Научная статья на тему 'Особенности построения информационной системы управления производственным предприятием'

Особенности построения информационной системы управления производственным предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
865
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INFORMATION SYSTEM / AUTOMATED MANAGEMENT / BUILDING ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамзатов Т. Г., Саидов М. -п А.

Проводится анализ основных проблем и особенностей, связанных с внедрением и эксплуатацией информационных систем управления на производственных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITIES OF THE BUILDING INFORMATION MANAGERIAL SYSTEM PRODUCTION ENTERPRISE

T Is Conducted analysis of the main problems and particularities, in accordance with introduction and usage information managerial system on production enterprise.

Текст научной работы на тему «Особенности построения информационной системы управления производственным предприятием»

Выводы:

1. Математические выражения для описания выработки подвижного состава основаны на представлении о непрерывном и монотонно изменяющемся транспортном процессе, который на самом деле дискретный. Не учитывается влияние технико-эксплуатационных показателей работы парка автомобилей на коэффициент его использования

2. В математических выражениях не учитывается изменение времени простоя транспортных средств под погрузкой и разгрузкой в зависимости от грузоподъемности и длины груженого пробега, кроме того используется коэффициент использования пробега, не имеющий закономерной связи с величиной транспортной продукции.

3. Для расчетов используются средние величины технико-эксплуатационных показателей, на основании которых невозможно получить четкое представление о работе транспортных средств и выявить причины расхождения плановых и фактических показателей.

4. Графики-функции, описывающие зависимости выработки транспортной продукции от изменения технико-эксплуатационных показателей (Т , ц£), традиционно считавшиеся линейными, представляют собой гиперболу, что ставит под сомнение соответствие ранее использовавшихся математических выражений реальным процессам, протекающим в АТП

Изложенные недостатки классических моделей описания функционирования АТП позволяют сделать вывод, что применяемые для описания работы и анализа перевозочной деятельности АТП, математические модели интегрального типа не могут дать достоверного результата. Поэтому необходимо разработать модель, которая бы соответствовала реальным условиям эксплуатации, а также современным представлениям о работе транспортных средств при доставке грузов на маршрутах.

Литература:

1. Панов С.А. Модели маршрутизации на автомобильном транспорте. - М.: Транспорт, 1974. - 152 с.

2. Стерлигова Е.А., Якимович К.П. Исследование себестоимости автомобильных перевозок методами математической статистики. -М.: Тр.Московского ин-та инж.ж.д.транспорта, 1972, вып.407., С.32-39

3. Николин В.И., Витивицкий Е.Е., Мочалин С.М. Грузовые автомобильные перевозки: Монография - Омск: Изд-во «Вариант-Си-бирь», 2004.

4. Ефремов А. В. Методы синтеза систем управления грузовыми автомобильными перевозками. - М.: МАДИ, 1982. - 92 с.

5. Постановление Минтруда РФ от 17.10.2000 N 76 Об утверждении межотраслевых норм времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы.

6. В. А. Колемаев Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Юнити-Дана, 2009.

7. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях: Учеб. для вузов / Под ред М.П. Улицкого - М.: Транспорт, 1994.

8. Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. З.И Аксеновой. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

9. Применение интегрального метода для детерминированного факторного анализа экономических показателей. Куцемако Н.Н., Пин-хасик Е.Э. - Тезисы докладов региональной научно-технической конференции «Применение математических средств и вычислительной техники к задачам автомобильного транспорта» - Волгоград, 1989. - С.23-25

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Гамзатов Т.Г., к.э.н., соискатель, Саидов М.-П.А., к.э.н., соискатель, Дагестанский государственный технический университет

Проводится анализ основных проблем и особенностей, связанных с внедрением и эксплуатацией информационных систем управления на производственных предприятиях.

Ключевые слова: информационная система, автоматизированное управление, строительное предприятие.

PARTICULARITIES OF THE BUILDING INFORMATION MANAGERIAL SYSTEM PRODUCTION ENTERPRISE

Gamzatov T., k.e.n., competitor, Saidov M.-P.A., k.e.n., competitor, Dagestanskiy state technical university

It Is Conducted analysis of the main problems and particularities, in accordance with introduction and usage information managerial system on production enterprise.

Keywords: information system, automated management, building enterprise.

