НАУКОВ1ПОВ1ДОМЛЕННЯ
Гаджиев Ага-Керим Гусейн оглы
канд. экон. наук зав. отделом Института экономики АН Азербайджанской Республики
г. Баку
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА АЗЕРБАЙДЖАНА
В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
Введение. Динамика экономического роста Азербайджана за последнее десятилетие является предметом широкой дискуссии научных кругов страны и Международных финансовых организаций (МФО). Бурный экономический рост, начала 2000 годов, сменился резким спадом темпов роста (рис.1). Такая тенденция роста экономики прогнозировалась целым рядом МФО. И, в качестве главной нерешенной проблемой, во всех докладах МФО о состоянии экономики Азербайджана, была определена недостатки действующей модели экономического роста и зависимость экономики от нефтегазового сектора. Так, в 2010 г.:
— Международная кризисная группа опубликовала отчёт по Азербайджанской Республике, под названием — «Неустойчивая стабильность». В отчете достаточно жестко критиковался отсутствие «четких стремлений» в экономической политике Азербайджана к диверсификации экономики, сильнейшая зависимость состояния экономики от нефтегазового сектора, низкое качество проводимой политики макроэкономической стабилизации и т. д. [1].
— Международный Валютный Фонд (МВФ) опубликовал глобальный прогноз экономического развития на 2010 год (World Economic Outlook — WEO 2010), где раскрыл ожидания по развитию экономики Азербайджана на среднесрочную перспективу. Согласно WEO 2010, прирост Валового Внутреннего Продукта (ВВП) в Азербайджане, в 2011 году опустится до 0,6 % (фактический уровень прироста был еще ниже, 0,1 %), а в 2015 году рост будет отрицательным и составит — 0,7 %. Это самый пессимистичный прогноз насчёт экономического развития страны, среди всех сделанных прогнозов МФО [2], и т. д.
Анализ динамики экономического роста Азербайджана показывает, что рост экономики в стране был восстановлен в 1997 г. (после периода стремительного спада 1992—1996гг.). Главным фактором роста этого периода выступал освоение новых нефтегазовых месторождений на Каспии, на основе прямых иностранных инвестиций (ПИИ) /3,4/. Естественно, в первые годы восстановления, в качестве движущей силы экономического роста выступал строительный комплекс.
С начала 2000 г. — в связи с последовательным ростом добычи и экспорта нефти и газа из страны — лидирующую позицию в экономическом росте занял нефтегазовый сектор. С этого периода, политика экономического роста Азербайджана перетерпела существенные изменения — модель жесткой макроэкономической стабилизации, на основе монетарной концепции
МВФ, периода 1995-1999гг., была заменена на модель стимулирования роста внутреннего спроса и контролируемой инфляции.
Такая модель обеспечила возможность решения целого ряда накопившихся в экономике проблем, связанных с обеспечением занятости и низкой доходностью значительной части населения, с не совершенством и с не развитостью социальной и производственной инфраструктуры и т. д. Однако, характерные недостатки политики экономического роста на основе модели стимулирования роста потребительского спроса, породило в экономике и ряд проблем. Одной из основных среди них является проблема нефтяной зависимости экономики. В настоящее время в Азербайджане 55—65 % производимого ВВП, свыше 90 % экспорта из страны, 60—65 % доходов государственного бюджета формируется за счет нефтегазодобывающего сектора экономики.
Нефтяные залежи Азербайджана, первоначально, прогнозируемая на уровне 4—12 млрд тонн., в последствии были уточнены и в настоящее время, подтвержденные запасы нефти страны (согласно последним данным), составляют 1,5 млрд тонн. (Государственная Нефтяная Компания Азербайджанской Республики — ГНКАР, правда, прогнозирует, как минимум, рост этого показателя, в обозримом будущем, еще на 1,5 млрд. тонн). В стране производится до 50 млн тонн нефти в год. Почти 90 % этого производства, экспортируется из страны, и уже к началу 2014-го уровень добычи нефти начнет последовательно и быстро снижаться.
