13
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
УДК 347
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Диденко Ася Алексеевна к.ю.н., доцент
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Автором отмечается, что последние десятилетия XX в. стали временем перехода многих стран Запада на инновационный путь развития. В статье рассматривается понятие инновационной предпринимательской деятельности в связи с реформированием гражданского законодательства. Отмечается, что в российском законодательстве Закон об инновационной деятельности отсутствует. Между тем в литературе встречается достаточно большое количество трактовок понятия «инновационная деятельность»
Ключевые слова: ИННОВАЦИЯ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИНВЕСТИЦИИ, ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА
UDC 347
PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP IN THE CONTEXT OF THE CONTEMPORARY REFORM OF CIVIL LEGISLATION
Didenko Asya Alekseevna Cand.Leg.Sci, associate professor Kuban State Agrarian University,
Krasnodar, Russia
The author notes that the last decade of XX century was a time of transition to innovative development in many countries. The article discusses the concept of innovative entrepreneurial activity in connection with the reform of the civil code. Russian legislation doesn’t have the Law "About innovative activity in the Russian Federation". Meanwhile, in the literature there are lots of interpretations of the "innovation" term
Keywords: INNOVATION, INNOVATION, ENTREPRENEURSHIP, INVESTMENTS, CIVIL LAW, GOVERNMENT REGULATION OF INNOVATION, INNOVATION SYSTEM
Интеллектуализацию основных факторов производства и научно-технический прогресс можно отнести к числу наиболее важных и прогрессивных тенденций социально-экономического развития современного общества. Сегодня вовлечение в имущественный оборот результатов инновационной интеллектуальной деятельности выступает ведущим направлением модернизации отечественной экономики. Но как и всякая деятельность, инновационная деятельность также нуждается в конкретных формах выражения. Основной гражданско-правовой формой выражения инновационной деятельности в предпринимательской сфере, на наш взгляд, является государственно-частное партнерство, корпоративные и договорные формы вовлечения инноваций в гражданский оборот.
Инновационная предпринимательская деятельность выступает в качестве ключевого фактора прогрессивного развития индустриального и постиндустриального общества. Дальнейшее совершенствование инновационных отношений с участием субъектов предпринимательской деятельности существенно
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/019.pdf
13
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
повысит уровень развития современных экономических отношений. В рамках этого наиболее актуальной задачей в юридической науке представляется разработка самой концепции инновационного предпринимательства и определение вектора дальнейшего развития инновационной предпринимательской деятельности.
Инновации представляют собой нововведения, отражающие достигнутый уровень научных и технических разработок и являющиеся в своей совокупности одним из критериев оценки места отдельно взятого государства на мировой арене. В тоже время вполне очевидно, что без учета частноправовых интересов субъектов инновационной предпринимательской деятельности невозможно гармоничное сочетание частных и публичных начал при правовом регулировании общественных отношений, возникающих с их участием.
В целях эффективного использования инноваций при осуществлении предпринимательской деятельности необходимо создать действенный механизм правового регулирования инновационных отношений. Важным условием стимулирования инновационной экономики является также создание научной концепции «инновационного предпринимательства» и правовой базы для эффективного регулирования общественных отношений в сфере инновационной деятельности субъектов предпринимательской деятельности. В рамках этого задача правовой науки - определить отраслевую принадлежность инновационных отношений с участием предпринимателей.
Одновременно следует констатировать, что в современной правовой науке основные понятия инновационного права такие, как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационное предприятие», «инновационное
предпринимательство» до сих пор являются дискуссионными и не имеют легального определения в законодательстве, что осложняет правовое регулирование правоотношений, складывающихся в данной области. В связи с этим необходимо определить содержание понятия «инновационная предпринимательская
деятельность» и закрепить его в соответствующем нормативном правовом акте федерального уровня.
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/019.pdf
13
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
Таким образом, формирование законодательства об инновационной предпринимательской деятельности на практике являются важными задачами научного творчества, а исследование обозначенных выше вопросов является актуальными, своевременным и позволит уяснить суть взаимодействия таких социально значимых явлений, как позитивное право и инновации.
Следует подчеркнуть, что проблемы, связанные с частноправовым регулированием предпринимательской инновационной деятельности для российской юридической науки являются новыми в силу относительно недавно взятого курса на развитие инноваций в отечественной экономике. Поэтому первоначально научные исследования проводилось в рамках рассмотрения отдельных вопросов правового регулирования интеллектуальной собственности.
