УДК 338:61
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
© Олег Викторович ГОЛОСОВ
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, главный ученый секретарь, e-mail: [email protected]
Рассмотрена концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, выделены наиболее острые проблемы в области управления здравоохранением. Автором дана оценка разработанному проекту, учитывающему специфику работы медицинских организаций, и отвечающему их ключевым потребностям в области управления финансами.
Ключевые слова: здравоохранение; рынок медицинских услуг; финансы.
Особенности конкурентной среды на рынке медицинских услуг связаны со следующими характеристиками и обусловленными ими несовершенствами данного рынка:
- информационная асимметричность: квалификация пациента недостаточна для обоснованного выбора медицинской организации, врача / метода лечения, при этом затраты на сбор и анализ релевантной информации несоразмерно высоки, что позволяет классифицировать рынок медицинских услуг как рынок «с нарушенным суверенитетом покупателя»;
- гетерогенность потребителей медицинских услуг в плане состояния их здоровья;
- случайный характер спроса на медицинские услуги в комбинации с ярко выраженной сезонностью: эти особенности требуют поддерживать избыточные мощности, при этом медицинские организации не могут
минимизировать свои затраты, но в то же время наличие избыточных мощностей создает барьеры на вход в отрасль;
- малая предсказуемость всего объема услуг, необходимых для первоначального обследования и лечения, что может в значительной степени повлиять на стоимость предоставляемых услуг;
- проблемы неблагоприятного отбора (adverse selection): повышенный спрос на услуги добровольного медицинского страхования (ДМС) со стороны индивидов со слабым здоровьем обусловливает неблагоприятный отбор рисков (данная проблема затрагивает рынок как медицинских услуг, так и медицинского страхования);
- дифференциация продукта по причине разнородности предпочтений индивидов, связанная как с уникальностью собственно медицинской услуги для каждого пациента,
так и с различиями в обслуживании, что особенно характерно для платной медицины;
- агентская проблема: врачи выступают одновременно в роли диагностов-кон-сультантов и поставщиков медицинских услуг; ориентированные на увеличение объема лечения, могут этим снижать качество услуг, ненаблюдаемое клиентом (выбор курса лечения), ниже эффективного уровня и в то же время производить в избыточном объеме услуги, связанные с удобством клиентов;
- индуцированный спрос (induced demand), выражающийся в материальной заинтересованности врача в объемах прописываемого им лечения и навязывании потребителям избыточных манипуляций, что позволяет медицинским организациям получить дополнительную прибыль без изменения стоимости услуг;
- неценовой характер конкуренции: потребители склонны ориентироваться на уровень сервиса, а не на медицинскую составляющую услуги при выборе частной клиники;
- низкая эластичность спроса на медицинские услуги, во многом обусловленная невозможностью их замены и устойчивым спросом на услуги;
- проблема морального риска (moral hazard): в тех случаях, когда затраты на медицинские услуги покрываются за счет страховки, потребители не сопоставляют прирост выгоды от их потребления с увеличением собственных расходов, что может привести к потреблению медицинских услуг сверх эффективного объема [1, 2].
Другой формой выражения проблемы морального риска на рынке медицинских услуг (при этом свойственной также и рынку медицинского страхования) является то, что у индивидов отсутствует мотивация к поиску поставщиков услуг, предлагающих наименьшую цену при сопоставимом уровне качества.
Проблема информационной асимметричности характерна и для смежного рынка -рынка услуг медицинского страхования. Гетерогенность индивидов в плане рисков здоровья затрудняет для страховых медицинских организаций возможности для ценовой дифференциации. Если представляется невозможным или неоправданно дорогостоящим выделить группы лиц по состоянию
здоровья и рискам, страховая организация вынуждена устанавливать единую цену страхового полиса. В ДМС информационная асимметричность представляет собой одну из главных проблем при оценке уровня страховых выплат и частоты обращения за медицинской помощью в будущем периоде [3, 4].
