникают как материализация возникших в результате отражения в правовой психологии субъективных потребностей. С течением времени происходит трансформация социальных институтов, и государственная бюрократия начинает выражать не столько правовые потребности общества, сколько собственные коллективные интересы, которые могут существенно отличаться от объективных потребностей общества. Бюрократическая организация незаметно становится «своего рода самодовлеющим элементом, который находит объяснение собственному существованию и обоснование своему дальнейшему развитию и функционированию во внутренних основах» [2, с. 223]. В этом случае правовая психология чиновников приходит в противоречие с правовой психологией общества. При этом интересы бюрократии выглядят как всеобщие, законные, а несогласие с ними воспринимается как нечто незаконное, противоправное.
Правовая психология как элемент правосознания государственных гражданских служащих представляет собой специфическую форму отражения общественного бытия, особую форму духовной деятельности и проявляется в виде правовых потребностей, интересов, ценностей, установок, чувств и настроений, которые возникают у них на основе сходных условий деятельности и окружающей профессиональной среды. Вместе с тем правовая психология - это зачастую стихийно складывающийся элемент правового сознания, т. е. незапланированные психологические реакции государственных гражданских служащих на государство, право, законодательство, другие явления правовой действительности.
Для правовой психологии государственных гражданских служащих характерно наличие глубоко укоренившихся норм, взглядов, представлений, вариантов поведения. Эти элементы приобрели характер привычки, обычая, стереотипа.
Закрепившиеся в правовом сознании государственных гражданских служащих те или иные формы поведения, мышления, чувственного восприятия являются средствами адаптации, приспособления гражданского служащего к типичным ситуациям, возникающим в процессе осуществления государ-
ственным служащим должностных полномочий. С этой точки зрения обыденные аспекты правового сознания способствуют сохранению юридически важных отношений.
Инновационные процессы в правовой психологии возникают как реакция на происходящие правовые и другие социальные изменения. Однако часто новые настроения, ценности, оценки могут быть восприняты правовой психологией в результате подражания. Так, государственный служащий может копировать поведение руководителя, перенимать его установки, мысли, настроения.
Новые психологические формы в правовом сознании могут возникать не только в ответ на изменения в общественной жизни, но и в виде негативных реакций на отсутствие таких изменений. Возникшие новые формы постепенно набирают силу и широкое распространение, переходят из латентного состояния в активную форму.
Новации правовой психологии государственных гражданских служащих не просто формируются в периоды социальных и политических перемен, но и во многом сами способствуют общественным преобразованиям, служат активным фактором общественного развития. Психическая энергия коллективного сознания государственных служащих при возникновении благоприятных внешних условий превращается в активные действия и реализуется в правотворческой, правоприменительной и исполнительно-распорядительной деятельности. Вновь возникшие формы правовой психологии государственных гражданских служащих содействуют трансформации правовых отношений, в свою очередь, новые правовые отношения фиксируют психологические новации и способствуют их широкому распространению.
После этого новинки правовой психологии утверждаются в сознании людей и впоследствии становятся чем-то традиционным и привычным. Период качественных изменений в правовой психологии сменяется этапом постепенного развития ее форм и проявлений.
Продолжая анализ правовой психологии гражданских служащих, необходимо отметить, что специфика правовой психологии гражданских служащих заключается также в том, что гражданские служащие выступают носителями не только группового правового осознания, они, как и все индивиды, облада-
ют индивидуальным правовым сознанием. Это обстоятельство обусловливает, что индивидуальная правовая психология государственных гражданских служащих отражает противоречия, обусловленные двумя разнонаправленными тенденциями, суть которых заключается в том, что в ней присутствуют индивидуальные стремления, мотивы, оценки, чувства, направленные на реализацию индивидуальных интересов, и стремления быть интегрированными в профессиональную общность и вообще в общественное целое.
