действительность. Если под управлением неприбыльной организации как бизнес-структурой понимается то, что она должна уважать закон, вырабатывать сбалансированный бюджет и эффективно использовать свои доходы, то с этим трудно не согласиться. Но если все этим и ограничивается, то вряд ли кто-то согласится с тем, что бизнесом следует управлять так же, как неприбыльной организацией.
По мнению Д. Смита, нельзя использовать единую схему обучения менеджменту для всех секторов, тем более что уже разработаны совершенные образовательные программы (по крайней мере в США) в области неприбыльного сектора, и создавались эти программы в ответ на простой вопрос: что необходимо знать и уметь руководителям и менеджерам неприбыльной организации, чтобы она работала эффективно?
Ответы на этот вопрос и были положены в основу многочисленных учебных программ в разных образовательных учреждениях за рубежом. С некоторых пор и в России это практикуется, потому что все, что связано с российским образованием в некоммерческом секторе, завязано на грантовой поддержке зарубежных фондов. Соответственно при адаптации учебные программы пополняются практическими знаниями и навыками, которые являются значимыми для руководителей и менеджеров некоммерческого сектора, но не бизнеса.
За последние годы только в Америке наблюдается быстрый рост всевозможных исследований самого высокого уровня, касающихся неприбыльного сектора. Так, в США действуют две быстрорастущие ассоциации исследователей неприбыльного сектора — ARNOVA, Ассоциация изучения неприбыльных организаций и волонтерства, насчитывающая более 900 членов, и ISTR, Международное общество исследования «третьего сектора», в котором состоит более 500 членов. Имеются три главных периодических журнала по данной тематике. Существует много хорошо описанных кейз-стади и иных учебных материалов для информационной поддержки высококачественных программ обучения бакалавров и магистров в
области менеджмента неприбыльных организаций. И несмотря на разные мнения, опровергая скептиков, предсказавших в течение ряда лет насыщение рынка, рынок благотворительности и рынок обучения менеджменту в неприбыльном секторе США существует и продолжает расти.
Более того, американские ученые, те, кто постоянно отслеживают ситуацию, нашли индикаторы тенденций в обучении менеджменту неприбыльных организаций и выявили два особенно важных показателя:
1) желание самих студентов ведущих бизнес-школ обучаться менеджменту неприбыльных организаций;
2) практически, около трети выпускников Школы государственного управления им. Кеннеди принимают решение пойти работать в неприбыльные организации вместо государственных учреждений.
Таким образом, быстрый рост и развитие менеджмента неприбыльным сектором очевиден. США раньше других преодолели все тернии преобразований на пути к рыночной системе. Более того, уроки таких трансформаций, извлеченные гражданами и обществом США, могут быть полезны для неправительственных и некоммерческих организаций России и ряда других стран, да и всего мира.
Литература
1. Зеленова Е.А. Развитие системы социального партнерства в благотворительной сфере // Вестник университета. 2009. № 26.
2. Зеленова Е.А. Трансформация благотворительной деятельности в системе социальной политики России (вопросы теории и практики) : моногр. М., 2009.
3. Неприбыльный сектор США: Правовая основа, масштабы, конкурентоспособность, эффективность / авт.-сост. С.Р. Блок, В.Н. Якимец. М., 2008.
4. Социальное партнерство: международный и российский опыт, перспективы развития : моногр. / под ред. В. Егорова, И. Фулц, Р. Крумма, Н. Волгина. М., 2008.
5. Социальная политика. Энциклопедия / под ред. Н.А. Волгина, Т.С. Сулимовой. М., 2006.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
М.Н. ИЛЮШИНА, кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой предпринимательского права, гражданского и
арбитражного процесса РПА МЮ России (г. Москва) 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;
семейной право; международное частное право
Аннотация. В статье автором анализируются отдельные проблемы обязательственных отношений с участием предпринимателей. Обосновывается вывод о том, что формирование современного экономического пространства невозможно без разработки новых правовых форм и институтов, адекватных характеру и природе предпринимательских отношений.
