Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования бюджетного кредита в РФ'

Особенности правового регулирования бюджетного кредита в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджет / кредитная политика / дефицит бюджета / межбюджетные отношения / бюджетная компетенция / Центральный Банк РФ / budget / budget credit / credit policy / budget deficit / Central Bank of the RF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н М. Атаева, А О. Ахмаев

Анализ законодательства Российской Федерации позволяет нам определить понятие и выявить особенности правового регулирования бюджетного кредита в стране. В статье дан анализ бюджетно-кредитной политики в РФ, раскрыты основные тенденции государственной политики в последнее десятилетие, а также предложены механизмы ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Н М. Атаева, А О. Ахмаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Legal Regulation of Budget Loan in the Russian Federation

The analysis of the legislation of the Russian Federation allows us to define the concept and identify the features of the legal regulation of budget credit in the Russian Federation. The article analyzes the budgetary and credit policy in the country, reveals the main trends of public policy over the past decade, and also suggests mechanisms for its improvement. There were used following research methods: dialectical, logical, formal-legal, methods of analysis and synthesis.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования бюджетного кредита в РФ»

УДК 336.27

DOI: 10.21779/2500-1930-2023-38-4-91-95 Н.М. Атаева, А. О. Ахмаев

Особенности правового регулирования бюджетного кредита в РФ

Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43a; [email protected], [email protected]

Аннотация. Анализ законодательства Российской Федерации позволяет нам определить понятие и выявить особенности правового регулирования бюджетного кредита в стране. В статье дан анализ бюджетно-кредитной политики в РФ, раскрыты основные тенденции государственной политики в последнее десятилетие, а также предложены механизмы ее совершенствования.

Ключевые слова: бюджет, кредитная политика, дефицит бюджета, межбюджетные отношения, бюджетная компетенция, Центральный Банк РФ.

Советская система государственных финансов имела два стабильных основных источника доходов: налог от прибыли организаций и налог с оборота. Однако, несмотря на это, расходы государства продолжали расти, и к началу 90-х гг. финансовый прогноз развития страны характеризовался как неудовлетворительный.

Сложилась ситуация, когда бюджетный дефицит СССР составлял 83 млрд рублей, а вкупе с дефицитом внебюджетного фонда - 200 млрд. Были предприняты меры по стабилизации цен сельскохозяйственного сектора, в частности государство проводило политику кредитования. Тем не менее, бюджетный дефицит в 1991 году уже составлял 109 млрд. Таким образом, общий дефицит увеличился на 7-8 % ВВП. Все это сопровождалось понижением темпов производства и объемов внешней торговли. Все приведенные обстоятельства послужили предпосылками начала скорейших реформ в экономике [1].

Была проведена политика либерализации цен, которая привела к явной инфляции, угрожающей перерасти в гиперинфляцию. Во избежание последующих экономических осложнений правительство прибегло к проведению жестких бюджетных, денежных и кредитных мер. В связи с этим в стране активно начала развиваться идея «бюджетного кредита» и «бюджетного кредитования», что в последующем привело к выделению этих категорий и закреплению их на законодательном уровне.

В соответствии со ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) на получение бюджетного кредита может претендовать только субъект РФ, муниципальное образование или организация, не имеющие задолженности перед третьим общественно-территориальным образованием. Что касается организаций, то они не должны иметь задолженностей по уплате налогов, сборов, штрафов, пеней и других платежей, обязательных к уплате, согласно законодательству [2].

Таким образом, бюджетный кредит представляет собой форму финансирования расходов казны, предусматривающую предоставление денег организациям или бюджету другого общественно-территориального образования на принципах возвратности и платности.

Наука финансового права разграничивает понятия «государственный кредит» и «бюджетный кредит». В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. То есть бюджетный характер кредита проистекает из его публичности (государственности) [3].

Можно выделить следующие основные тенденции в кредитной системе России:

1. Перенасыщение рынка кредитования, сопровождающееся недостаточностью заемных средств, выделяемых для организаций. Это является свидетельством нестыковок между потребностями экономии кредитных средств и условиями банковского кредитования.