Кроме нефти, в Азербайджанском секторе Каспия, по подтвержденным расчетам, содержится, так же, 1,2 трлн кубометров газа и свыше 200 млн тонн газоконденсата. В перспективе объемы добычи газа (в нефтяном эквиваленте) могут превысить объемы падающей добычи нефти, но, не смогут полностью ее возместить. Согласно оценкам МВФ, сальдо счета текущих операций платежного баланса Азербайджана сместится к нулю, в случае устойчивого падения средней мировой цены на нефть до уровня 50 долл. за баррель (что правда далек
Рис. 1. Темпы роста ВВП (по отношению к предыдущему году)
от имеющихся прогнозов Bloomberg — по прогнозам, в ближайшем краткосрочном периоде цена нефти за баррель будет на уровне 100—130 долл. США за баррель).
Поэтому, решение проблемы нефтяной зависимости экономики Азербайджана определяется как стратегическая задача страны.
Особенности политики экономического роста Азербайджана. С начала 2000-х уровень ВВП в Азербайджане увеличился порядка 14 раз (в долларовом эквиваленте с 5,2 млрд. долл., в 2000 г., до 70 млрд. долларов в 2012 году). В настоящее время по уровню ВВП на душу населения, по паритету покупательной способности (ППС), страна занимает 81 место, среди 182 стран /5/. Стремительное падение темпов экономического роста в последние годы дал повод некоторым МФО, прогнозировать для экономики Азербайджана процессы стагнации.
В табл.1, приведена динамика основных макроэкономических параметров Азербайджана за последнее десятилетие (где, соответственно по столбцам, А — уровень ВВП, в млн. манатах; В — уровень доходов государственного бюджета, в млн. манатах; С — количество денег в обращении по агрегату М3, в млн. манатах; D-размер золотовалютных резервов ЦБА, в млн. долл. США; E — среднегодовой курс национальной валюты по отношению к доллару США; F — уровень среднегодовой инфляции, в %-ах). На рис.2 дана динамика изменения зависимости экономики Азербайджана, от нефтегазодобывающего сектора.
Анализ приведенных данных показывают, что определяющим фактором роста ВВП, был и остается уровень производства в нефтегазовом секторе, и цены/ тарифы на мировых рынках энергоресурсов. В этом смысле выделяются: а) благоприятные для экономики страны годы — 2005—2008гг. и пост кризисный период, начиная со второй половины 2010 г. (в плане поступлений «нефтедолларов»), когда средняя цена на нефть, марки «Azeri Light», на мировых рынках, поднялся от уровня 50 долл. США за баррель, в 2005 г., до уровня 100-110 долл. США, в 2008 г., а с 2010 г. и выше; так и неблагоприятные годы — 2009-2010гг (годы мирового финансового кризиса), когда эти цены скачкообразно упали на 30-35 %-ов. Такое состояние экономики предопределяется двумя факторами:
1) особенностями используемого механизма макроэкономической стабилизации;
2) особенностями формирования и распределения доходов в экономике.
Как и во многих странах с развивающимися финансовыми рынками и слабо диверсифицированной эконо-
Динамика основных макроэкономических параметров Азербайдж
микой, в Азербайджане обменный курс национальной валюты, по отношению к доллару США используется в качестве «номинального якоря». Использование режима обменного курса для целей макроэкономической стабилизации (exchange rate based stabilization), началась в стране еще в рамках реализации первых программ по обусловленным кредитам МВФ (в 1995-1999гг.). Как справедливо отмечают ряд экономистов, и в частности, А. Илларионов, роль МВФ в осуществлении макроэкономической стабильности в переходных странах была двоякой:
а) с одной стороны, МВФ оказывал техническую помощь в подготовке национальных кадров этих стран, в особенности в сферах макроэкономики, формирования структуры и схемы монетарной политики, государственных финансов, платежного баланса и т. д.;
б) с другой, политика, рекомендованная МВФ, зачастую оказывала разрушительное воздействие на экономику этих стран /6/. Очень часто, политика макроэкономической стабилизации на основе номинального валютного курса приводила к тяжелейшим валютным и финансовым кризисам.
Азербайджан, в эти годы, избежал финансового кризиса наблюдаемый в разных регионах мира. Но, как показали результаты реализации программ макроэкономической стабилизации, такая политика привела к нарушению ценового паритета и ухудшению конкурентной среды на внутреннем рынке — уровень и структура сложившихся цен на рынке стали главной преградой для развития всего внутреннего производства в стране. И, в дальнейшем, внесенные коррективы на политику макроэкономического регулирования не дали ощутимых результатов и не обеспечили существенных изменений в этом направлении. Такая ситуация порождает ряд проблем для макроэкономического регулирования, которые обусловлены не стабильностью на мировых финансовых рынках. Поэтому, решение существующей проблемы требует радикальных изменений в проводимой политике экономического роста и внесения существенных коррективов в механизм макроэкономической стабилизации.
