12.10. ОСОБЕННОСТИ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ГАЗОВОЙ СФЕРЕ
Кузнецова Яна Викторовна, Российская Академия Государственной Службы, кафедра экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства, аспирантка
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье речь идет о возможностях партнерского взаимодействия России и Евросоюза в области энергетики и, в частности, в газовой сфере. Автор рассматривает перспективы развития надежных, прозрачных и стабильных отношений между двумя сторонами, основанных на принципах открытого рынка. С точки зрения инфраструктуры, страны Европы являются естественным направлением российского экспорта газа, хотя на его условия сегодня в значительной мере влияют процессы либерализации европейского газового рынка.
Ключевые слова: энергетика, ресурсы, европейский газовый рынок, Россия, Европейский Союз, партнерство, экономическое сотрудничество
PARTNER INTERACTION FEATURES OF RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION IN GAS SPHERE
Kuznetsova Yana Viktorovna, Russian Academy of Civil Service, Department of Economics and State Regulation of Market Economy, graduate student
Annotation: In the article it is a question of partner interaction possibilities of Russia and the European Union in the field of energy and in particular in gas sphere. The author considers prospects of development of reliable, transparent and stable relations between two parties, based on the open market principles. From the point of view of an infrastructure, the country of Europe are a natural direction of the Russian export of gaz, though today its conditions appreciably are influenced by liberalisation processes of the European gas market.
Keywords: power system, resources, the European gas market, Russia, the European Union, partnership, economic cooperation
Россия является крупнейшим в мире производителем и экспортером нефти и газа и располагает значительными запасами энергетических ресурсов - основной базы для развития экономики любого современного государства, инструментом проведения его внутренней и внешней политики. Доля РФ по запасам природного газа равна 23% мировых запасов, как и по объемам ежегодной добычи, обеспечивая 25% мировой торговли этим энергоносителем, доминируя как на европейском газовом рынке, так и на рынке стран СНГ. В общем объеме потребления газа в европейских странах на российский газ приходится около 30%. Обладая уникальной газотранспортной системой, Россия также играет важную роль в обеспечении поставок центральноазиатского газа в Европу и страны СНГ.
Вместе с тем важным представляется тот факт, что Россия также является крупным транзитным государством и крупным потребителем энергоресурсов. Оба эти фактора оказывают большое влияние на ее статус производителя и ключевого партнера в сфере поставок газа.
Главным объектом анализа ситуации в «газовой» сфере РФ считается «Газпром» - одна из крупнейших энергетических компаний в мире - поэтому его политику часто отождествляют с российской национальной стратегией. Однако есть и другие мощные группы, конкурирующие с «Газпромом», - такие как «Роснефть», РАО «ЕЭС России» и некоторые другие фракции в российском правительстве. Их конкуренция с правительством за уровень цен на газ и электричество и друг с другом за объемы внутреннего потребления газа является следствием продолжающейся реструктуризации топливного баланса в стране как реакции на прогнозируемую нехватку топлива .
Существующая конфигурация предприятий газовой отрасли в России сохранилась с момента акционирования ОАО «Газпром». Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии2. Компания также осуществляет финансирование строительства объектов магистрального транспорта газа и распределительных сетей; несет социальные обязательства, отвечает за надежное газоснабжение потребителей России; является единственным поставщиком газа на экспорт, самостоятельно определяет всю экспортную сбытовую политику и отвечает за выполнение экспортных контрактов. Как следствие этого, газовую отрасль России целесообразно рассматривать как структуру ОАО «Газпром».
В целом стоит отметить, что газотранспортная система России формировалась посредством сооружения мощных транспортных коридоров для транспортировки значительных объемов газа из западносибирских газовых месторождений в основные газопотребляющие регионы (главным образом, в европейскую часть страны) по системам магистральных газопроводов Западная Сибирь-Центр, Северный Кавказ-Центр, Буха-ра-Урал, Средняя Азия-Центр. Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года3, добычу газа планируется развивать как в традиционных газодобывающих районах, основным из которых является Западная Сибирь, так и на европейском севере России, полуострове Ямал, в новых нефтегазовых провинциях Восточной Сибири и Дальнего Востока и Прикаспийском регионе.
