ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН НА МИРОВОМ РЫНКЕ ОДЕЖДЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ СОУГО-19
И.Б. Долженко, заместитель генерального директора ООО «Фэшн Групп» (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11051
Аннотация. В данной статье исследована ситуация развивающихся стран на мировом рынке модной одежды в связи с пандемией COVID-19. Выделены факторы, определяющие текущее положение развивающихся стран на мировом рынке модной одежды. Рассмотрены характерные черты положения развивающихся стран по отношению к цепочкам создания стоимости. Проведено исследование изменения положения фирм развивающихся стран в ходе развития кризисных явлений на рынке одежды в связи с пандемией.
Ключевые слова: мировой рынок одежды, ТНК, индустрия моды, пандемия, развивающиеся страны, Азия, КНР, Бангладеш, производство одежды.
Для международной экономики глобализация это становление единой мировой экономической системы, функционирующей по общим правилам [1]. Индустрия моды отличается высокой степенью глобализации и особенно сильно ощутила последствия «черного лебедя» пандемии [2]. СОУШ-19 привел к почти беспрецедентному падению экономического производства и торговли. Падение объемов торговли в течение года было неравномерным по разным регионам и по разным товарным группам [3]. Пандемия COVID-19 ведет к существенной деформации сложившейся модели глобализации. Складывается новый климат неопределенности в мировой экономике. Глобальные цепочки создания стоимости сильно пострадали и в значительной степени были разрушены [4]. Среди наиболее пострадавших секторов мирового хозяйства необходимо особо отметить мировую индустрию моды [5]. Это связано как с особенностями потребления в постиндустриальном обществе, так и глобальным характером этого сектора мирового хозяйства и особенностями сложившихся глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС).
Методика исследования.
Объектом настоящего исследования являются развивающиеся страны на мировом рынке модной одежды. Предмет исследования - изменение положения развиваю-
щихся стран на мировом рынке одежды под влиянием пандемии коронавирусной инфекции. В качестве информационной базы были использованы данные ЮНК-ТАД и Всемирного Банка, ОЭСР, отраслевые данные, статистика деятельности ведущих ТНК индустрии моды, публикации по проблемам пандемии. Метод исследования - системный анализ.
Алгоритм настоящего исследования включил в себя следующие этапы: анализ влияния пандемии на различные сегменты мирового рынка одежды, определение особенности текущего положения развивающихся стран на мировом рынке одежды.
Результаты исследования
Пандемия COVГО-19 ведет к изменению положению развивающихся стран на мировом рынке одежды, который за последние два-три десятилетия стал глобальным. Под глобальным по своей сути рынком одежды автор понимает единый мировой рынок как составную часть всемирного хозяйства, представляющую сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; систему устойчивых товарно-денежных отношений между государствами и другими институциональными субьектами, по своей сути являющуюся единой экономической средой в масштабах планеты, опосредующей экономические процессы и явления проис-
ходящие в мировой индустрии моды. Глобальный рынок с точки зрения автора является логическим этапом дальнейшего развития рыночных структур под влиянием интернационализации хозяйственной жизни, базирующейся на международном разделении труда.
Замедление экономического роста в разных странах из-за вспышки коронави-русной инфекции COVID-19 и мер по ее сдерживанию приведение к тому, что размер глобального рынка одежды снизится с 672,3 млрд долларов в 2019 году до 659,7 млрд долларов в 2020 году при среднегодовом темпе роста (CAGR) -1,9%.
Азиатско-Тихоокеанский регион является крупнейшим регионом на мировом рынке одежды, на его долю в 2019 году приходилось 32% рынка. Западная Европа была вторым по величине регионом, на который приходилось 28% мирового рынка одежды. Африка была самым маленьким регионом на мировом рынке одежды.
Эпидемия COVID-19 привела к серьезным нарушениям в глобальных цепочках создания стоимости, коснувшись снабжения, производства, логистики и продаж. Следующий этап развития мировой торговли и инвестиций в индустрии моды может быть более метарегиональным. Сложившая под влиянием пандемии неопределенность и экономический спад негативно повлияли на положение развивающихся стран на мировом рынке одежды.
На основных рынках модной одежды в результате пандемии в марте-мае 2020 г. произошло самое значительное месячное падение розничных продаж с 1992 года. Хотя розничные продажи в США восстановились к маю 2020 года, уровни в течение 2020 г. были намного ниже, чем до пандемии. Кроме того, ограничения социального дистанцирования и другие соответствующие правила, вынужденно устанавливаемые розничными торговыми фирмами, ограничивают количество потребителей, которые могут присутствовать в магазине. В ситуации пандемии потребители теперь склоны к большей экономии и озабочены сохранностью денег на случай чрезвычайных ситуаций, что затрудняет прогнозирование поведения потребителей.
