5.1.4 Уголовно-правовые науки
(юридические науки)
Criminal Law
Р01: 10.33693/2782-7372-2024-3-3-64-68 УДК: 343 ГРНТИ: 10.71 ЕРЫ: МСЮРТ
Особенности подготовки сотрудников для органов предварительного следствия в зарубежных странах
В.С. Аквита ©, И.А. К8ртэшовь ©
Московский областной филиал Московского университета Министерства внутренних дел России имени В.Я. Кикотя, г. Москва, Российская Федерация
а E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются особенности подготовки сотрудников для органов предварительного следствия в США, в Великобритании и Франции. Для сравнения приведены особенности подготовки сотрудников на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: сотрудник, органы предварительного следствия, подготовка, следователь, дознаватель, комиссар, детектив, расследование, Королевская служба, Национальная полиция
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Аквит В.С., Карташов И.А. Особенности подготовки сотрудников для органов предварительного следствия в зарубежных странах // Лоббирование в законодательстве. 2024. Т. 3. № 3. С. 64-68. Р01: 10.33693/2782-7372-2024-3-3-64-68. ЕРЫ: МС1РРТ
Аквит В.С., Карташов И.А.
DOI: 10.33693/2782-7372-2024-3-3-64-68
Features of Training of Officers for Preliminary Investigation Bodies in Foreign Countries
V.S. Akvit3 ©, I.A. Kartashovb ©
Moscow Regional Branch of the Moscow University
of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot,
Moscow, Russian Federation
а E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the issue of features of training of officers for preliminary investigation bodies in the USA, the UK and in France. For comparison, the features of the training of officers on the territory of the Russian Federation.
Key words: police officer, the preliminary investigation bodies, training, an investigator, an interrogator, a Commissioner, detective, an investigation, the Crown Prosecution Service (CPS), the National Police
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка высококвалифицированных сотрудников для органов предварительного следствия всегда была одной из самых важных задач правоохранительных органов любого государства. Следователи являются одной из самых важных составляющих всей системы органов правопорядка, ведь именно они подготавливают и систематизируют для судов массу информации по различным делам1.
Однако в каждой стране курс подготовки сотрудников для органов предварительного следствия построен по-своему, с учетом особенностей населения и уровня развития правоохранительных органов2. Для определения наиболее эффективной «кузницы» кадров, полагаем целесообразным проанализировать особенности подготовки следователей в различных странах.
ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ В США
К процессу отбора кандидатов на должности детективов, именно так в США называют следователей, подходят очень ответственно. Для того чтобы получить право служить и защищать закон и порядок, претенденты должны пройти тщательную подготовку, сдать множество экзаменов и испытаний. Например,
1 Матвиенко А. Всемирная история полиции. М.: Эксмо, 2017. 256 с.
2 Мещеряков А.Н. Полиция зарубежных стран (основы организации): учебное пособие. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2005. 95 с.
чтобы построить карьеру детектива в Лос-Анджелесе, необходимо:
• наличие диплома средней школы, диплома о полном среднем образовании (General Educational Development) или калифорнийского сертификата об уровне школьных знаний (California High School Proficiency Exam);
• наличие службы в армии;
• наличие степени полицейских наук или уголовного правосудия;
• достижение 21 года.
Итак, после успешной сдачи всех вступительных тестов и экзаменов, поступление в Полицейскую академию и прохождение интенсивного курса подготовки неизбежны3.
По выпуску из данного учебного заведения можно стать патрульным офицером. Работа на этой должности является обязательной для будущего детектива, так как именно здесь он получает тот массив практически полезной информации, который впоследствии будет использовать на протяжении всей службы. Далее кандидату необходимо не менее четырех лет отработать в патруле «на земле», чтобы иметь возможность быть допущенным к полицейскому экзамену детективов. Полицейский экзамен детективов (ПЭД) - очень сложный тест, направленный на оценку логических способностей кандидата, а также определяющий его кругозор и умение взаимодействовать с другими органами и службами.