Очевидно, что для успешного развития крупного производственного (строительного) предприятия нужна комплексная информационная система управления, объединяющая все аспекты менеджмента, а не одну бухгалтерию и управление документооборотом. И это не только технологические задачи, но и другие проблемы. Это, во-первых, проблемы постановки регулярного менеджмента и, во-вторых, — проблемы выбора и порядка внедрения информационной системы.

Сегодня существуют и используются три основных варианта решения проблемы внедрения информационных систем.

Первый путь связан с разработкой системы собственными силами. Этим путем идут многие организации. Очень часто для автоматизации расчетов применяются процедуры, написанные средствами офисных программ (характерный пример - макросы для Excel). Однако при усложнении бизнеса, такие средства перестают удовлетворять, поскольку не предполагают управление данными, имеющими сложную структуру. Создание же полноценной системы управления требует не только расхода больших средств, но и време-

ни. Необходимо еще централизованное грамотное стратегическое управление разработкой и внедрением информационной системы. Это по силам только крупным строительным организациям. Развивающимся же предприятиям своими силами разработать систему, которая могла бы продолжительное время удовлетворять потребности менеджмента практически сложно. К тому же она требует приема на работу высококвалифицированных системщиков и программистов.

Второй путь - приобретение универсальной системы или пакета прикладных программ при наличии на предприятии вычислительной техники локальной вычислительной сети. Выбор систем такого рода ограничивается, в основном, бухгалтерскими программами. Причина этого заключается в том, что бухгалтерский учет имеет строгую и консервативную методологию, которую легко перенести на информационные технологии. Несмотря на частые изменения законодательства, форм отчетных документов, принципы и структура данных остаются практически неизменными. Производственная же и коммерческая деятельность отличается большим

разнообразием на различных строительных предприятиях. При этом сильно варьирует сама логика работы, причем это бывает связано не только с разными отраслями или родами деятельности. Бизнес, как и всякое творчество, отражает индивидуальность мастера (исполнителя, игрока), условий и путей развития. Поэтому, универсальных пакетов, позволяющих автоматизировать коммерческую деятельность, а не только решать задачи бухгалтерии, немного и все они, как правило, не обладают широкими функциональными возможностями. Как и бухгалтерские программы, они требуют настройки и адаптации к конкретным условиям предприятия и внешней среды. Большая их часть «выросла» из бухгалтерских программ и является их развитием. Однако приобретение универсальной системы обычно оправдано, т.к. позволяет относительно небольшими средствами решить многие проблемы, связанные с информационным обслуживанием бизнеса.

Третий путь заключается в делегировании функций и полномочий по внедрению информационных технологий внешним организациям (аутсорсинг). Этот подход хотя и является более прогрессивным, но пока редко применяется в российских условиях. При правильном выборе фирмы-исполнителя достигаются следующие ощутимые преимущества этого подхода:

-экономия средств за счет применения решений, ядро которых прошло успешную апробацию в других фирмах. Цена таких систем ниже, чем у систем, разрабатываемых «с нуля»; -профессионализм исполнения;

- высокий уровень сервисной поддержки;

-возможность развития системы в соответствии с усложнением бизнеса.

Однако такой подход также имеет и следующие потенциальные недостатки:

-потеря возможности развития системы;

-опасность потери информации из-за незнания внутренней структуры данных;

-зависимость сопровождения от благополучия фирмы-исполнителя.

Вопрос о том, следует ли идти по пути разработки информационной системы собственными силами, непростой и он связан не только с возможностями выделения для этого необходимых средств. Поэтому, решение применить покупную систему — проявление высокого уровня зрелости организации. Это можно расценить как проявление цивилизованного разделения труда.

Профессионально сделанный продукт, предназначенный для продажи, имеет одно важное качество, которое отличает его от текущей версии программы, разрабатываемой внутри коллектива-пользователя. Это - функциональная работоспособность. Что-то может не устраивать, но то, что в нем заложено и гарантировано разработчиком - работает.

Если же система разрабатывается своими программистами, возникает соблазн перестройки системы на ходу, не разобравшись в глубинных причинах возникшей потребности. Конечно, при наличии высокопрофессиональной группы программистов внутри фирмы и при хорошо организованной постановке задач, принципиально возможно разрешить проблему разделения ответственности заказчика и исполнителя. Эта проблема, как и многие другие, возникающие при управлении информационными системами, связана с менеджментом, а не с технологией.

