ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ РОССИИ НА КОНКУРЕНТНОМ ГАЗОВОМ РЫНКЕ ЕС
Е.К. Переход, магистрант
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Москва)
Аннотация. В статье рассматриваются международные экономические отношения с Европейским союзом в сфере энергетического партнерства. Анализируется европейский рынок природного газа, который испытывает серьезные изменения в связи с межтопливной конкуренцией, истощением разведанных месторождений, геополитической напряженностью - все это создает риски для энергетического сотрудничества. Отмечается, что экспортный потенциал России создает перспективу расширения газового сотрудничества, в том числе, за счет увеличения своей доли на существующем рынке. Сделан вывод, что в условиях уменьшения собственной добычи на фоне возрастающего спроса на энергию в ЕС, Россия может укрепиться на данном газовом рынке, но усиление конкуренции и внутренняя политика Евросоюза создают для этого риски.
Ключевые слова: газовый рынок ЕС, ТЭК, газовая конкуренция, транзит газа, СПГ, энергетическая дипломатия России.
Вопрос доступа к запасам природного газа приобретает все большее значение как для мирового рынка энергоносителей в целом, так и для стран Европейского союза, в частности. Спрос на газ растет, а его запасы в странах ЕС сокращаются. В этих условиях ЕС необходимо обеспечить стабильные поставки газа в долгосрочной перспективе, чтобы покрыть собственные потребности и укрепить конкурентные позиции своей промышленности в мире.
В течение длительного времени потребление природного газа в Европе увеличивалось, достигнув максимума в 2010 году (602 млрд куб. м). После стремительного обвала в течение четырех лет на 20% (486 млрд куб. м в 2014 г.) потребление начало расти, достигнув, в соответствии с данным ПАО «Газпром», к 2015 году 513 млрд куб. м [1]. Это стало возможным за счет развития газовой электроэнергетики и более широкого использования газа в качестве газомоторного топлива для автомобильного и морского транспорта. Доля ЕС в мировом потреблении энергии за 2015 год, согласно данным British Petroleum (BP), составила 12,5% [2].
Несмотря на то, что статистические данные Eurogas расходятся с данными российской компании в меньшую сторону (426 млрд куб. м в 2015 г.) [3], обе
организации соглашаются с тем, что потребление газа в ЕС растет и прирост в 2016 году составил по разным оценкам от 3 до 6%. Оценки долгосрочного прогноза носит разнонаправленный вектор: Институт энергетических исследований РАН прогнозирует уменьшение потребление природного газа в ЕС до 2025 года и сокращение до 364 млрд куб. м к 2040 году [4], а Международное энергетическое агентство ожидает увеличения потребления газа в среднем на 1,3% в год [5].
Собственная газовая добыча Европы составляет 226 млрд куб. м в 2015 г. [6] и способна покрыть лишь половину потребности всего региона. По прогнозам, добыча газа в Европе продолжит сокращаться, и к 2040 г. страны Европы будут добывать около 165 млрд куб. м газа. Реализация планов добычи сланцевого газа оказалась затруднена из-за низкой рентабельности добычи сланцевого газа, высокой плотности населения, и опасностью для экологической системы региона. Несмотря на значительные инвестиции западных стран в альтернативные виды энергии и стремление к экологическому развитию, на сегодняшний день все еще высока потребность в углеводородах, как наиболее доступному и дешевому источнику энергии.
Данные факторы обостряют проблему энергообеспеченности Европы в условиях возрастающего спроса на энергию, ставя под вопрос возможности поддержания ее благосостояния и подрывая конкурентоспособность европейской промышленности. Таким образом, ЕС остается конкурентной торговой площадкой для поставщиков газа и межтопливной конкуренции.
Вышеуказанный рыночный спрос, а также близость территорий и многолетний опыт энергетического сотрудничества России с Европой играют важную роль для налаживания взаимовыгодного сотрудничества по импорту российского газа. Важность Европейского союза для энергетического комплекса России подтверждает и «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года», в которой говорится, что данный регион остается одним из основных рынков сбыта продукции российского топливно-энергетического комплекса [7].
