6. Vologdina S.S. Rezultaty issledovaniya sostoyaniya sinonimii i antonimii u doshkolnikov s ONR [Results of the study of the state of synonymy and antonymy in preschool children with general hypoplasia of speech].
Specialnoe obrazovanie [Special education], 2016, no. 12.
7. Gvozdev A.N. Voprosy izucheniya detskoj rechi [Questions of the study of children's speech]. SaintPetersburg: DETSTVO-PRESS, 2007.
8. Goncharova V.A. Specifika ovladeniya antonimiej i sinonimiej det'mi s narushennym rechevym razvitiem [Specificity of mastering antonymia and synonymy for children with disrupted speech development]. Shkolnyj logoped [School speech therapist], 2006, no. 1 (10), pp. 18-22.
9. Gribova O.E. Tekhnologiya organizacii logopedicheskogo obsledovaniya [Technology of logopedic examination organization]. Moscow, 2005.
10. Gromova O.E. Metodika formirovaniya nachalnogo detskogo leksikona [Methods of formation of the initial children's vocabulary]. Moscow: TC Sfera, 2005.
11. Isaeva T.I. Osobennosti formirovaniya slovarya u detej starshego doshkol'nogo vozrasta s ONR III urovnya na logopedicheskih zanyatiyah [Features of the vocabulary formation in children of senior preschool age with general hypoplasia of speech III level on speech therapy classes]. Shkolnyj logoped [School speech therapist], 2006, no. 4, pp. 17-29.
12. Konovalova M.E. Formirovanie leksiko-grammaticheskih sredstv yazyka u starshih doshkolnikov s TNR [Formation of lexicogrammatical means of language in senior preschool children with severe speech impairment]. Logoped [Speech Therapist], 2017, no. 5, pp. 29-34.
13. In Loseva P.N. (ed.). Korrekciya rechevogo i psihicheskogo razvitiya detej 4-7 let. Planirovanie, konspekty zanyatij, igry, uprazhneniya [Correction of speech and mental development of children 4-7 years. Planning, abstracts of classes, games, exercises]. Moscow: TC Sfera, 2005.
14. I.A. Alekseev, et al. Teoretiko-prikladnye podhody k izucheniyu rechevyh processov detej s nedorazvitiem rechi razlichnogo geneza: kollektiv. monogr. [Theoretical and applied approaches to the study of speech processes in children with underdevelopment of speech of various genesis]. N.V. Skorobogatova (eds.). Shadrinsk: SHGPU, 2016. 321 p.
15. Filicheva T.B., CHirkina G.V. Obuchenie i vospitanie detej s obschim nedorazvitiem rechi v starshej gruppe special'nogo detskogo sada [Teaching and education of children with general speech underdevelopment in the senior group of a special kindergarten]. Logopediya: nauch.-metod. zhurn. [Speech Therapy], 2013, no. 1, pp. 66-72.
УДК 316.6
Е.Н. Просекова, аспирант
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected]
Особенности отношений со сверстниками в ранней юности
Статья посвящена теоретическому анализу основных направлений в изучении межличностных отношений в ранней юности. Проанализированы взгляды отечественных и зарубежных ученых на сущность и особенности межличностных отношений со сверстниками.
Ранняя юность, межличностные отношения, сверстник, особенности.
Е.N. Prosekova, Postgraduate
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia
Features of relations with peers in early youth
This article is devoted to theoretical analysis of main directions in studying of interpersonal relations in early youth. The views of domestic and foreign scholars on the nature and characteristics of interpersonal relationships with peers are analyzed.
Keywords: early youth, interpersonal relationships, peer, features.