Привлечение сторонней организации для внедрения информационной системы дает определенные удобства. Одно из них заключается в необходимости сформулировать бизнес - правила, без которых невозможно заключить договор. В некоторых случаях, фирма, проводящая установку системы, предполагает, что требования должны уже быть сформулированы. Существуют поставщики, предлагающие комплексное решение. Они либо проводят реорганизацию бизнес - процессов самостоятельно, либо привлекают третью организацию, которая выступает в качестве консультанта или постановщика задачи. Стоит отметить, что самостоятельное решение задачи аппаратного обеспечения информационной системы тоже часто приводит к неприятностям, связанным с функционированием системы. Многих проблем можно избежать, заказывая систему у поставщика, работающего по принципу «все из одних рук».

Допустим, руководитель осознал, что для внедрения информационной системы необходимо приобретение программного обеспечения. В этом случае возникает вопрос - какую же программу выбрать? По каким критериям?

Рассмотрим возможности существующих на рынке программ с точки зрения удовлетворения ими потребностей различных клиентов. При этом система должна обладать следующими свойствами:

Сохранение инвестиций. Внедрение и эксплуатация системы всегда предусматривает расходы, выходящие за рамки стоимости «коробки» и договора. Это, во-первых, средства, необходимые на адаптацию системы в соответствии с изменяющимися условиями бизнеса. Во-вторых, это расходы, связанные с развитием новых технологий, которые могут возникать, например, в процессе интеграции системы с новыми программными продуктами и. т.д. При этом можно говорить о возможности сохранения инвестиций в связи с внедрением информационной системы, если эти расходы будут минимальными. На это, прежде всего, влияет, во-первых, выбор системы управления базами данных. Здесь речь идет не только о технических аспектах. Необходимо учитывать позиции разработчика на рынке, его техническую политику в отношении инноваций. Имеет значение и стоимость самой базы данных.

Второй аспект определяется технической реализацией в разработке преимуществ, предоставляемых системой управления базами данных: объектно-ориентированный подход, модульная структура и т.д.

Надежность, которая определяется:

- во-первых, гарантированной сохранностью и доступностью данных при любых технических неполадках;

- во-вторых, обеспечением эффективной защиты данных от несанкционированного доступа.

Возможность дальнейшего совершенствования и увеличение функциональных возможностей - масштабируемость, расширяемость, модульность.

Уровень автоматизации различных видов деятельности -полнота автоматизации всех видов деятельности, а не только бухгалтерии.

Простата и интуитивность интерфейса - возможность пользователя разобраться в интерфейсе без описания.

Возможности интеграции с электронным документооборотом - реализация функции документооборота в системе или возможность интеграции с внешней системой документооборота

Способность адаптироваться к бизнесу клиента - степень согласования свойств системы с нуждами клиента при завершении расчетов с поставщиком.

Доступность по цене.

Следует заметить, что ряд программ, предлагаемых на рынке, имеет свою специфику. Особенностью комплекса программ, разработанных, например, фирмой Монолит- Инфо является возможность мульти валютного учета, многоязычность и ориентация на международные стандарты учета (GAAP и др.), что определяет ее популярность среди совместных и иностранных предприятий. Заметно выделяется среди прочих предложений система «Локк-Оф-фис» тем, что позволяет обеспечивать работу удаленных филиалов. Однако данный продукт реализован на базе системы управления базами данных Raima Data Manager, не являющейся реляционной, не поддерживающей распределение данных и тиражирование транзакций. Эти недостатки базы данных Raima не позволяют реализовать на ее основе надежную систему управления динамично развивающимся средним или крупным строительным предприятиям. Однако для предприятий, не предусматривающих значительного роста и усложнения бизнеса, она представляет определенный интерес.