Вместе с тем, вопреки бытующему на Западе представлению, у России все еще нет последовательной «большой стратегии» в области энергетики, если понимать под таковой скоординированный план, определяющий, кто именно, каких целей, в какие сроки и с использованием каких ресурсов должен достигнуть. И хотя политическая идея, представляющая Россию в рамках ее энергетических ресурсов, возможно, импонирует российской элите, это пока не привело к созда-
1 Evidence of J. Murphy MP, Minister for Europe. Transccript of Oral Evidence to the House of Commons Foreign Affairs Committee, 18
July 2007. HC 495-iii.
2
2 www.gazprom.ru.
3 http://www.atominfo.ru/files/strateg/strateg.htm.
4 _
нию продуманной долгосрочной стратегии . Во многом это вязано с тем, что России непросто защищать свое место на высоко конкурсном рынке, к тому же высоко политизированном. Эта сложность лишь возрастает с вхождением России в международную торговую систему, когда цены на газ на внешних рынках не только прямо влияют на объемы и рентабельность российского экспорта природного газа, но и частично на состояние экономики страны: бюджет, инвестиции и пр. Не упрощают положение и проблемы, оставшиеся от распада Советского Союза, связанные с прежде единым топливно-энергетическим комплексом, с потерей контроля над некоторыми протяженными участками газопроводов, развертывается настоящая битва за условия добычи и пути транспортировки каспийско-среднеазиатского газа, который может пойти в обход России.
Еще одной проблемой российского энергетического сектора является сохранение государственного контроля над процессами либерализации/монополизации. В отношении газовой отрасли это во многом обусловлено тем фактом, что она является подсектором экономики, где необходимость снижения степени риска особенно важна. Хотя инвестиционные потребности газовой отрасли в целом такие же, как и у нефтяной, присутствие государственных структур в газовой отрасли является более значительным.
Государственный контроль в газовом секторе отчасти можно соотнести с необходимостью реформирования электроэнергетики, особенно из-за нехватки генерирующих мощностей в стране. На протяжении десяти лет инвестиции, по оценке РАО «ЕЭС России», почти полностью отсутствовали. Это означает, что в ближайшие 15 лет необходимо ежегодно вкладывать в данную сферу по 10 млрд. долларов. По другим оценкам, требуются ежегодные инвестиции в размере 15 млрд. долларов в течение 25 лет5. Следовательно, дефицит газа уже на подходе6.
Но есть и другая группа экспертов, утверждающих, что добыча газа стабилизировалась7. Так, в конце 2007 года Дмитрий Медведев заявил, что запасы газа в подземных хранилищах «Газпрома» составляют 63,5 млрд. кубометров8.
Все выказываемые мнения, так или иначе, дают возможность сфокусироваться на конкретных проблемах. Осознается ли в России возможный в будущем дефицит газа? Какие рынки «Газпром» будет обслуживать в первую очередь при возникновении дефицита газа? Продолжит ли он поставлять газ на прибыльные иностранные (европейские) рынки или начнет обеспечивать огромный, но приносящий убытки внутренний рынок?
Ответом на эти и многие другие вопросы может стать фактор обеспечения энергетической безопасности, поскольку сфера энергетики не ограничивается
4 Monaghan A. Russian Energy Diplomacy: A Political Idea without a
Strategy? // J. of Southeast European and Black Sea Studies. Vol. 7. No. 2. 2007; Ivanenko V. Russian Energy Strategy in Natural Gas Sector. Dec. 2006
(http://papers.ssrn.com/sol3/paper.cfm?abstract_id=953467).
5 Kornilova A. Russian Opportunities under the Kyoto Protocol: The Sakhalin Power Plants - a Case Study on the Use of Kyoto Joint Implementation in the Russian Power Sector. EV37. Oxford: Oxford Institute of Energy Studies. Jan. 2007. P. 10, 12, 23. 24.
6 Fredholm M. Gazprom in Crisis. CSSRC Paper 06/ 48. Swindon: CSRC, Oct. 2006.
7 Митрова Т., Паппэ Я. «Газпром»: от «большой трубы» к большому Бизнесу // Pro et Contra. 2006. №2-3 (32).
