Научная статья на тему 'Особенности понимания счастья у людей с разным уровнем психологического благополучия'

Особенности понимания счастья у людей с разным уровнем психологического благополучия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2543
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СЧАСТЬЕ / САМОПРИНЯТИЕ / ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ / HUMANISTIC PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / PERSONALITY / HAPPINESS / SELF-ACCEPTANCE / POSITIVE ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ри Шин Хян

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи уровня психологического благополучия личности и личностной положительной оценки счастья. Согласно нашей гипотезе, психологическое благополучие имеет взаимосвязь с субъективной оценкой счастья. Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что чем выше уровень психологического благополучия, тем счастливее человек воспринимает себя и свое окружение. Методической базой для проведенного исследования послужили методики: «Шкала психологического благополучия» К. Рифф и «Шкала счастья» Фордиса. Методика К. Рифф является теоретически обоснованным инструментом, предназначенным для измерения выраженности базисных компонентов психологического благополучия, а также его актуального психологического благополучия. Мы предлагаем рассмотреть взаимосвязь благополучия и счастья, несмотря на то, что понятие «благополучие» имеет синонимичное значение с понятием «счастье». Полученные результаты дают возможность делать прогноз, касающийся успешного или неуспешного функционирования человека в обществе, выраженного в переживании положительных эмоций; использовать в практическом консультировании человека, обратившемся за психологической помощью; использовать при чтении курса «Психология личности». Психологическое благополучие является достаточно сложным переживанием личностью своей жизни, которое затрагивает актуальные аспекты жизни человека, имеет четкую взаимосвязь с эмоциональным переживанием человеком счастья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particularities of happiness understanding in people with different levels of psychological well-being

This article is of current interest as it touches upon the problem of psychological well-being of the personality. It is an important factor in healthy personality formation, in its good results achievements and positive functioning in the society which are expressed in experiencing positive emotions. Also, the article speaks about particularities of happiness understanding in people with different levels of psychological well-being. There were two directions in early research of psychological well-being hedonistic and eudemonistic ones. Hedonistic theoretical phenomena basis was done by American psychologists Norman Bradburn and Edward Diener. Here, well-being is a balance of positive and negative effects. Eudemonistic approach was developed by representatives of humanistic psychology Carl Rogers, Erik Erikson, Abraham Maslow and others where well-being is a self-actualization and many other social, psychological, physical factors. The objective of this research is to discover the relation of both the psychological well-being level and positive happiness estimation. The research results confirmed the hypothesis which says that the more psychological well-being level is the happier the person feels oneself and more positively one perceives the surroundings. The methods used in the research are «Ryff’s Psychological well-being scale» and «Bradburn’s measurement of happiness». The obtained results give an opportunity to predict about either successful or unsuccessful functioning of the person in the society expressed in experiencing positive emotions; to use these results in practical counseling of the person who needs psychological help; to use the results in teaching «Personality psychology» course to students of Sakhalin State University.

Текст научной работы на тему «Особенности понимания счастья у людей с разным уровнем психологического благополучия»

психологические науки

УДК 159.923

Ри Шин Хян

Сахалинский государственный университет [email protected]

особенности понимания счастья у людей с разным уровнем психологического благополучия

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи уровня психологического благополучия личности и личностной положительной оценки счастья. Согласно нашей гипотезе, психологическое благополучие имеет взаимосвязь с субъективной оценкой счастья. Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что чем выше уровень психологического благополучия, тем счастливее человек воспринимает себя и свое окружение. Методической базой для проведенного исследования послужили методики: «Шкала психологического благополучия» К. Рифф и «Шкала счастья» Фордиса. Методика К. Рифф является теоретически обоснованным инструментом, предназначенным для измерения выраженности базисных компонентов психологического благополучия, а также его актуального психологического благополучия. Мы предлагаем рассмотреть взаимосвязь благополучия и счастья, несмотря на то, что понятие «благополучие» имеет синонимичное значение с понятием «счастье».

Полученные результаты дают возможность делать прогноз, касающийся успешного или неуспешного функционирования человека в обществе, выраженного в переживании положительных эмоций; использовать в практическом консультировании человека, обратившемся за психологической помощью; использовать при чтении курса «Психология личности». Психологическое благополучие является достаточно сложным переживанием личностью своей жизни, которое затрагивает актуальные аспекты жизни человека, имеет четкую взаимосвязь с эмоциональным переживанием человеком счастья.

Ключевые слова: гуманистическая психология, психологическое благополучие, личность, счастье, самопринятие, позитивное отношение.

Актуальность проблемы исследования психологического благополучия является одной из важнейших в психологической науке, поскольку вопрос формирования психологически здоровой личности в современном обществе является достаточно важным и насущным в настоящее время.

