УДК 378.046.4
Л. В. Байбородова, М. В. Кротова
Подготовка педагогов дополнительного образования к организации взаимодействия детей разного возраста
В статье рассматриваются особенности детских объединений в учреждении дополнительного образования, среди которых выделяется взаимодействие детей разного возраста, показаны воспитательные возможности такого взаимодействия в условиях дополнительного образования детей, значимость влияния взаимодействия детей разного возраста на развитие личности ребенка, организацию его микросреды. Обосновывается необходимость подготовки педагогов дополнительного образования к организации взаимодействия детей разного возраста, обозначены основные цели и задачи, требования к организации данной подготовки и ее содержанию. Предлагаются активные формы и методы подготовки: семинар, мастер-класс, анализ и самоанализ занятий в разновозрастных творческих объединениях учреждений дополнительного образования, личное участие слушателей в занятиях и мероприятиях, проводимых в условиях разновозрастной группы, коллективный анализ. Рассматриваются возможности профессиональной практики, которая сопровождается анализом собственной деятельности педагога. Выделяются педагогические условия, обеспечивающие подготовку: коллективное обсуждение идей разновозрастного взаимодействия; подготовка учебно-методического комплекса, ориентированного на разновозрастное взаимодействие; организация психолого-педагогической поддержки опытной работы педагогов; стимулирование инновационной деятельности в УДОД. Делаются выводы, основанные на результатах опыта подготовки педагогов дополнительного образования к организации взаимодействия детей разного возраста в МОУ ДОД ЦАТ «Перспектива».
Ключевые слова: дополнительное образование детей, взаимодействие детей разного возраста, подготовка педагогов, педагогические средства, условия.
L. V. Baiborodova, M. V. Krotova
Further Education Teachers' Training to Organize Interaction of Different Age Children
Features of children's associations in the further education institution are considered, where interaction of different age children is distinguished, educational opportunities of such interaction in conditions of further education of children, importance of influence of interaction of different age children on development of the child's identity, organization of his microenvironment are presented. Need to train further education teachers to organize interaction of different age children is proved, main objectives and tasks, requirements to the organization of this training and its contents are designated. Active forms and methods of training are offered: a seminar, a master class, analysis and introspection of lessons in different age creative associations of further education institutions, personal participation of listeners in lessons and events held in conditions of the different age group, the collective analysis. Possibilities of professional practice are considered which is supported with introspection of the teacher's own activity. The pedagogical conditions are allocated which provide training: collective discussion of ideas of different age interaction; making of the educational and methodical complex focused on different age interaction; organization of psychology and pedagogical support of teachers' practice; stimulation of the innovative activity in the children's further education institutions. The conclusions are made based on experience results of further education teachers' training to organize interaction of different age children in «Perspectiva».
Keywords: further education of children; interaction of different age children; teachers' training; pedagogical means, conditions.
Дополнительное образование детей имеет ряд особенностей, игнорирование которых, как показывает опыт, может снижать его эффективность. Главная, по нашему мнению, заключается в том, что большинство творческих объединений учреждений дополнительного образования детей (далее УДОД) являются разновозрастными группами (средний возрастной диапазон от 2 до 5 лет), которые требуют от работающих с ними педагогов специальных способов организации деятельности детей.
Под разновозрастной группой (далее РВГ) понимают общность детей, отличающихся пас-
портным возрастом, уровнем физического и социального развития и объединенных на основе общего социального интереса или решения общей задачи [3, с. 134-135].
Исследования показали, что педагоги дополнительного образования, осознавая необходимость особых подходов к организации образовательного процесса в РВГ, в большинстве случаев учитывают разновозрастность состава творческого объединения УДОД лишь на уровне дифференциации требований к продукту, полученному в результате деятельности своих воспитанников. Так, 72 % опрошенных в ходе нашего исследования педаго-
© Байбородова Л. В., Кротова М. В., 2015
гов сообщили, что все участники разновозрастной группы выполняют на занятии одно и то же задание, но к качеству работы старших предъявляются повышенные требования; 17 % педагогов дополнительного образования готовят к занятию задания разного уровня с учетом особенностей имеющихся в РВГ возрастных категорий детей. Только 11 % респондентов сообщили, что при подготовке занятий планируют организацию различных форм образовательной деятельности на основе взаимодействия детей разного возраста, 22 % специалистов указали, что действуют в ходе занятия в РВГ интуитивно, по ситуации. На основе анализа интервью и бесед с педагогами дополнительного образования, работающими в РВГ, можно сделать вывод о том, что большинство педагогов не предусматривают организацию целенаправленного взаимодействия старших и младших в детском объединении, что существенным образом снижает воспитательный и образовательный потенциал занятий.