8 Интерфакс. 2007. 7 окт.
только газом и нефтью, какими бы стратегически важными они ни были. Кроме того, российский газ важен для Европы, позволяя сбалансировать спрос и предложение на этом рынке. Тем более что, согласно многим прогнозам, спрос на природный газ в мире будет только расти - он является наиболее экологически чистым по сравнению с другими видами топлива и соответствует требованиям, предъявляемым сегодня населением к способам энергоснабжения. В настоящее время в Европе природный газ является одним из самых востребованных первичных энергоносителей9.
Из-за быстро растущей доли природного газа в энергетическом балансе стран Европы рынок газа приобретает самостоятельное значение. Сегодня европейский рынок природного газа - это общий энергетический рынок стран Евросоюза, состоящий из 27 государств, а также остальных стран Европы, участвующих в добыче, транзите, хранении, переработке и потреблении природного газа. Согласно прогнозам, к 2030 году спрос на природный газ может возрасти почти в 1,5-2 раза по сравнению с настоящим временем10. Это приведет к росту международной торговли энергоносителями и увеличению объемов поставок газа как по трубопроводам, так и в сжиженном виде.
В свою очередь, открытие газового рынка позволит увеличить предложение товара и усилить конкурентную борьбу, что должно привести к снижению цен на природный газ. В связи с этим Европейский Союз прикладывает огромные усилия для успешного завершения процесса формирования общего конкурентного газового рынка на основе национальных газовых рынков, которые изначально имели монополистическую или олигополистическую структуру.
Одним из главных проектов ЕС в этой сфере является создание единого либерализованного рынка электроэнергии и газа (ЕЛРЭГ) с высоким уровнем конкуренции, что должно повлечь выравнивание тарифов на энергоносители в различных государствах-членах и их общее снижение. Как отмечает А.А. Шкута, «предполагается, что конкуренция между поставщиками газа приводит к снижению цен на газ для конечного потребителя, и при этом возрастают объемы потребления газа. Снижение цен на газ ведет к снижению себестоимости производимой в стране продукции и повышает ее конкурентоспособность. В результате либерализации на рынки газа привлекается большое количество продавцов и покупателей, что приводит к появлению новых услуг, способствует притоку инвестиций в отрасль»11. Уже с начала 2000-х годов данный проект преподносился как наиболее эффективный способ обеспечить энергетическую безопасность ЕС. Так, по мнению П. Ноэля, такой рынок создаст максимальную степень солидарности между европейскими потребителями газа, повысит коллективную безопасность за счет перераспределения потоков газа в случае кризисов и ликвидирует зависимость политики стран ЕС от условий получения газа из России12.
Однако процесс либерализации газового рынка в странах Евросоюза сопряжен с рядом трудностей. Одна из причин этого - опасения стран-членов ЕС за
9 Green paper - towards a European Strategy for Security of Energy
Supply (http://cc.europa.eu/energy/green-paper-energy-
supply/index_en.htm.
10 www.worldenergyoutlook.org/graphs/Slide 1 .GIF.
11 Шкута А.А. Европейский вектор газовой стратегии России. М.: Изд. «Эком Паблишерз» , 2008. - С. 127.
12 Noel P. Beyond Dependence: How to Deal with Russian Gas // ECFR Policy Brief, November 2008. - Р. 2-3.
свою энергетическую безопасность, за то, что «ключи от нее будут утрачены»13. Для европейского рынка природного газа характерна высокая степень монополизации в сфере транспортировки и сбыта газа конечным потребителям. Газовые компании-монополисты не хотят в результате реформ всей отрасли терять огромную прибыль, которую они получают благодаря своему статусу. Почти в каждой европейской стране имеется по одной газовой компании, которые играют ключевую роль в газоснабжении в пределах этих стран («Рургаз» в Германии, «Gaz de France» во Франции, «Snam» в Италии и т.д.). Наиболее крупные из них участвуют в газоснабжении в рамках европейского рынка.
