Научная статья на тему 'Принципы организации инновационной деятельности в сфере научного предпринимательства АПК'

Принципы организации инновационной деятельности в сфере научного предпринимательства АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATIVE ACTIVITIES / INNOVATION PROCESS / SCIENCE AND TECHNOLOGY MARKETING / INNOVATIVE MARKETING / ORGANIZATION OF INNOVATIVE MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирончук Вадим Анатольевич, Шолин Юрий Алексеевич

В статье рассмотрено и обосновано использование наиболее предпочтительного принципа организации инновационной деятельности в АПК разработка отраслевой полеуровневой модели на основе маркетинговой концепции сфер и ее подходов к управлению инновационной деятельностью. Концепция ставит своей целью создание конкурентоспособной научно-технической продукции, востребованной на рынке посредством активного маркетинга научно-технической и инновационной сфер отрасли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мирончук Вадим Анатольевич, Шолин Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF INNOVATION ACTIVITY IN SCIENTIFIC AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

The article provides and justifies the most preferred principle of innovative activity in agro-industrial complex the development of multilevel model based on marketing concept of spheres and its approaches to managing innovation. The concept aims to create a competitive scientific and technical production, demand in the market through active marketing of the scientific-technical and innovation industry

Текст научной работы на тему «Принципы организации инновационной деятельности в сфере научного предпринимательства АПК»

17

Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года

УДК 005.519.6:338.436.33

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НАУЧНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА АПК

Мирончук Вадим Анатольевич соискатель

Шолин Юрий Алексеевич аспирант

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В статье рассмотрено и обосновано использование наиболее предпочтительного принципа организации инновационной деятельности в АПК - разработка отраслевой полеуровневой модели на основе маркетинговой концепции сфер и ее подходов к управлению инновационной деятельностью. Концепция ставит своей целью создание конкурентоспособной научно-технической продукции, востребованной на рынке посредством активного маркетинга научно-технической и инновационной сфер отрасли

Ключевые слова: ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ, ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

UDK 005.519.6:338.436.33

PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF INNOVATION ACTIVITY IN SCIENTIFIC AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Mironchuk Vadim Anatolievich competitor for degree

Sholin Yuriy Alekseevich postgraduate student

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The article provides and justifies the most preferred principle of innovative activity in agro-industrial complex - the development of multilevel model based on marketing concept of spheres and its approaches to managing innovation. The concept aims to create a competitive scientific and technical production, demand in the market through active marketing of the scientific-technical and innovation industry

Keywords: INNOVATIVE ACTIVITIES, INNOVATION PROCESS, SCIENCE AND TECHNOLOGY MARKETING, INNOVATIVE MARKETING, ORGANIZATION OF INNOVATIVE MARKETING

Инновационный процесс неразрывно связан с интеграционными процессами. Интеграция науки и производства -процесс взаимопроникновения систем, гармонизация их функций с направленностью на достижение единых целей. Это достаточно сложно осуществимый процесс, так как научная и производственная системы имеют слишком большую дифференциацию в состояниях.

Одним из основных условий развития инновационной деятельности является активное развитие научного предпринимательства как формы деятельности в сфере создания научно-технической продукции и оказания услуг с целью получения возможно большей прибыли.

Рынок научно-технической продукции - сфера научно-технической и инновационной деятельности, обуславливающая процесс овеществления результатов исследований (научно-технической продукции) в товар - объект купли-продажи, выражающая систему отношений между научными учреждениями и субъектами отраслевого предпринимательства, регулируемую спросом и предложением, стоимостью, ценой, конкуренцией [6].

Таким образом, инновационный процесс в сфере научного предпринимательства - совокупность последовательных действий, имеющих целью разработку научно-технического продукта (результата) и его овеществление в товар, объект купли-продажи и отношений между продавцом и покупателем.

Организация эффективной научно-технической деятельности как единой системы, в которой осуществляется процесс получения и применения новых знаний, сдерживается целым рядом позиций: отсутствием достаточно обоснованной методологической базы, отражающей подходы к организации инновационных процессов; пониманием сущности маркетинговой стратегии научного учреждения как системы организации НИОКР, ориентированной на потребителя, на рынок; отсутствием современного менеджмента в научно-технической сфере [6, 10].