Правовая психология осуществляет регулирование индивидуального поведения. «Индивидуальное поведение, с одной стороны, несет на себе отпечаток уникальности его психологической структуры личности, с другой стороны, отражает конкретные и всегда неповторимые условия и события жизни индивида» [3, с. 144]. Следовательно, в правовом сознании гражданских служащих объединены внешние и внутренние факторы. Такое смешение в конечном итоге дает уникальный и неповторимый сплав чувств, взглядов, эмоций, который составляет содержание правовой психологии гражданских служащих.
Правовая психология государственных гражданских служащих характеризуется большим многообразием форм своего проявления. К наиболее значимым для поведения в правовой сфере можно отнести: правовые потребности, правовые интересы, правовые установки, правовые настроения и чувства.
В основе правовой потребности всегда лежит объективное противоречие между реальным и необходимым. Правовые потребности непосредственно отражают объективную необходимость в правовом регулировании отношений между индивидами, группами, социальными институтами. «Они возникают и изменяются на основе развития правовых отношений, фиксируют актуальные противоречия в правовой сфере общества» [4, с. 146].
Правовые потребности государственных гражданских служащих как профессиональной группы связаны, прежде всего, с осознанием объективной необходимости в изменении существующих социальных отношений. Так, государственный гражданский служащий может испытывать потребность в законодательном закреплении сложившихся об-
щественных отношений или потребность в изменении уже имеющихся нормативных актов. Следовательно, свои дальнейшие действия гражданский служащий будет соотносить с имеющимися правовыми потребностями.
Правовые потребности гражданских служащих занимают центральное место и являются фундаментом для всех проявлений психики и определяют все остальные формы психологии правовой жизни. Правовая потребность, отражая объективную необходимость как общий недостаток в реализации правовых отношений, может послужить основой для неодинаковых по своему содержанию интересов у различных субъектов этих отношений.
Правовые интересы представляют собой то или иное понимание социальной группой объективно необходимого в форме стремления к выгодному для себя сохранению или изменению социальных отношений.
Правовые интересы государственных гражданских служащих объективно предопределены непосредственным характером их профессиональной деятельности. Отражаясь в сознании государственных гражданских служащих, интересы приобретают субъективный характер.
Действительные правовые интересы государственных гражданских служащих, отражая объективную необходимость, могут восприниматься и осознаваться в искаженном, трансформированном виде. Объективные по своей природе правовые интересы, приобретая качество субъективности, зачастую теряют свою истинную сущность и направленность. В этом случае правовые интересы будут носить узкоустремленный, корпоративный характер.
Вместе с тем необходимо отметить, что предметом правовых интересов государственных гражданских служащих являются объективно полезные для общества и государства правовые отношения. Правовой интерес имеет эмоциональную окраску и возникает в результате оценки существующей или моделируемой ситуации. Как уже было отмечено, именно гражданские служащие способны адекватно осознать необходимость в правовом регулировании.
Первоначально правовые интересы осознаются небольшим числом специалистов-
профессионалов, которые занимаются актуальными вопросами, нуждающимися в правовом вмешательстве.
По мере развития ситуации потребность в правовом регулировании тех или иных общественных отношений осознается все большим количеством людей.
Становясь все более отчетливыми, правовые интересы гражданских служащих облекаются в концептуальную форму и постепенно перерастают в правовые притязания, т. е. приобретают форму четко сформулированных требований, в основе которых лежит профессиональный интерес. Четко сформулированные идеи и положения оформляются в программы, законы, традиции и обычаи.
Таким образом, правовые интересы гражданских служащих являются основой формирования правой идеологии, становятся реальной побудительной силой правовой активности гражданских служащих. Для эффективного функционирования государственных органов, создания и поддержания правопорядка и режима законности важно, чтобы совпадали интересы тех, кто профессионально участвует в данной деятельности, с объективными задачами правового регулирования.
Правовые установки являются формами проявления правовой психологии государственных гражданских служащих. Правовая установка является одной из форм социальной установки и возникает при наличии двух факторов - потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность любых проявлений психики [5].
