Аверина Л. В., Мямина И. С.
Особенности правового режима создания музейно-археологического комплекса по ранней истории Самары
Аверина Людмила Владимировна
Самарский государственный экономический университет
Старший преподаватель, аспирант
Мямина Ирина Сергеевна
Самарский государственный экономический университет Студент направления подготовки «Кадастр недвижимости» [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье рассмотрены особенности развития планировочной структуры и застройки исторической части городского округа (г. о.) Самара под влиянием системы крепостных сооружений XVIII в. по картографическим материалам. Проанализированы основные проблемы правового регулирования использования земель в границах территорий объектов культурного наследия. Рассмотрены основные положения определения границ объектов культурного наследия и объектов археологического наследия на примере крепости XVIII в. в г. о. Самара. На основе результатов проведенного исследования авторами даны рекомендации по повышению туристско-рекреационного и инвестиционного потенциала территории, занимаемой объектом культурного наследия, с учетом особенностей археологической находки, установленных нормативно-правовыми актами требований к границам и охранным зонам объектов культурного наследия. Методы исследований: метод логического моделирования, эвристический метод, статистический анализ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
объект культурного наследия, использование земель, планировка и застройка городских населенных пунктов
Averina L. V., Miamina I. S.
Features of a Legal Regime of a Museum and Archaeological Complex on Early History of Samara Creation
Averina Lyudmila Vladimirovna
Samara State University of Economics (Samara, Russian Federation)
Senior lecturer, Postgraduate
Miamina Irina Sergeevna
Samara State University of Economics (Samara, Russian Federation) Student of the training program "Cadastre of the Real Estate" [email protected]
ABSTRACT
The article describes features in the evolution of the planning structure and building of the historical part of Samara city under the influence of the system fortifications of the XVIII c. by cartographic materials. Key issues of land use within the boundaries of land plots from historical and cultural destination and its influence on the nearest territory have been analyzed. Special attention is given to the most common problems of the monuments and archaeological sites surveying exemplified by Samara fortress of the XVIII c. The authors recommended some approaches on recreational and investment potential improvement of land use and land planning in the area of archaeological sites, according to features of archaeological find, legal
restrictions and specific regime of such land and monuments. The following methodical ap- <
proaches were used: logical modeling, heuristic techniques, statistical techniques. z
KEYWORDS < object of cultural heritage, land use, planning and development of urban settlements
Формирование крупного города представляет собой достаточно длительный исторический процесс. Официальной датой основания Самары является 1586 г., когда были построены крепостные сооружения под руководством князя Григория Засе-кина. С этого момента начался период развития планировочной структуры города от исторического центра г. о. Самара, заключенного на территории между реками Самара и Волга и улицами Льва Толстого и Чапаевская.
Вопрос о причинах появления городов до сих пор является неоднозначно решаемым. В общем и целом процесс разделения городка и села связан сначала с отделением ремесла и торговли от земледелия, но в определенном случае могли действовать и другие причины, которые модифицировали этот процесс. В соответствии с ними в настоящий момент разработано несколько концепций возникновения городов: вотчинная, общинная, политико-административная, оборонная и рыночная.
Оборонная теория (К. Бюхер, М. Вебер, Г. Маурер) рассматривает появление городов как результат создания укреплений для защиты от наружного нападения. Стратегическое назначение оборонительных пунктов обуславливало их месторасположение и основные параметры будущих городов. Однако сами по себе все эти укрепленные населенные места еще не составляли «экономического» города, и решающим моментом в его окончательном образовании оказывалась торговля [4].
Наглядным примером оборонной теории развития городов является Самарский городок, который был построен несколько в стороне от разрушенного городка-пристани Самар. Первая самарская крепость должна была прикрывать Русь от набегов кочевников и обеспечивать водный путь от Казани до Астрахани. Удобное для навигационных целей месторасположение поселения-пристани Самар не отвечало стратегическим задачам крепости. В итоге для нее было выбрано другое место — возвышенный мыс над рекой Самара. Расположение городка способствовало развитию оживленной транзитной торговли, однако при напряженных отношениях с ногайцами и далее — с калмыками до середины XVIII в. основным для Самары оставалось военно-стратегическое назначение.