Особенностью инновационного процесса в сфере научного предпринимательства является консолидация новых знаний различных уровней (фундаментальных, приоритетных, прикладных) и областей исследований для последующей их трансформации в реальный социально-экономический эффект. Социально-экономический эффект нововведения применительно к объекту инновационных отношений может быть, в частности, выражен в виде:

-улучшения количественных и качественных показателей технологий и их подсистем;

-новых методов и способов преобразования предмета труда и т.д.

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/062.pdf

17

Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года

Целями инновационного процесса являются:

-повышение конкурентоспособности (интегрального показателя эффективности) объекта инновационных отношений, т.е. совершенствование его количественных и качественных параметров (модификация, имитация);

-создание принципиально нового (пионерского) объекта инновационных отношений, обладающего превосходными качествами в сравнении с аналогами;

-рост экономической эффективности предпринимательской деятельности в научно-технической и производственной сферах;

-удовлетворение материальных потребностей участников инновационного процесса.

Инновационный процесс имеет несколько составляющих стадий. Их совокупность определяет не только содержание самого процесса, но и основу механизма его организации и осуществления. Стадии процесса являются отображением его функциональной нагрузки.

Основными стадиями инновационного процесса являются [6, 19]:

-соподчинение действий субъектов инновационного процесса единым целям - развитию объекта инновационных отношений;

-получение новых знаний для удовлетворения выявленного или прогнозируемого спроса;

-адаптация новых знаний к специфике субъекта;

-овеществление научно-технического продукта;

-передача наукоемкой продукции (товара) отраслевому субъекту;

-организация и реализация совокупности субъектно-субъектных отношений, т.е. отношений между субъектами научно-технической и инновационной сфер, а также между субъектами инновационной сферы и отраслевого предпринимательства.

Основными функциональными направлениями реализации инновационного процесса являются исследования, научно-технические разработки, подготовка к производству сельскохозяйственной продукции, собственно производство, хранение, переработка и реализация товарной политики [6].

Таким образом, инновационный процесс объединяет и соподчиняет единым целям две сферы деятельности -научную и инновационную, т.е. стадии разработки и овеществления новых знаний и их реализацию в социально-экономическую эффективность.

Эффективность применяемых форм и методов организации предпринимательства субъектами этих сфер зависит от их соответствия принципам организации экономической среды, т.е. принципам рыночной экономики: многообразия форм собственности и организации, свободного предпринимательства, ограниченного вмешательства, взаимовыгодных договорных отношений, рыночного ценообразования [6, 20]. Совокупность этих принципов должна находить формализованное структурное и функциональное отображение в маркетинговой системе сфер (научно-технической и инновационной), ориентирующей всех участников на потребителя, на рынок [4, 5, 6].

Результативность инновационного процесса зависит от того, как выстроены и организованы отношения между субъектами научно-технической и инновационной сфер и субъектами отраслевого предпринимательства, а также насколько научное учреждение способно разрабатывать то, что необходимо реальному сектору экономики и настолько предприятие восприимчиво к новациям. Однако восприимчивость к новациям - это не только платежеспособный спрос предприятия (субъекта), она в немалой степени зависит от правильно выстроенной маркетинговой стратегии, осуществляемой научным учреждением.

Относительно самого инновационного процесса маркетинг является структурной основой механизма получения новых знаний и трансформации результатов исследований. В свою очередь, функциональное отображение стадий инновационного процесса является содержанием маркетинга.

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/062.pdf

17

Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года

В соответствии с работами Егорова Е. А. [4, 5, 6], маркетинг отраслевых научных субъектов включает в себя две подсистемы: маркетинг научно-технической сферы и маркетинг инновационной сферы. Их понятия, вытекающие из классификации и определения сфер, содержат комплексы функций, которые различны по своим целям и задачам.

Научно-техническая сфера - совокупность научно-технического и производственного потенциала субъектов НТД, а также область их деятельности, направленная на разработку, применение и распространение новых знаний в целях повышения конкурентоспособности отраслевого сектора экономики и удовлетворения материальных интересов участников.