Необходимо отметить, что правовые установки не сводятся к оценке действующего законодательства и существующей системы поддержания правопорядка, часто они выступают в виде индивидуальных представлений людей о своих правах и обязанностях. Правовая установка может проявляться в форме привычки индивида, например, соблюдать или не соблюдать правовые предписания, независимо от их содержания.
У государственных гражданских служащих правовые установки возникают в результате повседневной практической деятельности. «Правовая установка государственных гражданских служащих выступает как состояние мобилизованности, готовности гражданских служащих к активной реализа-
ции своих профессиональных прав, а также защиты и охраны прав и свобод граждан» [6, с. 227-228]. Кроме того, правовые установки проявляются в виде готовности гражданского служащего к справедливому, ответственному и сознательному исполнению своего профессионального долга в интересах личности и государства.
В совокупности правовые установки формируют систему ценностных ориентаций государственных гражданских служащих. Преобладающие правовые установки обусловливают жизненную ориентацию личности и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Следовательно, правовая ориентация гражданских служащих -это совокупность правовых установок, непосредственно формирующих внутренний сценарий, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.
Таким образом, правовые установки регулируют поведение гражданского служащего в типичных правовых ситуациях, единообразных по своей форме и многократно повторяющихся в профессиональной деятельности. Правовые установки представляют собой своеобразный рычаг, приводящий в движение внутренний механизм правового поведения, элементами которого являются правовые потребности, интересы, чувства и настроения.
Правовые настроения и чувства выражают в форме непосредственного переживания позицию государственных гражданских служащих к правовым явлениям, социальным институтам, к собственному положению в системе правовых отношений.
Одновременно правовые настроения представляют собой достаточно продолжительный, не высокой интенсивности эмоциональный процесс. В отличие от чувств, настроение выражает не отношение человека к определенному объекту или событию окружающей действительности, а общее его эмоциональное состояние, эмоциональный фон. Правовые настроения гражданских служащих формируются на основе не единичного факта, а под воздействием множества факторов общественной жизни.
Правовые настроения гражданских служащих связаны с изменениями в правовой ситуации общества в целом или в отдельных его сферах. Хотя правовые настроения всегда
имеют свою объективную детерминированность, они зачастую не осознаются людьми, и выступают для них в форме плохо определяемых, смутных состояний.
Правовые настроения часто поддерживаются совокупностью правовых взглядов, мнений людей о происходящем и выступают в форме умонастроений. Они являются общим фоном, на котором проявляются правовые чувства. Настроения как бы подготавливают, «облегчают» возникновение одних правовых чувств и тормозят, задерживают появление других.
Правовые чувства имеют субъективный характер, но обусловлены объективными явлениями. Вместе с тем правовые чувства, закрепляясь в данной социальной ситуации, сами способны поддерживать и воспроизводить те или иные отношения.
«Правовое чувство - это своеобразный духовный центр правовой системы общества. Оно призвано формировать и направлять правотворческую и правоприменительную деятельность государственных гражданских служащих. Для этого необходимо последовательно развивать правовое чувство, устремленное к общему благу, истине, добру, красоте, пользе. Правильное представление о правовом чувстве должно способствовать дальнейшему углублению теоретических и практических знаний о механизме правового регулирования в обществе» [7]. В современной науке нет однозначного определения такого явления, как правовое чувство, поскольку правовое чувство является сложным социально-психологическим образованием, содержание и структура которого включает как рациональные, так и интуитивные компоненты.
Руководствуясь психологической характеристикой, правовое чувство можно определить как возникающую у субъекта права эмоциональную реакцию на действующее и должное (идеальное) право, обусловленную его юридическим и иным жизненным опытом, отличающуюся осознанностью, предметностью и включающую оценку правовых явлений с точки зрения их значимости для удовлетворения биологических и социальных потребностей человека.
Правовому чувству, по мнению А.В. Смо-ленцева, свойственны различные уровни развития и зрелости. Так, он различает элементарное правовое чувство, развитое правовое
чувство и мировоззренческое правовое чувство.
