ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Макаров С.В., аспирант Государственного университета Минфина России
В статье рассмотрены основные этапы жизненного цикла предприятия, а также особенности управления экономической устойчивостью и стабильностью функционирования на этих этапах. Проведен сравнительный анализ экономических показателей для предприятий различных стран.
Ключевые слова: жизненный цикл, предприятие, экономическая стабильность, показатели эффективности.
FEATURES OF THE ESTIMATION OF ECONOMIC STABILITY OF FUNCTIONING OF THE ENTERPRISE
Makarov S., The post-graduate student, Russian Ministry of Finance State University
In article the basic stages of life cycle of the enterprise, and also feature of management by economic stability and stability of functioning at these stages are considered. The comparative analysis of economic indicators for the enterprises of the various countries is carried out.
Keywords: life cycle, the enterprise, economic stability, efficiency indicators.
Состояние экономической стабильности предприятия не возникает ни откуда, а, возникнув, не может существовать вечно. Это обусловлено постоянным изменением внешней и внутренней среды функционирования предприятия. Предприятие как финансовоэкономический механизм имеет определенный жизненный цикл, поскольку всякая система обладает предельными возможностями, ограничивающими ее дальнейшее существование в первоначальном виде определенным периодом времени.
Таким образом, задачей руководства предприятия является определение момента проведения комплекса мероприятий по укреплению финансово-экономической стабильности функционирования предприятия с учетом организационно-экономических особенностей этапа жизненного цикла и, возможно, начала преобразований, связанных с переходом в новое качественное состояние. В случае если прибыль от основной деятельности недостаточна для покрытия издержек, связанных с функционированием предприятия, а основной доход носит случайный характер, то эти преобразования могут вылиться в диверсификацию производства, перевод капиталов в другую отрасль, преобразование организационно-правового статуса предприятия, что, в общем-то, и происходило на протяжении всех лет рыночных реформ в России.
Продолжительность жизненного цикла предприятия для различных стран и разных отраслей будет различной. Тем не менее, характер кривой для всех предприятий одинаковый. Кривая жизненного цикла состоит из отдельных участков (этапов), каждый из которых описывает зависимость предприятия от внешних и внутренних условий, возникающих в тот или иной отрезок времени. На каждом этапе имеются факторы, влияющие на финансово-экономическую стабильность функционирования предприятия. Условно можно выделить следующие этапы:
1) зарождение предприятия;
2) рост деловой активности и финансово-экономической стабильности предприятия;
3) зрелость;
4) спад.
Этап зарождения характеризуется созданием предприятия и постепенным внедрением на рынок, происходит технико-экономическое становление, накопление активов предприятия. На этом этапе важно отслеживать прогнозные показатели, сравнивать с фактическими и корректировать их. Особое внимание следует уделять динамике структуры активов.
Объемы производства и реализации на этапе зарождения растут медленными темпами. Так как каналы поставки сырья и реализации готовой продукции не отлажены, возникают трудности и с производством и со сбытом. К новому предприятию относятся настороженно поставщики, кредиторы, потребители. Спрос мал, затраты на рекламу велики. На этапе зарождения предприятия особое внимание должно уделяться показателям платежеспособности и финансовой устойчивости. Так как в этот период предприятие еще не работает на полную мощность, делать какие-либо выводы по показателям рентабельности или оборачиваемости еще рано. На этапе зарождения предприятие имеет довольно большую долю за-
емных средств и финансовый риск, связанный с предприятием довольно высок, поэтому необходимо стабилизировать финансовые показатели.
На этапе роста деловой активности и финансово-экономической стабильности предприятия темпы роста продаж резко возрастают, предприятие признается потребителями, поставщиками, кредиторами. Производство отлажено, издержки на него сокращаются, каналы товародвижения и реклама налажены. Производство характеризуется интенсивной модернизацией, растет качество продукции. На данном этапе доля заемных средств в активах предприятия заметно сокращается. Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности должны быть уже стабильны. Если они не стабилизировались на предыдущем этапе, то это означает, что предприятие не достигло того уровня финансово-экономической стабильности, который соответствует данному этапу. Требуется пересмотреть маркетинговую стратегию и заемную политику предприятия.