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», предусматривая введение федеральных стандартов на рынке медицинских услуг, несколько смягчает проблему информационной асимметричности. Ст. 37 (п. 1) законодательно закрепляет, что порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи являются обязательными для исполнения всеми медицинскими организациями, в т. ч. частными.
Однако вышеуказанный закон не устраняет проблему асимметрии информации полностью (что и невозможно в принципе). Более того, медицинским организациям предоставляется определенная гибкость: согласно положениям этого закона платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в т. ч. в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи [5, ч. 4, ст. 84].
Паллиативному решению проблемы информационной асимметричности способствуют и положения федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устанавливающие требования по экспертизе качества медицинской помощи, проводимой на основе критериев, которые формируются на основе стандартов медицинской помощи [5, ст. 64, п. 2]. Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании [5, ст. 64, п. 3].
Вышеуказанные законодательные положения имплицитно формируют условия для сравнительной конкуренции по показателям качества (yardstick competition), предполагающей сопоставление показателей деятельности медицинских организаций, даже если они непосредственно не конкурируют между
собой [2]. Правда, в данном контексте представляется необходимым отметить, что по причине технологической разнородности медицинских организаций расчеты сопоставимых показателей могут быть существенно усложнены.
Перечисленные выше факторы искажают конкурентную среду и в существенной степени ограничивают возможности для ценовой конкуренции на рынке медицинских услуг. По мнению ряда исследователей, в настоящее время конкуренция на российском рынке имеет свойства, характерные для естественной монополии [1, 3], по причине специфики спроса на медицинские услуги. Согласно результатам последних исследований, в каждом крупном городе сформировался некоторый перечень медицинских организаций, куда предпочитают обращаться как индивидуальные, так и корпоративные потребители (такие лечебно-профилактические учреждения имеют значительный опыт работы и высокую репутацию) [6].
И хотя между этими медицинскими организациями существуют определенные конкурентные отношения, но по причине растущего спроса на платные услуги (за последние два десятилетия расходы населения на эти цели выросли в 10 раз в реальном выражении) и довольно высоких барьеров доступа на рынок они приобретают свойства естественной монополии. Ситуацию в сегменте услуг стационаров представляется возможным классифицировать как олигополию с дифференцированным продуктом. Результатом такой структуры рынка стало то, что рост цен на платные медицинские услуги значительно опережает инфляцию в иных отраслях.
В 2010 г. динамика роста стоимостного объема рынка медицинских услуг в 2 раза опережала число оказанных услуг, рост выручки был обеспечен в основном ростом цен на медицинские услуги. С 2006 по 2010 г. средняя цена медицинских услуг выросла в 1,4 раза и достигла 744 руб. за услугу. Вместе с тем по итогам сопоставления результатов 2011 г. с результатами пятилетней давности удалось выявить прямую корреляционную зависимость между ценой медицинских услуг и их качеством, чего не было ранее. В 2006 г. цены на медицинские услуги могли быть высокими, при этом их качество могло оставаться низким. За пятилетний период
конкуренция между медицинскими организациями выросла, в результате заметно повысились оценки качества и цены медицинских услуг. В данном контексте интересно отметить, что в целом оценки ведомственных лечебно-профилактических учреждений по всем параметрам оказались выше, чем частных.
Представляется, что в обозримой перспективе конкуренция на рынке медицинских услуг будет только усиливаться, в т. ч. благодаря широкомасштабной модернизации государственных и муниципальных медицинских организаций: за последние 8 лет их финансирование увеличилось более чем в 10 раз, в т. ч. по линии национальной программы «Здоровье». Также крупнейшие страховщики активизировали инвестиции в создание собственных сетей многопрофильных медицинских центров.
Однако наиболее существенное изменение конкурентной среды и, соответственно, рыночного ландшафта ожидается в связи с недавними изменениями в нормативной правовой базе, регламентирующей предоставление медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС).
