19. Vaganova O.V., Bykanova N.I., Sorokin I.I., Kononyhin D.I. Cifrovoj rubl': perspektivy vnedreniya i puti integracii v finansovuyu sistemu Rossii Ekonomika. Informatika. 2021. T. 48. № 3. S. 507-513.
20. Ostarkov N.A. Cifrovoj rubl' i perspektivy kreditno-denezhnoj politiki: konkurenciya finansovyh tekhnologij v sovremennom mire // Cifrovaya ekonomika. 2022. № 45(21). S. 71-78.
ПУСУРМАНОВ ГАМАЛЬ ВИКТОРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения ([email protected]).
PUSURMANOV, GAMAL V. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Civil Law of the St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation ([email protected]).
УДК 347.73 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-3-107-113
БОЧКАРЕВА Е.А., ВОРОНЕНКО Е.В.
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТА ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: бюджет, основные показатели бюджета, бюджетное право, теория бюджетного права, сбалансированность бюджета, доходы бюджета, расходы бюджета, дефицит бюджета, источники финансирования дефицита бюджета.
Статья посвящена комплексной характеристике отельных категорий бюджетного права: сбалансированности, доходов и расходов, а также дефицита бюджета, которые представляют собой основные параметры бюджета любого публично-правового образования. Помимо формулирования определений этих категорий авторы рассматривают сложившиеся в отечественной и зарубежной науке и практике подходы к оценке сбалансированного бюджета, раскрывают закрепленную действующим российским законодательством систему доходов и систему расходов, устанавливают основания для классификации дефицита бюджета. Обосновывается необходимость анализа бюджетно-правовых дефиниций для проведения исследований в области публично-правовых (государственно-правовых) наук.
BOCHKAREVA, E.A., VORONENKO, E.V.
THE CONCEPT AND CONTENT OF BALANCED BUDGET, INCOME, EXPENDITURE AND BUDGET DEFICIT
(PUBLIC LAW RESEARCH)
Key words: budget, main indicators of the budget, budgetary law, theory of budgetary law, balance of the budget, budget revenues, budget expenditures, budget deficit, sources of financing the budget deficit.
The article is devoted to a comprehensive description of the individual categories of budgetary law: balance, income and expenditure, as well as the budget deficit, which are the main parameters of the budget of any public legal object. In addition to formulating the definitions of these categories, the authors consider the approaches to assessing a balanced budget that have developed in domestic and foreign science and practice, reveal the system of income and expenditure fixed by the current Russian legislation, and establish the grounds for classifying the budget deficit. The periodicity of the analysis of budgetary and legal definitions for conducting research in public law (state law) sciences is substantiated.
В современных государствах правовые основы управления публичными доходами и расходами имеют многовековую историю развития. Теоретические вопросы бюджета и бюджетной деятельности как область изучения привлекают внимание юристов, экономистов, финансистов, политологов и социологов. Значительное внимание уделяется таким аспектам, как оптимизация полномочий органов публичной власти и их компетенции, повышение эффективности бюджетных правил и процедур, совершенствование бюджетных норм и механизмов, определение целеполагания при разработке бюджетной политики, а также проведению бюджетных преобразований и их итогам. В том числе авторы исследуют правовое содержание и поступательное развитие понятийного аппарата бюджетного права и бюджетного законодательства [1, с. 71]. Представляется, что комплексная характеристика собственно бюджета и других бюджетных категорий, таких как сбалансированность бюджета, дефицит, доходы и расходы бюджета, является необходимой для дефинитивного обеспечения не только теории бюджетного права и науки финансового права, но и для проведения публично-правовых (государственно-правовых) исследований в целом.
Сбалансированность бюджета
Сбалансированность бюджета (от фр. balance, букв. — весы, равновесие) возникает, когда запланированные расходы соответствуют запланированным доходам. В количественном выражении отражает в абсолютных и (или) относительных величинах соотношение доходной и расходной частей бюджета; отношение бюджетного дефицита или профицита к внутреннему валовому продукту (внутреннему региональному продукту), к отдельным видам доходов и расходов бюджета [2, с. 108]. Этот термин обычно применяется к публичным бюджетам, доходы которых достаточно предсказуемы и рассчитываются с учетом ожидаемых темпов роста
экономики и фактической динамики поступлений, а резервы финансирования минимальны, поэтому суммы расходов должны строго контролироваться.