Индустрия моды переживает закрытие торговых и производственных фирм, увольнение сотрудников и значительные финансовые потери. В глобальном масштабе продажи модной одежды могут снизиться на 25-35% по сравнению с прошлым годом, или примерно на 450-600 млрд. долл., в том числе в США и ЕС, главных импортерах, примерно на 300-320 млрд. долл. Ежегодное падение продаж модной одежды может составить 38% в Северной Европе, до 34% в Северной Америке и, в то время как в Западной Европе влияние составит от 23% до 32%. В Испании, Португалии, Италии и Франции падение продаж может составить до 40% [6].
Существенное влияние пандемия может оказать на потребление в развивающихся регионах, так на Ближнем Востоке предполагаемое падение продаж составит от 29% до 39%, до 33% снизятся продажи в Латинской Америке [7]. Наименьшее падение потребления ожидается в Китае, где продажи по году снизятся на 10-12%.
Глобализация создала для развивающихся стран возможности развития экспорта и ускоренного промышленного развития, используя возможности цепочек создания стоимости [8].
В Азии распложены восемь из десяти ведущих стран-экспортеров одежды. Это такие страны как КНР, Бангладеш, Вьетнам, Индия, Турция, Гонконг, Индонезия, Камбоджа [9]. Согласно данным Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), в 2019 году азиатские страны экспортировали одежды на сумму 341 млрд долл., что составляет примерно 64,7% мирового экспорта общей стоимостью 492 млрд.долл. [9]. Китайская Народная Республика с объёмом экспорта 151,6 млрд.долл. в 2019 г., по-прежнему является бесспорным доминирующим игроком в экспорте одежды, производя примерно 33,7% мирового экспорта одежды. Однако соседние страны, включая Народную Республику Бангладеш, второго по величине экспортера одежды в мире с объемом экспорта 33,6 млрд долл. США в 2019 году, и Социалистическую Республику Вьетнам,
третьего по величине экспортера с объемом экспорта 30,6 млрд долл. США в 2019 году, все больше завоевывают долю рынка [9]. Азиатские развивающиеся страны с учетом сложной структуры рынка и большого числа участников, вовлеченных в различные звенья цепочки создания стоимости продолжат доминировать в мировом производстве одежды и в будущем. В условиях очень сложной рыночной ситуации ведущие фирмы применяют все возможные инструменты для сохранения своей конкурентоспобности [10]. В целях уменьшения рисков покупатели будут все активнее применять аутсорсинг для контроля издержек [11].
С точки зрения производственного аутсорсинга и цепочек создания стоимости некоторые потребители отдадут предпочтения поиску поставщиков в развивающихся странах, в которых развились более профессиональными производителями с более продвинутыми технологиями и оборудованием, в то время как другие могут усилить поиск выгодных ценовых предложений [12].
Среди азиатских стран-экспортеров одежды особое место занимают Бангладеш, Китай, Вьетнам и Индия. Анализ данных Азиатского банка развития выявил резкое снижение ВВП (%) и занятости в этих странах из-за вспышки COVID-19 [13].
При этом КНР сумела быстро оправиться от пандемии, производственная активность в Китае в октябре выросла до почти десятилетнего максимума, но зарубежный спрос на одежду из Китая снизился на фоне возобновления коронавирусных ограничений на ряде ведущих экспортных рынков.
В Бангладеш производство одежды насчитывает более 4560 фабрик и является самой крупной отраслью промышленности, обеспечивая вклад в ВВП 11,2% и занятость в обрабатывающей промышленности 36%. При этом на долю Бангладеш приходится 6,82% мирового экспорта. В швейной отрасли Бангладеш занято около 4 млн. работников, из них 80% - женщины, по расчетам около 15% всех женщин
страны в возрасте от 16 до 30 лет работают в швейной промышленности [14].
Швейная промышленность Бангладеш сталкивается с такими проблемами как политические волнения, нехватка электроэнергии и энергоснабжения, недостаточное развитие инфраструктуры и высокопрофессиональных навыков у рабочих, проблемы безопасности и защиты, трудности с финансированием, недостаточное развитие цифровых компетенций и т.д.
Согласно источнику BGMEA, во время пандемии COVID-19 многие поставки и заказы были отменены или отложены на готовую одежду стоимостью более 3,18 млрд долл., а 2,28 млн работников потеряли работу [15].
