РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-25-29 УДК 373.5
Кротова Марина Вениаминовна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
В статье выделяются и раскрываются особенности технологии педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе, главная из которых заключается в том, что объектом сопровождения является не только индивидуальная образовательная деятельность ученика, но и развитие образовательного взаимодействия детей разного возраста, что обуславливает одновременное использование двух групп принципов: сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся и развития взаимодействия детей разного возраста. Раскрываются задачи педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности детей разных возрастных категорий, обучающихся в разновозрастной группе (711 лет - младший школьный возраст; 12-16 лет - подростковый возраст; 17-18 лет - ранняя юность).
Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе рассматривается как субъектно-ориентированная технология индивидуализации образовательного процесса и включает следующие этапы: диагностический, проектировочный, практический и рефлексивно-аналитический.
В заключение статьи сделаны выводы о состоянии исследуемой проблемы и путях ее развития.
Ключевые слова: индивидуализация образовательного процесса, технология педагогического сопровождения, образовательная деятельность, разновозрастная группа, взаимодействие детей разного возраста.
Модернизация образования, главным образом, проявляющая себя в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, направлена на создание условий развития индивидуальности обучающегося, которая раскрывается через личностные образовательные интересы и потребности каждого ребенка. Одновременно, ставится задача создания условий для социализации обучающихся, формирования у них коммуникативной компетентности, что обуславливает необходимость оказания квалифицированной педагогической помощи обучающемуся в образовательном процессе. В качестве такой помощи и поддержки мы рассматриваем педагогическое сопровождение (далее - ПС) индивидуальной образовательной деятельности (далее - ИОД) обучающихся.
Исследование этимологии термина «сопровождение» посредством различных словарей и справочников позволяет рассматривать его как совместные действия, систему, процесс, вид деятельности.
Исследование существующих в литературе различных трактовок понятия «педагогическое сопровождение» показало отсутствие его единого прочтения. В нашем исследовании мы опираемся на мнение М.И. Рожкова, который понимает его как обеспечение условий для развития ребенка, помощь в процессе вхождения его в «зону ближайшего развития» [4, с. 4].
Поиск комплексного решения проблемы сопровождения ИОД обучающихся в педагогической науке и практике чаще всего обсуждается на примере одновозрастных детских коллективов. Научных работ, раскрывающих особенности сопровождения ИОД обучающихся в разновозрастных группах
(далее - РВГ) мы не обнаружили. Однако, анализ результатов опросных методик, проведенных нами среди педагогов организаций общего, дополнительного и неформального образования, где функционируют постоянные и временные РВГ, в которых одновременно обучаются дети по разным образовательным программам, позволяет сделать вывод о наличии проблем в педагогическом сопровождении ИОД обучающихся в РВГ, связанных с особенностями их взаимодействия и его регулирования.
Под разновозрастной группой мы понимаем: «...общность детей, отличающихся паспортным возрастом, уровнем физического и социального развития и объединенных на основе общего социального интереса или решения общей задачи» [6, с. 135].
Педагогическое сопровождение ИОД обучающегося в РВГ мы понимаем как часть сложного процесса, включающего ПС не только индивидуальной деятельности каждого ребенка, но и одновременно сопровождение совместной работы обучающихся разного возраста, основой которой является педагогически целесообразное взаимодействие старших и младших детей в РВГ. Педагогическое сопровождение мы рассматриваем как способ развития индивидуальности обучающихся, механизм развития и самореализации личности каждого ребенка в РВГ, условие для формирования коммуникативных умений школьников.
Для формирования субъектной позиции обучающихся в РВГ мы используем субъектно-ориентированную технологию индивидуализации образовательного процесса, разработанную Л.В. Байбородовой [1, с. 13-15]. Рекомендации данного автора по проектированию и организации педагогического сопровождения ИОД обучающихся мы успешно применяем в своем опыте уже не-
© Кротова М.В., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
25
сколько лет, частично адаптируя и дополняя их, с учетом особенностей индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе.
Сопровождающая деятельность педагога в разновозрастной группе невозможна без специальной теоретической и практической подготовки, так как ИОД обучающегося в РВГ имеет ряд особенностей, которые обусловлены психологическими механизмами взаимодействия детей разного возраста (механизм подражания для младшего, механизм взросления для старшего возраста) и определяют позицию обучающегося во взаимодействии: «старший» - «младший» [5, с. 48]. Данные механизмы определяют специфику реализации функций разновозрастной группы: функции психологической защиты ребенка, социальной поддержки, стимулирующей, компенсаторной, функции самоорганизации, опережающего обучения, актуализации знаний, взаимообучения и взаимообогащения [6, с. 136].