Большое распространение в России получили сегодня программы фирмы 1С, поэтому они заслуживают отдельного обсуждения. Эти программы сочетают в себе доступную цену и неплохие функциональные возможности. Внедрение программ этого семейства начинается, как правило, с программы «1С: Бухгалтерия». Для автоматизации склада, торговли существуют соответствующие дополнения программы. Однако они не являются готовыми продуктами, которые могли бы успешно работать без настройки, которую весьма нелегко выполнить собственными силами. Набор начальных базовых процедур, как правило, не удовлетворяет потребностям конкретного производственного процесса. Для настройки и сопровождения системы «1С: Торговля» предполагается привлечение региональных представителей разработчика. Внедрение «1С: Бухгалтерии» и «1С: Торговли» зачастую уже обходится заказчикам по $50, но практика показывает, что дешевле заплатить такую сумму, чем разбираться в проблеме своими силами. При хорошей компью-

терной подготовке отдельные бухгалтеры разбираются в программном обеспечении сами, реально, где-то за неделю.

В работе менеджера в настоящее время все чаще и чаще можно встретить такое понятие как новая информационная технология. Под ней понимается совокупность внедряемых в систему организационного управления принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих собой целостные технологические системы, обеспечивающие целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных данных (идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развивается эта технология. Переход на новые информационные технологии оправдан, если он является следствием фундаментального переосмысления и радикального перепланирования деятельности предприятия с целью резкого улучшения критических по отношению к затратам показателей - качества, обслуживания и скорости производственных процессов.

Появление нового, информационного общества, многим видится только на базе использования новых информационных технологий. С появлением и массовым внедрением компьютерных сетей и средств современной коммуникации кардинальным образом изменяется концепция рабочего места. Если раньше последнее ассоциировалось с местом у станка или столом в учреждении, то сегодня “рабочее место” - это скорее не место работы, а средства, с помощью которых осуществляется деятельность менеджера. К ним можно отнести мобильный телефон, портативный компьютер с модемом и мини-принтер. В этой интерпретации, рабочим местом становится любое помещение, где есть сетевая розетка.

Умение пользоваться персональным компьютером теперь уже вошло в современную культуру управления. Это вызвано тем, что компьютер позволяет экономить огромные средства, которые при традиционной системе организации труда были бы израсходованы на содержание различных отделов, которые выполняли утилитарные функции, не связанные с процессом производства.

Развиваясь, строительное предприятие обычно сталкивается с рядом серьезных проблем[1]:

- старые методы управления дают все больше сбоев;

-контроль требует большего количества персонала, дополнительных расходов и усложнению управления;

-согласование решений занимает все больше времени, а данные для принятия решений либо отсутствуют, либо сильно запаздывают;

-количество финансовых операций и принимаемых решений превосходят предел менеджера, за которым уже не ясны причины, приведшие к тем или иным конечным результатам.

Таким образом, при выборе и внедрении информационной системы необходимо решить технические, административные и организационные задачи. При этом для успешной реализации проекта по созданию эффективной системы управления необходимо:

- провести обследование и проектирование будущей системы. Другими словами, необходим точный анализ текущей ситуации и построение структуры будущей системы;

-выполнить настройку системы. При внедрении требуется этап тестирования, с целью выявления потенциальных ошибок;

- разбить процесс внедрения системы на два крупных блока: подготовка администраторов из персонала предприятия и непосредственно запуск подсистем в отделах и подразделениях.

Российские разработки информационных технологий при достаточно низких ценах и удовлетворительной функциональности обладают ограниченными возможностями по консультированию заказчика и в основном ориентированы на бухгалтерские службы, а не на менеджмент. Слабая проработка контрольных и управляющих функций является основным недостатком практически всех российских систем.

При выборе программно-аппаратного обеспечения и отдельных бизнес приложений должны применяться непротиворечивые, согласующиеся технологии. И, наконец, соблюдение единой технологии эксплуатации и обслуживания системы. Помимо этих ключевых требований, есть еще целый ряд общих технических требований для любой информационной системы:

-быстродействие, то есть достаточно малое время реакции системы (единицы секунд) при вводе, поиске и обработке информации;

-надежная защита от несанкционированного доступа к данным и регистрация действий персонала;

- удобный пользовательский интерфейс рабочих мест;

-возможность масштабирования и развития системы;

-интеграция с модулями, используемыми в системе передачи данных;

-возможность проведения конвертации данных из использовавшихся в прошлом приложений в новую систему;

-высокая надежность работы.

При этом в самом общем случае методика создания корпоративных информационных систем содержит ряд следующих общих положений[2]:

1.Использование технология построения системы по моделям «как надо», без попыток программирования действующих сейчас алгоритмов. Практика создания систем по модели «как есть» показала, что автоматизация без проведения реинжиниринга бизнес процессов и модернизации существующей системы управления не приносит желаемых результатов и неэффективна. Ведь использование в работе программных приложений - это не просто сокращение бумажных документов и рутинных операций, но и переход на новые формы ведения документооборота, учета и отчетности.

