Таким образом, формирование эффективной системы управления оборотными активами и источниками их финансирования представляет собой приоритетную задачу тактического финансового менеджмента. Ее решение основано на обеспечении потребностей организации оптимальным размером оборотных активов с учетом сокращения затрат на доставку и хранение, структурно-видовой оптимизации источников их финансирования, а также определении необходимого баланса между ними, достаточного для обеспечения бесперебойной операционной деятельности.
Источники:
1. Абрютина М. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М. С.Абрютина, А. В. Грачев. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 216 с.
2 Астринский Д. И. Экономический анализ финансового положения предприятия / Д. И. Астрин-ский // Экономист. - 2007. - № 12 - С. 34-47.
3. Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов, 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 207 с.
Sources:
1. Abryutina M. S. Analysis of financial and economic activity of the enterprise / M. S. Abryutina, A. V. Grachev. - M .: Business and Service, 2008. - 216 p.
2. Astrinsky D. I. Economic analysis of the financial situation of the enterprise / D. I. Astrinsky // Economist. -2007. - No. 12 - S. 34-47.
3. Balabanov I. T. Financial analysis and planning of an economic entity / I. T. Balabanov, 2nd ed., Ext. - M.: Finance and Statistics, 2007. - 207 p.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00061
Е.А. Мамышева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, налогообложение и финансовый учет» АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет», [email protected],
E.A. Mamysheva - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Finance, taxation and financial accounting, AOCHU VO, «Moscow University of Finance and law»;
Л.К. Точиева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», [email protected],
L.K Tochieva - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Accounting, analysis and audit, «Ingush state University».
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕСПУБЛИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА FEATURES OF REGIONAL TAX POLICY IN THE DEPRESSED REPUBLICS OF THE NORTH CAUCASUS
Аннотация. Проблемы взаимодействия федеральных структур и регионов РФ на предмет разграничения полномочий и осуществления социально-ориентированной налоговой политики и образования доходной части бюджетов различных уровней являются ключевыми для обеспечения социальной справедливости в налоговых отношениях.
Эксперты отмечают, что на современном этапе региональные органы власти и управления не располагают достаточными полномочиями для принятия необходимых решений касательно налогового регулирования и стимулирования развития человеческого капитала, ибо возможности их воздействия на источники насыщения бюджетов крайне ограничены. Здесь уместно сказать, что в соответствии с Основным законом страны - Конституцией РФ (ст.7) Россия есть «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблематике позволяет говорить об отсутствии целостной концепции социально-ориентированной региональной налоговой политики в депрессивных республиках Северного Кавказа.
Annotation. The problems of interaction between Federal structures and regions of the Russian Federation with regard to the delimitation of powers and the implementation of a socially-oriented tax policy and the formation of the revenue part of budgets at various levels are key to ensuring social justice in tax relations.
Experts note that at the present stage, regional authorities and administrations do not have sufficient authority to make the necessary decisions regarding tax regulation and promotion of human capital development, because their impact on sources of budget saturation is extremely limited. Here it is appropriate to say that in accordance with the Basic law of the country - the Constitution of the Russian Federation (article 7), Russia is "a social state whose policy is aimed at creating conditions that ensure a decent life and free development of a person."
The analysis of the special literature on this issue suggests that there is no complete concept of a socially-oriented regional tax policy in the depressed republics of the North Caucasus.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, региональная налоговая политика, налоговый потенциал, социальная ориентированность.
Keywords: socio-economic development, regional tax policy, tax potential, social orientation.
В ходе нашего исследования зарубежных и отечественных разработок по рассматриваемой теме мы установили определенную незавершенность исследований по проблемам построения и реализации региональной налоговой политики, учитывающей интересы всех участников налоговых отношений. Большая часть рассмотренных исследований направлена на установление путей оптимизации налогообложения, что, в т.ч., дает возможность формулировки научной проблемы необходимости формирования и задействования социально-ориентированной региональной налоговой политики. [1,5,9,15]
Формирование адекватных условий налогообложения позволяет активно развивать инновационный, предпринимательский, инвестиционный и другие секторы экономики национального хозяйства, стимулирует увеличение национального богатства, формирует объективные предпосылки для роста налогового потенциала в перспективе.