3 Как стать детективом в Лос-Анджелесе [Электронный ресурс]. URL: Ьир5://га:шкШош.сот/стать-детективом-в-Лос-Анджелесе
Т. 3. № 3. 2024
Лоббирование в законодательстве
65
Далее из числа лиц, успешно сдавших ПЭД, будет сформирована группа, допущенная к собеседованию полицейского детектива. На данном этапе уровень конкуренции будет крайне высоким, ведь проверяющие настроены отсеять большинство претендентов и оставить лишь самых достойных. Если вы благополучно прошли все эти испытания, то заветная должность де-тектив-1 можно считать уже в кармане. Однако детектив первого класса расследует лишь дела, связанные с наркотиками и различными дорожно-транспортными происшествиями, а вот уже детективы 2 и 3 классов занимаются руководством расследований ограблений, убийств, автомобильных краж.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
• В США нет ни одного учебного заведения, по окончании которого можно сразу стать детективом. Кандидаты на эту должность должны не менее 4 лет отработать патрульными офицерами, сдать ряд экзаменов, и только те кандидаты, которые прошли через горнило этих отборов получат право вести следствие. Эта система помогает сразу отсеивать большое число неподготовленных к службе в подразделениях такого рода кандидатов.
• Система подготовки детективов в США заставляет их постоянно держать себя в великолепной физической форме и повышать квалификацию, ведь получить должность очень тяжело, а потерять легко.
ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Если говорить об устройстве системы внутренних органов в Великобритании, то здесь сразу же бросаются в глаза несколько особенностей. Во-первых, в Англии нет таких классических форм предварительного расследования как следствие и дознание, а, следовательно, и подготовка сотрудников, уполномоченных вести следствие организована иным образом.
В Великобритании должность генпрокурора выполняет генеральный атторней, назначаемый непосредственно королевой. В руках Генерального атторнея сосредоточена огромная власть, он вправе возбуждать любые уголовные дела и давать иммунитет, таким образом, атторней является высшим должностным лицом в государстве в сфере уголовного преследования. В Англии существует специальный орган, предназначенный для ведения уголовного преследования - Королевская служба обвинения. Она является самостоятельной и независимой от полиции организацией, в число функций которой, входят все те задачи, которые обычно выполняют следственные подразделения.
Однако у полиции в Англии тоже есть свои следственные подразделения, полномочия которых не очень широкие, однако отбор в них довольно жесткий, например, чтобы попасть на службу в отдел уголовных расследований (Criminal InvestigationDepartment) необходимо:
• получить гражданство Великобритании или стран ЕС при наличии права на жительство;
• быть в возрасте старше 18 лет, верхнего порога не существует, кандидат может служить и в 60, если соответствует предъявляемым требованиям;
• документов об образовании не требуется, однако нужно сдать ряд специальных полицейских тестов, направленных на выявление особенностей личности кандидата;
• пройтимедицинскуюкомиссию;
• пройти довольно серьезный тест по физической подготовке;
• иметь безупречную репутацию, т.е. полное отсутствие уголовного прошлого, оскорбительных татуировок и т.д.;
• наличие водительского удостоверения (необязательно).
Успешное прохождение всех вышеперечисленных требований, означает, пригодность для службы в полиции Соединенного Королевства, но чтобы стать следователем (получить detective перед своим званием) нужно сдать еще несколько тестов, которые определят пригодность кандидата к службе в подразделениях, уполномоченных вести расследование4.
Получается, что в Великобритании институт следствия не очень развит, обусловлено это характером населения, привыкшего к размеренному и неспешному образу жизни. Поэтому в Англии очень высока роль участковых и служб полиции, уполномоченных охранять порядок путем патрулирования.
ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ВО ФРАНЦИИ
Теперь поговорим об одной из самых знаменитых стран Европы, история правоохранительных органов, которой достойна особого рассмотрения, о Франции. Здесь, как и в США, честь и собственность граждан защищает государство в лице двух централизованных ведомств - национальной полиции и жандармерии5. Оба этих органа призваны выполнять аналогичные задачи, однако подчинены разным министерствам. Следствием во Франции в основном занимаются подразделения Национальной полиции, однако для того, чтобы занять соответствующую должность придется очень постараться. В целом, в полиции Франции существует пять категорий сотрудников полиции:
• дознаватель;
• гвардеец;
• офицер правопорядка;
• инспектор полиции;
• комиссар.
Первоначальным расследованием преступлений занимаются дознаватели, однако такие подразделения сложно назвать полноценными следственными, так как они занимаются самыми незначительными правонарушениями. Чтобы стать дознавателем во Франции не требуется проходить какие-либо серьезные испытания, не требуется даже документов об образовании. Достаточно лишь сдать экзамены за неполную среднюю школу и быть в возрасте от 19 до 28 лет. Дознаватели проходят интенсивный 164-часовой курс подготовки, который включает в себя изучение уголовного законодательства, судопроизводства, системы расследования правонарушений, приемов самообороны и первичных навыков делопроизводства, в том числе, например, приемов печатания на машинке или компьютере. Все вышеперечисленное
4 Органы обвинения и адвокатуры Великобритании [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/634613/pravo/organy_ obvineniyaadvokaturyvelikobritanii
5 Французская полиция - история, структура, выполняемые задачи [Электронный ресурс]. URL: https://pro-france.com/about_ france/frantsuzskaya-politsiya-istoriya-struktura-vypolnyaemye-zadachi.html
Аквит В.С., Карташов И.А.
позволяет сделать вывод о том, что подготовка сотрудников полиции, занимающихся расследованием мелких правонарушений во Франции, организована на довольно низком уровне, что позволяет быстро «штамповать» кадры для полицейских подразделений.
Совсем иную подготовку получает категория комиссаров в школе национальной полиции, расположенной в городе Лионе. Программа обучения комиссаров включает в себя почти весь спектр дисциплин, необходимых для успешного решения поставленных пред ними задач.
Отдельно стоит отметить профессорско-преподавательский состав, занимающийся подготовкой сотрудников такого рода. Здесь преподают высшие чины полиции, имеющие многолетний опыт работы, а также офицеры национальной полиции, находящиеся на боевой работе и приезжающие в школу. Программа обучения рассчитана на 2 года, в течение которых изучаются психология, гражданское и уголовное право, немаловажная роль отводится и практической работе в действующих подразделениях. Завершается процесс обучения сдачей нескольких устных и письменных экзаменов. Таким образом достигается подготовка наиболее квалифицированных сотрудников, готовых к выполнению задач в сложной и изменяющейся обстановке.
Итак, следствием во Франции занимаются комиссары и дознаватели, соответственно высшие и низшие категории сотрудников полиции. Несмотря на то, что упор в обучении делается на освоение практических навыков, органы правопорядка получают довольно посредственных в плане квалификации специалистов, так как комиссар - высшая категория полиции обучается всего два года, а дознаватель и вовсе 164 часа. Это обусловлено историческим подтекстом развития французской полиции. Долгое время она была ориентирована на совершенствование и развитие розыскного процесса, что подразумевает под собой усиленную подготовку сотрудников криминальной полиции, проходящих службу в подразделениях, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью.
Таким образом, получается, что львиная доля работы по раскрытию и расследованию преступления ложится на плечи не следователей, как в США, а оперативных сотрудников, которые во Франции называются инспекторами полиции, уполномоченными не носить форменное обмундирование. Исходя из всего вышеперечисленного, следует, что трату большого количества времени и ресурсов на подготовку квалифицированных сотрудников для органов предварительного следствия французские правоохранители считают излишней.
ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В РОССИИ
Для сравнения рассмотрим подготовку сотрудников в России. В Российской Федерации очень ответственно подходят к процессу отбора кадров на должности следователей. В целом, в правоохранительных органах Российской Федерации существуют классические формы предварительного расследования, такие как следствие и дознание, правда, дознаватели занимаются в основном мелкими делами. Итак, чтобы стать следователем в России необходимо иметь:
• российское гражданство;
• безупречную репутацию;
• отсутствие оскорбительных татуировок;
• документ об окончании 11 классов средней школы.
Все вышеперечисленное необходимо только для того, чтобы стать претендентом на зачисление в курсанты Университета МВД России на факультет подготовки следователей. Далее необходимо будет пройти медицинскую комиссию, состоящую из трех этапов: обход врачей по месту жительства, прохождение ВВК во ФКУЗ МСЧ МВД РФ и окончательное медицинское освидетельствование. На этом этапе обычно отсеиваются слабые здоровьем кандидаты. Теперь претенденту необходимо сдать вступительные экзамены по физической подготовке и русскому языку. Абитуриент, прошедший все вышеперечисленное, становится курсантом МВД России, теперь его ждет сложное и интересное обучение. Курсант, успешно окончивший вуз, получает специальное звание «лейтенант полиции» и может претендовать на должность следователя. Как правило, многие курсанты уже имеют целевое направление, которое гарантирует получение должности по окончанию учебного заведения.
ВЫВОДЫ
Резюмируя представленную выше информацию, можно сделать вывод о том, что историческая специфика организации подготовки сотрудников для органов предварительного следствия играет весомую роль в системе функционирования правоохранительных систем разных стран. В США, чтобы занять должность детектива придется очень постараться, пройти серьезный отбор, направленный на массовое отсеивание претендентов и сдать различные экзамены, которые покажут степень подготовленности кандидата к службе в следственных подразделениях.
В Англии институт следствия развит не так хорошо, а основная нагрузка ложится на сотрудников подразделений, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью и участковых, хорошо знающих население подведомственного района.
Во Франции занять должность в следствии гораздо проще. Для того, чтобы стать Дознавателем и вести мелкие уголовные дела достаточно всего - лишь прослушать небольшой 164-часовой курс лекций по предметам, направленным на всестороннее приобщение кандидата к службе в полиции.
В России же, как и в США к подготовке сотрудников для органов предварительного следствия подходят очень серьезно. Для того чтобы стать курсантом Университета МВД России, уже необходимо пройти сложный отбор, а для того, чтобы занять должность следователя необходимо постараться еще больше, пройти множество тестов, как интеллектуальных, так и физических, причем результат в каждом случае должен быть высоким, иначе шансов выиграть в конкурсе практически нет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нельзя однозначно утверждать какая система подготовки сотрудников для органов предварительного следствия лучше, а какая хуже, так как все они направлены на обучение сотрудников, способных нести службу в условиях конкретной страны, со всеми ее особенностями.
Т. 3. № 3. 2024
Лоббирование в законодательстве
67
ЛИТЕРАТУРА
1. Амбасса Л.Ш. Организация предварительного следствия во Франции на современном этапе // Государство и право. 1999. № 1.С. 109.
2. Головко Л.В. Дознание и предварительное следствие в уголовном процессе Франции. М., 1995. С. 26.
3. Горецкий И.И. Профессиональная подготовка сотрудников ОВД//Аллея Науки. 2018. № 7 (23). С. 746-749.
4. Ермаков C.B. Отдельные аспекты практического обучения курсантов и слушателей по специализации предварительное следствие в органах внутренних дел // Прикладная психология и педагогика. 2019. Т. 4. № 3. С. 131-142.
5. Замылин Е.И. О профессиональной подготовке следователей в вузах МВД к исполнению функциональных обязанностей в условиях активного противодействия расследованию // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 1 (16).