В целях обеспечения доступности и качества медицинской помощи федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предоставляет возможность выбора медицинской организации и врача [5, ст. 10, п. 3]. Эти положения нашли дальнейшую конкретизацию в федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № З26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В частности, застрахованным лицам предоставлено право выбора медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования [7, ч. 1, ст. 16, п. 4].
Помимо этого, в соответствии с положениями ст. 78 [7] федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации вправе участвовать в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.
Вышеуказанный закон также наделяет медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, правом оказывать пациентам платные медицинские услуги [5, ч. 5, ст. 84].
При этом такие платные услуги могут оказываться на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами. Однако, как отмечалось выше, при оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи [5, ч. 3, ст. 84].
Вступление в силу вышеуказанных федеральных законов и совершенствование тарификации в сегменте ОМС, по сути, создает возможности для реальной конкуренции между частными и государственными / муниципальными медицинскими организациями на огромном по своим масштабам (5 % ВВП) рынке ОМС.
На основании анализа особенностей конкурентной среды на рынке медицинских услуг, развития нормативной правовой базы и тенденций на рынке ДМС представляется возможным заключить, что в ближайшей перспективе реальным конкурентным преимуществом смогут обладать именно те медицинские организации, которым удастся эффективно комбинировать в своей продуктовой линейке услуги ОМС и ДМС. Представляется, что ДМС должно не заменять, а дополнять программу ОМС, тем самым исключая дублирование платежей, а значит, способствуя снижению стоимости полиса ДМС.
Как подчеркивается в Концепции развития здравоохранения до 2020 г., конкретизация государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, вступление в силу стандартов и порядков оказания медицинской помощи будет являться стимулом для развития добровольного медицинского страхования, как расширяющего виды и условия оказания медицинской помощи, так и обеспе-
чивающего ускоренный доступ к лечению и предоставление дополнительных услуг, а также выбор дополнительных учреждений [8].
Однако при этом жестко оговаривается, что развитие добровольного медицинского страхования должно быть неразрывно связано с разграничением платных и бесплатных медицинских услуг в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, с целью недопущения ограничения доступности бесплатной медицинской помощи.
В свою очередь, федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» обязывает страховые медицинские организации вести раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования и средствами добровольного медицинского страхования [7, ч. 4, ст. 14].
Аналогичные требования по ведению раздельного учета по операциям со средствами обязательного медицинского страхования вышеуказанный закон устанавливает и в отношении медицинских организаций [7,
ч. 6, ст. 15].
Требования к государственным и муниципальным медицинским учреждениям, предоставляющим платные медицинские услуги, по раздельному ведению статистического и бухгалтерского учета по основной деятельности и платным медицинским услугам конкретизируются в соответствующих действующих подзаконных актах [9, п. 7].
Такие требования установлены и в проекте постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам».
В данном контексте необходимо подчеркнуть, что одна из главных трудностей в предоставлении комбинированного пакета услуг ОМС / ДМС связана с тем, что эти услуги подпадают под разные регулятивные режимы, в частности, в плане обязательной отчетности.
Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» требует от медицинских организаций предоставлять страховым медицинским организациям и территориальному фонду ОМС сведения о застрахованном лице и об
оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи [7, ч. 2, ст. 20, п. 3].
Что касается проблемы информационной асимметричности в сегменте ДМС, то очевидными конкурентными преимуществами в глазах страховщиков будут обладать те медицинские организации, которые способны доказать, что предлагают оптимальное соотношение «цена - качество» и не злоупотребляют «индуцированным спросом» (induced demand). Страховщики ДМС, анализируя статистику выплат и с помощью медицинской экспертизы, имеют возможность определить качество медицинских услуг и величину такого спроса и, соответственно, выявить лечебно-профилактические учреждения, с которыми невыгодно продолжать сотрудничество.
В развитых странах страховщикам ДМС удается смягчить и проблему неблагоприятного отбора (adverse selection) за счет медицинского андеррайтинга, в индивидуальном порядке ограничивая размер страхового покрытия с учетом медицинской истории и вводя временные ограничения на начало действия страхового полиса [4].