Маркетинг научно-технической сферы - система организации и управления исследовательской и инновационной инфраструктурой, основанная на изучении состояния и перспектив развития субъектов научно-технической деятельности, их воздействия на формируемый рынок отраслевой научно-технической продукции, разработка различных форм кооперации и интеграции в целях ускорения процессов создания и продвижения на рынок завершённой научно-технической продукции (НТП), обеспечения развития отрасли и удовлетворения материальных потребностей участников.

Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Маркетинг инновационной сферы - система организации и управления исследовательской и инновационной инфраструктурой, основанная на изучении состояния и перспектив развития рынков товарной и научно-технической продукции, обеспечивающая целенаправленное формирование спроса на разрабатываемую наукоёмкую продукцию, обеспечение предложений, выработку различных форм экономических отношений с участниками инновационного процесса.

Функциями подсистемы «маркетинг научно-технической сферы» являются [7, 14]:

- изучение (анализ) состояния и перспектив развития субъектов НТД (конкуренты и партнёры);

- разработка форм кооперации (внутренней и внешней) и интеграции научно-технического потенциала;

- управление процессами корпоративного создания завершённой НТП и продвижение её на рынок;

- получение социально-экономического эффекта;

- создание и развитие мотивационной основы исследовательского труда.

Функциями подсистемы «маркетинг инновационной сферы» являются:

- изучение рынков товарной (анализ спроса) и научно-технической продукции (анализ предложения);

- развитие форм и методов формирования спроса на разрабатываемую учреждением продукцию;

- постановка задач структурам учреждения (что производить);

- отработка паритетных экономических отношений с партнёрами.

Опираясь на представленный комплекс функций подсистемы и результаты исследований ряда авторов [1, 13, 16, 17], были определены основные цели и задачи этих функций, представленные в таблицах 1 и 2.

Исходя из которых была разработана принципиальная схема полеуровневой организационно-экономической модели инновационной деятельности (Рисунок 1) [10, 11].

__________________Таблица 1 - Задачи реализации функций маркетинга научно-технической сферы

Функции маркетинга научно-технической сферы Цель по функциям Задачи по функциям

Анализ научно-технической сферы (конкуренты и партнеры) Выявление научно-технического результата по поставленным проблемным направлениям - анализ результатов НТД других субъектов научно-технической сферы - анализ патентный - анализ мирового состояния исследований по направлениям

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/062.pdf

17

Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года

- анализ научных публикаций и мероприятий

Разработка форм кооперации и интеграции научно-технического потенциала Выявленные научно-технического результата довести до научно-технического продукта или объединить усилия и доработать научно-технического продукт - Создание механизмов совместной НТД - разработка форм защиты интеллектуальной собственности - координация научно-технических исследований по направлениям

Управление процессами корпоративного продвижения НТП на рынок Распространение информации о научно-технического продукте для её продажи - создание информационной системы - обеспечить технологическую и экономическую доступность НТП - решить вопросы интеллектуальной собственности и распространение социально-экономического эффекта

Получение социально-экономичес кого эффекта Получить и перераспределить результаты социально-экономическ ого эффекта - создание механизма перераспределения социально-экономического эффекта - создание механизма страхования и гарантийного обеспечения получения социально-экономического эффекта

Создание и развитие мотивационной системы исследовательского труда Повысить заинтересованность научных работников в научно- исследовательск ой работе - создание экономического механизма поощрения получения социально-экономического эффекта (товара) - создание механизма, стимулирующего научных работников в поиске приоритетных направлений исследования

Таблица 2 - Задачи реализации функций маркетинга инновационной сферы

Функции маркетинга инновационной сферы Цели по функциям Задачи по функциям

Изучение рынка товарной продукции (анализ спроса) Выявление актуальных техникотехнологических проблем - мониторинг производственной сферы по наличию технико-технологических проблем - создание баз данных технико-технологических проблем и инновационно восприимчивых предприятий - создание информационной системы

Изучение рынка научно-технической продукции (анализ предложения) Выявление вариантов законченных НТП по решению технико-технологически х проблем - мониторинг законченных научно-технических разработок - создание баз данных завершенных научно-технических разработок - создание информационной системы

Формирование и развитие спроса на НТП Реализовать НТП на рынке - создание информационной системы - формирование механизмов демонстрации результатов использования НТП и передачи передового опыта - создание доступных финансовых механизмов освоения НТП - создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов производственной сферы - создание механизмов экономического стимулирования освоения НТП

