УДК 378.1; 371.3
Е.И. Артамонова О.А. Козырева
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИСИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА
Структура современного методологического знания пополняется новыми методологическими подходами, фасилитирующими решение проблем современной педагогической науки. В данном ракурсе моделирования и апробации методологического знания полисистемный подход отражает запросы решения совокупности противоречий современной дидактики, теории и методики воспитания, социальной педагогики, общих основ педагогики и других разделов педагогической науки.
методология, полисистемный подход, мультисредовый подход, культура самостоятельной работы, модели формирования культуры самостоятельной работы.
Современная система научного знания имеет общие корни философско-методологического генеза. В общепринятом (этимологическом) толковании термина «методология» - это наука о путях и способах познания объективной действительности. Другими словами методология - это наука о специфических особенностях познания объективного в системе социокультурных отношений (явления, процессы и т.д.), совокупность средств и методов которой обеспечивает получение достоверных результатов (теории, концепции, законы, закономерности, средства, принципы и т.д.) определенной науки или системы наук. Методология в педагогической науке, как и в любой другой науке, имеет в своей основе философские положения и подходы, позволяющие изучать объективную действительность, а именно человека в процессе различного рода взаимодействия (социального, педагогического, психологического, социально-педагогического, социально-психологического, психолого-педагогического и пр.) согласно рамок, норм, моделей научного исследования, способствующих планомерно, объективно, качественно выявлять противоречия и решать проблемы современной педагогики в спектре ее дисциплин. Тем самым методология в системе педагогической науки позволяет определять, находить, детализировать, вырабатывать наиболее эффективные приемы, методы, средства, способы, принципы, методики, технологии воздействия, взаимодействия или, иными словами, сущностное, специфически и феноменологически обусловленное наполнение категориального аппарата системы педагогической науки.
В теории и практике методологической основой исследования педагоги выбирают научный подход, позволяющий объективно, точно, своевременно, обоснованно, детально, в соответствии со всеми условиями поставить цель, вы-
брать средства, раскрыть истоки неизученного явления и получить научно обоснованный результат в процессе своей работы. Научный подход может быть рассмотрен в широком смысле и в локальном. В локальном смысле научный подход рассматривает явление или событие с позиции определенной науки. В широком смысле научный подход - это система философских воззрений, позволяющих осуществить научный эксперимент, а также совокупность всех подходов, трансформирующих модели получения нового знания. Одним из локальных подходов являются полисистемный и мультисредовый подходы. Так, на протяжении последних двух десятилетий планирования и организации научно-педагогических исследований возможности формирования методологического, методического, дидактико-гносеологического знания в системе формирования самостоятельной работы студента-педагога и педагога, разнообразной культуры, связанной с их учебно-профессиональной деятельностью, представляют субъектно-средовый и полисистемный интерес для педагогов-исследователей, результаты которых отражены в диссертационных исследованиях на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук 1.
Эти исследования явились предпосылками возникновения феномена «культура самостоятельной работы» и таких методологических подходов, как полисистемный и мультисредовый.
1 Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. 450 с. ; Исаев, И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы : дис. ... д-ра пед. наук. М., 1993. 468 с. ; Козырева О.А. Самостоятельная работа школьников с использованием компьютеризированного учебника «Культура самостоятельной работы» : дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 1998. 161 с. ; Мещерякова Е.И. Формирование культуры самостоятельной деятельности курсантов в креативно-акцентных системах обучения: на примере образовательных учреждений МВД России : дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2003. 369 с. ; Онищенко Э.В. Формирование историко-педагогической культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза : дис. ... д-ра пед. наук. Киров, 2002. 472 с. ; Палаткина Г.В. Этнопеда-гогические факторы мультикультурного образования : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003. 400 с. ; Петрова Н.П. Содержание и технологии формирования информационно-проективной культуры педагога (на примере подготовки учителя технологии и предпринимательства) : дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Дону, 2005. 294 с. ; Рыбачук Н.А. Теория и технология формировании культуры здоровья студентов : дис. ... д-ра пед. Краснодар, 2003. 519 с. ; Соколова Л.Б. Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя : дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2000. 350 с. ; Суворова С.Л. Формирование коммуникативнодискурсивной культуры будущих учителей : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2005. 380 с. ; Суслова Т.Д. Формирование художественно-эстетической культуры учителя : дис. ... д-ра пед. наук. Липецк, 1998. 410 с. ; Тамарская Н.В. Формирование управленческой культуры педагога в процессе непрерывной профессиональной подготовки : дис. . д-ра пед. Калининград, 2004. 367 с. ; Тарева Е.Н. Теоретические основы и педагогическая технология формирования рационального стиля учебной деятельности у студентов университета : дис. . д-ра пед. Иркутск, 2002. 317 с. ; Яковлева Е.В. Становление учителя как субъекта культуры : дис. ... д-ра пед. М., 2004. 364 с.