В разновозрастном детском коллективе образовательный процесс может представлять собой неразрывное единство обучения и воспитания. Анализ научной литературы, многолетний опыт позволяют утверждать, что особым образом организованный образовательный процесс в РВГ по целому ряду показателей является более эффективным, чем традиционные учебные занятия, ориентированные на обучение детей одного возраста. Важность постоянного общения школьников разного возраста, воспитательное влияние разновозрастных групп на развитие личности подтверждают труды А. С. Макаренко, В. А. Су-хомлинского, С. Т. Шацкого, И. С. Кон, Т. Е. Кон-никовой, Л. И. Новиковой и др.). Организация взаимодействия в разновозрастных группах способствует формированию у детей опыта многообразных отношений, развитию важнейших нравственных качеств, освоению культурных ценностей [3, с. 134-135].
В РВГ «имеются благоприятные условия для осуществления и развития интеграции в самых различных аспектах: вертикальных и горизонтальных связей, внутрипредметной и межпредметной интеграции, взаимодействии средств учебной и внеучебной деятельности, ресурсов образовательного учреждения и социума. Это позволяет разнообразить учебную деятельность, жизнь детей, расширить и обогатить их социальный опыт, сделать более увлекательной учебу» [1, с. 19].
Для организации образовательного процесса в разновозрастном творческом объединении УДОД нужны специалисты, не только хорошо освоившие какое-либо направление творческой деятельности, но и владеющие знаниями и умениями, необходимыми для проектирования успешной и продуктивной жизнедеятельности РВГ. Перед педагогами встает организационная и методическая задача: максимально использовать воспитательные и образовательные возможности взаимодействия детей разного возраста. Для этого требуются особые формы и способы организации образовательного процесса в разновозрастных группах, соответствующие педагогические технологии. Однако исследование показало, что многие педагоги дополнительного образования не готовы к организации образовательного процесса, основанного на педагогически организованном взаимодействии детей разного возраста. Проведенный нами анализ программ профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации педагогов дополнительного образования свидетельствует о том, что организаторы подготовки не уделяют достаточного внимания особенностям педагогической деятельности в условиях разновозрастного детского коллектива.
В связи с этим мы поставили цель: разработать и проверить программу подготовки педагогов дополнительного образования к организации взаимодействия детей разного возраста, основными задачами которой являются
— формирование понимания важности и значимости организации взаимодействия детей разного возраста в системе дополнительного образования;
— формирование знаний об особенностях организации образовательного процесса в РВГ, воспитательных функциях взаимодействия детей разного возраста;
— формирование умений регулировать взаимодействие детей разного возраста, использовать соответствующие технологии, педагогические средства организации совместной деятельности школьников разного возраста [4, с. 109-110].
В содержание подготовки мы включили следующие темы:
— специфика работы педагога в разновозрастном творческом объединении учреждения дополнительного образования, типы, способы формирования разновозрастных групп учащихся;
— психологические механизмы взаимодействия школьников разного возраста (подража-
ние, взросление, самоактуализация, самостимулирование);
— воспитательные функции регулируемого взаимодействия детей в разновозрастных группах (психологическая защита ребенка, социальная поддержка, компенсаторная функция, самоорганизация, стимулирующая функция, опережающее обучение и др.);
— принципы организации взаимодействия детей разного возраста (интеграция и дифференциация социальных интересов в разновозрастных группах, вариативность выбора форм взаимодействия старших и младших, динамичность и поливариативность ролевого участия обучающихся в социальных отношениях разновозрастной группы, референтность и нонконформизм в отношениях участников взаимодействия, саморазвитие и самоорганизация жизнедеятельности разновозрастного образовательного объединения детей) [1, с. 50-56];
— способы организации взаимодействия детей разного возраста (многоуровневое индивидуальное и групповое целеполагание; постановка общей проблемы или задачи, понятной, доступной и привлекательной для всех; использование ситуаций поиска и свободного выбора; создание ситуаций успеха; различные виды рефлексии и анализа совместной деятельности детей разного возраста; проектирование форм и способов совместной деятельности детей в РВГ; различные виды работы детей в разновозрастных парах, триадах, микрогруппах, выполнение микрогруппами творческих заданий, как при подготовке, так и при проведении занятий; совместное обсуждение результатов выполненных заданий, использование игровых элементов, проведение конкурсов, соревнований, театрализации) [1, с. 124];
— использование современных образовательных технологий на занятиях в РВГ (уровневая дифференциация; проблемное обучение; межпредметная интеграция; проектная деятельность; дискуссия, технология «Образ и мысль»; педагогические мастерские; портфолио; игровое моделирование; учебные, профессиональные и социальные пробы);
— формы организации деятельности в разновозрастных творческих объединениях УДОД (занятия с игровой состязательной основой: конкурс, турнир и т. д., основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, мозговая атака, презентация и т. д.; напоминающие публичные фор-
мы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис и т. д.; основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, экскурсия, ученый совет, дидактический театр и т. д.; опирающиеся на фантазию: занятие-сказка, занятие-сюрприз, занятие-подарок от волшебника, урок от инопланетян и т. д.) [4, с. 47-48].