Фундаментальная и практическая значимость взаимоотношений в ранней юности является крайне актуальной проблемой в современном социуме, так как именно отношения играют ведущую роль в формировании личности молодых людей. Данной теме посвящено большое количество теоретических и экспериментальных исследований, как в нашей стране (Н.П. Аникеева [2], М.С. Бондаренко [3], Г.В. Глущенко [6], М.С. Каган [11], Я.Л. Коломинский [13], И.С. Кон [14], К.С. Лисецкий [16], Н.Н. Обозов [21]), так и за рубежом (W. Damon [31], M. Hoffman [32], R. Selman [34], E. Staub [35]). Однако установление эффективных, приносящих удовлетворение отношений с окружающими является достаточно сложной задачей для современных юношей и девушек. Многие психологи отмечают, что межличностные отношения на данном этапе онтогенеза трансформируются и углубляются, происходят качественные преобразования в процессах взаимодействия с помощью средств речевой и неречевой коммуникации (И.В. Дубровина [6], В.Н. Куницина [14]). При этом отношения со сверстниками олицетворяют своеобразную самоценность для молодых людей, вследствие чего являются для них наиболее приоритетными.
Анализ отечественной и зарубежной литературы (Л.С. Выготский [5], И.С. Кон [14], В.Н. Мясищев [19], Ф. Райс [23], Х. Ремшмидт [24], Л. Хьелл [27] и др.) показал, что основными задачами (потребностями) в межличностной сфере юношей и девушек являются:
- приобретение эмоциональной автономности от взрослых;
- расширение сферы общения;
- желание быть признанными и принятыми в референтных группах;
- реализация потребности в аффилиации;
- принятие гендерной социально-сексуальной роли;
- освоение моделей отношений с противоположным полом.
Разрешение обозначенных задач содействует самоактуализации личности молодых людей, становлению их субъектности и самораскрытию (П.Н. Ермаков, В.А. Лабунская, И.П. Шкуратова), что реализуется через следующие параметры в отношениях: широту, искренность и глубину, избирательность и дифференцированность, эмоциональную чувствительность [28].
По мнению Г.М. Андреевой на содержание отношений со сверстниками значительное влияние оказывают следующие аспекты [1]:
- дистанция (близкая, далекая);
- оценка отношений (позитивная, негативная, противоречивая, безразличная);
- позиция партнеров (доминирование, зависимость, равенство);
- степень знакомства (отношения поверхностного знакомства, приятельские, дружеские, любовные).
В структуре отношений молодых людей со сверстниками выделяют три компонента (А.Л. Журавлев, В.В. Петрусинкий) [1]:
1) когнитивный компонент предполагает понимание молодыми людьми различных сторон межличностных отношений;
2) эмоциональный компонент подразумевает переживания юношей и девушек по поводу взаимодействия со сверстниками: позитивные и негативные эмоциональные состояния, конфликтность, эмоциональная чувствительность, удовлетворенность
собой. Разнообразные эмоциональные состояния объективно переживаются молодыми людьми, но в разной степени осознаются ими;
3) поведенческий компонент реализуется в конкретных действиях, коммуникативных умениях и навыках, стратегиях и моделях поведения.
Особенности отношений со сверстниками в ранней юности предопределяется развитием индивидуального уровня юношей и девушек, а также половозрастными преобразованиями личности. Многие исследователи (Н. Айзенберг, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, С.Н. Карпова, Л. Кольберг, В.Н. Мясищев, Ж. Пиаже и др.) указывают, что существенной особенностью отношений в ранней юности является формирование нравственного отношения. Таким образом, отношения молодых людей со сверстниками находятся в тесной взаимосвязи с вопросами нравственности личности. По мнению В.Н. Мясищева «...проблема нравственности является прежде всего проблемой нравственных отношений, которые определяют мотивы и выбор поступка» [19]. Из чего можно заключить, что структура морально-нравственных отношений в ранней юности включает в себя следующие значимые составляющие: уровень морально-нравственного сознания личности (морально-нравственные суждения, воззрения, ценности и т.д.); развитие морально-нравственных форм чувствования и переживаний; формирование морально-нравственных моделей поведения. Также следует отметить, что в ранней юности юноши и девушки отчетливо сознают суть моральной нормы и ее необходимость в регуляции отношений со сверстниками. Отношение к сверстникам с позиции нравственной нормативности молодые люди непременно отождествляют с отношением к себе, что, в свою очередь, становится краеугольным камнем в формировании морально-нравственных отношений юношей и девушек.