Ключевые слова: правовая природа, предпринимательские отношения, обязательства с участием предпринимателей, совершенствование ГК РФ.
FEATURES OF THE LEGAL NATURE OBLIGATING RELATIONSHIPS WITH ENTREPRENEURS IN THE LIGHT OF THE CONCEPT OF IMPROVEMENT
CIVIL LEGISLATION
M.N. ILYUSHINA,
candidate of law, dotsent, Head of the department of Business Law, civil and arbitration process RPA MJ Russia (Moscow, Russia)
Annotation. The author analyzes some problems obligating relations with entrepreneurs. The conclusion that the formation of the modern economic space is impossible without the development of new legal forms and institutions that are adequate to the character and nature of business relations.
Key words: a legal nature, business relationships, commitments with the participation of entrepreneurs, improvement of the Civil Code.
Концепция (от лат. conception — понимание, система) — определенный способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса, руководящая идея для их совместного освещения; употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа.
Создание концепции совершенствования ГК в общей части обязательственного права предполагает конструирование некой общей идеи, создание общей направленности развития законодательства об обязательствах. Проблемы общей части обязательственного права во многом касаются выделения в ГК общих положений, во-первых, отражающих необходимость учета специфики правового регулирования обязательств, складывающихся в предпринимательских отношениях, во-вторых, учитывающих современный этап развития экономических отношений, в-третьих, оформляющих адекватные правила, выработанные в условиях пробельности регулирования законодательством предпринимательских обязательств, правоприменительной практикой. Вместе с тем тот же ГК, определяя общую гражданско-правовую природу отношений с участием предпринимателей, закрепляет их специальный режим. Из 1109 статей особенностям этого вида деятельности посвящено 262 статьи, например ст. 401 (п. 3), 426 (п. 3), 428 (п. 3).
Уместно привести аргументацию О.С. Иоффе, обосновывавшего выделение в отечественном праве и в законодательстве хозяйственного договора, поскольку его обособление вызывалось аналогич-
ными причинами: «Говоря о хозяйственном договоре, имеют в виду не отдельный тип, а определенную совокупность договоров, обладающих рядом таких только присущих им качеств, которые вызывают необходимость устанавливать в пределах общих норм обязательственного права правила, общие для одних только хозяйственных договоров»1.
Назрела потребность обособить сделки с участием предпринимателей как особую группу гражданско-правовых договоров, выявить отличия, основные характеристики, применимое законодательство, провести полную классификацию.
На полноценность нормативно-правового аспекта классификации юридических понятий неоднократно указывалось в литературе. М.И. Брагинский отмечал: «Как это свойственно классификации в области права вообще и гражданского, в частности, отнесение той или иной конструкции к конкретному классу важно постольку, поскольку речь идет о пределах действия определенного режима»2.
Гражданско-правовые обязательства — одна из центральных подотраслей гражданского права переживает новый этап осмысления и развития. Перед отечественной цивилистической наукой отчетливо обозначились задачи неотложных теоретических и сравнительно-практических исследований проблем гражданско-правовых договорных обязательств. При этом актуальность приобрела проблема осмысления особенностей договорного регулирования рыночных отношений. Накопленный правоприменительный и
законодательный материал по отдельным вопросам частного права требовал создания теории договорных обязательств в новых рыночных условиях.
М.И. Брагинский и В.В. Витрянский называют «качественным застоем» складывающуюся в последние годы в науке гражданского права ситуацию, связанную с пристальным вниманием исследователей к комментированию законоположений и судебной практики. На первых порах такая литература необходима, но этот период давно миновал. Настал этап глубокого осмысления (а иногда и переосмысления) сущности многих гражданско-правовых институтов. Правоприменительная практика повседневно сталкивается с проблемами, которые нельзя разрешить, заглянув в очередной комментарий; для этого требуются серьезные теоретические познания3.
