УДК 75.802 ББК 647
Ордина Ирина Петровна
соискатель г. Челябинск Ordina Irina Petrovna
Applicant for a Degree Chelyabinsk
Особенности позитивной Я-концепции одаренных старшеклассников Gifted Senior PupilsDPositive Self-Concept Peculiarities
В статье обосновывается необходимость изучения Я-концепции одаренных школьников в раннем юношеском возрасте. Представлены результаты констатирующего эксперимента, доказывающие достоверность различий в характере и содержании Я-концепции одаренных старшеклассников.
The article proves the necessity to study the gifted pupilsD self-concept when they are junior ones. The real results of the experiments which prove the differences in the character and the content of the gifted senior pupilsDself-concept are presented.
Ключевые слова: одаренность, одаренные старшеклассники, Я-
концепция, структурные компоненты Я-концепции, позитивная Я-концепция.
Key words: giftedness, gifted senior pupils, self-concept, structural parts of self-concept, positive self-concept.
Современное общество предъявляет повышенные требования к личности, испытывает потребность в гражданах, которые являются творцами собственной жизни, содействуют инновациям. Актуальной задачей образовательной
политики мирового сообщества является помощь в реализации
интеллектуального и творческого потенциала личности. Инновационные
трансформации в современном российском обществе определили необходимость изменения парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений, навыков к цели развития личности и обусловили введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС), предполагающего учет индивидуальных особенностей школьников, стимулирование саморазвития и самосовершенствования, развитие способностей учащихся. Поддержка талантливых детей является ключевым направлением проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа Г] в котором постулируется приоритет в формировании у одаренных детей способностей мыслить творчески, находить нестандартные решения, инициативность.
В связи с этим актуальность приобретает психологическое сопровождение одаренных школьников, в процессе которого следует направлять усилия специалистов на изучение и развитие их личностных особенностей.
Современная наука располагает теоретическими и практическими знаниями о содержании и структурных компонентах одаренности. Психологическую сущность понятия ГЬдаренность □ раскрывали Д.Б. Богоявленская, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.
Б.М.Теплов, С.Л. Рубинштейн и др. определяют одаренность как своеобразную общую способность, предопределяющую возможность достижения успеха в выполнении деятельности [3]. Анализируя современные тенденции развитии категории одаренности в отечественной психологии (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков и др.) можно констатировать, что одаренность - это системное, динамическое психическое свойство, обеспечивающее продуктивную деятельность. [7].
В работах Н.С. Лейтеса, А.И. Савенкова, Д.В. Ушакова, Дж. Рензулли, Р. Стернберга и др. анализируются структурные компоненты одаренности. Так, в модели Дж. Рензулли, одаренность, или ГЛотенциал» является результатом сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень развития, креативности и усиленной мотивации, ориентированной на задачу. Важным показателем одаренности является мотивация, в структуре которой должны доминировать содержательные мотивы [4].
В многофакторных моделях важными показателями одаренности определены личностные характеристики, включающие в себя готовность преодолевать препятствия, принимать на себя разумный риск, толерантность к неопределенности, самоэффективность, активная жизненная позиция в формировании своего таланта (Н.С. Лейтес, Д.В. Ушаков, Р. Стернберг и др.).
Резюмируя, можно обобщить, что одаренность - это системное развивающееся качество, характеризующее психику ребенка в целом. Характер и интенсивность развития одаренности определяет личность, ее направленность, активность, система ценностей.
Опытно-экспериментальные исследования особенностей личности одаренных детей реализовывали А.И. Савенков, Д.В. Ушаков, Е.И. Щебланова, B.C. Юркевич др. По мнению В.С. Юркевич, для одаренного ребенка свойственна несформированность механизма рефлексии, нарушение чувства реальности в восприятии себя и окружающих, трудности произвольной регуляции деятельности [9]. Е.И. Щебланова отмечает перфекционизм, часто выражающийся у одаренного ребенка в виде устойчивой невротической потребности в достижении идеала, чувстве постоянной неудовлетворенности. Навязчивое стремление к самокоррекции приводит к формированию негативного самоотношения, что более усугубляется в виду повышенной уязвимости, чувствительности к критике и может провоцировать депрессию и неврозы [4].
