Научная статья на тему 'Особенности построения технологии педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения'

Особенности построения технологии педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЛОЧНО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ САМОРАЗВИТИЮ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / BLOCK-REFLEXIVE TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING / SELF-CONTROL / REFLECTION / METHODOLOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тропникова Нина Павловна

Предмет исследования: технология педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения. Объект исследования: подготовка педагогов профессионального обучения. Цель исследования: теоретически обосновать выбор блочно-рефлексивной технологии педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения. Задачи исследования: описать алгоритм внедрения блочно-рефлексивиой технологии педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения с учетом этапов саморазвития обучающихся (диагностический, конструктивно-содержательный, интегративный).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of construction of technology of pedagogical assistance to future professional training teachers

The subject of the research: technology of pedagogical support of the self-development of future teachers of vocational training. The object of the research: preparation of teachers of vocational training. The objective: to justify theoretically the choice of block-reflexive technology of pedagogical support of future teachers of vocational training. The problems: to describe an algorithm of implementing the block-reflexive self-development technology of pedagogical support for future teachers of vocational training, taking into account the stages of self-development of students (diagnostic, structural and substantive, integrative).

Текст научной работы на тему «Особенности построения технологии педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения»

УДК 377/378 ББК 74. 58 Т 74

Тропникова Нина Павловна, докторант, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения, истории и философии факультета биотехнологии ФГБОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины», т.: 8 (35163) 24602, 8(35163) 23449, e-mail: kutein_college@mail. ru.

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ САМОРАЗВИТИЮ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

(рецензирована)

Предмет исследования: технология педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения. Объект исследования: подготовка педагогов профессионального обучения. Цель исследования: теоретически обосновать выбор блочно-рефлексивной технологии педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения.

Задачи исследования: описать алгоритм внедрения блочно-рефлексивиой технологии педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения с учетом этапов саморазвития обучающихся (диагностический, конструктивно-содержательный, интегративный).

Ключевые слова: блочно-рефлексивная технология педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения, саморегуляция, рефлексия, методическое творчество.

Tropiikova Nina Pavlovna, doctoral student, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Professional Education, History and Philosophy of the Faculty ofBiotechnology FSBEIHPO « Ural State Academy of Veterinary Medicine”, tel.: 8 (35 163) 2-46-02 (office), 8 (35163) 2-34-49 (home), e-mail: [email protected].

FEATURES OF CONSTRUCTION OF TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO FUTURE PROFESSIONAL TRAINING TEACHERS

(reviewed)

The subject of the research: technology of pedagogical support of the self-development of future teachers of vocational training. The object of the research: preparation of teachers of vocational training. The objective: to justify theoretically the choice of block-reflexive technology of pedagogical support of future teachers of vocational training.

The problems: to describe an algorithm of implementing the block-reflexive self-development technology of pedagogical support for future teachers of vocational training, taking into account the stages of self-development of students (diagnostic, structural and substantive, integrative).

Keywords: block-reflexive technology of pedagogical support of self-development of future teachers of vocational training, self-control, reflection, methodological work.

Современные социально-экономические условия предъявляют высокие требования к профессиональным качествам выпускников вузов. Высшее образование ориентировано па становление социально и профессионально активной личности. Особого внимания требует подготовка специалистов для самой системы профессионального образования, ибо они должны не только обладать готовностью к саморазвитию, но и одновременно формировать его у своих учащихся. Профессионально-педагогическое образование - это уникальная образовательная система. Ее уникальность заключается в том, что осуществляемая профессионально-педагогическая деятельность интегрирует в себе две мегадеятельности: деятельность по производству человека как человека и деятельность по производству средств его существования. Педагог профессионального обучения должен не только уметь обучать, но и владеть определенным видом профессиональной деятельности. При реализации деятельности педагога профессионального обучения происходит процесс не простого усвоения предмета, а овладения специальностью.

Анализ ряда исследований показывает, что успешность карьеры педагога профессионального обучения не возможна без готовности к постоянному саморазвитию, способствующей самостоятельному управлению собственным развитием и самореализации специалиста. Отсутствие готовности личности к саморазвитию делает личность неконкурентоспособной.