Необходимо определиться с принципами построения обязательственного права, учитывая, что договорное право — это не только и не столько простые и схематические отношения. Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа, что, в свою очередь, объективно вызвало потребность создания новой правовой основы предпринимательской деятельности.
Прав С.С. Алексеев, утверждающий, что «история развития последнего времени свидетельствует о том, что под влиянием фактических отношений в ряде случаев происходит своего рода «юридическая мутация» — известные качественные преобразования в праве, такие, которые уже состоялись (формирование трудового права, семейного права, права социального обеспечения) или происходят в современных условиях (становление таких комплексных и юридически своеобразных образований, как предпринимательское право, экологическое право, информационное право, некоторые другие комплексные подразделения юридической системы)»4. Речь идет прежде всего о необходимости обособления правового регулирования обязательств, складывающихся в предпринимательской деятельности.
В законодательстве при отсутствии общих подходов в ГК нарастает группа специальных правил, находящихся на уровне конкретных обязательств, прежде всего договорных, устанавливающих довольно жесткие, императивные требования к сделкам как к юридическим фактам и как к правоотношениям, прежде всего к поведению субъектов сделок при их заключении. Это положение наглядно прослеживается на примере Федеральных законов «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О рынке ценных бумаг», «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «Об аудиторской деятельности». Сегодня можно утверждать, что обязательства относятся к сфере интенсивного регулирования.
На предпринимательские договорные обязательства распространяются прежде всего специальные нормы об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также общие положения об обязательствах (см. п. 3 ст. 420 ГК).
Наличие или отсутствие цели получения прибыли влечет за собой определенные правовые последствия для сторон обязательств. В частности, к обязательствам сторон (стороны), заключивших договор в целях осуществления предпринимательской деятельности, будут применяться специальные нормы законодательства об обязательствах, связанных с подобной деятельностью (например, об ответственности — п. 3 ст. 401 ГК). К обязательствам же стороны, заключившей договор с предпринимателем и не преследующей цели осуществления предпринимательской деятельности, будут применяться общие нормы гражданского законодательства. Сочетание максимальной свободы и повышенных требований для предпринимателей в договорных обязательствах — особенность правового режима предпринимательских обязательств.
Бесспорно, современный этап развития экономических отношений характеризуется новыми задачами, которые необходимо решать при регулировании указанных отношений. Первая из них — обеспечение стабильности экономического оборота. Для выполнения этой задачи необходимо ввести в законодательство собственные общие принципы обязательственного права. Ими обязательно должны стать принципы баланса интересов сторон и сотрудничества, особо актуальные для предпринимательских отношений. Недостаточность правового воздействия на эти отношения негативно сказывается сначала на качестве договоров, заключаемых сторонами предпринимательских обязательств, а затем на своевременном и полном исполнении обязательств. Единственный способ решения поставленной задачи в рамках общей части обязательственного права — предусмотреть особую группу прав и обязанностей сторон, защищаемых законом на этапе преддоговорного регулирования по отдельным группам обязательств, прежде всего с участием предпринимателей.
Кроме того, можно утверждать о необходимости формирования и закрепления и собственных принципов исполнения обязательств, таких как исполнение обязательств в натуре, принцип разумности сроков исполнения.
Настало время закрепить в качестве самостоятельных оснований возникновения обязательств группы непоименованных обязательств. Договорное регулирование общественных отношений продолжает развиваться, создавать новые договорные конструкции. Перечень поименованных в законодательстве договоров, в том числе применяемых в коммерческом обороте, носит открытый характер. Как известно, в п. 2 ст. 421 ГК указано, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иным правовым актом договор. Особенно
актуально это правило для деятельности коммерческих организаций, поскольку в современной договорной практике возникают потребности, не укладывающиеся в типизированные законом конструкции гражданско-правовых договоров.