Инновационная деятельность в настоящее время выступает предметом многих научных исследований в области права и экономики. Одновременно большинство работ, исследующих инновационные отношения, не учитывают последние тенденции в предпринимательском и гражданском законодательстве, что обуславливает необходимость проведения комплексного исследования правового режима инновационного предпринимательства в России и разработки механизма правового регулирования инновационной предпринимательской деятельности с позиций действующего законодательства.
Для последовательного решения задачи создания научно обоснованной правовой концепции инновационного предпринимательства, необходимо
обратиться к поиску надлежащих методологических основ и формированию терминологического и понятийного аппарата исследования. Научная новизна и всесторонность исследования сложных инновационных отношений может быть в достаточной степени обеспечена путем расширения методологических подходов к их исследованию. Последнее направление может быть осуществлено именно за счет широкого использования системной методологии [1].
Обращаясь к термину «инновация» можно констатировать следующее. Инновация (нововведение) в самом широком понимании это создаваемая новая или
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/019.pdf
13
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
усовершенствованная технология, вид товарной продукции, услуг,
организационно-технические решение производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующее их продвижению на рынок. Одновременно такая дефиниция, во-первых, чрезвычайно широка по сфере применения и, во-вторых, не содержит четких юридических критериев, позволяющих определить инновацию как объект частноправового регулирования.
В целом большинством исследователей инновация рассматривается, прежде всего, как нововведение, качественно повышающее эффективность существующей системы. Представляется, что под термином «инновация» следует понимать введенную в гражданский оборот либо используемую для собственных нужд новую или усовершенствованную продукцию, технологию, работу, услугу. С нашей точки зрения инновация должна пониматься как осуществленное и практически используемое в гражданском обороте новшество. С этих позиций можно выделить два сущностных юридических признака инновации - новизна, экономическая эффективность и практическая применимость. При этом для определения
инновации предлагается использовать термин «новшество» - результат
интеллектуальной деятельности, имеющий признаки новизны по сравнению с существующими аналогами, практической применимости, способный дать положительный экономический или иной полезный эффект при создании на его основе инноваций. Такой подход позволяет не только понять, что есть суть инновации, но и выбрать те решения, которые заслуживают государственной поддержки.
Сущностным признаком инноваций выступает наличие элемента новизны, присущего выпускаемым товарам, оказываемым услугам, разрабатываемым решениям. Инновации получают свою реализацию в рамках конкретных инновационных отношениях с участием субъектов инновационной деятельности, в том числе и предпринимателей.
Инновационная деятельность в самом общем виде определяется как деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций. Однако данная
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/019.pdf
13
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
формулировка основывается на не имеющем четкого закрепления понятии «инновация», не выделяет этапов процесса преобразования новых знаний в инновационную продукцию, а также не позволяет провести разграничение и установить взаимосвязь с термином «научно-техническая деятельность».
Инновационная деятельность в современных развитых государствах приобретает особое значение. Она фактически охватывает почти все области жизнедеятельности современного общества: науку, культуру, социальные ценности, промышленное производство и т.д. Создание высоко конкурентного отечественного производства на внутреннем и международном рынке требует развития инновационной и наукоемкой продукции. Поэтому залогом процветания России должен стать осознанный переход экономики на инновационный путь развития.
Условием развития инновационной экономики является формирование национальной инновационной системы, которая должна:
- обеспечивать устойчивый экономический рост и конкурентоспособность страны за счет использования научно-технического потенциала;
- обладать самодостаточностью (опора на собственные ресурсы национальной экономики) и устойчивостью по отношению к воздействию внешней среды;
- выступать одним из механизмов выравнивания социально-экономического развития регионов;
- соответствовать мировым тенденциям развития, обладать способностью взаимодействия и интегрирования в инновационные системы более высокого уровня;
- формироваться на основе сбалансированного сочетания рыночных и государственных механизмов [3].
Таким образом, как мы уже отмечали, в Российской Федерации назрела необходимость принятия федерального закона, регулирующего основы
инновационной деятельности в Российской Федерации.
Анализ обозначенных выше теоретических и практических аспектов правового регулирования инновационной предпринимательской деятельности позволяет
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/019.pdf
13
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
очертить круг проблем, которые требуют решения в актах законодательства, регулирующих данную деятельность и предусматривающих меры ее государственной поддержки. С этой целью и с целью возможного государственного стимулирования следует концептуально определиться с понятием «инновационная предпринимательская деятельность», а также с относящимися к нему основными терминами; установить четкие критерии, позволяющие идентифицировать субъектов инновационного предпринимательства и инновационную продукцию.