Обобщая, можно предположить, что успешность одаренного ребенка в различных видах деятельности, возможность реализовать свой потенциал во многом определяются не только уровнем интеллектуальных и творческих способностей, а позитивным отношением к себе, пониманием своих индивидуальных особенностей, чувством самоуважения и принятия своего СНГ] СНГ как психологический феномен анализировался в различных теоретических подходах. Основоположники глубинной психологии (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.) позиционируют Н-концепцию, или идентичность, как сложное интегральное образование, объединяющее сферу сознания и бессознательного [8].
Представителям гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) присущ взгляд на Н-концепцию человека как систему особо ценных взглядов, установок, суждений личности о себе [2].
Р. Бернс предлагает структурное строение Н-концепции: когнитивный (познавательный), эмоционально-оценочный (аффективный) и поведенческий (конативный) компоненты.
С позиции системно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн и др.) сущность и структурные компоненты Н-концепции анализируются в контексте самосознания личности (А.А. Бодалев, И.С. Кон, Н.И. Сарджвеладзе,
В.В. Столин и др.). С.Л. Рубинштейн постулировал мысль о том, что Я-концепция формируется в деятельности и тесно связана с реальными событиями жизненного пути личности в процессе ее развития [3].
Уточнение феноменологии СЯ-концепцииГ в современных
психологических исследованиях позволяет отметить альтернативные подходы к пониманию ее сущности. С одной стороны, Я-концепция - это продукт самосознания, который определяет направление поведения и деятельности субъекта и включает два аспекта: СЙ-образГ} самоотношение (А.А. Бодалев,
B.В. Столин и др.) [2,6].
С другой стороны, самосознание является отдельной составляющей самоотношения, которое имеет трехкомпонентную структуру: когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Когнитивный компонент самоотношения, мыслительные операции и образуют Я-концепцию личности (Н.И. Сарджвеладзе и др.) [5].
В контексте проблемы уровневого построения образа СЙГ И.С. Кон предлагает понимание Я-концепции как установочной системы, содержащей три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий.
Актуальность формирования и развития Я-концепции личности в раннем юношеском возрасте обусловлена следующими положениями.
C.Л. Рубинштейн, Э. Эриксон и др. отмечают, что в юношеском возрасте самосознание личности достигает заметного и целостного развития, характеризуется глубоким самопознанием, адекватной самооценкой [3, 8].
По мнению Р. Бернса, при большей стабильности и гармоничности представлений о себе в юношеском возрасте, Я-концепции личности характерна достаточная изменчивость.
Н.И. Сарджвеладзе полагает, что склонность к самопознанию и самопониманию, присущие субъектному самоотношению, проявляется в переходные моменты становления самосознания личности [5].
Резюмируя представленные положения об особенностях Я-концепции, можно сформулировать выводы. Во-первых, Я-концепция - это совокупность представлений человека о себе, формирующихся под воздействием его
жизненного опыта. Структура Я-концепции включает три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и конативный.
Во-вторых, Я-концепция личности одаренных школьников является более противоречивой, дисгармоничной по сравнению со сверстниками. Отсутствие уверенности в себе, адекватной самооценки, самоуважения становится серьезным препятствием на пути реализации имеющегося творческого, интеллектуального потенциала, развития конструктивных отношений с окружающими людьми, выбора пути профессионального самоопределения, творческой реализации в профессии. Имея неадекватно завышенное стремление к совершенству, одаренный старшеклассник часто испытывает ощущение неудовлетворенности и неполноценности, проявляет манипулятивное, объектное отношение к себе, усугубляющееся юношеским максимализмом.