Деление договоров на поименованные и непоименованные носит доктринальный характер. К непоименованным (или нетипичным) договорам в теории гражданского права относятся те договоры, которые не получили специальной правовой регламентации. Под нетипичными понимаются договоры, выходящие за рамки определенного типа гражданско-правового договора5. Появление новых договорных видов — нормальное явление правовой действительности, отражающее процесс становления полноценного механизма договорного регулирования отношений прежде всего в сфере предпринимательской деятельности, вызвавшее к жизни новую договорную форму, адекватную опосредуемым отношениям. Интересной представляется правовая судьба дистрибьютерского договора. Он создан коммерческой практикой, поскольку требовалось расширить территорию продажи товаров, но не за счет филиалов или представительств6.
По мнению ряда ученых, торговая практика давно потребовала появления договоров, в которых обязательство купли-продажи дополняется условием об исключительном характере отношений сторон. А именно покупатель обязуется приобретать определенные товары и не приобретать товары у других продавцов, а продавец не продавать указанные товары в данном регионе другим покупателям. Сущность договора заключается в том, что дистрибьютер обязан способствовать увеличению продаж товаров. Для этого в договоре может быть предусмотрена его обязанность организовать сбытовые сети, заключать договоры поручения, агентирования, субдистрибьютерские договоры. Однако, несмотря на свою востребованность, ясную направленность, эта договорная конструкция может быть отнесена к непоименованным договорам. Их широкое применение во внешнеторговой практике получило свое закрепление в типовом дистрибью-терском контракте, подготовленном Международной торговой палатой. Однако это обстоятельство не повлияло существенно на формирование механизма правового регулирования указанных отношений в национальном праве.
Некоторые ученые отмечают, противоречивость правоприменительной практики по спорам, имеющим предметом дистрибьютерские договоры7. Оправданным и своевременным будет введение в общую часть обязательственного права ГК правила о непоименованных договорах как о полноценных договорных основаниях возникновения обязательств.
Особо следует остановиться на предложениях, связанных с введением новых общих договорных конструкций, таких как рамочные договоры, организационные договоры, и расширением понимания уже
имеющихся общих договорных конструкций, таких как публичный договор. Дело в том, что в предпринимательской практике появились многочисленные общественные отношения, которые отвечают общественным интересам, являются одобряемыми правом и правомерными актами обязательственного характера, которые невозможно квалифицировать и урегулировать, не обращаясь к неким общим договорным конструкциям.
Сложная ситуация с правовой квалификацией возникает при проведении рекламных компаний, включающих в себя действия по производству рекламной продукции, работ и услуг в широчайшем объеме. Как правило, это довольно пролонгированный, сложный по составу действий обеих сторон договор. Его нельзя типизировать ни как договор возмездного оказания услуг, ни как договор производства работ или о продаже готового продукта. Именно в этом случае ощущается потребность определить природу данных отношений с целью их выведения в самостоятельное правовое регулирование. Это необходимо сделать как на уровне введения рамочного договора в ГК, так и специального законодательства, которое сможет учесть особенности рекламной деятельности. Однако сегодня этот договор является непоименованным и не имеет нормативного правового закрепления8.
Кроме того, практика правового регулирования общественных отношений показывает, что категория «публичный договор», введенная в гражданское законодательство, не исчерпывается только потребительскими сделками, как это указано в ГК, т.е. сделками, где на одной стороне выступает гражданин-потребитель9. Легальное определение этого договора охватывает и договоры, заключаемые коммерческими организациями с предпринимательскими целями. Публичный договор — это договор, заключаемый коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (п. 1 ст. 426). Законодательство содержит только определение гражданина-потребителя, в том числе как участника публичных договоров. Легального понятия потребителя как стороны публичного договора, охватывающего всех участников гражданского оборота, не создано. Это обстоятельство создает ряд проблем в правовом регулировании договорных отношений между коммерческими организациями.