Отметим, что программу педагогического сопровождения ИОД обучающегося в РВГ мы рассматриваем как проект педагога, обеспечивающего условия для самореализации каждого ребенка в РВГ не только в процессе продвижения его индивидуального образовательного проекта, но и проекта группы, важнейшим ресурсом которой являются преимущества образовательного взаимодействия детей разного возраста.
Поэтому проектирование ПС индивидуальной образовательной деятельности обучающегося в РВГ невозможно без учета сразу двух групп принципов: принципов педагогического сопровождения ИОД обучающихся (прогнозирования; саморазвития; мотивационного обеспечения проектировочной деятельности; субъектной позиции ребенка; взаимодействия субъектов проектирования; технологичности; непрерывности и цикличности; рефлексивности и принципов развития взаимодействия детей разного возраста (принцип интеграции и дифференциации социальных интересов в РВГ; вариативности выбора форм взаимодействия старших и младших; динамичности и поливариативности ролевого участия обучающихся в социальных отношениях разновозрастной группы; референтности и нонконформизма в отношениях участников взаимодействия; саморазвития и самоорганизации жизнедеятельности разновозрастного объединения детей) [6, с. 137]. Для нас важно, что все перечисленные принципы дополняют друг друга.
Отметим, что особенности профессиональной деятельности педагога, сопровождающего ИОД обучающегося в РВГ, определяются, в том числе, и образовательным запросом со стороны обучающегося и его родителей, что влияет на выбор позиции сопровождающего педагога. В ходе опытной работы мы пришли к выводу, что оптимальной для
педагога, сопровождающего ИОД обучающегося в РВГ, является тьюторская позиция, которая заключается в создании условий для определения и дальнейшей реализации учеником собственных, личностно-значимых для него, образовательных целей [2, с. 27].
Основные цели педагогического сопровождения ИОД обучающегося в РВГ, мы определили следующим образом - обеспечение успешности ИОД обучающегося в РВГ, поддержка ребенка в социальной адаптации к условиям разновозрастного детского объединения, помощь в проектировании индивидуальных образовательных проектов (маршрута, плана, программы), жизненных и профессиональных планов с учетом личностных устремлений, индивидуальности и возраста ребенка.
В соответствии с указанными целями и общими задачами педагогического сопровождения ИОД обучающегося (выявление образовательных мотивов и интересов каждого ученика; конкретизация образовательных запросов семьи обучающегося; поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальных образовательных проектов; формирование рефлексивной образовательной среды; анализ результатов ИОД обучающихся; изучение влияния различных условий и средств на сопровождаемый процесс; выявление возможностей развития и корректировки процесса сопровождения) мы определили задачи педагогического сопровождения ИОД детей разных возрастных категорий, обучающихся в РВГ. Рассмотрим их подробно:
Задачи педагогического сопровождения (далее ПС) детей 7-11 лет - младший школьный возраст - выявление и развитие интересов, на-правленностей и потребностей детей, развитие мотивации к ИОД, развитие самостоятельности и самоорганизации, формирование навыков рефлексии собственной деятельности, развитие творческих способностей.
Задачи ПС школьников 12-16 лет - подростковый возраст - поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, определение стратегии и направления образовательной деятельности, социализация, формирование субъектной позиции участника образовательного процесса, потребности в самообразовании, формирование навыков перспективного целеполагания развитие универсальных учебных навыков.
Задачи ПС обучающихся 17-18 лет - ранняя юность - помощь в профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), формирование навыков самостоятельной образовательной деятельности, развитие способности к целеполаганию и рефлексии собственной деятельности, развитие социальной компетентности [3, с. 324].
В опытной работе мы помогаем обучающимся реализовать свои образовательные замыслы как через индивидуальные образовательные маршруты и программы, так и через совместные проекты старших и младших. При этом, хорошо себя зарекомендовали такие педагогические средства, как организация многоуровневого целеполагания совместной деятельности обучающихся разного возраста; формирование избыточной образовательной среды; статусно-ролевые пробы в рамках урочной и внеурочной деятельности; расширение набора образовательных мероприятий, в которых возможно сотрудничество и сотворчество обучающихся разного возраста.
Отметим, что содержание и формы деятельности сопровождающего педагога изменяются и дополняются как в соответствии с индивидуальными образовательными траекториями обучающихся (помощь в освоении темы, подготовке и творческому конкурсу, и т. д.), так и при сопровождении образовательной работы, которую дети осуществляют в разновозрастных парах, микрогруппах и пр.
