Зарубежный опыт
УДК 338.242.4
проблемы налогово-бюджетной политики и стабилизации экономики Азербайджана
А-К.Г. ГАДЖИЕВ, кандидат экономических наук, заведующий отделом E-mail: [email protected] Институт экономики Национальной академии наук
Азербайджанской Республики
В статье обсуждаются особенности модели экономического роста Азербайджана и возможные направления совершенствования основных инструментов макроэкономической стабилизации налогово-бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики на среднесрочную перспективу.
Ключевые слова: экономический рост, стабилизация, налогово-бюджетная политика, денежно-кредитная политика, валютная политика
С начала 2000 г. возможности последовательного роста объемов добычи и экспорта энергоресурсов из страны, а также сложившаяся благоприятная конъюнктура на мировых рынках1 предопределили направления политики экономического роста Азербайджана, которая заключается в стимулировании расширения внутреннего спроса по каналам потребительских расходов и государственных инвестиций. Данная модель предполагала реализацию классической схемы: посредством распределения нефтяных доходов через систему государственного бюджета обеспечить рост платежеспособного спроса в экономике и на этой основе стимулировать рост производства в не нефтяном секторе экономики. Однако (как показала практика) в условиях открытой
1 За исключением периода со второй половины 2008 г. и до первой половины 2009 г. (период мирового финансового кризиса).
экономики и нарушенного в результате действующего механизма макроэкономической стабилизации паритета цен принятая модель не смогла обеспечить развития не нефтяного производственного сектора экономики. В структуре произведенного ВВП сформировались существенные диспропорции в связи с ускоренными темпами роста импорта и развития сферы услуг.
С 2011 г., как и было спрогнозировано, в Азербайджане началось последовательное уменьшение объемов добычи и экспорта нефти. Сформировавшаяся новая ситуация резко ограничила возможности продолжения реализации политики экономического роста, базируясь на модели расширения спроса. На протяжении последних лет в стране наблюдается резкое снижение темпов роста экономики (рис. 1.)
В настоящее время высокая степень зависимости (а) роста экономики от доходов нефтегазового сектора и (б) доходной части государственного бюджета от поступлений нефтегазового сектора создают риски на среднесрочную перспективу для стабильного и устойчивого развития экономики страны. Такое положение требует совершенствования действующей модели экономического роста, и в частности формирования новых механизмов, обеспечивающих переход от модели экономики спроса к модели экономики предложения [5].
126,4
134,5
111,1
125
110,8 109,3
105,1 100,1 102,2
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 рис. 1. Темпы роста ВВП Азербайджана с 2000 по 2012 г.,%
2012
16,2
у = 14,987е°,°965х Я2 = 0,9378
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
рис. 2. Расходы бюджета Азербайджана с 2000 по 2012 г., % ВВП
В этой связи в исследовании обсуждаются особенности действующей модели экономического роста Азербайджана, а также возможные направления совершенствования основных инструментов макроэкономической стабилизации:
— в сфере фискальной политики — для обеспечения долгосрочной бюджетной устойчивости в условиях стремительно выросших за последнее десятилетие объемов бюджетных обязательств, падающих нефтяных доходов и неопределенности цен на мировых рынках энергоресурсов;
— в сфере монетарной политики — для поддержания стабильности на денежно-кредитном рынке в условиях снижающихся объемов поступлений на валютный рынок (главного фактора расширения резервных денег центрального банка страны).
проблемы налогово-бюджетной политики. Начиная с 2000 г. экономический рост в Азербайджане выступал в качестве ускорителя роста государственных расходов, динамика которого полностью соответствовала закону Вагнера (рост ВВП сопровождался ускоренным ростом государственных расходов (отклонения от тренда в 2006-2008 гг. связаны с проводимой правительством страны про-циклической, а в 2009-2010 гг. — антициклической бюджетной политикой) (рис. 2).
Можно наблюдать, что достигнутый уровень в государственных расходах (чуть менее 35% ВВП)
2012
в соответствии с результатами теоретических исследований (кривая Армии-Рана и точка Скалли) [8; 9] и эмпирических наблюдений (Tanzi и Schuknecht) [7; 10] выше допустимого порогового уровня для развивающейся экономики (в плане положительного влияния на темпы экономического роста). Поэтому возможности дальнейшего наращивания бюджетных расходов практически исчерпаны как в плане используемой модели роста, так и в плане тренда поступающих доходов от нефтяного сектора.