Специальное законодательство и судебно-арбитражная практика широко используют категорию «потребитель» для обозначения коммерческих юридических лиц, получающих товары, работы и услуги по публичным договорам. В ст. 3 Федерального закона «Об электрознергетике» установлено, что потребители электрической и тепловой энергии — лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. В
ст. 2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) — юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
Судебные инстанции, рассматривая многочисленные иски, вытекающие из оспаривания правомерности в отказе в заключении публичных договоров либо исследуя требования об оспаривании применения норм о нарушении антимонопольного законодательства, в ряде случаев также вынуждены толковать требования ст. 426 ГК и правила специального законодательства при квалификации гражданско-правовых договоров как публичных в случаях, когда обеими сторонами договора выступают коммерческие юридические лица. Более того, в текстах судебных постановлений используется следующая формулировка для определения публичных договоров в случаях, когда речь идет о коммерческих организациях: «Публичный договор — это договор, заключенный между коммерческой организацией и потребителем» (постановление Президиума ВАС РФ от 27 сентября 2005 г. № 4279/05).
Суды устанавливают прежде всего, имеются ли у коммерческого лица, приобретающего товар (например, электроэнергию, газ) или получающего услуги или работы, признаки потребителя с учетом его предпринимательской природы. К таковым признакам судебно-арбитражная практика относит, во-первых, факт приобретения (получения) товаров, работ, услуг для собственных бытовых и (или) производственных нужд и, во-вторых, отсутствие в договоре цели последующей перепродажи (постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2005 г. № 2733/05). И в этом случае не имеет решающего правового значения, назван ли договор публичным в специальном законодательстве или нет. Эта практика применяется к договорам энергоснабжения, поставки природного газа, договорам на отпуск питьевой воды, договорам по приему и сбросу сточных вод (постановления Президиума ВАС РФ от 25 апреля 2006 г. № 14939/05 от 15 июня 2005 г. № 15378/04).
Хотя в ГК и не была четко и однозначно выделена тенденция на расширение учета специфики предпринимательских договорных отношений, но попытка выстроить специальные приемы правового регулирования предпринимательских отношений в рамках обязательственного права явно обнаруживается. Несмотря на отсутствие в ГК общих разделов, учитывающих особенности обязательственных отношений с участием предпринимателей, формирование современного экономического пространства невозможно без разработки новых правовых форм и институтов, адекватных характеру и природе складывающихся отношений, среди которых ключевую роль играют предпринимательские отношения.
1 Иоффе О.С. Избранные труды : в 4 т. Т. III: Обязательственное право. СПб., 2004. С. 87.
2 Брагинский М.И. Гражданское право и объекты права собственности // Журнал рос. права. 1997. № 11. С. 80.
3 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1: Общие положения. М., 1998. С. 4-5.
4 Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 323.
5 Ойгензихт В.А. Специфика регулирования некоторых гражданских правоотношений // Сов. гос-во и право. 1978. № 3. С. 44—52; Садиков О.Н. Нетипичные институты в советском гражданском праве // Сов. гос-во и право. 1979. № 2. С. 32—39.
6 Борисова А.Б. Дистрибьютерский договор // Журнал рос. права. 2005. № 3.
7 Волянская Р.В. Правовое регулирование оборота гражданского оружия : автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 159—168.
8 Илюшина М.Н. Проблемы типизации новых договорных конструкций в коммерческом обороте // Законы России. 2008. № 11. С. 73—77.
9 Илюшина М.Н. Особенности статуса коммерческих организаций как потребителя в публичных договорах // Законы России. 2008. № 3. С. 82—85.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Ю.П. КАЛИНЧЕНКО, Преподаватель кафедры гражданского права и процесса МосУ МВД России, старший лейтенант милиции 12.00.00 - юридические науки
Аннотация. На основе анализа действующего валютного законодательства автором рассматриваются гражданская, уголовная и административная виды и меры ответственности.
Ключевые слова: валютное законодательство, валютное регулирование, легализация денежных средств, поддельные деньги, ответственность.