Научная статья на тему 'Международное признание достигнутых результатов менеджмента и профессионализма персонала'

Международное признание достигнутых результатов менеджмента и профессионализма персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байгенжин А. К., Кадырова Е. А., Досаханов А. Х., Нуразханова Ж. Ш.

Обеспечение лидирующих позиций и устойчивой конкурентоспособности может быть достигнуто при условии постоянного совершенствования современных методов менеджмента, используемых в медицинской организации. Акционерное общество Министерства здравоохранения Республики Казахстан «Национальный научный медицинский центр» (далее АО «ННМЦ») является ведущим мультидисциплинарным научно-медицинским предприятием Республики Казахстан. В течение последних шести лет в ННМЦ внедрена и успешно поддерживается система менеджмента качества (СМК) и проведена ресертификация в соответствии с требованиями СТ РК ИСО 9001:2009. Для дальнейшего повышения качества медицинских услуг ННМЦ и обеспечения удовлетворенности всех заинтересованных сторон организации, четыре года назад, мы начали применять концептуальные подходы и критерии Модели совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) и в 2009 году прошли оценку на уровень «Стремление к совершенству» [1]. После реализации 3 проектов улучшений в 2010 году, осуществлен визит европейских асессоров в клинику. По данным экспертного отчета асессоров EFQM о результатах деятельности ННМЦ на соответствие: 8 концептуальным подходам и 9 Критериям Модели EFQM были структурированы по 32 составляющим. Количественная оценка проводилась по методике RADAR и выставлена общая оценка в баллах по 1000-балльной шкале до 450 баллов. Европейской организацией менеджмента качества АО «ННМЦ» сертифицировано на уровень «Признанное совершенство, 4 звезды».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное признание достигнутых результатов менеджмента и профессионализма персонала»



A.K. Байгенжин, Е.А. кадырова, А.Х. Досаханов, ж.Ш. нуразханова Ао«национальный научный медицинский центр», г. астана, казахстан

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕНЕДЖМЕНТА И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕРСОНАЛА

Обеспечение лидирующих позиций и устойчивой конкурентоспособности может быть достигнуто при условии постоянного совершенствования современных методов менеджмента, используемых в медицинской организации. Акционерное общество Министерства здравоохранения Республики Казахстан «Национальный научный медицинский центр» (далее - АО «ННМЦ») является ведущим мультидис-циплинарным научно-медицинским предприятием Республики Казахстан. В течение последних шести лет в ННМЦ внедрена и успешно поддерживается система менеджмента качества (СМК) и проведена ресертификация в соответствии с требованиями СТ РК ИСО 9001:2009. Для дальнейшего повышения качества медицинских услуг ННМЦ и обеспечения удовлетворенности всех заинтересованных сторон организации, четыре года назад, мы начали применять концептуальные подходы и критерии Модели совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) и в 2009 году прошли оценку на уровень «Стремление к совершенству» [1]. После реализации 3 проектов улучшений в 2010 году, осуществлен визит европейских асессоров в клинику. По данным экспертного отчета асессоров EFQM о результатах деятельности ННМЦ на соответствие: 8 концептуальным подходам и 9 Критериям Модели EFQM были структурированы по 32 составляющим. Количественная оценка проводилась по методике RADAR и выставлена общая оценка в баллах по 1000-балльной шкале - до 450 баллов. Европейской организацией менеджмента качества АО «ННМЦ» сертифицировано на уровень «Признанное совершенство, 4 звезды».

ННМЦ является первой организацией в Казахстане, не только в области здравоохранения, внедрившей Модель совершенства EFQM, которая разрабатывалась с целью достижения единого подхода к устойчивому развитию на основе примене-

ния инструментов для самооценки результатов текущей деятельности. Успешно реализуя концепции и критерии совершенства, применяя инструменты самооценки с использованием RADAR, каждый владелец процесса клиники мониторирует и системно анализирует результативность деятельности, обеспечивающей общий успех. Важное значение имеют постоянное обучение персонала и введение инновации [2-4].

После перехода в статус Акционерного общества, внедрено корпоративное управление, руководство актуализировало Миссию, Видение, стратегические цели, вспомогательные политики, ценности и кредо нашего центра. Все цели АО «ННМЦ» были гармонизированы с целями стратегического партнера - Министерства здравоохранения Республики Казахстан. Для более полного учета требований и ожиданий всех заинтересованных сторон в клинике пересмотрены стратегические и оперативные планы с целью достижения сбалансированной системы показателей [5,6] основной и вспомогательных направлений деятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективе

Производственные результаты ННМЦ демонстрируют долгосрочную устойчивую позитивную тенденцию, имеется высококвалифицированный персонал с максимальным вовлечением в проектный менеджмент; созданы условия для постоянного повышения квалификации и мотивации сотрудников; реализован процессный и системный подход к управлению; клиника оснащена современным медицинским оборудованием; используются инновационные технологии; достигнута высокая удовлетворенность потребителей, благодаря постоянному повышению качества медицинских услуг. В октябре 2010 года Совет экспертов Европейской Бизнес -Ассамблеи (Оксфорд, UK) отметил достижения ННМЦ в области менеджмента и качества и вручил

клинике сертификат «Лучшее предприятие в области инновации, конкурентоспособности, лидерства и маркетинга». В июле 2012 года АО «ННМЦ» получил Азиатскую награду качества, в ноябре 2012 года принял участие в международном конкурсе в Швейцарии и получил «Европейский Гран При за Качество». Результаты деятельности АО «ННМЦ» в 2013 году позволили Международной ассоциации предпринимателей (г. Москва) признать ННМЦ в номинации Лучшим предприятием по финансовому менеджменту. В мае 2013 года клинике вручена золотая медаль Французской Ассоциации содействия национальной промышленности (SEIN) кандидатура ННМЦ была выдвинута оргкомитетом «Европейский Гран При за качество» (Швейцария).