Этап зрелости наступает в результате напряжения всех сил предприятия, а именно: при полной занятости всех ресурсов (рабочей силы, земель, мощностей, капитала, предпринимательской способности и т. п.) и при полном объеме производства, что означает эффективное использование и распределение ресурсов (использование наилучших технологий, техники и т. п.). Конкурентную борьбу предприятие выдержало. На этом этапе важнейшими являются внутренние факторы, т. к. внешние условия благоприятствуют процветающему предприятию. Предприятие стремится снижать цены, создавать льготы при повторных или неоднократных покупках товаров, уделяет большое внимание сервису. Для поддержания финансово-экономической стабильности функционирования предприятия в период зрелости необходимо контролировать состояние показателей рентабельности продаж, рентабельности активов и собственного капитала, оборачиваемости, т. е. экономическую составляющую стабильности функционирования предприятия. Однако, если показатели финансового и производственного рисков высоки, то необходимо стабилизировать и показатели финансовой устойчивости и платежеспособности. Отклонение финансовых показателей от нормальных среднеотраслевых значений в период зрелости свидетельствует о финансово-экономической нестабильности функционирования предприятия и, если не принять меры по финансово-экономическому оздоровлению, предприятие может в скором времени оказаться в очень затруднительном положении.
Основными сигналами, свидетельствующими о снижении финансово-экономической стабильности предприятия в период зрелости, могут быть, в первую очередь, моральный и физический износ основных средств, обновление которых требует привлечения дополнительных средств, что увеличит показатели рискованности предприятия. Тем не менее, если руководство четко спланирует свои действия, и сможет, в итоге, перейти на качественно новый технический и технологический уровень [43] и увеличить объем производства, повысив при этом качество товаров, то предприятие перейдет на новую кривую жизненного цикла в период роста и соответственно избежит периода спада (рисунок 1).
Следующим сигналом снижения финансово-экономической стабильности предприятия является омертвление оборотного капитала, т. е. скопление на складах большого количества сырья, материалов, а также готовой продукции. В результате чего снижается оборачиваемость оборотных активов и рентабельность продаж. В этом случае также необходим переход на качественно новый технико-технологический уровень производства и активный маркетинг.
На этапе спада происходит дестабилизация всех финансовых и экономических показателей. Необходим контроль и анализ всех показателей, на основании которого будет разработан комплекс мероприятий по финансово-экономическому оздоровлению предприятия. Главным образом, это стабилизация финансовых показателей и внедрение новой маркетинговой стратегии: своевременное снятие с производства устаревших товаров и вывод на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг, изменение ценовой политики, изменение стратегии формирования спроса и стимулирования сбыта; повышение сервиса обслуживания потребителей, поиск новых сегментов рынка и т. п. Организационно-экономические
зарождение рост зрелость
Рис. 1. Кривая жизненного цикла предприятия
особенности функционирования предприятия на различных этапах его жизненного цикла вытекают из сути определения того или иного этапа. Автором предложено сгруппировать особенности и зависимости от факторов в таблицу (таблица 1).
Согласно определенным нами особенностям большинство промышленных предприятий России находятся на этапе спада или на пути выхода из него, или на этапе зарождения. Об этом свидетельствуют низкие показатели рентабельности, оборачиваемости и платежеспособности; высокая доля заемных средств (таблица 2)1.
Согласно статистическим данным, у зарубежных промышленных предприятий эти показатели оптимальны, то есть они находятся на этапе зрелости, что и отраженно в источнике2. Если бы они пребывали на этапе роста, то рентабельность собственного капитала не имела бы таких высоких значений, так как доля внеоборотных активов в их структуре была бы велика в связи с интенсивной модернизацией. Таким образом, можно сделать следующий вывод: на каждом этапе жизненного цикла предприятия проблемными являются те или иные группы показателей, которые следует контролировать (таблица 3).
Таблица 1. Организационно-экономические особенности функционирования предприятия на различных этапах его жизненного цикла
Этапы жизненного цикла предприятия Экономические особенности Организационные особенности Зависимость от внешних факторов Зависимость от внутренних факторов
Зарождение Большая доля заемных средств, высокий финансовый риск, низкие показатели рентабельности Постепенное внедрение на рынок, усиленный маркетинг, налаживание связей с поставщиками и кредиторами Сильная Слабая
Рост Оптимальный финансовый риск, высокий производственный риск, высокие показатели рентабельности Интенсивная модернизация, рост качества продукции Умеренная Умеренная
Зрелость Оптимальный совокупный риск, высокие показатели рентабельности, снижение оборачиваемости оборотных активов Полная занятость всех ресурсов, постепенное омертвение оборотного капитала, изношенность основных фондов Слабая Сильная
Спад Высокий совокупный риск, низкие показатели рентабельности, оборачиваемости и платежеспособности Слабый маркетинг, потеря доверия поставщиков и кредиторов, изношенность ресурсов Сильная Сильная
1 Симачев Ю.В. Финансовое состояние и финансовая политика производственных предприятий // Российский экономический журнал, № 8, 1997. - с.33.; Финансовый менеджмент. Руководство по технике эффективного менеджмента. - М.: Carana Corporation \ USAID \ РЦП, 1998. - 290 с.
