Научная статья на тему 'Особенности оценки системы менеджмента организации по системе radar'

Особенности оценки системы менеджмента организации по системе radar Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
505
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуразханова Ж. Ш., Сегизбаева А. К.

Статья авторов содержит ценную информацию по порядку проведения самооценки и внешней оценки системы менеджмента организации при внедрении Модели совершенства EFQM. Дано подробное описание особенностей оценки по применению логики RADAR. По мнению авторов, самооценка по логике RADAR позволяет наиболее объективно, глубоко и системно анализировать результаты деятельности организации, их связь с примененными подходами в соответствии с критериями «Возможностей» и выявлять области для улучшений.Авторлардың мақаласы EFQM Кемелдену моделін енгізуде ұйымның менеджмент жүйесін өзінөзі бағалау және сыртқы бағалау жасау тәртібі жөнінде құнды ақпаратты береді. RADAR логикасын қолдану бойынша бағалаудың ерекшеліктері толық берілген. Авторлардың пікірі бойынша, RADAR логикасы бойынша өзін өзі бағалау ұйымның қызмет қорытындысын әділ, терең және жүйелі түрде талдауға, «Мүмкіндіктер» критерийлеріне сәйкес қолданылған тәсілдермен олардың байланысын, жақсарту үшін аймақтар анықтауға мүмкіндік береді.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains valuable information on the procedures for self-assessment and external assessment of the organization’s management system in the process of implementing of EFQM excellence Models. The detailed description of features for assessment on application of RADAR logic is shown as well. According to the authors, self-assessment by the RADAR logic allows to analyze the results of organization’s activity more objectively, profoundly and systematically, its connection with applying approaches in accordance with criteria of “Opportunities”, as well as to find out the fields of improvement.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки системы менеджмента организации по системе radar»

- ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ -

УДК 61:001.32;61:659.1

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО

СИСТЕМЕ RADAR

Ж.Ш.Нуразханова, А.К. Сегизбаева АО «Национальный научный медицинский центр», г. Астана ГУ «Управление здравоохранения г. Астаны»

Современная организация должна удовлетворять множеству требований. Одни из них установлены законами, другие определены потребителями, а некоторые исходят из здравого смысла.

Особый случай - это критические области медицинских исследований, диагностики и оказания медицинских услуг.

На сегодняшний день интеграция систем менеджмента стала закономерным этапом их функционирования, создав возможности устойчивого развития многих организаций по всему миру. Польза интеграции основана на совмещении ключевых процедур менеджмента и документации систем, что позволяет систематизировать работы в этой области деятельности и снизить издержки.

Лидеры организаций, стремящихся к совершенству системы менеджмента своевременно оценив стратегические направления государственной программы развития здравоохранения в Республике Казахстан, оценив риски, внутренние возможности предприятий, используя результативное сотрудничество с партнерами МАМАК и консалтинговой фирмой «ИнтерсертификаЦентрАзия» внедрили и развивают интегрированную систему менеджмента [1,2], включающую:

• Модель совершенства EFQM (Концептуальные подходы и критерий)

• МС ИСО 9001-2008; СТ РК ИСО 9001-2009 (Требования)

• Стандарты аккредитации Министерства здравоохранения Республики Казахстан для медицинских организаций

• Стандарты аккредитации Министерства образования и науки Республики Казахстан

Инструментом совершенствования служит самооценка предприятия на уровень соответствия

тем или иным требованиям, концептуальным подходам, критериям [3-5]. Самооценка осуществляется либо проведением внутренних аудитов, либо асессмента подготовленными и сертифицированными аудиторами (асессорами). Международные стандарты ИСО серии 9000 и стандарты аккредитации Министерства здравоохранения Республики Казахстан для медицинских организаций требуют систематическое проведение внутренних аудитов, которые являются входными данными для анализа со стороны руководства. Внутренние аудиты проводятся согласно плана и графика в каждом структурном подразделении в течение года, а самооценки по системе RADAR - это единовременный системный процесс оценки деятельности организации группой асессоров: представленного квалификационного отчета, работа с фокус группами для объективного установления оценки уровня примененных подходов «Возможностей» и причинно-следственной их связи с полученными «Результатами», изучение дополнительных данных на месте (результаты обратной связи с персоналом, пациентами, обществом). При проведении аудитов необходимо лишь установить: соответствует ли менеджмент процессов и процедур данным требованиям, исполнение процедур и манипуляций - положениям нормативно-директивных документов, регламентирующих медицинские услуги.