На практике возможны различные варианты соотношения доходов и расходов бюджета: 1) доходы равны расходам - достигается бюджетное равновесие (сбалансированность); 2) расходы превышают доходы - возникает дефицит бюджета (отрицательный бюджетный баланс, отрицательное бюджетное сальдо); 3) доходы превышают расходы - возникает профицит бюджета (положительный бюджетный баланс, положительное бюджетное сальдо). При этом несоответствие бюджетных показателей может быть запланировано изначально и включаться в соответствующий бюджетный акт (закон, решение), а может возникнуть в процессе исполнения бюджета.
Единого подхода к оценке влияния сбалансированности бюджета на экономику государства (региона) не существует, что нашло отражение и в бюджетной практике различных государств. Сторонники сбалансированного бюджета утверждают, что чрезмерный бюджетный дефицит снижает финансовую устойчивость публично-правового образования и его экономическую безопасность, обременяя долгом будущие поколения. Так, еще в начале XX века видный российский финансист и государственный деятель С.Ю. Витте (1849-1915) полагал бюджетное равновесие основной целью, преследуемой при составлении бюджетной росписи [3, с. 458-459]. Противоположную позицию занимают представители кейнсианской и неокейнсианской теорий. Они обосновывают позитивную роль дефицита как благоприятного фактора, стимулирующего экономическое развитие и доказывают необходимость циклического сбалансирования бюджета [4]. При этом требование сбалансированности бюджета в каждом календарном году признается ими ошибочным и усугубляющим остроту экономических колебаний.
Данный подход возобладал в процессе внесения в Конституцию США поправки о сбалансированном бюджете, начатом еще в 30-е годы XX века и, с перерывами, продолжающемся до настоящего времени [5]. Так, в 2011 году ведущие американские экономисты - А. Блиндер, П. Даймонд, Э. Маскин, К. Симс, Р. Солоу и др., в своем обращении к высшим должностным лицам США указали на то, что в сегодняшней экономике опасно пытаться слишком быстро сбалансировать бюджет, и выступили с призывом «не надевать на страну экономическую смирительную рубашку» [6]. Однако в конституции ряда европейских государств «поправка о сбалансированности» была внесена. Например, в 2009 году конституцию Германии дополнили требованием о ежегодно сбалансированном бюджете [7]. В 2012 году в конституции Италии [8], а в 2013 - в конституции Словении появилось положение о сбалансированном бюджете [9]. Исключения возможны в случаях чрезвычайных ситуаций, таких как стихийное бедствие или серьезный экономический кризис.
Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет сбалансированность бюджета как один из принципов бюджетной системы, в соответствии с которым: а) объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов; б) при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (ст. 33 БК РФ). Указанная норма закрепляет обязанность органов публичной власти, участвующих в бюджетном процессе, самостоятельно предпринимать все необходимые меры для достижения и обеспечения сбалансированности бюджета.
Программные правовые акты Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, устанавливающие основные направления бюджетной политики на определенный период, включают сбалансированность бюджета в число основных задач бюджетной политики соответствующего публично-правового образования.
Исполняя законы (решения) о бюджете, субъекты бюджетного процесса должны руководствоваться установленными законодательством предельными величинами дефицита бюджетов, а также принципами бюджетной системы, легитимированными в нормах БК РФ.
Доходы и расходы бюджета
Доходы и расходы бюджета - основные, наряду с дефицитом (профицитом), характеристики централизованных фондов бюджетной системы, утверждаемые в ходе
бюджетного процесса. Система доходов и система расходов динамичны. Они обусловлены историческими факторами, уровнем экономического развития и территориальным устройством государства, приоритетами и стратегическими целями публично-правовых образований.
Доходы бюджета представляют собой финансовый источник выполнения своих функций соответствующим уровнем публичной власти. Видный экономист и общественный деятель, академик И.И. Янжул в качестве основных источников доходов бюджета определял государственные имущества - домены, три группы регалий (частноправовые, юридические и фискальные), налоги и пошлины [10].
В советский период развития бюджетного законодательства доходы государственного бюджета включали в себя часть доходов предприятий и хозяйственных организаций в виде налога с оборота и отчислений от прибылей, подоходный налог с колхозов, налоги с населения, средства государственного социального страхования, доходы от реализации имущества, и др. [11, с. 48-49].