По завершению периода жесткой стабилизации, на основе монетарной концепции МВФ, с первых годов 2000 г. стратегическую линию политики экономического роста Азербайджана составила стимулирование роста внутреннего потребления. Другими словами, путем последовательного наращивания бюджетных расходов (за счет поступающих «нефтедолларов») и роста уровня внутреннего спроса обеспечить рост внутреннего про-
Таблица 1
а [по данным ЦБА и Госкомстата Азербайджанской Республики]
A B C D E F
2000 4718,2 715,5 509,7 691,4 0,8948 1,8
2001 5315,6 783,8 686,8 698,4 0,9313 1,5
2002 6062,5 910,2 758,2 681,7 0,9722 2,8
2003 7146,5 1225,5 1018,8 757,0 0,9821 2,2
2004 8530,2 1481,2 1505,9 960,8 0,9827 6,7
2005 12522,5 2055,2 1841,8 1112,2 0,9459 9,6
2006 18037,1 3881,2 3440,5 1967,3 0,8714 8,3
2007 26815,1 6006,6 5897,3 4015,3 0,8461 16,7
2008 40137,2 10762,0 8494,2 6137,0 0,8046 20,8
2009 34578,7 10325,9 8469,2 5175,6 0,803 1,5
2010 41574,7 11402,5 10527,5 6407,6 0,7989 4,1
2011 50069,0 15700,7 13903,2 7083,3 0,7863 8,6
5000 10000 15000 20000 25000 30000 35000 40000 45000 50000 55000 60000
Рис. 2. Динамика номинального ВВП (в млн. манатах)
изводства. Однако, в условиях открытой экономики и нарушенного ценового паритета, данная модель не мог стимулировать развитие не нефтяного производственного сектора экономики. Анализ Системы Национальных Счетов (СНС) Азербайджана показывает, что последовательный рост доходов в экономике, в условиях поддержания низкого уровня инфляции на основе режима таргетирования денежного агрегата М2, происходило стимулирование роста импорта и развития сферы услуг в экономике. Естественно, в этих условиях, цены и тарифы на мировых рынках энергоресурсов стали определяющими факторами макроэкономической ситуации в стране. Так:
— рост профицита по счету текущих операций платежного баланса страны, в условиях высоких цен и тарифов на мировых рынках, вынуждает Центральный Банка Азербайджана (ЦБА), с целью стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке и снижения давления на номинальный курс национальной валюты, произвести интенсивные скупки излишней валютной массы с рынка. В рамках действующего механизма денежно-кредитной политики, такой подход к стабилизации валютного рынка, обуславливает рост денежного предложения и уровня инфляции. Поэтому для ЦБА, в период высоких цен и тарифов на мировых рынках энергоресурсов, главной задачей становится установление оптимального соотношения между ростами уровня инфляции и реального эффективного курса национальной валюты (с последним показателем, как известно, связан уровень конкурентоспособности экономики).
Дополнительным фактором обострения ситуации выступает то, что в условиях высоких цен и тарифов на энергоресурсы происходит рост импортируемой в страну инфляции. Поскольку потребительский рынок страны в значительной степени формируется за счет импорта, то рост импортируемой инфляции выступает существенным фактором укрепления номинального и следовательно, реального эффективного курса национальной валюты.
— в годы спада внешнеэкономической конъюнктуры и резкого снижения уровня цен на мировых рынках энергоресурсов, необходимостью становятся:
1) дополнительные вливания на валютный рынок, с целью предотвращения резких девальваций национальной валюты;
2) соответствующие корректировки и сокращения бюджетных расходов.