Постановка задач Найти или создать НТП - создание системы кооперации и

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/062.pdf

17

Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года

структурным подразделениям и реализовать НТП на рынке координации деятельности субъектов НТС по решению приоритетных технико-технологических проблем

Паритетные экономические отношения с партнерами Эффективная реализация НТП - создание организационно-экономических механизмов взаимодействия субъектов инновационной деятельности по реализации НТП

Рисунок 1 - Схема полеуровневой организационно-экономической модели инновационной деятельности

Фактически мы имеем две сферы деятельности - научную и инновационную, объединенных инновационным процессом, который в свою очередь имеет ряд трактовок и моделей функционирования процесса.

Линейно-цепная трактовка инновационного процесса заключается в последовательности: фундаментальные исследовании - прикладные исследования - разработки - внедрение новшеств [9].

Линейно-цепная модель нововведения [26] и ее усовершенствованный вариант [3] характеризуется параллельной организацией и осуществлением процесса фундаментальных и прикладных исследований и процесса создания новшества - формирование идеи - разработки - проектирования производства, то есть необходимо формирование полиуровневых моделей [5].

Западные исследователи оперируют понятием кластеры [21, 24, 25]. Кластер - совокупность базисных нововведений (целостной системы новых подходов и технологий), сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном экономическом пространстве [2]. Понятие кластеры приобретает все более широкое распространение и признание как инструмент для повышения конкурентоспособности регионов и стран в целом за счет

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/062.pdf

17

Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года

региональных усилений по сближению промышленности, научных разработок и образования [22, 23].

Инновационня деятельность в АПК осуществляется посредством формируемой инфраструктуры различных уровней: подотраслевой, отраслевой и межотраслевой, которые в свою очередь имеют организационно-территориальные подуровни: федеральный, региональный, зональный, районный.

Инфраструктура инновационного процесса подотраслевого регионального уровня включает в себя:

- систему информационного обеспечения;

- экспертно-методологическую систему;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- финансово-экономическую систему;

- структуры научного предпринимательства;

- систему сертификации и защиты интеллектуальной собственности;

- систему подготовки и переподготовки кадров [8].

Существует целый ряд других аспектов, решение которых также необходимо. Инновационная деятельность ведет к существенному изменению трудовых отношений. Они выходят за рамки штатной структуры, требуют мобильного привлечения интеллектуального потенциала и различных форм кооперационных отношений [4, 12, 18].

Организация инновационной деятельности на основе маркетинговой концепции сфер и ее подходов к процессу планирования исследований, управлению исследователями инновационной направленности как в рамках научного учреждения, так и в рамках координационной сети, имеющая своей целью создание конкурентоспособной НТП, востребованной на рынке посредством активного маркетинга, не только создают основу обеспечения финансовой самодостаточности субъектов предпринимательства и научно-технической деятельности, но и формируют корпоративную информационную базу, расширяют ареал инновационного процесса, вовлекают в этот процесс интеллектуальный потенциал других НИУ по областям смежных знаний, создают основу экономического развития отрасли [4].

Все это приводит нас к выводу о том, что наиболее эффективным принципом организации инновационной деятельности является построение инновационных процессов на основе маркетинговой концепции сфер и реализуемой в системе полиуровневой организационно-экономической модели инновационной деятельности [15].

Реализацией полиуровневой организационно-экономической модели формирования инновационной системы может стать создание регионального инновационно-технологического отраслевого агропромышленного комплекса [11].

Инновационно-технологический отраслевой агропромышленный комплекс должен координировать работу всех структур инновационного комплекса, сопровождать инновации от момента их зарождения до момента их внедрения в производство, осуществлять подготовку менеджеров высшей квалификации для управления технологическими инновациями. Организация проблемно ориентированных инновационно-технологических комплексов должна осуществляться на базе отраслевых НИИ, имеющих в своем составе, как правило, опытно-экспериментальные хозяйства или заводы. Это позволяет использовать наряду с высоким научно-техническим потенциалом преимущества интеграции различных наукоемких производств, технологий и поисковых прикладных научно-исследовательских работ и способствует объединению финансовых потоков со всей совокупностью формирующихся отраслевых инвестиционных возможностей в рамках единых программ.