2. Имеет место реактивное повышение ключевой ставки ЦБ на увеличивающиеся темпы инфляции из-за опережающего увеличения спроса. Ключевая ставка ЦБ была повышена на 2 % годовых в период с начала декабря 2021 г. до середины февраля 2022 г. Более того, ЦБ продолжил повышать ключевую ставку. Следует обратить внимание, что повышение ставки продолжалось с марта 2021 г. В целом 2021-2022 гг. характеризуются тем, что годовая инфляция продолжала стремительно увеличиваться, преодолевая прогнозируемые показатели. Эти тенденции характерны для ряда государств ввиду сложившейся на тот период экономической ситуации. Причинами тут послужили увеличение спроса при ограниченных возможностях выпуска по целому ряду секторов и последствия пандемии COVID-19 при перебоях в производстве и логистике поставок. Это и привело к увеличению ключевой ставки в феврале 2022 г., направленной на возвращение инфляции к прогнозируемой траектории роста. Позиция ЦБ состояла в последующем допущении дальнейшего повышения ставки [4].

3. Угрозы финансовой стабильности, которые могут привести к ценовым угрозам. 28.02.22 г. ЦБ РФ повысил ключевую ставку на 10,5 % ввиду полного изменения внешнеэкономических условий (введение санкций). Под угрозой оказались сформировавшиеся финансовые связи, устоявшиеся логистические цепочки. Возникла опасность экономической изоляции страны. ЦБ РФ принимал решения в оперативном режиме для сглаживания эффекта контрмер, включая изменения в денежно-кредитной сфере. Это позволило разрешить наиболее острые проблемы финансового сектора. Резкое повышение ставки позволило приостановить банковский кризис, сокращение безналичной массы, утечку средств из кредитных организаций, сохранить спрос на хранение сбережений в отечественной валюте, минимизировать рост цен.

4. По мере развития отношений и стабилизации экономики и финансов ключевая ставка была снижена до 7,5 %. Угрозы финансовому сектору удалось преодолеть и стабилизировать. Имел место возврат средств во вклады и депозиты в отечественной валюте. Стабилизация финансового сектора отразилась также на курсе рубля и на ценовой политике. Инфляция значительно понизилась за счет уменьшения роста потребительских цен. Инфляционные прогнозы сократились, преодолев пиковые значения. Изменения сказывались на систематическом понижении ключевой ставки. Таким образом, сохранилась и восстановилась доступность кредитов, продолжилась структурная перестройка экономики, нивелирующая снижение активности хозяйствующих субъектов. Это позволило ЦБ выстраивать денежно-кредитную политику, нацеленную на возвращение инфляции к запланированным показателям, придерживаясь дезинфляционного влияния.

5. При увеличении неопределенности ключевая ставка была сохранена. В конце года она оставалась на уровне 7, 5% годовых. Экономика снова претерпевала значительные изменения, обусловленные внешнеполитическими и внутриполитическими причинами. Частичная мобилизация привела к нестабильной ситуации на финансовых рынках,

сохранились темпы замедления инфляции, несмотря на повышенные инфляционные ожидания. Тем не менее, увеличились проинфляционные риски, что было обусловлено увеличением количества ограничений предложения, глобальной рецессией, сокращением численности трудоспособного населения и его занятости.

6. Ожидаемые прогнозы. По нашему мнению, ЦБ РФ продолжит принимать решения по изменению и адаптации ключевой ставки, учитывая динамические инфляционные показатели, внутренние и внешние риски, процесс структурной перестройки экономики.

В свете сложившейся ситуации, ЦБ РФ проводил более жесткую политику по отношению к банковскому сектору, кредитным организациям касательно соблюдения стандартов кредитования и качества активов. Также осуществлялся тщательный надзор за соблюдением банками законодательства и предъявляемых нормативов. Все это замедлило темпы развития кредитной системы внутри страны [5]. Кредитные организации увеличили свою ресурсную базу, прибегая к внутренним источникам займов, среди которых накопления физических лиц и средства юридических лиц. Кроме того, спрос кредитных организаций на опции рефинансирования ЦБ и депозиты Федерального казначейства способствовал внутренней оптимизации институциональной структуры кредитной системы [6].

