В статье раскрываются возможности использования компьюера на уроке. Использование ЦОР, разработанного учебно-методического комплкса урока направлено на активизацию познавательной деятельности. Компьтер на уроке выступает в роли помощника школьника в освоении новых знаний и умений.
Заварзина Наталья Николаевна
учитель географии высшей квалификационной категории. Ямало-Ненецкий автономный округ Гимназия г. Лабытнанги [email protected]
«Использование ифнормационно-компьютерных технологий на уроках географии»
(разработка урока по теме «Стихии литосферы. Вулканы». 6 класс)
Как сделать обучение географии интересным и увлекательным?
Ключевые слова: информациооно-компьтерные технологии; интерактивное пособие; интерактивная панель; цифровые образовательные ресурсы.
Используемый УМК: Программа по географии. 6-9 кл. И.В. Душина, Л.И. Елховская, Г.С. Камерило-ва, В.А. Кошевой, А.А. Летягин, А.А. Лобджанидзе. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа (по ред. Д.И. Фельдштейна). - М.: Баласс. 2008 г. Учебник: География. «Мир Земли». 6 класс. М. «Баласс», 2007. Кошевой В.А. и др. Допущено МОН РФ.
Цели урока:
• сформировать представление о вулканах;
• познакомить учащихся с особенностями вулканов;
• познакомить с основными областями распространения вулканов;
• развивать навыки обучающихся в работе с атласами;
• воспитывать интерес к предмету.
Из целей урока вытекают следующие задачи: учебные:
• сформировать представление о вулканах;
• объяснить особенности их строения.
• развивающие:
• отработать навыки нахождения объектов на карте;
• отработать использование при ответе метод аналогий.
• воспитательные:
• воспитать бережное отношение к природе.
• показать обучающимся что компьютер- это не только игрушка, но и способ добывания знаний.
Необходимые ресурсы:
• ноутбук или компьютер с программой Power Point 2003 или 2007;
• мультимедийный проектор;
• экран.
На уроке использовались физическая карта полушарий, карта «Строение земной коры», атласы 6 кл. Во время объяснения нового материала использовались современные информационные технологии: слайд-шоу «Вулканы», мультимедийная презентация-энциклопедия «Владения Гефеста», составленная на основе использования ЦОР; флеш-ролик «Вулканы». ЦОР:
• Презентация-энциклопедия «Владения Гефеста» составлена в программе Power Point. Материал для пособия взят с сайта http://shool-collection.edu.ru , раздел «Для учителя».
• Ресурс: ВУЛКАНЫ (N 26222). Вид ЦОР: Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями. Поставщик ЦОР: ООО «Кругосвет».Энциклопедия построена в интерактивном режиме. Кнопки - ссылки показывают путь к ответам на разделы пособия. При работе с энциклопедией рекомендуется пользоваться кнопками управления (возврат, далее, информация). К энциклопедии прилагается бланк-задание для обучающихся.
• Флеш - ролик «Вулканы» со звуковым сопровождением.
Скриншоты
ч '*1 "Чи г ^ « Г| ,ж\ . пн
http://shool-collection.edu.ru
Новизна подачи материала способствует активизации познавательной деятельности школьников, позволяет включиться в урок всему классу, независимо от уровня подготовленности и способностей. Применение компьютерного изображения, в сочетании с рассказом учителя позволяет усвоить материал урока. При закреплении учебного материала составляется таблица «Географическое положение вулканов».
Как итог урока, можно отметить высокую активность и работоспособность учащихся, их интерес к изучаемой теме, положительный эмоционально - психологический настрой обучающихся.
Ход урока.
Этап 1. Создание интриги урока
Учитель: Ребята, начать наш сегодняшний урок мне хотелось бы с интересного географического факта. Послушайте его и попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока.
«В архипелаге Линарских островов есть необычный остров. На нём возвышается невысокая гора, которая носит название этого острова. К её вершине ведёт извилистая тропинка, проложенная среди оголённых глыб. Повсюду на склонах рассыпаны камни, куски шлака. Эта гора, по преданию древних римлян является входом в преисподнюю». Как вы думаете, что это за гора? А знаете, ли вы как называется этот остров?
Примечание: тема урока на этом этапе скрыта на доске.
Обучающиеся: возможно эта гора-вулкан. Потому что он очень опасен и страшен для человека. И тема нашего урока сегодня - «Вулканы».
Учитель: да, ребята, вы правы. Это вулкан - огнедышащая гора. А этот остров называется Вулькано. Он и дал имя всем вулканам земного шара. Именно о них и пойдёт сегодня речь на уроке.
Примечание. Тема урока раскрывается, записывается в тетрадь.
Учитель также обращает внимание на смайлики, которыми будет оцениваться итог урока.
Этап 2. Создание образа изучаемого объекта.
Учитель: ребята, представьте себя стоящими и подножья вулкана. Как вы почувствуете себя, какие ощущения испытаете?
Я предлагаю вам, переместится к подножью вулкана.
Примечание: демонстрация слайд-шоу вулканов с музыкальным сопровождением.