Так или иначе, продолжающиеся на европейском газовом рынке процессы либерализации не могут не влиять на условия российского экспорта. Несмотря на то, что политика ЕС основывается на поощрении новых экспортеров и их проектов, а также на ограничении внешнего влияния традиционных поставщиков, контролирующих большую часть рынка, Российская Федерация и Европейский Союз были и остаются взаимозависимыми партнерами в области энергетики. 45% импорта России приходится на ЕС, и 55% ее экспорта направляется в ЕС, включая 88% от общего объема экспорта российской нефти, 70% ее экспорта газа и 50% экспорта угля. Доходы в российский бюджет от экспорта сырья в ЕС составляют около 40%14. С точки зрения инфраструктуры, страны Европы являются естественным направлением российского экспорта энергоносителей.
В целом отношения России-ЕС в области энергетики характеризуются интенсивным ростом. Импорт газа из России ЕС в составе 27 стран увеличился со 119 млрд. м3 в 2000 году до 134 млрд. м3 в 2008 году15. Несмотря на то, что в результате финансового и экономического кризиса в 2009 году произошло сокращение импорта, 2010 год вновь продемонстрировал тенденцию роста.
Однако анализ перспективного предложения газа в странах ЕС показывает, что в ближайшие 10-15 лет на европейский рынок будут выходить новые страны-поставщики газа с достаточно низкой себестоимостью добычи и транспортировки газа16. В этих условиях стратегически важным для России является укрепление своих позиций на международных газовых рынках, с тем чтобы максимально реализовать экспортные возможности отечественного ТЭК, а также усилить роль России как крупного поставщика энергоресурсов в обеспечении международной энергетической безопасности, при этом речь должна идти не только о европейском векторе российской газовой отрасли, но и о других направлениях сотрудничества.
Правовой базой отношений России и ЕС в области энергетики является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанное в 1994 году17.
13 Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность. Газовая промышленность России. М.: МГФ «Знание», ГЭИТИ, 2005. -С. 106.
14 http://www.rao-ees.ru/.
15 Данные Евростата 2008.
16 Energy Transit in Eurasia Challenges and Perspectives. IEA Deputy Executive Director IEA Deputy Executive Director Ambassador William C. Ramsay Ambassador William C. Ramsay Energy Charter Conference 19 Energy Charter Conference 19-20 September 2004.
17 http://www.rb.ru/inform/79357.html.
В 2007 и 2008 годах обе стороны приняли решение создать особую рабочую группу по вопросам инфраструктурной политики России и ЕС, в частности, имеющим отношение к трубопроводам, высоковольтным линиям, подземным газохранилищам, заводам по сжижению газа, терминалам для сжиженного газа. Группа вынесла на обсуждение Европейскую энергетическую программу по восстановлению (ЕБРР), программу ТЕЫ-Е, Планы развития сетей на десятилетие и основную деятельность БИТвО-Е и БИТвО-О, новый нормативный документ о безопасности поставок газа, запланированный Европейской Комиссией Пакет по энергетической инфраструктуре, обновление проекта строительства Балтийской атомной электростанции в Калининграде, особенности сетей электропередач в регионе и техническое состояние нефтепроводов (Бур-гас-Александропулис, Самсун-Джейхан, Каспийский консорциум нефтепроводов, Балтийская система нефтепроводов 2, Дружба) и газопроводов («Северный поток», «Южный поток»).
В дальнейшем обе стороны активно обсуждали рыночную ситуацию и новые нормативные требования, существующие на соответствующих рынках. Российская сторона выразила обеспокоенность по поводу требований Третьего энергетического пакета по внутреннему рынку ЕС о разъединении18, что может привести к уменьшению инвестиций, и по положению о третьей стране. Пакет, состоящий из двух директив и трех регламентов, вступил в силу в ЕС 3 марта 2011 года (сами положения 111-го Энергетического пакета были приняты в странах ЕС 3 сентября 2009 г.) и стал следующим важным шагом на пути создания единого энергетического рынка ЕС. Принятию Третьего пакета предшествовали напряженные обсуждения, в ходе которых значительные изменения претерпели первоначальные предложения Европейской комиссии, опубликованные в январе 2007 г.19. Согласно новым нормам, добыча газа и системы трубопроводов должны быть разделены, чтобы помешать образованию монополии одного предприятия. Этим самым ЕС хочет добиться большей конкуренции, предоставив потребителям возможность выбирать между поставщиками20.