Главной задачей Правительства страны и ЦБА, в этот период является выбор баланса между уровнями сокращения золотовалютных резервов и денежной массы, уровнями инфляции и деловой активности в экономике (резкие сокращения темпов роста и снижения уровня денежного агрегата М2 ухудшают предпринимательскую среду для внутренних товаропроизводителей, ростом процентной ставки, недостатком денег в обращении и т. д.). Так, в 2008-2009гг., в Азербайджане обострился вопрос установления оптимального уровня курса национальной валюты на валютном рынке страны. Поскольку ЦБА, необходимо было решить, противостоять усиливающимся тенденциям давления по девальвации национальной валюты на рынке или или дать возможность поэтапной девальвации маната. На основе анализа главных макроэкономических факторов была определена необходимость поддержания стабильного курса маната, несмотря на то, что девальвация маната позволило бы улучшить внешнеторговый баланс страны, избежать потери золотовалютных резервов для поддержания стабильности валюты, а экспортерам страны получить дополнительную прибыль и ликвидность / 7 /. В условиях высокого уровня «долларизации» в экономике (уровень кредитов выданных в долларах США в этот период составлял 46 % от всего объема кредитования экономики и при этом, свыше 60 %-ов долларовых кредитов были выданы тем секторам экономики, которые не получали доходы в иностранной валюте); высокого удельного веса импортных комплектующих материалов и полуфабрикатов в производстве местной продукции (по экспертным оценкам этот уровень колебался от 40 до 60 %, в зависимости от отраслей промышленного производства) — девальвация национальной валюты могло бы: ) резко ухудшить платежеспособность национальных товаропроизводителей; ) обусловить рост инфляции и как следствие, снижение реальной стоимости активов и сбережений населения, предприятий и организаций. Поэтому преобладали факторы, выступающие в пользу сохранение стабильности обменного курса.
Таким образом, независимо от направления «шока», обострения макроэкономической ситуации в стране происходят как в годы благоприятной коньюк-туры, когда цены и тарифы на мировых рынках энер-
гоносителей стремительно растут, так и в «неблагоприятные» годы, когда цены и тарифы имеют тенденцию к снижению.
Решение проблемы, по мнению многих экономистов, как внутри страны, так и за рубежом / 8 /, из МФО, заключается в смене действующей модели экономического роста, и в переходе от модели экономики спроса, на модель экономики предложения, которая предполагает усиление роли частных инвестиций в обеспечении роста экономики. Выбор между экономикой спроса и экономикой предложения является принципиальной дискуссией в экономической политике, однако эта тема особенно актуальна для стран с догоняющей модернизацией.
По данным на 2011 г. уровень ВВП на душу населения в Азербайджане, по ППС, составляет свыше 10 тыс. долл. США (рис.3). Стратегическая цель на среднесрочную перспективу является обеспечение роста уровня ВВП на душу населения, по ППС, в 1,5—1,8 раза (до 15—18 тыс. долл. США). Для обеспечения таких показателей роста, в стране недостаточным является уровень внутреннего спроса. Следовательно, решение вопроса находится либо на плоскости расширения внутреннего спроса, на базе продолжения наращивания бюджетных расходов, либо на плоскости расширения внешнего составляющего совокупного спроса, поэтапным ростом в общем объеме экспорта страны доли не нефтяного сектора экономики.
Оба направления экономической политики требуют сильнейшей диверсификации не нефтяного сектора экономики, с основными задачами: а) достижения в экономике высокой конкурентоспособности, что невозможно без создания в ней высокоэффективной национальной инновационной системы и реализации соответствующей структурной политики; б) роста доли частных инвестиций в экономике. Расчеты ЦБА показывают, что для такого варианта развития экономике Азербайджана требуется частных инвестиций на уровне не менее 50 % от уровня достигнутого не нефтяного ВВП и, естественно, в таких условиях обостряются задачи макроэкономической стабильности. По оценкам специалистов ЦБА, центральный банк в состоянии стерилизовать ежегодно инвестиционных средств в объеме не более 5 млрд. долл. США и только при таких объемах роста денежной массы обеспечить сохранение макроэкономической стабильности. Объемы стерилизации свыше этого уровня — повышает угрозу «перегрева»
экономики. В силу этого, решение проблемы — в усилении денежно-кредитной политики Азербайджана, с целью лучшего противостояния инфляции в среднесрочной перспективе.
Одной из основных проблем этого направления является необходимость повышения гибкости обменного курса национальной валюты и создание на валютном рынке страны условий для формирования курса на основе рыночных факторов. По мнению многих ведущих экономистов, уровень и выбранный режим валютного курса в стране имеют определяющее значение для структурной модернизации экономики [9,10]. С теоретической точки зрения, стимулирующее развитие на экономику может оказывать как завышенный курс валюты, так и заниженный — все зависит от того, на каком этапе развития находится страна и каково соотношение экспортной и импортной составляющих внешнеторгового оборота. Однако, как было отмечено выше, используемый режим, наряду с обеспечением макроэкономической стабильности выступает и фактором укрепления номинального и следовательно, реального эффективного курса. На рис.4, в соответствии с расчетами ЦБА, дана динамика показателей реального и реального эффективного курса маната за последние 15 лет, в котором отчетливо видна тенденция их укрепления, начиная с 2004-2005гг.