Главная проблема бюджетной политики Азербайджана заключается в уровне нефтегазового дефицита, который стремительно вырос за последнее десятилетие (см. таблицу). Высокий уровень зависимости государственного бюджета от нефтегазовых доходов формирует два типа проблем:
■ 1) проблемы в связи с колебаниями цен на мировых рынках (падение мировых цен на энергоносители ниже запланированного в государственном бюджете уровня и сокращение бюджетных доходов каждый раз ставят правительство перед выбором между сокращением государственных расходов (секвестр) и повышением налоговой нагрузки. Оба направления в сложившейся ситуации в экономике страны являются крайне нежелательными (сокращение госрасходов — в социально-политическом аспекте, рост налогов — в плане стимулирования роста экономики и роста уровня конкурентоспособности);
■ 2) проблемы в связи с падением уровня добычи и экспорта нефти и, как следствие, с последовательным снижением доходов экономики и государственного бюджета, обеспечиваемых нефтегазовым сектором. Государственный бюджет Азербайджана на
2014 г. сбалансирован при цене 100 долл. США за баррель. При этом доходы государственного бюджета за последние несколько лет формируются исключительно за счет нефтегазовых доходов, доля которых в бюджетных поступлениях повысилась до уровня 75-78%.
Доходы и расходы государственного бюджета Азербайджана за 2005-2012 гг., % ВВП
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Расходы 18,0 21,4 24,0 26,6 30,6 28,3 30,7 34,5
Доходы 17,3 21,9 23,8 26,8 29,9 27,4 31,4 34,3
В том числе не нефтегазовые 4,9 4,96 4,95 4,7 8,6 4,8 6,1 9,3
Не нефтегазовый дефицит 13,05 16,44 19,05 21,87 22,0 23,5 24,6 25,2
Источник: расчеты автора по данным министерства финансов Азербайджанской Республики (URL: http://www.maliyye.gov. az) и министерства по налогам Азербайджанской Республики (URL: http://www.taxes.gov.az).
Особенность бюджетной системы Азербайджана, которая учитывает ресурсы Государственного нефтяного фонда (ГНФАР)2 в составе консолидированного бюджета, обеспечивает возможность правительству страны практически без ограничения осуществлять финансирование государственных расходов за счет ресурсов фонда. Так, размер трансферта из ГНФАР в госбюджет страны за последние 10 лет составил порядка 45% всех его поступлений (а в структуре госбюджета последних трех лет, включая 2014 г., доля трансфертов ГНФАР составляет 40-50% от доходной части бюджета). Поэтому для сокращения высокого уровня не нефтегазового дефицита (составляет чуть менее 25% ВВП) до безопасного уровня (6-7% ВВП) необходимо совершенствование действующих бюджетных правил.
Опыт нефтеэкспортирующих стран свидетельствует, что решение проблемы связано в первую очередь с применением законодательно установленных бюджетных правил (только в этих условиях можно избавиться от рисков на среднесрочную перспективу). Такие правила имеют огромное значение для улучшения инвестиционного климата в стране, поскольку выступают гарантией стабильности бюджетных параметров.
Другой важной проблемой бюджетной политики страны является уровень дефицита государственного бюджета. На протяжении последнего десятилетия уровень бюджетного дефицита в Азербайджане не превышал 1% ВВП. Однако в связи с падением нефтяных доходов дефицит государственного бюджета Азербайджана на 2014 г. запланирован уже на уровне 2,2% ВВП, и сложилось мнение, что для обеспечения продолжительного и устойчивого экономического роста допустимо увеличение бюджетных расходов еще на 1,5-2% ВВП. Анализ и проведенные расчеты по вопросу возможностей роста бюджетного дефицита в Азербайджане сви-
2 Информацию о порядке формирования и использования ресурсов ГНФАР за последние десять лет см. на сайте (URL: http://www.oilfund.az).
детельствуют о том, что указанный ранее подход повышает риски исполнения бюджетных обязательств на среднесрочную перспективу и создает дополнительные трудности для решения проблемы финансирования дефицита [6]. Это связано с тем, что в условиях роста заимствований с внутреннего рынка может произойти снижение ликвидности финансовых институтов (и в первую очередь коммерческих банков), в условиях роста заимствований с внешнего рынка создаются дополнительные нагрузки на бюджет, прирост денежного предложения в соответствии с ростом бюджетного дефицита может способствовать росту уровня инфляции.
