Научная статья на тему 'Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности'

Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

В статье автором раскрываются нюансы формирования культуры самостоятельной работы педагога в профессиональной деятельности. Уровни формирования культуры самостоятельной работы педагога иллюстрируют качество преобразований и возможности саморазвивающейся, самосовершенствующейся и самореализующейся личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности»

УДК 378.1

МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

O.A. Козырева*

В статье автором раскрываются нюансы формирования культуры самостоятельной работы педагога в профессиональной деятельности. Уровни формирования культуры самостоятельной работы педагога иллюстрируют качество преобразований и возможности саморазвивающейся, самосовершенствующейся и самореализующейся личности.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы;

модель; профессиональная деятельность.

MODEL OF FORMATION OF CULTURE IN THE STRUCTURE OF THE INDEPENDENT PROFESSIONAL

O.A. Kozyreva

In the article the author discussed a nuance of a forming a self-dependent living activities culture in professional work. The level-models by self-dependent living activities culture of a teachers illustrated a gradation and degrees of a forming self-educations, self-control and self-succeed persons.

Keywords: self-dependent living activities culture; models; professional work.

Культура самостоятельной работы обучающегося и педагога как феномен социально-педагогических инноваций появился в конце XX века как вектор преобразований в структурах человека самосовершенствовающегося и самореализующегося, фасилитирующий включение субъекта обучения и культуры в процесс социально-педагогического взаимодействия, самоопределения, самосовершенствования и самореализации.

Феноменология гносеологической единицы современной педагогики «культура самостоятельной работы» неоднозначна, т.к., с одной стороны, — это категория культурологии и психосоциологии со своими специфическими социально обусловленными механизмами трансформации сознания и моделей взаимоотношений субъекта культуры и общества в психосоциальном конгломерате опыта

человечества и личности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, с другой стороны, - это категория педагогики, в рамках которой могут быть выделены и использованы на практике системы принципов, методов, приемов, форм, средств, методик, технологий педагогического взаимодействия и даже методологических подходов, фасилитиру-ющих понимание необходимости формирования культуры самостоятельной работы субъекта деятельности, общения, культуры и пр. как механизма социализации, самоопределения, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия.

Всё это объясняет причину широкого интереса к вопросу формирования культуры самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного образования, т.к. сам образец, эталон, которому мы подражаем в рамках отведенной деятель-

* Козырева Ольга Анатольевна, доцент кафедры педагогики, Кузбасской государственной педагогической академии, кандидат педагогических наук. E-mail: [email protected].

ірикікнитя

ности, устоявшейся культуры показывает насколько сильны традиции персонифицированной уникальности, иллюстрирующей возможности человека, во-первых, как индивида с различными потребностями, способностями, склонностями, предпочтениями, пристрастиями, моделями социально-педагогических отношений и субъектно-объектных преобразований, во-вторых, как субъекта культуры, одновременно являющегося ее единицей, творцом, смыслом, результатом и продолжателем в репродуктивно-генетическом и культурно-историческом смыслах, в-третьих, как личности в полидефинитном генезе и мультисре-довом конгломерате, фасилитирующих понимание необходимости социально-философских, пси-холого-педагогических, гносеолого-смысловых и пр. преобразований в человеке и обществе и т.д.

Культура самостоятельной работы педагога как механизм саморазвития и самореализации личности, способ посредничества между субъектами общества и социокультурным опытом человечества является результатом индивидуально-личностного (биолого-генетического, психофизиологического, социально-педагогического и т.д.), профес-сионально-компетентностного и мультисредового самовыражения и взаимодействия в культуре, деятельности и общении, где смыслы и ценности являются унифицированными элементами (единицами) социально-профессионального обмена и роста, продукты коих лежат в плоскостях воспитания, обучения, образования, развития, социализации, взаимодействия, самореализации и самосовершенствования.

Культура самостоятельной работы - это механизм самосовершенствования и самореализации субъектов социального пространства, определяющая ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры. Несомненна роль данного феномена в определении перспектив работы с обучающимися и студентами, а также в реализации всевозможных акметехнологий, акметраекторий современного обучения и образования в системе начального, среднего и высшего профессионального образований. Культура самостоятельной работы - это составная часть культуры, определяющая развитие и формирование личности.

Формирование культуры самостоятельной работы, определяемой нами как совокупности фор-

мально-логических и содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагоги-ческому феномену, обуславливающему формирование и развитие личности, способствует отражению объективных закономерностей, требований, норм, специфики деятельности субъектов культуры в системе субъект-субъектных и субъект-объ-ектных отношений, является фундаментальным явлением, предопределяющим результат саморазвития и самореализации в полисистемном ракурсе - это и общение, и профессиональная деятельность, и культура, и досуг, и искусство, и религия, и пр. В таком контексте под личностью мы понимаем человека, который имеет позитивную систему ценностей, создает реализуемые на практике условия самосовершенствования, самореализации и различного рода взаимодействия (социального, педагогического, психологического, эмоционального, продуктивного, репродуктивного и пр.) в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Примеров такого рода практики в мировой культуре и истории предостаточно, ведь все инновационные эволюционные и революционные модели, методы, методики, технологии и средства в структуре своей имеют данный механизм, реализованный в контексте идей гуманной и гуманно-личностной педагогики.