После большого пожара, произошедшего в 1703 г., началось возведение новых общегородских укреплений с северо-восточной стороны от сгоревшей крепости. Их главной частью являлась земляная крепость, имеющая в плане форму ромба. Строительство завершилось в 1706 г., и оно послужило следующим этапом развития планировки и застройки Самары [8]. Местность, на которой размещались крепостные сооружения, в настоящее время находится в пределах исторического центра г. о. Самара, расположенного на террасах рек Волги и Самары. Геологическое строение данного участка характеризуется большой сложностью, что отрицательно влияет на устойчивость сооружения и требует проведения инженерной подготовки территории.
В 2013-2014 гг. на территории г. о. Самара в Самарском районе в границах Хлебной площади при исследованиях археологической лаборатории ФГБОУ ВПО «ПГСГА» был обнаружен фрагмент деревянно-земляной крепости 1706 г., что подтверждается датировками, полученными Радиоуглеродной группой Института истории материальной культуры РАН1.
1 Вавина Е. Для Поволжья открытие уникально // Самара: «МК в Самаре», 2014 [Электронный ресурс]. иЯ1_: http://samara.mk.ru/articles/2014/09/03/dlya-povolzhya-otkrytie-unikalno.html (дата обращения: 10.01.2016).
В настоящее время проблема привлечения инвестиций в развитие объектов культурного наследия и эффективное использование занимаемой ими территории является одной из ключевых проблем, обсуждаемых научными сообществами и органами государственной власти.
Проанализируем основные законодательные ограничения, установленные в отношении земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия.
1. Важной особенностью земельных участков, в границах которых расположен объект культурного наследия, является необходимость определения условий доступа к нему, а также требований к его обеспечению.
Доступ к объекту культурного наследия организуется для реализации права граждан на доступ к культурным ценностям и популяризации объекта культурного наследия, его использования при осуществлении различных видов деятельности, в том числе туристской [6]. Однако доступ к объекту культурного наследия согласно ст. 47.4 Федерального закона от 26.02.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон № 73-ФЗ) определяется лишь в случае его включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия1.
2. Установление границ земельного участка, на котором расположен объект культурного наследия, и зон охраны такого объекта.
Необходимость правового регулирования использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр, вызвана частыми случаями нарушения законодательства Российской Федерации [1].
В первую очередь они связаны с незаконным строительством, которое осуществляется физическими и юридическими лицами, или иной хозяйственной деятельностью, не предусмотренной режимами использования территорий объектов культурного наследия. В результате может быть искажено визуальное восприятие объекта, нарушены композиционно-видовые связи и даже возникнуть угроза его разрушения, утраты историко-культурной ценности.
Причинами подобных нарушений нередко являются принятые органами местного самоуправления решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков ради дальнейшего жилого и промышленного строительства, а также выдача разрешений на строительство. Подобные решения принимаются в силу отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об утвержденных границах территорий объектов культурного наследия и режимах использования земельных участков, которые расположены в указанных границах, и связанных с ними ограничениях на строительство и хозяйственную деятельность [1; 2].
В целях урегулирования указанной проблемы в 2015 г. ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» была дополнена положением, которое устанавливает, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений, включая территории объектов культурного наследия. Таким образом, предусмотрена обязательность внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территориях объектов культурного наследия. Данная мера направлена не только на совершенствование механизма учета сведений о территориях объектов культурного наследия, но и на обеспечение достоверной и исчерпывающей информации о правовых режимах использования земельных участков в их границах заинтересованных лиц. В свою очередь это является
1 Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://consultantplus.ru/ (дата обращения: 02.02.2016).
необходимым условием как для соблюдения гражданского законодательства при обороте земельных участков, так и для повышения эффективности их использова-ния1.
В настоящее время проблема необходимости правового регулирования использования земель в границах территорий объектов культурного наследия актуальна в Самарской области. Согласно сводному списку объектов культурного наследия, размещенному на сайте Агентства по сохранению историко-культурного наследия Самарской области, в данном регионе находится 1216 исторических зданий и сооружений, которые представляют культурную ценность, но не занесены в единый государственный реестр [7].
С учетом изложенного рассматриваемая проблема остро встала перед г. о. Самара, на территории которого был обнаружен фрагмент деревянно-земляной крепости 1706 г. На данный момент объект обладает статусом «выявленный», внесен в Перечень выявленных объектов археологического наследия Самарской области, но не внесен в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Для получения статуса объекта культурного наследия, его регистрации в едином государственном реестре и определения условий к доступу и требований к его обеспечению необходимо провести комплекс работ по установлению границ территории и определению режима использования земельных участков в границах территории выявленного объекта культурного наследия.