2. Применение технологии построения систем с подходом «сверху вниз». Если решение об автоматизации принято и одобрено руководством предприятия, то внедрение программных модулей осуществляется с головных предприятий и подразделений, а процесс построения корпоративной системы проходит гораздо быстрее и эффективнее, чем при внедрении системы первоначально в низовые подразделения. Только при внедрении «сверху вниз» и активном содействии руководства можно изначально правильно оценить и провести весь комплекс работ без незапланированных издержек.

3. Использование технологии поэтапного внедрения. Поскольку комплексная автоматизация - это процесс, в который вовлекаются практически все структурные подразделения предприятия, технология поэтапного внедрения является наиболее предпочтительной. Первыми объектами автоматизации становятся те участки, на которых в первую очередь необходимо наладить процесс учета и формирования отчетных документов для вышестоящих органов и смежных подразделений.

4. Привлечение к разработке будущих пользователей. При выполнении работ по комплексной автоматизации фирмой-интегратором меняются функции отделов информационных технологий фирмы-заказчика, и возрастает их роль в общем процессе перехода предприятия на прогрессивные методы управления. Во время реализации проекта сотрудники отделов вместе с разработчиками работают с информацией и моделями, участвуют в принятии решения по выбору технологических решений и, самое главное, организуют взаимодействие поставщиков решения и сотрудников предприятия. При эксплуатации информационной системы на плечи сотрудников автоматизированной системы управления ложится обслуживание и сопровождение системы (если не заключен договор на сопровождение с фирмой-поставщиком). Специалисты заказчика являются инициаторами и исполнителями подготовки предложений по совершенствованию и развитию существующей системы. Это позволяет им лучше приспособить ее к своим требованиям, поэтому эти требования должны быть основательно продуманы, чтобы информационные технологии не использовались там, где легко можно справиться с задачами управления с помощью карандаша и листа бумаги.

Система должна поддерживать такую схему взаимодействия между модулями и автоматизированными рабочими местами, которая отвечала бы требованиям и техническим возможностям пользователя. Важнейшими параметрами информационной системы являются надежность, масштабируемость и безопасность, поэтому при создании таких систем используется архитектура клиент-сервер. Такая архитектура позволяет распределить работу между клиентурой и серверной частями системы, предусматривает развитие и совершенствование в соответствии с особенностями решаемых задач. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция увеличения спроса на клиент-серверные приложения, которые обладают в области учета и управления большими возможностями, чем файл-серверные системы при обработке больших объемов данных, возможностью создания распределенных систем, а также достаточной интеграцией с другими системами.

На современном этапе формирования и развития рынка в стране большое внимание уделяется развитию малого бизнеса. Так, по мнению западных экономистов, будущее мирового производства за

мелкими фирмами. Например, 96% фирм Великобритании являются мелкими. Очевидно, что с мелкого предпринимательства начинается всякое производство, всякий бизнес, основанный на применении возможностей свободного человека. При этом производство можно наращивать за счет внедрения техники, передовой технологии, одним из основных направлений которой в настоящее время считается внедрение информационных технологий на базе интегрированной информационной системы управления бизнесом.

Трудности и сложности применения информационной системы для малого бизнеса заключаются в большом многообразии предприятий, в разных формах организации производства, в широком ассортименте выпускаемой продукции. Хотя для отдельного предприятия число видов изделий и услуг весьма ограничено. Все это обуславливает создание информационной системы для малого бизнеса, по объему и функциональным возможностям соизмеримых с информационной системой крупных корпораций, поэтому, с одной стороны, можно проектировать информационную систему для отдельных компаний, учитывая их специфику. Но разработка индивидуальной информационной системы для каждого предприятия экономически невыгодна. Особенно это касается малых предприятий, когда практически каждое из них несет особенность организации процессов, позволяющих ему быть конкурентоспособным. С другой стороны, более радикальным можно считать построение

универсальной интегрированной системы, позволяющей уменьшить масштаб данной системы для конкретного заказчика путем исключения и перевода в пассивное состояние не задействованных модулей. При этом панели управления этими модулями также переводятся в «скрытое» состояние.