В-третьих, старших школьный возраст является достаточно сенситивным для становления Я-концепции личности в целом, ее отдельных компонентов.
Так, полученные в ходе теоретического анализа предположения обозначили проблему в изучении феномена одаренности. С одной стороны, у одаренного ребенка существуют объективные предпосылки для выдающихся интеллектуальных и творческих достижений, с другой стороны, существенным препятствием на этом пути является несформированность стремления школьника, к пониманию и принятию себя, низкий уровень рефлексии, что снижает его самоценность, препятствует формированию самоуважения.
Общая логика исследования реализована в следующих этапах. На первом этапе сформулирована цель, продумано ее психодиагностическое обеспечение, определена выборка исследования.
Для получения эмпирических данных использовались следующие методики: методики исследования особенностей Я-концепции личности:
опросник самоотношения В.В. Столина, С .Р. Пантелеева; проективный тест эгоцентрических ассоциаций Т.И. Пашуковой; опросник Бе^-СопБСшивпеББ-Бса1е (Б-Ь-Б), адаптированный И.М. Кондаковым. Методики исследования показателей одаренности: Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ-М), разработанный Н.А. Батуриным, Н.А. Курганским; тест вербальной
креативности С. Медника (RAT), адаптированный А.Н. Ворониным; методика «Фигурная форма» П. Торранса; методика для диагностики структуры учебной мотивации школьников М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой. Методы математической статистики: методы описательной статистики:
вычисление выборочного среднего; статистический критерий различия □ t-критерий Стьюдента.
Общий объем выборки составил 311 учащихся 10-11-х классов образовательных учреждений Центрального района города Челябинска.
На втором этапе было реализовано исследование, направленное на изучение показателей одаренности и особенностей Я-концепции старших школьников. Использование метода контрастных групп позволило разделить общую выборку испытуемых на три группы. Критериями для деления стали показатели одаренности, предложенные Дж. Рензулли: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень развития, креативность и мотивация. В первую группу (Г1) вошли испытуемые с высоким уровнем развития показателей одаренности, во вторую группу (Г2) - респонденты с низким уровнем выраженности диагностируемых показателей, в третью группу (Г3) - остальные испытуемые с разноуровневыми показателями.
Третий этап исследования включал интерпретацию, анализ и проверку статистической значимости полученных результатов.
Сравнительный анализ результатов испытуемых групп Г1 и Г2 позволил установить, что между ними наблюдаются статистически значимые различия между показателями «глобальное самоотношениеГ, СкутосимпатияГ, йаморуководствоЦ «самообвинениеГ (методика В.В. Столина, С.Р.Пантелеева). У одаренных старшеклассников (Г 1) отмечается тенденция снижения позитивного самоотношения, доверия к себе, положительной самооценки, стремления осознавать и направлять свое поведение, деятельность. Кроме того, у респондентов группы Г1 наблюдается повышение самообвинения и чувства дискомфорта в социальных контактах, отсутствие уверенности в себе.
Результаты исследования особенностей Я-концеиции школьников ( N=85)
Содержательные характеристики Средние значения (в баллах) 1>критерий Стьюдента в сравниваемых группах
^ = ^ =
Опросник B.В Столина, C.Р Пантелеева Глобальное самоотношение 14,65 15,10 -3,095**, р<0,0028
Самоуважение 12,36 12,42 0,193, р<0,8474
Аутосимпатия 8,52 9,84 -2,051*, р <0,0440
Ожидаемое отношение от других 9,32 9,45 -0,740, р<0,4616
Самоинтерес 7,33 7,28 0,098, р<0,9214
Самоуверенность 5,50 5,54 -0,193, р<0,8474
Самопринятие 5,51 5,63 -0,738, р <0,4630
Саморуководство 4,50 4,89 -2,056*, р<0,044
Самообвинение 4,28 4,54 2,047*, р<0,0439
Самопонимание 3,76 4,21 -1,493, р<0,1398
Опросник Б-Ь-Б, адаптация ИМ. Кондакова Приватное Я-внимание 30,45 31,10 -3,217**, р<0,001
Общественное Я-внимание 23,65 24,21 -3,062**, р<0,0031
Социальный страх 22,44 22,13 2,034*, р <0,0421
Мето- дика Т.И. Пашу- ковой Эгоцентрическая направленность 19,64 19,31 2,039*, р<0,0429
Статистически значимые различия установлены у респондентов групп Г1 и Г2 в сформированное™ устойчивых форм Я-внимания (Опросник Б-Ь-Б). Одаренных школьников характеризует менее выраженное внимание к событиям своего феноменального мира, более низкое понимание своих возможностей, мыслей, переживаний, поступков, повышение чувствительности к публичным аспектам своего СЯС] напряженное ожидание определенного отношения от окружающих.