Понятие «территория объекта культурного наследия» и основные положения о порядке определения ее границ даны в ст. 3.1 Федерального закона № 73-Ф3. Такая территория занята объектом культурного наследия либо связана с ним исторически и функционально, причем ее границы и границы существующих земельных участков могут не совпадать. Утверждение границы территории выявленного объекта культурного наследия предоставлено субъектам РФ. К сведениям о границах относят текстовое и графическое описание об их местонахождении: адрес (или описание местоположения), а также перечень координат характерных точек границ. Он представлен в системе координат, которая установлена для ведения государственного кадастра недвижимости.
Границы территории объекта культурного наследия определяются проектом границ территории объекта культурного наследия. Их установление проводится на основании научных исследований и архивных документов, включая исторические поземельные планы. Не исключена возможность изменения границ, что может произойти при выявлении документов или результатов исследований, которые отсутствовали в процессе подготовки утвержденного проекта границ2.
С 1 января 2012 г. Министерство культуры РФ рекомендовало к применению Методику определения границ территорий объектов археологического наследия3. Она направлена на разработку различного рода документации (в том числе для внесения в единый государственный реестр) и на проведение мероприятий по установлению основных характеристик объекта культурного наследия как объекта недвижимого имущества. К ним относятся: составление государственной учетной документации на данные объекты, определение их технического состояния, огра-
1 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://consultantplus.ru/ (дата обращения: 03.02.2016).
2 Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://consultantplus.ru/ (дата обращения: 02.02.2016).
3 Письмо Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.01.2012 г. № 12-01-39/05-АБ «О Методике определения границы территории объекта археологического наследия» // СПС КонсультантПлюс.
ничений и особых условий использования территорий в их границах. Процесс осуществляется на основании сбора, систематизации и анализа информации об объекте. Большое значение имеют результаты полевых археологических исследований, которые необходимы при инвентаризации и мониторинге выявленного объекта археологического наследия 1.
Выделение границы объекта археологического наследия обеспечивает конкретизацию местоположения границ его территории в необходимых системах координат, которое закрепляют в нормативно-правовом акте и землеустроительной документации. В комплекс таких работ входит установка опорных реперов на местности и на месте расположения поворотных точек границы объекта археологического наследия (либо его территории), которые далее подлежат съемке. Отчетная часть представляет собой таблицы координат поворотных точек. Они определяются в системе координат, используемой при осуществлении кадастрового учета в регионе (МСК) и в географической системе координат ^ОБ-84)2.
На данный момент определение границ выявленного объекта археологического наследия Самарской области — остатков крепостных сооружений XVIII в. — для последующего его учета в едином государственном реестре затруднено ввиду запланированного расширения площади раскопа. Предположение о возможности размещения крепостных сооружений за границами раскопа можно сделать по архивным документам.
Одним из таких документов можно считать первый «геометрический» план города Самары 1782 г., где под первым номером отмечена прекратившая свое функционирование земляная крепость, которая своей ромбовидной формой заметно отличается от остальной хаотичной застройки (см. рис. 1). Сформировалась улица, огибающая два западных вала крепости. В период XVII-XIX вв. началось переустройство городов по градостроительным принципам классицизма, когда улицы стали формироваться за счет прямоугольных кварталов, укрупнялся масштаб застройки. Так, на рассматриваемом плане 1782 г. отмечен начинающийся от северного бастиона проспект, который был разбит в 1737-1738 гг. геодезистом А. Норовым по распоряжению В. Н. Татищева (современная ул. Комсомольская)3. Проспект и единственная продольная улица, сложившаяся к тому времени, образовали в городе планировочную структуру.
Следующим архивным документом — планом Самары 1886 г. — представлена Полицейская площадь в пределах срытых к тому времени остатков крепости (см. рис. 2). С восточной стороны была сформирована система кварталов, южная часть которой образовала улицу, являющейся прототипом ул. Крупской. На данный момент, начинаясь рядом с берегом реки Самара, она пересекает бывшие восточный и западный бастионы и разделяет Полицейскую площадь на две части. Южная часть была преобразована в Хлебную площадь, где была обнаружена археологическая находка [3; 5]. Предполагается, что западный бастион располагался на территории перекрестка улиц Крупской и Степана Разина в силу особенности ландшафта — неестественное повышение местного рельефа у его южной стороны [4].