Опросы показывают, что к решению о необходимости внедрения информационных технологий приходит все большее число руководителей предприятий самых разных сфер бизнеса. Хотя внедрение системы обходится весьма дорого, сохранение существующего порядка, (а, как правило, беспорядка) может обойтись еще дороже. Конкуренция не дает возможности остановиться и расслабиться. В то же время, только информационные системы как таковые и технические средства, применяемые для их внедрения, не являются достаточными для достижения конкурентного преимущества. Эффективность от их внедрения проявляется лишь при должном внимании к вопросам менеджмента и организационным аспектам бизнеса.

Литература:

1. Васильев В.М. Управление строительным производством. - Л.: Стройиздат, 1990.

2. Информационные системы в управлении производством/ Под ред. Васильева Ю.П. -М.: Прогресс, 1973.

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТНИКОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Кадыров Р.А., к.э.н., соискатель Дагестанского государственного технического университета

Проводится анализ основных проблем организации эффективного взаимодействия основных участников строительного производства. Предлагается оригинальная методика оценки возможностей строительных предприятий, претендующих на подряд с точки зрения эффективности реализации ими конкретного строительного проекта.

Ключевые слова: участники строительного производства, подрядные торги, качественная оценка показателей.

ANALYSIS OF THE PARTICULARITIES OF THE INTERACTION DIFFERENT PARTICIPANT BUILDING PRODUCTION

Kadyrov R., k.e.n., competitor Dagestanskogo state technical university

It Is Conducted analysis of the main problems to organizations of the efficient interaction of the key contributorses building production. It Is Offered original methods of the estimation of the possibilities building enterprise, pretending on contract with standpoint of efficiency to realization them concrete building project.

Keywords: participants building production, subcontract tenders, qualitative estimation of the factors.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строительство представляет собой сложный производственный процесс, в котором помимо строительного предприятия участвует большое количество различных партнеров. В строительстве любого объекта принимают участие десятки, а при строительстве крупных сооружений - и сотни проектно-изыскательских, научно-исследовательских, строительных и монтажных организаций, заводы-изготовители основного технологического оборудования, поставщики строительно-монтажного оборудования и строительных материалов, банки и другие субъекты экономики, чей капитал, тем или иным образом участвует в строительстве. Несмотря на то, что конечная цель у всех участников инвестиционного процесса одна и заключается в получении максимально возможной прибыли, в процессе строительства каждый из участников имеет свои частные интересы и вытекающие из них цели и задачи. Однако опыт показывает, если частные интересы начинают доминировать над общими интересами, то такая ситуация приводит к потере прибыли для всех участников строительства. В связи с этим возникает объективная необходимость создания таких оптимальных экономических критериев, которые бы объединяли всех участников инвестиционного процесса в деле достижения общей цели - завершении строительства в заданные сроки с минимальными затратами, а не соблюдение только собственных интересов.

Кооперирование связей в процессе строительства осуществляется, как в сфере поставок и услуг (предусматривает обязательные поставки определенного количества, комплектность и сроки поставки изделий и материалов), так и в сфере производства, т. е. непос-

редственно на объекте строительства путем разделения единого технологического процесса на составные взаимосвязанные элементы, выполнение которых производится различными исполнителями - субподрядчиками. Это требует согласования во времени, пространстве, по видам применяемых средств механизации, степени готовности отдельных элементов зданий и сооружений для продолжения работ другими исполнителями. Большое число организаций, сложность взаимных связей требуют четкой организации и координации работы всей участников строительного процесса с целью получения максимальной прибыли.

Учитывая, что связи взаимодействия в строительстве реализуются в условиях динамично развивающихся производственных процессов, воздействия на которые носят случайный характер (погодные условия, сбои поставок и др.), система организации и управления строительством должна предусматривать эффективную систему регуляторов, которая призвана обеспечивать надежность связей взаимодействия и придание им максимально возможной степени гибкости и устойчивости. Это может быть достигнуто путем создания оптимальных резервных мощностей, производственных запасов, резервных фондов, а также эффективных договорных отношений между всеми участниками инвестиционного процесса. Основными участниками строительства являются[1]:

1. Застройщики - предприятия и специализированные организации, осуществляющие строительство. В их функции входят:

- организация строительства;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.