Особо важным вопросом стали долгосрочные контракты на поставку газа, в которых были включены положения об ограничении на перепродажу газа, что противоречит правилам ЕС о свободном перемещении товаров и конкуренции. Стороны выступают в поддержку обеспечения надежности поставок путем улучшения инвестиционного планирования производственных или инфраструктурных проектов, реализация которых необходима для осуществления поставок энергоресурсов в страны ЕС. Несмотря на то, что контракты являются важным элементом надежности поставок энергоресурсов, их содержание может меняться по мере постепенного создания внутреннего рынка энергоресурсов в ЕС.
В 2009 году российская сторона, с целью разработки принципов мировой энергетической безопасности, выдвинула предложение о новом концептуальном подходе к правовой базе международного сотрудничества в области энергетики21. Стороны предусматривают совместный анализ ситуации для наилучшего примене-
18 http://www.lawtek.ru/analysis/foreign/43580.html.
19 Гудков И.В. Третий энергетический пакет Европейского союза / Нефть, Газ и Право. - №3. - 2010.
20 Розе А. Газ с подселением. / Российская газета. Федеральный выпуск. - №5418 (42). - 01.03.2011.
21 http://www.lawmix.ru/content.php7icM506.
ния основных предложений. Являясь механизмом двухстороннего сотрудничества, этот энергетический диалог развивался по конкретным темам, представляющим взаимный интерес.
В ноябре 2009 Координаторы диалога подписали Меморандум о механизме раннего предупреждения22. Обе стороны приветствовали механизм, направленный на обеспечение оперативной связи и предотвращение последующих сбоев в поставках газа, нефти или электроэнергии.
В рамках Энергодиалога Россия-ЕС, который состоялся 30 июля 2010 г. в Брюсселе, российские и европейские эксперты вынесли на обсуждение тематической группы вопросы разработки законодательства в ЕС и России в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики. Обе стороны посчитали необходимым отразить в разделе энергетики нового соглашения принципы энергетической безопасности, принятые на саммите «Большой Восьмерки» в г. Санкт-Петербурге в 2006 году23.
В декабре 2010 г. Международный центр устойчивого энергетического развития (МЦУЭР) под эгидой ЮНЕСКО презентовал «Дорожную карту» международного сотрудничества в области национального и глобального устойчивого энергетического развития, которая представляет собой план развития международного сотрудничества РФ с иностранными государствами и международными организациями, а также программу делового сотрудничества на уровне бизнес-сообщества24.
«Дорожная карта» содержит комплекс предложений по развитию международного сотрудничества России в энергетической сфере по каждому из шести направлений, которые позволяют реализовать важнейшие задачи, поставленные в рамках ЭС-2030:
1. Отражение национальных интересов России в рамках формируемой системы функционирования мировых энергетических рынков.
2. Диверсификация экспортных энергетических рынков.
3. Диверсификация товарной структуры экспорта, повышение объема вывоза продукции с более высокой долей добавленной стоимости.
4. Обеспечение стабильных условий на экспортных рынках, включая гарантированность спроса и обоснованность цен на основные продукты российского экспорта энергоресурсов.
5. Укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом.
6. Обеспечение эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в том числе по шельфовым проектам в арктических условиях).
В связи с этим заместитель министра энергетики РФ А. Яновский сказал: «Этот документ является достаточно обширным и разноплановым исследованием. В работе впервые были осуществлены построение и анализ альтернативных сценариев развития мировой энергетики на перспективу до 2050 года»25. В продолжение работы над «Дорожной картой» международного энергетического сотрудничества экспертами МЦУЭР в 2010 году была разработана концепция Глобальной системы мониторинга международного сотрудничест-
ва России в сфере энергетики (Global Energy Monitoring System)2 .
Пока поставки природного газа Российской Федерации в страны континентальной Европы практически полностью осуществляются на базе долгосрочных контрактов «take-or-pay». Европейское законодательство признает важность долгосрочных контрактов, но только лишь в той мере, в какой они не противоречат принципу конкуренции: долгосрочные контракты не должны препятствовать конкуренции через включение ограничительных условий или создание участников с доминирующей позицией.