Структура такого комплекса должна включать следующие сегменты (Рисунок 2):

- научно-исследовательские институты и вузы,

- центр менеджмента и трансфера технологий,

- технологические инкубаторы,

- крупные предприятия и хозяйства,

- банки, фирмы с венчурным капиталом,

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/062.pdf

17

Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года

- информационные сети.

Считается, что предлагаемая структура инновационно-технологического комплекса позволит активизировать инновационный процесс в АПК, ориентировать науку на решение конкретных проблем и внедрение научных разработок в производство, усилить контроль за ис пользованием

Рисунок 2 - Структура регионального инновационно-технологического отраслевого комплекса выделяемых на их развитие финансо вых средств, стимулировать повышение инновацион ной активности.

Литература

1. Бурда А.Г., Косников С.Н. Рекомендации по оптимизации плодового потенциала сельскохозяйственного предприятия. - Краснодар: КубГАУ, 2010. - 24 с.

2. Быкова А. А. проблематика формирования инновационных кластеров // Инновации. - 2009. - №8(130). - С. 39-45.

3. Дынкин А. А. Наука и государственная научная политика: теория и практика. - М.: Наук, 1998. - 228 с.

4. Егоров Е. А. Организация и координация инновационных процессов субъектами научно-технической деятельности Северного Кавказа по отрасли виноградарства. // Научные труды Краснодарского регионального института агробизнеса: Сбборник научных работ. -Краснодар. - 2001. - Юбилейный выпуск. - С. 37-54.

5. Егоров Е. А. Маркетинг в научном учреждении - основа эффективности научной деятельности. Виноделие и виноградорство.- 2002. - № 5. - С. 7-9

6. Егоров Е. А. Методические аспекты организации научно-технической деятельности в системе формирующихся рыночных отношений. - Краснодар: СКЗНИИСиВ, 2004. - 216 с.

7. Егоров Е. А. Организационно-экономический механизм формируемых инновационных систем / Егоров Е. А., Ильина И. А., Заремук

Р. Ш. // Наука Кубани. - 2005. - № 5. - С. 109-113.

8. Егоров Е.А. Разработка механизмов формирования предложений научно-технических программ агропромышленного комплекса на основе анализа инновационной восприимчивости производственных субъектов /

Егоров Е. А., Ильина И. А., Заремук Р.Ш., Мирончук В. А. //

Наука Кубани. - 2007. - № 5. - С. 62-68.

9. Еременко Г. А., Корепанов Е. Н. Эффективность государственной инновационной политики России: инструментальные проблемы: Аналитический обзор. - М.: ВНТИЦ, 2001. - 74 с.

10. Ильина И. А. О проблемах создания инновационной системы агропромышленного комплекса региона / Ильина И. А., Егоров Е.А., Заремук Р.Ш., Миранчук В. А., Миронова О.П. // Наука Кубани. - 2004. - № 3-2. - С. 57-61.

11. Ильина И.А. Разработка методических подходов и определение уровня инновационной восприимчивости производственных субъектов АПК / Ильина И. А., Егоров Е.А., Миранчук В. А., Миронова О.П. // Инновации - 2005. - № 10. - С. 59-62.

12. Косников С.Н. Состояние и экономическая эффективность использования плодового потенциала Краснодарского края // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2008. - № 13. - С. 37-40.

13. Косников С.Н. Экономическая оценка формирования и использования плодового потенциала (на примере сельскохозяйственных

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/062.pdf

17

Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года

предприятий Краснодарского края): автореф. дисс. ... канд. экон. наук / Косников С.Н. Краснодар: КубГАУ, 2009. - 24 с.

14. Лапицкая Л. В. Зобов П. В. Теория инновационного менеджмента: анализ и уточнение понятийного аппарата. // Инновации. - 2008. - №8(118).- С. 96-99.