Элементарное правовое чувство представляет собой эмоциональное образование, построенное на иррациональной основе. Другими словами, элементарное правовое чувство - это «правовые» инстинкты.
Развитое правовое чувство базируется на иррационально-рациональной основе, главным и ведущим компонентом которой выступает правовая совесть. Этот уровень правового чувства находится в сфере предсозна-тельного состояния человека и включает в сферу бессознательного: восприятие, память, мышление.
Развитое правовое чувство характеризуется тем, что гражданский служащий воспринимает и перенимает правовые установки профессиональной группы, адаптирует в коллективе.
Мировоззренческое правовое чувство характеризуется рациональной основой, относится к области сознательного и руководит наиболее сложными формами правового поведения.
На этом уровне правового чувства проявляется такое свойство правовой психологии, которое выражается в независимости собственных оценок, основанных на собственном представлении о справедливости, законности, честности. Правовые чувства гражданских служащих могут выступать катализаторами правовых преобразований, внедрять новации в систему права и законодательства.
Как уже было отмечено, групповая правовая психология гражданских служащих -это не просто сумма их психических проявлений. Следовательно, групповые правовые чувства - это сложное, многогранное сочетание правовых чувств, испытываемых гражданскими служащими и составляющих их чувственный опыт. К числу таких чувств, составляющих основу правовой психологии гражданских служащих, можно отнести чувство ответственности, чувство законности, чувство уважения к праву.
Правовые чувства ответственности, уважения к праву и закону в сочетании с моральными требованиями справедливости, честности, долга призваны обеспечить эффективное функционирование государствен-
ного аппарата и решить проблему коррупции в сфере государственного управления [8-14].
Таким образом, в процессе служебной деятельности у государственных гражданских служащих складывается система специфических потребностей, интересов, чувств, настроений, которые в своей совокупности могут образовать доминанту в воздействии на правосознание гражданских служащих и придать ему неповторимый, специфический характер [15-19]. Правовая психология как структурный элемент правового сознания государственных гражданских служащих формируется на основе всей системы сходств и противоречий, всей совокупности жизненных обстоятельств, затрагивающих профессиональные интересы государственных гражданских служащих.
1. Баженов Н.Н. Психология и политика. М., 1906.
2. Российское законодательство: тенденции и перспективы: монография / под общ. ред. Н.А. Фроловой. М., 2013.
3. Лихачев И.А. Правовая психология: понятие, структура и ее место в системе правовых и политических отношений: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ярославль, 1999.
4. Сальников В.П., Сальников М.В. Правовая культура и политико-правовые традиции в контексте абсолютных ценностей // Политика, власть, право: сборник статей 1 Международной научно-теоретической конференции. Москва; Белгород, 2014. С. 141-163.
5. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 2005.
6. Акимова Т.И. Современные тенденции формирования правовой культуры государственных гражданских служащих // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 1. С. 226-231.
7. Смоленцев А.В. Правовое чувство: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999.
8. Дворецкий М.Ю., Стромов В.Ю. Система уголовных наказаний: история развития, сущность, цели, применение и эффективность. Тамбов, 2007.
9. Дворецкий М.Ю. Эффективная реализация уголовной ответственности как оптимальное средство предупреждения преступлений и преступности. Тамбов, 2009.
10. Дворецкий М.Ю., Стромов В.Ю. Уголовная ответственность: реализация и эффективность: монография: в 4 ч. Ч. 1. Юридическая ответственность как разновидность социальной ответственности. Тамбов, 2013.
11. Дворецкий М.Ю., Стромов В.Ю. Уголовная ответственность: реализация и эффективность: монография: в 4 ч. Ч. 2. Уголовная ответственность: история законодательного закрепления, понятие, сущность, виды, основание, реализация в механизме отечественного уголовно-правового регулирования и ее эффективность. Тамбов, 2013.