Необходимые усовершенствования в политике бюджетных расходов требуют адекватных изменений и в проводимой налоговой политике. Конкурентоспособности на рынке развивающихся стран (так же, как и на рынке развитых стран) способствует налоговая система — только низкая налоговая нагрузка является привлекательным условием для частного капитала. В настоящее время уровень налоговой нагрузки на экономику Азербайджана составляет порядка 27-28% ВВП, что в принципе является конкурентоспособным уровнем для стран с развивающейся экономикой. Однако главная особенность сложившейся налоговой системы страны заключается в ее нейтральном отношении к процессам экономического роста. В новой модели экономического роста регулирующая и стимулирующая функции налоговой системы должны занимать ведущее место.
В этой связи главной проблемой налоговой системы Азербайджана является ее структурная несбалансированность. Анализ и оценка действующей налоговой системы страны свидетельствуют о том, что налоговые ставки являются крайне высокими по тем налогам, от которых экономический рост наиболее зависим [1]. Из прямых налогов это налог на прибыль, из косвенных — налог на добавленную стоимость. Эти налоги определяют возможность корпоративного сектора экономики по накоплению капитала и по инвестициям. Одновре-
менно в налоговой системе страны сформировались низкие уровни ставок по отношению к налогам, к которым экономический рост нейтрален (налоги на имущество физических лиц, на природную ренту и т.д.). Поэтому важными направлениями совершенствования проводимой в стране налоговой политики выступают рост налоговой нагрузки по налогам, которые не снижают темпов экономического роста, и снижение налоговой нагрузки по налогам, которые негативно влияют на экономический рост. Реализация данного направления совершенствования налоговой системы способна обеспечить такую структуру налоговых поступлений, при которой одновременно стимулируются и экономический рост, и расширение налоговой базы.
проблемы стабилизации экономики. Одной из главных причин нарушения паритета цен на внутреннем рынке страны принято считать действующий механизм стабилизации в экономике [2]. В Азербайджане (как и во многих странах с развивающимися финансовыми рынками и слабо диверсифицированной экономикой) обменный курс национальной валюты выступает в качестве «номинального якоря». Использование режима обменного курса в целях стабилизации (exchange rat e based stabilization) началось в стране еще в рамках реализации первых программ по кредитам МВФ (в 1995-1999 гг.). Поэтому изменения в уровнях экспорта энергоресурсов, а также в уровнях цен и тарифов на мировых рынках имеют определяющее влияние на макроэкономическую ситуацию. Так, рост профицита по счету текущих операций платежного баланса страны в условиях высоких цен и тарифов на мировых рынках энергоресурсов вынуждает Центральный банк Азербайджана (ЦБА) в целях стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке, а также в целях снижения давления на номинальный курс национальной валюты осуществлять снижение уровня излишней валютной массы на рынке. В рамках действующего механизма денежно-кредитной политики такой подход к стабилизации валютного рынка обусловливает рост денежного предложения и уровня инфляции. Поэтому для ЦБА в период высоких цен и тарифов на мировых рынках энергоресурсов главной задачей становится установление оптимального соотношения между ростом уровня инфляции и ростом реального эффективного курса национальной валюты (с последним показателем, как известно, связан уровень конкурентоспособности экономики).
Дополнительным фактором обострения ситуации является то, что в условиях высоких цен и тарифов на энергоресурсы происходит рост импортируемой в страну инфляции. Поскольку потребительский рынок страны в значительной степени формируется за счет импорта, то рост импортируемой инфляции выступает существенным фактором укрепления номинального и, следовательно, реального эффективного курса национальной валюты.
В годы спада внешнеэкономической конъюнктуры и резкого снижения уровня цен на энергоресурсы на мировых рынках необходимостью становятся:
1) дополнительные вливания на валютный рынок в целях предотвращения резкой девальвации национальной валюты;
2) соответствующие корректировки и сокращение бюджетных расходов.
Главной задачей правительства страны и ЦБА в этот период является выбор баланса между уровнем сокращения золотовалютных резервов и денежной массы, между уровнем инфляции и деловой активности в экономике (резкие сокращения темпов роста и снижение уровня денежного агрегата М2 ухудшают предпринимательскую среду для внутренних товаропроизводителей (рост процентной ставки, недостаток денег в обращении и т.д.). Таким образом, независимо от направления «шока» обострения макроэкономической ситуации в стране происходят как в годы благоприятной конъюнктуры (когда цены и тарифы на мировых рынках энергоносителей стремительно растут), так и в неблагоприятные годы (когда цены и тарифы имеют тенденцию к снижению).