Основные направления расходов бюджетов - военные цели, управление, экономика, социальная сфера - относительно стабильны, однако их объем и структура более динамичны по сравнению с доходами [12, с. 124].
Нормы права о доходах и расходах, образуют два парных института: институт правового регулирования доходов бюджета и, соответственно, институт правового регулирования расходов бюджета [13, с. 261-273]. Содержание данных институтов предопределяют конституционные положения об основах конституционного строя (федерализме, законности, демократизме, социальном характере государства, разделении властей, равноправии субъектов федерации, принципе единства экономического пространства), положения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами публичной власти и нормы, устанавливающие основные начала их деятельности в бюджетной сфере.
Действующее законодательство (прежде всего - Бюджетный кодекс РФ) закрепляет основные характеристики доходов и расходов бюджетов: 1) материальное понимание доходов и расходов бюджета как денежных средств; 2) публично-правовой характер возникающих правоотношений; 3) объем полномочий органов публичной власти в сфере доходов и расходов; 4) приоритет планирования расходов над прогнозированием доходов; 5) единый порядок формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 6) состав бюджетной классификации как основы группировки доходов и расходов бюджетов; 7) принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы, обусловленный принципами федерализма и разделения властей; 8) сбалансированность бюджета, то есть примерное равенство объема расходов суммарному объему доходов бюджета. В случае существенного превышения расходов над доходами возникает дефицит бюджета; 9) принцип эффективности использования бюджетных средств. Изъятие дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов, запрещено; 10) принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, согласно которому расходы бюджета не могут быть соотнесены с конкретными доходами бюджета, что соответствует характеристике бюджета как универсального финансового плана; 11) принцип достоверности бюджета, в соответствии с которым показатели прогноза социально-экономического развития соответствующей территории должны быть надежными, а расчет доходов и расходов бюджета -реалистичным; 12) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Любые деяния, приводящие к несоблюдению этого требования, являются нарушением бюджетного законодательства [14, с. 60] и караются мерами бюджетного принуждения, административными или уголовными наказаниями.
Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) подробно регламентирует процедуры по формированию бюджетных доходов и расходов и действия по их осуществлению.
БК РФ определяет систему доходов, основными элементами которой являются налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (ст. 41 БК РФ), собственные доходы (ст. 47 БК РФ), доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и доходы местных бюджетов (гл. 7, 8, 9 БК РФ) [15, с. 40].
Все виды доходов включены в перечень источников доходов Российской Федерации, под которым понимается свод (перечень) федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных
платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 47.1 БК РФ).
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы современного периода развития российского государства и права осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Составление и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в «программном» формате с классификацией расходов по государственным (муниципальным) программам и подпрограммам (программные расходы). Иные расходы определяются как непрограммные. По степени предсказуемости различают запланированные и внезапные (чрезвычайные) расходы. По экономическому содержанию - капитальные и текущие расходы [16, с. 109-110]. Функциональная классификация расходов сориентирована на наиболее важные сферы жизнедеятельности граждан РФ - национальную оборону, экономику, образование, культуру, и др. [17, с. 70]. В основу ведомственной классификации расходов бюджета положена единая система публичной власти, субъекты которой наделяются статусом главных распорядителей средств соответствующих бюджетов.
Дефицит бюджета
Дефицит (лат. deficit недостает) [18, с. 193] - еще одна основная характеристика бюджета. Умеренный дефицит является фактором экономического роста, если при этом дополнительные расходы обусловлены созданием новых рабочих мест, модернизацией производства и т.п. [19] Однако длительные периоды чрезмерного дефицита бюджета провоцируют увеличение государственного долга, снижают темпы экономического развития, приводят к экономическим кризисам. В связи с этим в законодательстве устанавливаются предельные величины дефицита бюджетов и правила бюджетной сбалансированности.
БК РФ закрепляет требование минимизации размера дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса (ст. 33 БК РФ). В зарубежных источниках содержатся аналогичные ограничения. Например, бюджет Европейского Союза подчиняется ежегодному правилу сбалансированного бюджета (Article 268 of the EC Treaty [20]), при этом правительства государств-членов ЕС не должны иметь дефицит бюджета выше 3% ВВП и обязаны поддерживать уровень долга ниже 60% ВВП (Article 14 of Council Regulation No 1605/2002) [21].