В научной литературе и в практических исследованиях равновесный обменный курс изучается с разных позиций и, как правило, это подходы, основанные на анализе: паритета покупательной способности валют (ППС); соответствующих рядов статистических данных; внешней устойчивости валюты. Проведенные исследования оценки равновесного обменного курса маната, на основе всех этих подходов, указывают на то, что курс маната, имеет сильные отклонения от равновесного уровня в сторону занижения /11/ Поэтому одной из основных проблем этого направления является необходимость повышения гибкости обменного курса национальной валюты и создание на валютном рынке страны условий для формирования курса на основе рыночных факторов.
В соответствии с методикой Международного Валютного Фонда (МВФ) [9], реализуемая в различных странах политика валютного курса классифицируется по следующим видам:
жесткая фиксация (наиболее известная форма currency board или валютное правление, когда курс на-
Рис. 3. Динамика ВВП Азербайджана по ППС на душу населения
200 J
150 - |—| * —
50 -
О 4-1—- I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I—
^ г00° ^ г00А ^ ^ фФ
| с_I Реальный курс маната _ Реальный эффективный курс маната
Рис. 4. Динамика реального обменного курса маната (1995=100%)
циональной валюты жестко фиксируется по отношению к одной из ведущих мировых валют и ЦБ страны законодательно обязуется, валютными интервенциями, поддерживать определенный обменный курс национальной валюты);
гибкая фиксация (суть которой заключается в контролировании ЦБ уровня курса национальной валюты без жесткой фиксации, но в пределах определенного «коридора»). Различают формы гибкой фиксации — обычная гибкая фиксация, фактическая стабилизации, горизонтальный коридор, скользящая привязка;
плавающий режим валютного курса (с разновидностями управляемого и свободного плавания). При режиме управляемого плавания курс национальной валюты определяется преимущественно рынком, на основе спроса и предложения и ЦБ лишь в случаях необходимости воздействует на формирование курса, проводя валютные интервенции на рынке. При режиме свободное плавание курс национальной валюты практически формируется рынком и вмешательства ЦБ на рынок, валютными интервенциями носят исключительный характер.
прочие режимы управления курсом (к данной категории относятся все виды политики валютных курсов, которые не отнесены к другим типам).
Решение задачи повышения гибкости обменного курса национальной валюты, по мнению экспертов, обеспечит возможность: а) устранения зависимости налогово-бюджетной политики страны от коньюктуры на мировых рынках энергоресурсов, реализовать возможности для сокращения капитальных затрат из бюджета и повысить не нефтяные доходы в среднесрочной перспективе; б) в случае возникновения давления со стороны спроса, ограничить рост уровня инфляцию.
Концепция «Азербайджан 2020 — взгляд в будущее». Трансформация в экономике, как известно, — задача долгосрочная. Концепция «Азербайджан 2020 — взгляд в будущее» / 12 /, утвержденное Президентом страны в конце 2012 г., определяет новые приоритеты и основные задачи экономической политики страны на среднесрочную перспективу:
— обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает, сбалансированный бюджет, с низким уровнем бюджетного дефицита и низким уровнем инфляции в экономике;
— обеспечение нацеленности политики в области денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сферы на достижение конкретных результатов по структурным изменениям в экономике;
— разработка и внедрение эффективных инструментов инновационной политики и т. д.
Концепция нацелена на обеспечение высокой конкурентоспособности экономики, всестороннее стимулирование инновационного развития, повыше -ние технологического уровня экономики, увеличение производства конкурентоспособной и экспортно-ориентированной продукции. В этих целях определяется необходимость тесной увязки проводимой в стране стабилизационной и структурной политики — макроэкономическая стабилизация, как фактор улучшения инвестиционного климата, должен создать условия для притока капитала в конкурентоспособные отрасли реального сектора. И одновременно, эффективная структурная политика должна выступать важным фактором сохранения стабильной макроэкономической среды.