Осуществляя подготовку педагогов к организации взаимодействия детей разного возраста, работающих в учреждении дополнительного образования, возможно использование как традиционных форм обучения (семинары, лекции, практические работы), так и нетрадиционных форм работы (ролевые и деловые игры, мастер-классы, защита проектов, конференции по обмену опытом, творческие отчеты по итогам практической работы).
Наиболее эффективными формами подготовки педагогов в рамках работы методической службы УДОД мы считаем те, в которых обучаемый специалист занимает активную позицию, включается в процесс моделирования различных аспектов профессиональной деятельности, в данном случае направленной на организацию разновозрастного взаимодействия детей.
Освоение вышеизложенного содержания подготовки педагогов целесообразно через систему мастер-классов, например:
— проведение учебного занятия в разновозрастном творческом объединении детей;
— регулирование взаимодействия старших и младших в разновозрастных группах;
— образовательные технологии в разновозрастных группах;
— организация коллективной творческой деятельности детей разного возраста;
— проектная деятельность в разновозрастной группе;
— организация аналитической и рефлексивной деятельности детей разного возраста.
При проведении мастер-классов используются активные методы обучения: элементы игры, дискуссия, работа с раздаточным материалом; практическая работа слушателей в парах и микрогруппах, ИКТ. Так, например, представим структуру проведенного мастер-класса на тему: «Занятие в разновозрастном творческом объединении».
1. Определение понятий: «разновозрастное занятие», «взаимодействие детей разного возраста», «организация взаимодействия детей разного возраста». Педагоги участвуют в индивидуальном и коллективном целеполагании, работают
над определением понятий с помощью раздаточного материала в парах или микрогруппах, обмениваются рабочими листами для взаимопроверки; коллективно обсуждают результаты работы; уточняют понятия, делают выводы.
2. Овладение способами планирования, организации и проведения разновозрастного занятия. С помощью компьютерной презентации участники мастер-классов знакомятся с этапами подготовки занятия в РВГ; закрепляют материл в парах (микрогруппах). Используются позиционные технологии для пояснения понятий «тип занятия», «форма занятия», «метод обучения», «метод воспитания». Проводится командный конкурс на знание традиционных и нетрадиционных форм занятий; индивидуальная работа над планом-схемой разновозрастного занятия по теме своей дополнительной образовательной программы. Микрогруппы обсуждают индивидуальный план, схемы занятий, выбирают лучший вариант и представляют его для всей группы. Организуются обсуждение и взаимооценка предложенных микрогруппами материалов.
3. Освоение средств организации взаимодействия детей разного возраста. Применяется совместная деятельность участников мастер-класса с использованием различных способов взаимодействия детей разного возраста, коллективный анализ продемонстрированных способов, делаются выводы о целесообразности их использования в РВГ, проводится рефлексия.
Особенно полезно для педагогов-практиков проведение открытых занятий с последующим анализом. Педагоги наблюдают за действиями коллег, имеющих большой опыт работы в разновозрастных творческих объединениях. Одновременно они включаются в работу РВГ, принимают активное участие во всех видах деятельности, осваивая способы взаимодействия на личном опыте. Далее слушатели проводят собственные занятия с последующим самоанализом.