Следующая особенность отношений со сверстниками в ранней юности тесно взаимосвязана с изменением мировоззрения молодых людей. Отсутствие конкретного мировоззренческого ориентира и расширение интеллектуальных способностей (особенно абстрактно-логического мышления) стимулирует юношей и девушек к принятию самостоятельных решений, неся при этом определенную социальную ответственность. Данное положение предполагает формирование соответствующих форм взаимодействия со сверстниками (А.В. Акрушенко, О.А. Ларина, Т.В. Каратьян; Р.С. Немов). Развитие у молодых людей интеллекта способствует изменению воспринимаемых образов сверстников с позиции когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов. Н.А. Рождественская отмечает, что в данном возрасте возрастает способность анализировать и интерпретировать поступки сверстников [25]. Стабилизация физического и эмоционального состояния молодых людей способствует возрастанию экстраверсии и коммуникабельности.
Еще одна не менее значимая особенность отношений молодых людей со сверстниками определяется формированием самосознания. Отношение к сверстникам у субъектов раннего юношеского возраста находится в прямой связи с отношением к самим себе. Исследования Л.И. Божович показывают, что способность юношей и девушек выделять из своего поведения и поведения своих сверстников определенные качества личности находится в зависимости от уровня их самосознания. Важно также отметить, что познание собственных качеств подразумевает предварительную оценку качеств сверстников. Дальнейшее развитие отношений юношей и девушек со сверстниками связано с необходимостью брать в фокус взгляд сверстника, соотнося свое поведение с тем, как они выглядят в глазах других людей.
В целом вся система взаимоотношений в ранней юности становится намного многообразнее, чем в предыдущие периоды онтогенеза. Юноши и девушки начинают играть множество разнообразных социальных ролей, возрастает автономность от привычных авторитетов. Многие авторы (И.В. Дубровина [7], А.Ю. Маленова [17], Р.С. Немов [20], С.И. Семенака [26] и др.) отмечают, что всевозможные межличностные
отношения молодых людей со сверстниками (как внешние, так и внутренние) подобны отношениям, наличествующим у взрослых людей.
Принимая во внимание специфику межличностных отношений, задачи общения, индивидуализацию самораскрытия и самоактуализации личности в ранней юности, особенности реализации отношений молодых людей со сверстниками следует рассматривать в следующих приоритетных плоскостях: в близости и широте взаимодействия, в особенности чувств и переживаний отношений, в отношениях с представителями противоположного пола.
Широта круга общения и близость отношений: в ранней юности наличествуют диаметрально противоположные тенденции в отношениях, с одной стороны это расширение сферы отношений, с другой - индивидуализация (избирательность). Данные тенденции призваны удовлетворять различные потребности молодых людей: переживание нового опыта, освоение разных социальных ролей, потребность во встречном понимании и т.д. (В.И. Панов [22]).
В первой тенденции можно наблюдать увеличение времени взаимоотношений со сверстниками, расширении социального и географического пространства (появляются новые друзья, общение выносится за пределы привычного круга). Также тенденция к расширению отношений наблюдается в специфическом феномене «ожидание общения», т.е. в постоянной готовности к контактам (И.С. Кон [14]).
Вторая тенденция - индивидуализация отношений, проявляется в дифференцировании взаимоотношений с окружающими, максимальной избирательности в дружеских привязанностях, предельной разборчивости к отношениям в диаде. Отношения со сверстниками базируются на взаимопонимании, откровенности и внутренней близости.
Особенности чувств и переживаний отношений в ранней юности рассматривались многими отечественными психологами (Г.В. Бурменская, Л.С. Выготский, Е.И. Захарова, Е.П. Ильин, О.А. Карабанова, И.С. Кон, А.Г. Лидерс и др.), в их работах особое внимание уделяется эмоциям и переживаниям отношений молодых людей со сверстниками, так как именно на данном этапе онтогенеза у юношей и девушек повышаются эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию, а отношения со сверстниками являются приоритетными для них. Эмоциональная сфера в ранней юности, по мысли В.С. Мухиной, становиться значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний [18]. По мнению П.С. Самыгина характерными отличительными особенностями отношений молодых людей со сверстниками являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения, склонность к крайним суждениям и оценкам [4].