Под психологическим благополучием личности подразумевается позитивное отношение к своей жизни и себе; сочетание важных ресурсов личности, которые обеспечивают как субъективную, так и объективную успешность личности в социальной среде; личностная направленность на достижение результата и ее позитивное функционирование, выраженного в переживании положительных эмоций и счастья, а также, удовлетворенности собственной жизнью [4, с. 103].

Как зарубежные, так и отечественные психологи выделяют два основных направления в понимании психологического благополучия - гедонистическое (от греч. нedone, в переводе «наслаждение») и эвдемонистическое (от греч. ЕМатота, что значит «счастье, благодать»). Ранние исследования американских психологов Нормана Брэдбурна, а затем Эда Динера заложили теоретическую базу феномена психологического благополучия в 1980-е годы. Согласно гедонистическому подходу психологическое благополучие может определяться посредством достижения удовольствия и избегания неудовольствия, но, в то же самое время, удовольствие является не только телесным, но и происходит удовлетворение от достижения значимых целей [1, с. 31].

Второй подход в исследовании благополучия называется эвдемонистическим (от греч.

еМашотс, использованный Аристотелем для описания высокого человеческого чувства), где основным критерием благополучия является полнота самореализации. Этот подход был разработан представителями гуманистической психологии, а именно Э. Эриксоном, А. Маслоу, М. Яходой, Г. Олпортом, К. Роджерсом, К.Г. Юнгом и др., которые описывали различные аспекты позитивного функционирования личности в обществе. Согласно эвдемонистическому подходу, благополучие рассматривается как многофакторный конструкт, представленный в сложной взаимосвязи культурных и социальных, психологических и физических, экономических и духовных факторов.

В рамках данного подхода, на базе ранних исследований благополучия, К. Рифф разработала многокомпонентную модель психологического благополучия. Согласно данной модели был разработан инструментарий для проведения исследования психологического благополучия, который получил широкую известность под названием «Шкалы психологического благополучия К. Рифф». Методика К. Рифф является теоретически обоснованным инструментом, предназначенным для измерения выраженности базисных компонентов психологического благополучия, а также его актуального психологического благополучия. Многие исследователи активно используют многомерную модель К. Рифф и разработанную ею методику измерения психологического благополучия в своей исследовательской практике.

Методика психологического благополучия К. Рифф обобщает и выделяет шесть основных компонентов. Первый из них является позитив-

© Ри Шин Хян, 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «й- № 6, 2014

265

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ным отношением с окружающими, что подразумевает теплые и доверительные отношения, заботу о благополучии других, способность сопереживать и быть открытым для общения. Второй - автономией, которая характерна самоопределением и независимостью, способностью противостоять социальному давлению, нестандартному мышлению и оцениванием себя, исходя из личных стандартов и предпочтений. Далее - компетентность или управление окружающей средой подразумевает успешное осуществление разнообразных видов деятельности, способность достигать желаемого результата и преодолевать трудности на пути реализации собственных целей. Четвертый компонент - это цели в жизни. Наличие целей в жизни порождает чувство осмысленности существования, направленности в жизни, чувство осмысленности своего прошлого, настоящего и будущего. Личностный рост предполагает стремление постоянно расти и развиваться, реализовывать свой потенциал; готовность к обретению нового опыта, присутствует ощущение собственного прогресса и совершенствование себя. И последний - самопринятие. Здесь предполагается осознание своих положительных и отрицательных качеств и принятие своей личности такой, какая она есть.

Теперь, мы предлагаем рассмотреть взаимосвязь благополучия и счастья, несмотря на то, что понятие «благополучие» имеет синонимичное значение с понятием «счастье». Согласно Т.Д. Ше-веленковой и П.П. Фесенко психологическое благополучие выражается в переживании счастья и удовлетворенности собственной жизнью. «Счастье», с точки зрения психологического аспекта, связано с положительной эмоцией - радостью, ощущением полноты бытия и удовлетворенностью жизни, которые являются основой для здоровой, оптимальной и эффективно функционирующей в социуме личности [2, с. 43-44].

Данная статья предлагает проведенное исследование с использованием методики «Шкала психологического благополучия» К. Рифф и «Шкала счастья» Фордиса. Целью исследования является выявление взаимосвязи уровня психологического благополучия личности и личностной поло-

жительной оценки счастья. В исследовании мы выдвинули гипотезу о том, что уровень психологического благополучия имеет прямую взаимосвязь с субъективной оценкой счастья личности, где, чем выше уровень психологического благополучия, тем счастливее человек воспринимает себя и свое окружение. В исследовании приняли участие 75 респондентов, проживающих на о. Сахалин. В число респондентов вошли студенты 1-2 курсов, преподаватели и методисты Южно-Сахалинского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», сотрудники иностранных и российских компаний, индивидуальные предприниматели.