В связи с этим необходим иной подход к подготовке педагога профессионального обучения. Важно изменить позицию студента, сделать так, чтобы вместо объекта образовательного процесса он стал его подлинным субъектом, воспринимающим профессиональное образование как «восхождение к субъектности». Однако, становясь субъектом собственной жизнедеятельности, человек не перестает быть объектом как по отношению к самому себе (поскольку он управляет собой), так и по отношению к окружающим, оставаясь объектом воздействия других.

Организация процесса подготовки педагога профессионального обучения предусматривает педагогическое содействие обучающимся в поиске ответов на вопросы: для чего необходимо саморазвитие? В

чем заключается самопознание? Как обеспечить саморазвитие в процессе обучения в вузе на протяжении всей жизни? Какие ценности являются наиболее важными?

Ответы на поставленные вопросы находятся в плоскости определения образовательной технологии, обеспечивающей педагогическое содействие саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения, которая будет стимулировать самосозидание личности, обеспечивая ее субъектную включенность во взаимодействие, и тем самым воздействовать на других. Проектирование технологии педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения нами было связано с пониманием смысла педагогического содействия саморазвитию как процесса, сугубо индивидуализированного, и определяемого уровнем доверия друг к другу, мерой компетентности преподавателя.

В качестве такой технологии нами была определена блочно-рефлексивная технология педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения, рассматриваемая как проект блочно (дифференцированно) размещенной и в то же время взаимосвязанной, рефлексивно осуществляемой деятельности преподавателя и обучающихся, в процессе реализации которой используется разнообразный организационно-методический инструментарий, предусматривающий специальный набор и компоновку форм, методов, способов, обеспечивающих содействие саморазвитию обучающихся.

Содержательными элементами данной технологии нами определены: преподаватель и студент, их цели, методы, средства деятельности, а также процессы, протекающие в определенных формах. Подтверждение данной структуры мы находим в работе В.П. Беспалько [1], по мнению которого, педагогическая технология дает описание, проект процесса формирования личности студента и должна включать в свой состав диагностические цели и содержание обучения, дидактические процессы и организационные формы обучения. Компонентами дидактического процесса являются мотивация как создание устойчивого интереса обучающегося к учебной деятельности и превращение внешних целей во внутренние потребности; познавательная деятельность обучающегося, в результате которой происходит усвоение знаний; управление ею преподавателем, способы которого зависят от цели обучения. Опора на данные положения позволяет определить образовательную технологию как реализацию программы взаимосвязанной деятельности всех субъектов образования, гарантирующей достижение требуемого результата.

В основу разработки блочно-рефлексивной технологии педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения нами были положены идеи технологии саморазвивающего обучения Г.К. Селевко, согласно которым человек является совершенной самоуправляющейся, саморегулирующейся системой и уровень самоуправления выступает одной из главных характеристик личностного саморазвития. По мнению автора, «психологический механизм самоуправления довольно сложен, но совершенно очевидно, что личность выборочно относится к внешнему воспитательному или обучающему воздействию, принимает или отвергает его, являясь тем самым активным регулятором собственной психической деятельности. Всякое изменение, всякий шаг в развитии личности происходят как ее собственный эмоциональный выбор или сознательное решение, то есть регулируются личностью «изнутри». Однако «на внутренние процессы самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства» [2, с. 8].

Разработка и применение блочно-рефлексивной технологии педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения позволили нам выделить следующие отличительные от других технологий особенности:

- в основе технологии положены механизмы внутреннего саморегулирования и рефлексирования, предусматривающие собственный выбор, регулирование и преобразование собственной мыслительной и практической деятельности саморазвития посредством рефлексии;

- разработка технологии и ее внедрение осуществляется как система, компоненты которой (саморазвитие преподавателя, саморазвитие обучающихся) отражают взаимосвязь преподавателя и обучающихся, предусматривающую прямую связь (от преподавателя) в качестве содействия и обратную связь (от обучающихся) как сигнал оценки эффективности содействия или необходимости ее коррекции;

- описание алгоритма внедрения технологии, ее форм, методов представляется с учетом этапов саморазвития обучающихся (диагностический, конструктивно-содержательный, интегративный).

Рассмотрим процесс разработки и внедрения блочно-рефлексивной технологии педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения с учетом этапов саморазвития обучающихся.

На начальном, диагностическом, этапе саморазвития обучающихся, задачами которого являются приобретение первоначальных знаний об уровне собственного саморазвития, самодиагностике, освоении базовых психолого-педагогических знаний по основам саморазвития, целесообразно использование определенных форм и методов обучения. К таким формам и методам нами отнесены вводные лекции о значении самопознания и саморазвития в жизни человека с элементами беседы рефлексивной направленности; практические занятия, на которых использование методов диагностирования, самообследования, рефлексивных методов способствует формированию представлений о саморазвитии, его уровне развития, самодиагностике, рефлексии; организация самостоятельной работы, ориентированной на осознание обучающимися целей, задач и возможностей своего развития.

Также на данном этапе целесообразно использование рефлексивных методов, общая направленность которых заключается в преобразовании собственной мыслительной и практической деятельности саморазвития

через психологические механизмы рефлексии. С помощью процедуры рефлексии достигаются такие цели обучения, как самостоятельное нахождение новых норм деятельности на основе ее анализа и критической реконструкции, причем речь идет не только и не столько о наращивании знания, сколько о понимании, формировании смыслов-ценностей. При построении новой нормы с помощью рефлексии воспроизводятся культурные нормы, обеспечивается творческая деятельность, происходит саморазвитие личности - все это характеризует способ усвоения содержания нового знания. При использовании данных методов и форм обучения мы не только должны обеспечить на занятиях информационное богатство среды, но и подготовить обучающегося к ее восприятию, т.е. содействовать формированию мотивации саморазвития, раскрепощению его мышления, помочь освоить базовые психолого-педагогические знания по основам саморазвития и приобрести первоначальные знания по самодиагностике

Особое внимание на данном этапе уделяется обучению навыкам самостоятельной работы, обеспечивающим саморазвитие обучающихся. Нами отмечается, что в начальный период обучения студенты, как правило, не могут самостоятельно систематизировать и использовать свой субъектный опыт в этом направлении. Поэтому на младших курсах целесообразно построить обучение таким образом, чтобы часть занятия была отведена самостоятельной работе студентов с непосредственным участием преподавателя (например: самодиагностированию, рефлексии полученных результатов). Преподаватель в этом случае должен выступать как организатор и корректор самостоятельной работы. Он должен (не навязывая своего мнения, так как процесс самостоятельной работы достаточно индивидуальный) убедиться, что обучающийся при организации своей работы умеет ставить и конкретизировать цели, оптимально организовать процесс решения выдвинутой задачи, грамотно управлять этим процессом в соответствии с поставленной целью, владеет способами самоконтроля и др.

Постепенно доля участия преподавателя в самостоятельной работе уменьшается и соответственно но мере совершенствования навыков самостоятельной работы, часть ее переносится на внеаудиторное время.

На втором, содержательно-конструктивном, этапе саморазвития обучающихся решаются задачи, связанные с развитием компонентов саморазвития (мотивационный, когнитивный, операциональный) в ходе учебно-профессиональной деятельности, совершенствованием навыков самоанализа, усилением субъектной позиции в обучении.

Одним из концентров описываемой нами технологии служит учебная дисциплина «Практикум по самопознанию и саморазвитию», в процессе изучения которой половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим: психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику обучающихся; составление программ саморазвития; осмысливание, рефлексию жизнедеятельности; тренинги и упражнения по саморазвитию, самоутверждению и саморегуляции.

На практических занятиях данной дисциплины в процессе осуществления самодиагностики будущие педагоги профессионального обучения обобщают, систематизируют полученные данные о собственных мотивах саморазвития (мотивационный компонент саморазвития), об уровне самопознания и саморазвития, расширяют представление о содержании (когнитивный компонент) и используют средства, способы (операциональный компонент) саморазвития.

Другим концентром блочно-рефлексивной технологии педагогического содействия саморазвитию обучающихся является педагогическая практика как основная сфера саморазвития личности, кружковая, учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность обучающихся, посредством участия в которых формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происходит самооткрытие и саморазвитие личности (операциональный компонент саморазвития).

На третьем, интегративном, этапе саморазвития обучающихся решаются задачи осуществления интеграции компонентов саморазвития в творческой деятельности, перехода к субъект-субъектным отношениям, итоговой самооценки и перспектив дальнейшего саморазвития. Мы считаем, что на этом этапе необходимы условия для проявления способности рефлексирования собственной деятельности своего развития, это позволяет продемонстрировать индивиду определенный интеллектуальный ресурс, социальный опыт.

Осуществление интеграции компонентов саморазвития в творческой деятельности происходит, но нашему мнению, посредством использования методов развития методического творчества будущих педагогов профессионального обучения. В ряде исследований [3] методическое творчество рассматривается как творчество педагога в области проектирования, моделирования и осуществления дидактического процесса, заключающееся в поиске субъективно или объективно новых идей и создании на их основе технологий обучения или их элементов, ведущее к повышению качества обучения и воспитания, развития учащихся и являющееся средством самовыражения, самореализации и саморазвития индивидуальности.

В качестве ценностно-педагогической ориентации методов формирования у будущих педагогов навыков дидактического технологического творчества выступают следующие утверждения:

1) развитие способности будущего педагога к дидактическому технологическому творчеству должно быть направлено на освоение им процессуально-деятельностных механизмов творчества, что позволит ему актуализировать собственное состояние «творения», приобрести значимые базовые характеристики креативности, а также выразить и реализовать свою индивидуальность;

2) в процессе обучения обязательно моделирование основных этапов и особенностей творческого процесса. В процессе обучения студент должен проходить все этапы «творения» и личностно переживать психические состояния, возникающие в процессе творчества.

Мы считаем, что возможность для проявления методического творчества предоставляется посредством использования методики «мастерская» педагога. Роль преподавателя при использовании метода мастерской сводится к созданию условий для организации сообучения, поддержке самообразовательной деятельности, позиции старшего мастера. Предваряющим моментом организации «мастерской» является организация исследовательской деятельности обучающихся, определение «проблемных» моментов в теории, практике саморазвития, проведение социологических обследований по проблеме, определение темы «мастерской» и основных обсуждаемых вопросов. На таких занятиях взаимодействие преподавателей и обучающихся носит субъект - субъектный характер. Результатом обучения в режиме «мастерской» становится определенный продукт «ваяние» обучающихся в разнообразной форме: сочинение-рефлексия, написание дневника саморазвития, определение итоговой самооценки и перспектив дальнейшего саморазвития посредством формулировки рекомендаций по саморазвитию.

Решение задачи перехода к субъект-субъектным отношениям в процессе осуществления педагогического содействия саморазвитию обучающихся необходимо также связывать с рассмотрением позиции субъекта саморазвития и деятельности саморазвития как процесса, осуществляемого и саморегулируемого самим студентом, успешность которого зависит от личностной саморегуляции обучающегося. Это связано с тем, что саморегуляция деятельности саморазвития представляет собой одно из фундаментальных проявлений индивидуальности обучающегося. Обеспечивая педагогическое содействие саморазвитию обучающихся, преподавателю необходимо постоянно стимулировать их субъектную активность в этом направлении и постараться сделать ее произвольной и осознанной.

Проведенное нами исследование, связанное с апробацией блочно-рефлексивной технологии педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения, соотнесенной с этапами саморазвития обучающихся в процессе профессионального обучения, показало ее эффективность в осознании значимости и стимулировании субъектной активности при осуществлении деятельности саморазвития будущих педагогов профессионального обучения.

Литература:

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Ин-т проф. образования РАО, 1995. 336 с.

2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.

3. Теория и практика профессионально-педагогического образования: коллектив, монография / под ред. Г.М. Романцева. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. Т. 1. 305 с.

References:

1. Bespalko V.P. Pedagogy and advanced technology training. M: Institute of Prof Education RAE, 1995. 336p.

2. Selevko G.K. Educational technology based on the activization, intensification and effective management of the EP. M. : Institute of School Technologies. 2005. 288 p.

3. Theory and practice of professional teacher education: the collective, the monograph. / Ed. G.M. Romantsev. Ekaterinburg: Pub. SEIHPO ”Rus. state prof-ped. univ ”. 2007. V. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.