В советский период развития отечественной экономики бездефицитность и систематическое превышение доходов над расходами рассматривались как достоинство государственного бюджета, а дефицит бюджета включался в число признаков капиталистического способа хозяйствования [22, с. 179-180].
В экономической науке представлены классификации дефицита бюджета:
- в зависимости от причины возникновения (чрезвычайный, кризисный, антикризисный, межбюджетный дефициты);
- в зависимости от экономического содержания и направления воздействия (активный и пассивный);
- по степени корреляции дефицита бюджета с уровнем безработицы (структурный и циклический), и др. [23, с. 116-118].
Например, чрезвычайный (неплановый) дефицит возникает в связи с непредвиденным сокращением доходов и (или) резким ростом расходов. Такой дефицит сопровождает кризисные периоды развития государств: периоды экономических депрессий, периоды войн и политических потрясений, а также иных чрезвычайных ситуаций. Так, в 2020 году, на фоне принятия масштабных бюджетных меры из-за распространения COVID-19, резко возросли уровни бюджетного дефицита в странах с развитой экономикой, а объем мирового долга достиг исторического максимума за последние 50 лет [24].
Для борьбы с чрезвычайным дефицитом государства прибегают к различным, зачастую непопулярным, мерам: увеличивают налоговое бремя, проводят принудительные займы,
распродают золотовалютные резервы, вводят секвестр расходов. Осуществление дополнительной денежной эмиссии провоцирует рост инфляции и обесценивание национальной валюты. Так, в начале 1990-х годов, в результате широкомасштабной эмиссии за первые три квартала 1991 года рублевая масса возросла с 989 млрд. до 1700 млрд. рублей [25, с. 232].
Дефицит, установленный при принятии бюджета и не превышающий предельной величины, является плановым (запланированным). В этом случае для его покрытия в законе (решении) о бюджете определяются источники финансирования: внутренние, внешние и иные внешние - для дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (ст. 94, 95 БК РФ), внутренние и иные - для бюджетов муниципальных образований (ст. 96 БК РФ).
Источниками внутреннего финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ являются: государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ; кредиты кредитных организаций в валюте РФ; бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы РФ; кредиты иностранных банков в валюте РФ, и др. К источникам внешнего финансирования дефицитов бюджетов относятся: государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте; кредиты кредитных организаций в иностранной валюте, и др. (ст. 23 БК РФ).
Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета является самостоятельной бюджетной процедурой, которую осуществляют главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита (ст. 219.2 БК РФ).
Дефицит бюджета может быть обусловлен временными кассовыми разрывами и снижением ликвидности счетов бюджетов. Такой дефицит называют случайным (кассовым). Для его покрытия используются остатки средств бюджета на начало текущего финансового года, а также бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы РФ. Обязательства, возникающие в результате осуществления заимствований, формируют государственный и муниципальный долг.
Отметим, что в последние годы делается упор на финансирование дефицита бюджета именно межбюджетными кредитами, предоставляемыми, в том числе, и для замещения ранее образовавшихся коммерческих заимствований. При этом минимизация последних рассматривается как один из критериев рейтинга эффективности субъектов Российской Федерации [26].
Представление о тех новеллах, которые происходят в бюджетном регулировании на мезоуровне бюджетной системы применительно ко всем рассмотренным выше аспектам -доходам, расходам, бюджетной сбалансированности и дефициту, дает анализ Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года [27].
В первую очередь следует выделить упомянутые Стратегией новые бюджетно-правовые механизмы и конструкции, на внедрение и апробацию которых делается особый акцент, а именно:
- инициативное бюджетирование, гранты и других невозвратных вариантов государственной поддержки в качестве мер поддержки предпринимательских и социальных инициатив при создании локальных точек роста в горных районах (в том числе на слабо освоенных территориях);
- инфраструктурные бюджетные кредиты для финансирования инфраструктурных проектов;
- трансферты между бюджетами субъектов Российской Федерации для (межрегиональное сотрудничество);
- государственно-частное (ГЧП) и муниципально-частное партнерство.