Предлагаем примерную схему анализа (самоанализа) занятия в разновозрастном творческом объединении, которая включает следующие основные компоненты:
Мотивацонно-целевой компонент
— задачи, поставленные педагогом на занятии (общие и для каждой возрастной группы);
— способы целеполагания, использованные педагогом;
— мотивационное обеспечение занятия, совместной деятельности старших и младших на этапах подготовки и проведения занятия.
Содержательный компонент
— отбор содержания образовательного материала для каждой возрастной группы;
— доступность общей части содержания образовательного материала для младших;
— степень соответствия нового материала образовательному уровню старших;
— целесообразность интеграции и дифференциации содержания образовательного материала для совместного освоения старшими и младшими школьниками.
Организационный компонент
— соответствие методики проведения разновозрастного занятия содержанию образовательного материала;
— целесообразность распределения функций, ролей между воспитанниками разного возраста на этапах подготовки и проведения занятия;
— обоснованность выбора форм совместной деятельности на занятии старших и младших, деятельности учащихся в РВГ;
— целесообразность пропорционального соотношения коллективной и индивидуальной работы детей на занятии;
— обоснованность выбора форм совместной деятельности старших и младших с точки зрения их воспитательного потенциала;
— характер взаимодействия детей разного возраста на занятии, регулирование этого процесса педагогом;
— способы стимулирования совместной деятельности и активности воспитанников на занятии.
Результативный компонент
— степень выполнения поставленных в начале занятия задач;
— степень удовлетворенности результатом индивидуальной и групповой деятельности на занятии всех участников РВГ;
— преимущества проведенного занятия в сравнении с традиционным обучением;
— недостатки занятия, обусловленные выбором данной формы обучения или иными причинами;
— предложения по повышению педагогической эффективности образовательного процесса на занятии в разновозрастной группе.
Критическая оценка и самооценка необходимы специалистам для их дальнейшего самосовершенствования и саморазвития.
Анализ опыта позволяет выделить ряд условий эффективной подготовки педагогов к организации взаимодействия детей разного возраста.
1. Коллективное обсуждение концептуальных идей разновозрастного взаимодействия. Участники подготовки в результате совместного поиска и размышлений определяют цели и задачи, прогнозируемые результаты, формы и методы работы, происходит осознание идей и функций разновозрастного взаимодействия педагогами. В процессе совместной работы педагогов формируется коллектив единомышленников.
2. Оформление специального учебно-методического комплекса, ориентированного на организацию взаимодействия в РВГ. В процессе научно-теоретической и методической подготовки педагогов к организации разновозрастного взаимодействия детей должна быть проведена работа по корректировке рабочих дополнительных образовательных программ с учетом возрастного состава детского коллектива обучающихся, подобрана методическая литература, учебные пособия. В процессе работы педагогов по данной проблеме методический комплекс пополняется и совершенствуется.
3. Психолого-педагогическая поддержка опытной работы. При организации образовательного процесса в РВГ важным звеном является деятельность психолога, который разрабатывает или подбирает методики диагностики взаимодействия детей в РВГ, помогает в отборе психолого-педагогических средств для регулирования взаимодействия детей разного возраста, консультирует педагогов УДОД при решении сложных психолого-педагогических проблем, возникающих в РВГ.
4. Стимулирование инновационной деятельности педагогов. Инновационность профессиональной деятельности является основой мотивации, движущей силой процесса развития педагога. Она должна поддерживаться руководством учреждения. Опыт педагогов, которые достигли успехов, важно отмечать на педсоветах, доверять им выступления на семинарах и конференциях, помогать готовить публикации о своем опыте, назначать руководителями стажерской практики молодых педагогов.