Результаты исследования уровня психологического благополучия показали, что среди опрошенных респондентов у 16 человек уровень психологического благополучия является выше нормы, что составляет 21,3%. У 47 человек уровень психологического благополучия в норме - 62,7%, и у 12 человек уровень психологического благополучия ниже нормы, что составляет 16% (см. рис. 1).

Также, по результатам однофакторного дисперсионного анализа всех шести шкал по уровню психологического благополучия можно отметить, что у группы с высоким уровнем психологического благополучия среднее значение по компоненту «самопринятие» является самым высоким =0,59. Высокие показатели и по остальным аспектам психологического благополучия. «Управление окружающей средой» = 0,50, «автономия», «цели в жизни», «личностный рост» = 0,44 (см. табл. 1).

С другой стороны, у группы с низким уровнем психологического благополучия показатель по компоненту «позитивное отношение с окружающими» имеет максимально отрицательное значение, =-0,92 (см. табл. 1). Также «автономия» со значением -0,83, «самопринятие» = -0,67 и остальные компоненты психологического благополучия со средним значением = -0,58 говорят о том, что человеку с низким значением по многим компонентам психологического благополучия трудно воспринимать окружающую действительность и свою собственную жизнь позитивно. Согласно С.В. Жубаркин «позитивное отношение с окружа-

70,00% /

60,00% ■ / п

50,00% ■ /

40,00% /

30,00% / благополучие

20,00% ■ 10,00% ■ 0,00% ■ 1 ■

выше норма ниже

Рис. 1. Гистограмма уровня психологического благополучия

266

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 6, 2014

Особенности понимания счастья у людей с разным уровнем психологического благополучия

Таблица 1

Показатели однофакторного дисперсионного анализа по уровню психологического благополучия

Компоненты психологического благополучия Психологическое благополучие

Выше нормы | Норма | Ниже нормы

Среднее значение

Позитивное отношение с окружающими 0,19 -0,21 -0,92

Автономия 0,44 -0,17 -0,83

Управление окружающей средой 0,50 0,06 -0,58

Цели в жизни 0,44 0,09 -0,58

Личностный рост 0,44 -0,02 -0,58

Самопринятие 0,56 -0,04 -0,67

Рис. 2. График взаимосвязи уровня психологического благополучия и счастья

ющими» и «самопринятие» остаются неизменными в течение жизненного цикла, соответственно и субъективная оценка счастья не может быть достаточно высокой. И наоборот, люди с высокими показателями по компонентам психологического благополучия оценивают реальную действительность, самого себя и свое окружение достаточно позитивно и удовлетворительно [3, с. 141].

В целом, результаты исследования психологического благополучия показывают, что большинство респондентов имеют нормальный и высокий уровень психологического благополучия, что свидетельствует о том, что испытуемая группа состоит из психологически здоровых людей, обладающих позитивным отношением к окружающим их людям, осмысленностью жизни, наличием целей и их реализации, принятием своих достоинств и недостатков.

Как говорилось ранее, наша гипотеза предполагает то, что психологическое благополучие имеет взаимосвязь с субъективной оценкой счастья. Оценка счастья проводилась с помощью методики «Шкала счастья» (Happiness Measure (НМ) Форди-са (Fordyce, 1988). Испытуемым необходимо выбрать ту цифру или предлагаемый ответ, который соответствует его эмоциональному состоянию на текущий момент в жизни. В исследовании счастья принимали участие те же 75 респондентов, что говорит о том, что количественный показатель не изменился. Однако по качественным показателям наблюдаются изменения. У респондентов с высоким уровнем психологического благополучия (21,3% от всех респондентов) средний балл уровня восприятия счастья равен 8,2, что составляет 82%,

у респондентов с уровнем психологического благополучия в норме (62,7% от всех респондентов) -7,3, что составляет 73%, и наконец, у респондентов с уровнем психологического благополучия ниже нормы (16% от всех респондентов) средний балл равен 6,25, что составляет 62,5%.

Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что чем выше уровень психологического благополучия, тем личность является более благополучной и счастливой (см. рис. 2).

Резюмируя вышесказанное, можно еще раз подчеркнуть, что психологическое благополучие является достаточно сложным переживанием личностью своей жизни, которое затрагивает актуальные аспекты жизни человека, более того имеет четкую взаимосвязь с эмоциональным переживанием человеком счастья.

Библиографический список

1. Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - С. 30-35.

2. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 2. - С. 40-48.

3. Жубаркин С.В. Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоциональ-но-мотивационной направленности: дис. ... канд. психол. наук. - Иваново, 2006. - 213 с.

4. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 95-129.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «й- № 6, 2014

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.