Американский психолог К. Изард указывает, что опыт как позитивных, так и негативных эмоциональных состояний необходим в межличностном развитии юношей и девушек, так как именно эмоции различной модальности способствуют саморегуляции поведения в ранней юности [8]. Однако любые эмоциональные состояния могут преобразоваться из конструктивных в деструктивные, когда они становятся чрезмерно насыщенными или неадекватными (N. Singh, D. Pang [33]).
Отношения с представителями противоположного пола в ранней юности реализуются через освоение и дифференциацию чувств дружбы и любви. Многие исследователи (М. Клее [12], В.С. Мухина [18], Э. Эриксон [30] и др.) отмечают, что у юношей и девушек процесс полоролевой идентификации в общении со сверстниками противоположного пола имеет достаточно глубокий характер. Молодые люди считают дружбу важнейшим аспектом человеческих отношений. Они идеализируют друга и себя в дружбе, ищут в друге образец для подражания, при этом одни стремятся
выразить себя, другие - живут переживаниями друга. Также в ранней юности наряду с дружбой у многих молодых людей возникает еще более глубокое чувство - любовь.
Пробуждение чувства любви у молодых людей взаимосвязано со следующими моментами: во-первых, в данном возрасте завершается половое созревание; во-вторых, чрезвычайно усиливается потребность в аффилиации; и в-третьих, это форма самоутверждения юношей и девушек вследствие приобретения навыков полоролевого поведения и оценки своих возможностей эффективного взаимодействия с представителями противоположного пола.
Юношеская любовь вмещает в себя дружбу, но одновременно с этим она допускает более высокую степень интимности, чем дружба. Юношеские грезы о любви отображают потребности в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости (О.П. Ирюпина [10]). Следует отметить, что в отношениях молодых людей со сверстниками важно не только узнавать модели отношений с представителями противоположного пола, но и эффективно практиковать их, что способствует развитию личности и социальной адаптации, успешному выбору партнера (С.И. Семенака [26], Е.А. Шумилин [29]).
Подытоживая вышесказанное, отметим, что в ранней юности происходит интенсивное усвоение социальных ценностей, формирование жизненных позиций, формируются самосознание и нравственные качества личности, которые необходимы в дальнейшем для самостоятельной жизни. Таким образом, можно сделать вывод, что межличностные отношения с другими людьми, особенно со сверстниками, являются важным детерминирующим фактором развития молодых людей. От степени благополучия межличностных отношений со сверстниками будет зависеть дальнейший процесс развития и формирования личности молодых людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева, Г.М. Общение и межличностное отношение / Г.М. Андреева // Хрестоматия по психологии / под ред. Л.Я. Аверьянова. - М. : Аспект Пресс, 2003. - С. 75-109.
2. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М. : Просвещение, 1989. - 223 с.
3. Бондаренко, М.С. Формирование конфликтологических умений взаимодействия со взрослыми у старших подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М.С. Бондаренко ; Калининград. гос. ун-т. - Калининград, 2002. - 20 с.
4. Величко, В.Н. Психологические закономерности личности в юношеский период / В.Н . Величко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. -Харьков. - 2007. - № 1. - С. 107-111.
5. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Собрание сочинений : в 6 т. / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1986. - Т. 4.
6. Глущенко, Г.В. Позитивные отношения со сверстниками как фактор личностного развития старших школьников : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Г.В. Глущенко ; Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. - Ставрополь, 2001. - 23 с.
7. Дубровина, И.В. Психология подростка. Самое полное руководство для психологов, педагогов и родителей / И.В. Дубровина, Ж.К. Дандарова, А.А. Реан ; под ред. А.А. Реан. - М. ; СПб. : Прайм-Еврознак, 2011. - 512 с.
8. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб. : Питер, 2011. - 464 с. - (Мастера психологии).
9. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2013. - 752 с.
10. Ирюпина, О.П. Первая любовь в подростковом возрасте / О.П. Ирюпина // Личность в культуре и образовании, психологическое сопровождение, развитие и социализация : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. - Ростов н/Д : ЮФУ, 2013. - № 1. - С. 227-229.
11. Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. - М. : Политиздат, 1988. - 315 с.
12. Клее, М. Психология подростка. Психосексуальное развитие [Текст] / М. Клее. - М. : Педагогика, 1991. - 176 с.
13. Коломинский, Я.Л. Психология личностных взаимоотношений в группе сверстников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 19.00.01 / Я.Л. Коломинский. - М., 1981. - 45 с.
14. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М. : АСТ, 2008. - 192 с.
15. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. -СПб. : Питер, 2002. - 544 с.
16. Лисецкий, К.С. Предупреждение межличностных конфликтов в системе отношений старшеклассников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / К. С. Лисецкий. - М., 1994. - 21 с.
17. Маленова, А.Ю. Зрелость личности и ее критерии как предикторы изучения ситуации сепарации / А.Ю. Маленова, Ю.В. Потапова // Вестник Омского университета. Сер. Психология. - 2014. - № 2. - С. 21-29.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М. : Академия, 2012. - 495 с.
19. Мясищев, В.М. Психология отношений / В.М. Мясищев ; под ред. А.А. Бодалева. - М. : Ин-т практ. психол. ; Воронеж : МОДЭК, 1995. - 356 с.
20. Немов, Р.С. Психологическое консультирование / Р.С. Немов. - М. : Юрайт, 2013. - 576 с.
21. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. - Л. : ЛГУ, 1979. - 150 с.
22. Панов, В.И. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихологических типов взаимодействия / В.И. Панов, А.В. Капцов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14. - № 2-5.
23. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб. : Питер, 2000. - 624 с.
24. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М. : Мир, 1994. - 320 с.
25. Рождественская, Н.А. Межличностное познание / Н.А. Рождественская // Психология общения : энцикл. слов. / под ред. А.А. Бодалева. - М. : Когито-Центр, 2014. - С. 185-186.
26. Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия / С.И. Семенака ; под ред. А.М. Андроновой. - М. : АРКТИ, 2014. - 72 с.
27. Хьелл, Л. Теории личности (основные положения, исследования и применение) / Л. Хьел, Д. Зиглер. - СПб. : Питер Ком, 1998. - 608 с.
28. Шкуратова, И.П. Самовыражение личности в общении / И.П. Шкуратова // Психология личности : учеб. пособие / под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. - М. : ЭКСМО, 2007. - С. 241-265.
29. Шумилин, Е.А. Психологическая характеристика личности старшеклассника / Е.А. Шумилин // Консультативная психология и психотерапия. - 2012. - № 1. - С. 72-79.
30. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М. : Флинта, 2006. - 342 с.
31. Damon, W. Patterns of change in children's social reasoning: a two year longitudinal study / W. Damon // Child Development. - 1980. - № 51. - P. 1010-1017.
32. Hoffman, M.L. Affective and cognitive processes in moral internalization / M.L. Hoffman // Social Cognition and Social Behavior: Developmental Perspectives / eds. Higgins, Rubl & Hartup. - New York : Cambrige University Press, 1983.
33. International perspectives on child & adolescent mental health / ed. by N. Singh, D. Pang, A. Singh. -Sydney : Elsevier, 2011. - 448 p.
34. Selman, R.L. The relation of role-taking to the development of moral judgment in children / R.L. Selman // Child Development. - 1971. - № 42. - P. 79-92.
35. Staub, E. The Development of Prosocial Behavior. Vol. 1 / E. Staub. - New York : Academic Press, 1979.
REFERENCES
1. Andreeva G.M. Obschenie i mezhlichnostnoe otnoshenie [Communication and interpersonal relations]. In Averyanova L.YA. (ed.) Hrestomatiya po psihologii [Reader in Psychology]. Moscow: Aspekt Press, 2003, pp. 75-109.
2. Anikeeva N.P. Psihologicheskij klimat v kollektive [Psychological climate in the team]. Moscow: Prosveschenie, 1989. 223 p.
3. Bondarenko M.S. Formirovanie konfliktologicheskih umenij vzaimodejstviya so vzroslymi u starshih podrostkov. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Formation of conflictological skills of interaction with adults in older adolescents. Ph. D. (Pedagogics) Thesis]. Kaliningrad. gos. un-t (ed.). Kaliningrad, 2002. 20 p.
4. Velichko V.N. Psihologicheskie zakonomernosti lichnosti v yunosheskij period [Psychological regularities of personality in the youth period]. Pedagogika, psihologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta [Pedagogy, psychology and medico-biological problems of physical education and sport]. Harkov, 2007, no. 1, pp. 107-111.
5. Vygotskij L.S. Problema vozrasta [The problem of age]. Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 4 [Collected Works: in 6 vol. Vol. 4]. Moscow: Pedagogika, 1986.
6. Gluschenko G.V. Pozitivnye otnosheniya so sverstnikami kak faktor lichnostnogo razvitiya starshih shkol'nikov. Avtoref. diss. kand. psihol. nauk [Positive relations with peers as a factor in the personal development of older schoolchildren. Ph. D. (Psychology) Thesis]. Sev.-Kavkaz. gos. tekhn. un-t (ed.). Stavropol, 2001. 23 p.
7. Dubrovina I.V., Dandarova ZH.K., Rean A.A. Psihologiya podrostka. Samoe polnoe rukovodstvo dlya psihologov, pedagogov i roditelej [Psychology of adolescents. The most complete guide for psychologists, educators and parents]. Rean A.A. (ed.). Moscow; SaintPetersburg: Prajm-Evroznak, 2011. 512 p.
8. Izard K. Psihologiya emocij [Psychology of emotions]. SaintPetersburg: Piter, 2011. 464 p. (Mastera psihologii).
9. Ilin E.P. Emocii i chuvstva [Emotions and feelings]. SaintPetersburg: Piter, 2013. 752 p.
10. Iryupina O.P. Pervaya lyubov v podrostkovom vozraste [First love in adolescence]. Lichnost v kulture i obrazovanii, psihologicheskoe soprovozhdenie, razvitie i socializaciya: sb. st. vseros. nauch.-prakt. konf. [Personality in culture and education, psychological support, development and socialization: collection of works of scientific-practical conf.]. Rostov-on-Don: Publ. YUFU, 2013, no. 1, pp. 227-229.
11. Kagan M.S. Mir obscheniya: problema mezhsubektnyh otnoshenij [The world of communication: the problem of intersubject relations]. Moscow: Politizdat, 1988. 315 p.
12. Klee M. Psihologiya podrostka. Psihoseksualnoe razvitie [Psychology of a teenager. Psychosexual development]. Moscow: Pedagogika, 1991. 176 p.
13. Kolominskij YA.JI. Psihologiya lichnostnyh vzaimootnoshenij v gruppe sverstnikov. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Psychology of personal relationships in the peer group. Ph. D. (Pedagogics) Thesis]. Moscow, 1981. 45 p.
14. Kon I.S. Psihologiya rannej yunosti [Psychology of early adolescence]. Moscow: AST, 2008. 192 p.
15. Kunicyna V.N., Kazarinova N.V., Pogolsha V.M. Mezhlichnostnoe obschenie [Interpersonal communication.]. SaintPetersburg: Piter, 2002. 544 p.
16. Liseckij K.S. Preduprezhdenie mezhlichnostnyh konfliktov v sisteme otnoshenij starsheklassnikov. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Prevention of interpersonal conflicts in the system of relations of high school students. Ph. D. (Pedagogics) Thesis]. Moscow, 1994. 21 p.