В Концепции структурная перестройка в Азербайджане исходит из необходимости формирования отраслевого разнообразия национальной экономики. В этом плане, в структуре промышленности выделяются три группы отраслей: а) отрасли топливно-энергетического комплекса, которые сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции; б) отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (промышленность строительных материалов, отдельные отрасли химической промышленности, сельское хозяйство и т. д.); в) отрасли обрабатывающей промышленности, которые должны быть конкурентоспособными на внутреннем рынке и потенциально способны поставлять продукцию на экспорт (отрасли легкой промышленности, пищевой промышленности и т. д.).
Для решения этих задач структурной политики необходимым является обеспечение оптимальных условий развития отраслей, которые напрямую зависят от стимулирования внутреннего спроса и отраслей, которые нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках.
Государственное воздействие на экономику, в настоящее время в Азербайджане применяется в различных формах — прямые государственные инвестиции и льготные инвестиционных кредиты с целью создания, поддержки и развития отдельных предприятий, отраслей; а так же в виде налоговых льгот, субсидий в различные отрасли и т. д. Для реализации направления прямых государственных инвестиций и льготных инвестиционных кредитов в стране действует несколько специализированных внебюджетных фондов:
Государственный нефтяной фонд Азербайджанской Республики (ГНФАР), который был создан в 1999 г.. Фонд аккумулирует все доходы от экспорта энергоресурсов, по иностранным контрактам, с целью: а) накопления валютных ресурсов и эффективного управление ими, а также, для финансирования развития приоритетных секторов экономики и социально значимые проекты (так часть средств фонда были использованы для построения стратегического нефтепровода ВТС (Баку-Тбилиси-Джейхан), железной дороги Баку-Тбилиси — Карс, трубопровода, который должен решить проблему водоснабжения Баку и других стратегически важных объектов); б) для решения задач макроэкономической стабильности (фонд стерилизует валютную массу из рынка для не допущения «перегрева» экономики). Часть доходов ГНФАР так же, ежегодно направляются в бюджет государства для поддержки различных проектов. Величина транша из фонда определяется каждый год исходя из не нефтяного дефицита бюджета республики. Поскольку размер бюджетного трансферта постоянно растет и это увеличение уже достигло более половины консолидированного бюджета страны (порядка 60 %), данный показатель указывает на медленное развитие секторов экономики, независимых от добычи углеводородов. В этой связи, в настоящее время, ряд экспертов высказывают предположение, что Азербайджан, в случае отсутствия радикальных перемен в политике экономического роста, к периоду исчерпания своих нефтегазовых запасов, может иметь огромные и неэффективные расходы в государственном бюджете. И, страна сумеет сохранит свое экономическое равновесие, лишь на определенное время — за счет накопленных активов ГНФАР.
Азербайджанская Инвестиционная Компания (АИК), которая была создана в 2006 г., с целью прямого финансирования проектов по развитию отраслей не нефтяного сектора, на основе государственных и привлеченных средств из частного сектора, а также для привлеченных иностранных инвестиций. Приоритетными отраслями не нефтяного сектора для финансирования в рамках проектов АИК определены отрасли тяжелой промышленности, альтернативная энергетика, ИКТ, логистика и грузоперевозки, туризм и т. д. В частности, фонд, в настоящее время, участвует в таких проектах, как создание нового цементного завода, в строительстве Бакинского судостроительного завода и т. д. Фонд находится полностью в государственной собственности, активы которого, достигли уже 175 млн. манатов (более 200 млн. долл.).
Национальный Фонд поддержки предпринимательства Азербайджана (НФППА), который был создан в 2006 г., с целью льготного кредитования предпринимателей в регионах страны. Приоритетным направлением деятельности Фонда является финансирование проектов по развития предприятий и инфраструктуры сельского хозяйства страны. С момента образования фонд осуществили кредитование в объеме до 300 млн. долл.
В Концепции предполагается усиление и дальнейшее развитие направления прямых государственных инвестиций и льготного финансирования, для решения задач структурной политики, для содействия формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок. В этом плане, одно из направлений является развитие в стране больших индустриаль-
ных комплексов, которые дадут возможность в будущем полностью устранит зависимость экономики от нефтегазового сектора. Так, в стране формируются современные химические, нефтехимические, металлургические, машиностроительные комплексы, предприятия легкой и пищевой промышленности, строительства. Созданы — Сумгаитский Технологический Парк (СТП), где функционирует 12 современных заводов и продолжается строительство 6 новых. Такие же технопарки создаются в Гяндже, Карадаг и в Балаханы. Продукция, производимая СТП, в настоящее время отличается высоким качеством и экспортируется во многие страны мира.