Совершенствование подготовленности
педагогов к организации взаимодействия детей разного возраста способствует повышению качества и результативности образовательного процесса в УДОД, Подтвердим это на примере деятельности разновозрастного творческого объединения «Я-дизайнер» и «Основы дизайна»
ЦАТ «Перспектива». В течение учебного года произошли следующие качественные и количественные изменения:
— возросла степень удовлетворения деятельностью (по результатам анкетирования 56 % учащихся творческих объединений полностью удовлетворены собственной деятельностью, по сравнению с 45 % по результатам первичного опроса);
— у воспитанников отмечен рост мотивации к совместной деятельности старших и младших в рамках освоения дополнительной образовательной программы;
— улучшились показатели коммуникативных умений учащихся;
— 74 % обучающихся в РВГ (по сравнению с 45 % по результатам первичного опроса) привлекает на занятии не только интересующая их деятельность, но и общение со старшими и младшими воспитанниками, возможность проявить себя в роли педагога, организатора, участника разновозрастной микрогруппы;
— возросла социальная активность учащихся: 84 % учащихся участвовали в конкурсах и выставках детского творчества («Твое здоровье в твоих руках», «Будни Службы спасения», Плакат на тему энергосбережения, Экологический плакат и др.), коллективном исследовательском проекте, посвященном 70-летию Победы («Память о Героях Великой Отечественной войны в названиях улиц г. Ярославля»);
— среди старших воспитанников появились желающие (20 % численности контингента) связать будущую профессиональную карьеру с педагогической деятельностью;
— отмечен рост показателей удовлетворенности родителей деятельностью детей (первоначально больше половины опрошенных родителей высказали сомнения в целесообразности комплектования РВГ).
О результативности проведенной работы свидетельствуют и оценки, которые дают сами педагоги, участвующие в подготовке к взаимодействию детей разного возраста. До начала реализации программы 69 % педагогов из всех опрошенных считали, что нет смысла специально продумывать организацию взаимодействия детей разного возраста, после прохождения подготовки такого мнения придерживались 13 % респондентов. Зафиксирована убедительная положительная динамика по всем критериям готовности педагогов к организации взаимодействия детей разного возраста.
Таким образом, исследование подтвердило, что данное направление методической помощи педагогам, работающим в РВГ, является актуальным и востребованным, позволяет совершенствовать образовательный процесс в УДОД.
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся [Текст] / Л. В. Байбородова. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 336 с.
2. Байбородова, Л. В. Концептуальные основы подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей в системе высшего и дополнительного профессионального образования [Текст] / Л. В. Бай-бородова // Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей [Текст] : коллективная монография / под науч. ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2014. - 442 с.
3. Байбородова Л. В. Learning in Mixed-aged Groups of Schoolchildren // European Journal of Contemporary Education - 2013 - Vol. (5). - № 3. -P. 132-144.
4. Байбородова, Л. В. Повышение воспитательного потенциала учебного процесса в разновозрастных группах учащихся [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. В. Байбородова. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2008. - 183 с.
5. Байбородова, Л. В. Теория методика и практика взаимодействия в разновозрастных группах учащихся [Текст] : монография / Л. В. Байбородова. - Ярославль, 2007. - 568 с.
6. Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса [Текст] / А. С. Макаренко // Пед. соч. : в 8-ми т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. -С. 267-329.
Bibliograficheskij spisok
1. Bajborodova, L. V. Vzaimodejstvie v raznovozrast-nyh gruppah uchashhihsja [Tekst] / L. V Bajborodova. -Jaroslavl': Akademija razvitija, 2007. - 336 s.
2. Bajborodova, L. V Konceptual'nye osnovy podgo-tovki kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej v sisteme vysshego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija [Tekst] / L. V. Bajborodova // Koncepcija i modeli podgotovki, perepodgotovki i povyshenija kvalif-ikacii kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Tekst] : kollektivnaja monografja / pod nauch. red. A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl': Izd-vo JaGPU, 2014. - 442 s.
3. Bajborodova L. V. Learning in Mixed-aged Groups of Schoolchildren // European Journal of Contemporary Education - 2013 - Vol. (5). - № 3. - P. 132-144.
4. Bajborodova, L. V. Povyshenie vospitatel'nogo potenciala uchebnogo processa v raznovozrastnyh gruppah uchashhihsja [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / L. V Bajborodova. - Jaroslavl': Departament obrazovani-ja Jaroslavskoj oblasti, 2008. - 183 s.
5. Bajborodova, L. V. Teorija metodika i praktika vzaimodejstvija v raznovozrastnyh gruppah uchashhihsja [Tekst] : monografija / L. V. Bajborodova. - Jaroslavl', 2007. - 568 s.
6. Makarenko, A. S. Metodika organizacii vospi-tatel'nogo processa [Tekst] / A. S. Makarenko // Ped. soch. : v 8-mi t. T. 1. - M.: Pedagogika, 1983. -S. 267-329.