Необходимо закрепить принципы и формы участия государства в инновационном процессе с участием предпринимателей, в том числе государственного софинансирования научно-технической и инновационной предпринимательской деятельности; предусмотреть меры экономического (прежде всего налогового) стимулирования для инвесторов, вкладывающих средства в инновационную деятельность. Интересным также будет рассмотреть иные меры, направленные на поддержку таких участников гражданского оборота, например саморегулирование предпринимательской деятельности с их участием [2].
Кроме того, требуется систематизировать уже существующие правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты такой деятельности, согласовать нормы различных отраслей законодательства (гражданского, предпринимательского, административного, налогового и др.).
Основная цель государственной инновационной политики - создать благоприятные условия для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Государственная поддержка инновационной предпринимательской деятельности также должна осуществляться в целях улучшения условий для роста доли инновационного производства в отечественной экономике. При этом основным правовым средством регулирования инновационных отношений должен выступать метод поощрения и стимулирования. Особое значение среди мер государственной поддержки, должно уделяться софинансированию инновационной предпринимательской деятельности, в том числе путем развития системы грантов и частного инвестирования в инновационные
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/019.pdf
13
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
продукты. Должна быть создана правовая модель информационного поля между новаторами, государством и инвесторами. На наш взгляд, эту модель эффективно может реализовать Министерство экономического развития как наиболее близкое по предметным характеристикам к исследуемой области органом государственного управления.
Наряду с традиционными мерами государственной поддержки особый интерес вызывает, к примеру, экспонирование, презентации и иные формы продвижения научной, научно-технической и инновационной продукции на международные рынки. Например, установление механизмов поддержки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, созданной субъектами инновационной деятельности, по сравнению с аналогичной продукцией иностранных производителей, субсидируемой соответствующими государствами.
Сюда же можно отнести и механизмы финансирования инновационной деятельности, выделенные О. Безруковой и В. Елизаровой:
- организация и финансирование инновационной деятельности частным капиталом;
- венчурные инновационные компании;
- совместные предприятия;
- консорциумы компаний;
- научно-технические альянсы;
- бизнес-инкубаторы и технопарки [4].
Наибольший эффект на пути развития научной и инновационной деятельности, как представляется, должно принести развитие на региональном уровне механизмов инвестирования сферы научно-технической и инновационной деятельности, например, организация инновационных и венчурных фондов, основная цель создания которых заключается в финансовом обеспечении инновационных проектов. Эта цель реализуется ими посредством участия в разработке и реализации программ развития и поддержки инновационной деятельности; целевого финансирования инновационных проектов; поиска и привлечения финансовых
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/019.pdf
13
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
средств для оказания финансовой и материальной поддержки инновационным предприятиям; осуществления страхования инновационных коммерческих и внедренческих рисков в страховых компаниях; оказания маркетинговых, консультативных и управленческих услуг представителям инновационного предпринимательства; инвестирования научно-технических исследований и инновационных производств.
Особое значение следует придавать государственно-частному партнерству в сфере инновационной предпринимательской деятельности. Партнерство государства и частного сектора (Public-Private Partnership) представляет собой институциональный и организационный механизм взаимодействия государства и частных субъектов предпринимательских отношений, предназначенный для осуществления социально-значимых проектов и задач, в том числе в сфере инновационной деятельности.
В обозначенной правовой модели декларируется равноправный характер взаимодействия государства и субъектов предпринимательской деятельности, основанного на учете интересов обеих сторон; свободный и открытый доступ субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности к реализации мероприятий государственной инновационной политики. Данный правовой механизм представляет собой качественно новый этап в правовом регулировании современной экономики, в рамках которого в системе экономиче ских отношений государства и частного сектора скла дывается новая институциональная структура хозяйствования.
Тем не менее в современной науке гражданского права концепция оптимизации соотношения частных и публичных интересов, к сожалению, не получила глубокого развития. Вместе с тем именно потребностями обеспечения такого баланса в значительно мере была вызвана модернизация ГК РФ, осуществляемая в последние годы. Вообще оптимальное соотношение публичных и частных интересов в сфере инновационной предпринимательской деятельности имеет для российской экономики принципиальное значение.
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/019.pdf
13
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
В тоже время, очевидно, что переход к эффективной инновационной экономике должен сопровождаться гармонизацией норм публичного и частного права, поскольку от их решения напрямую зависит решение целого ряда системных проблем в сфере правового регулирования инновационных отношений и инновационной деятельности. Любая личность или социальная группа имеют свои собственные интересы, которые по своему характеру или содержанию могут иметь непосредственную связь с общественными интересами, существовать параллельно с интересами общества, или вступать с ними в противоречие. В тоже время публичные интересы государства в первую очередь преследуют достижение наиболее социально-значимых интересов всего общества. Важнейшей целью Российской федерации в исследуемой области является формирование инновационной экономики, способной обеспечить стабильный рост промышленности и сельского хозяйства. Государство, как юридически закрепленная политическая организация общества, призвана обеспечивать и гарантировать реализацию данных интересов. Оно формирует и закрепляет публичные интересы, а также в своей деятельности обеспечивает соблюдение общественных интересов отдельно взятых граждан и социальных групп, получивших закрепление в позитивном праве.