Созданные в рамках инновационной модели экономического роста, предприятия увеличивают спрос на энергетические ресурсы. Поэтому, с целью удовлетворения этого спроса ускоренными темпами развивается отрасль электроэнергетики, и, Азербайджан, обеспечив свою энергетическую безопасность, в настоящее время, является также экспортером электроэнергии.
В Концепции в качестве приоритетных отраслей экономики определены так же, аграрный сектор, сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), и туризм.
В аграрном секторе занято примерно 40 % из общего числа занятого населения и развитие сельского хозяйства — это, дальнейшее обеспечение занятости населения. В отрасли существует большой экспортный потенциал, и определенные задачи в Концепции нацелены на достижение самообеспеченности страны основными продуктами питания и выход на внешние рынки. С 2001 г. в Азербайджане сельхозпроизводители освобождены от всех видов налогов (кроме земельного налога). Одновременно, осуществляется субсидирование топлива и смазочного масла, минеральных удобрений, а также производства зерна. Создается современная инфраструктура производства и хранения продукции, в частности, АО «Агролизинг», в котором, фермеры обеспечиваются современной техникой и технологическими оборудованиями на льготных условиях лизинга. Импорт современного сельскохозяйственного технологического оборудования освобожден от таможенной пошлины и НДС. Кроме того, с помощью НФППА аграрному сектору, ежегодно, выдаются льготные кредиты (по ставке 6 % годовых), объемом 80—85 млн. долларов. Только в 2011 год размер прямого и косвенного финансирования АПК достиг 1,25 млрд. долл., что составляет приблизительно 200 долларов на гектар, и является очень высоким уровнем государственной поддержки сельскохозяйственного сектора.
Однако, АПК до сих пор остается одним из самых проблемных секторов в экономике: его вклад в ВВП не превышает 7 %, согласно ежегодным продовольственным балансам, составляемым Госкомстатом Азербайджанской Республики, значительная доля потребностей страны удовлетворяется за счет импорта (по некоторым позициям зависимость страны от зарубежных производителей доходит до 70—75 %) и т. д.
Особую роль в диверсификации экономики должен сыграть сектор ИКТ. Осуществляемые в этом направлении меры — вывод на орбиту первого азербайджанского телекоммуникационного спутника, активные мероприятия по созданию в стране космической промышленности, обеспечение на рынке мобильной связи высокой конкуренции и
рост числа операторов мобильной связи, созданное в конце 2012 г. Государственный фонд развития информационных технологий, для стимулирования деятельности в секторе ИКТ — оказание финансовой поддержки в виде грантов новым компаниям и субъектам малого предпринимательства, для разработки программного обеспечения и образцов продукции ИКТ, расширение сферы применения услуг ИКТ, венчурное финансирование, и т. д., должны сделать ИКТ вторым сектором экономики, после нефтегазового сектора. За последние семь лет объем услуг телекоммуникационной отрасли вырос более чем в 5 раз и сегодня приблизился к уровню 1,5 млрд. долларов (3,5 % ВВП).
Высокий туристический потенциал (учитывая географические, климатические и природные условия страны), делает так же туризм приоритетным направлением развития не нефтяного сектора экономики. В эту сферу правительство Азербайджана вкладывает миллиарды долларов. Созданная сеть пятизвездочных отелей в Баку, международные аэропорты и туристические комплексы в регионах и т. д., только начальные мероприятия развития туриндустрии в стране. По оценкам некоторых экспертов в Азербайджан на данный момент использует всего 20 % всего своего туристического потенциала.
В настоящее время в Азербайджане с каждым годом усиливается тенденция роста не нефтяного сектора экономики. В предстоящем десятилетии преследуется цель удвоения ВВП, и достичь этого планируется, главным образом, за счет развития не нефтяного сектора экономики. В 2012 году не нефтяной сектор экономики вырос почти на 10 %, и, значительный вклад в этот рост внес, сектор ИКТ, торговля, сфера услуг. Растет так же объем не нефтяного экспорта страны. На не нефтяной сектор пока приходится около 10 % внешних поставок страны. Помимо сырой нефти и нефтепродуктов Азербайджан экспортирует черные металлы и алюминий, хлопок и химическую продукцию, масла растительного и животного происхождения и т. д. За 2012 г. доля не нефтяного сектора в произведенном ВВП страны составил более 48 %.