15. Мирончук В. А. Методические подходы к формированию оценок эффективности инновационных процессов

организационно-экономических систем / Мирончук В. А. //

Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс], 2014. - № 96. - С. 678-689. - IDA [article ID]: 0961402023. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/02/pdf/23.pdf

16. Сафронов А.М. Новые функции экономической политики России под углом зрения синтеза формальных и реальных преобразований // Terra Economicus. - 2013. - Т11. - №3-3 - С.79-83

17. Сафронов А.М. Оценка экономики современной России под углом зрения формального и реального обобществления хозяйственного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2013. - №3 (127). - С.45-50

18. Сафронов А.М. Формальные и реальные преобразования в экономике современной России: оценка с позиций уроков глобального кризиса // Новые технологии. - 2013. - № 3. - С. 90-96

19. Трубилин А.И. Принципы формирования организационно-функциональной модели единого информационно-инновационного пространств агропромышленного комплекса Кубани / Трубилин А.И., Мирончук В.А., Сорочинская Е.М., Ильина И. А. // Наука Кубани. -

2008. - № 2. - С. 54-58.

20. Трубилин А.И. Система организации взаимодействия субъектов в рамках организационно-функциональной модели единого информационно-инновационного пространств АПК Кубани / Трубилин А.И., Мирончук В.А., Сорочинская Е.М., Ильина И.А. // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2009. - № 18. - С. 7-13.

21. Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. -2003. - № 5 - С. 16-25.

22. Шичиях Р. А. Формирование кластерных структур управления региональной экономикой / Шичиях Р. А., Ломакина О. В. // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - № 05. - С. 1177

23. Шичиях Р. А. Совершенствование организационных механизмов управления плодоводства Краснодарского края на основе кластерного подхода / Шичиях Р. А., Сычанина С. Н. // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2012. - № 38. - С. 45-48.

24. Andersson T., Schwaag-Serger S., Soruir J., Hansson E. W. The Cluster Policies Whitebook. IKED, 2004.

25. Innobarometr on cluster's role in facilitating innovation. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://cordis.europa.eu/innovation/en/policy/innobarometr.htm

26. OECD Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data - Oslo Manual. - Paris: OECD Publications,

2005. - 163 p.

References

1. Burda A.G., Kosnikov S.N. Rekomendacii po optimizacii plodovogo potenciala sel'skohozjajstvennogo predprijatija. - Krasnodar: KubGAU, 2010. - 24 s.

2. Bykova A. A. problematika formirovanija innovacionnyh klasterov // Innovacii. - 2009. - №8(130). - S. 39-45.

3. Dynkin A. A. Nauka i gosudarstvennaja nauchnaja politika: teorija i praktika. - M.: Nauk, 1998. - 228 s.

4. Egorov E. A. Organizacija i koordinacija innovacionnyh processov sub#ektami nauchno-tehnicheskoj dejatel'nosti Severnogo Kavkaza po otrasli vinogradarstva. // Nauchnye trudy Krasnodarskogo regional'nogo instituta agrobiznesa: Sbbornik nauchnyh rabot. - Krasnodar. - 2001. -Jubilejnyj vypusk. - S. 37-54.

5. Egorov E. A. Marketing v nauchnom uchrezhdenii - osnova jeffektivnosti nauchnoj dejatel'nosti. Vinodelie i vinogradorstvo.- 2002. - № 5. -

S. 7-9

6. Egorov E. A. Metodicheskie aspekty organizacii nauchno-tehnicheskoj dejatel'nosti v sisteme formirujushhihsja rynochnyh otnoshenij. -Krasnodar: SKZNIISiV, 2004. - 216 s.

7. Egorov E. A. Organizacionno-jekonomicheskij mehanizm formiruemyh innovacionnyh sistem / Egorov E. A., Il'ina I. A., Zaremuk R. Sh. // Nauka Kubani. - 2005. - № 5. - S. 109-113.

8. Egorov E.A. Razrabotka mehanizmov formirovanija predlozhenij nauchno-tehnicheskih programm agropromyshlennogo kompleksa na osnove analiza innovacionnoj vospriimchivosti proizvodstvennyh sub#ektov /

Egorov E.A., Il'ina I.A., Zaremuk R.Sh., Mironchuk V.A. //

Nauka Kubani. - 2007. - № 5. - S. 62-68.

9. Eremenko G. A., Korepanov E. N. Jeffektivnost' gosudarstvennoj innovacionnoj politiki Rossii: instrumental'nye problemy: Analiticheskij obzor. - M.: VNTIC, 2001. - 74 s.