Вместе с тем очевидно, что в будущем Россия и Евросоюз столкнутся с рядом проблем в области энергетики, таким как: усиление глобализации на энергетических рынках; развитие ценообразования на энергоносители; продолжающиеся реформы их внутренних рынков; важность сокращения выбросов парниковых газов, а также поиск оптимальных путей производства энергии с точки зрения устойчивого развития.
Однако главной «газовой» проблемой в сотрудничестве России и ЕС в газовой сфере является непрозрачность российского энергетического сектора. Эта проблематика включает ряд важных проблем - монополистический статус «Газпрома», сильная изношенность основных фондов, недостаток финансовых ресурсов для их реконструкции и развития и связанная с этим необходимость существенного повышения регулируемых государством тарифов на услуги газораспределительных организаций, использование энергетических ресурсов в качестве инструмента политического воздействия на международной арене, которые препятствуют осмыслению более глубоких и более важных вопросов. Однако, с точки зрения глобальной энергетической безопасности, Россию невозможно игнорировать, нельзя обойтись без нее и нельзя упрощенно квалифицировать ее как поставщика, проводящего ренационализацию и впавшего в политическую стагнацию.
При всех существующих проблемах в российской политике в целом и в энергетическом секторе в частности заметна скрытая динамика, которую большинство западных аналитиков упускают из виду. Очевидно, что Европе необходимо быть готовой к взаимодействию с Россией, как бы трудно это ни было. Но чтобы такое взаимодействие было эффективным, Европейскому Союзу следует задаться несколькими вопросами. А именно: 1. Какая ситуация может сложиться в Европе в долгосрочной перспективе, если российский внутренний рынок станет более выгодным для российских энергетических компаний в результате повышения внутренних цен? 2. Как в этом случае будет выглядеть новая российская энергетическая стратегия? 3. Что ожидает Европу, если разные сегменты российского энергетического сектора станут действовать более согласованно, а Россия начнет следовать целостной, продуманной стратегии?
Как представляется, в контексте этих вызовов обе стороны должны рассматривать отношения в области энергетики как приоритетные, а также в дальнейшем активизировать Энергетический Диалог Россия-ЕС, который будет способствовать развитию надежных, прозрачных и стабильных отношений в области энергетики, основанных на принципах открытого рынка.
p://minenergo.gov.ru/news/min_news/2341 .html. p://www.ng.ru/energy/2010-10-12/13_rus_es.html. p://www.press-release.ru/branches/energy/86ac7ad460506/. http://www.isedcu.com/index.php?option=com_content&view= article &id=249:-l-gems-&catid=13:news&Itemid=29&lang=en.
s http:/ 1 http:/
26 http://www.ruscable.ru/news/2010/09/28/MTSUER_prodemon-striruet na EKSP0-2010 sistemu moni/.
Список литературы:
1. Безопасность России. Правовые, социальноэкономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность. Газовая промышленность России. М.: МГФ «Знание», ГЭИТИ, 2005. - С. 106.
2. Гудков И.В. Третий энергетический пакет Европейского союза / Нефть, Газ и Право. - №3. - 2010.
3. Евростат (данные 2008 г.).
4. Интерфакс. 2007. 7 окт.
5. Митрова Т., Паппэ Я. «Газпром»: от «большой трубы» к большому Бизнесу // Pro et Contra. - 2006. - №2-3 (32).
6. Розе А. Газ с подселением / Российская газета. Федеральный выпуск. - №5418 (42). - 01.03.2011.
7. Шкута А.А. Европейский вектор газовой стратегии России. М.: изд. «Эком Паблишерз» , 2008. - С. 127.
Reference list:
1. Energy Transit in Eurasia Challenges and Perspectives. IEA Deputy Executive Director IEA Deputy Executive Director Ambassador William C. Ramsay Ambassador William C. Ramsay Energy Charter Conference 19 Energy Charter Conference 19-20 September 2004.