В данном контексте представляется, что и в России страховщики будут отдавать предпочтение тем медицинским организациям, которые окажутся способны обеспечить технические возможности для отслеживания индивидуального объема страхового покрытия для каждого застрахованного. Пока же на данном этапе развития отечественного рынка ДМС, как правило, действуют общие программы со стандартным объемом покрытия для всех застрахованных в рамках страхового договора. Но в этом заключается одна из причин главной проблемы российского рынка ДМС - исключительно высокой комбинированной убыточности: у подавляющего
большинства страховщиков она значительно превышает 100 %.
Пакетный формат предложения услуг ОМС / ДМС со стороны медицинской организации даст возможность страховщикам переложить значительную часть финансирования медицинских услуг на систему ОМС, при этом компенсируя за счет добровольного медицинского страхования недостаточность
тарифа ОМС, неадекватный уровень сервиса и т. д.
В условиях неизбежного (как было показано выше) ужесточения конкуренции, представляется возможным заключить, что наилучшим образом на рынке будут позиционированы те поставщики медицинских услуг, которые смогут конкурировать по цене, при этом эффективно справляясь с негативными, специфическими для данного сектора, факторами (гетерогенность, дифференциация продукта, моральный риск, неблагоприятный отбор и т. д.). Необходимость оптимизации своей политики ценообразования в условиях комбинированного предоставления услуг ОМС / ДМС, имеющих разный регулятивный режим, требует от медицинских организаций принципиально иного уровня эффективности информационно-аналитической и управленческой деятельности. И это может быть достигнуто благодаря применению информационных систем, позволяющих осуществлять стратегическое и текущее финансовое планирование, обеспечивать оперативный контроль за расходованием денежных средств в виде аналитических отчетов в разрезах бюджетных статей, центров финансовой ответственности и других аналитических срезов.
Вместе с тем, согласно результатам исследования, проведенного по заданию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, прикладные системы, применяемые для поддержки административно-хозяйственной деятельности медицинских организаций, как правило, не только не обеспечивают эффективного менеджмента на микроэкономическом уровне, но и не дают возможность принимать обоснованные решения на уровне отрасли [10].
Согласно Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в области управления здравоохранением наиболее острыми являются следующие проблемы:
- оперативного получения достоверных первичных данных об объемах и качестве медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями;
- планирования обоснованных затрат на оказание гарантированных объемов медицинской помощи в соответствии со стандартами качества;
- контроля за расходованием бюджетных средств на медицинское и лекарственное обслуживание населения;
- оптимизации распределения и загрузки людских и материальных ресурсов в здравоохранении [10, п. 2].
Помимо этого, согласно результатам исследования, существующие прикладные решения для медицинских организаций преимущественно ориентированы на работу со слабо структурированными данными. В подавляющем большинстве медицинских информационных систем не обеспечивается либо слабо развита поддержка сквозных процессов даже на уровне одной медицинской организации, не осуществляется ведение персонифицированного учета оказанных медицинских услуг пациенту.
Соответственно, вышеуказанная Концепция подчеркивает значимость автоматизации на микроэкономическом уровне процессов, связанных с формированием первичной медицинской документации в электронном виде с возможностью учета фактов оказания медицинской помощи и осуществления финансово-экономического планирования
оказания медицинской помощи, включая формирование и передачу данных о затратах за оказанную медицинскую помощь и лекарственное обеспечение.
Согласно вышеуказанной Концепции в приоритетном порядке требуется разработка и внедрение, в т. ч.:
- систем, обеспечивающих управленческий учет финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций, в т. ч. автоматизирующих функции взаимодействия со страховыми медицинскими организациями в части формирования и оплаты счетов за оказанную медицинскую помощь;
- аналитических систем, а также систем автоматизированного контроля и поддержки принятия управленческих решений на основе анализа первичных данных.
Для реализации этих задач ООО «ФОРС-Центр разработки» создал комплексное специализированное решение, учитывающее специфику работы медицинских организаций и отвечающее их ключевым потребностям в области управления финансами.