Основными проблемами на рынке, которые обусловлены используемым стабилизационным режимом, являются:
1) отклонения номинального валютного курса от равновесного уровня (и в частности от уровня ППС — паритета покупательной способности);
2) неуклонное укрепление реального валютного курса (рис. 3).
Такая ситуация характеризуется высокими процентными ставками и низкой способностью банковской системы страны к расширению денежной массы.
Уровень и выбранный режим валютного курса в стране имеют определяющее значение для структурной модернизации экономики. С теоретичес-
Примечание. Расчеты произведены автором на основе данных Центрального банка Азербайджана (URL: http://www.cbar.az); 1995 г. = 100%.
Рис. 3. Реальный и реальный эффективный курс национальной валюты Азербайджана
с 1996 по 2011 г.,%
кой точки зрения стимулирующее воздействие на экономику может оказывать как завышенный курс валюты, так и заниженный. Все зависит от того, на каком этапе своего развития находится страна, и какие наблюдаются отклонения между номинальным и равновесным курсами валют.
Анализ и оценка уровня номинального курса национальной валюты Азербайджана [3; 4] указывают на имеющиеся в настоящее время существенные отклонения от его равновесного уровня и, следовательно, на нарушения паритета цен на внутреннем рынке.
Заключение. Действующая на протяжении последнего десятилетия модель экономического роста Азербайджана (основанная на стимулировании роста внутреннего спроса за счет перераспределения через бюджетную систему растущих нефтяных доходов в экономике) исчерпала свои возможности. На протяжении последних лет наблюдается снижение темпов роста экономики:
— в период с 2008 по 2009 г. (в связи с мировым финансовым кризисом и снижением цен на мировых рынках энергоресурсов);
— в посткризисный период в 2011-2012 гг. (в связи со снижениями уровня добычи и экспорта нефти).
Действующая модель способствовала возникновению проблем как в плане снижающихся темпов экономического роста, так и в плане сбалансированности и устойчивости макроэкономического развития, а также увеличивающихся рисков для продолжительного и устойчивого роста экономики на среднесрочную перспективу. Решение проблемы, по мнению многих специалистов, связано со
сменои модели экономического роста. Необходимым является переход от модели стимулирования роста внутреннего спроса к модели стимулирова -ния роста предложения (частных инве стиций). Другими словами, новая модель должна быть ориентирована на обеспечение существенных улучшений инвестиционного климата в стране, привлекательных условий для частных инвестиций и роста конкурентоспособности экономики.
Важной проблемой в этом направлении является достижение бюджетной устойчивости, которая составляет основу макроэкономической стабильности, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности экономики. В целях обеспечения роста конкурентоспособности экономики Азербайджана необходимы:
1) бюджетные правила — для избежания отрицательного влияния изменений внешнеэкономической конъюнктуры. Без таких правил существуют как риски увеличения расходов, так и риски сокращения доходов в бюджетной системе страны;
2) стабильная бюджетная политика на среднесрочную перспективу, которая в первую очередь предполагает стабильную налоговую политику со стимулирующим характером воздействия на процессы экономического роста;
3) совершенствование действующего механизма стабилизации режимов денежно-кредитной политики и политики валютного курса, что позволит:
— устранить зависимость налогово-бюджетной политики страны от конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов, реализовать возможности для сокращения капитальных затрат из бюджета и повысить не нефтяные доходы в среднесрочной перспективе;
— ограничить рост уровня инфляции в случае возникновения давления со стороны спроса.
Список литературы
1. Гаджиев А. Особенности макроэкономической стабилизации в странах с развивающимися финансовыми рынками / Глобальный мир: антикри-
зисные императивы, модернизация, институты. М.: Вузовская книга. 2012.
2 . Гаджиев А. Макроэкономические аспекты инновационного развития экономики Азербайджана: материалы Международной научно-практической конференции «Управление инновациями-2012». М.: Институт проблем управления РАН. 2012.
3. Гаджиев А. Анализ и оценка равновесного уровня обменного курса национальной валюты Азербайджана: сборник материалов II Международной научно-практической конференции «Статистика XXI столетия: новые вызовы, новые возможности». Киев, 2013.
4 . Нинке Омес, Аико Минешима. Дальнейшее повышение гибкости обменного курса в Азербайджане: плюсы и минусы. URL: http://www.imf. org/external/country/aze/rr/2010/022610r.pdf.
5 . AliyevI., Haciyev A., HaciyevR. Macroeconomic policy of Azerbaijan — features of formation in the financial crisis: New Challenges of Economic and Business Development: proceedings of international
conference. Riga, 10-12 May, 2012. Riga: University of Latvia, 2012, pp.13-20.