12. Дворецкий М.Ю., Стромов В.Ю. Уголовная ответственность: реализация и эффективность: монография: в 4 ч. Ч. 3. Правовое регулирование уголовной ответственности в законодательстве зарубежных государств и в международно-правовых актах и перспективы дальнейшего законодательного совершенствования. Тамбов, 2013.
13. Дворецкий М.Ю. Уголовная ответственность. Законность // Журнал Генеральной прокуратуры РФ. 2006. № 12. С. 11-12.
14. Дворецкий М.Ю., Разгильдиев Б.Т. Проблемные аспекты понятия «юридическая ответственность» и значение их решения для выработки определения «уголовная ответственность» // Российский судья. 2007. № 2. С. 1417.
15. Дворецкий М.Ю. История развития и направления оптимизации уголовной ответственности за коррупцию // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 1 (81). С. 305-310.
16. Дворецкий М.Ю., Караулов А.Н. Предложения по оптимизации уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 6 (86). С. 310-316.
17. Дворецкий М.Ю., Караулов А.Н. Преступления коррупционной направленности: квалификация, уголовная ответственность и наказание // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 9 (89). С. 295-302.
18. Дворецкий М.Ю., Стромов В.Ю., Никишин И.Г. Противодействие коррупции в контексте оптимизации ответственности: федеральный и региональный уровни национального законодательства // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 12. С. 365-372.
19. Дворецкий М.Ю., Стромов В.Ю., Никишин И.Г. Борьба с коррупцией в контексте эффективности уголовной ответственности: федеральный и региональный уровни законодательства // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 7 (123). С. 350-358.
1. Bazhenov N.N. Psikhologiya i politika. M., 1906.
2. Rossiyskoe zakonodatel'stvo: tendentsii i perspektivy: monografiya / pod obshch. red. N.A. Frolovoy. M., 2013.
3. Likhachev IA. Pravovaya psikhologiya: ponyatie, struktura i ee mesto v sisteme pravovykh i politicheskikh otnosheniy: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Yaroslavl', 1999.
4. Sal'nikov V.P., Sal'nikovM.V. Pravovaya kul'tura i politiko-pravovye traditsii v kontekste absolyutnykh tsennostey // Politika, vlast', pravo: sbornik statey 1 Mezhdunarodnoy nauchno-teoreticheskoy konferentsii. Moskva; Belgorod, 2014. S. 141-163.
5. Slovar' / pod obshch. red. A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. M., 2005.
6. Akimova T.I. Sovremennye tendentsii formirovaniya pravovoy kul'tury gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 2013. № 1. S. 226-231.
7. SmolentsevA.V. Pravovoe chuvstvo: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 1999.
8. Dvoretskiy M.Yu., Stromov V.Yu. Sistema ugolovnykh nakazaniy: istoriya razvitiya, sushchnost', tseli, primenenie i effektivnost'. Tambov, 2007.
9. Dvoretskiy M.Yu. Effektivnaya realizatsiya ugolovnoy otvetstvennosti kak optimal'noe sredstvo preduprezhdeniya prestupleniy i prestupnosti. Tambov, 2009.
10. Dvoretskiy M.Yu., Stromov V.Yu. Ugolovnaya otvetstvennost': realizatsiya i effektivnost': monografiya: v 4 ch. Ch. 1. Yuridicheskaya otvetstvennost' kak raznovidnost' sotsial'noy otvetstvennosti. Tambov, 2013.
11. Dvoretskiy M.Yu., Stromov V.Yu. Ugolovnaya otvetstvennost': realizatsiya i effektivnost': monografiya: v 4 ch. Ch. 2. Ugolovnaya otvetstvennost': istoriya zakonodatel'nogo zakrepleniya, ponyatie, sushchnost', vidy, osnovanie, realizatsiya v mekhanizme otechestvennogo ugolovno-pravovogo regulirovaniya i ee effektivnost'. Tambov, 2013.