6. Крыжевская H.H., Максименко М.В., Василенко Е.В. Формирование профессионально важных качеств личности будущего сотрудника правоохранительных органов // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. 2015. Вып. 5 (54). С. 237-239.
7. Печников Н.П. проблемы теории и практики прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия // Вопросы современной науки и практики. 2012. № 38. С. 101-105.
8. Российский С.Б. О концепции подготовки профессиональных следственных кадров для современной России // Следствие в России: три века в поисках концепции: матер, науч.-практ. конф./под общ. ред. А.И. Бастрыкина.М.: Мо-сков. акад. СКРоссии. 2017. С. 271-273.
9. СтепанюкВ.И. Аспекты личной безопасности сотрудников ОВД//Наука и практика. 2015. № 2.
10. Шишкина Е.В. Профессиональная подготовка следователей в условиях современной образовательной политики // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 2. С. 88-94.
REFERENCES
1. Ambassa L.S. The organization of the preliminary investigation in France at the present stage. State and Law. 1999. No. 1. P. 109. (In Rus.)
2. Golovko L.V. Inquiry and preliminary investigation in the criminal process ofFrance. Moscow, 1995. P. 26.
3. Goretsky I.I. Professional training of police officers. Alley ofScience. 2018. No. 7 (23). Pp. 746-749. (In Rus.)
4. Ermakov S.V. Certain aspects of practical training of cadets and trainees in the specialization of preliminary investigation in internal affairs bodies. Applied Psychology and Pedagogy. 2019. Vol. 4. No. 3.Pp. 131-142. (In Rus.)
5. Zamylin E.I. On the professional training of investigators in the universities of the Ministry of Internal Affairs to perform functional duties in conditions of active counteraction to the investigation. Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. No. 1 (16). (In Rus.)
6. KryzhevskayaN.N., Maksimenko M.V., Vasilenko E.V. Formation of professionally important personality qualities of a future law enforcement officer. The World of Science, Culture, Education: International Scientific Journal. 2015. Issue 5 (54). Pp. 237-239. (In Rus.)
7. PechnikovN.P. problems of theory and practice of prosecutorial supervision of the procedural activities of the preliminary investigation bodies. Issues of Modern Science and Practice. 2012. No. 38. Pp. 101-105. (In Rus.)
8. Rossinsky S.B. On the concept of training professional investigative personnel for modern Russia. In: Investigation in Russia: Three centuries in search of a concept: Materials of scientific and practical conference. A.I. Bastrykin (gen. ed.). Moscow: Moscow Acad. ofIC ofRussia, 2017. Pp. 271-273.
9. Stepanyuk V.I. Aspects of personal safety of police officers. Education and Practice. 2015. No. 2. (In Rus.)
10. Shishkina E.V. Professional training of investigators in the context of modern educational policy. Russian Law: Education, Practice, Science. 2018. No. 2. Pp. 88-94. (In Rus.)
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 91,7%
Рецензент: Смирнова Л.Я., кандидат экономических наук; начальник, кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин; Московский областной филиал Московского университета Министерства внутренних дел России имени В.Я. Кикотя
Статья поступила в редакцию 19.03.2024, принята к публикации 15.04.2024 The article was received on 19.03.2024, accepted for publication 15.04.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Аквит Виктория Сергеевна, преподаватель, кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин; Московский областной филиал Московского университета Министерства внутренних дел России имени В.Я. Кикотя; г. Москва, Российская Федерация. Author ID: 1121535; SPIN-код: 7588-5079; E-mail: [email protected]
Карташов Илья Андреевич, курсант; Московский областной филиал Московского университета Министерства внутренних дел России имени В.Я. Кикотя; г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Viktoria S. Akvit, lecturer, Department of SocioEconomic and Humanities; Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot; Moscow, Russian Federation. Author ID: 1121535; SPIN-code: 7588-5079; E-mail: [email protected]
Ilya A. Kartashov, cadet; Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot; Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]