Регион, являясь частью территории РФ, непосредственно располагает общностью природно-климатических, социально-экономических, национально-культурных и других условий.
В специальной литературе выделяют различные направления теории региональной экономики, в т.ч.:
- модель общего экономического равновесия Л. Вальраса;
- модель экономического роста Солоу;
- неоклассическая теория регионального роста.
Любой регион имеет свою (особую) траекторию устойчивого роста, что требует определить скорость и конвергенцию, т.е. время преодоления пространства, отделяющего экономику региона от его устойчивого положения. Оценки подобного типа дают возможность федеральному центру и региональным органам власти и управления разрабатывать обоснованные управленческие решения для достижения устойчивого роста территорий, и часть этих мероприятий может быть реализована в рамках налоговой политики.
Основоположники региональной экономики, как правило, регион рассматривали как территорию, где саккумулированы природные, трудовые и иные ресурсы; производство и потребление товаров; сфера обслуживания. Однако, они никогда не рассматривали регион в качестве субъекта экономических отношений, носителя специфичных экономических интересов.
Это положение исправлено в трудах современных исследователей теории региональной экономики, в которых регион исследуется в качестве многофункциональной и многоаспектной системы, таких как регион -квазигосударство, регион - квазикооперация, регион - рынок, регион - социум.
Рассматривая эти парадигмы касательно формирования налоговых отношений, мы получаем возможности раскрытия их содержания; регулирования региональной экономики; формирования налогового потенциала; улучшения налогового климата; развития человеческого капитала...[3,П,16,20]
Как и любой организационный термин, сущность понятия «налоговая политика» необходимо выстраивать на определенных базовых требованиях. Одним из таких основополагающих требований к налоговой политике выступает принцип экономического роста.
Стабильность и устойчивость экономического развития страны и ее регионов можно обеспечить только при сбалансированности интересов всех участников экономических отношений - государства, регионов, предприятий и населения. И значимость и роль заданной налогово-бюджетной системы в этом вопросе, несомненно, определяющая. [2,12,17,22]
Имеется немало оснований того, что в текущих реалиях в качестве одного из ключевых инструментов госрегулирования процессов экономического развития выступает реализуемая налоговая политика, в рамках которой обеспечение соблюдения баланса национальных, региональных и корпоративных интересов является основным условием достижения высокоэффективной фискальной политики.
Другим важным моментом в контексте обеспечения эффективной реализации региональной налоговой политики и достижения гармонии интересов всех участников налоговых отношений является необходимость формирования возможностей обеспечения определенных экономических выгод всеми субъектами налоговых отношений.
При анализе системы управления налоговыми отношениями необходимо учитывать ряд свойств данной системы, в т.ч. механизм взаимодействия с окружающей средой; целостность; информационность; иерархичность; наличие обратных связей.
Суть управления налоговыми отношениями территории заключается в построении целей устойчивого социально-экономического развития региона, разработке принципов территориального развития. Такое видение позволяет рассматривать регион в виде многофункциональной системы, состоящей из множества институтов, формирующей налоговые отношения между публично-правовыми образованиями и налогоплательщиками, учитывающей проблемы гармонизации интересов всех участников налоговых отношений и распределения функциональных обязанностей по определению, взиманию и контроллингу за поступлением налогов и дальнейшего их перераспределения. [4,6,16]
Рассмотрение региона как многофункциональной системы касательно налоговых отношений позволяет охватывать вопросы взаимодействия органов власти всех уровней; расширения экономической самостоятельности субъектов РФ посредством передачи прав от федерального центра с целью достижения устойчивости социально-эколого-экономического развития; формирования предпринимательского и налогового климата, обеспечивающих реализацию подхода к региону как к рынку; развития человеческого капитала путем задействования социально-ориентированной региональной налоговой политики; выявления особенностей развития территорий в условиях глобализации экономики. [3,7,13,19]
Все вышеизложенное позволяет рассматривать управление налоговыми отношениями в виде целенаправленного координирующего воздействия органов власти и управления публично-правовых образований на ход развития социально-экономических процессов в регионе и укрепление человеческого капитала посредством совершенствования механизма налогообложения.
Значимость управления налоговыми отношениями можно установить посредством применения концепции реализации налогового процесса с учетом конкретных экономических обстоятельств и ориентированности на обеспечение одной из основных целей государственных финансов - обеспечить достаточные и необходимые для успешного решения комплекса задач текущего периода финансовые ресурсы касательно налоговых поступлений.
В условиях возрастающей конкуренции в мировой экономике экономическую мощь любого государства надо оценивать (помимо классических показателей как валовые объемы производства, наличие доступных природных ресурсов и т.д.) и наличием и уровнем освоения инструментов стратегического управления производственными, товарными, финансовыми и информационными процессами и потоками. [4,10,18,23] В принципе, такой подход можно скорректировать и на каждый субъект РФ.
Перед депрессивными, малоземельными и трудоизбыточными республиками Северного Кавказа стоит крайне актуальная задача социо-эколого-экономического развития. Для ее решения требуется оперативно разработать и задействовать комплекс определенных стратегий, в т.ч. социальную стратегию, структурную стратегию, стратегию размещения, инвестиционную стратегию. [8,11,20]
Жесткая ограниченность природных, материальных, инвестиционных и иных ресурсов депрессивных республик исследуемого региона требует разработки особого сценария развития территорий. Это, в свою очередь, непосредственно сопряжено с необходимостью построения выверенной региональной экономической политики, в т.ч. - налоговой политики, а также разработки модели системы стратегического управления налоговыми отношениями.
В целом, саму концепцию региона как субъекта и объекта построения и задействования региональной налоговой политики мы рассматриваем как основную идею территории в системе стратегического управления налоговыми отношениями, содержащую в себе обеспечение развития экономики, наращивание человеческого капитала региона.
В проектном виде любая подобная концепция есть некое видение, описание того, какой будет исследуемая территория в будущем. Бесспорно, что это видение являет собой некую идеальную конструкцию, соответствующую, задаваемым разработчиками концепции, представлениям касательно желаемых контуров социально-экономического развития региональной экономики.
Действительно, всем субъектам РФ предоставлены права по введению и отмене определенных видов налогов, по внесению корректировок в элементы налогов в соответствии с действующим федеральным законодательством. Речь идет о том, что все субъекты налоговой политики, и в т.ч. каждая северокавказская республика, обладают налоговым суверенитетом в пределах полномочий, определенных Налоговым кодексом (НК) РФ. При этом совокупность используемых методов реализации региональной налоговой политики определяется в соответствии с интересами рассматриваемого субъекта России. [3,7,14,21]
Надо отметить, что региональная налоговая политика любого субъекта РФ преследует комплекс собственных целей, в т.ч. экономических, социальных, фискальных, стимулирующих, экологических и иных.
В качестве основного инструментария осуществления региональной налоговой политики выступает комплекс налоговых ставок, установленных НК РФ для отдельных категорий налогоплательщиков, налоговых льгот, порядка и сроков уплаты налогов. Эти инструменты применяются исходя из приоритетов развития территории, отдельной отрасли, социо-эколого-экономического развития региона и иных факторов.
На современном этапе в связи с осуществлением общегосударственной политики активизации инновационной и инвестиционной деятельности при реализации заданной региональной налоговой политики рекомендовано использовать дифференцированное налогообложение по определенным видам налогов. В числе подобных инструментов регионального налогового регулирования можно выделить наиболее активно используемые формы налоговых льгот, таких как:
- освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налогов в течение определенного периода времени;
- уменьшение налоговой базы;
- использование пониженной налоговой ставки.
В соответствии с действующим федеральным законодательством в сфере налогообложения регионам дано право самим устанавливать дифференцированные (в сторону уменьшения) налоговые ставки по налогу на прибыль организаций (но в пределах ставки, необходимой для зачисления в бюджет региона); налогу на иму-
щество организаций для установленных категорий налогоплательщиков, а также другие формы налоговых льгот.
В депрессивных республиках Юга России реализация региональной налоговой политики происходит с учетом некоторых особенностей их социально-экономического положения касательно налогового планирования, налогового регулирования и налогового контроллинга.
Однозначно, что вектор проведения региональной налоговой политики депрессивных территорий необходимо сместить в сторону проведения социально-ориентированной региональной налоговой политики.
На наш взгляд, такой подход к организации региональной налоговой политики позволит в депрессивных республиках:
- стимулировать инвестиционную и инновационную деятельность;
- обеспечить реальную поддержку товаропроизводителей;
- активно и эффективно использовать соответствующие механизмы налогового кредитования;
- сформировать и усилить налоговые стимулы экономической активности в республиках;
- последовательно снижать налоговую нагрузку на население (особенно, горных районов) с целью восстановления общепринятого уровня жизни населения.
Источники:
1. Абрамчик Л.Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля //Финансовое право. -2005. - №6. - С.28-30
2. Алиев Б.Х. О налоговом регулировании доходов субъектов Федерации //Финансы. - 2010. - №11. - С.32-
38
3. Баатар С. Основные налоговые теории и их современные интерпретации //Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2003. - №1. - С. 14-19
4. Викторова Н.Г. Инструментарий налогового менеджмента //Налоги и финансовое право. - 2012. - №7. -С.190-194
5. Джусоева Л.Х. Теоретические и практические аспекты использования налогового потенциала региона в планировании налоговых поступлений //Вестник Финансовой академии. - 2004. - №1. - С.56-65
6. Зеленская С.Г. Налоговое регулирование экономики региона: методы увеличения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц //Среднерусский вестник общественных наук. - 2008. - №4. - С.108-114
7. Караваева И.В.Теория социально-ориентированного налогообложения: генезис, пути развития, особенности применения //Вестник Международного института менеджмента ЛИНК. - 2012. - №28. - С.189-211
8. Лапин В.Н. Роль налоговой системы в социально-экономическом развитии общества //Поволжский торгово-экономический журнал. - 2014. - №2. - С.53-63
9. Мисаков В.С. Развитие финансового анализа на стадии инвестирования //Вопросы статистики. - 2002. - №
2. - С. 47.
10. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16
11. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 6 (83). - С. 200-203.
12. Мисаков В.С., Гертер И.К. Критерии и показатели устойчивого развития территорий //В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов, 2011. - С. 190-193.
13. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - №5(55). -С.115-120
14. Мисаков В.С., Хапаева Ж.Б. Анализ качества и объема аудиторской выборки //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. -2013. - № 5 (55). - С. 121-127.
15. Пинская М.Р. Сочетание налоговых интересов всех уровней власти //Финансы. - 2010. - №6. - С.34-38
16. Тюрина Ю.Г. Методологические и практические проблемы оценки налогового потенциала региона //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2013. - №6(44). - С.167-170
17. Угурчиев О.Б, Бероева З.М. Теория менеджмента. - М., 2016.
18. Угурчиев О.Б, Гатагажев Б.М. Состояние и тенденции развития регионального продовольственного рынка //Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - №6.- С.21-24.
19. Угурчиев О.Б, Угурчиев Д.О. Методические аспекты региональной инвестиционной политики //Экономические науки. - 2011. - №85. - С.241-286.
20. Угурчиев О.Б, Угурчиев Д.О. Практика управления инвестициями в регионе и предложения по их совершенствованию (на примере Республики Ингушетия //В сборнике «Вузовское образование и наука»: Материалы региональной научно- практической конференции, 2009. - С.199-202.
21. Угурчиев О.Б, Угурчиева Р.О. Основные подходы к формированию критериев эффективности управления //В сборнике «Вузовское образование и наука»: Материалы региональной научно- практической конференции, 2007. -С.193-196
22. Угурчиев О.Б, Угурчиева Р.О. Основы государственного и муниципального управления. - М., 2016.
23. Угурчиев О.Б, Угурчиева Р.О. Некоторые подходы к анализу факторов реструктуризации управления хозяйствующими субъектами АПК //Экономика и предпринимательство. - 2016. - №7(72). - С.700-703.
24. Ермоленко В.В., Ланская Д.В. Специальный региональный налоговый режим для хозяйствующих субъектов // Вестник академии знаний. - 2019. - № 34 (5). - С. 69-79.
25. Мусаева Б.М., Битоков Х.А. Мобилизация экономико-ресурсного потенциала депрессивных территорий // Вестник академии знаний. - 2018. - № 24 (1). - С. 158-164.