За последние годы Азербайджан так же стал активно «экспортировать» инвестиции. Высокую активность в этом плане демонстрирует ГНФАР. В начальный период ГНФАР придерживался консервативной стратегии — средства Фонда вкладывались исключительно в государственные и корпоративные долговые бумаги с наивысшим инвестиционным кредитным рейтингом. При этом структура валютного портфеля состоял, главным образом из трех валют: 50 % — в долларах США, 40 % — в евро, 5 % — в фунтах стерлингов, а оставшиеся 5 % — в других активах. Сейчас реализованы ряд государственных инвестиционных проектов в зарубежных странах — нефтехимический и нефтеперерабатывающий комплекс Турции, в который вложено около 17 млрд. долларов, инвестиции в различные проекты в Грузии, Украине, Швейцарии, Румынии, России (в основном в недвижимость, в акции крупных коммерческих структур) и т. д.
В ближайшей перспективе главной движущей силой экономики останется потребление (государственное и личное) и инвестиции, в значительной степени финансируемой государством. Несмотря на ограничения и риски, связанные с такой моделью развития, на ведущую роль бюджета в финансировании такого роста, модель является довольно устойчивым в краткосрочном
периоде. И, главная цель Правительства страны — обеспечение долгосрочной устойчивости. В этой связи изменяются также оценки МФО уровня конкурентоспособности Азербайджана:
Всемирный банк недавно также отметил оздоровление деловой атмосферы в республике: если в 2008-м в рейтинге Doing Business Азербайджан был на 97-м месте, то в 2011 году, страна поднялся на 54-е. служба кредитных рейтингов Международного рейтингового агентство Standard & Poor's повысила долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги Азербайджана с «ВВ+/В» до инвестиционного уровня «ВВВ-/А-3». Standard&Poor's ожидает ускорения темпов реального роста экономики Азербайджана. «Темпы роста ВВП будут медленно ускоряться и составят пять процентов в 2013 году «
Список использованных источников
1. Azerbaijan — Vulnerable Stability Электронный ресурс. — URL: http://. crisisgroup. org/~/media/Files/europe/ caucasus/azerbaijan/207.
2. Прогноз МВФ для Азербайджана негативен Электронный ресурс. — URL:www.abc.az/rus/news/ main/44423.html.
3. Aliyev I., Haciyev A., Haciyev R., Macroeconomic policy of Azerbaijan — features of formation in the financial crisis: «New Challenges of Economic and Business Development: proceedings of international conference, Riga, 10-12 May, 2012 / University of Latvia» — Riga, 2012, p.13-20.
4. Гаджиев А. Макроэкономические аспекты инновационного развития экономики Азербайджана: «Управление инновациями-2012» / Гаджиев А. // материалы международной научно-практической конференции / под ред. Р. М. Нижегородцева. — Москва, ИПУ РАН, 2012.
5. Список стран по ВВП (ППС) на душу населения Электронный ресурс. — URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/.
6. Илларионов А. Макроэкономическая стабильность Электронный ресурс. — URL: http://aillarionov. livejournal.com/378549.html.
7. Рустамов Э. С. Глобальный кризис и антикризисная политика / Э. С. Рустамов. — Центрального Банка Азербайджана: «Деньги и Кредит», 2010. — №1. — С. 27-35.
8. Aliyev I., Haciyev A., Haciyev R., Economic growth and features of macroeconomic regulation in Azerbaijan, Journal of International Scientific Publication: Economy&Business, Vol.5, Part 4, 2011, pp. 16-24, Published at: http://www.science-journals.eu.
9. Смирнов С. Режимы валютного курса и стабильность экономики / Смирнов С. // «Вопросы экономики», № 1. — 2010. — С. 29-43.
10. Попов В. Стратегия модернизации российской экономики / В. Попов ; под ред. В. М. Полтеровича. — С.-Петербург, «Алетейя», 2010.
11. Нинке Омес. Дальнейшее повышение гибкости обменного курса в Азербайджане: плюсы и минусы. [Электронный ресурс] / Нинке Омес, Аико Минеши-ма. — URL: http://www. imf. org/external/country/aze/ rr/2010/022610r. pdf
12. «Азербайджан 2020: взгляд в будущее» Концепция развития: /Электронный ресурс/, URL: http://ru. president. az/.