Представляется, что последующее развитие кредитного сектора требует значительных инноваций правового регулирования [7]. Необходимо совершенствовать политику кредитных организаций при предоставлении последними кредитов:

1. Введение института гарантирования кредитов. Практика зарубежных государств (в частности, США) представляется одним из наиболее эффективных способов поддержания стабильности юридических лиц. Кредитные организации при выдаче кредитов вправе претендовать на получение гарантий их возврата от так называемой Администрации малого бизнеса. В свою очередь, кредиторы вносят страховые взносы в АМВ, оплачивая предоставление гарантий и минимизируя риски. Более того, банки вправе взимать комиссию, включая ее в общую сумму обязательств по кредиту. Размеры взимаемой комиссии могут варьироваться в зависимости от срочности и объемов обеспеченности кредита [8].

На наш взгляд, внедрение этой системы в российское законодательство является оптимальным решением и может быть осуществлено при внесении соответствующих изменений в законодательство. Более того, базовые начала уже положены в основу банковского права России, так как организация финансовой сферы в РФ зиждется на аналогичных базовых принципах.

2. Улучшение системы предоставления кредитов при предоставлении льгот (компенсация процентов) и страхование.

Предлагается в качестве одной из разновидностей кредита внедрить беспроцентный долгосрочный займ, который бы способствовал повышению активов фондов под гарантированный фиксированный процент от последующей выгоды организаций. Иначе говоря, банк приобретает статус соучредителя юридического лица на срок до извлечения прибыли по займу. Таким образом, предложенный способ взаимодействия приобретает черты венчурного финансирования организаций [9].

3. Предоставление банками услуг в области банковского консультирования. Предоставление услуг компетентного финансового анализа (финансируемое специально созданными фондами) способствует формированию независимого мнения касательно финансового состояния заемщика, обоснованию размера кредита, составлению графика погашения займа [10].

4. Предоставление малых (микро- и экспресс) кредитов без получения залога под гарантии собственников юридических диц.

5. Увеличение возможностей предоставления среднесрочных и долгосрочных кредитов для малого бизнеса.

6. Систематизировать систему предоставления синдицированных кредитов. Иначе говоря, эффективное предоставление займов не может реализовываться

без оптимизации кредитной политики хозяйствующих субъектов, без финансовой и другой помощи государства, развития инициативности и экономической заинтересованности заемщиков [11]. Таким образом, предлагается вводить предложенные методы совершенствования российской кредитной политики.

Литература

1. Зимарин К.А., Закирова Ю.А. Бюджетная политика и особенности бюджетного процесса в Российской Федерации // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2014. № 2.- С. 7-11.

2. Врублевская О.В., Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2013. - 576 с.

3. БарановаЛ.Г. Бюджетный процесс в РФ: - М.: ИНФРА-М, 2014. - 23 с.

4. Климентьева Н.М., Ульянкин В.Е. Бюджетное кредитование регионов как одно из направлений обеспечения их экономической безопасности // Молодой ученый. 2017. № 47 (181). - С. 57-59.

5. Покачалова Е.В., Швецова И.В. Бюджетный кредит как институт бюджетного права // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 5 (147). - С. 234-242.

6. Борова В.А. Основные теории финансов и кредита: учебник под ред.

B.А. Боровой, С В. Мурашовой. - М.; СПб.: Питер, 2015. - 176 с.

7. Емельянова А.М. Финансы, налоги, кредиты: учебник. - М.: РАГС, 2014. -

564 с.

8. Климентьева Н.М. Проблемы формирования бюджетного и налогового потенциала муниципальных образований, наука и бизнес: пути развития. 2011. № 5. -

C. 73-76.

9. Родина Т.Е. Бюджетная политика Российской Федерации и механизм ее реализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 1 (67). -С. 138-141.