В контексте методологического знания проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога сводится нами к рассмотрению этих двух методологических подходов: полисистемного и его частного случая - мультисре-дового.
Полисистемный подход - это методологический подход, где все нюансы и аспекты деятельности, культуры и взаимодействия представляют собой уникальную систему, связанную с другими системами, синергетически реагирующими на изменения во внутренних и внешних структурах, предопределяющих полиструктурное единство и целесообразность в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, и сообразно повышающую сложность отношений, качеств, связей в многомерном пространстве социально-биологического генеза. Полисистемный подход, таким образом, позволяет найти решения задач, связанных с поиском определенного качества, связи, решения их на определенной плоскости - или декартовой прямоугольной системы координат, или плоскости социальнопедагогических отношений. Нередко данные задачи не имеют логического, действительного решения, при переходе в другую систему, расширении видения проблемы, добавлении степени свободы или энергии и т.д., и т.п. они имеют бесконечное множество решений. В связи с этим возможности моделирования в структуре формирования культуры самостоятельной работы отражают условия и уровни сформированности данного феномена, а полисистемный подход в определении модели уровней функционирования культуры самостоятельной работы фасилитирует выделение четырех уровней, описывающих возможности и условия формирования в структуре феноменальных возможностей и границ-ограничителей.
Первый уровень - объектный, где каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу, объект в своем исконном изучении, самопознании, самосовершенствовании, самореализации. Границы сформированности культуры самостоятельной работы первого уровня (объектного) определяются владением способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.).
Второй уровень - индивидуальный, где человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогических отношений создает плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм. Сформированность культуры самостоятельной работы определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов.
Третий уровень - субъектный, где человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе которых он практикует основы моделирования и внедрения результатов моделирования на практике. Сформи-рованность культуры самостоятельной работы определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирования и внедрения моделированных средств.
Четвертый уровень - личностный, где личность определяет себе перспективы саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фа-силитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреду, способствует формированию позитивной адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности. Сформированность культуры самостоятельной работы определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазвития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социальнопедагогического и психолого-педагогического взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, но и механизма, связующего социокультурный опыт с системой социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия в мик-ро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.
В таком контексте уровни формирования культуры самостоятельной работы педагога следующие:
1) использование средств фиксации информации (объектный уровень, обеспечивающий человеку владение способами, методами и средствами самообучения);
2) моделирование продуктов мыслетворчества (уровень индивида, включенного в систему деятельностно-практических отношений, создающих и реализующих включение индивида в мультисредовые отношения согласно способностям, интересам, мотивам, уровням притязаний и возможностям обеих сторон, то есть мультисреды и индивида);
3) моделирование и реализация продуктов моделирования (уровень субъекта, включенного в систему деятельностно-практических и научно-экспериментальных отношений, фасилитирующих процессы самосовершенствования, самореализации и взаимодействия субъекта в мультисредах);
4) создание условий для использования средств фиксации информации, моделирования и внедрения продуктов моделирования (уровень личности, создающей и реализующей на практике в методах и средствах педагогического взаимодействия систему принципов гуманно-личностной педагогики, фасилити-рующей включение в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреду индивидов, субъектов, личностей с их качественно-количественными показателями сформи-рованности опыта деятельности, то есть обученности, образованности и пр.).
Полисистемный подход в формировании культуры самостоятельной работы уникален, так как с точки зрения биологического зарождения ребенок проходит несколько стадий развития:
1) внутриутробную (ребенок в чреве матери пытается показать свою волю, самостоятельность, на что мать реагирует, исходя из своих потребностей, представлений, нужд, опыта, деятельности, культуры и т.п., в зависимости от
того, как приспособится данный плод, будут и согласованные или несогласованные действия, ведущие или к позитивному развитию плода, или к негативному, вплоть до устранения по какой-либо причине);
2) стадию новорожденного (самостоятельность биологическая ставит условия формирования самостоятельности социобиокультурной со всеми нюансами трансформации опыта и отношений);
3) стадию детства в подлинном смысле данного термина, где ребенок постигает все социобиокультурные связи, отношения, блага, создавая условия и реализуя их в уникальном опыте деятельности и общения, в ходе чего трансформируются разнообразные качества, связи, модели поведения, преобразование внутреннего и внешнего, а затем ребенок, проходя совокупность стадий взросления, становится взрослым человеком, создающим материальные блага, количество и качество которых обеспечивает его с излишком, называемым социальной страховкой, которая в любой момент может быть использована им, по какой-либо причине получившим деформацию, не позволяющую заниматься прежней деятельностью, и несущим ему остатки его труда в данном русле услуг, культуры, общественных отношений, деятельности, науки, искусства, религии и пр.