6 . Aliyev I., Haciyev A., Haciyev R. Economic growth and features of macroeconomic regulation in Azerbaijan // Journal of International Scientific Publication: Economy&Business. Vol. 5. Part 4. 2011, pp. 16-24. URL: http://www.science-journals.eu.
7. Carling R., Kirchner S. Fiscal Rules for Limited Government: Reforming Australia's Fiscal Responsibility Legislation / CIS Policy Monograph 98. 2009.
8. Durevall D., Henrekson M. The Futile Quest for a Grand Explanation of Long-Run Government Expenditure / Research Institute of Industrial Economics, IFN Working Paper. № 818. 2010.
9 . HunterL.A. The Leviathan Project / The Institute for Social Choice and Individual, Values. 2008. URL: http://www.socialsecurityinstitute.com/uploads/File/ The-Leviathan-Project-Web.pd).
10. Tanzi V., Schuknecht L. Reconsidering the Fiscal Role of Government: The International Perspective // American Economic Review. Vol. 87. 1997, pp. 164-168.
Finance and credit Foreign experience
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
THE PROBLEMS OF AZERBAIJAN'S FISCAL POLICY AND ECONOMIC STABILIZATION
Aga-Kerim G. GADZHIEV
Abstract
The article discusses the specifics of the economic growth model of Azerbaijan and possible areas of improving the basic tools of macroeconomic stabilization of fiscal, monetary and foreign exchange policy for the medium term
Keywords: economic growth, stabilization, tax, fiscal, policy, monetary, foreign exchange
References
1. Gadzhiev A. Osobennosti makroekonomicheskoi stabilizatsii v stranakh s razvivayushchimisya finans-ovymi rynkami. Global 'nyi mir: antikrizisnye imperativy, modernizatsiya, instituty [Special aspects of macroeco-
nomic stabilization in emerging financial markets. Global world: crisis imperatives, modernization, institutions]. Moscow, Vuzovskaya kniga Publ., 2012.
2. Gadzhiev A. [Macroeconomic aspects of innovation-driven growth of the Azerbaijan economy]. Upravlenie innovatsiyami — 2012: materialy Mezhd-unarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. "Innovation management — 2012"]. Moscow, Institute of Control Sciences of Russian Academy of Sciences Publ., 2012.
3. Gadzhiev A. [Analyzing and assessing the equilibrium level of the exchange rate of the Azerbaijan national currency]. StatistikaХХIstoletiya: novye vyzovy, novye vozmozhnosti: sbornik materialov II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii
[Proc. 2nd Int. Sci. Conf. "Statistics ofthe 21st century: new challenges, new opportunities"]. Kiev, 2013.
4. Nienke Oomes, Aiko Mineshima. Moving to Further Exchange Rate Flexibility in Azerbaijan: the Pros and Cons. Available at: http://www.imf.org/ex-ternal/country/aze/rr/2010/022610r.pdf.
5. Aliyev I., Haciyev A., Haciyev R. Macroeco-nomic policy of Azerbaijan — features of formation in the financial crisis: New Challenges of Economic and Business Development: proceedings of international conference. Riga, May 10-12, 2012. Riga, University of Latvia, 2012, pp. 13-20.
6. Aliyev I., Haciyev A., Haciyev R. Economic Growth and Features of Macroeconomic Regulation in Azerbaijan. Journal of International Scientific Publication: Economy & Business, vol. 5, Part 4, 2011, pp.16-24.
7. Carling R., Kirchner S. Fiscal Rules for Limited Government: Reforming Australia's Fiscal Responsibility Legislation. CIS Policy Monograph 98, 2009.
8. Durevall D., Henrekson M. The Futile Quest for a Grand Explanation of Long-Run Government Expenditure. Research Institute of Industrial Economics. IFN Working Paper, no. 818, 2010.
9. Hunter L.A. The Leviathan Project. The Institute for Social Choice and Individual Values, 2008. Available at: http://www.socialsecurityinstitute.com/uploads/ File/The-Leviathan-Project-Web.pd).
10. Tanzi V., Schuknecht L. Reconsidering the Fiscal Role of Government: The International Perspective. American Economic Review, 1997, vol. 87, pp.164-168.
Aga-Kerim G. GADZHIEV
Institute of Economics
of Azerbaijan National Academy of Sciences, Baku, Azerbaijan Republic [email protected]