1 Постановление Самарской городской Думы № 61 от 26 апреля 2001 г. «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре» // Дума городского округа Самара. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.gordumasamara.ru/rules/ (дата обращения: 31.01.2016).
2 Письмо Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.01.2012 г. № 12-01-39/05-АБ «О Методике определения границы территории объекта археологического наследия» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http:// consultantplus.ru/ (дата обращения: 03.02.2016).
3 Ерофеев В. Чтобы улицы в Самаре были прямыми и широкими // Волжская коммуна [Электронный ресурс]. URL: http://www.vkonline.ru/content/view/116443/chtoby-uNcy-v-samare-byli-pryamymi-i-shirokimi (дата обращения: 15.01.2016).
Рис. 1. Геометрический план Симбирского наместничества города Самары, 1782 г.
Примечание: Геометрический план Симбирского наместничества города Самары, 1782 г. // Портал «Самарская губерния: история и культура» [Электронный ресурс]. URL: http://gubernya63. ru/history/legends/samara-18-vek.html (дата обращения: 10.01.2016).
В настоящее время влияние крепости ярко выражено в планировке исторической части г. о. Самара, что подтверждается линиями капитальной застройки и расположением улиц Степана Разина и Князя Григория Засекина.
Рассмотренные архивные градостроительные документы дают основание считать, что границы раскопа охватывают малую часть сооружения и требуется его расширение.
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, в т. ч. и выявленных, относятся к землям историко-культурного назначения. Их правовой режим регулируется Законом № 73-ФЗ и земельным законодательством РФ. Согласно Земельному кодексу РФ земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением, однако отнесенные к ним земельные участки у их правообладателей не изымаются. Исключениями являются установленные специальные основания прекращения права собственности1.
Рассмотрим более подробно основные особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, поскольку исследуемый объект отнесен к выявленным объектам археологического наследия. Они определены в ст. 48 Закона
1 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://consultantplus.ru/ (дата обращения: 04.02.2016).
Рис. 2. План города Самара с полным указанием полной сети водопроводных труб по проекту инженера Н. П. Зимина, 1886 г. (фрагмент)
Примечание: План города Самара с полным указанием полной сети водопроводных труб по проекту инженера Н. П. Зимина, 1886 г. // ЭтоМесто.ш [Электронный ресурс]. URL: http:// www.etomesto.ru/map-samara_oldmap/?x=50.126106&y=53.210699 (дата обращения: 11.01.2016).
№ 73-ФЭ, где указано, что при переходе вещных прав на подобный земельный участок сохраняются установленные ограничения (обременения). Особенность заключения подобных сделок в том, что договор должен содержать обязательство по выполнению предусмотренных охранным обязательством требований. Оно действует в отношении лица, приобретающего право собственности (владения, пользования) на указанное имущество. Неотъемлемым приложением к охранному обязательству является паспорт объекта культурного наследия. В него вносятся сведения о местонахождении объекта, границах его территории, наличии зон охраны.
Статьей 49 Закона № 73-ФЭ установлено: собственник (или пользователь) земельного участка владеет, пользуется, распоряжается им, обеспечивая сохранность находящегося в его границах объекта археологического наследия со дня обнаружения. Необходимо отметить, что земельный участок и объект археологического наследия в его границах находятся в гражданском обороте раздельно. Все залегающие на поверхности земли и в земле археологические предметы и сами объекты археологического наследия находятся в государственной собственности и отчуждению из нее не подлежат. Возможен вариант отсутствия утвержденной границы территории объекта археологического наследия, внесенного в единый государственный реестр либо имеющего статус выявленного. Тогда его территорией признается часть земной поверхности, которая занята объектом1.
В целях сохранения градостроительной, исторической, ландшафтной среды устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. Использование распо-
1 Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЭ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: http://consultantplus.ru/ (дата обращения: 02.02.2016).
ложенных в них земельных участков, но не отнесенных к землям историко-культурного назначения, определяется правилами землепользования и застройки1, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Среди зон охраны объекта культурного наследия выделяют охранную зону, зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зону охраняемого природного ландшафта. Границы таких зон, требования к градостроительным регламентам расположенных в них территорий и особые режимы использования земель утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия.