Уникальность такого подхода к трансформации разнообразных идей ставит нас на ступень, где жизнь в различных ее проявлениях несет культуре и истории свои плоды, а культура самостоятельной работы обеспечивает формирование опыта, который социализирует, адаптирует, самоорганизует, самореализу-ет, самоопределит, вдохновит человека, индивида, субъекта, личность на определенные поступки, продукты, а также прямое и косвенное принятие их следствий. В данной системе аксиолого-гносеологическая цепочка «цель - ценность - цена - смысл - плата - расплата» безукоризненно выполняет роль стабилизатора культуры и ее норм. Любая деятельность, любой поступок в ее канве иллюстрирует исход культурологических преобразований и персонифицированных актов самоопределения и самореализации человека, индивида, субъекта, личности, уникума и т.п. через среду (модели социализации, сводимые к таким направлениям, как наука, спорт, искусство, религия), деятельность и общение (модели самоопределения, самовоспитания, самообучения, саморазвития, самообразования, самореализации, самосовершенствования, самосохранения, взаимодействия и пр.), культуру (представляющую собой, с одной стороны, матрицу возможных направлений и матрицу препятствий, сохраняющих культуру и ее единицы в поле преобразований и реальности, с другой стороны, систему смыслов, трансформирующих сознание, подсознание, модели деятельности и отношений человека в микро-, мезо-, макро-, мега-, мультимасштабах и саму культуру согласно новообразованиям научно-технического прогресса и системе морально-этических гуманистических идей, теорий, концепций и программ, реализующих образовательные, социальные, государственные и мировые взгляды на решение проблем определенного масштаба, прямо и косвенно связанных с человеком, его жизнью и деятельностью).
Итак, мультисредовый подход является частью полисистемного подхода. Его модели и условия предопределяют то, что человек, индивид, субъект, лич-
ность может в различных средах выполнять различные роли, осуществлять разнообразную деятельность, которая вне зависимости от позиции в иерархии развития свойств и качеств (человек, индивид, субъект, личность) будет многогранно отражать особенности их и общества в продукте культуры, науки, деятельности, общения и их пересечений, трансформировать объективное согласно антропологическим, индивидуальным, субъектным и личностным моделям, опосредованным системой ограничений и возможностей пространства и времени.
Мультисредовый подход - это методологический подход, в структуре которого выделяется несколько сред, включающих одновременно субъекта культуры, деятельности, общения, науки, искусства, религии и т.п. Подобно матрешке, он повторяет все качества, отношения, модели, функции и т.д. в различных ипостасях социального взаимодействия, прямо и косвенно связанного с нюансами планирования и организации ведущей деятельности и общения, например, я-ребенок (дочь, сын), я-родитель, я-дедушка/бабушка.
В связи с этим феноменология гносеологической единицы современной педагогики «культура самостоятельной работы» неоднозначна, так как, с одной стороны, это категория культурологии и психосоциологии со своими специфическими, социально обусловленными механизмами трансформации сознания и моделей взаимоотношений субъекта культуры и общества в психосоциальном конгломерате опыта человечества и личности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, с другой стороны, это категория педагогики, в рамках которой могут быть выделены и использованы на практике системы принципов, методов, приемов, форм, средств, методик, технологий педагогического взаимодействия и даже методологических подходов, фасилитирующих понимание необходимости формирования культуры самостоятельной работы субъекта деятельности, общения, культуры и т.п. как механизма социализации, самоопределения, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия.
Культура самостоятельной работы - это механизм самосовершенствования и самореализации субъектов социального пространства, определяющий ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры. Несомненна роль данного феномена в определении перспектив работы с обучающимися, а также в реализации всевозможных акметех-нологий, акметраекторий современного обучения и образования в системе начального, среднего и высшего профессионального образования. Культура самостоятельной работы - это составная часть культуры, определяющая развитие и формирование личности.
Формирование культуры самостоятельной работы, определяемой нами как совокупность формально-логических и содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагогическому феномену, обусловливающему формирование и развитие личности, способствует отражению объективных закономерностей, требований, норм, специфики деятельности субъектов культуры в системе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, является фундаментальным явлением, предопределяющим результат саморазвития и самореализации в полисистемном ракурсе. Это и общение, и профессиональная
деятельность, и культура, и досуг, и искусство, и религия, и пр. В таком контексте под личностью мы понимаем человека, который имеет позитивную систему ценностей, создает реализуемые на практике условия самосовершенствования, самореализации и различного рода взаимодействия (социальное, педагогическое, психологическое, эмоциональное, продуктивное, репродуктивное и т.п.) в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Примеров такого рода практики в мировой культуре и истории достаточно, поскольку все инновационные эволюционные и революционные модели, методы, методики, технологии и средства в структуре своей имеют данный механизм, реализуемый в контексте идей гуманной и гуманно-личностной педагогики.