Проводимые самооценки и внешний асессмент, при применении Модели совершенства EFQM, значительно отличаются от аудитов в связи с применением логики RADAR. При использовании Модели в организации элементы логики RADAR - Подход, Развертывание, Оценка, Пересмотр должны соотноситься с критериями «Возможности», а элемент Результаты - с критериями группы «Результаты». Система оценки близка к PDCA, но имеет отличие - дает возможность количественной оценки уровня организации на пути к совершенству - по 1000 бальной системе.

Логика RADAR подразумевает, что организация определяет целевые результаты (Results) в политике и определяющих стратегию процессах; планирует и развивает единую систему подходов (Approaches) для достижения результатов в настоящем и будущем; развертывает (Deploy) выбранные подходы по всей организации; анализирует (Assess) и пересматривает (Review) подходы с целью улучшения деятельности [6].

Имеются 3 уровня совершенства Модели EFQM. Соответственно уровням имеются определенные требования к представляемому материалу для самооценки и внешнего ассесмента.

Внешняя оценка соответствия организации концептуальным подходам и критериям Модели совершенства EFQM на уровень Стремления к совершенству включает:

• посещение организации внешним валидатором с целью предварительной оценки уровня соответствия требованиям внедренной системы менеджмента качества и планирование проекта;

• самооценка, базирующаяся на основных 9 критериях Модели EFQM, подготовка отчета по каждому из 9 критериев;

• составление специального опросника и проведение анкетирования персонала с анализом полученных результатов;

• проведение самой процедуры самооценки в виде рабочего совещания;

• подготовка отчета с выявлением областей для улучшения и предложением по разработке проектов улучшений;

• реализация трех проектов улучшений;

• оценка проводится 1 валидатором, без подсчета баллов, признание можно получить на основе реализованных проектов улучшений.

Внешняя оценка на уровне Признанного совершенства и Европейской награды за качество базируется на полной Модели EFQM (концептуальные подходы, 9 критериев и 32 субкритерия, оценка по системе RADAR). При намерении организации определить соответствие на эти ступени, координатору проекта с помощью консультанта из консалтинговой фирмы необходимо подготовить структурированный полный отчет по концептуальным подходам, либо по 9 критериям и 32 субкритериям. Награда предполагает визит 4-8 европейских асессоров, консенсус и участие в конкурсе, при достижении уровня выше 550 баллов. На уровень Признанного совершенства внешний ассемент проводится тремя асессорами (могут быть национальные асессоры), признание можно получить при оценке организации на 300 баллов и выше. В обеих случаях организация получает обратный отчет от асессоров, который является основой для разработки новых проектов улучшений и играет важную роль для дальнейшего совершенствования.

Оценка критериев «Возможностей» предполагает оценку примененных подходов менеджмента в организации. «Подход» характеризует то, что организация планирует сделать, и причины для этого, - по каждой составляющей критерия. При подсчете баллов рассматриваются следующие характеристики:

• обоснованность: подход логически обоснован; основан на четко определенных и разработанных процессах; ориентирован на потребности заинтересованных сторон;

• интегрированность: подход направлен на реализацию политики и стратегии; согласован с другими подходами.

«Развертывание» характеризует то, как организация применяет выбранный подход. При подсчете баллов рассматриваются характеристики:

• внедрение: как подход развернут по вертикали и горизонтали через соответствующие процессы или функции;

• системность: насколько системно он развернут и обоснованно реализован в соответствии с планом.

«Оценка и пересмотр» характеризует то, что организация делает для развития и усовершенствования подходов. При подсчете баллов рассматриваются характеристики:

• измерение: соответствующие измерения результативности подхода и его развертывания;

• изучение: определяются и изучаются примеры лучшей практики и возможности для улучшений;

• улучшение: результаты измерений и изучения используются для определения, ранжирования, планирования и проведения улучшений.

«Результаты» характеризуют то, чего организация достигла. При подсчете баллов рассматриваются следующие характеристики:

• тенденции: результаты демонстрируют положительные тенденции и/или наблюдаются устойчиво хорошие показатели;

• цели: установлены и достигаются соответствующие цели;

• сравнения: проводится сравнение с достижениями внешних организаций;

• причины: результаты обусловлены применяемым подходом;

• область охвата, то, что измеряет организация: результаты охватывают все необходимые области деятельности; представлен широкий спектр результатов, соответствующих критериям; результаты правильно сегментированы (по нозологиям, определенным группам персонала, структурным подразделениям и др.). Результаты, достигнутые предприятием при оценке организации, рассматриваются за 3 года.