В педагогике средней школы одним из наиболее распространенных методов и средств формирования и развития культуры самостоятельной работы у обучающихся является формирование потребности в использовании совокупности средств и методов фиксации информации [3]. При соблюдении требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как полиаспектному феномену, рассматривающему самостоятельную работу как форму, метод, средство педагогического взаимодействия, условие и норму самоопределения и самоутверждения, самосовершенствования и самореализации, взаимодействия и взаимопомощи можно создать благоприятные условия для становления личности обучающегося как носителя и творца культуры, искусства, деятельности, общения. Такого рода работа неоднократно проверена студентами педвуза в ходе прохождения педагогических практик [2], выполнения творческих проектов, курсовых работ и выпускных квалификационных работ [1, 2, 4, 5].

В современной педагогике одним из наиболее распространенных методов и средств формирования и развития культуры самостоятельной работы в высшей школе является моделирование в своём многообразии видов, форм и средств.

Возможности моделирования в структуре формирования культуры самостоятельной работы отражают условия и уровни сформированности данного феномена. Так, в модели уровней функционирования культуры самостоятельной работы выделяется 4 уровня, описывающих возможности и условия формирования в структуре феноменальных возможностей и границ-ограничителей [5].

Первый уровень - это объектный, здесь каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу, объект в своем исконном изучении, самопознании, самосовершенствовании, самореализации. Границы сформированности культуры самостоятельной работы первого уровня (объектного) определяются владением способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.).

Второй уровень — индивидуальный, здесь человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогических отношений создает плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм. Сформированность культуры самостоятельной работы определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов.

Третий уровень - это субъектный, здесь человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе чего он практикует основы моделирования и претворения результатов моделирования на практике. Сформированность культуры самостоятельной работы определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирования и внедрения моделированных средств.

Четвертый уровень — личностный, здесь личность определяет себе перспективы саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей,

фасилитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности. Сформированность культуры самостоятельной работы определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазвития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психолого-педаго-гического взаимодействия в микро-, мезо-, ма-кро-, мега- и мультимасштабах.

Мультисредовый подход — это методологический подход, в структуре которого выделяется несколько сред, включающих одновременно субъекта культуры, деятельности, общения, науки, искусства, религии и пр., подобно матрешки он повторяет все качества, отношения, модели, функции и т.д. в различных ипостасях социального взаимодействия, прямо и косвенно связанного с нюансами планирования и организации ведущей деятельности и общения. Мультисредовый подход своей феноменологией подчеркивает полиструк-турную природу человека, его уникальную биологическую, социальную, культурологическую и прочие составляющие жизнедеятельности. Рассмотрим в его контексте уровни формирования культуры самостоятельной работы.

Уровни формирования культуры самостоятельной работы педагога, субъекта общения, деятельности, культуры и пр.:

1. использование средств фиксации информации (объектный уровень, обеспечивающий человеку владение способами, методами и средствами самообучения);

2. моделирование продуктов мыслетворчества (уровень индивида, включенного в систему деятельностно-практических отношений, создающих

и реализующих включение индивида в мультис-редовые отношения согласно способностям, интересам, мотивам, уровням притязаний и возможностям обеих сторон, т.е. мультисреды и индивида);

3. моделирование и реализация продуктов моделирования (уровень субъекта, включенного в систему деятельностно-практических и научно-экспериментальных отношений, фасилитирующих процессы самосовершенствования, самореализации и взаимодействия субъекта в мультисредах);

4. создание условий для использования средств фиксации информации, моделирования и внедрения продуктов моделирования (уровень личности, создающей и реализующей на практике в методах и средствах педагогического взаимодействия систему принципов гуманно-личностной педагогики, фасилитирующей включение в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреду индивидов, субъектов, личностей с их качественно-количественных показателями сформированности опыта деятельности, т.е. обученности, образованности и пр.).

Субъект деятельности, общения, культуры, науки, искусства, спорта и пр. в условиях поли-системных преобразований внутреннего мира и внешнего пространства добивается значимых для него результатов в выбранном ракурсе социализации, самореализации, самоутверждения и самосовершенствования. В нашем случае - будучи одновременно обучающимся (студентом) и учителем, студент в модели формирования культуры само-

Литература

стоятельной работы педагога может находиться на одном из четырех уровней функционирования культуры самостоятельной работы: объектном, индивидуальном, субъектом и личностном, а сформированность культуры самостоятельной работы соответственно у него может быть низкого, среднего, высокого и профессионального уровней.

В таком контексте на четырех уровнях функционирования культуры самостоятельной работы имеют место быть 4 уровня сформированности культуры самостоятельной работы, которые рассматриваются как результат уровней формирования культуры самостоятельной работы педагога. Высокий и профессиональный уровень сформированности культуры самостоятельной работы педагога дают свои плоды в различных направлениях социального и социально-педагогического взаимодействия, ведь все достижения субъектов деятельности, культуры, науки, искусства, спорта напрямую зависят от личного умения мобилизоваться в поиске решения основного противоречия современной профориентологии «хочу - могу -надо - есть», умениями создать условия для решения данного противоречия для других субъектов социальной среды, а показателями возможности решения данных противоречий являются результаты выступлений на смотрах, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и пр.

1. Козырева O.A. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования. - Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. - 385 с.

2. Козырева O.A. Воспитание как феномен моделирования и практики. - Кемерово: Изд-во КРИП-КиПРО, 2010. -410 с.

3. Козырева O.A. Культура самостоятельной работы: учебно-методическое пособие к

компьютеризированному учебнику. - Новокузнецк, 1997. - 102 с.

4. Козырева O.A. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов - Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. - 279 с.

5. Козырева O.A. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Новокузнецк: КузГПА, 2010. -97 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.