Иллюстрируя функциональные особенности полисистемного подхода в модели взаимосвязи уровней функционирования культуры самостоятельной работы, уровней сформированности культуры самостоятельной работы педагога и уровней формирования профессионально-педагогической культуры, можно отметить, что первый уровень - объектный - предполагает в структуре формирования культуры самостоятельной работы педагога использование средств фиксации информации, а на уровне формирования профессионально-педагогической культуры благодаря владению совокупностью средств фиксации информации - формирование основ самообучения, саморазвития и самообразования, формирование общеучебных знаний, умений и навыков, фасилитирующих процессы социализации, самореализации, самосовершенствования.
На втором уровне - индивидуальном - в структуре формирования культуры самостоятельной работы педагога предполагается использование моделирования как метода исследования, метода построения и преобразования объективной реальности, то есть в данном направлении ведется моделирование продуктов мыслетворчества, а на уровне формирования профессионально-педагогической культуры благодаря владению совокупностью средств фиксации информации, а также моделированию происходит поэтапное становление личности педагога как посредника репродуктивной и продуктивной деятельности в структуре изучения социального опыта подрастающим поколением, включенное в решение проблем самоопределения, самовоспитания, самообразования, саморазвития, самосовершенствования и самореализации.
На третьем уровне - субъектном - предполагается в структуре формирования культуры самостоятельной работы педагога использование моделирования и реализации продуктов моделирования в ведущей деятельности и общении, а на уровне формирования профессионально-педагогической культуры благодаря владению совокупностью средств фиксации информации, моделирования и реализации продуктов моделирования в ведущей деятельности и общения происходит становление личности педагога как субъекта общества, обучения, педагогического взаимодействия, культуры, профессии.
На четвертом уровне - личностном - предполагается в структуре формирования культуры самостоятельной работы педагога использование ресурсов педагогического сотрудничества, сотворчества, создание условий для использования средств фиксации информации, моделирования и внедрения продуктов моделирования в ведущую деятельность и общение, в результате чего у данной
группы индивидов, субъектов, личностей будет формироваться профессионально-педагогическая культура, а именно становление личности педагога как профессионала, мастера, наставника.
В таком контексте полисистемный (и его частный случай - мультисредовый) подход фасилитирует изучение, моделирование, апробацию и внедрение феноменологических, процессуальных, функциональных, аксиологических, ак-меологических, герменевтических и дидактических нюансов формирования культуры самостоятельной работы.
СПИКОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артамонова, Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000. - 450 с.
2. Исаев, И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы [Текст] : дис. ... д-ра пед. - М., 1993. -468 с.
3. Козырева, О.А. Самостоятельная работа школьников с использованием компьютеризированного учебника «Культура самостоятельной работы» [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 1998. - 161 с.
4. Мещерякова, Е.И. Формирование культуры самостоятельной деятельности курсантов в креативно-акцентных системах обучения: на примере образовательных учреждений МВД России [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук. - Воронеж, 2003. - 369 с.
5. Онищенко, Э.В. Формирование историко-педагогической культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза [Текст] : дис. . д-ра пед. наук. - Киров, 2002. -472 с.
6. Палаткина, Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - 400 с.
7. Петрова, Н.П. Содержание и технологии формирования информационнопроективной культуры педагога (на примере подготовки учителя технологии и предпринимательства) [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук. - Ростов н/Дону, 2005. - 294 с.
8. Рыбачук, Н.А. Теория и технология формировании культуры здоровья студентов [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук. - Краснодар, 2003. - 519 с.
9. Соколова, Л.Б. Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2000. - 350 с.
10. Суворова, С.Л. Формирование коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2005. - 380 с.
11. Суслова, Т.Д. Формирование художественно-эстетической культуры учителя [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук. - Липецк, 1998. - 410 с.
12. Тамарская, Н.В. Формирование управленческой культуры педагога в процессе непрерывной профессиональной подготовки [Текст] : дис. . д-ра пед. - Калининград, 2004. -367 с.
13. Тарева, Е.Н. Теоретические основы и педагогическая технология формирования рационального стиля учебной деятельности у студентов университета [Текст] : дис. . д-ра пед. - Иркутск, 2002. - 317 с.
14. Яковлева, Е.В. Становление учителя как субъекта культуры [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 364 с.
E.I. Artamonova, O.A. Kozyreva
POLYSYSTEMATIC ANALYSIS OF PEDAGOGUES’ INDEPENDENT WORK
Modern methodology is being supplemented with new methodological approaches facilitating the solution of contemporary pedagogical problems. Polysystematic approach helps to find and solve contradictions of didactics, theory and methodology of education, social pedagogy, and other branches of pedagogical science.
methodology, polysystematic approach, multimedia approach, independent work.