Особую актуальность приобретает поиск путей совершенствования инвестиционной региональной политики. Как было отмечено Председателем Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентиной Ивановной Матвиенко: «У регионов за последние годы сократились инвестиционные расходы. Им приходится больше тратить на текущие нужды. То есть средств на развитие порой практически не остается» [28].
Полагаем, что стоит обратить внимание на опыт регионов, добившихся положительных результатов по наращиванию инвестиционной привлекательности своих территорий, изучить и
обобщить его. Результатом мог бы стать кодекс лучшей практики, включающий в себя методические рекомендации по использованию хорошо зарекомендовавших себя экономических, организационных и правовых мер стимулирования инвестиционной активности.
Итак, анализ бюджетно-правовых дефиниций является обязательным для проведения исследований в области публично-правовых (государственно-правовых) наук. Бюджетные отношения были и остаются одними из самых сложноустроенных и политически напряженных объектов отраслевого правового регулирования. Являясь ядром финансовой системы любого государства и отражая нужды и чаяная социума, бюджет и связанные с ним механизмы и конструкции - сбалансированность бюджета, доходы и расходы бюджета, дефицит бюджета -нуждаются в научном междисциплинарном осмыслении и адекватном правовом регулировании. В условиях нарастающих угроз финансовой устойчивости публично-правовых образований данное регулирование должно стимулировать поступательное развитие и государства в целом, и развитие его отдельных территорий.
Литература и источники:
1. Ялбулганов А.А. Учение о бюджете в доктрине российского финансового права // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 1. № 1. С. 71-88.
2. Мохнаткина Л.Б. Сбалансированность бюджета и государственный долг как индикаторы финансово-бюджетной безопасности региона // Финансовый журнал. 2018. № 2.
3. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 гг. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1912.
4. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М.: Финансовая академия, 2008. 466 с.
5. Istook E. Consideration of an Amendment to a Balanced Budget: Lessons from History // Publication for the Heritage Foundation. 2011. 14 July. № 2581. URL: https://www.heritage.org/budget-and-spending/report/considering-balanced-budget-amendment-lessons-history
6. Bazie M., Silag Ph. Nobel Laureates and Leading Economists Oppose Constitutional Balanced Budget Amendment URL: // https://www.cbpp.org/sites/default/files/atoms/files/7-19-11bud-pr-sig.pdf
7. Bush D., Strehl W. Budget Preparation and Forecasting in the Federal Republic of Germany // Palgrave's Handbook of Government Budget Forecasting. Palgrave Research on Public Debt Expenditure and Revenue // Springer. 2019. January. Pp. 71-87. URL: https://link. springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-18195-6_4
8. Mackenzie J. Italian parliament approves balanced budget law // Reuters. 2012. 20 December.
9. Rousek L. Slovenia Moves to Restore Investor Confidence // The Wall Street Journal. 2013. 24 May.
10. Янжул. И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М.: Статут, 2002. 555 с.
11. История финансового законодательства России: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, Издательский центр «Март», 2003.
12. Бюджетное право: учебник / Под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2018.
13. Худяков А.И. Избранные труды по финансовому праву / сост. М.К. Сулейманов, Е.В. Прохоров, М.В. Карасева, А.Т. Шаукенов. СПб., 2010.
14. Болтинова О. В. Бюджетное право: учебное пособие для среднего профессионального образования. М.: Норма : ИНФРА-М, 2019.
15. Пауль А.Г. Доходы бюджетов (бюджетно-правовое исследование). Дис.....д-ра юрид. наук. М., 2014.
16. Пятковская Ю.В. Правовое регулирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации. Дис. ... д-ра юрид.наук. М., 2017.
17. Пятковская Ю.В. Правовое регулирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации. Дис.... д-ра юрид.наук. М., 2017.
18. Современный словарь иностранных слов. Ок. 20000 слов. М.: Рус.яз., 1992.
19. Pelagidis T., Desli E. Deficits, Growth, and the Current Slowdown: What Role for Fiscal Policy? // Journal of Post Keynesian Economics. 2004. Vol. 26. №. 3. P.457-465.