12. Dvoretskiy M.Yu., Stromov V.Yu. Ugolovnaya otvetstvennost': realizatsiya i effektivnost': monografiya: v 4 ch. Ch. 3. Pravovoe regulirovanie ugolovnoy otvetstvennosti v
zakonodatel'stve zarubezhnykh gosudarstv i v mezhdunarodno-pravovykh aktakh i perspektivy dal'neyshego zakonodatel'nogo
sovershenstvovaniya. Tambov, 2013.
13. Dvoretskiy M.Yu. Ugolovnaya otvetstvennost'. Zakonnost' // Zhurnal General'noy prokuratury RF. 2006. № 12. S. 11-12.
14. Dvoretskiy M.Yu., Razgil'diev B.T. Problemnye aspekty ponyatiya "yuridicheskaya otvetstvennost'" i znachenie ikh resheniya dlya vyrabotki opredeleniya "ugolovnaya otvetstvennost'" // Rossiyskiy sud'ya. 2007. № 2. S. 14-17.
15. Dvoretskiy M.Yu. Istoriya razvitiya i napravleniya optimizatsii ugolovnoy otvetstvennosti za korruptsiyu // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. Vyp. 1 (81). S. 305-310.
16. Dvoretskiy M.Yu., Karaulov A.N. Predlozheniya po optimizatsii ugolovnoy otvetstvennosti za prestupleniya korruptsionnoy napravlennosti // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. Vyp. 6 (86). S. 310-316.
17. Dvoretskiy M.Yu., Karaulov A.N. Prestupleniya korruptsionnoy napravlennosti: kvalifikatsiya, ugolovnaya otvetstvennost' i nakazanie // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. Vyp. 9 (89). S. 295-302.
18. Dvoretskiy M.Yu., Stromov V.Yu., Nikishin I.G. Protivodeystvie korruptsii v kontekste optimizatsii otvetstvennosti: federal'nyy i regional'nyy urovni natsional'nogo zakonodatel'stva // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 2012. № 12. S. 365-372.
19. Dvoretskiy M.Yu., Stromov V.Yu., Nikishin I.G. Bor'ba s korruptsiey v kontekste effektivnosti ugolovnoy otvetstvennosti: federal'nyy i regional'nyy urovni zakonodatel'stva // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 7 (123). S. 350-358.
nocTynnna b pega^nro 23.04.2015 r.
UDC 340
PECULIARITIES OF RIGHT PSYCHOLOGY OF STATE CIVIL SERVANTS
Tatyana Ivanovna AKIMOVA, Tambov Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation, Tambov, Russian Federation, Candidate of Jurisprudence, Associate Professor of Private Law Department, e-mail: [email protected]
Dynamics of the socio-economic and political and legal processes occurring in Russia, understanding of the character of state reforms, real situation in legal system actualize the problem of significance of legal psychology as of structural element of legal awareness. The aim of the work is to reveal specifics of content of legal psychology of state civil servants and forms of its manifestation. As a characteristic peculiarity of legal psychology of state civil servants was marked the simultaneous occurrence of psychological manifestations which are peculiar to the studied social group and peculiarities of individual legal awareness. This circumstance conditions peculiarities of individual legal psychology of state civil servants, reflecting contradictions which occur as a result of combination of individual pursuit and professional need. It was proved that legal psychology of state civil servants represents specific form of reflecting the social existing, special form of spiritual activity in the form of legal directives, needs, interests, feelings and mood which occur at state civil servants at the basis of alike conditions of activity and the professional environment. The most significant for state civil servants forms of manifestation of legal psychology were revealed. It was proved, that legal needs, legal interests, legal directives, legal feelings and mood define the legal orientation of activity of state civil servants, form positive relation to right, are the basis of forming of legal ideology, induce to legal activity civil servants. In aggregate this amplifies factors which form system of value orientation of state civil servants, feeling of responsibility, legality, respect to right.
Key words: legal psychology; legal feelings; legal directive; legal mood; legal emotions; state civil servants.