В практике мы выстраиваем процесс педагогического сопровождения ИОД обучающегося в РВГ в соответствии со следующими этапами: диагностический (проблематизация); проектировочный (поисково-вариативный), практический и рефлексивно-оценочный (аналитический) этапы [4, с. 4-5].
Проследим названные этапы на примере такой формы реализации сопровождения ИОД обучающегося, как педагогическое консультирование (индивидуальное, групповое).
Педагогическая консультация представляет собой беседу, в ходе которой ученик (группа учеников) и учитель-предметник обсуждают вопросы, связанные с освоением школьниками учебного предмета. Целью беседы является активизация учеников в отношении планирования и дальнейшей реализации ИОД по предмету, с учетом интересов, склонностей и способностей, особенностей характера ребенка, уже имеющихся у него навыков и т.д. Здесь, на этапе диагностики, выявляются уже имеющиеся и возможные проблемы и затруднения, создается позитивный настрой на их преодоление. Опираясь на вопросы педагога, ученик и учитель составляют рабочий план по реализации определенной части индивидуального образовательного проекта, обсуждают вариативность включения обучающихся в деятельность РВГ, в том числе, в различных статусно-ролевых позициях (ученик, консультант, учитель и др.).
Все решения принимаются в диалоге, основу которого составляет совместный поиск способа решения проблемы, в процессе которого все участники могут высказывать свои предположения, опасения, надежды и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Результатом проектировочного этапа может быть индивидуальный образовательный
проект обучающегося (план, маршрут, программа), который предполагает как индивидуальные, так, и коллективные формы учебной работы во взаимодействии с обучающимися разного возраста.
Дальнейшие консультации организуются уже в ходе реализации индивидуальной образовательной деятельности по предмету (практический этап). Каждая встреча содержит анализ образовательной ситуации ученика на очередном этапе освоения учебной дисциплины.
В ходе консультаций педагог осуществляет различные виды работы: мотивационную (развитие познавательной активности ученика), коммуникативную (обеспечение обратной связи и её результативности), рефлексивную (формирование критического отношения ученика к собственной деятельности, анализ успехов и неудач, понимание причин).
Педагог может сопровождать различные по объему работы и времени реализации индивидуальные образовательные проекты обучающихся. Сопровождению подлежат и использование отдельных образовательных технологий, например, портфолио. Использование которой особо актуально для обучающихся в РВГ. Её можно рассматривать и как технологию оценивания результатов педагогического сопровождения ИОД обучающихся в РВГ. Вместе с педагогом ребенок проходит путь самоопределения, при его поддержке реализует свою индивидуальность. Портфолио позволяет учителю и ученику проектировать ИОД ученика, отслеживать личные достижения [5, с. 397].
Особо отметим, что регулирование взаимоотношений детей разного возраста в разновозрастном коллективе является одной из важнейших функций педагога на всех этапах сопровождения. В РВГ ребенок чаще, чем в традиционном классе оказывается в ситуации выбора, тогда, когда он должен осознанно принять решение. Задача сопровождающего педагога, не только научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации и осуществить самостоятельные шаги, но и оказать помощь в выборе своим товарищам. В РВГ роль опытного взрослого, помогающего сделать выбор, в некоторых случаях, могут выполнять старшие дети. Это может быть реализовано как в открытой, так и скрытой форме, когда действия старшего являются примером для подражания младшему. В результате анализа информации ребенок самостоятельно или с помощью педагога (опытных старших) осуществляет свой выбор [6, с. 141].
Сложность изучения отдельных сторон результативности педагогического сопровождения образовательного взаимодействия обучающихся в РВГ обусловливает необходимость проведения опроса всех участников педагогического процесса педагогов, обучающихся и их родителей. Это обеспечива-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
27
ет большую объективность полученной информации и достоверность выводов.
Поскольку педагогическое сопровождение -это сопутствующий процесс ИОД обучающихся в РВГ, которая для нас является основным процессом, то его результативность мы оцениваем, исходя из того, какое влияние оно оказывает на основной процесс. Таким образом, к основным показателям результативности ПС мы относим: ускорение сопровождаемого процесса (сокращение времени достижения учеником индивидуальных образовательных целей), увеличение масштабности ИОД обучающегося (расширение или углубление индивидуальных образовательных проектов), снижение энергозатрат на достижение ребенком желаемых результатов и т.д. Так же, в качестве показателей успешности педагогического сопровождения ИОД обучающегося в РВГ, мы рассматриваем: положительную мотивацию обучающихся к ИОД, образовательные и личностные достижения детей в соответствии с возрастом, способность ребенка к продуктивному творческому взаимодействию; его вовлеченность в активную групповую деятельность.