При установлении оценок применяются Матрицы оценки критериев «Возможностей» и «Результатов». Асессорами определяется % соответствия применяемых подходов либо результатов по вышеуказанным признакам и выставляются соответствующие баллы, о чем сообщается группе асессоров. Консенсус достигается вычислением средней арифметической величины по каждому критерию. Затем применяются поправочные коэффициенты и выводится общий результат.

Выводы:

1. Преимущества оценки по системе RADAR состоит в том, что это более глубокая, системная, наиболее полная оценка менеджмента, позволяющая организации по обратному отчету диагностировать области для улучшений.

2. Благодаря комплексной оценке развернутых подходов и сопоставлением с результатами мнения всех заинтересованных сторон: потребителей, персонала, партнеров и консенсусу, достигается максимальная объективность оценки, что важно для дальнейшего совершенствования.

3. Руководство медицинской организации может получить надежный инструмент непрерывного совершенства при условиях реализации персоналом концептуальных подходов и критериев (субкритериев) Модели, обученности валидаторов для получения достоверных результатов самооценок.

Литература:

1. Модель совершенства EFQM - 2010.

2. МС ИСО 9001-2008; СТ РК ИСО 9001-2009 (Требования)

3. Недбайлюк Б.Кудряшов В. Как построить эффективный внутренний аудит систем менеджмента? // Методы менеджмента качества №2, РИА «Стандарты и качество» - Москва,2008.- С.14-17.

4. Лазарев Г., Овсянникова Г. Самооценка как инструмент менеджмента качества // Методы менеджмента качества №1, РИА «Стандарты и качество» - Москва -2008.- С.14-17.

5. Бо Диис. Проведение аудитов для оценки качества медицинских услуг в здравоохранении // Материалы I Международного медицинского делового форума «Госпиталь будущего» Астана, 2010.- С.35.

6. Ольховикова Н.Б. Логика RADAR. //Материалы мастер класса МАМАК-Астана, 2009.С-24.

Особенности оценки системы менеджмента организации по системе RADAR

Нуразханова Ж.Ш., Сегизбаева А.К.

Статья авторов содержит ценную информацию по порядку проведения самооценки и внешней оценки системы менеджмента организации при внедрении Модели совершенства EFQM. Дано подробное описание особенностей оценки по применению логики RADAR. По мнению авторов, самооценка по логике RADAR позволяет наиболее объективно, глубоко и системно анализировать результаты деятельности организации, их связь с примененными подходами в соответствии с критериями «Возможностей» и выявлять области для улучшений.

RADAR логикасын колдану бойынша уйым менеджменты багалаудьщ ерекшелiктерi

Нуразханова Ж.Ш., Сег'збаева А.К

Авторлардьщ макаласы EFQM Кемелдену моделш енпзуде уйымныц менеджмент жYйесiн езш-eзi баталау жэне сырткы баталау жасау т8ртiбi женшде кунды акпаратты бередк RADAR логикасын колдану бойынша баталаудыц ерекшелiктерi толык бертген. Авторлардыц пiкiрi бойынша, RADAR логикасы бойынша езш eзi баталау уйымныц кызмет корытындысын 8дт, терец ж8не жYйелi тYPде талдаута, «МYмкiндiктер» критерийлерше с8йкес колданылтан т8стдермен олардыц байланысын, жаксарту Yшiн аймактар аныктаута мYмкiндiк бередк

Features of assessment of organization's management system by RADAR method

Zh. Nurazkhanova, A.K. Segizbayeva

The article contains valuable information on the procedures for self-assessment and external assessment of the organization's management system in the process of implementing of EFQM excellence Models. The detailed description of features for assessment on application of RADAR logic is shown as well. According to the authors, self-assessment by the RADAR logic allows to analyze the results of organization's activity more objectively, profoundly and systematically, its connection with applying approaches in accordance with criteria of "Opportunities", as well as to find out the fields of improvement.

УДК 61:001.32;61:659.1

ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Сегизбаева А.К., Нуразханова Ж.Ш. ГУ «Департамент здравоохранения г. Астаны» АО «Национальный научный медицинский центр», г. Астана

В эпоху перемен, быстрых темпов и преобразований в обществе, стремлении к единению экономических пространств современный менеджмент здравоохранения предполагает коренное изменение подходов к управлению предприятиями с учетом требований международных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.