10. Сорокина Л.В., Шеповалова М.С. Роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе Российской Федерации // Молодой ученый. 2014. № 1 (60). -С. 426-429.

11. Ермасов Н. Б. Бюджетная система Российской Федерации: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2013. - 138 с.

References

1. Zimarin K.A., Zakirova Yu.A. Byudzhetnaya politika i osobennosti byudzhetnogo processa v Rossijskoj Federacii / K.A. Zimarin, Yu.A. Zakirova // Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika. 2014. № 2. - S. 7-11.

2. Vrublevskaya O.V., Romanovskij M.V. Byudzhetnaya sistema Rossijskoj Federacii: uchebnoe posobie / O.V. Vrublevskaya, M.V. Romanovskij; pod red. O.V. Vrublevskoj, M.V. Romanovskogo, - 4-e izd. - SPb.: Piter, 2013. - 576 s.

3. Baranova L.G. Byudzhetny'j process v RF: uchebnik / O.V. Vrublevskaya. -M.: INFRA-M, 2014. - 23 s.

4. Klimenteva N.M. Byudzhetnoe kreditovanie regionov kak odno iz napravlenij obespecheniya ix e'konomicheskoj bezopasnosti / N. M. Kliment'eva, V.E. Ul'yankin // Mo-lodoj ucheny'j. 2017. № 47 (181). - S. 57-59.

5. Pokachalova E.V., Shveczova I.V. Byudzhetny'j kredit kak institut byudzhetnogo prava / E.V. Pokachalova, I.V. Shveczova // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2021. № 5 (147). - S. 234-242.

6. Borova V.A. Osnovny'e teorii finansov i kredita: uchebnik / V.A. Borovoj; pod red. V.A. Borovoj, S.V. Murashovoj. - M.: SPb.: Piter, 2015. - 176 s.

7. Emelyanova A.M. Finansy', nalogi, kredity': uchebnik / A.M. Emel'yanova. -M.: RAGS, 2014. - 564 s.

8. Kliment eva N. M. Problemy' formirovaniya byudzhetnogo i nalogovogo potenciala municipal'ny'x obrazovanij. Nauchno-prakticheskij zhurnal VAK «Nauka i biznes: puti razvitiya». - Moskva, 2011. № 5. - S. 73-76.

9. Rodina T.E. Byudzhetnaya politika Rossijskoj Federacii i mexanizm ee realizacii / T.E. Rodina // Mezhdunarodny'j nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2018. № 1 (67). - S. 138141.

10. Sorokina L.V. Rol' mezhbyudzhetny'x transfertov v byudzhetnoj sisteme Rossijskoj Federacii / L.V. Sorokina, L.V. Sorokina, M.S. Shepovalova // Molodoj ucheny'j. 2014. № 1 (60). - S. 426-429.

11. Ermasov N.B. Byudzhetnaya sistema Rossijskoj Federacii: uchebnik / N.B. Ermasov; pod red. N.B. Ermasova, - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Vy'sshee obra-zovanie, 2013. - 138 s.

Поступила в редакцию 6 ноября 2023 г.

Принята 21 ноября 2023 г.

UDC 336.27

DOI: 10.21779/2500-1930-2023-38-4-91-95

Specifics of Legal Regulation of Budget Loan in the Russian Federation

N.M. Ataeva, A.O. Akhmaev

Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala; M. Gadzhiev st., 43a; [email protected], [email protected]

Abstract. The analysis of the legislation of the Russian Federation allows us to define the concept and identify the features of the legal regulation of budget credit in the Russian Federation. The article analyzes the budgetary and credit policy in the country, reveals the main trends of public policy over the past decade, and also suggests mechanisms for its improvement.

There were used following research methods: dialectical, logical, formal-legal, methods of analysis and synthesis.

Keywords: budget, budget credit, credit policy, budget deficit, Central Bank of the RF.

Received 6 November, 2023 Accepted 21 November, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.