2 Финансовый менеджмент. Руководство по технике эффективного менеджмента. - М.: Carana Corporation \ USAID \ РЦП, 1998. - 290 с.
Таблица 2. Основные финансово-экономические показатели предприятий переработки
вторичного сырья разных стран
Наименование показателя Предприятие по переработке вторичного сырья
Россия США Англия Европа Япония
Рентабельность собственного капитала 0,7% 25% 20% 11% 7%
Рентабельность продаж 21,6% 13% 8% 8% 6%
Оборачиваемость активов 0,58 1,3 1,6 1,1 1,2
Коэффициент текущей ликвидности 1,51 1,2 1,2 1,4 1,3
Коэффициент критической ликвидности 0,77 0,8 0,8 1,2 1,1
Для эффективного управления финансово-экономическим состоянием предприятия критерии оценки на разных этапах жизненного цикла должны быть индивидуальны, так как они напрямую зависят от факторов, влияющих на предприятие, находящееся на определенном этапе жизненного цикла. Это связанно с тем, что предприятие развиваясь во времени, начиная с зарождения, претерпевает коренные изменения структуры активов и пассивов, состояния конкурентоспособности и деловой активности, состояния основных средств и прочих факторов.
Как правило, на современных российских предприятиях существует единый подход к оценке и учету факторов влияющих на финансово-экономическое состояние без учета этапа жизненного цикла. Здесь и возникает проблема реальности суждения о состоянии предприятия и, как следствие, неэффективности управленческих решений. В зависимости от этапа жизненного цикла существует ряд приоритетных направлений в управлении предприятием, которые базируются на специфичности проблем соответствующих тому или иному этапу. На этапе зарождения предприятия основными проблемами являются: сложность налаживания производства и сбыта продукции, высокий финансовый риск (так как доля заемных средств предприятия высока), сильное влияние внешних факторов.
Выше перечисленные проблемы преодолимы если предприятие стабильно, если же нет, то независимо от этапа жизненного цикла на предприятии могут возникнуть проблемы присущие любым стадиям. Возникает необходимость отбора показателей оценки финансово-экономической стабильности функционирования предприятия с учетом специфики стадий развития предприятий. Согласно проведенному исследованию российских и зарубежных методик оценки финансово-экономического состояния предприятия можно выделить следующие группы показателей финансовоэкономической стабильности функционирования предприятия:
■ платежеспособности: коэффициенты текущей ликвидности, соотношения заемных и собственных средств, покрытия основных средств;
■ рискованности: показатель совокупного риска, финансовый леверидж, производственный леверидж;
■ эффективности деятельности предприятия: рентабельность активов, рентабельность собственного капитала;
■ эффективности основной деятельности: рентабельность основной деятельности предприятия, рентабельность продаж, оборачиваемость производственных активов.
По данным показателям можно сделать вывод о степени финансово-экономической стабильности анализируемого предприятия, если знать на каком этапе жизненного цикла оно находится, так как критерии в зависимости от этапа будут разными. Для того чтобы определить эти критерии необходимо проанализировать и выявить факторы, которые влияют на предприятие на разных этапах жизненного цикла.
Оценка экономической стабильности при этом проводится с учетом стратегических приоритетов, а во множестве возможных оценочных показателей превалируют показатели, характеризующие результативность усилий, предпринимаемых в том или ином стратегическом направлении. Одним из принципов оценки экономической стабильности является установление взаимосвязи с жизненным циклом предприятия. Автором предложена следующая таблица зависимости целей и контролируемых показателей в зависимости от этапа жизненного цикла (таблица 4).
На этапе разработки и внедрения продукта, как известно, прибыль не образуется (она появляется лишь в конце этапа внедрения). Прибыль имеет при этом мотивационный характер, т. е. формирующие мотивы, в силу которых решаются задачи по сокращению длительности этих стадий, повышению качества разрабатываемого и внедряемого продукта, обеспечению его соответствия потребностям целевого сегмента, а также сокращению затрат на исследование продукта, его апробацию, подготовку рынка и внедрению в рыночную среду.
