Научная статья на тему '«Использование ифнормационнокомпьютерных технологий на уроках географии»'

«Использование ифнормационнокомпьютерных технологий на уроках географии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОНО-КОМПЬТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОСОБИЕ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПАНЕЛЬ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заварзина Наталья Николаевна

В статье раскрываются возможности использования компьюера на уроке. Использование ЦОР, разработанного учебно-методического комплкса урока направлено на активизацию познавательной деятельности. Компьтер на уроке выступает в роли помощника школьника в освоении новых знаний и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Использование ифнормационнокомпьютерных технологий на уроках географии»»

В статье раскрываются возможности использования компьюера на уроке. Использование ЦОР, разработанного учебно-методического комплкса урока направлено на активизацию познавательной деятельности. Компьтер на уроке выступает в роли помощника школьника в освоении новых знаний и умений.

Заварзина Наталья Николаевна

учитель географии высшей квалификационной категории. Ямало-Ненецкий автономный округ Гимназия г. Лабытнанги [email protected]

«Использование ифнормационно-компьютерных технологий на уроках географии»

(разработка урока по теме «Стихии литосферы. Вулканы». 6 класс)

Как сделать обучение географии интересным и увлекательным?

Ключевые слова: информациооно-компьтерные технологии; интерактивное пособие; интерактивная панель; цифровые образовательные ресурсы.

Используемый УМК: Программа по географии. 6-9 кл. И.В. Душина, Л.И. Елховская, Г.С. Камерило-ва, В.А. Кошевой, А.А. Летягин, А.А. Лобджанидзе. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа (по ред. Д.И. Фельдштейна). - М.: Баласс. 2008 г. Учебник: География. «Мир Земли». 6 класс. М. «Баласс», 2007. Кошевой В.А. и др. Допущено МОН РФ.

Цели урока:

• сформировать представление о вулканах;

• познакомить учащихся с особенностями вулканов;

• познакомить с основными областями распространения вулканов;

• развивать навыки обучающихся в работе с атласами;

• воспитывать интерес к предмету.

Из целей урока вытекают следующие задачи: учебные:

• сформировать представление о вулканах;

• объяснить особенности их строения.

• развивающие:

• отработать навыки нахождения объектов на карте;

• отработать использование при ответе метод аналогий.

• воспитательные:

• воспитать бережное отношение к природе.

• показать обучающимся что компьютер- это не только игрушка, но и способ добывания знаний.

Необходимые ресурсы:

• ноутбук или компьютер с программой Power Point 2003 или 2007;

• мультимедийный проектор;

• экран.

На уроке использовались физическая карта полушарий, карта «Строение земной коры», атласы 6 кл. Во время объяснения нового материала использовались современные информационные технологии: слайд-шоу «Вулканы», мультимедийная презентация-энциклопедия «Владения Гефеста», составленная на основе использования ЦОР; флеш-ролик «Вулканы». ЦОР:

• Презентация-энциклопедия «Владения Гефеста» составлена в программе Power Point. Материал для пособия взят с сайта http://shool-collection.edu.ru , раздел «Для учителя».

• Ресурс: ВУЛКАНЫ (N 26222). Вид ЦОР: Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями. Поставщик ЦОР: ООО «Кругосвет».Энциклопедия построена в интерактивном режиме. Кнопки - ссылки показывают путь к ответам на разделы пособия. При работе с энциклопедией рекомендуется пользоваться кнопками управления (возврат, далее, информация). К энциклопедии прилагается бланк-задание для обучающихся.

• Флеш - ролик «Вулканы» со звуковым сопровождением.

Скриншоты

ч '*1 "Чи г ^ « Г| ,ж\ . пн

http://shool-collection.edu.ru

Новизна подачи материала способствует активизации познавательной деятельности школьников, позволяет включиться в урок всему классу, независимо от уровня подготовленности и способностей. Применение компьютерного изображения, в сочетании с рассказом учителя позволяет усвоить материал урока. При закреплении учебного материала составляется таблица «Географическое положение вулканов».

Как итог урока, можно отметить высокую активность и работоспособность учащихся, их интерес к изучаемой теме, положительный эмоционально - психологический настрой обучающихся.

Ход урока.

Этап 1. Создание интриги урока

Учитель: Ребята, начать наш сегодняшний урок мне хотелось бы с интересного географического факта. Послушайте его и попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока.

«В архипелаге Линарских островов есть необычный остров. На нём возвышается невысокая гора, которая носит название этого острова. К её вершине ведёт извилистая тропинка, проложенная среди оголённых глыб. Повсюду на склонах рассыпаны камни, куски шлака. Эта гора, по преданию древних римлян является входом в преисподнюю». Как вы думаете, что это за гора? А знаете, ли вы как называется этот остров?

Примечание: тема урока на этом этапе скрыта на доске.

Обучающиеся: возможно эта гора-вулкан. Потому что он очень опасен и страшен для человека. И тема нашего урока сегодня - «Вулканы».

Учитель: да, ребята, вы правы. Это вулкан - огнедышащая гора. А этот остров называется Вулькано. Он и дал имя всем вулканам земного шара. Именно о них и пойдёт сегодня речь на уроке.

Примечание. Тема урока раскрывается, записывается в тетрадь.

Учитель также обращает внимание на смайлики, которыми будет оцениваться итог урока.

Этап 2. Создание образа изучаемого объекта.

Учитель: ребята, представьте себя стоящими и подножья вулкана. Как вы почувствуете себя, какие ощущения испытаете?

Я предлагаю вам, переместится к подножью вулкана.

Примечание: демонстрация слайд-шоу вулканов с музыкальным сопровождением.

Учитель: ребята, какие ассоциации у вас возникли. Расскажите о них (обучающиеся рассказывают о своих впечатлениях; учитель направляет ответы детей)

Этап 3. Мотивация.

Учитель: да ребята, вы правы. Вулкан-это опасное явление природы. Неслучайно древние народы считали, что извержение вулкана великий гнев богов. В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса и Тифоном - чудовищем, олицетворяющим огнедышащие горы и землетрясения.

Известен и знаменит был у греков Гефест - искусный мастер, покровитель кузнечного дела. А самая главная кузница Гефеста - вулкан Этна, расположен на острове Сицилия, который извергался 130 раз!

Но и в древние времена находились люди, которые не считали чудом извержение вулкана. Таким был древнегреческий философов Эмпедокл. Жил он на острове Сицилия, видел извержения вулканов. Они его очень интересовали. И вот, уже на склоне лет, Эмпедокл решил отправиться на Этну, чтобы наблюдать её жизнь. Как ни отговаривали его друзья, близкие и ученики, он все же поступил по своему: забрался на кратер Этны, устроил себе жильё и стал вести наблюдения за вулканом.

Он прожил на вулкане несколько лет. До нас не дошли результаты его наблюдений, ибо он трагически погиб во время одного из извержений Этны. В память о герое науки один из конусов вулкана назвали «Башней философа». Этот учёный по праву может считаться одним из первых исследователей вулканологов земного шара.

А хотите ли вы ребята стать вулканологами-исследователями сегодня на уроке? Тогда смелее, спешите получить задание! Этап 4. Знакомство с сайтом и демонстрация анимационного ролика «Вулканы»

Учитель: мы уже живём в 21 веке. Современная наука постоянно меняется и совершенствуется. Появляются новые данные. Именно с ними и мы сегодня познакомимся, а поможет нам в этом наш друг-компьютер.

Для этого мы воспользуемся информационной системой, расположенной по адресу: Шр^/бИоо!-соИесйоп. edu.ru На этом сайте множество интересной информации. Для начала, я предлагаю вам посмотреть флеш-ролик «Вулканы», расположенный на этом сайте.

Этап 5. Исследовательское задание.

Учитель: ребята, я предлагаю вам отправиться во владения Вулкана.

Перед вами задание - бланк вулканолога-исследо-вателя. Впишите в него новые данные и запомните их. Информацию о вулканах вы можете узнать, поработав с цифровой энциклопедией «Владения Гефеста».

Для этого воспользуйтесь следующим алгоритмом действий:

1. На рабочем столе ноутбука найти файл «Владения Гефеста».

2. Открыть ресурс.

3. Изучить его содержание.

4. Рассмотреть рисунки-схемы.

Заполнить бланк-вулканолога (см. приложение).

Примечание. Ноутбуки заранее подготовлены. На партах лежат распечатки алгоритма действия и листы с итоговым заданием. Используя ноутбуки, обучающиеся работают с презентацией-энциклопедией, выполняют итоговое задание. Работа проходит в парах под руководством учителя.

Этап 6. Проверка выполнения исследовательского задания.

Взаимопроверка бланков. Выставление оценок.

Д\З § 17. Выучить определения.

Нанесите на контурную карту следующие вулканы: Ключевская Сопка, Этна, Везувий, Кракатау, Эльбрус, Килиманджаро

Индивидуальные задания: подготовить мини-сообщения об этих вулканах.

В конце урока ребятам предлагается оценить насколько им было интересно и комфортно на уроке. Учитель предлагает выбрать изображения смайликов -эмоций с которыми они уйдут с сегодняшнего урока.

1.......- чашевидное отверстие на вершине вулкана через которое на поверхность земли выходит лава, пепел, пар, вулканические бомбы...

2...... - канал по которому движется

лава

3...... - расплавленное вещество мантии

возникающее в отдельных очагах на разных глубинах верхней мантии

4......- излившаяся на поверхность магма.

Температура 750 - 1250оС. Скорость течения 300 -500 метров в час.

Слова для подбора: очаг магмы; кратер; лава; жерло.

5. Используя карту атласа, дополните таблицу:

Название Материк

Высо- Географические

та, м координаты

Котопахи Юж. Америка ?

Ключевская 4750 ?

Сопка

Этна ?

Везувий Евразия (Европа) 1277

?

Примечание. Смайлики лежат на партах с самого начала урока.

Приложение «Бланк вулканолога-исследова-теля»:

Ф.И. ученика(цы) класс.

1. Вулкан - это........

2. Заполни схему «Строение вулкана»

3. Подбери термины к определениям:

Литература

1. Бовкунович Е.В. Моделирование современного урока с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2009. - № 4.

2. Волков П.Б. Формирование готовности учителя к применению информационных технологий в учебном процессе // Эксперимент и инновации в школе -2010-№ 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дорофеев А.И. Исследовательская деятельность как способ повышения эффективности образовательного процесса в современных условиях // Эксперимент и инновации в школе -2008 .- № 1.

4. Ильина Л.В. Практическая направленность уроков через проектную деятельность как средство формирования и развития у школьников способов мышления // Муниципальное образование: инновации и эксперимент -2010.-№2.

5. Манина Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент -2009.-№3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.