Sources:
1. Abramchik L. Ya. Tax administration in the system of financial control / / Financial law. - 2005. - No. 6. - P. 2830
2. Aliev B. H. On tax regulation of the income of subjects of the Russian Federation //F inances. - 2010. - No. 11. -
P. 32-38
3. Baatar S. Main tax theories and their modern interpretation //Proceedings of Irkutsk state economic Academy. -2003. - No. 1. - P. 14-19
4. Dzhusoeva L. H. Theoretical and practical aspects of using the tax potential of the region in planning tax revenues / / Bulletin of the Financial Academy. - 2004. - No. 1. - P. 56-65
5. Karavaeva I. V. Theory of socially-oriented taxation: Genesis, ways of development, features of application / / Bulletin of the international Institute of management LINK. - 2012. - No. 28. - Pp. 189-211
6. Lapin V. N. The role of the tax system in the socio-economic development of society / / Volga trade and economic journal. - 2014. - No. 2. - P. 53-63
7. Misakov V. S. Comparison as a General scientific method of cognition. //Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - P. 16
8. Misakov V. S. Development of financial analysis at the investment stage / / Questions of statistics. - 2002. - No.
2. - P. 47.
9. Misakov V. S., But V. V., Adzhieva A. Yu. Innovative infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region / / Economy and entrepreneurship. - 2017. - No. 6 (83). - Pp. 200-203.
10. Misakov V. S., Gerter I. K. Criteria and indicators of sustainable development of territories / / In the collection: the Systemic crisis in the North Caucasus and the state strategy for the development of the macroregion. Materials of the all-Russian scientific conference. Executive editor G. G. Matishov, 2011. - Pp. 190-193.
11. Misakov V. S., Khapaeva Zh. B. Analysis of the quality and volume of the audit sample / / Izvestiya Kabardino-Balkar scientific center of the Russian Academy of Sciences. -2013. - No. 5 (55). - Pp. 121-127.
12. Misakov V. S., Ozrokov A. O. Methodological recommendations for the development of information technologies in regional production complexes. //Izvestiya Kabardino-Balkar scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. -No. 5 (55). - Pp. 115-120
13. Pinskaya M. R. Combination of tax interests at all levels of government / / Finance. - 2010. - No. 6. - P. 34-38
14. Tyurina Yu. G. Methodological and practical problems of assessment of tax potential of region //Proceedings of the Orenburg state agrarian University. - 2013. - No. 6 (44). - Pp. 167-170
15. Ugurchiev O. B, Beroeva Z. M. Management Theory. - Moscow, 2016.
16. Ugurchiev O. B, Gatagazhev B. M. State and trends of development of the regional food market / / Regional economy: theory and practice. - 2010. - No. 6.- P. 21-24.
17. Ugurchiev O. B, Ugurchiev D. O. Investment management Practice in the region and suggestions for their improvement (on the example of the Republic of Ingushetia //in the collection "Higher education and science": Materials of the regional scientific and practical conference, 2009. - Pp. 199-202.
18. Ugurchiev O. B, Ugurchiev D. O. Methodological aspects of regional investment policy / / Economic Sciences. -2011. - No. 85. - Pp. 241-286.
19. Ugurchiev O. B, Ugurchieva R. O. Basic approaches to the formation of management efficiency criteria //in the collection "Higher education and science": Materials of the regional scientific and practical conference, 2007. - Pp. 193-196
20. Ugurchiev O. B, Ugurchieva R. O. Fundamentals of state and municipal management. - Moscow, 2016.
21. Ugurchiev O. B, Ugurchieva R. O. Some approaches to the analysis of factors of management restructuring by economic entities of the agro-industrial complex / / Economy and entrepreneurship. - 2016. - No. 7 (72). - Pp. 700-703
22. Viktorova N. G. Tools of tax management / / Taxes and financial law. - 2012. - No. 7. - Pp. 190-194
23. Zelenskaya S. G. Tax regulation of the region's economy: methods for increasing the tax base on personal income tax / / Central Russian journal of social Sciences. - 2008. - No. 4. - Pp. 108-114
24. Ermolenko V.V., Lanskaya D.V. Special regional tax regime for business entities // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 34 (5). - S. 69-79.
25. Musaeva B.M., Bitokov H.A. Mobilization of the economic and resource potential of depressed territories // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018 .- No. 24 (1). - S. 158-164