В настоящее время участок, ограниченный улицами Степана Разина, Крупской и Князя Григория Засекина, в соответствии с картой правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, расположен в территориальной зоне Ц-1 — зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района (см. рис. 3). В этом случае к основным разрешенным видам использования земельных участков относятся музеи и выставочные залы2.
Указанные особенности правового режима использования земельного участка приобретают особое значение, поскольку музеефикация, по мнению авторов, является наиболее эффективной возможностью популяризации рассматриваемого объекта, что, в свою очередь, не исключает привлечения средств инвесторов в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве [2].
Решение о сохранении крепостных сооружений было принято в мае 2015 г. Планируется создать музейно-археологический комплекс по ранней истории Самары, центральной осью которого должен стать законсервированный фрагмент крепостного вала. Аналогом подобного музея является Музей археологии Москвы на Манежной площади. Планируемый комплекс может дополнить туристическую карту г. о. Самара, что позволило бы развить рекреационный потенциал города и привлечь, таким образом, дополнительные средства в городской бюджет.
Необходимо отметить, что п. 8 ст. 3 Правил застройки и землепользования г. о. Самара определяет, что разрешенным считается использование, которое соответствует не только градостроительным регламентам, но и дополнительным градостроительным регламентам по условиям охраны памятников истории, культуры и археологического слоя. Данное требование распространяется на земельный участок или иной объект недвижимости, расположенный в зонах действия подобных ограничений. Правила градостроительных регламентов действуют в пределах соответствующих зон и в равной мере распространяются на все земельные участки в их границах, за исключением памятников истории и культуры и вновь выявленных объектов, которые состоят в официальных списках.
Таким образом, при создании в будущем музейно-археологического комплекса нет необходимости в изменении территориальной зоны при условии установления дополнительных градостроительных регламентов и границ зон охраны.
Рассмотренные основные положения использования объекта культурного наследия — крепости XVIII в. в г. о. Самара, регулируемые как законодательством федерального уровня, так и муниципальными нормативно-правовыми актами, играют важную роль в обеспечении сохранения объектов культурного наследия для будущих поколений, их воспитания, повышения образовательного уровня. Представляют они и интерес с точки зрения развития рекреационного кластера, с учетом тенденций к развитию внутреннего туризма в России. Представленные в данной статье архив-
1 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://consultantplus.ru/ (дата обращения: 04.02.2016).
2 Постановление Самарской городской Думы № 61 от 26 апреля 2001 г. «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре» // Дума городского округа Самара. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL:http://www.gordumasamara.ru/rules/ (дата обращения: 31.01.2016).
Рис. 3. Карта правового зонирования города Самары (фрагмент)
Примечание: Карта правового зонирования города Самары // Муниципальный геопортал Самары [Электронный ресурс]. URL: http://map.samadm.ru/pzz/, доступ свободный (дата обращения: 11.01.2016).
ные документы и особенности застройки исторической части города дают основание считать, что г. о. Самара обладает высоким музейно-туристическим потенциалом. Подобная возможность, возникшая перед г. о. Самара, позволяет вовлечь его в процесс интеграции в мировые рекреационные маршруты, который будет осуществлен только при условии четкой регламентации использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, в том числе и выявленных, и соблюдения правообладателями таких объектов всех установленных ограничений.
Литература
1. Аверина Л. В. Актуальные проблемы регулирования землепользования в Самарской области на примере судебной практики региона // Материалы 2-й Международной заочной научно-практической конференции. СГЭУ, 2015. С. 500-502.
2. Аверина Л. В. Понятие памятника архитектуры как вида объектов культурного наследия // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: материалы 69-й Всероссийской конференции по итогам НИР 2011. Самара : СГАСУ, 2012. С. 307-308.
3. Баранова М. Н., Васильева Д. И. Геологическое и геоморфологическое районирование территории городского округа Самара: монография. Изд-во «Ламберт», 2015.
4. Баранова М. Н., Васильева Д. И. Древние культурные слои города и их влияние на современное использование территории (на примере Самарской крепости) // Региональное развитие 2015. № 1(5) [Электронный ресурс]. URL: http://regrazvitie.ru/drevnie-kulturnye-sloi-goroda-i-ih-vliyanie-na-sovremennoe-ispolzovanie-territorii-na-primere-samarskoj-kreposti/ (дата обращения: 12.01.2016).