20. Treaty establishing the European Community (Nice consolidated version) Official Journal C 325, 24/12/2002 P. 0033 - 0184. Official Journal C 340 , 10/11/1997 P. 0173 - Consolidated version // EUR-Lex Access to European Union law: http://data.europa.eu/eli/treaty/tec_2002/oj
21. Council regulation (EC, Euratom) No 1605/2002 of 25 June 2002 on the Financial Regulation applicable to the general budget of the European Communities (OJ L 248, 16.9.2002, p. 1) // EUR- Lex Access to European Union law: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32002R1605&qid= 1642699916126
22. Большая советская энциклопедия. В 51 томе. Том 14 Демосфен - Докембрий / Глав. ред. Б.А. Введенский. 2-е изд. М.: Большая советская энциклопедия. 1949-1958.
23. Ханчук Н. Н. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. Владивосток : ТИДОТ ДВГУ, 2005.
24. Гаспар В., Медас П., Перрелли Р. Объем мирового долга достиг рекордных 226 трлн долларов США. Блог МВФ, 16 декабря 2021 // https://www.imf. org/ru/News/Articles/2021/12/15/blog-global-debt-reaches-a-record-226-trillion
25. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник, 7-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2009.
26. https://www.iminfin.ru/areas-of-analysis/rejtingi
27. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2022 № 1089-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс».
28. https://www.ng.ru/economics/2021-10-17/1_8279_regions.html
References and Sources
1. Yalbulganov A.A. Uchenie o byudzhete v doktrine rossijskogo finansovogo prava // Pravo. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2019. №2 1. №2 1. S. 71-88.
2. Mohnatkina L.B. Sbalansirovannost' byudzheta i gosudarstvennyj dolg kak indikatory finansovo-byudzhetnoj bezopasnosti regiona // Finansovyj zhurnal. 2018. № 2.
3. Vitte S.Yu. Konspekt lekcij o narodnom i gosudarstvennom hozyajstve, chitannyh ego imperatorskomu vysochestvu velikomu knyazyu Mihailu Aleksandrovichu v 1900-1902 gg. SPb.: Brokgauz-Efron, 1912.
4. Hansen E. Ekonomicheskie cikly i nacional'nyj dohod. M.: Finansovaya akademiya, 2008. 466 s.
5. Istook E. Consideration of an Amendment to a Balanced Budget: Lessons from History // Publication for the Heritage Foundation. 2011. 14 July. №2 2581. URL: https://www.heritage.org/budget-and-spending/report/considering-balanced-budget-amendment-lessons-history
6. Bazie M., Silag Ph. Nobel Laureates and Leading Economists Oppose Constitutional Balanced Budget Amendment URL: // https://www.cbpp.org/sites/default/files/atoms/files/7-19-11bud-pr-sig.pdf
7. Bush D., Strehl W. Budget Preparation and Forecasting in the Federal Republic of Germany // Palgrave\'s Handbook of Government Budget Forecasting. Palgrave Research on Public Debt Expenditure and Revenue // Springer. 2019. January. Pp. 71-87. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-18195-6_4
8. Mackenzie J. Italian parliament approves balanced budget law // Reuters. 2012. 20 December.
9. Rousek L. Slovenia Moves to Restore Investor Confidence // The Wall Street Journal. 2013. 24 May.
10. Yanzhul. I.I. Osnovnye nachala finansovoj nauki: Uchenie o gosudarstvennyh dohodah. M.: Statut, 2002. 555 s.
11. Istoriya finansovogo zakonodatel'stva Rossii: Uchebnoe posobie. Seriya «Ekonomika i upravlenie». M.: IKC «MarT»; Rostov-na-Donu, Izdatel'skij centr «Mart», 2003.
12. Byudzhetnoe pravo: uchebnik / Pod red. I.A. Cindeliani. M.: Prospekt, 2018.
13. Hudyakov A.I. Izbrannye trudy po finansovomu pravu / sost. M.K. Sulejmanov, E.V. Prohorov, M.V. Karaseva, A.T. Shaukenov. SPb., 2010.
14. Boltinova O. V. Byudzhetnoe pravo: uchebnoe posobie dlya srednego professional'nogo obrazovaniya. M.: Norma : INFRA-M, 2019.
15. Paul' A.G. Dohody byudzhetov (byudzhetno-pravovoe issledovanie). Dis.....d-ra yurid. nauk. M., 2014.
16. Pyatkovskaya Yu.V. Pravovoe regulirovanie raskhodov byudzheta sub"ekta Rossijskoj Federacii. Dis. ... d-ra yurid.nauk. M., 2017.