Авторами проекта являются Е.В. Кури-лович и Т.Н. Лякишева.
Интегрированное решение позволяет решать основные задачи финансового управления:
- формирование годового / квартального бюджета медицинской организации, получение оперативной, достоверной консолидированной и детальной отчетности о фактическом исполнении бюджета, выполнение текущих корректировок, составление прогнозов исполнения;
- оперативное управление движением денежных средств, контроль расходов,
- формирование управленческой отчетности по финансово-хозяйственной деятельности организации.
Соответственно, информационная система включает в свой состав следующие функциональные компоненты:
- подсистему бюджетирования и финансового планирования;
- подсистему контроля платежей;
- подсистему управленческой отчетности.
Подсистема бюджетирования и финансового планирования предназначена для автоматизации регламента формирования годового / квартального бюджета медицинской организации, анализа и прогнозирования его исполнения. Функциональность данной подсистемы позволяет решать следующие основные задачи:
- ведение финансовой структуры медицинской организации;
- разделение доступа к бюджетам, правилам расчета (ОМС, ДМС), распределение сумм в соответствии с базами распределения, нормативами, фактическими данными;
- сбор и согласование проектов бюджетов в соответствии с регламентами предоставления информации и утверждения бюджетов центров финансовой ответственности, автоматическая маршрутизация процесса утверждения планов и бюджетов, реализация моделей планирования в соответствии с методикой сверху вниз и снизу вверх;
- консолидация бюджетов в соответствии с финансовой структурой медицинской организации;
- вариантное годовое и текущее планирование в соответствии с разработанными сценариями и заданными макроэкономическими показателями;
- сбор сведений о фактическом исполнении бюджетов из автоматизированных и
неавтоматизированных источников информации, анализ бюджетов, в т. ч. анализ отклонений фактических показателей от плановых;
- прогнозирование исполнения бюджета на базе исторических данных, текущих сведений об исполнении бюджета;
- расчет плановых и анализ фактических показателей эффективности хозяйственной деятельности, в т. ч. рентабельности;
- централизованное хранение вариантов бюджетов, прогнозов и фактических данных об исполнении в единой базе данных;
- учет выручки и затрат по направлениям деятельности (в т. ч. ОМС / ДМС).
Внедрение вышеуказанной подсистемы позволило повысить управляемость и прозрачность бюджетного процесса, эффективность формирования финансовых бюджетов на базе утвержденных операционных бюджетов, нормативов, исторических плановых и фактических данных, а также уменьшить сроки подготовки бюджетов, их корректировки и согласования.
Подсистема контроля платежей предназначена для автоматизации процессов оперативного управления исходящими платежами медицинской организации. Функциональность данной подсистемы позволяет решать следующие основные задачи:
- регистрация договоров с поставщиками и подрядчиками, определение графиков платежей, регистрация статей и центров финансовой ответственности для контроля лимитов при формировании заявки на платеж на основании договора, составление графиков для прогнозирования движения денежных средств;
- регистрация заявок на платеж с необходимой для управленческой отчетности детализацией; указание ссылки на статью бюджета или выполнение в случае необходимости, распределение суммы заявки по бюджетным статьям и центрам финансовой ответственности, акцептование заявок, уведомление исполнителей об утверждении или отклонении заявки;
- оперативный контроль лимитов по бюджетным статьям утвержденного бюджета;
- резервирование средств на бюджетных статьях в соответствии с утвержденными документами;
- формирование платежного календаря (реестра платежей) на ежедневной основе в
соответствии с приоритетностью, установленной в процессе согласования заявок, прогнозами поступлений, утверждение реестра платежей для исполнения;
- настройка параметров интеграции с подсистемой финансового планирования: виды, версии и сценарии бюджетов, аналитические срезы, имеющиеся в указанной подсистеме, по которым выполняется контроль заявок на платеж;
- передача информации о состоянии лимитов, резервов и фактическом расходе в подсистему финансового планирования; передача информации в бухгалтерскую систему;
- контроль кассового исполнения заявок на оплату путем фактического подтверждения расхода по банковским выпискам из бухгалтерской системы.