В силу этого обстоятельства для оценки экономической стабильности функционирования предприятия на этих стадиях требуются специфические показатели, ориентированные на стратегические задачи, охватывающие весь планируемый жизненный цикл продукции, начиная от формирования идеи и заканчивая снятием продукции с производства.
На этапе роста, когда появляются реальные доказательства соответствия товара требованиям целевого сегмента, целесообразно использование показателя прибыли, что обусловлено логикой жизненного цикла товара. Вместе с тем на этом этапе необходимо решать задачи по увеличению рыночной доли и завоеванию новых
Таблица 3. Показатели финансово-экономической стабильности функционирования предприятия, которые необходимо контролировать на различных этапах его жизненного цикла
Таблица 4. Зависимость показателя результата предпринимательской деятельности от этапа жизненного цикла
Этапы жизненного цикла Цели, ставящиеся на этапах жизненного цикла Контролируемый показатель
Разработка Разработка конкурентоспособной продукции и сокращение периода разработки Время разработки
Внедрение Быстрое внедрение на рынок Соотношение показателя время/деньги для достижения планируемых объемов продаж
Рост Увеличение прибыли Прибыль
Выход на новые рынки Занимаемая доля рынка
Зрелость Увеличение прибыли Прибыль
Увеличение конкурентоспособности продукта Показатель оценки конкурентоспособности
Углубленное проникновение на рынок (модификация продукта) Занимаемая доля рынка
Лояльность марке Стоимость раскручивания новой марки
Насыщение Увеличение прибыли Прибыль
Обеспечение конкурентоспособности продукта Показатель оценки конкурентоспособности
Спад Быстрый уход с рынка и замена устаревшего продукта новым Прибыль
рынков или сегментов, так как увеличение темпов роста объема продаж и прибыли свидетельствует о достаточно высоком и широком рыночном признании.
Оценка степени достижения этих целей, инновационных, по сути, имеет в своей основе стратегические соображения и смыкается с задачей более полного овладения рынком. Поэтому на этапе роста возможно сочетание нескольких методов и показателей оценки стабильности, охватывающих самостоятельные направления производственной деятельности, формирующихся на различных потребительских рынках.
На этапе зрелости в системе оценочных показателей, очевидно, доминируют финансовые показатели. Являясь индикатором стадийных изменений в жизненном цикле продукции, они отражают саму суть этапа зрелости - стабилизация роста прибыли, детерминируемая такими факторами, как признание продукта потребителем, сокращение себестоимости продукции, работ, услуг, вследствие совершенствования производственного цикла и т. д.
На этапе спада, завершающей жизненный цикл продукции, могут устанавливаться два вида целей: быстрый уход с рынка устаревшей продукции и отказ от активных рыночных действий, имея в виду возможность возобновления спроса на продукцию. Результат деятельности на этом этапе и может, в принципе, оцениваться с помощью показателя прибыли, стремящегося к максимально возможному значению.
Однако он нуждается в дополнении в зависимости от поставленных целей. В случае использования стратегии быстрого ухода с рынка необходимо анализировать результаты деятельности. На этапе спада, завершающей жизненный цикл продукции, могут устанавливаться два вида целей: быстрый уход с рынка устаревшей продукции и отказ от активных рыночных действий, имея в виду возможность возобновления спроса на продукцию.
Результат функционирования на этом этапе может, в принципе, оцениваться с помощью показателя прибыли, стремящегося к максимально возможному значению. Однако он нуждается в дополнении в зависимости от поставленных целей. В случае использования стратегии быстрого ухода с рынка необходимо анализировать результаты функционирования по другим компонентам ассортиментного ряда, определяющим совокупный результат функционирования предприятия.
При ориентации на возможное возобновление спроса показатель прибыли дополняется аналитическими характеристиками в отношении степени вероятности возобновления спроса, риска, обусловленного его неопределенностью и прогнозируемой длительностью периода, предшествующего новому «всплеску» спроса. Важно подчеркнуть, что такие характеристики могут выступать лишь в качестве аналитических, дополняющих основные, но не образующих самостоятельные показатели.
Таким образом, можно констатировать изменчивость результирующих показателей экономической стабильности функционирования предприятия в зависимости от этапа жизненного цикла самого предприятия, его продукции, а также возможность их комбинации, обусловленную структурными изменениями в целях и задачах оценки.
Литература:
1. Симачев Ю.В. Финансовое состояние и финансовая политика производственных предприятий // Российский экономический журнал, № 8, 1997. - с.33.
2. Финансовый менеджмент. Руководство по технике эффективного менеджмента. - М.: Carana Corporation \ USAID \ РЦП, 1998. - 290 с.