5. Баранова М. Н., Васильева Д. И., Какутина О. М., Шиманчик И. П. Геологическое строение и почвенный покров территории городского округа Самара : учеб. пособие. Самара : Изд-во «СМИУ», 2011.
6. Богомяков И. В. Использование земельных участков для популяризации объектов культурного наследия посредством создания особых экономических зон туристско-рекреацион-ного типа // Имущественные отношения в РФ. 2010. № 7. С. 37-41.
7. Бочаров А. Ю. Управление объектами недвижимости культурного наследия // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки: сб. статей / под ред. М. И. Бальзанникова, К. С. Галицкова, А. А. Шестакова. СГАСУ. Электронные текстовые и графические данные. Самара, 2015.
8. Гурьянов Е. Ф. Древние вехи Самары: очерки градостроительной истории. Куйбышев : Куйбышевское книжное издательство, 1979.
References
1. Averina L. V. Urgent problems of regulation of land use in the Samara region on the example of jurisprudence of the region [Aktual'nye problemy regulirovaniya zemlepol'zovaniya v Samarskoi oblasti na primere sudebnoi praktiki regiona] // Materials of the second International scientific and practical conference [Materialy 2-i Mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii]. SSEU. 2015. P. 500-502. (rus)
2. Averina L. V. A concept of a monument of architecture as type of objects of cultural heritage [Ponyatie pamyatnika arkhitektury kak vida ob"ektov kul'turnogo naslediya] // Tradition and innovation in construction and architecture: materials 69th Russian conference following the results of scientific research in 2011 [Traditsii i innovatsii v stroitel'stve i arkhitekture: materialy 69-i Vserossiiskoi konferentsii po itogam NIR 2011]. SSUACE. Samara, 2012. P. 307-308. (rus)
3. Baranova M. N., Vasilyeva D. I. Geological and geomorphological division into districts of the territory of the city district Samara [Geologicheskoe i geomorfologicheskoe raionirovanie ter-ritorii gorodskogo okruga Samara]: monograph. Germany. Lambert publishing house, 2015. 76 p. (rus)
4. Baranova M. N., Vasilyeva D. I. Ancient occupation layers of the city and their influence on modern use of the territory (on the example of the Samara fortress) [Drevnie kul'turnye sloi goroda i ikh vliyanie na sovremennoe ispol'zovanie territorii (na primere Samarskoi kreposti)] // Regional development of 2015 [Regional'noe razvitie 2015]. N 1(5) [An electronic resource]. URL: http:// regrazvitie.ru/drevnie-kulturnye-sloi-goroda-i-ih-vliyanie-na-sovremennoe-ispolzovanie-territorii-na-primere-samarskoj-kreposti/ (date of the address 1/12/2016). (rus)
5. Baranova M. N., Vasilyeva D. I., Kakutina O. M., Shimanchik I. P. Geological structure and soil cover of the territory of the city district Samara [Geologicheskoe stroenie i pochvennyi pokrov territorii gorodskogo okruga Samara]. Manual. Samara: publishing house SAGMU [Izd-vo «SMIU»], 2011. 167 p. (rus)
6. Bogomyakov I. V. Use of the land plots for promoting of objects of cultural heritage by means of creation of special economic zones of tourist and recreational type [Ispol'zovanie zemel'nykh uchastkov dlya populyarizatsii ob"ektov kul'turnogo naslediya posredstvom sozdaniya osobykh ekonomicheskikh zon turistsko-rekreatsionnogo tipa] // Property relations in the Russian Federation [Imushchestvennye otnosheniya v RF]. 2010. N 7. P. 37-41. (rus)
7. Bocharov A.Yu. Management of real estate objects of cultural heritage [Upravlenie ob"ektami nedvizhimosti kul'turnogo naslediya] // Traditions and innovations in construction and architecture. Social, humanitarian, and economic sciences [Traditsii i innovatsii v stroitel'stve i arkhitekture. Sotsial'no-gumanitarnye i ekonomicheskie nauki]: the collection of articles / under the editorship of M. I. Balzannikov, K. S. Galitskov, A. A. Shestakov; SSUACE. Electronic text and graphic data. Samara, 2015.
8. Guryanov E. F. Ancient milestones of Samara: sketches of town-planning history [Drevnie vekhi Samary: ocherki gradostroitel'noi istorii]. Kuibyshev: Kuibyshev book publishing house [Kuiby-shevskoe knizhnoe izdatel'stvo], 1979. 81 p.