Вопреки политической риторике европейских коллег о «газовой игле» России, именно устойчивые, надежные, основанные на взаимном доверии отношения между нами в сфере энергетики могут быть важнейшим условием обеспечения энергетической безопасности Европы. Преимущества России перед другими поставщиками определяется такими факторами как:
- колоссальные запасы газа (49,3 трлн куб. м по состоянию на 1 января 2014 года) [8];
- наличие общих границ со странами ЕС;
- выход к ЕС через Балтийское и Черное моря, минуя транзитные государства;
- развитая система действующих газопроводов и наличие проектов по их расширению;
- конкурентоспособная цена на газ;
- многолетний опыт сотрудничества.
Россия и Европа - давние и взаимозависимые партнеры в области энергетики. За 2000-2016 годы основными покупателями газа из России были страны Европы. Россия, по прогнозам аналитиков Royal Dutch Shell и BP, обеспечивает около 30-33% газового энергопотребления Евросоюза, та-
кое положение сохранится до 2035 года [9].
Данная ситуация не устраивает Евро-парламент, который стремится принять меры, которые будут способствовать уменьшению энергозависимости если не за счет дорогостоящих и менее эффективных ВИЭ, то хотя бы за счет диверсификации поставщиков, в том числе увеличении доли импорта сжиженного природного газа. Конкурентоспособность СПГ на газовом рынке Европы определяется, в первую очередь, расстоянием от месторождений и наличием трубопроводов в конкретном регионе Европы. Следует учитывать, что потенциальные объемы экспортируемого газа из Северной Африки могут покрыть лишь незначительную часть потребности Европы, а ранее считавшиеся предпочтительными поставки из США, на данный момент оцениваются как слишком дорогие. Аналогичная ситуация и с поставками СПГ из Восточной Африки. Возможность увеличения доли в объеме общих поставок газа в Европу имеет Ближний Восток при ликвидации рисков террористических атак на инфраструктурные объекты газового сектора и перекрытия транспортных маршрутов.
Помимо стремления к диверсификации поставок газа Европой, повышаются риски России также на транзитных территориях. Так, периодически обостряемые проблемы с участком газотранспортной системы Украины привели к реализации проектов по обходным трубопроводам, соединяющим европейский газовый рынок с российскими газовыми месторождениями. В середине 2000-х годов были введены в эксплуатацию газопроводы «Ямал-Европа» (через Белоруссию и Польшу в ФРГ) и «Голубой поток» (из России в Турцию по дну Черного моря), а с 2011 г. начал функционировать «Северный поток» (по дну Балтийского моря в ФРГ). На данный момент проходит согласование проект расширения мощностей существующего газопровода «Северный поток» - «Северный поток - 2» для поставок российского газа в Западную и Центральную Европу через акваторию Балтийского моря. Две дополнительные нитки этого газопровода общей мощно-
стью 55 млрд куб. м/год [10] обеспечат прямые поставки природного газа из крупнейших в мире месторождений России на газовый рынок ЕС. По словам главы ПАО «Газпром» Алексея Миллера, газопровод уже доказал свою востребованность [11], начало его строительства запланировано на 2018 год.
После долгих переговоров была достигнута договоренность по строительству газопровода «Турецкий поток». Первая нитка газопровода предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая -для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Мощность обеих ниток составит 31,5 млрд куб. м.
Наряду с трубопроводным транспортом газа в России будут активно развиваться проекты в сфере производства и транспортировки сжиженного природного газа. Вместе с тем необходимо отметить, что слабым местом российской индустрии СПГ станут высокие издержки добычи газа в основных регионах (Ямал, Баренцево моря), существенно превышающие издержки добычи в других странах-экспортерах СПГ.
Дополнительно повысить надежность поставок и обеспечить увеличение объема продаж российского газа позволит использование подземных хранилищ газа (ПХГ) на территории европейских государств. Реализация данных проектов соответствует целям «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» [12] по осуществлению мер для снижения транзитных рисков и обеспечению надежности поставок российских энергоносителей на рынки Европы.
Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на всеобъемлющий европей-
ский тренд сокращения использования ископаемых энергоресурсов, закрепленный в целом ряде программных документов Ев-рокомиссии и увеличение энергоэффективности, на сегодняшний день все еще высока потребность в доступных и сравнительно дешевых углеводородах, способных обеспечить стремительно возрастающий спрос на энергию. Наиболее простой и достаточно эффективный способ поддержать собственное благосостояние с минимальным ущербом для экологии является замещение доли нефти и угля природным газом в структуре использования первичной энергии, так как природный газ является наиболее экологически чистым ископаемым топливом.