Внедрение данной подсистемы позволяет повысить эффективность контроля расходования денежных средств медицинской организации, в т. ч. осуществлять предупредительный контроль доступных сумм до утверждения заявки на платеж, обеспечить ведение единого регистра управления жизненным циклом договоров, предотвращать кассовые разрывы.
Подсистема управленческой отчетности призвана обеспечить оптимизацию технологии принятия тактических и стратегических управленческих решений на основе информации о финансово-хозяйственной деятельности компании и формирование единого информационного ресурса для построения регламентной и аналитической отчетности. Функциональность данной подсистемы позволяет решать следующие основные задачи:
- создание центра управления информационными потоками, обеспечивающего диспетчеризацию обмена информацией, прозрачность и настройку процессов;
- возможность формирования аналитики по блокам: выручка производственная, выручка по бухгалтерии, медицинские услуги (разграничение по ОМС / ДМС и т. д.), пациенты (в т. ч. ведение персонифицированного учета медицинских услуг), приемы, договоры, заработная плата и т. д.
- контролирование качества, формализация данных из разнородных источников; интеграция таких источников, согласование нормативно-справочной информации.
Подсистема дает возможность сформировать единый источник согласованной, актуальной, достоверной, консолидированной и детальной унифицированной информации о финансово-хозяйственной деятельности компании, а также обогатить эту информацию за счет формирования недостающих аналитических срезов. Разработана информационная модель для динамического формирования отчетов конечными пользователями.
Одним из отличий данного прикладного решения является его технологический состав: оно основано на промышленных программных инструментах от ведущего мирового вендора - корпорации Oracle.
Подсистема финансового планирования строится на базе Oracle Hyperion Planning, EPM, позволяющего создавать модели по структуре центров финансовой ответственности, горизонтам планирования; финансовым, операционным и инвестиционным бюджетам; аналитическим измерениям и классификаторам; устанавливать принципы консолидации бюджетов, алгоритмы вычислений статей бюджетов и показателей, системы распределения расходов.
Подсистема контроля платежей базируется на основе собственной разработки ООО «ФОРС-Центр разработки», являющегося типовым решением, подлежащим адаптации и настройке к требованиям конкретной медицинской организации.
Подсистема управленческой отчетности реализована на основе классического подхода к внедрению хранилищ данных с использованием инструментария Oracle Business Intelligence. При разработке вышеуказанной подсистемы были проанализированы все источники данных медицинской организации, спроектированы структуры хранилища и семантическая модель Oracle BI.
В качестве СУБД используется Oracle Database server 11g Enterprise Edition (с дополнительной опцией поддержки работы с большими объемами данных Partitioning Option). В качестве инструмента проектирования и разработки процессов загрузки хранилища данных использовался Oracle Data Integrator Enterprise Edition, а в качестве средства аналитической отчетности - Oracle Business Intelligence Suite Enterprise Edition Plus. Разработка корпоративного хранилища данных промышленного уровня с использо-
ванием специальных инструментов ETL (Extract - Transform - Load) позволило обеспечить единые стандарты разработки, декларативное задание логики загрузки и обработки данных, а также снизить затраты и риски при последующей поддержке и развитии хранилища данных.
Одна из особенностей прикладного решения заключается в том, что оно может внедряться в компаниях, где нет полномасштабной ERP-системы. В этом случае обеспечивается интеграция с существующими системами, и полностью решаются задачи бюджетного финансового управления, автоматизируются функции по контролю платежей.
Развивать систему предполагается по нескольким направлениям: построение аналитических витрин данных по основной деятельности, создание новых форм регламентной и аналитической отчетности по финансовой деятельности. Также предусматривается создать референсную модель данных, адаптированную к российским реалиям и специфике работы лечебно-профилактических учреждений, разработать информационные панели для высшего руководства медицинской организации и обеспечение соответствия системы международному стандарту Joint Commission International.
В целом комплексное прикладное решение, предусматривающее консолидацию данных бухгалтерской, медицинской и других информационных систем, дает возможность вывести систему финансового планирования и бюджетного управления на принципиально новый уровень, позволяя медицинской организации:
- контролировать движение денежных средств в разрезе центров финансовых затрат, анализировать распределение выручки по различным статьям бюджета (ОМС / ДМС);
- создавать аналитические отчеты в терминах предметной области; проводить многоаспектный анализ процессов бюджетного планирования, расчет рентабельности и прогнозирование;
- создать центр управления информационными потоками, обеспечивающий диспетчеризацию обмена информацией, прозрачность и настройку процессов.
Внедрение прикладной системы, помимо этого, даст возможность:
- сократить затраты, связанные с выполнением требований федеральных законов «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», иных нормативных правовых актов по представлению отчетности [5, ч. 1, п. 11; 5, ст. 79, п. 2; 7, ч. 2, ст. 20, п. 4; 9, п. 6];
- оптимизировать политику ценообразования, при этом соблюдая требования действующих нормативных правовых актов, регламентирующих установление цен на медицинские услуги [9, п. 9];
- повысить прозрачность деятельности, в т. ч. в плане реализации прав потребителей платных медицинских услуг на получение сведений о расчете стоимости оказанной услуги [9, п. 13], тем самым смягчая проблему информационной асимметричности.
При этом эффективная информационнотехнологическая поддержка процессов на микроэкономическом уровне (на уровне медицинской организации) будет содействовать и повышению эффективности управления отраслью в целом, т. к. позволит:
- проводить анализ реальной себестоимости медицинских услуг, осуществлять мониторинг ее отклонения от стоимости данных услуг, рассчитанной исходя из установленных тарифов ОМС;
- оценивать эффективность и качество работы медицинских организаций, в т. ч. на основе сравнительного анализа;
- проводить комплексный анализ влияния принимаемых управленческих решений на обеспеченность отрасли ресурсами, в т. ч. финансовыми, эффективность их использования, обеспечение гарантий предоставления медицинских услуг в необходимом объеме и в соответствии со стандартами качества;
- планировать расходы на оказание медицинской помощи требуемого объема и качества на основании дифференцированных тарифов, стандартов медицинской помощи,
исходя из сравнения расчетной потребности в финансовых средствах с реальными расходами предыдущих периодов;
- оценивать эффективность расходования финансовых средств и осуществлять контроль за оказанием медицинских услуг с учетом медицинских и медико-экономических стандартов.
1. Баранов И.Н. Конкуренция в сфере здравоохранения // Научные доклады ВШМ СПбГУ. 2010. № 1.
2. Shleifer A. A Theory of Yardstick Competition // Rand Journal of Economics. 1985. 16 (3). P. 19-27.
3. Рагозин А.В. Нестраховой характер добровольного медицинского страхования как главная причина его низкой рентабельности: кто виноват и что делать // Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. № 4.
4. Mossialos E. et al. Voluntary health insurance in the Europe Inion. World Health Organization. 2004.
5. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ.
6. Медицинские услуги: исследование потребителей Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. М., 2010.
7. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ.
8. Концепция развития здравоохранения до 2020 года. URL: http://www.zdravo2020.ru. Загл. с экрана.
9. Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 г. № 27.
10. Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.04.2011 г. № 364.
Поступила в редакцию 19.01.2012 г.
UDC 338:61
FEATURES OF INFORMATION SYSTEMS AND FINANCIAL AND ECONOMIC PLANNING OF HEALTH ORGANIZATION
Oleg Viktorovich GOLOSOV, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Chief Scientific Secretary, e-mail: [email protected]
In the article the concept of a unified state information system in healthcare, identified the most pressing problems in health management is considered. The author assesses the developed project, which takes into account the specifics of health care organizations, and responds to their needs in key areas of financial management.
Key words: health; market of medical services; finance.