Предлагаем рассматривать государственно-частное партнерство как наиболее эффективную гражданско-правовую форму развития инновационного
предпринимательства. С этих позиций его следует понимать как систему частноправовых и публично-правовых средств, направленных на стимулирование инновационной предпринимательской деятельности субъектами инновационных отношений, которая связана с использованием и коммерциализацией результатов инновационных исследований и разработок, а также их внедрением на рынке.
На основе этого можно сделать промежуточные выводы.
1. Сущность инновационной предпринимательской деятельности заключается в особой юридической конструкции, опосредующей самостоятельную совокупность последовательных действий участников инновационной деятельности по созданию,
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/019.pdf
13
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
освоению, распространению и использованию охраняемых результатов инновационной интеллектуальной деятельности.
2. Инновационная деятельность может быть определена как интегративное научное понятие и исследовано с позиции современной плюралистической методологии различных отраслевых наук. Дуализм правовой сущности инновационной деятельности позволяет выделить в ее содержании два элемента. С одной стороны это интеллектуальная волевая деятельность субъектов гражданского права по созданию инноваций, а с другой ей также присущи признаки предпринимательской деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли от использования и коммерциализации результатов научных исследований и разработок, связанной с их последующим внедрением на рынке.
3. Источники правового регулирований инновационной деятельности малых предприятий носят комплексный характер, что обусловлено спецификой межотраслевых общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования. Обоснована необходимость принятия специального федерального закона, без существования которого в настоящее время невозможно осуществить должное правовое регулирование инновационной деятельности как разновидности рисковой предпринимательской деятельности.
4. Исследование источников правового регулирования инновационной предпринимательской деятельности показало необходимость формирования соответствующей нормативной правовой базы с учетом гармонизации частных и публичных интересов в исследуемой области. Этот процесс существенно осложняется комплексностью инновационных общественных отношений, проявляющихся в виде сложного комплекса экономических, финансовых, технических, интеллектуальных, управленческих отношений, субъекты которых не всегда имеют однонаправленные интересы.
5. Предложены основные направления совершенствования законодательства в сфере инновационной предпринимательской деятельности. Основной тенденцией реформирования законодательства в этой области должен стать поиск баланса
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/019.pdf
13
Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года
интересов между частноправовыми интересами субъектов инновационного предпринимательства и публично-правовых интересов по формированию инновационной экономики в целом. Данное направление связано с отказом от преимущественного применения императивных методов правового регулирования общественных отношений, что соответственно активизирует поиск диспозитивных способов правового регулирования развития инновационной деятельности. Такими правовыми средствами могут стать государственно-частное партнерство, методы стимулирования инновационной активности субъектов предпринимательской деятельности, иные методы государственной поддержки.
Литература
1. Диденко А. А. Понятие гражданского законодательства с позиции системного метода исследования // Власть закона. - 2014. - № 1. - С. 72-83.
2. Лескова, Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования
предпринимательских отношений / Ю. Г. Лескова. - М.: Статут, 2013. - 384 с.
3. Литвинова Ю. Путь по инновационной лестнице. Экспертный канал "Открытая экономика" // URL: http://www.opec.ru/ 1298377.html.
4. Безрукова О., Елизарова В. Механизмы финансирования инновационной деятельности: возможности использования в России // Корпоративный юрист. - 2009. - № 5. - С. 13.
References
1. Didenko A. A. ponyatie grazhdanskogo zakonodatelstva s pozicii sistemnogo metoda issledovaniya // vlast zakona. - 2014. - № 1. - s. 72-83.
2. Leskova, Yu.G. konceptualnye i pravovye osnovy samoregulirovaniya predprinimatelskix otnoshenij / yu. g. leskova. - m.: statut, 2013. - 384 s.
3. Litvinova yu. put po innovacionnoj lestnice. ekspertnyj kanal "otkrytaya ekonomika" // url: http://www.opec.ru/ 1298377.html.
4. Bezrukova O., Elizarova V. mexanizmy finansirovaniya innovacionnoj deyatelnosti: vozmozhnosti ispolzovaniya v rossii // korporativnyj yurist. - 2009. - № 5. - s. 13.
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/019.pdf