Результаты опытной работы (НОУ «Гуманитарный колледж», МОУДО ЦАТ «Перспектива» и др.) подтверждают, что ПС не только индивидуальной, но и совместной деятельности обучающихся в РВГ с активным вовлечением в проектировочную деятельность всех участников образовательного процесса, способствует как повышению качества образования в целом, так и успешной самореализации каждого ребенка. Так, у обучающихся в РВГ и их родителей повысилась удовлетворенность результатами образовательного процесса на 59,5 и 72% соответственно. В ходе рефлексии обучающиеся отмечают, что совместная деятельность старших и младших в РВГ позволяет им проявить себя, повысить свой авторитет и самооценку, попробовать себя в роли организатора, консультанта, эксперта др. Большинство детей (63% младших и 56% старших) выразили пожелания, чтобы совместная работа учеников разного возраста на занятии проводились чаще.
Показатели уровня качества знаний по осваиваемым в условиях РВГ образовательным программам и у старших, и у младших обучающихся обнаружили положительную динамику.
Рост мотивации к обучению обеспечил подъем творческой активности школьников, что, в нашем случае, проявилось в увеличении количества участников внеучебных мероприятий, коллективных творческих дел, конкурсной деятельности (на 34% у младших и на 40% у старших детей). Данные факты свидетельствуют о формировании у детей субъектной позиции, расширении спектра интересов, становление социально значимой направленности личности обучающихся в РВГ.
Таким образом, результаты опытной работы позволяют сделать следующий вывод: на всех этапах педагогического сопровождения ИОД обучающихся в РВГ важнейшей функцией педагога является регулирование педагогически целесообразного взаимодействия детей разного возраста. Педагог и ученики разного возраста вступают в особые взаимоотношения, при котором индивидуальное и групповое взаимодействие всегда строится с учетом интересов, особенностей, приоритетов каждого ребенка, результатом которых является самостоятельное принятие каждым учеником оптимальных решений, связанных с успешной реализацией образовательных задач, соответствующих его возможностям, способностям и интересам.
В качестве перспективных направлений изучения данной проблематики могут быть предприняты исследования, направленные на изучение условий успешности педагогического сопровождения обучающихся на занятиях в РВГ.
Библиографический список
1. Байбородова Л.В., Белкина В.Н., Груздев М.В., Гущина Т.Н. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8. -№ 5. - С. 7-21.
2. Байбородова Л.В., Новикова Е.В. Педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 4. - С. 26-33.
3. КротоваМ.В., Степанова Е.Е., Фролова Э.А. Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности детей разного возраста, обучающихся в учреждении дополнительного образования // Психолого-педагогическое сопровождение детей в системе дополнительного образования. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2014. - С. 324-345.
4. Рожков М.И. Сопровождение детей и молодежи как компонент социально-педагогической деятельности // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. - С. 3-6.
5. Старостина Е.Н. Организация деятельности разновозрастного пионерского отряда в школе: дис. ... канд. пед. наук. - Ленинград, 1990. - 194 с.
6. Baiborodova L. Learning in Mixed-aged Groups of Schoolchildren // European Journal of Contemporary Education. - 2013. - Vol. (5). - № 3. - P. 132-144.
References
1. Bajborodova L.V, Belkina V.N., Gruzdev M.V, Gushchina T.N. Klyuchevye idei sub"ektno-orientirovannoj tekhnologii individualizacii
obrazovatel'nogo processa v pedagogicheskom vuze // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2018. - T. 8. -№ 5. - S. 7-21.
2. Bajborodova L.V., Novikova E.V Pedagogicheskoe soprovozhdenie predprofil'noj podgotovki shkol'nikov // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - № 4. - S. 26-33.
3. Krotova M.V., Stepanova E.E., Frolova E.A. Programma psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya obrazovatel'noj deyatel'nosti detej raznogo vozrasta, obuchayushchihsya v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya // Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej v sisteme
dopolnitel'nogo obrazovaniya. - Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2014. - S. 324-345".
4. Rozhkov M.I. Soprovozhdenie detej i molodezhi kak komponent social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti // Psihologicheskoe i social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej i molodezhi. -Yaroslavl': Izd-vo YaGPU im. K.D. Ushinskogo, 2005. - S. 3-6.
5. Starostina E.N. Organizaciya deyatel'nosti raznovozrastnogo pionerskogo otryada v shkole: dis. ... kand. ped. nauk. - Leningrad, 1990. - 194 s.
6. Baiborodova L. Learning in Mixed-aged Groups ofSchoolchildren // European Journal of Contemporary Education. - 2013. - Vol. (5). - № 3. - P. 132-144.
Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4
29