Из-за пандемии COVID-19 фирмы швейной промышленности в развивающихся странах сталкиваются с отсрочкой производства, отменой заказов, что приводит к потере рабочих мест, сокращению заработной платы, сложностям, связанным со здоровьем сотрудников, и многим другим проблемам [16].
Пандемия привела к увольнению сотрудников и сокращении заработной платы из-за закрытия магазинов в развитых странах, массовому банкротству торговых сетей одежды в США и Великобритании, отмене заказов на одежду в развивающихся странах с низкими ценами на закупку и производство модной одежды, таких как Бангладеш, Индия, Камбоджа, Эфиопия и Гондурас, что усугубляет голод и болезни в этих странах.
Миллионы людей в развивающихся странах, занятые в индустрии моды, теряют работу из-за негативного воздействия пандемии. Ассоциация производителей одежды Индии (СМА1) прогнозирует 30-процентное падение продаж одежды и прибыльности, что может привести к 1015-процентному снижению занятости в швейной промышленности и производстве. Тысячи фабрик в Бангладеш не могли предоставить своим работникам какой-либо доход или даже выходное пособие, временно отправляя их домой из-за отмены заказов. Временное или постоянное закрытие фабрик в Албании, Камбодже, Индонезии, Мьянме, Пакистане, Шри-Ланке
и Центральной Америке также сильно приведет к улучшению положению разви-ударило по низкооплачиваемым работни- вающихся стран-главных экспортеров кам швейных фирм в этих странах [17]. одежды.
Пандемия привела к закрытию несколь- Заключение. Развертывание цифровых
ких десятков фирм по производству одеж- технологий, неуверенность в стабильности ды в Мьянме, что может привести к появ- и динамичном развитии мировой торговли, лению десятков тысяч безработных. Вос- технологические достижения и повышен-становление производства одежды в Шри- ное внимание к экологической и социаль-Ланке пострадало от второй волны ной устойчивости меняют перспективы COVID-19. Планы фирм Индонезии, Кам- производственных фирм в секторе одежды боджи, Шри-Ланки начать восстановление развивающихся стран. Пандемия привела к выпуска одежды были сорваны второй необходимости повышения скорости ис-волной коронавируса COVID-19. Кризис полнения заказов и гибкости при приеме Covid повышает риск нелегального ис- заказов, а также переменам в положении пользования детского труда в Индии и Не- разных фирм из развивающихся стран на пале [18]. мировом рынке одежды. Почти все веду-
Начало массовой вакцинации зарождает щие развивающиеся страны-экспортеры надежду на стабилизацию ситуации к лету одежды, кроме Камбоджи, сохранят свои 2021 г. Ожидается, что рынок восстано- позиции на мировом рынке. Можно оживится и будет расти со среднегодовым дать роста значения поставщиков из Вьет-темпом роста 8% с 2021 года и достигнет нама, Индии и Пакистана. 809,8 млрд долл. США в 2023 году. Что
Библиографический список
1. Перспективы экономической глобализации // Булатов А.С., Вардомский Л.Б., Габар-та А.А., Галищева Н.В., Горбанев В.А., Данилин И.В., Жизнин С.З., Зарицкий Б.Е., Захаров А.Н., Капица Л.М., Карлусов В.В., Комкова Е.Г., Конина Н.Ю., Костюнина Г.М., Кузнецов А.В., Олейнов А.Г., Платонова И.Н., Ребрей С.М., Сенюк Н.Ю., Сидорова Е.А. и др. - М., 2019.
2. Sandy Black. Fashion in a Time of Crisis, Fashion Practice. - 2020. - №12:3. - P. 327-330, DOI: 10.1080/17569370.2020.1823624
3. Портанский А.П. Мировая торговля снизится в 2020 г. меньше, чем ожидалось. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.imemo.ru/special-rubrics/coronavirus-pandemic/text/mirovaya-torgovlya-snizitsya-v-2020-g-menyshe-chem-ozhidalosy
4. International Monetary Fund (IMF). 2020. The great lockdown: Worst economic downturn since the great depression (Washington, D.C.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://blogs.imf.org/2020/04/14/the-great-lockdown- worst-economic-downturn-since-the-great-depression/ (дата обращения: 14.10.2020).
5. Kang, S.C. (2020), 'Global coronavirus spread may paralyze apparel supply chain for months', SP Global. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.spglobal. com/marketintelligence/en/news-insights/ latest-news-headlines/global-coronavirus- spread-may-paralyze-apparel-supply-chain- for-months-57456384?fbclid=IwAR2RdL XQMNHzWpAs8_kio4E9drfQ8SOpnU9- lewCDUMCGhzK6P9_Nlj3UmE (accessed 11th August, 2020).