10. Il'ina I.A. O problemah sozdanija innovacionnoj sistemy agropromyshlennogo kompleksa regiona / Il'ina I.A., Egorov E.A., Zaremuk R.Sh., Miranchuk V.A., Mironova O.P. // Nauka Kubani. - 2004. - № 3-2. - S. 57-61.

11. Il'ina I.A. Razrabotka metodicheskih podhodov i opredelenie urovnja innovacionnoj vospriimchivosti proizvodstvennyh sub#ektov APK / Il'ina I.A., Egorov E.A., Miranchuk V.A., Mironova O.P. // Innovacii - 2005. - № 10. - S. 59-62.

12. Kosnikov S.N. Sostojanie i jekonomicheskaja jeffektivnost' ispol'zovanija plodovogo potenciala Krasnodarskogo kraja // Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2008. - № 13. - S. 37-40.

13. Kosnikov S.N. Jekonomicheskaja ocenka formirovanija i ispol'zovanija plodovogo potenciala (na primere sel'skohozjajstvennyh predprijatij Krasnodarskogo kraja): avtoref. diss. ... kand. jekon. nauk / Kosnikov S.N. Krasnodar: KubGAU, 2009. - 24 s.

14. Lapickaja L. V. Zobov P. V. Teorija innovacionnogo menedzhmenta: analiz i utochnenie ponjatijnogo apparata. // Innovacii. - 2008. -№8(118).- S. 96-99.

15. Mironchuk V. A. Metodicheskie podhody k formirovaniju ocenok jeffektivnosti innovacionnyh processov organizacionno-jekonomicheskih sistem / Mironchuk V.A. //

Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs], 2014. - № 96. - S. 678-689. - IDA [article ID]: 0961402023. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2014/02/pdf/23.pdf

16. Safronov A.M. Novye funkcii jekonomicheskoj politiki Rossii pod uglom zrenija sinteza formal'nyh i real'nyh preobrazovanij // Terra Economicus. - 2013. - T11. - №3-3 - S.79-83

17. Safronov A.M. Ocenka jekonomiki sovremennoj Rossii pod uglom zrenija formal'nogo i real'nogo obobshhestvlenija hozjajstvennogo processa // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 5: Jekonomika. - 2013. - №3 (127). - S.45-50

18. Safronov A.M. Formal'nye i real'nye preobrazovanija v jekonomike sovremennoj Rossii: ocenka s pozicij urokov global'nogo krizisa // Novye tehnologii. - 2013. - № 3. - S. 90-96

19. Trubilin A.I. Principy formirovanija organizacionno-funkcional'noj modeli edinogo informacionno-innovacionnogo prostranstv

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/062.pdf

17

Научный журнал КубГАУ, №104(10), 2014 года

agropromyshlennogo kompleksa Kubani / Trubilin A.I., Mironchuk V.A., Sorochinskaja E.M., Il'ina I.A. // Nauka Kubani. - 2008. - № 2. - S. 54-58.

20. Trubilin A.I. Sistema organizacii vzaimodejstvija sub#ektov v ramkah organizacionno-funkcional'noj modeli edinogo informacionno-innovacionnogo prostranstv APK Kubani / Trubilin A.I., Mironchuk V.A., Sorochinskaja E.M., Il'ina I.A. // Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2009. - № 18. - S. 7-13.

21. Cihan T. V. Klasternaja teorija jekonomicheskogo razvitija // Teorija i praktika upravlenija. -2003. - № 5 - S. 16-25.

22. Shichijah R. A. Formirovanie klasternyh struktur upravlenija regional'noj jekonomikoj / Shichijah R. A., Lomakina O. V. // Politematicheskij setevoj jelektronnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013. - № 05. - S. 1177

23. Shichijah R. A. Sovershenstvovanie organizacionnyh mehanizmov upravlenija plodovodstva Krasnodarskogo kraja na osnove klasternogo podhoda / Shichijah R. A., Sychanina S. N. // Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2012. - № 38. - S. 45-48.

24. Andersson T., Schwaag-Serger S., Soruir J., Hansson E. W. The Cluster Policies Whitebook. IKED, 2004.

25. Innobarometr on cluster's role in facilitating innovation. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://cordis.europa.eu/innovation/en/policy/innobarometr.htm

26. OECD Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data - Oslo Manual. - Paris: OECD Publications,

2005. - 163 p.

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/062.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.