Анализ сопоставления результатов двух групп по показателю СЪгоцентрическая направленность □ позволяет установить доминирование у респондентов группы Г1 повышенной потребности в собственном успехе, в сочувствии, в самоутверждении и присутствие неудовлетворенности, повышенной конфликтности, препятствующих эффективному общению.
Резюмируя, сказанное выше следует отметить, Я-концепция одаренного старшеклассника является более противоречивой и дисгармоничной, что существенно затрудняет реализацию его интеллектуального и творческого
потенциала, препятствует профессиональному и личностному
самоопределению.
Библиографический список
1. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика [Текст] / А. А. Бодалев, В.В. Столин. - СПб.: Изд-во Речь, 2000. □438 с.
2. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека [Текст] / К.Р. Роджерс. □ М.: Прогресс, 2000. □480 с.
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Издательство «Питер С] 2002. - 720 с.
4. Савенков, А.И. Творческая одаренность и творчество [Текст] / А.И. Савенков.- // Психология и школа. □ 2008. □ №1 □ С. 76П 81.
5. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Текст] / Н.И. Сарджвеладзе.- Тбилиси: СМецниеребаЦ 1999. □345 с.
6. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. □ М.: Мос. гос. ун-та, 1993. -
284 с.
7. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. / В.Д. Шадриков. □ М.: Логос, 1996. □ 320 с.
8. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон □ М.: Прогресс, 2006. □ 342 с.
9. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей [Текст] / В.С. Юркевич.- М.: Просвещение, 1996.- 136 с.
Bibliography
1. Bodalev, A. A. General Psychodiagnostics [Text] / A. A. Bodalev, V.V. Stolin .- SPb.: Rech, 2000. □ 438 p.
2. Ericson, E. Identity: Youth and Crisis [Text] / E. Ericson. - М.: Progress, 1996. □ 342 p.
3. Rogers, K.R. View on Psychotherapy: Personality Forming [Text] / K.R. Rogers. - М.: Progress, 1995. □ 450 p.
4. Rubinshtein, S.L. General Psychology Bases [Text] / S.L. Rubinshtein. - SPb.: Peter Publishing House, 2002. □ 720 p.
5.Shadrikov, V.D. Psychology of a ManS Activity and Ability [Text] / V.D. Shadrikov. -M.: Logos, 1996. - 320 p.
6. Sardzhveladze, N.I. Personality and Its Interaction with Social Environment [Text] / N.I. Sardzhveladze. - Tbilisi: Metsniereba, 1999. - 345 p.
7. Savenkov, A.I. Creative Activity and Creativity [Text] / A.I. Savenkov // Psychology and School. □ 2008. □ №1 DP. 76П 81.
8. Stolin, V.V. A Persons Self-Consciousness [Text] / V.V. Stolin. □ М.: Publishing House of MSU, 1993. □284 p.
9. Yurkevich, V.S. A Gifted Child: Illusion and Reality [Text] / V.S. Yurkevich. - M.: Prosveshchenie, 1996. - 136 p.