2. Evidence of J. Murphy MP, Minister for Europe. Transccript of Oral Evidence to the House of Commons Foreign Affairs Committee, 18 July 2007. HC 495-iii.
3. Fredholm M. Gazprom in Crisis. CSSRC Paper 06/ 48. Swindon: CSRC, Oct. 2006.
4. Green paper - towards a European Strategy for Security of Energy Supply (http://cc.europa.eu/energy/green-paper-energy-supply/index_en.htm).
5. Ivanenko V. Russian Energy Strategy in Natural Gas Sector. Dec. 2006 (http://papers.ssrn.com/sol3/paper.cfm?abst-ract_id=953467).
6. Kornilova A. Russian Opportunities under the Kyoto Protocol: The Sakhalin Power Plants - a Case Study on the Use of Kyoto Joint Implementation in the Russian Power Sector. EV37. Oxford: Oxford Institute of Energy Studies. Jan. 2007. - P. 10, 12, 23. 24.
7. Monaghan A. Russian Energy Diplomacy: A Political Idea without a Strategy? // J. of Southeast European and Black Sea Studies. - 2007. - No. 2. - Vol. 7.
8. Noel P. Beyond Dependence: How to Deal with Russian Gas // ECFR Policy Brief, November 2008. - Р. 2-3.
9. http://minenergo.gov.ru/news/min_news/2341 .html
10. http://www.atominfo.ru/files/strateg/strateg.htm.
11. http://www.isedc-u.com/index.php?option=com_content-&view=article&id=249:-l-gems-&catid=13:news&Itemid=-29&lang=en.
12. http://www.lawmix.ru/content.php?id=1506.
13. http ://www.lawtek.ru/a na lysis/fo re ign/43580.html.
14. http://www.ng.ru/energy/2010-10-12/13_rus_es.html
15. http://www.press-release.ru/branches/energy/86ac7ad-460506/
16. http://www.rao-ees.ru/
17. http://www.rb.ru/inform/79357.html.
18. http://www.ruscable.ru/news/2010/09/28/MTSUER_prodem-onstriruet_na_EKSPO-2010_sistemu_moni/
19. www.gazprom.ru.
20. www.worldenergyoutlook.org/graphs/Slide.
РЕЦЕНЗИЯ
В статье «Особенности партнерского взаимодействия России и Европейского Союза в газовой сфере» автор Кузнецова Я.В. анализирует текущую ситуацию в сфере российско-европейского сотрудничества по вопросам поставок газа в страны ЕС, особенно в рамках недавнего Энергетического диалога Россия-ЕС, который способствовал более четкому пониманию принципов данных рынков и обеспечил доступ европейских компаний на российский рынок. Автор констатирует, что особое внимание к обеспечению устойчивого газоснабжения не в последнюю очередь связано
со стремительным ростом зависимости стран Евросоюза от импорта энергоресурсов. Процесс либерализации еще не завершен, и регулирующие органы Евросоюза стараются найти пути решения задачи бесперебойности газоснабжения по приемлемым ценам.
Вместе с тем автор не обходит вниманием потенциальные проблемы партнерства России и Евросоюза в области энергетики, которые могут обостриться уже в ближайшем будущем, такие как: усиление глобализации на энергетических рынках, изменения в ценообразовании на энергоносители, реформы внутренних рынков и т.д. Работа в этой области предполагает обсуждение развития этих рынков в долгосрочной перспективе и обмен информацией об их внутренних стратегиях и прогнозах. Такой подход позволяет автору сделать вывод о том, что в целом партнерские отношения России-ЕС в газовой сфере характеризуются интенсивным ростом.
Актуальность данного исследования очевидна с учетом широко обсуждаемой проблемы невозобновляе-мости природных ресурсов и признания чрезвычайной важности рационального использования энергетических ресурсов и их энергосбережения. Поэтому не вызывает сомнения тот факт, что вопросам газоснабжения сегодня гарантировано особое политическое внимание на всех возможных уровнях.
Рецензируемая статья оригинальна, основана на исследовании практических материалов. Статья рекомендуется к публикации в экономическом издании, внесенном в список ВАК.
Научно-редакционный отдел ИД «НАУКОМ» к.э.н. А.А. Тихонова