В течение 2011-2012гг. руководством и персоналом ННМЦ запланировано и реализовано 7 проектов улучшений. Эти проекты были выбраны не случайно. Тщательно изучив обратный отчет европейских асессоров, мы приоритизировали по балльной оценке те проекты, которые интегрированы со стратегическими целями, дают максимальную выгоду компании с охватом нескольких областей улучшений при минимальной затрате ресурсов и удовлетворении интересов всех стейкхол-деров. Проекты должны были отвечать интересам пациентов, единственного акционера, партнеров, поставщиков и приносить максимальную пользу персоналу и обществу.

Прежде чем приступили к реализации проектов, консультанты EFQM обучили персонал концептуальным подходам, критериям Модели и системе оценки результативности проектов. Более 40 владельцев процессов и специалистов получили сертификаты «Лидер совершенства I уровня»; «Ва-лидатор EFQM», «Асессор EFQM», «Специалист

Европейской организации качества» с регистрацией в реестре Европейской организации качества и в EFQM. Они могут привлекаться в дальнейшем для продвижения культуры качества в своей и в любой организации республики и за рубежом. Проводилась самооценка результативности проектов по системе оценки RADAR обученными и сертифицированными валидаторами Модели EFQM.

Проекты осуществлялись в соответствии с требованиями внутренних стандартов СТ ННМЦ ИСМ «Специальное Положение о работе проектной группы» - 07.22. и Методической инструкцией по внедрению инновационных технологий СТ ННМЦ ИСМ 10.04.11.01. Были определены владельцы проектов, цели и задачи, необходимые ресурсы для реализации проектов, исполнители проекта, выполнение работ по таблице Ганта, индикаторы качества выполнения промежуточных задач, критерий результативности проекта и рентабельность.

Проект I. Менеджмент кардиологической и кар-диохирургической службы в курируемых регионах РК.

Проект II. Внедрение телемедицинских технологий

Проект III. Система менеджмента информационной безопасности (МС ИСО 27000)

Проект IV. Совершенствование менеджмента в области корпоративной социальной ответственности (МС ИСО 26000)

Проект V. Внедрение инновационных технологии: «Виртуальная компьютерно-томографическая колоноскопия»

Проект VI. Внедрение инновационных технологий: «HIFU терапия опухолевых заболеваний» Проект VII. Электронный документооборот.

f

so

4е.

40

2е.

20

1е. 10

Результаты применения телемедицинских технологий

ш

мастер- селекторные теле медицинские

классы, семинары совещания консультации

зарубежными специаплистами

2010 12011 12012

Рисунки 1- 4. Результаты проектов улучшений

В сентябре 2012 года проведен повторный внешний асессмент с визитом европейских асессоров из EFQM в ННМЦ. Результаты внедренных проектов улучшений, приведенных выше (Рисунок 1 - 4) приятно удивили их и удовлетворили коллектив ННМЦ. На основе RADAR проекты оценены по концептуальным подходам, 9 критериям и мы улучшили свои прежние результаты до 600 баллов. Достижения клиники в области менеджмента и инновационных технологий в целом были оценены EFQM на уровень «Признанное совершенство 5 *» с вручением сертификата.

Мы наметили новые проекты улучшений по

выводы

1. ННМЦ, оставаясь приверженцем культуры совершенства в Республике Казахстан, надеется на дальнейшее плодотворное взаимное сотрудничество со всеми заинтересованными организациями как внутри республики, так и в различных странах.

2. Применение Модели Совершенства EFQM является эффективным инструментом для улучшения менеджмента бизнес-процессов, позволяющий обеспечить условия для устойчивого развития по всем основным направлениям деятельности.

3. Совершенствование менеджмента, посто-

литература

1. Модель совершенства EFQM-2010.

2. Н. Ольховикова «Устойчивое развитие: европейский подход». Мир качества №5 .-2009 .-С.5

3. Грегори Х.Ватсон «Стратегия качества: креативные идеи для эффективного менеджмента». Мир качества №10 .-2009.-С.6-7.

4. Джелал Сечкин «От системы менеджмента качества к европейским Моделям Совершенства». Мир качества №3.- 2010 .-С.2.

данным обратного отчета. Необходимо развивать бенчмаркинг с целью дальнейшей трансформации культуры управления и освоения лучших мировых практик с отраслевыми организациями Европы, сертифицированных на уровень Модели Признанного Совершенства 5 звезды, финалистами и призерами Европейской награды качества, а также улучшить подходы по менеджменту рисков. Реализовав запланированные инновации и в менеджменте, и в технологиях, мы достигнем поставленных целей и будем двигаться по бесконечному пути к совершенству - награде Европейской организации качества...

янное обучение и внедрение инноваций позволяют достигать максимальную удовлетворенность, превосходить ожидания пациентов и всех заинтересованных сторон.

4. Для дальнейшего эффективного управления деятельностью организации необходимо внедрять современные подходы к управлению рисками, бенчмаркинг с зарубежными партнерами, изучать восприятие общества.

5. А. Абдрахманов «Ориентация на стратегию в условиях экономического кризиса». Газета «Мир качества», №1.- 2009.-С. 3.

6. 6. Бьерн Андерсен «Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования» пер. с анг. С.В. Ариничева-2-е издание-М.:РИА. «Стандарты и качество», 2004-272 с.

Материал поступил в редакцию 21.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.