17. Malenova A.YU., Potapova YU.V. Zrelost lichnosti i ee kriterii kak prediktory izucheniya situacii separacii [Maturity of personality and its criteria as predictors of studying the situation of separation]. Vestnik Omskogo universiteta. Ser. Psihologiya [Herald of Omsk University. Seria Psychology], 2014, no. 2, pp. 21-29.
18. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Age psychology: the phenomenology of development, childhood, adolescence]. Moscow: Akademiya, 2012. 495 p.
19. Myasischev V.M. Psihologiya otnoshenij [Psychology of relations]. Bodalev A.A (ed.). Moscow: Publ. In-t prakt. psihol. ; Voronezh: Publ. MODEK, 1995. 356 p.
20. Nemov R.S. Psihologicheskoe konsultirovanie [Psychological counseling]. Moscow: Yurajt, 2013. 576 p.
21. Obozov N.N. Mezhlichnostnye otnosheniya [Interpersonal relations]. Leningrad, LGU, 1979. 150 p.
22. Panov V.I., Kapcov A.V. Vzaimosvyaz mezhlichnostnyh otnoshenij i ekopsihologicheskih tipov vzaimodejstviya [Interrelation of interpersonal relations and ecopsychological types of interaction]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk [Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2012, t. 14, no. 2-5.
23. Rajs F. Psihologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [Psychology of adolescence and adolescence]. SaintPetersburg: Piter, 2000. 624 p.
24. Remshmidt H. Podrostkovyj i yunosheskij vozrast: problemy stanovleniya lichnosti [Teenage and adolescent age: problems of personality formation]. Moscow: Mir, 1994. 320 p.
25. Rozhdestvenskaya N.A. Mezhlichnostnoe poznanie [Interpersonal cognition]. Psihologiya obscheniya: encikl. slov. [Psychology of communication]. Bodalev A.A. (ed.). Moscow: Kogito-Centr, 2014, pp. 185-186.
26. Semenaka S.I. Socialno-psihologicheskaya adaptaciya rebenka v obschestve. Korrekcionno-razvivayuschie zanyatiya [Social psychological adaptation of the child in society. Correction and development classes]. Andronova A.M. (ed.). Moscow: ARKTI, 2014. 72 p.
27. Hell L., Zigler D. Teorii lichnosti (osnovnye polozheniya, issledovaniya i primenenie) [Theories of personality (basic provisions, research and applications]. SaintPetersburg: Piter Kom, 1998. 608 p.
28. Shkuratova I.P. Samovyrazhenie lichnosti v obschenii [Self-expression in communication]. Psihologiya lichnosti: ucheb. posobie [Psychology of personality]. Ermakov P.N. (eds.). Moscow: EKSMO, 2007, pp. 241265.
29. Shumilin E.A. Psihologicheskaya harakteristika lichnosti starsheklassnika [Psychological characteristics of a senior high school student]. Konsultativnaya psihologiya i psihoterapiya [Consultative psychology and psychotherapy], 2012, no. 1, pp. 72-79.
30. Erikson E. Identichnost: yunost i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow: Flinta, 2006. 342 p.
31. Damon W. Patterns of change in children's social reasoning: a two year longitudinal study. Child Development, 1980, no. 51, pp. 1010-1017.
32. Hoffman M.L. Affective and cognitive processes in moral internalization. Social Cognition and Social Behavior: Developmental Perspectives. In Higgins, Rubl & Hartup (eds.). New York: Cambrige University Press, 1983.
33. In N. Singh (eds.). International perspectives on child & adolescent mental healthSydney. Elsevier, 2011. 448 p.
34. Selman R.L. The relation of role-taking to the development of moral judgment in children. Child Development, 1971, no. 42, pp. 79-92.
35. Staub E. The Development of Prosocial Behavior. Vol. 1. New York: Academic Press, 1979.
УДК 376.1-058.264
Т.Н. Филютина,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и
специальной психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия К.Е. Выжлакова, Н.А. Миронова, К.С. Харина, Н.С. Федорова,
студенты профиля «Специальная психология»