Повышение спроса на газ и стремление диверсифицировать поставки делает европейский рынок достаточно привлекательным, но высококонкурентным для многих экспортеров, что требует активизации действий по укреплению своих позиций и продвижению национальных интересов в Европе.
Устранение проблем, связанных с выдвинутыми ограничениями ЕС, транзитными рисками и нормализации международной обстановки, позволит России реализовать свой потенциал энергетической сверхдержавы и получить временной ресурс для модернизации и инноватизации экономики. Увеличение поставок природного газа Россией в ЕС будет способствовать накоплению финансовых ресурсов, которые можно использовать для диверсификации экономики и ухода от чрезмерной сырьевой зависимости, что соответствует национальным интересам России и коррелирует с проектом «Энергетической стратегии до 2035 года» [13].
Библиографический список
1. Многополярная энергия. Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2015 год. Электрон. дан. -Режим доступа: http://www.gazprom.ru/f/posts/95/166501/
gazprom-annual-report-2015-ru.pdf (дата обращения 01.03.2017).
2. Statistical Review: European Union. // British Petroleum. URL: http://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world
-energy/country-and-regional-insights/european-union.html (дата обращения 09.02.2017).
3. Gas demand in EU rises for the first time in four years, according to new Eurogas data: press release. // Eurogas. URL: http://www.eurogas.org/uploads/media/
Eurogas_Press_Release_-_Gas_demand_in_EU_rises_for_the_first_time_in_four_
years_according_to_new_Eurogas_data_01.pdf (дата обращения 12.03.2017);
4. Прогноз развития энергетики мира и России 2016 / под ред. А.А. Макарова, Л.М. Григорьева, Т.А. Митровой; ИНЭИ РАН - АЦ при Правительстве РФ. - Москва, 2016. -С. 115.
5. International energy outlook 2016 // U.S. Energy Information Administration. URL: https://www.eia.gov/outlooks/ieo/nat_gas.cfm (дата обращения 20.03.2017).
6. Газовый рынок Европы: утраченные иллюзии и робкие надежды / под ред. В.А. Кулагина, ТА. Митровой. - М.: НИУ ВШЭ-ИНЭИ РАН, 2015. - С. 53.
7. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р // Министерство энергетики Российской Федерации. URL: http://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения 07.03.2017).
8. ТЭК России - 2015 // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. - 2016, июнь. - С. 33.
9. Россия будет доминировать на энергорынке Европы ближайшие двадцать лет // Эксперт Online. URL: http://expert.ru/2017/03/1/rossiya-budet-dominirovat-na-energeticheskom-ryinke-evropyi-dva-sleduyuschih-desyatiletiya/ (дата обращения 16.03.2017).
10. «Северный поток - 2». // Газпром. URL: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/built/nord-stream2/ (дата обращения 12.03.2017).
11. Миллер: Проект «Северный поток-2» доказал свою востребованность. // RG.RU: Российская газета. 2017. 20 янв. URL: https://rg.ru/2017/01/20/miller-proekt-severnyj-potok-2-dokazal-svoiu-vostrebovannost.html (дата обращения 20.01.2017).
12. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715 -р. // Министерство энергетики Российской Федерации. URL: http://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения 07.03.2017).
13. Проект энергостратегии Российской Федерации на период до 2035 года (редакция от 01.02.2017) // Министерство энергетики Российской Федерации. URL: http://minenergo.gov.ru/node/1920 (дата обращения 15.02.2017).
OPPORTUNITIES AND RISKS FOR RUSSIA IN A COMPETITIVE EU GAS MARKET E.K. Perekhod, graduate student
Russian presidential academy of national economy and public administration (Russia, Moscow)
Abstract. The article explores international economic relations with the European Union in the field of energy partnership. The European natural gas market is being analyzed: it is undergoing serious changes due to inter-fuel competition, the depletion of explored deposits and geopolitical tensions. All this creates risks for energy cooperation. It is noted that Russia's export potential creates the prospect of expanding gas cooperation, including by increasing its share in the existing market. It is concluded that in conditions of a decrease in domestic production against the backdrop of the growing demand for energy in the EU, Russia can strengthen its position in this gas market, but the increased competition and the internal policy of the European Union create risks for this.
Keywords: gas market of the EU, fuel and energy complex, gas competition, gas transit, LNG, Russian's energy diplomacy.