Учитель: ребята, какие ассоциации у вас возникли. Расскажите о них (обучающиеся рассказывают о своих впечатлениях; учитель направляет ответы детей)
Этап 3. Мотивация.
Учитель: да ребята, вы правы. Вулкан-это опасное явление природы. Неслучайно древние народы считали, что извержение вулкана великий гнев богов. В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса и Тифоном - чудовищем, олицетворяющим огнедышащие горы и землетрясения.
Известен и знаменит был у греков Гефест - искусный мастер, покровитель кузнечного дела. А самая главная кузница Гефеста - вулкан Этна, расположен на острове Сицилия, который извергался 130 раз!
Но и в древние времена находились люди, которые не считали чудом извержение вулкана. Таким был древнегреческий философов Эмпедокл. Жил он на острове Сицилия, видел извержения вулканов. Они его очень интересовали. И вот, уже на склоне лет, Эмпедокл решил отправиться на Этну, чтобы наблюдать её жизнь. Как ни отговаривали его друзья, близкие и ученики, он все же поступил по своему: забрался на кратер Этны, устроил себе жильё и стал вести наблюдения за вулканом.
Он прожил на вулкане несколько лет. До нас не дошли результаты его наблюдений, ибо он трагически погиб во время одного из извержений Этны. В память о герое науки один из конусов вулкана назвали «Башней философа». Этот учёный по праву может считаться одним из первых исследователей вулканологов земного шара.
А хотите ли вы ребята стать вулканологами-исследователями сегодня на уроке? Тогда смелее, спешите получить задание! Этап 4. Знакомство с сайтом и демонстрация анимационного ролика «Вулканы»
Учитель: мы уже живём в 21 веке. Современная наука постоянно меняется и совершенствуется. Появляются новые данные. Именно с ними и мы сегодня познакомимся, а поможет нам в этом наш друг-компьютер.
Для этого мы воспользуемся информационной системой, расположенной по адресу: Шр^/бИоо!-соИесйоп. edu.ru На этом сайте множество интересной информации. Для начала, я предлагаю вам посмотреть флеш-ролик «Вулканы», расположенный на этом сайте.
Этап 5. Исследовательское задание.
Учитель: ребята, я предлагаю вам отправиться во владения Вулкана.
Перед вами задание - бланк вулканолога-исследо-вателя. Впишите в него новые данные и запомните их. Информацию о вулканах вы можете узнать, поработав с цифровой энциклопедией «Владения Гефеста».
Для этого воспользуйтесь следующим алгоритмом действий:
1. На рабочем столе ноутбука найти файл «Владения Гефеста».
2. Открыть ресурс.
3. Изучить его содержание.
4. Рассмотреть рисунки-схемы.
Заполнить бланк-вулканолога (см. приложение).
Примечание. Ноутбуки заранее подготовлены. На партах лежат распечатки алгоритма действия и листы с итоговым заданием. Используя ноутбуки, обучающиеся работают с презентацией-энциклопедией, выполняют итоговое задание. Работа проходит в парах под руководством учителя.
Этап 6. Проверка выполнения исследовательского задания.
Взаимопроверка бланков. Выставление оценок.
Д\З § 17. Выучить определения.
Нанесите на контурную карту следующие вулканы: Ключевская Сопка, Этна, Везувий, Кракатау, Эльбрус, Килиманджаро
Индивидуальные задания: подготовить мини-сообщения об этих вулканах.
В конце урока ребятам предлагается оценить насколько им было интересно и комфортно на уроке. Учитель предлагает выбрать изображения смайликов -эмоций с которыми они уйдут с сегодняшнего урока.
1.......- чашевидное отверстие на вершине вулкана через которое на поверхность земли выходит лава, пепел, пар, вулканические бомбы...
2...... - канал по которому движется
лава
3...... - расплавленное вещество мантии
возникающее в отдельных очагах на разных глубинах верхней мантии
4......- излившаяся на поверхность магма.
Температура 750 - 1250оС. Скорость течения 300 -500 метров в час.
Слова для подбора: очаг магмы; кратер; лава; жерло.
5. Используя карту атласа, дополните таблицу:
Название Материк
Высо- Географические
та, м координаты
Котопахи Юж. Америка ?
Ключевская 4750 ?
Сопка
Этна ?
Везувий Евразия (Европа) 1277
?
Примечание. Смайлики лежат на партах с самого начала урока.
Приложение «Бланк вулканолога-исследова-теля»:
Ф.И. ученика(цы) класс.
1. Вулкан - это........
2. Заполни схему «Строение вулкана»
3. Подбери термины к определениям:
Литература
1. Бовкунович Е.В. Моделирование современного урока с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2009. - № 4.
2. Волков П.Б. Формирование готовности учителя к применению информационных технологий в учебном процессе // Эксперимент и инновации в школе -2010-№ 2.
3. Дорофеев А.И. Исследовательская деятельность как способ повышения эффективности образовательного процесса в современных условиях // Эксперимент и инновации в школе -2008 .- № 1.
4. Ильина Л.В. Практическая направленность уроков через проектную деятельность как средство формирования и развития у школьников способов мышления // Муниципальное образование: инновации и эксперимент -2010.-№2.
5. Манина Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент -2009.-№3.