6. Business of Fashion (BOF) and McKinsey & Company. 2020. The state of fashion 2020 -Coronavirus update. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mckinsey.com/industries/retail/our-insights/its-time-to-rewire-the-fashion-system-state-of-fashion-coronavirus-update
7. Wazir (2020), 'Impact of COVID-19 Scenario on European and the US Apparel Market The Big Fall: EU and the US Apparel Consumption to Reduce by US$ 300 bn'. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wazir.in/pdf/Wazir%20Report%20-%20The%20Big%20Fall%20-%20Impact%20of%20C0VID-19%20on%20EU%20and%20US%20Apparel%20Market.pdf
8. Современный бизнес: основные векторы развития // Ноздрева Р.Б., Конина Н.Ю., Буренин В.А., Васильева Т.Н., Васильева И.В., Дегтярева О.И., Дементьева А.Г., Греч-ков В.Ю., Ефимова Н.В., Казнина О.В., Кочетков В.В., Пономарёва Е.А., Ратушняк Е.С., Соколова М.И., Шевелева А.В. - Москва, 2018.
9. Sheng Lu. WTO Reports World Textiles and Apparel Trade in 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://shenglufashion.com/2020/08/03/wto-reports-world-textiles-and-apparel-trade-in-2019/
10. Конина Н.Ю. Конкурентоспособность транснациональных корпораций в условиях глобализации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Московский государственный институт Международных отношений. - Москва, 2009.
11. Конина Н.Ю. Использование аутсорсинга для обеспечения конкурентных преимуществ ТНК // Экономические науки. - 2008. - № 46. - С. 410-413.
12. Современные проблемы менеджмента, маркетинга и предпринимательства // Нозд-рева Р.Б., Буренин В.А., Артюшкин В.Ф., Беликов И.В., Бостогонашвили Е.Р., Васильева И.В., Васильева Т.Н., Василюк Т.Н., Вербицкий В.К., Владимирова И.Г., Волобу-ев Н.А., Гапоненко А.Л., Губенко Р.М., Гутник С.А., Дегтярева О.И., Деменев А.В., Дементьева А.Г., Еремеева Н.В., Ефимова Н.В., Ефремов В.С. и др. - Москва, 2018.
13. Elle (May 2020), 'How The Covid-19 Pandemic Is Affecting The Fashion Industry'. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elle.com/uk/fashion/ g32015646/coronavirus-fashion-brands/
14. 2020c. The COVID-19 garment crisis and its impact on workers and factories in Asia and the Pacific. ILO Research brief (Bangkok and Geneva).
15. ILO brief. (2020a). COVID-19 and global supply chains: How the jobs crisis propagates across borders. June 2020 (Geneva). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—dgreports/—inst/documents/ publica-tion/wcms_749368.pdf
16. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.just-style.com/news/covid-crisis-report-highlights-supplier-challenges_id139977.aspx
17. Современные международные экономические отношения в эпоху постбиполярно-сти // Исаченко Т.М., Медведкова И.А., Ревенко Л.С., Платонова И.Н., Абдурах-ман Т.К.А., Абрамова А.В., Гаранина О.Л., Адамчук Н.Г., Бостоганашвили Е.Р., Бренделе-ва Е.А., Василенко Е.П., Винокурова О.С., Воинов А.И., Высоцкая А.Н., Костюшина М.С., Газинцева Н.В., Галкин С.А., Герасимов Е.Л., Григорук Н.Е., Гурова И.П. и др. - Москва, 2020.
18. Chakraborty, Samit & Biswas, Manik Chandra. Impact of COVID-19 on the textile, apparel and fashion manufacturing industry supply chain: Case study on a ready-made garment manufacturing industry. - 2020. - №3. - P. 1-19. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/344618478_Impact_of_COVID-19_on_the_textile_apparel_and_fashion_manufacturing_industry_supply_chain_Case_study_on _a_ready-made_garment_manufacturing_industry
SITUATION OF DEVELOPING COUNTRIES ON THE GLOBAL APPAREL MARKET IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC
I.B. Dolzhenko, Deputy General Director Fashion Group LLC (Russia, Moscow)
Abstract. This article examines the situation of developing countries in the global fashion market in connection with the COVID-19 pandemic. The factors that determine the current position of developing countries in the world fashion market are highlighted. The characteristic features of the position of developing countries in relation to value chains are considered. A study of changes in the position of firms in developing countries during the development of crisis phenomena in the clothing market due to the pandemic was carried out.
Keywords: global apparel market, TNCs, fashion industry, pandemic, developing countries, Asia, PRC, Bangladesh, apparel manufacturing.