17. Pyatkovskaya Yu.V. Pravovoe regulirovanie raskhodov byudzheta sub"ekta Rossijskoj Federacii. Dis.... d-ra yurid.nauk. M., 2017.
18. Sovremennyj slovar' inostrannyh slov. Ok. 20000 slov. M.: Rus.yaz., 1992.
19. Pelagidis T., Desli E. Deficits, Growth, and the Current Slowdown: What Role for Fiscal Policy? // Journal of Post Keynesian Economics. 2004. Vol. 26. №. 3. P.457-465.
20. Treaty establishing the European Community (Nice consolidated version) Official Journal C 325, 24/12/2002 P. 0033 - 0184. Official Journal C 340 , 10/11/1997 P. 0173 - Consolidated version // EUR-Lex Access to European Union law: http://data.europa.eu/eli/treaty/tec_2002/oj
21. Council regulation (EC, Euratom) No 1605/2002 of 25 June 2002 on the Financial Regulation applicable to the general budget of the European Communities (OJ L 248, 16.9.2002, p. 1) // EUR- Lex Access to European Union law: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32002R1605&qid=1642699916126
22. Bol'shaya sovetskaya enciklopediya. V 51 tome. Tom 14 Demosfen - Dokembrij / Glav. red. B.A. Vvedenskij. 2-e izd. M.: Bol'shaya sovetskaya enciklopediya. 1949-1958.
23. Hanchuk N. N. Byudzhetnaya sistema Rossijskoj Federacii: Uchebnoe posobie. Vladivostok : TIDOT DVGU, 2005.
24. Gaspar V., Medas P., Perrelli R. Ob"em mirovogo dolga dostig rekordnyh 226 trln dollarov SShA. Blog MVF, 16 dekabrya 2021 // https://www.imf.org/ru/News/Articles/2021/12/15/blog-global-debt-reaches-a-record-226-trillion
25. Godin A.M., Goreglyad V.P., Podporina I.V. Byudzhetnaya sistema Rossijskoj Federacii: Uchebnik, 7-e izd., pererab. i dop. M.: Dashkov i K, 2009.
26. https://www.iminfin.ru/areas-of-analysis/rejtingi
27. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 30.04.2022 №2 1089-r «Ob utverzhdenii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga na period do 2030 goda» // SPS «Konsul'tantPlyus».
28. https://www.ng.ru/economics/2021-10-17/1_8279_regions.html
БОЧКАРЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой административного и финансового права, Российский государственный университет правосудия, Северо-Кавказский филиал ([email protected]).
ВОРОНЕНКО ЕЛЕНА ВАЛЕНТИНОВНА - старший преподаватель, кафедра административного и финансового права, Российский государственный университет правосудия, Северо-Кавказский филиал ([email protected]). BOCHKAREVA, EKATERINA A. - Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Administrative and Financial Law, North Caucasus Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian State University of Justice» (Krasnodar),
VORONENKO, ELENA V. - Senior Lecturer of the Department of Administrative and Financial Law of the North Caucasus Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian State University of Justice» (Krasnodar)
УДК 349.3:353 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-3-113-117
БАТОВА О.С., ШАЛЫГИНА И.С. К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ В БЮДЖЕТАХ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: социальные льготы, социальная поддержка, разграничение расходных полномочий. расходные обязательства, публичные обязательства, бюджетные обязательства, социальная сфера.
В статье раскрываются особенности и история формирования расходных обязательств в социальной сфере в бюджетах субъектов Российской Федерации. Авторы анализируют причины и условия перехода к современному программному социально-ориентированному бюджетному планированию на примере конкретных регионов. Определены базовые структурные элементы, которые обязательны при формировании бюджета субъекта РФ в части обеспечения расходов социальной направленности. Дана оценка программно-целевому регулированию расходных обязательств в социальной сфере, а также рассмотрены основания и условия по увеличению расходов бюджетов субъектов РФ в соответствии с получателями мер социальной поддержки.
BATOVA, O.S., SHALYGINA, I.S. TO THE QUESTION OF SOCIAL OBLIGATIONS IN THE BUDGETS OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION