УДК 378 ББК 74. 584 Т 74
Н.П. Тропникова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения, истории и философии Уральской государственной академии ветеринарной медицины; E-mail: tropnikovan@mail. ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ САМОРАЗВИТИЮ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье представлен первый компонент концепции педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения, ракрывающий характеристики ее общих положений. Предмет исследования: общие положения концепции педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения. Объект исследования: подготовка педагогов профессионального обучения. Цель исследования: теоретически обосновать общие положения концепции педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения. Задачи исследования: уточнить определение концепции; выделить источники ее построения, включающие правовые, методические основы, место в педагогической теории и практике осуществления педагогической деятельности.
Ключевые слова: концепция педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения, источники построения, методические и правовые основы концепции.
N.P. Tropnikova
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Professional Training, History and Philosophy of the Ural State Academy of Veterinary Medicine; E-mail: [email protected]
THEORETICAL BASES OF CONSTRUCTION OF THE CONCEPT OF PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO SELF-DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL EDUCATION
Abstract. The paper provides the first component of the concept of pedagogical assistance to self-development of the future vocational education teachers, disclosing characteristics of its general provisions. The paper deals with the general provisions of the concept of pedagogical assistance to self-development of the future teachers of vocational training focusing on teachers training for vocational education. A research objective is to theoretically prove general provisions of the concept of pedagogical assistance to self-development of the future teachers of vocational training. Specific problems are to specify concept definition; and to allocate the sources of its construction including legal and methodical bases, as well as a place in the pedagogical theory and practice of realization of pedagogical activity.
Keywords: the concept of pedagogical assistance to self-development of the future teachers of vocational training, construction sources, methodical and legal bases of the concept.
Сложившиеся тенденции образования, к которым относятся непрерывность образования, ориентация образования на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, на саморазвитие и творчество, определяют стратегическую цель вузовского образования, заключающуюся в подготовке квалифицированных и конкурентоспособных специалистов соответствующего уровня и профиля к предстоящей трудовой деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту и саморазвитию.
Особого внимания требует подготовка специалистов для самой системы профессионального образования, ибо они должны не только обладать вышеуказанными качествами, но и одновременно формировать эти качества у своих учащихся. Поэтому
профессионально-педагогическое образование является особой сферой, требующей повышенного внимания.
Профессионально-педагогическое образование направлено на подготовку педагогов для учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, специфика которого заключается в бипрофессиональной направленности, обеспечивающей готовность педагогов к профессиональной деятельности как в предметной области знаний и умений, так и в области педагогики.
Анализ исследований [1, 2, 3] показывает, что успешность карьеры педагога профессионального обучения невозможна без готовности к постоянному саморазвитию, которая способствует самостоятельному управлению собственным развитием и самореализации специалиста. Отсутствие готовности личности к саморазвитию делает личность неконкурентоспособной.
Решение данной проблемы лежит в русле развития и перемены акцентов гуманитарной культуры, связанной с разработкой концепции педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения.
Прежде чем раскрыть общие положения концепции, рассмотрим сущность понятия «концепция» и ее структуру.
Проведенный анализ определений и философских подходов к данному вопросу показал, что термин «концепция», как правило, используется в двух основных контекстах: внутреннем или внешнем по отношению к процессу изучения явления, а именно: как направляющая идея исследования или как форма представления результатов научной работы. Это позволило нам представить концепцию педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения как сложную, целенаправленную, динамическую систему фундаментальных знаний о феномене педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения в образовательном процессе, полно и всесторонне раскрывающих его сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного профессионально-педагогического образования.
Анализ структур построения педагогических концепций [3, 4] позволил нам отметить, что структура концепции зависит от ее типа, от специфики рассматриваемого процесса, явления, предмета, объекта рассматриваемой теории, а также определяется особенностями мыслительной деятельности ее создателя.
В состав концепции педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального саморазвития мы включили:
- общие положения, содержащие определение концепции, ее цель, правовое, методическое обеспечение, концептуальное пространство, место в педагогической теории, основные характеристики понятийного аппарата;
- теоретико-методологические основания, раскрывающие подходы к исследуемому феномену;
- ядро концепции, состоящее из закономерностей и принципов функционирования и развития исследуемых процессов и явлений, выявленных на базе теоретикометодологических оснований;
- содержательно-смысловое наполнение, представляющее практико-ориентированный уровень концепции, т.е. проекцию теоретических положений на практическую область деятельности преподавателей и студентов и завершающее раскрытие их содержания.
Раскрывая общие положения концепции, как первый компонент ее структуры, выделили источники ее построения, методические и правовые основы. В качестве источников создания концепции нами выделены:
- социальный заказ, отраженный в нормативных документах и объективных потребностях общества и отдельной личности;
- международный и отечественный педагогический опыт, традиции его развития в области построения процесса формирования готовности к саморазвитию;
- изменяющийся функционал современного педагога профессионального обучения и требования к его подготовке;
- теоретические концепции саморазвития личности в процессе профессиональной подготовки;
- практический опыт осуществления педагогической деятельности, включающий технологии и методы педагогического содействия саморазвитию.
Раскроем содержание основных источников построения концепции.
В ряде психолого-педагогических исследований профессионального образования отмечается необходимость изменения качества подготовки специалистов с учетом социального заказа. В.А. Федоров подчеркивает, что развитие рынка труда, меняющиеся социально-экономические условия требуют подготовки специалистов, владеющих не только специальными знаниями, но и обладающих определенными качествами, обеспечивающими их конкурентоспособность, профессиональную мобильность, способность к постоянному саморазвитию, умения быстро переключаться с одного вида труда на другой и совмещать различные трудовые функции [5].
В работе Э.Ф. Зеера, В.А. Воденикова, Н.А. Доронина, Д.П. Заводчикова, отмечается, что работодателю нужен специалист, не только умеющий качественно выполнять те операции (или решать задачи), для которых он был непосредственно подготовлен, но и способный к коллективной работе, инициативный, творческий, быстро ориентирующийся в сути возникающих проблем, максимально реализующий свой профессионально-психологический потенциал в труде» [6, с.3].
Выделение проблем развития профессионального педагогического образования Г.М.Романцев связывает с резким возрастанием потребности российской экономики в квалифицированных рабочих, подготовку которых должны осуществлять мастера и педагоги профессионального обучения, способные решать современные задачи подготовки экономически активного населения страны [7].
Решение этой проблемы возможно посредством реализации проекта государственной комплексной целевой программы развития профессионально-педагогического образования «Профессионально-педагогические кадры России» [8], которая ориентирована на подготовку специалистов, способных организовать и осуществлять необходимую фундаментальную, общетехнологическую и социальную профессиональную подготовку по актуальным образовательным направлениям и профессиям. Как отмечают Г.М. Романцев, В.А. Федоров, А.А. Жученко, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, основной задачей программы является формирование общественно значимой личности, способной к эффективной деятельности в сфере профессионального образования. Решение этой задачи позволит создать предпосылки к формированию готовности личности к саморазвитию [7].
Методическую основу концепции педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения составляет характеристика научных школ, в рамках которых осуществляется построение концепции, описание методов исследования, интерпретация ведущих идей и принципов, составляющих основания ее содержания.
Анализ нормативно-правовых документов [8, 9, 10, 11, 12] показывает, что
государственная политика в образовательной сфере должна основываться на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей. Она должна способствовать охране жизни и здоровья человека, свободному развитию, саморазвитию личности, воспитанию учащейся молодежи в духе высокой гражданственности и любви к Родине. Тем самым законодательно закреплена концепция высшего образования в России, где акцент переносится с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на многостороннее интеллектуально-духовное развитие, саморазвитие личности обучающегося
- в соответствии с той возросшей ролью, которая уготована ей в современном обществе.
В Модели образования для экономики, основанной на знаниях «Российское образование - 2020» [11], образование принципиально рассматривается как незавершенное, образующее ядро карьеры в течение всей жизни. В результате происходит индивидуализация
образовательных траекторий: больше половины из набора образовательных услуг формирует уже не педагог / государство по отношению к обучающемуся, а взрослый, самостоятельный человек для себя самого. Вместо исключительной ориентации на усвоение готовых специализированных знаний содержание образования будет ориентироваться на формирование креативных и социальных компетентностей, а также готовности к переобучению, т.е. к саморазвитию.
Анализ Проекта Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050800 - Профессиональное образование (по образовательным отраслям) (уровень подготовки: бакалавр) показывает, что компетенции являются критериями качества профессионального образования, среди которых важное место занимает способность к саморазвитию будущего педагога профессионального обучения.
Необходимость осуществления процесса формирования готовности к саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения обусловлена накоплением отечественного и международного опыта его реализации, характеризующим источники создания концепции.
В работах Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, В.Г. Маралова, А.Г Спиркина, В.В. Столина, И.И. Чесноковой глубоко исследован внутренний мир человека. Данные авторы, раскрывая основы самопознания и саморазвития, отмечают наличие тенденции движения к демократизации, которая позволила людям почувствовать себя свободно в определении планов, целей, намерений и понять себя как субъекта собственной жизнедеятельности. Достаточно плодотворное и детальное исследование самопознания личности, ее Я-концепции (этот термин в большей степени применяется в зарубежной психологии) породило новые подходы, которые нашли отражение в работах В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева по изучению структуры и развития субъективной реальности. Т.Н. Березиной глубоко исследованы внутреннее пространство и время человека, внутренний диалог. В области практической психологии выдвинута и реализована на практике Г. Бардиером, М.Р. Битяновой, И. Рамазаном, Т. Чередниковой, Т.И. Чирковой идея сопровождения саморазвития личности.
По мнению В.И. Андреева, В.С. Библера, В.А. Караковского, приоритетом современного образования, гарантирующим его достаточно высокое качество, может и непременно должно стать обучение, ориентированное на саморазвитие личности [1].
Анализ международного опыта зарождения, становления и успеха образовательновоспитательных систем (школы-учебы И. Гербарта, щколы-лаборатории Дж. Дьюи, школы свободного воспитания М. Монтессори, Вальдорфской школы Р. Штайнера) показывает, что в каждой из них базисными были идеи духовного, нравственного, интеллектуального саморазвития человека. Опора на духовно-нравственные критерии для обоснования нравственных приоритетов в поиске целей, ценностей и смыслов жизни в процессе становления и самосовершенствования свободной, целостной личности характерна для основателя первой свободной Вальдорфской школы Р. Штайнера.
В целом исследования внутреннего мира человека в работах отечественных и зарубежных психологов обогатили педагогику и психологию идеей, постулирующей факт, что личность сама строит себя, что вмешательство в этот процесс не способствует развитию, а тормозит его, необходимы лишь условия для саморазвития, педагогическое содействие саморазвитию обучающегося.
Оценка международного и отечественного опыта формирования способности личности к профессиональному саморазвитию показала определенный «всплеск» интереса к данной проблеме, связанного с демократическими преобразованиями в России, общемировыми и европейскими тенденциями повышения качества подготовки специалистов, переходом к модели подготовки на компетентностной основе. Однако опыт формирования готовности к саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения в практике отечественного и зарубежного образования раскрыт недостаточно.
Определение требований к подготовке будущих педагогов профессионального
обучения нами осуществлялось на основе анализа состава показателей, раскрывающих содержание функциональных параметров эффективности деятельности современного педагога.
Оценка содержания параметров эффективности деятельности педагога профессионального обучения, предложенная Н.С. Глуханюк [13], позволила установить факт доминирования «потенциальных», «внутренних» параметров эффективности деятельности над формальными «внешними». Данные выводы подтверждают положение о том, что именно внутренний потенциал человека выступает предпосылкой успешного профессионального развития, саморазвития, а также о том, что при относительном постоянстве базовых профессиональных умений их операциональный состав достаточно динамичен. Это происходит вследствие сензетивности деятельности педагога к запросам рынка труда как основного «законодателя» востребуемого уровня профессионализма.
В качестве теоретических источников создания концепции педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения нами выделены концепции, которые классифицированы Э.Ф. Зеером, Н.С. Глуханюк по следующим направлениям:
- личностно-профессиональное становление будущего педагога;
- особенности подготовки педагога профессиональной школы.
Оценка теоретических концепций Э.Ф. Зеера, О.С. Газмана, Н.С. Глуханюк, Т.К. Клименко, Н.Б. Крыловой, Л.Н. Кубашычевой, Н.Л. Куликовой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.Р Фонарева показывает определенность места концепции педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения в системе профессионального воспитания и обучения, становления профессиональной деятельности, профессионализации педагога. Образование, ориентированное на педагогическое стимулирование всех видов «самости», в том числе саморазвития, является формулой новой, зарождающейся сегодня педагогики высшей школы.
Анализ исследовательской практики В.И.Андреева, С.В. Бабиной, К.Я. Вазиной, Е.И. Казаковой, Г.С. Костыко, Ю.М. Пряжникова, А.Р. Галустова показал наличие определенного опыта использования технологий, эффективных методов поддержки, сопровождения, содействия саморазвитию, самообразованию личности обучающегося, результативность которого зависит от саморазвития педагога.
Таким образом, характеристика источников построения концепции педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения позволяет определить назначение концепции, обосновать правомерность ее положений, раскрыть перспективы ее эффективного использования.
Примечания:
1. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
2. Теория и практика профессионально-педагогического образования: в 2 т. Т. 1 / под. ред. Г. Романцева. Екатеринбуг, 2007. 305 с.
3. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: ВЛАДОС, 2006. 239 с.
4. Пурышева Н.С., Гурина Р.В. Структура образовательной концепции в педагогических исследованиях // Образование и наука. 2006. № 4. С. 12-20.
5. Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. Екатеринбург: Изд-во УралГПУ, 2001. 330с.
6. Мониторинг профессионального развития личности ремесленника / Э.Ф. Зеер, В.А. Водеников, Н.А. Доронин, Д.П. Заводчиков. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 112 с.
7. Профессионально-педагогическое образование в современных условиях: результаты исследований / Г.М. Романцев, В.А. Федоров, А.А. Жученко, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк. Екатеринбург, 2003. 68 с.
8. Профессионально-педагогические кадры России: Комплексная программа развития
профессионально-педагогического образования: Проект МО РФ от 15.05.2002. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002.
9. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // Российская газета. 1996. 29 августа.
10. Программа модернизации педагогического образования: Приказ МО РФ № 1313 от 01.04.2003 // КонсультантПлюс. М., 2011.
11. Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2008. 39 с.
12. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Регионология. 2000. № 34. С. 46-55.
13. Психология профессионально-образовательного пространства личности: сб. науч. ст. / науч.ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург, 2003. 157 с.
14. Кубашычева, Л.Н Воспитательное пространство развития образа «Я» учащихся национальной сельской школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 32-36.
15 Галустов А.Р. Готовность студентов к самообразованию // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 19-26.
References:
1. Andreev V.I. Pedagogy: a training course for creative self-development. Kazan: The center of innovative technologies, 2000. 608 pp.
2. Theory and practice of vocational and pedagogical education: in 2 vol. V. 1 / ed. by G. Romantsev. Ekateringburg, 2007. 305 pp.
3. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical conception: methodological aspects of construction. М.: VLADOS, 2006. 239 pp.
4. Purysheva N.S., Gurina R.V. The structure of the educational conception in pedagogical researches // Science and education. 2006. № 4. P. 12-20.
5. Fyodorov V.A. Vocational and pedagogical education: theory, empirics, practice. Ekaterinburg: UralGpU Publishing house, 2001. 330 pp.
6. Monitoring of professional development of craftsman’s personality / E.F. Zeer, V.A. Vodenikov, N.A. Doronin, D.P. Zavodchikov. Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2002. 112 pp.
7. Vocational and pedagogical education in modern conditions: the results of researches / G.M. Romantsev, V.A. Fyodorov, A.A. Zhuchenko, I.V. Osipova, O.V. Tarasyuk. Ekaterinburg, 2003. 68 pp.
8. Professional and pedagogical staff of Russia: A comprehensive program of vocational and pedagogical education development: MO RF Project of 5/15/2002. Ekaterinburg: The Publishing house of Ros. State prof.-ped. university, 2002.
9. On the higher and postgraduate vocational education: The Law of the Russian Federation of August, 22nd, 1996 № 125-FZ // Rossiyskaya gazeta. 1996. August, 29th
10. The program of modernization of pedagogical education: MO RF Order № 1313 of 4/1/2003 // ConsultantPlus. М., 2011.
11. The Russian education-2020: a model of education for the economy based on knowledge / ed. by Ya. Kuzminov, I. Frumin. М.: GUBVSHE Publishing house, 2008. 39 pp.
12. The national doctrine of education in the Russian Federation // Regionology. 2000. № 3-4. P. 4655.
13. Psychology of professional and educational space of a personality: coll. of scient. articles / scient. ed. N.S. Glukhanyuk. Ekaterinburg, 2003. 157 pp.
14. Kubashycheva L.N. Educational space of the development of an «I»-image of pupils of national rural school // The Bulletin of the Adyghe Sstate Uuniversity. Series «Pedagogics and Psychology». 2011. № 1. P. 32-36.
15. Galustov A.R. The readiness of students for self-education // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogics and Psychology». 2011. № 1. P. 19-26.